Научная статья на тему 'Александра Бостром: жизненный путь и творчество'

Александра Бостром: жизненный путь и творчество Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
268
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА / ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ / ЖЕНЩИНЫ-ПИСАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новосельцева Надежда Николаевна

Рассматривается творчество и жизнь известной в XIX веке, но сейчас забытой женщины-писателя Александры Востром, урождённой Тургеневой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александра Бостром: жизненный путь и творчество»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 82.09

Н. Н. НОВОСЕЛЬЦЕВА

АЛЕКСАНДРА ВОСТРОМ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Рассматривается творчество и жизнь известной в XIX веке, но сейчас забытой женщины-писателя Александры Востром, урождённой Тургеневой.

Ключевые слова: русская женская проза, второстепенные писатели, женщины-писатели.

В XIX веке в русской словесности начинает складываться феномен женской литературы, на протяжении всего столетия формируются женская проза, поэзия, драматургия. В сопоставлении с творчеством мужчин-писателей сочинения писательниц часто выглядели ученическими, незавершёнными, но стремление женщин к творческому процессу было очевидным, и их произведения нуждаются в объективной оценке л итературоведо в.

В первые десятилетия XIX века в литературный круг вступали, прежде всего, женщины из дворянских семей. Они часто становились хозяйками литературных салонов и притягивали к себе известных писателей, поэтов своего времени. В такой атмосфере создавали свои произведения 3. А. Волконская, Е. П. Ростопчина, К. К. Павлова, А. П. Елагина и др. [5, 64].

К середине XIX века литературным трудом стали заниматься и женщины из разночинной среды и из обедневших дворянских кругов. Их творчество практические не затронуто исследователями, поскольку чаще всего эти женщины-писатели сочиняли вне литературного окружения и на первый взгляд их сочинения не представляют особой ценности для науки. Однако теперь взгляд на эту проблему коренным образом изменился, в современной филологической науке пробудился интерес к «забытым» и «второстепенным» писателям, т. к. и они наряду с признанными мастерами выражали главные эстетические тенденции второй половины XIX века. К числу таких авторов относятся О. П. Крюкова, А. И. Готовцева, в том числе и А. Л. Востром (1854-1906).

Творчество А. Л. Востром практически не изучено, но то обилие материала, которое хранится в крупных архивах Самары, Москвы,

© Н. Н. Новосельцева, 2008

Санкт-Петербурга, говорит о том, что оно может стать предметом серьёзного научного исследования и необходимо ввести её сочинения, её личность как писателя в научный оборот. На сегодняшний день её имя встречается только в связи с изучением жизни и творчества её сына А. Н. Толстого. Исследователи выясняют, какое влияние оказала Александра Леонтьевна на формирование литературного стиля сына1.

Прежде чем мы обратимся к творчеству Александры Леонтьевны, необходимо уточнить некоторые факты её биографии и охарактеризовать мировоззрение, отразившееся в произведениях.

Александра Леонтьевна Востром, в девичестве Тургенева, является представителем старинного симбирского дворянского рода, который известен с XIV века. Её отец, Леонтий Борисович Тургенев, является потомком известного симбирского масона П. П. Тургенева. Можно сказать, что в родовом поместье Тургеневых сложилась особая духовная атмосфера, которая сохранялась на протяжении всего XIX века. Её семья была патриархальной, религиозной, сохраняла старые семейные традиции, но Александра Леонтьевна являла собой новый тип девуш-*

ки, стремящейся к эмансипации.

К девятнадцати годам пришла пора подумать о создании семьи, и мать хотела отдать её замуж за некоего Радлова, но Александра Леонтьевна выбрала графа Николая Александровича Толстого, красивого, яркого, богатого молодого человека с

1 Например, Ю. М. Оклянский писал: «Оба писателя не раз отталкивались от одних и тех же действительных событий, обращались к одним и тем же реальным прототипам <...> Есть у Толстого и прямые переделки отдельных сюжетов и мотивов из сочинений Александры Востром...» (Оклянский Ю. М. Шумное захолустье).

