Научная статья на тему 'Проектное обучение как эффективный метод приобретения опыта деятельности студентами'

Проектное обучение как эффективный метод приобретения опыта деятельности студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / EXPERIENCE OF ACTIVITY / PROJECT ACTIVITY / PROJECT METHOD / HIGHER SCHOOL / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Калинкина Ксения Владимировна

В статье авторы обращаются к рассмотрению проектного обучения как эффективного метода приобретения опыта деятельности студентами. Авторы указывают на требования, соблюдение которых будет способствовать успешности проектного обучения. Рассматривая историю возникновения проектного обучения, авторы указывают на использование метода проектов современной высшей школой в качестве комплексного обучающего метода, дающего возможность обучающимся самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность. Авторы особо отмечают ориентацию проектного метода обучения на самостоятельность обучающихся. Целью создания и реализации студенческих проектов является, по мнению авторов, подготовка выпускника высшей школы к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Калинкина Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TRAINING AS AN EFFECTIVE METHOD OF PURCHASING THE EXPERIENCE OF ACTIVITY BY STUDENTS

In the article, the authors turn to the consideration of project training as an effective method of gaining experience in the work of students. The authors point out the requirements, compliance with which will contribute to the success of project training. Considering the history of project training, the authors point to the use of the project method by a modern higher school as a comprehensive teaching method, enabling students to independently plan, organize and control their activities. The authors emphasize the orientation of the project method of teaching on the independence of students. The purpose of the creation and implementation of student projects is, according to the authors, the preparation of a graduate of higher education for professional activity.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение как эффективный метод приобретения опыта деятельности студентами»

приобретенных знаний, умений, способов действия с готовыми текстами мастеров слова младшие школьники приступают к выполнению творческих работ. В начальной школе они научатся создавать такие жанры художественного стиля, как загадка, (построенная на сравнении, эпитетах или метафоре), и этюд (словесная зарисовка описательного характера).

Систематически проводимая работа над текстами-описаниями художественного характера способствуют развитию эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, желанию наблюдать и переживать красоту окружающего мира и выражать ее средствами родного языка.

Литература:

1. Ладыженская, Т.А. Речевые уроки / Т.А. Ладыженская. - М.: Астрель, 1995.

2. Львов, М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по рус. яз.: 1-4 кл. / М.Р. Львов. - Тула: Родничок, 2003. - 287 с.

3. Примерные программы начального общего образования. - В 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2008.

4. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: учебное пособие / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, Г.А. Цукерман, В.Г. Горецкий, О.В. Кубасова и др. - М.: Академия, 1997. - 383 с.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Калинкина Ксения Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРИОБРЕТЕНИЯ ОПЫТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ

Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению проектного обучения как эффективного метода приобретения опыта деятельности студентами. Авторы указывают на требования, соблюдение которых будет способствовать успешности проектного обучения. Рассматривая историю возникновения проектного обучения, авторы указывают на использование метода проектов современной высшей школой в качестве комплексного обучающего метода, дающего возможность обучающимся самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность. Авторы особо отмечают ориентацию проектного метода обучения на самостоятельность обучающихся. Целью создания и реализации студенческих проектов является, по мнению авторов, подготовка выпускника высшей школы к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, опыт деятельности, проектная деятельность, метод проектов, высшая школа, профессиональная деятельность.

Annotation. In the article, the authors turn to the consideration of project training as an effective method of gaining experience in the work of students. The authors point out the requirements, compliance with which will contribute to the success of project training. Considering the history of project training, the authors point to the use of the project method by a modern higher school as a comprehensive teaching method, enabling students to independently plan, organize and control their activities. The authors emphasize the orientation of the project method of teaching on the independence of students. The purpose of the creation and implementation of student projects is, according to the authors, the preparation of a graduate of higher education for professional activity.

Keywords: innovative pedagogical activity, experience of activity, project activity, project method, higher school, professional activity.

Введение. В связи с переводом экономики страны на инновационный путь развития стратегические задачи модернизации системы профессионального образования и развития кадрового потенциала включают в себя в качестве приоритетной задачу формирования у выпускников отечественных университетов компетенций инновационной деятельности: это способность и готовность к непрерывному образованию, систематическое самосовершенствование, профессиональная мобильность, способность к критическому мышлению, креативность, предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и высококонкурентной среде и пр. [4].

Правительственная стратегия модернизации образования (2020) обозначает задачи, стоящие перед образовательным процессом:

- формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;

- формирование навыков самостоятельной работы с использованием новых информационных технологий;

- формирование навыков самообразования, развитие способностей к академической мобильности учащихся.

Система высшего профессионального образования инновационную педагогическую деятельность рассматривает как деятельность, направленную на поиск, изучение, распространение, разработку и внедрение педагогических и организационных инноваций, передачу результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских разработок в образовательный процесс и создание инновационной образовательной среды, которая обеспечивает инновационную активность обучающихся [9].

