Научная статья на тему 'Симбирский край в жизни и творчестве А. Н. Толстого'

Симбирский край в жизни и творчестве А. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
944
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Н. ТОЛСТОЙ / СИМБИРСКИЙ КРАЙ / SIMBIRSKY EDGE / ЗАВОЛЖСКИЙ ЦИКЛ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ZAVOLZHSKY CYCLE OF WORKS / ХРОНОТОП ПОРОГА / CHRONOTOP THRESHOLD / ХРОНОТОП ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДКА / CHRONOTOP PROVINCIAL TOWN / A. N. TOLSTOY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Мария Александровна

Рассматриваются детали биографии родственников А. Н. Толстого, проживавших в Симбирске, положенные в основу произведений раннего творчества писателя, затронута тема хронотопа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кузнецова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simbirsk edge in A. N. Tolstoy`s life and works

We consider the details of the biography of A. N. Tolstoy's relatives, who lived in Simbirsk underlying early works of the writer, touched upon the chronotope

Текст научной работы на тему «Симбирский край в жизни и творчестве А. Н. Толстого»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 821.161.1.09

М. А. КУЗНЕЦОВА

СИМБИРСКИЙ КРАЙ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ТОЛСТОГО

Рассматриваются детали биографии родственников А. Н. Толстого, проживавших в Симбирске, положенные в основу произведений раннего творчества писателя, затронута тема хронотопа.

Ключевые слова: А. Н. Толстой; Симбирский край; заволжский цикл произведений; хронотоп порога; хронотоп провинциального городка.

Статья подготовлена при поддержке фонда РГНР №15-34-11045.

«В литературе нашей восходит новая сила, очень вероятно, что это будет первоклассный писатель, равный по таланту своему однофамильцу. Я говорю об Алексее Толстом». Так в числе первых А.М. Горький оценил дарование поэта и прозаика Алексей Николаевича Толстого в 1910 г. в письме Е.П. Пешковой.

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года (29 декабря 1882 года по-старому стилю) в г. Николаевске Самарской губернии. Его мать Л. А. Бостром была двоюродной внучатой племянницей известного симбирского декабриста Н. И. Тургенева. В детские и юношеские годы Алексей Николаевич довольно часто бывал в Симбирском крае: в 1889, 1990, 1902, 1906, 1907, 1913 гг. В 1990 году в селе Бригадировка (ныне Мелекесского района Ульяновской области) в имении Тресвятских Толстой познакомился со своей будущей женой Ю. В. Рожанской. Их свадьба состоялась 3 июля 1902 года в с. Тургенево (ныне влитом в с. Андреевка Чердаклинского района и образовавшем ул. Тургеневскую).

В 1910 году в поисках материалов для своего творчества Толстой посетил в с. Архангельском (ныне Чердаклинского района) своего деда Л. Б. Тургенева. Хранившийся у него семейный архив и фамильные предания Алексей Николаевич впоследствии использовал при написании произведений. В 1913 году писатель объездил дворянские поместья своих родственников и знакомых в Правобережье (ныне в Майнском, Тереньгульском, Вешкаймском районах). В Симбирском крае Толстой собрал богатейший материал для своего творчества.

© Кузнецова М. А., 2015

На собственную тему, по словам писателя, он «напал» в 1909 году, выступив с реалистическими рассказами и повестями из жизни разоряющегося поместного дворянства, основанными на семейных архивах и фамильных преданиях. Эти произведения - цикл «Заволжье», а также примыкающие к нему по теме романы «Чудаки» («Две жизни», 1911) и «Хромой барин» (1912) - принесли А. Н. Толстому известность. Писатель создал в них сатирическую галерею вырождавшихся, морально опустившихся представителей усадебной среды (Мишука Налымов из «Заволжья», князь Краснопольский - герой «Хромого барина»). Уродливым и мрачным сторонам дворянской жизни Толстой противопоставляет тягу человека к здоровому и естественному чувству любви. Именно в любви некоторые его герои пытаются обрести путь к нравственному возрождению. Тем самым Толстой отталкивался от «моды времени», от изломанной эротики, бесстыдной арцыбашевщины, которыми увлекались тогда многие литераторы-декаденты.

«Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времён года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесённости прошлого, настоящего и будущего... Временные и пространственные представления, запечатлеваемые в литературе, составляют некое единство, которое вслед за М. М. Бахтиным принято называть хронотопом

(от др.-гр. chronos - время и topos - место, пространство)... Бахтин рассматривал хронотопы идиллические, материальные, карнавальные, а также хронотопы дороги (пути), порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона, провинциального городка (с его монотонным бытом)» [18 : 225-226].

