Научная статья на тему 'Прогностические способности студентов как фактор формирования инновационной культуры'

Прогностические способности студентов как фактор формирования инновационной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / INNOVATIVE PROCESSES / INNOVATIVE CULTURE / HEURISTIC TEACHING METHODS / PROGNOSTIC ABILITIES / INNOVATIVE POTENTIAL OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Юдакова Ольга Владимировна

В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса формирования инновационной культуры студентов. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена происходящими в образовании инновационными процессами.Авторы указывают, что основы инновационной культуры максимально усваиваются в студенческом возрасте и получают дальнейшее развитие в профессиональной деятельности. Авторы определяют необходимые условия освоения студентами инновационной культуры, одним из которых выступает прогностическая деятельность, формирующая прогностические способности. Указаны положения, соблюдение которых определяет успешность формирование прогностических способностей. Рассмотрены эвристические методы обучения, использование которых способствует формированию у студентов навыков прогностической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Казначеева Светлана Николаевна, Юдакова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTIVE ABILITIES OF STUDENTS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF AN INNOVATIVE CULTURE

In the article, the authors address the issue of the formation of an innovative culture of students. The relevance of the chosen research topic is due to the innovation processes taking place in education. The authors point out that the fundamentals of the innovation culture are maximally absorbed in the student's age and are further developed in their professional activities. The authors determine the necessary conditions for the development of innovative culture by students, one of which is the prognostic activity that forms the prognostic abilities. The provisions are indicated, the observance of which determines the success of the formation of prognostic abilities. Heuristic teaching methods are considered, the use of which contributes to the formation of students' skills of prognostic activity.

Текст научной работы на тему «Прогностические способности студентов как фактор формирования инновационной культуры»

Проектная деятельность может содержать исследовательский компонент, если будет эффективно организована, то возможен результат в виде инновации определённого типа, определяемого уровнем и сложностью поставленной проблемы. Мы считаем, что на сегодняшний момент исследовательское направление проектной деятельности выступает более перспективным по отношению к познавательному. Это связано с реалиями сегодняшнего дня и требованиями современной действительности.

Работа над групповыми проектами способствует формированию коммуникабельности, предприимчивости. Активизируются невостребованные знания, происходит стимуляция на приобретение новых знаний. Развивается ответственность, взаимоуважение, взаимопонимание. Участвуя в проектной деятельности, студенты приобретают практические навыки работы с учебной, специальной и справочной литературой [8].

Выводы. Следует отметить ориентацию метода проектов на самостоятельную деятельность обучающихся. Проектная деятельность способствует формированию самостоятельности и настойчивости при решении задач творческой направленности, приобретению опыта планирования собственной деятельности, коллективной работы. Это возможна индивидуальная, парная, групповая работа, решающая определённую проблему и предусматривающая применение совместно разнообразных методов и средств обучения, также учитывающая необходимость интеграции знаний, умений применять знания различных направлений науки, техники, творческих направлений. При выполнении проектов студенты приобретают возможность организовывать собственную учебную деятельность в зависимости от интересов и увлечений. При активном участии в деятельности над проектом студенты имеют возможность освоить поисковую деятельность. Разработка проекта предполагает, что основой являются базовые понятия учебной программы, которые соответствуют образовательным стандартам.

Реализация студенческих проектов в рамках образовательной программы своей целью ставит качественную подготовку выпускника высшей школы к профессиональной деятельности. Участие обучающихся в проектной деятельности может способствовать решению проблемы неподготовленности выпускников к решению профессиональных задач и, как следствие, их дальнейшее обучение на производстве.

Литература:

1. Андерсен, Э., Груде, К., Хауг, Т. Сфокусированное управление бизнес-проектом - М.: Фаир-пресс, 2006. - 296 с.

2. Грищенко, В.Н. Концепция компетентностного подхода и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2008. №2. С. 81-83.

3. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий // Учительская газета. 2004. №3. С. 15-20

4. Мулина О.Н. Проектная деятельность студентов-будущих педагогов в формировании инновационных компетенций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №85. С. 614-623

5. Путин В.В. Петербургский экономический форум 2016. [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2016/06/17/reg-szfo/stenogramma-vystupleniia-vladimira-putina-na-pmef-2016.html (дата обращения 25.03.2019).

6. Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. / Под ред. В.Д. Симоненко. ИМЦ «Технология». Брянск, 1996. - 238 с.

7. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 6

8. Шихтвангер Ю.Г. Роль метода проектов в обучении студентов. Новосибирский государственный педагогический университет. 2006. №4.

9. Шмелева Е.А. Формирование инновационных компетенций студентов в центре молодёжных педагогических инициатив. // Гуманитарные науки и образование. 2011. №3. С. 21-26.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Юдакова Ольга Владимировна

Нижегородский автомеханический техникум (г. Нижний Новгород)

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса формирования инновационной культуры студентов. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена происходящими в образовании инновационными процессами.Авторы указывают, что основы инновационной культуры максимально усваиваются в студенческом возрасте и получают дальнейшее развитие в профессиональной деятельности. Авторы определяют необходимые условия освоения студентами инновационной культуры, одним из которых выступает прогностическая деятельность, формирующая прогностические способности. Указаны положения, соблюдение которых определяет успешность формирование прогностических способностей. Рассмотрены эвристические методы обучения, использование которых способствует формированию у студентов навыков прогностической деятельности.

Ключевые слова: инновационные процессы, инновационная культура, эвристические методы обучения, прогностические способности, инновационный потенциал личности.

Annotation. In the article, the authors address the issue of the formation of an innovative culture of students. The relevance of the chosen research topic is due to the innovation processes taking place in education. The authors point out that the fundamentals of the innovation culture are maximally absorbed in the student's age and are further

developed in their professional activities. The authors determine the necessary conditions for the development of innovative culture by students, one of which is the prognostic activity that forms the prognostic abilities. The provisions are indicated, the observance of which determines the success of the formation of prognostic abilities. Heuristic teaching methods are considered, the use of which contributes to the formation of students' skills of prognostic activity.

Keywords: innovative processes, innovative culture, heuristic teaching methods, prognostic abilities, innovative potential of a person.

Введение. Инновационные процессы в образовательной системе обусловлены изменившейся ролью отечественного образования. На смену безусловному ориентиру на формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающих готовность к жизни, трактуемую как способность личности адаптироваться в обществе, пришла ориентация на создание технологий и способов влияния на личность, обеспечивающих равновесие социальных и индивидуальных потребностей и запускающих механизм саморазвития, подготавливающих личность к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Развитие человека как субъекта деятельности предполагает постепенное овладение им многообразием трудовых умений и навыков, сформированность которых будет определять успешность будущей профессиональной карьеры, ее достижения.

Инновационный характер современного общества актуализирует трудовые умения, обеспечивающие активное участие человека в преобразовательной деятельности, особо востребованной становится культура инновационной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Инновационная культура определяется как восприимчивость людей к новым идеям, сопровождаемая готовностью и способностью к поддержке реализации нововведений во всех сферах жизнедеятельности, то есть это наличие у субъекта определённых знаний, умений и опыта целенаправленной подготовки, интегрированного внедрения и полномасштабного изучения новшеств в разных сферах жизни людей. Основы инновационной культуры максимально усваиваются в студенческом возрасте и получают дальнейшее развитие в профессиональной деятельности в процессе тесного сотрудничества с новаторами [4].

Инновационная культура - это исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов установления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. Представляя собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, инновационная культура играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов [9].