Изложение основного материала статьи. В системе профессионального образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода приобретает новое значение опыт деятельности, выступающий в качестве готовности личности к определенным действиям на основе приобретённых знаний, умений и навыков. Опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы. В этом случае при деятельностно-

компетентностном подходе традиционная триада «знания-умения-навыки» пополняется новой дидактической единицей «опыт деятельности» [2].

Президент России В.В.Путин отметил, что, «начиная со школьного и дополнительного образования, мы создаём условия, чтобы дети во всех регионах страны могли реализовывать технические и научные проекты, с детства приучались к командной, творческой работе. Эти навыки необходимы современному специалисту практически в любой сфере [5].

Проектная деятельность является одним из эффективных методов для реализации вышесказанного. В образовательной системе она обеспечивает качество, содержит исследовательское и творческое начало. Проектную деятельность можно отнести к разряду инновационной, предусматривающей преобразование реальности, строящейся на основе соответствующих технологий, подвергаемой унифицикации, освоению и усовершенствованию. Преимущество данного метода заключается в выработке умения взаимодействовать с различными людьми, в приобретении навыков стрессоустойчивости, в формировании лидерских качеств, пунктуальности, организованности, терпимости.

Непосредственно в процессе обучения приобретение опыта деятельности не должно ограничиваться различными видами практик. Прохождение через опыт деятельности для студентов - это совместная творческая деятельность на занятиях, которая может реализовываться в процессе проектной деятельности.

Успешное внедрение проектного обучения в современную образовательную практику возможно при соблюдении определённых условий. Организация проектной деятельности требует реализации современных требований:

- технологичный характер процесса образования: в основе метода проектов проблемное, диалоговое, дистанционное, разновозрастное, развивающее, здоровьесберегающее обучение;

- логическое создание портфолио, в котором обязательно наличие: паспорта проекта, методической карты проекта, планов выполнения проектов и каждого из этапов, результатов исследований и анализа, фиксации различных идей, гипотез и решений, резюме возникших основных вопросов и способов их решения, представление продукта проекта, материалов к защите;

- презентация обучающей системы проектов, которая основана на конкретной классификации: монопредметные, межпредметные, внепрограммные; индивидуальные, групповые, коллективные; одновозрастные, разновозрастные; мини-проекты, четвертные, полугодовые, годовые, многолетние (в основе классификация проектов Е.С. Полата и Л.Н. Серебренникова).

Метод проектов разработал американский педагог У. Килпатрик в 20-х гг. ХХ века, к этому времени относится использование метода проектов или метода решения проблем (problem solving) в учебном процессе. Основоположником «прагматической педагогики» Дж.Дьюи и его последователями Е. Пархерстом и В.Кильпатриком было высказано мнение о возможности считать проектом любую деятельность, которая решает какую-либо проблему, способствует развитию интеллектуального интереса и выполнена «от всего сердца» группой обучающихся самостоятельно, которых объединяет общий интерес.

Появление метода проектов в отечественном образовании относится также к ХХ веку. Идея проектного обучения была поддержана русским педагогом С.Т. Шацким, который организовал группу сотрудников. Совместно они стали использовать методы проектов в педагогической деятельности.

Е.С. Полат рассмотрел в исследованиях историю и теорию проектной деятельности. Изучению технологии проектной деятельности посвящены работы многих учёных, педагогов и психологов:

A.Н. Леонтьева, Н.Ю. Пахомова, Н.В. Горбунова, Ю.Л. Хотунцева, Г.В. Девяткина. К изучению проектной деятельности в образовании обращались учёные: В.В. Симоненко, Н.В. Матяш, А.Н. Бобровская,

B.Ю. Гребенщикова и др. В.В. Симоненко проектную деятельность трактует как деятельность, основу которой составляет познавательная и практическая деятельность, результатом которых является продукт, имеющий субъективную (возможно, объективную) новизну [6].

Современная система высшей школы использует метод проектов в качестве компонента системы обучения. Метод проектов - это особая организация самостоятельной работы обучающихся, конечной целью которой является решение проблемы, достижение определённого результата. Следует отметить ориентацию проектной деятельности на раскрытие внутренних резервов личности обучаемого, раскрытие интереса к образовательной деятельности, развитие интеллектуальных способностей, способностей к творчеству.

Термин «проект» появился в европейских языках при заимствовании из латинского и трактуется как «выброшенный вперёд, выступающий, бросающийся в глаза». В настоящий момент понимается как идея, принадлежащая субъекту, имеющему право распоряжаться ею как собственной мыслью. К.М. Кантор определяет проект как проявление творческой активности сознания человека, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию» [1].

Метод проектов является комплексным обучающим методом, дающим возможность проявления самостоятельности планирования, организации и контроля собственной деятельности. К особенностям проектной деятельности можно отнести ориентацию на достижение конкретной практической цели -наглядное представление результата [3].

