Научная статья на тему 'Создание условий для формирования креативного класса как основа успешного развития инновационной деятельности в России'

Создание условий для формирования креативного класса как основа успешного развития инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаламова Н. Г., Колосова Э. В.

в статье рассмотрены понятие «креативная экономика» и ее особенности, определена роль креативного класса в развитии инновационной деятельности, даны рекомендации по созданию условий, способствующих формированию креативного класса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий для формирования креативного класса как основа успешного развития инновационной деятельности в России»

Н.Г. Шаламова, Э.В. Колосова

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО КЛАССА КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

THE CREATION OF CONDITIONS FOR FORMATION OF A CREATIVE CLASS AS A BASIS OF A SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE ACTIVITY IN RUSSIA

Аннотация: в статье рассмотрены понятие «креативная экономика» и ее особенности, определена роль креативного класса в развитии инновационной деятельности, даны рекомендации по созданию условий, способствующих формированию креативного класса в России.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, креативность, креативная экономика, креативный класс.

Abstract: the concept and peculiar properties of «Creative Economy» were examined the article, the role of Creative Class in development of an innovative activity in Russia was defined, and advice for creation the condition, which can promote the formation of a Creative Class was given.

Keywords: keywords: innovations, innovative activity, creative work, Creative Economy, Creative Class.

Интенсивное развитие инновационной сферы в деятельности современного общества, рост научно-технической и инновационной деятельности, информации и интеллектуального продукта в экономике привели к тому, что инновации и интеллектуальный потенциал стали считаться таким же богатством страны, как и ее полезные ископаемые, и производственные мощности. «Мировую экономику потряс глобальный кризис, суть которого лежит не в финансовой системе... а в технологиях. Преодолеть его последствия можно только с помощью инновационных решений в производственной, экономической и социокультурной сферах...» [4]. Активная инновационная деятельность способна стать реальным стратегическим ресурсом, одним из основных факторов обеспечения повышения конкурентоспособности национальной экономики, высоких темпов социально-экономического роста, национальной безопасности страны. Немаловажным и одним из главных факторов успешного развития инновационной деятельности является создание условий для формирования креативного класса. Так как в складывающейся на сегодняшний день реальности основным источником конкурентоспособности, лидерства и превосходства становится человеческий интеллект - способность воспроизводить инновации и инновационные системы, способность моделировать и строить будущее, способность приспосабливаться к условиям динамической среды. Понимание этого чрезвычайно важно для современной России.

Современная экономика по существу является креативной экономикой. Развитые страны переходят к типу экономики, основанной на информации и управляемой знаниями. П. Друкер, очертивший контуры развития «экономики знания», был наиболее влиятельным сторонником этой точки зрения: «Основным экономическим ресурсом» - «средствами производства», если воспользоваться термином экономистов - является уже не капитал, не естественные ресурсы. и не труд. Им стало - и остается - знание». В основе экономики такого типа лежит способность субъектов решать возникающие (или потенциальные) проблемы с

© Шаламова Н.Г., Колосова Э.В., 2012

помощью нестандартных, оригинальных методов, что позволяет добиться высокой степени конкурентоспособности, получить дополнительные эффекты (экономические и социальные) [6].

Журнал Business Week первым ввел в оборот понятие креативной экономики в августе 2000 года [7]. Затем Джон Хокинс в своей книге «Креативная экономика» (2001) сделал попытку проследить ее влияние в мировом масштабе. Автор делит ее на пятнадцать отраслей «креативной индустрии», включающей программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии творческого содержания, такие как кино и музыка. Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок, идей [5].

Главной движущей силой является креативность, то есть создание на базе этого знания практических новых форм. «Знание» и «информация» - это орудие и рабочий материал креативности. Ее продуктом является «инновация» [2]. Практически в любой области производства, от автомобилестроения до индустрии моды, пищевой промышленности и информационных технологий, побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Й. Шумпетер в качестве движущей силы экономического прогресса выдвигает предпринимателя-новатора [3].

Экономическая потребность в креативности отражается в формировании нового класса - креативного класса. Число и, разумеется, потребность в творчески мыслящих личностях увеличивается пропорционально росту капиталовложений в научные исследования.

Креативный класс, состоит из двух подклассов: суперкреативного ядра и креативных профессионалов. К суперкреативному ядру отнесены профессии в следующих областях: программирования и математики, архитектуры и инженерного дела, естественных и социальных наук, образования, воспитания и библиотечного дела, искусства, дизайна, развлечений, спорта, СМИ. Подкласс креативных профессионалов составили: управленческие профессии, профессии в области бизнеса и финансов, профессии в области права, профессии в области здравоохранения (врачи и технические специалисты), руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами[3].

Отличительная особенность креативного класса заключается в том, что его представители заняты работой, главная функция которой - переосмысление старых форм, методов и создание значимых новых форм и методов. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала.

В России около 18 млн. человек представителей креативного класса, то есть ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях [1].

В мире различных профессий творчество не ограничивается креативным классом. В труде фабричных рабочих и даже самого низкооплачиваемого обслуживающего персонала есть творческий элемент. Кроме того, доля креативности во многих рабочих и сервисных профессиях постоянно растет. Хороший пример дают долгосрочные рационализаторские программы на заводах, использующие как физический труд, так и предложения и идеи работников производства [3].

Основным мотивом креативной деятельности выступает потребность человека в реализации собственного потенциала.