В книге «Заволжье», романе «Чудаки» («Две жизни», 1911) и «Хромой барин» (1912), основанных на семейных архивах, собранных А. Н. Толстым в Симбирском крае, мы видим хронотоп порога и провинциального городка. Показанное Толстым вырождение дворянства — это и есть хронотоп порога, т. е. перелома в жизни общества, кризиса дворянского класса. И это вырождение показано на фоне жизни «провинциального городка», где нет ярких событий, где изо дня в день происходит одно и то же, где люди сидят в своих домах, спят, едят, мелко интригуют, сплетничают, деградируют. Провинциальный Симбирск - родина Ильи Ильича Обломова, ставшая для ранних произведений Алексея Толстого таким провинциальным городком.

«В науке всё более утверждается направление, исследующее образ провинции в русской культуре в его целостности. Оно представлено концептуальными научными проектами последнего времени: научными форумами и сборниками трудов «Русская провинция. Культура Х1Х-ХХ вв.» (1993), «Мир русской провинции» (1997), «Русская провинция: миф — текст — реальность» (2000), «Провинция: поведенческие сценарии и культурные роли» (2000), «Пространство России. Русская провинция. Отечественные записки» (2002). Достаточно продуктивной оказывается концепция «геопанорамного» подхода к русской культуре, предложенная учёными Москвы, Петербурга, Перми (В. Абашев, А. Белоусов, Л. Зайонц, Т. Цивьян и др.). Новым направлением выступает и методология фронтира, разрабатываемая филологами Томского госуниверситета с привлечением широкого круга исследователей (А. Янушкевич, Ф. Канунова, Б. Чмыхало, Е. Новикова, К. Анисимов и др.). Трудно переоценить значение теории фронтира для гуманитарного знания в целом, особенно для регионалистики, так как эта концепция позволяет рассмотреть опыт освоения места, поставить вопрос о понятиях «границы» и «пограничья», по-новому высветить сложные отношения «своего» и «чужого» в процессе эстетического переживания пространства... Обращение к «локальному» тексту позволяет «вырвать» то или иное географическое место из

«серого круга» провинции, дать ему имя, «лицо», наделить «необщей» судьбой и душой, но не «реабилитировать» саму русскую провинцию, не освободить её от вечной роли вторичного культурного пространства, лишённого динамики, «ценностности» и креативности. Сделано это может быть исходя из теории «сверхтекста», предложенной Н. А. Купиной и Г. В. Битенской» [22].

Первые же рассказы А.Н. Толстого обратили на себя внимание М. Горького, который увидел в нём крупного и сильного писателя. Дооктябрьская «Правда» в статье «Возрождение реализма» (1914, 26 янв.) также дала положительную оценку творчеству молодого прозаика, отметив тесную связь его с реалистическим направлением в литературе.

В 1918 году писатель посетил с. Криуши (ныне Майнского района), Старую и Новую Ерыклу (ныне Тереньгульского района). Проезжая через Симбирск, Алексей Николаевич останавливался обычно в Троицкой гостинице. Лишь в 1913 году Толстой устроился на частной квартире (угол ул. Энгельса и Комсомольского переулка). Посещая Симбирск, писатель ходил в театр, гулял во Владимирском саду, бродил по Венцу. В книге «Заволжье» (1910) Толстой описал и бульвар Венец, и театр драмы, и Троицкую гостиницу. Герои пьесы «Касатка» (1916) живут между Мелекессом и Симбирском, а «Хромой барин» (1912) и «Неделя в Тургеневе» (1909) построены, по словам писателя, на «хронике, собранной на Волге».