Инновационная культура, являясь совокупностью знаний, умений и опыта подготовки, внедрения и освоения новшеств, предполагает свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Залогом быстрых изменений в самом обществе становится сформированность инновационной культуры у специалистов всех профессий. Социальная ценность и личностная значимость инновационных знаний, умений и опыта определяют особую актуальность педагогической деятельности по их формированию еще на этапе довузовского обучения. Культура преобразовательной деятельности строится не только на овладении определенным набором действий, она предполагает хороший уровень развитости образного и интуитивного мышления, творческого воображения, критичности ума, умелого применения своих возможностей в трудовой практике.

Осознание ценности культуры инновационных преобразований полагает осмысление педагогического потенциала, при помощи которого возможно обеспечить условия эффективного развития внутренних резервов личности, ее способностей к инновационной деятельности. Необходимые условия освоения студентами инновационной культуры - открытость отечественной образовательной системы; педагогический потенциал учебного заведения; образование в рамках синергетического подхода; личностная готовность к инновациям; корректировка содержания и технологии образования.

Превращение в предмет педагогического внимания способностей, лежащих в основе инновационной деятельности, и умений их применения содействует достижению гармонии между внешней нормативностью и жизнетворчеством [1, с. 43]. Использование педагогом инновационных методик обучения предполагает активное проектирование дидактико-технологической основы обучения, ориентированной на стимулирование творческой активности обучающихся, формирование у них актуального опыта инновационного поведения.

Использование инновационных методик в процессе обучения стимулирует творческое развитие обучающихся, содействует воспитанию креативной личности, способной и готовой к выполнению нестандартных заданий. Оценивая значимость эвристических дидактических теорий, В.И. Андреев указывает на возможности «развития и саморазвития творческого потенциала учителя и учащихся» [5, с. 301].

Формирование у студентов навыков прогностической деятельности и мотивирование ее значимости в личной и в профессиональной жизни - одно из требований, отражающих идеи современной педагогики. Н.И. Калаков делает вывод, что «прогностическое творчество - это универсальный механизм развития и саморазвития личности», формирование которого «может служить интегративным показателем профессионально-личностного развития в целом» [8, с. 43]. И чем чаще будет предоставляться студентам возможность в данном виде творчества, тем больше будет возможностей проявить его в профессиональной жизни. А организация совместных действий студентов в прогностическом творчестве способствует обучению навыкам конструктивного и продуктивного взаимодействия с окружающими, главным результатом которого становится совместно представленная идея. Таким образом, в процессе учебного труда формируется значимый навык работы в трудовом коллективе, где ценность личностной активности и инициативы должны быть соотносимы умению по необходимости подчинять свое мнение и активность его интересам.

Под прогностическими способностями понимается умение проектировать, предвидеть, предугадывать, определять цель и задачи, разрабатывать планы и проекты их реализации. К прогностическим способностям также относят умение строить прогноз развития объекта, основываясь на анализе характера его прогресса. Указанные способности зависят от развитой интуиции, умения целостно оценивать ситуацию.

Рассмотрение прогностической способности как общей и специальной позволяет констатировать не только возможность её включения в разнообразные виды деятельности, но и факт способности как действия с целью построения прогноза. В определении Л.А. Регуш находит отражение признание прогностических

способностей как совокупности качеств процесса познания субъекта, которые определяют успешность прогнозирования в любой, в том числе и прогностической деятельности [6].

Прогностические способности находят своё отражение в аналитичности, глубине, осознанности, гибкости, перспективности, доказательности - качествах мышления студентов:

- аналитичность мышления находит отражение в полноте причинно-следственных связей и учёте требований условия при выдвижении гипотезы;

- глубину мышления определяет уровень вербального обобщения следствий и существенность причинно-следственных связей;

- гибкость мышления включает в себя следующие показатели: уровень вербального обобщения следствий и существенность причинно-следственных связей;

- осознанность, представляющую осознание вероятностного характера следствий и этапов процесса прогнозирования;

- перспективность причинно-следственных связей, осознание цели плана, перспективность поиска при выдвижении гипотезы;

- доказательность как обоснованность указанных следствий, логика их построения, обоснованность гипотез.

