Научная статья на тему 'Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения'

Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATIVE CULTURE / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / HEURISTIC METHODS OF TEACHING / МЕТОД СИНЕКТИКИ / METHOD OF SYNECTICS / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PROGNOSTIC ABILITIES / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ИННОВАЦИОННОСТЬ ПЕДАГОГА / INNOVATIVENESS OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Терехина Анастасия Евгеньевна

Обращение к рассмотрению вопроса формирования культуры инновационной деятельности молодого поколения вызвано инновационным характером развития современного общества. Авторы приводят трактовку термина «инновация», обращаясь к истории возникновения и применения данного термина в мировой и отечественной практике. Даётся определение инновационной культуры. Социальная ценность и личностная значимость инновационных знаний, умений и опыта определяют особую актуальность педагогической деятельности по их формированию. Обращается внимание, что именно молодое поколение, студенчество должно быть вовлечено в активное освоение новых технологий. Особая роль в этом отводится педагогу. Рассматриваются эвристические методы обучения, которые следует использовать педагогу в своей деятельности в процессе формирования инновационной культуры студентов: метод синектики, метод проектов, способствующий развитию прогностических способностей обучающихся. Авторы обращают внимание, что формирование культуры инновационной деятельности обучающихся неразрывно связано с инновационностью педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Терехина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A CULTURE OF INNOVATION ACTIVITIES IN THE YOUNGER GENERATION

The appeal to the consideration of the issue of formation of the culture of innovative activity of the younger generation is caused by the innovative nature of the development of modern society. The authors cite the interpretation of the term "innovation", referring to the history of the emergence and application of this term in world and domestic practice. The definition of an innovative culture is given. The social value and personal significance of innovative knowledge, skills and experience determine the special actuality of pedagogical activity in their formation. Attention is drawn to the fact that it is the younger generation, the students, who should be involved in the active development of new technologies. A special role in this is assigned to the teacher. Heuristic methods of teaching are considered, which should be used by the teacher in his activity in the process of forming the innovative culture of students: the method of the synectics, the method of projects, which contributes to the development of the prognostic abilities of the students. The authors draw attention to the fact that the formation of a culture of innovative activity of students is inextricably linked with the innovativeness of the teacher.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения»

Педагогика

УДК:37.01

кандидат педагогических наук Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Терехина Анастасия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДОГО

ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Обращение к рассмотрению вопроса формирования культуры инновационной деятельности молодого поколения вызвано инновационным характером развития современного общества. Авторы приводят трактовку термина «инновация», обращаясь к истории возникновения и применения данного термина в мировой и отечественной практике. Даётся определение инновационной культуры. Социальная ценность и личностная значимость инновационных знаний, умений и опыта определяют особую актуальность педагогической деятельности по их формированию. Обращается внимание, что именно молодое поколение, студенчество должно быть вовлечено в активное освоение новых технологий. Особая роль в этом отводится педагогу. Рассматриваются эвристические методы обучения, которые следует использовать педагогу в своей деятельности в процессе формирования инновационной культуры студентов: метод синектики, метод проектов, способствующий развитию прогностических способностей обучающихся. Авторы обращают внимание, что формирование культуры инновационной деятельности обучающихся неразрывно связано с инновационностью педагога.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, инновация, инновационная культура, студенчество, эвристические методы обучения, метод синектики, прогностические способности, метод проектов, инновационность педагога.

Annotation. The appeal to the consideration of the issue of formation of the culture of innovative activity of the younger generation is caused by the innovative nature of the development of modern society. The authors cite the interpretation of the term "innovation", referring to the history of the emergence and application of this term in world and domestic practice. The definition of an innovative culture is given. The social value and personal significance of innovative knowledge, skills and experience determine the special actuality of pedagogical activity in their formation. Attention is drawn to the fact that it is the younger generation, the students, who should be involved in the active development of new technologies. A special role in this is assigned to the teacher. Heuristic methods of teaching are considered, which should be used by the teacher in his activity in the process of forming the innovative culture of students: the method of the synectics, the method of projects, which contributes to the development of the prognostic abilities of the students. The authors draw attention to the fact that the formation of a culture of innovative activity of students is inextricably linked with the innovativeness of the teacher.