Материалом для «Недели в Тургеневе» послужил эпизод из биографии Л. Н. Комарова — двоюродного брата писателя, сына сестры Александры Леонтьевны (матери Толстого), Варвары Леонтьевны и дипломата Н. А. Комарова. Лева Комаров увлекся пожилой дамой из общества, которая сломала судьбу многим юношам, приучив их пить и вести рассеянную жизнь. Через некоторое время она его бросила, завела себе кавалера помоложе, а Левой увлеклась знаменитая в то время камелия Мунька (Маша). По словам тётки Толстого Марии Леонтьевны, каждый день они пили водку и играли в карты. Чуть позже Лева увлёкся барышней Гумилевской, и Маша решила с ним расстаться. «Ссоры между Левушкой и Машей, доходившие до драк, продолжались и в Москве, куда их перевезла тётушка. Вскоре Мария Антоновна оставила Комарова и уехала в Петербург. Толстой хорошо знал всю эту историю не только по рассказам Марии Леонтьевны, но и по собственным встречам с легкомысленной парой летом 1906 г. в Самаре и,

возможно, в Тургеневе, а также поздней осенью и зимой того же года, во время наездов из Петербурга в Москву, где он останавливался у Марии Леонтьевны. Через Толстого Мария Антоновна передала своё окончательное решение не возвращаться к Комарову. После одного из приездов в Москву, в начале зимы 1906 г., Толстой записал разговор с Марией Антоновной о её жизни, о мечтах открыть модный магазин, разбогатеть и кутить. Этот эскиз будущего портрета Насти из «Недели в Тургеневе», одновременно выявляет отношение автора — в то время студента — к никчемности существования Марии Антоновны, Левушки Комарова и им подобных» [9:68].

Алексей Николаевич смеялся над чудаками, уходящими в прошлое, без сожаления рассказывал о запустении и разорении дворянских усадеб. В этот же период унаследованное им одно из родовых тургеневских имений - Коровино пошло за долги с молотка. Почти в одно и то же время были опубликованы извещение о торгах на Коровино в самарской печати и рассказ Толстого «Аггей Коровин» в петербургском журнале «Аполлон» про мечтательного «последыша» дворянства и его разорение.

Летом 1910 г. Толстой начал писать свой первый роман — «Чудаки» («Две жизни»). Для него были художественно переработаны и творчески осмыслены услышанные от матери и Марии Леонтьевны рассказы о жизни их деда генерала Багговут и о его второй, невероятно ревнивой жене, которая искала клады. Неудачный брак тётки писателя — Варвары Леонтьевны с дипломатом Комаровым, некоторые эпизоды его биографии, судьба Кати Комаровой, её болезнь и переход в католичество — послужили материалом для сюжетной линии Сонечки и Смолькова. Толстой жил в это время в Эстонии, под Ревелем и, по-видимому, для того, чтобы освежить в памяти впечатления юношеских лет, предпринял поездку из Эстонии в Самару и Симбирск.

В ещё уцелевшем имении «Войкино», принадлежавшем одному из родственников писателя Григорию Константиновичу Татари-нову (дяде Гоне), был своеобразный музей. Туда свозились все фамильные раритеты от разорившихся родственников. «Из поездки к Татари-нову, кроме впечатлений от дворянских усадьб, Толстой привёз в Петербург довольно обширный архив своего деда — Леонтия Борисовича Тургенева. „Теперь я целые дни занимаюсь разборкой и чтением его писем, нужных мне для второй части романа", — писал Толстой Марье

Леонтьевне. Образ Ильи Леонтьевича Репьева из романа „Две жизни", его путаная религиозная философия в какой-то мере навеяны Леонтием Борисовичем Тургеневым. Мягкость и доброта Леонтия Борисовича, его внешний облик более полно отражены писателем в образе Петра Леонтьевича Репьева (повесть „Заволжье", более позднее название — „Мишука Налымов")» [9:71].

Центральный образ повести «Заволжье» — Мишука Налымов — это обобщённый образ морально опустившихся представителей усадебной среды, с воловьими, в три складки, затылками. Его прототипом в какой-то мере явился дальний родственник Тургеневых — М. Наумов — предводитель дворянства одного из уездов Симбирской губернии. По словам Алексея Николаевича, прототипами братьев Репьевых ему послужили братья Шишковы. Завязка сюжета повести построена на взаимоотношениях Шишковых с одной из сестёр Тургеневых — Ольгой Леонтьевной. В 1882 г. Ольга Леонтьевна вышла замуж за Николая Шишкова. Через год она умерла от скоротечной чахотки (по семейным преданиям — от несчастной любви). Н. А. Шишков вторым браком был женат на Е. А. Хованской. Похожую фамилию носит героиня «Заволжья» Вера Ходанская.