К не менее значимым способностям, определяющим диапазон инновационных возможностей личности, относится логичность мышления. Владение техникой правильного мышления, навыками работы с понятиями может повысить общий уровень познавательной культуры студента. Овладение человеком культурой познания - обязательное условие инноваций. Наукоемкость современного производства усиливает значение интеллектуальных функций человека, предопределяя востребованность педагогических действий, направленных на повышение интеллектуальных ресурсов студентов. Логичность ума становится особо востребованной интеллектуальной функцией. Решение задачи развития логических способностей обучающихся обеспечивается многими методами обучения. Особый потенциал имеет метод обучения понятию, представленный в работах М.В. Кларина [7].

Важной составляющей инновационной деятельности выступает критичность ума. Современная дидактика предлагает немало методов и приемов развития данной способности человека - от заданий подобрать доводы «за» и «против» той или иной точки зрения до ролевых и деловых игр, диспутов, дебатов, оппонирования при защите проектов. Ценность занятий, построенных на основе этих методов, состоит еще и в том, что они позволяют воспитывать у студентов определенную культуру принятия другого мнения, другой позиции.

Свои ресурсы в развитии прогностических способностей студентов имеет метод проектов, предусматривающий в структуре разрабатываемого проекта прогностический компонент. При этом, формируя у студентов опыт прогностической деятельности, педагог должен показать, сколь ценностным для этой деятельности является пространственность и объемность мышления, позволяющие выйти за грань плоскостного видения прогнозируемого изменения конкретного предмета (явления), найти некие аналоги ему.

Однако прогнозирование предполагает не только наличие прогностических способностей, но и присутствие у человека определенного опыта данной деятельности, ценностного отношения к ней как к значимой основе любых преобразований. Поэтому в число педагогических проблем входит проблема введения в учебную деятельность студентов заданий, предоставляющих возможность формирования прогностических умений. Современный педагог должен создать определенный набор учебных заданий, которые приобщают студентов к многообразной прогностической деятельности с выходом на конкретный продукт. Среди учебных умений, которые должны быть приобретены в процессе обучения, - умение решать прогностические задачи. Современная психология характеризует прогностические способности как способности, которые позволяют с высокой долей вероятности предположить, как будет развиваться ситуация, изменяться среда, поведение группы и каждой отдельной личности [2].

Успешность формирования прогностических способностей у студентов будет успешной при соблюдении ряда положений:

- организация учебного процесса осуществляется при приоритете самостоятельной работы;

- организуется процесс формирования прогностических умений;

- использование предметного содержания, максимально полно отвечающего задаче формирования прогностических умений [8].

Прогностические способности могут найти отражение при выполнении функций:

- выделения скрытых ресурсов объектов изучения;

- учёта и анализа ряда условий, непосредственно не связанных друг с другом;

- предугадывания развития событий;

- осознанного изменения особенностей окружения;

- выявление причин и последствий создающихся противоречий.

Для выявления уровня развития прогностических способностей обучающихся мы использовали методику Л.А. Регуш. В исследовании приняли участие обучающиеся 1 курса специальности «Менеджмент» Мининского университета (Нижний Новгород). Всего 47 человек. По результатам диагностики мы пришли к выводу, что: у студентов, ранее принимавших участие в проектной деятельности - создание проектов в школе, в кружках по интересам - отмечается средний уровень прогностических способностей. Это характерно для 42% респондентов. Высокий уровень развития выявлен у 11% студентов, низкий - 47%. Данные позволяют определить отношение обучающихся к проектной деятельности, наличие навыков проектной деятельности, навыков работы с информационными ресурсами, умение обучающихся подбирать и структурировать необходимую информацию, готовить презентации.