Keywords: professional activity, innovation, innovative culture, students, heuristic methods of teaching, method of synectics, prognostic abilities, method of projects, innovativeness of the teacher.

Введение. С изменением роли образования в обществе отмечено создание условий для развития инновационных процессов. На смену безусловному ориентиру образования в России на формирование знаний, навыков, умений, способных обеспечить готовность к жизнедеятельности, которая понимается в качестве способности к адаптации личности в обществе, пришла ориентация образования на создание технологий и способов влияния на личность, которые обеспечивают баланс между социальными и индивидуальными потребностями и запускают механизм саморазвития, готовящих личность к реализации собственной индивидуальности в изменяющихся условиях общества.

Развитие является неотъемлемой частью любой деятельности человека. Постоянное развитие человека происходит при накоплении им опыта, совершенствовании способов, методов действий, расширении умственных возможностей. Сформированность профессиональных навыков и умений определяет успешность профессиональной деятельности, достижения в карьере. Это обуславливает развитие человека в качестве субъекта деятельности.

Инновационный характер современного общества актуализирует трудовые умения, обеспечивающие активное участие человека в преобразовательной деятельности, особо востребованной становится культура инновационной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Начало использования термина «инновация» относится к началу ХХ века. Трактовался данный термин как нечто, что выходит за рамки традиций и обычаев, его использование отмечено при рассмотрении процессов, характеризующихся изменениями в культуре. Инновации рассматривали в качестве основания происходящих изменений в культуре, распространения особенностей культуры или субкультуры в различных областях деятельности [11].

В дальнейшем экономическая наука термину инновация придала новую трактовку и звучание и он стал рассматриваться как преобразование новых видов и способов деятельности человека в социально-культурные нормы и образцы.

А.Адамс, А.Маслоу, Ф.Тейлор и другие учёные в начале прошлого века в трудах по вопросам разделения труда, мотивации трудовой деятельности, психологии управления трактуют термин «инновация» в качестве нововведений, внедрений новых форм организации и управления» «Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий,

внедрение новых организационных решений и т.д., удовлетворяющих потребностям человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения» [13].

60-е годы прошлого века отмечены возникновением нового подхода в определению инновации. Инновации связывают с эволюцией культуры, которая основана на технологических преобразованиях (Л. Уайт). В дальнейшем отмечаются разнообразные формы инноваций в педагогике и в системе образования. Обобщаются инновации, предлагаемые зарубежными педагогами и администрацией учебных заведений, начинается сотрудничество между странами в данной области [4]. Инновацией считают любую новую идею, новый метод или проект, специально вводящийся в систему традиционного образования [11].

Именно инновационная культура способствует обеспечению восприимчивости человека к новым идеям, готовность, способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизнедеятельности. Инновационная культура, как считает А. Николаев, отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами [6].

Инновационная культура - это исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов установления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. Представляя собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, инновационная культура играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов [12].

Инновационная культура, являясь совокупностью знаний, умений и опыта подготовки, внедрения и освоения новшеств, предполагает свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Залогом быстрых изменений в самом обществе становится сформированность инновационной культуры у специалистов всех профессий. Социальная ценность и личностная значимость инновационных знаний, умений и опыта определяют особую актуальность педагогической деятельности по их формированию. Культура преобразовательной деятельности строится не только на овладении определенным набором действий, она предполагает хороший уровень развитости образного и интуитивного мышления, творческого воображения, критичности ума, умелого применения своих возможностей в трудовой практике.