Одна из фамильных фотографий явно была использована Толстым при описании брата и сестры Репьевых — Ольги Леонтьевны и Петра Леонтьевича. «Записи Марии Леонтьевны об отце показывают, что отдельные черты его биографии Толстой использовал для повести. „...Отец мамину часть (земли. — Ю. К.) продал за 30 тыс., все деньги затратил на суконную фабрику, и эта фабрика сгорела нестрахованная. Отец никогда не страховал ничего...". В 90-х годах Леонтий Борисович окончательно разорился и жил некоторое время на хуторе у своей сестры Анны Борисовны, а затем у родственницы — матери братьев Шишковых — М. Ю. Шишковой (урождённой Хованской) в имении „Репьевка — Архангельское тож"» [9 : 73].

Симбирский край сыграл большую роль в жизни и раннем творчестве писателя. Создание заволжского цикла и примыкающих к нему произведений на основе семейных архивов и фамильных преданий было полезной школой для Толстого. Поиски позитивного идеала мироустройства, обращение к местному материалу стали импульсами дальнейшего развития его большого дарования, послужили выработке литературной техники и языка, композиционного мастерства. Критического отношения писателя к действительности, без правильной оценки её и понимания в общероссийском

контексте, было явно недостаточно. Пространство толстовского Заволжья при всей яркости его изображения, магии природных картин, красочности пейзажей содержало ощущение катастрофы. Заволжский цикл произведений не раскрывал во всей полноте социальных причин распада дворянства, не показывал широких исторических перспектив, но с ним Толстой прочно вступил в литературу как писатель-реалист. Для него начался новый этап — период перехода к диалектическому пониманию России, художественно-философского воплощения жизни страны, в котором соединяются разные культурные полюса национальной истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библиотека отечественной классики. Алексей Толстой. Собрание сочинений в восьми томах. — М. : Правда, 1972. — 487 с.

2. Боровиков С. Алексей Толстой: Страницы жизни и творчества. — М. : Современник, 1984. — 289 с.

3. Варламов А. Н. Алексей Толстой. Красный шут. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litmir.co/bd/?b=226063. Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2015).

4. Верещагина Н. Граф Толстой женился в Чердаклах / Н. Верещагина, А. Никитин // Симбирские губернские ведомости. - 2000. - 10 нояб.

5. Веселовский Т. Т. Творчество А. Н. Толстого. - Ленинград : Изд-во Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1958. — 358 с.

6. Воронцова Г. Н. А. Н. Толстой в жизни и творчестве. — М. : ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010. — 112 с.

7. Громова Т. А. Толстой и Симбирское Предволжье // Мономах. - 1999. - №3. - С. 3233.

8. Кириллов В. Связан с Поволжьем // Ульяновская правда. - 1988. - 28 мая.

9. Крестинский Ю. А. А. Н. Толстой. Жизнь и творчество. — М. : Изд-во академии наук СССР, 1960. — С. 468

10. Литературная карта Ульяновской области. Толстой А. Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // litmap.uonb.ru/?page_id=1569. Загл. с экрана (дата обращения: 22.07.2015).

11. Оклянский Ю. Шумное захолустье. — Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1969. — 256 с.

12. Петрова И. Толстой женился в Ульяновской области // Народная газета. - 2000. - 19 мая. - С. 3.

13. Поляк Л. М. Алексей Толстой - художник. Проза. — М. : Наука, 1964. — 583 с.

14. Региональные культурные ландшафты: история и современность. Материалы Всероссийской научной конференции / под ред. Н. П. Дворцовой. - Тюмень : Издательско-поли-графическое предприятие «Тюмень», 2004. — 288 с.

15. Селиванов К., Оклянская Ю. Алексей Толстой и Сим-бирское Поволжье // Мономах. -1999. - №2. - С. 30-31.

16. Селиванов К. Литературные места Ульяновской области. - Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1969. — 198 с.

17. Толстой А. Краткая автобиография // Алексей Толстой. Собрание сочинений в 10 т. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 521 с.

18. Хализев В.Е. Теория литературы. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 432 с.

19. Чарный М. Путь Алексея Толстого. Очерк творчества. — М. : Художественная литература, 1981. — 248 с.

20. Щербина В. А. Н. Толстой Творческий путь. — М. : Советский писатель, 1956. — 348 с.

21. Щербина В. Р. А. Н. Толстой (Вступительная статья) // Алексей Толстой. Собрание сочинений в 10 т. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 548 с.

22. Эртнер Е. Н. Феноменология провинции в русской прозе конца XIX - начала XX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //cheloveknauka.com/fenomenologiya-provintsii-v-russkoy-proze-kontsa-xix-nachala-xx-veka. Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2015).

Кузнецова Мария Александровна, аспирант кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.

Поступила 11.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.