буйным правом. Её увлекала высокая нравственная идея, она считала, что, выйдя замуж за графа, сможет обуздать и укротить его нрав. В 1873 году в симбирском Спасо-Вознесенском соборе их обвенчали, но брак оказался несчастливым. Надежды Александры Леонтьевны не оправдались: оказалось, что перевоспитать мужа невозможно, и между ними образовалась пропасть, поскольку они были людьми с разными интересами. Более того, литературные занятия Александры Леонтьевны, «её умственные интересы считали в доме мужа блажыо, ухищрением, при помощи которого хочет высказать свой "норов" эта гордячка» [2, 29].

Потому и неудивительно, что, встретившись на одном из светских вечеров с земским чиновником из Николаевска Алексеем Аполлоновичем Бостромом, она почувствовала интерес к нему, тем более что у них оказалось много общего: они читали одни и те же книги, их мысли часто совпадали. Общение не прекращалось и в разлуке, между молодыми людьми завязалась интенсивная переписка, а спустя некоторое время, несмотря на то, что готовилась в четвёртый раз стать матерью, она ушла от мужа и переехала в Самарский край в поместье Алексея Аполлоно-вича.

У Александры Леонтьевны начался новый период жизни с рождения сына Алексея Толстого, что случилось в декабре 1882. После официального развода Александре Леонтьевне не разрешили воспитывать её старших детей, оставили их в семье отца, лишив её возможности общаться с ними. Всю свою любовь она отдала младшему сыну.

В новой семье Александра Леонтьевна смогла основательно заняться литературным творчеством, реализовать свой талант и добиться осуществления долгожданной мечты - стать писателем. До конца своей жизни она активно сотрудничала с различными издательствами, газетами, журналами, писала много произведений для детей, создавала рассказы, очерки, драмы и даже обратилась к жанру романа. Оценка её творчества современниками была противоречивой. С одной стороны, её ценили за документальность, реализм, но с другой стороны, придирчиво относились к её художественным способностям.

Следует отметить, что её творчество вписывается в контекст эстетических проблем, которые решались писателями, продолжавшими гоголевское направление в литературе. В сё творчестве проявляются приёмы, характерные для «натуральной школы» и, прежде всего, её пристальный интерес к проблемам «среды», которая определяет характер человека. В последние де-

сятилетия XIX в. популярными жанрами становятся очерки, мемуары, путешествия, рассказы, социалы ю-бытовые и социально-

психологические повести, в рамки которых укладывались идеи писателей народнического направления. Но вместе с тем не следует ограничивать творчество Востром рамками только этой эстетики, т. к. оно гораздо разнообразнее.

В числе самых известных её работ можно назвать повесть «Изо дня в день», роман «Неугомонное сердце», повесть «Пробуждение». Создавая произведения, Александра Леонтьевна обращалась к своему жизненному опыту и к той реальной жизни, которая её окружала. Именно поэтому героями её произведений были современники - люди конца XIX века.

Кроме того, Александра Леонтьевна проявила себя как автор литературных очерков, в которых она отчасти продолжала традиции, заложенные писателями-реалистами середины века, в том числе она ориентировалась на творчество любимого писателя И. С. Тургенева, прежде всего его очерки о жизни крестьян из «Записок охотника».

Очерки Востром публиковались в «Самарской газете» и адресовались широкой публике, они привлекали внимание читателей остротой соци-ально-нравственной проблематики, но болеё всего достоверностью изображения жизни демократических кругов. Сами названия очерков свидетельствуют о пристальном интересе писателя к бытовой стороне жизни простых людей: «День Павла Егоровича», «Воскресный день сельского хозяина», «Ушёл». В этих произведениях Востром заявляет о себе как о писателе своей эпохи, когда потребность «воспроизводить» реальные факты без художественного вымысла стала приметой времени, обнаруживаемую в творчестве таких крупных писателей, как Н. С. Лесков, В. Г. Короленко, А. И. Эртель и др.