Современная государственная инновационная политика отдаёт приоритет технологическим инновациям, молодёжи, высшей школе как среде, которая способствует формированию инновационной культуры. Отмечается, что молодёжь - это главный потенциальный субъект процесса модернизации отечественной экономики [13]. Студенчество выделяется как максимально мобильная и инновационно-активная часть молодёжи. Те установки, ценностные ориентации и идеи, которые сегодня формируются при обучении, впоследствии найдут отражение в развитии общества. У молодого поколения особенное психологическое восприятие, в студенческом возрасте молодой человек становится автором и сторонником нетрадиционных и прогрессивных подходов к реформированию определённых социальных процессов и институтов. К тому же молодое поколение смело подвергает критике накопленный предыдущими поколениями исторический опыт. Все эти факторы способствуют как активному участию студенчества в освоении инновационных технологий, так и генерированию, апробации и активному продвижению своих идей.

Осознавая ценность культуры инновационных преобразований, следует осмыслить педагогический потенциал, с помощью которого возможно обеспечение условий эффективного развития внутренних резервов личности, ее способностей к инновационной деятельности. Превращение в предмет педагогического внимания способностей, которые лежат в основе инновационной деятельности, и умений их применения способствует достижению гармонии между внешней нормативностью и жизнетворчеством, предполагая проектирование дидактико-технологической основы обучения, обеспечивающей развитие личности [10, с. 43]. Используя эвристические методы обучения, педагог проектирует дидактико-технологическую основу обучения, которая призвана стимулировать творческую активность студентов, формировать опыт инновационного поведения. Также при использовании эвристических методов в процессе обучения происходит стимуляция творческого развития студентов, воспитание креативной личности, которая способна и готова выполнять нестандартные задания. В.И.Андреев при оценке значимости эвристических дидактических теорий указывает на возможности «развития и саморазвития творческого потенциала учителя и учащихся» [1, с. 301].

Современное отечественное образование выделяет следующие эвристические методы: «мозговая атака», «мозговой штурм», «метод синектики», метод эвристических вопросов, метод инверсии и др. При их эффективном использовании обязательно наличие определенной системы действий педагога в построении пространства учебного занятия.

Обязательное условие - педагог должен смотивировать обучающихся на творчество как способ самовыражения в настоящем, как важный опыт, востребованный в будущей жизнедеятельности. Ресурсные возможности индивида к инновационной деятельности расширяются за счет:

-сформированности ценностного отношения к инноватике;

-развития критичности мышления;

- приобретения опыта самостоятельной, преобразующей, продуктивной деятельности;

- хорошего уровня развитости творческого воображения и творческого мышления;

- позитивной самооценки своих возможностей, уверенного поведения.

Системность использования педагогами всего многообразия эвристических методов способствует формированию у обучающихся моделей инновационного поведения, алгоритмов инновационных действий. Приобретенный опыт преобразовательной деятельности на этапе освоения учебных программ может стать значимой основой будущих преобразований, осуществление которых может быть востребовано в процессе профессиональной деятельности.

Одним из методов обучения, использование которого способно заложить у обучающихся основы культуры преобразовательной деятельности и расширить внутренние ресурсы личности, является метод синектики - метод интеллектуальной деятельности, предполагающей сравнение несравнимого. В основе метода синектики лежит символическая аналогия, неожиданная метафора. Выполнение заданий, построенных на основе данного метода, происходит за счет интуиции, свободного размышления, вдохновения.

Его автором считается Дж. Гордон. В середине XX в. этот метод широко использовался для создания технических изобретений. Диапазон возможных сравнений, построенных на основе логических операций, неограничен. В качестве сравниваемых могут выступать объекты (например, химическая реакция и революция), между которыми нет ничего общего. При сравнении их «несхожесть» помогает глубже проникнуть в сущность исследуемого явления, открывая горизонты творчества воображению и мышлению. Данный метод ценен тем, что он способен повысить уровень восприимчивости новых идей, нестандартных решений, готовности и способности поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни и в профессиональной деятельности.