Для успешной реализации потенциала человек должен знать в какой сфере у него потенциал, а также необходимы соответствующие условия, стимулирующие творческую мысль.

Необходим системный подход к созданию условий для формирования креативного класса, вышеуказанные условия должны создаваться последовательно на уровне школ, ВУЗов, предприятий, регионов, страны.

Школы.

1. Необходима правильная профессиональная ориентация учащегося, в противном случае врожденные задатки у школьника останутся нереализованными (проведение тестов по профессиональной ориентации в 5 и 10 классах).

2. Повышения социального престижа, РЯ технических профессий, популяризация ученых и инженеров.

3. Создание в школах кружков (направление химия, биология, физика и др.), лабораторий НИОКР, в том числе передвижных лабораторий.

4. Проведение научно-практических конференций для учащихся старших классов.

5. Воспитание у подрастающего поколения представления о безусловной социальной ценности новаторской деятельности, особенно в области техники и технологий.

6. Воспитание любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности мыслить нетривиально. Необходимо еще воспитывать готовность к восприятию нового и необычного.

7. Комплектование школ талантливыми учителями.

Университеты.

1. Создание лабораторий НИОКР, увеличение расходов на приобретение оборудования, необходимого для проведения НИОКР.

2. Взаимовыгодное сотрудничество малого, среднего бизнеса и ВУЗов. Принятие заказов от предприятий на проведение НИОКР, маркетинговых исследований, конкурсов «Лучшая идея», разработку бизнес-планов. Предполагается активное участие в данных мероприятиях студентов с перспективой дальнейшего трудоустройства.

3. Участие студентов в разработке и реализации региональных, российских, международных программ грантовых проектов.

4. Создание на муниципальном, региональном и всероссийском уровне «Базы талантов» (талантливых, перспективных и нестандартно мыслящих студентов).

5. Создание при ВУЗах бизнес-инкубаторов, технопарков. Развитие творческого и предпринимательского потенциала молодежи.

6. Введение в образовательные программы ВУЗов предметов по развитию креативного мышления (ТРИЗ, мозговой штурм, синектика, систематология, форсайт).

Предприятия.

1. Современные условия труда, способные мобилизовать креативность: комфортные условия в офисе, гибкие условия в таких вопросах, как рабочий график, форма одежды и индивидуальные профессиональные привычки.

2. Забота компании о бывших, настоящих и будущих сотрудниках.

2. Воспитание в коллективе отрицания к посредственности.

3. Особая мотивация. Для мотивации креативных профессионалов необходимо применение внутренних стимулов (самореализация, признание и уважение коллег), горизонтальной структуры управления, принципа добровольного участия. Представители креативного класса работают с целью проявить свои возможности, заслуживающие признания и уважения. Они работают, потому что хотят участвовать в интересных проектах. Этим определяются их идентичность и желания.

4. Различные льготы на социальные нужды, отвечающие реальным потребностям сотрудников.

5. Немаловажным также являются материальные стимулы - справедливая (высокая) заработная плата.

Регионы.

Разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение и удержание человеческих ресурсов, в особенности креативных людей, так как человеческий капитал является центральным фактором регионального развития.

1. Развитие высокотехнологичной индустрии.

2. Позиционирование регионов как креативных центров, где все формы креативности - художественное творчество и культура, технология и экономика могут процветать совместно.

3. Плотный рынок труда, способствующий горизонтальным карьерам; разнообразие возможностей на рынке занятости. Представители креативного класса не хотят работать всю жизнь на одну компанию, они готовы переходить из одной компании в другую, участвовать в новых интересных проектах. Регион тем самым создает рынок кадров для компаний, которым нужны сотрудники, и плотный рынок труда для людей, которым нужны рабочие места.

4. Высокоразвитая инфраструктура региона, возможности творческим людям заявить о себе.

5. Высокий уровень удобств, энергии, безопасности и чувства общности.

6. Разнообразие, толерантность и открытость новым идеям.

Государство.

Политика государства, направленная создание инновационной среды, которая предполагает наличие стабильного спроса на инновации.

Изменение системы оценки успешности регионов. Критерии оценки: доля креативного класса в занятом населении; высокотехнологичные индустрии; затраты на НИОКР по организациям; количество патентов на душу населения; коммерциализация инноваций.

Чтобы достичь реального успеха, России необходимо научиться использовать глобальные потоки таланта. Российские города должны приобрести надежный статус городов мирового класса, креативных центров, чтобы привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удерживать местные таланты от искушения найти себе более подходящий климат, способствующий реализации их потенциала. Создание креативного климата в России позволит сформировать новый общественный класс, который определяет не только развитие отдельных компаний, рост и процветание целых городов и регионов, но и мощь держав на мировой геополитической карте.

Литература

1. Дацык А. А. Исследование тенденций креативной экономики в России и зарубежом // Проблемы развития инновационно-креативной экономики // Под общей редакцией проф. О.Н. Мельникова. - М., 2010.

2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.,

2007.

3. Шумпетор И. Капитализм, социализм и демократия. - М.,1995.

4. Яковец Ю.В. Законодатели вовсю занялись арктической темой //Ямал и инновации. 2012. Вып. 10/78.

5. John Howkins, The Creative Economy. New York, 2001.

6. Peter Druker, Past-Capitalist Society. New York, 1995.

7. «The Creative Economy». Business Week, Аugust 28, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.