Творчество Востром интересно ещё одной важной гранью. В конце XIX века в России пробуждается интерес к созданию детской художественной литературы, которая с этого момента активно развивается. Как известно, прежде распространялась только переводная литература, предназначенная для дворянских детей. Александра Леонтьевна много работала в этом направлении, писала для детей, при этом ориентируясь на мысли Л. Н. Толстого, изложенные

им в трактате «Что такое искусство», где писатель энергично восстаёт против литературы, рассчитанной на удовлетворение потребностей господствующих классов, и призывает писателей

создавать искусство, обращенное не к интеллектуальной элите, а к широким народным массам. Востром создавала произведения, очевидно, для крестьянских детей. Сборники «Два мирка», «Как Юра знакомится с жизнью животных», «Подружка» издавались по пять-шесть раз (до 1918 года). А последний даже был удостоен почётного отзыва на Бельгийской всемирной выставке. Рассказы «Кот Василий Иванович», «Наседка», «Как волчиха на свете жила» печатались отдельными книгами уже в советское время, в 1928-1930 годах.

Также Александра Леонтьевна активно занималась драматургией, интерес к которой был также приметой времени. Русская драматургия, как и весь театр, вступали в новый период, когда начала формироваться эстетика модернизма, когда традиции драматургии А. Н. Островского стали уходить в прошлое. Последние десятилетия XIX века стали временем перелома театральной жизни в России, что началось с 1882 г., когда была отменена монополия дирекции императорских театров на деятельность всех театров Москвы и Петербурга. Началось оживление театральной жизни, становился более разнообразным репертуар театров. Востром не осталась в стороне от этих изменений, несмотря на провинциальную жизнь. Ею были созданы пьесы «Докторша». «Козий хутор», «Жнецы», в которых она продолжала реализовывать эстетику «натуральной школы» и выражать народнические идеи. Также она писала пьесы для детей, и одна из них - «Снегурочка» - была поставлена в Детском театре Чистякова в Петербурге.

Не все произведения Александры Леонтьевны Востром были изданы, но всё же самые удавшиеся произведения она пыталась опубликовать. Прежде всего, это произведения для детей.

После её смерти 25 июля 1906 года в газетах появились некрологи. В них говорилось о ней как о писательнице, обладавшей «беллетристическим талантом», о писательнице «высокообразованной» и «талантливой» [3, 368].

Знаменитая в свое время писательница до сих

пор не заняла подобающего ей места в истории русской литературы. Одной из причин подобного упущения стало пренебрежительное отношение к женскому творчеству, сформированное критическими статьями и рецензиями конца XIX - начала XX вв. В связи с этим мы считаем актуальным обращение к изучению творчества этой писательницы.

Как было уже сказано, в последние десятилетия в литературоведении наметился новый поворот - обращение к творчеству второстепенных писателей, в том числе и к творчеству женщин-литераторов, без которых стало уже невозможно полностью представить атмосферу эпохи, т. к. более чувствительная женская душа отражает малейшие нюансы настроения времени, и воссоздать цепочку преемственности в развитии русской женской прозы, начиная с XIX века, который можно назвать временем становления женской литературы в России, и до наших дней, когда женская литература стала признанным литературоведами фактом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Лимарова, М. П. Алексей Толстой и Самара: Из архива писателя/ М. П. Лимарова, Л. А. Соловьева. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1982.

2. Оклянский, Ю. М. Шумное захолустье/ Ю. М. Оклянский. - Изд. 3-е, исправ. и доп. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1982.

3. Петелин, В. В. Заволжье: Документальное повествование/ В. В. Петелин. - М. : Современник, 1988.

4. Петров, С. Из рода Тургеневых/ С. Петров// Симбирский курьер. - 2004. - 16 ноября. - С. 6.

5. Файнштейн, М. Ш. Писательницы пушкинской поры (историко-литературные очерки)/ М. Ш. Файнштейн. - JI. : Наука, 1989. - (Серия «Литературоведение и языкознание»).

Новосельцева Надежда Николаевна, аспирант кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.