Занятия, построенные на основе метода синектики, отличаются тем, что задания, которые выполняются студентами, способствуют прохождению пути от собственных ощущений изучаемых социальных или природных явлений в символической аналогии к инсайту как самим студентам, так и преподавателю. Ценным становится и приобретаемый опыт свободного от стереотипов мышления. При использовании данного метода в процессе обучения участники образовательного процесса приобретают статус субъекта совместной творческой деятельности, сотворчество которых способствует гуманизации педагогического взаимодействия.

Наиболее важными требованиями к занятиям, построенным на основе метода синектики, являются: подготовка обучающихся к работе над заданиями, которые предполагают отказ от стереотипов; предоставление им свободы в создании символических образов; отказ от оценки точности образов преподавателем; создание особой атмосферы отношений между студентами, способной помочь им принять любые образы и мнения других; инициация мыслительной деятельности студентов использованием разнообразных и порой неожиданных средств.

К не менее значимым способностям, определяющим диапазон инновационных возможностей личности, относится логичность мышления. Владение техникой правильного мышления, навыками работы с понятиями может повысить общий уровень познавательной культуры студента. Овладение человеком культурой познания - обязательное условие инноваций. Наукоемкость современного производства усиливает значение интеллектуальных функций человека, предопределяя востребованность педагогических действий, направленных на повышение интеллектуальных ресурсов студентов. Логичность ума становится особо востребованной интеллектуальной функцией. Решение задачи развития логических способностей обучающихся обеспечивается многими методами обучения. Особый потенциал имеет метод обучения понятию, представленный в работах М.В. Кларина [5].

Важной составляющей инновационной деятельности выступает критичность ума. Современная дидактика предлагает немало методов и приемов развития данной способности человека - от заданий подобрать доводы «за» и «против» той или иной точки зрения до ролевых и деловых игр, диспутов, дебатов, оппонирования при защите проектов. Ценность занятий, построенных на основе этих методов, состоит еще и в том, что они позволяют воспитывать у студентов определенную культуру принятия другого мнения, другой позиции. Умение услышать другую позицию выступает актуальным умением в культуре инновационной деятельности, оно приучает искать рациональное зерно в точке зрения другого, которое может быть значимым и в собственных преобразовательных планах.

Рассмотренные выше методики обучения вносят определённый вклад, стимулируя развитие прогностических способностей человека в целом.

Однако прогнозирование предполагает не только наличие прогностических способностей, но и присутствие у человека определенного опыта данной деятельности, ценностного отношения к ней как к значимой основе любых преобразований. Поэтому в число педагогических проблем входит проблема введения в учебную деятельность студентов заданий, предоставляющих возможность формирования прогностических умений. Современный педагог должен создать определенный набор учебных заданий, которые приобщают студентов к многообразной прогностической деятельности с выходом на конкретный продукт. Среди учебных умений, которые должны быть приобретены в процессе обучения, - умение решать прогностические задачи.

Свои ресурсы в развитии прогностических способностей студентов имеет метод проектов, предусматривающий в структуре разрабатываемого проекта прогностический компонент. При этом, формируя у студентов опыт прогностической деятельности, педагог должен показать, сколь ценностным для этой деятельности является пространственность и объемность мышления, позволяющие выйти за грань плоскостного видения прогнозируемого изменения конкретного предмета (явления), найти некие аналоги ему.

Формирование у студентов навыков прогностической деятельности и мотивирование ее значимости в личной и в профессиональной жизни - одно из требований, отражающих идеи современной педагогики. Н.И.Калаков делает вывод о том, что «прогностическое творчество - это универсальный механизм развития и саморазвития личности», формирование которого «может служить интегративным показателем профессионально-личностного развития в целом» [3, с. 43]. И чем больше будет предоставляться студентам возможностей в данном виде творчества, тем больше возможностей проявить его в профессиональной жизни. А организация совместных действий студентов в прогностическом творчестве способствует обучению навыкам конструктивного и продуктивного взаимодействия с окружающими, главным результатом которого становится совместно представленная идея. Таким образом, в процессе учебного труда формируется значимый навык работы в трудовом коллективе, где ценность личностной активности и инициативы должны быть соотносимы умению по необходимости подчинять свое мнение и активность его интересам.

