УДК 331.544
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНЫМ ТРУДОМ: ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
Аннотация. В статье обосновываются некоторые теоретические положения в связи с необходимостью поиска новых методов управления интеллектуально-креативным трудом и предлагаются методы и инструменты для решения этой задачи. Ключевые слова: креативная экономика, управление инновационным трудом, ноомарке-тинг, метод синектики, коучинг, синергетика.
MANAGEMENT OF INTELLECTUAL AND CREATIVE WORK: THEORY, METHODS. TOOLS
Annotation. Some theoretical provisions due to the need of search of new methods of management of intellectual and creative work locate in article and methods and tools for the solution of this task are offered.
Keywords: creative economy, management of innovative work, noomarketing, sinektika method, coaching, synergetrics.
Главная задача национальной стратегии долгосрочного развития заключается в создании благоприятных условий для формирования и развития креативного класса России. Решение этой задачи тесно связано с развитием национального человеческого потенциала (НЧП), включая изменение места России по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) в мире. Россия на 2013 г. занимала 55-е место в списке из 187 стран с показателем 0,788, таким образом входя в группу стран с высоким ИРЧП.
Рост численности креативного класса в наибольшей степени влияет на увеличение нормативно чистой продукции. Именно борьба за качество НЧП, креативных личностей, станет (и даже уже стала, как например, в США) в ХХ! в. главной целью соперничества наций, в том числе в международной области. Поэтому сознательное и целенаправленное развитие креативного класса должно стать высшим приоритетом государства и общества на ближайшие десятилетия. И не только в интересах опережающего развития НТП, экономики, но и культуры, и духовности. В период фазового перехода никто не знает, когда, кем, зачем и какие будут сделаны открытия. Тем более, как они повлияют на судьбу человечества и отдельной нации. Известно только, что такие открытия будут революционными [2].
Развитие креативной экономики связано с определенными условиями. Требования, которые необходимо соблюдать для развития креативного сектора, можно классифицировать по трем основным областям. Они определяют, что является наиболее существенным для общества, которое видит в развитии креативной экономики инструмент экономического роста. Речь идет о потребителях, трудовых ресурсах и пространстве (микроклимате), особенно культурно-историческом, разрушение которого лишает нацию возможности производить оригинальные идеи и технологии. Кроме того, предпосылкой роста вклада креативного сектора экономики в производство ВВП являются: уровень интеллекта и финансовой обеспеченности потребителей, способности и уровень профессиональной подготовки рабочей силы, а также высокоразвитое экономическое и технологическое пространство, открытое для новых оригинальных решений и обладающее развитой институциональной базой» -справедливо отмечает Й. Клоудова [3].
Зарубежный опыт показал, что достижение устойчивого экономического роста, развитие креативной экономики невозможны без утверждения приоритета развития человека (основой которого в любом обществе является трудовая деятельность и образование), без гармонизации социально-
О.М. Махалина В.Н. Махалин
Oksana Makhalina Victor Makhalin
© Махалина О.М., Махалин В.Н., 2015
трудовых отношений и установления справедливого уровня трудового вознаграждения. Современные методы компенсационного менеджмента позволяют эффективно решать эти задачи. Все это означает, что в XXI в. труд займет достойное место в экономической науке и практике. Принятие решений в области организации и оплаты труда, формирование системы социально-трудовых отношений, планирование карьеры, развитие образовательного комплекса, реструктурирование предприятий, социальной политики - все эти действия будут требовать глубокого и всестороннего экономического анализа. При этом неизбежно возрастут сложность, объем информационной базы, степень вариантности в ходе этого сложного, многоступенчатого процесса, что потребует реализации новых подходов в организации подготовки специалистов.
Постепенно формируются новые общие квалификационные требования, которые предъявляются прежде всего к современным профессиям, имеющим дело с наукоемкими и информационными технологиями. К таким требованиям относятся: способность к критическому мышлению; умение оперировать информацией и знаниями; умение программировать, аналитически и логически мыслить, так называемая «новая грамотность»; способность быстро реагировать на всякое изменение ситуаций, а в связи с этим - понимать, как функционируют экономические, технологические и социотехноло-гические системы в их взаимосвязи, и самое главное, постоянно развивать свои творческие (созидательные) возможности. Все эти обстоятельства обуславливают тот факт, что управлять творческими интеллектуальными работниками традиционными методами невозможно. Поэтому сегодня речь идет о формировании системы инновационного управления трудом, наиболее адекватной современному этапу развития креативной экономики. Объектом инновационного управления трудом являются человеческие ресурсы организации, а предметом - развитие творческого потенциала и инновационного поведения работников. Следует отметить, что инновационное управление трудом, с одной стороны, наиболее характерно для инновационных организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях экономики, но, с другой стороны, любая современная организация, которая хочет успешно конкурировать в рыночной среде, должна реализовывать инновационные принципы и методы управления. К их числу можно отнести переход от функциональных подразделений к процессным командам, от работы, ориентированной на простые задачи, к решению многомерных задач, от контроля над работниками к наделению их полномочиями и др. При этом теория решения изобретательских задач, а также идеи реинжиниринга становятся центральными в научно-методическом обеспечении процессов инновационного управления трудом [1].