Повторная диагностика была проведена нами в конце учебного года. За учебный год все студенты приняли участие в проектной деятельности: это индивидуальные и групповые проекты по различным дисциплинам учебного плана. Результаты диагностики показали высокий уровень развития прогностических способностей у 52% обучающихся, средний уровень - у 37% обучающихся и низкий - 11%. Также мы выяснили, что определённые трудности при проектной деятельности возникали у тех обучающихся, кто ранее не был знаком с методом проектов. При опросе преподавателей выяснилось, что студенты, ранее принимавшие участие в проектной деятельности, более самостоятельны, способны к работе в команде, имеют

навыки публичного выступления. Можно отметить, что обучающиеся начальных курсов могут проявлять большую самостоятельность при выполнении заданий в том случае, если они уже знакомы с проектной деятельностью, нежели студенты, старших курсов, впервые приступившие к работе над проектом.

Выводы. Таким образом, проектная деятельность студентов активизирует познавательную деятельность, способствует развитию творческих навыков и способностей, развитию самостоятельности. Прогностические способности составляют качества личности, требуемые для эффективной реализации профессиональной деятельности: практичность, предприимчивость, активность.

Методики обучения, направленные на развитие образно-чувственного, интуитивного, логического мышления, прогностических итворческих способностей, технологии формирования опыта продуктивной деятельности при работе в коллективе обращают обучение к решению актуальной задачи современного общества - формированию инновационной культуры человека. Ее решение обеспечивается на основе системного подхода, который предполагает не только системность в применении методик обучения, развивающих инновационный потенциал личности, но и методическое разнообразие организации обучения.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Забегалина С.В. Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах.2010. №2 (41). С. 11-15.

3. Загоруля Т.Б. Актуализация личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании: опыт эмпирического исследования. Образование и наука. 2015;(10): 135-146.

4. Калаков Н.И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России - М, 2005. - 465 с.

5. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках - М: Арена, 1994. - 216 с.

6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург: Речь. 2003 - 352с.

7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994.

8. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Терехина А.Е. Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 287-290.

9. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 6.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Разорёнов Василий Александрович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка Терехина Анастасия Евгеньевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье авторы обращаются к актуальной проблеме здоровьесозидания в современной образовательной среде. Находит отражение рассмотрение понятия «здоровьесозидание» применительно к образовательному процессу в высшей школе. Обозначены основные приоритеты при решении вопроса здоровьесозидания, указываются основная цель и задачи здоровьесозидающей деятельности в образовании. Определены психолого-педагогические условия здоровьесозидания и функции здоровьесозидающей деятельности педагога. Авторы указывают, что здоровьесозидающая деятельность педагога предполагает использование различных методов: организационно-педагогических, психолого-педагогических, информационно-обучающих.

Ключевые слова: высшая школа, молодое поколение, здоровьесозидание, здоровьесозидающая деятельность педагога, функции, методы здоровьесозидающей деятельности педагога.

Annotation. In the article, the authors address the actual problem of health in the modern educational environment. Reflects the consideration of the concept of "health" in relation to the educational process in higher education. It identifies the main priorities in addressing the issue of health, indicates the main goal and objectives of health-creating activities in education. The psychological and pedagogical conditions of health and functions of the teacher's health-building activity are determined. The authors indicate that the health-giving activity of a teacher implies the use of various methods: organizational-pedagogical, psychological-pedagogical, and information-teaching.

Keywords: high school, young generation, health education, teacher's health-building activity, components of health-building activity, functions, methods.

Введение. Одной из основных стратегий государственной политики традиционно при любом политическом устройстве является здоровье населения. Диалог Платона «Государство» как первая теория устроения идеального общества содержит достаточно жесткие указания относительно здоровья: только здоровые граждане имеют право на полноценную позицию в обществе, а цель всего государства - создание наилучших условий для своего воспроизводства [1].

Нормативные документы отражают основные вопросы сохранения, укрепления и развития здоровья молодого поколения, формирование ценностных ориентаций на здоровьесбережение: Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», Президентская программа «Дети России», Закон «Об охране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.