В основе метода проектов присутствует разработка и создание при контроле преподавателя обучающимися новых результатов деятельности, обладающих практическим значением, в которых отмечается субъективная или объективная новизна. Метод проектов основывается на интересе, на творческой самореализации личности обучающегося, находящейся в профессиональном развитии, на интеллектуальных возможностях, волевых качествах и творческих способностях, которые имеют проявление в процессе решения заинтересовавшей студента проблемы.

Учебный творческий проект - это собственными силами студента исследованный и произведённый продукт интеллектуальной или материальной формы от идеи до её реализации, имеющий субъективную или объективную новизну. Данный вид деятельности даёт возможность студентам разобраться в вопросах, имеющих для них важность с точки зрения будущей профессиональной деятельности. Преподаватель вправе предложить тематическое поле, а студенты самостоятельно выбирают, что для них является приоритетным.

Проектная деятельность основывается на развитии познавательного интереса, на умении независимого конструирования собственных знаний, ориентации в информационном пространстве, развитии критического и творческого мышления, умении увидеть, сформулировать и разрешить возникшую проблему. Проектный метод обуславливает дифференцированный подход к обучению.

Проектная деятельность может содержать исследовательский компонент, если будет эффективно организована, то возможен результат в виде инновации определённого типа, определяемого уровнем и сложностью поставленной проблемы. Мы считаем, что на сегодняшний момент исследовательское направление проектной деятельности выступает более перспективным по отношению к познавательному. Это связано с реалиями сегодняшнего дня и требованиями современной действительности.

Работа над групповыми проектами способствует формированию коммуникабельности, предприимчивости. Активизируются невостребованные знания, происходит стимуляция на приобретение новых знаний. Развивается ответственность, взаимоуважение, взаимопонимание. Участвуя в проектной деятельности, студенты приобретают практические навыки работы с учебной, специальной и справочной литературой [8].

Выводы. Следует отметить ориентацию метода проектов на самостоятельную деятельность обучающихся. Проектная деятельность способствует формированию самостоятельности и настойчивости при решении задач творческой направленности, приобретению опыта планирования собственной деятельности, коллективной работы. Это возможна индивидуальная, парная, групповая работа, решающая определённую проблему и предусматривающая применение совместно разнообразных методов и средств обучения, также учитывающая необходимость интеграции знаний, умений применять знания различных направлений науки, техники, творческих направлений. При выполнении проектов студенты приобретают возможность организовывать собственную учебную деятельность в зависимости от интересов и увлечений. При активном участии в деятельности над проектом студенты имеют возможность освоить поисковую деятельность. Разработка проекта предполагает, что основой являются базовые понятия учебной программы, которые соответствуют образовательным стандартам.

Реализация студенческих проектов в рамках образовательной программы своей целью ставит качественную подготовку выпускника высшей школы к профессиональной деятельности. Участие обучающихся в проектной деятельности может способствовать решению проблемы неподготовленности выпускников к решению профессиональных задач и, как следствие, их дальнейшее обучение на производстве.

Литература:

1. Андерсен, Э., Груде, К., Хауг, Т. Сфокусированное управление бизнес-проектом - М.: Фаир-пресс, 2006. - 296 с.

2. Грищенко, В.Н. Концепция компетентностного подхода и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2008. №2. С. 81-83.

3. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий // Учительская газета. 2004. №3. С. 15-20

4. Мулина О.Н. Проектная деятельность студентов-будущих педагогов в формировании инновационных компетенций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №85. С. 614-623

5. Путин В.В. Петербургский экономический форум 2016. [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2016/06/17/reg-szfo/stenogramma-vystupleniia-vladimira-putina-na-pmef-2016.html (дата обращения 25.03.2019).

6. Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. / Под ред. В.Д. Симоненко. ИМЦ «Технология». Брянск, 1996. - 238 с.

7. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 6

8. Шихтвангер Ю.Г. Роль метода проектов в обучении студентов. Новосибирский государственный педагогический университет. 2006. №4.

9. Шмелева Е.А. Формирование инновационных компетенций студентов в центре молодёжных педагогических инициатив. // Гуманитарные науки и образование. 2011. №3. С. 21-26.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Юдакова Ольга Владимировна

Нижегородский автомеханический техникум (г. Нижний Новгород)

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса формирования инновационной культуры студентов. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена происходящими в образовании инновационными процессами.Авторы указывают, что основы инновационной культуры максимально усваиваются в студенческом возрасте и получают дальнейшее развитие в профессиональной деятельности. Авторы определяют необходимые условия освоения студентами инновационной культуры, одним из которых выступает прогностическая деятельность, формирующая прогностические способности. Указаны положения, соблюдение которых определяет успешность формирование прогностических способностей. Рассмотрены эвристические методы обучения, использование которых способствует формированию у студентов навыков прогностической деятельности.

Ключевые слова: инновационные процессы, инновационная культура, эвристические методы обучения, прогностические способности, инновационный потенциал личности.

Annotation. In the article, the authors address the issue of the formation of an innovative culture of students. The relevance of the chosen research topic is due to the innovation processes taking place in education. The authors point out that the fundamentals of the innovation culture are maximally absorbed in the student's age and are further

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.