Содержание и цель креативной экономики заключается в том, что единственным продуктом, который представляет собой ценность, является креатив или другими словами идея. Поэтому креативный класс должен обладать инструментом, который обеспечивает возникновение, продвижение и реализацию идеи. Таким инструментом является ноомаркетинг. Рассмотрим его отличие от традиционного маркетинга, необходимость появления и содержание.
Эксперты оценивают вклад традиционного маркетинга в экономику развитых стран на уровне 80 %. Именно маркетинг почти 100 лет был локомотивом развития ведущих экономик мира [5]. Маркетинг дал каждому то, что ему нужно, но дал столько всего, что теперь не знает, что с этим делать. Маркетинг, направленный на удовлетворение потребностей исчерпал себя, а значит, нужен маркетинг, который способен создавать потребности. Еще Платон утверждал, что все берет начало от идей. Раз идеи лежат в основании всего, то и в основании потребностей людей тоже должны лежать идеи. Это действительно так. Соответственно новый маркетинг должен быть тем инструментом, который позволяет работать с потребителем на уровне идей. Он должен позволять решить все вопросы, связанные с идеями, начиная от получения этих идей, заканчивая внедрением идей в людей и доведением их до состояния, когда они формируют потребности. Маркетинг прежнего поколения не позволяет это делать. Сделать это может только маркетинг нового поколения, который и получил название но-
омаркетинг. Сила маркетинга прежнего поколения была в том, что он удовлетворял потребности. Сила ноомаркетинга в том, что он создает потребности. Ноомаркетинг даст новый толчок развитию мировой экономики. Сила маркетинга нового поколения огромна, но ей надо проявиться.
Еще одним неординарным способом генерации идей, наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда ЛеБоно, выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика - это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.
Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма. Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика - это профессиональная деятельность, а мозговой штурм - лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики - использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий. То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические - это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические - телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.
Весьма перспективным в обучении персонала является коучинг, который высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и значительные решения, более выгодные проекты и действия. Коучинг это технология, перемещающая из зоны проблемы в зоны эффективного решения; это система, которая позволяет увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, позволяет раскрыть потенциал работника и «навести порядок» во многих областях жизни; это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Основной целью коучинга является помощь работнику в том, чтобы он самостоятельно нашел решение той или иной реальной проблемы, повысил свою эффективность.
В качестве регулятора междисциплинарного «диалога может выступить синергетика, призванная осуществлять коммуникативную роль между разными областями знания как трансдисциплинарная наука. Синергетика (от греч. «синер-гейя» - содействие, сотрудничество), созданная в XX в. благодаря трудам Г. Хакена, И. Пригожина и других исследователей, представляет собой теорию эволюции и самоорганизации сложных систем, дающую общие ориентиры для научного поиска, прогнозирования и моделирования процессов, в том числе в сложных социальных системах. Методы исследования, предлагаемые синергетикой, обогащают теорию познания и могут быть широко использованы в креативной деятельности.
Структура занятых в отраслях креативной экономики характеризуется потребностью в работниках, обладающих ключевыми компетенциями, способных к созданию и реализации новых знаний. Так, в США доля «креативного класса» составляет, по данным Р. Флорида, около 30 %. Для сравне-
ния: доля рабочего класса, согласно тому же источнику, уменьшилась на 25 % [4]. Информационная составляющая креативной экономики отличается высокой загруженностью наличием необходимой и достаточной информации для принятия решений научного, производственного и управленческого характера любого уровня.
Главным, определяющим результативность креативной деятельности, является умение применить знания на практике, из множества решений выбрать нужное. Недаром говорят, мудр тот, кто знает немного, но нужное. В этой связи уместно напомнить, что в новой парадигме образования, ставшей доминирующей в западном мире - рефлексно-креативном образовании - приоритеты отдаются обучению навыкам критического мышления, перемещению из зоны проблемы в зону эффективного решения и т.д. Вторым компонентом этой парадигмы является, комплексное использование интеллектуально-креативных ресурсов в формировании стоимости организации. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость, развития рефлексно-креативного обучения, которое ведет к концептуальным переменам в деятельности всех структур экономики и управления, формированию научных основ инновационного менеджмента, повышению эффективности использования человеческого капитала.
Библиографический список
1. Горелов Н.А. Креативный менеджмент (менеджмент интелектуально-креативной деятельности) // Креативная экономика. - 2008. - № 9.
2. Образцов П. Двенадцать идей, которые потрясут мир // Известия. - 2011. - 4 мая.
3. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал новой экономической ассоциации. - 2010. - № 5.
4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М.: Классика-ХХ1. - 2007.
5. Popular* Общество* Маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.noomarketing.net (дата обращения: 10.02.2015).