Формируя инновационную культуру обучающихся, педагог должен обладать достаточным уровнем инновационной активности. Инновационность педагога - это как его участие в развитии самой системы образования, так и позитивный образ, пример для подражания, способный к активизации стремления обучающихся быть участниками преобразовательной деятельности. Использующий в своей практике указанные технологии педагог способен вызывать «в сознании, мотивационно-эмоциональной сфере и поведении эффект на уровне события» [7].

Выводы. Таким образом, методики обучения, направленные на развитие образно-чувственного, интуитивного, логического мышления, прогностических и творческих способностей, технологии формирования опыта продуктивной деятельности при работе в коллективе способствуют решению актуальной задачи современного общества - формированию инновационной культуры человека. Ее решение

обеспечивается на основе системного подхода, который предполагает не только системность в применении методик обучения, развивающих инновационный потенциал личности, но и методическое разнообразие организации обучения.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Репина Р.В., Агаев Н.Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. №4 - С. 103-108.

3. Калаков Н.И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России. - М., 2005. - 465 с.

4. Карташова В.Н. Инновации в школьном образовании Германии // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4409 (дата обращения: 11.01.2018)

5. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. - М: Арена, 1994.-216 с.

6. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура. // Наука и наукознание. 2001. № 2 - С. 54-65.

7. Новиков А.М. О развитии методических систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: anovikov.ru (дата обращения 31.01.2018).

8. Прохорова М.П., Семченко А.А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. №1-1. 2016.

9. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/innovatzija (дата обращения 31.01.2018).

10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994. - 150 с.

11. Слободчиков, В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1034564/Slobodchikov_Psihologiya_obrazovaniya_cheloveka._Stanovlenie_subektnosti_ v_obrazovatelnyh_processah (дата обращения 31.01.2018).

12. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sociology_encyclopedy.academic.ru. (дата обращения 31.01.2018).

13. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации // Извест. Сарат. ун-та. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2013.№2. - С. 75-79

14. Челнокова Е.А., Григорян Н.М. Инновационные подходы к модернизации профессионального образования // Нижегородская наука. 2017. №1(1). - С. 80-89.

15. Челнокова Т.А. Культура инновационной деятельности и её формирование в процессе обучения // Педагогическое образование. 2009. №5. - С. 80-85.

Педагогика

УДК: 378

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Мигунова Елена Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (г. Великий Новгород)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В

ВУЗЕ

Аннотация. В статье выявлена и обоснована проблема студенческого наставничества в современном вузе в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению "педагогическое образование". Широко представлен опыт наставнической деятельности будущих педагогов дошкольного образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. На основе проведенного исследования представлены результаты координации студенческого наставничества на кафедре вуза, этапы вовлечения студентов, направления наставнической деятельности, наиболее эффективные формы межкурсового взаимодействия бакалавров. Выделены основные результаты группового студенческого наставничества - открытость, успешная адаптация первокурсников, развитие творческой и социальной активности, реализация педагогических потребностей каждого студента.

Ключевые слова: наставничество в системе "студент - студент", межкурсовое взаимодействие в вузе, развитие наставнической деятельности.

Annotation. In article the problem of student's mentoring in modern higher education institution in the course of vocational training of bachelors in the "pedagogical education" direction is revealed and proved. Experience of tutorial activity of future preschool teachers of the "Yaroslav-the-Wise Novgorod State University" is widely presented. On the basis of the conducted research results of coordination of student's mentoring at department of higher education institution, stages of involvement of students, the directions of tutorial activity, the most effective forms of intercourse interaction of bachelors are presented. The main results of group student's mentoring - openness, successful adaptation of first-year students, development of creative and social activity, realization of pedagogical needs of each student.

Keywords: mentoring in "the student-the student" system, intercourse interaction in higher education institution, development of tutorial activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.