4. Бузгалин А. В., Колчанов, А. И. «Капитал» ХХ! века: симулякр как объект критического марксизма // Вопросы философии. - 2012. -№12.
5. Додонова В. И. Дискурсивная природа по-стнеклассическиой рациональности // Вестник УлГТУ. - 2014. - №2.
6. Дудник С. И., Камнев, В. М. Постсоветский марксизм: идейное своеобразие и перспективы развития // Вопросы философии. - 2013. -№9.
7. Майданский А. Д. Понятие истины в диалектической логике Ильенкова // Свободная мысль. - 2009. - №8.
8. Мареев С. Н. От Канта и Кассирера к Ильенкову: проблема идеальности человеческих чувств // Вопросы философии. - 2009. - №9.
9. Миронов Г. Ф. Научно-исследовательская практика как феномен общественного бытия // Вестник УлГТУ. - 1998. - №3.
10. Науменко Л. К. Эвальд Ильенков и мировая философия // Вопросы философии. - 2005. -№5.
11. Фаритов В.Т. Повседневность как способ небытия (конституирование самости и трансгрессия // Социальная жизнь как единство разнородных состояний. - Ульяновск : УлГТУ, 2014.
Брысина Татьяна Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» УлГТУ.
Поступила 03.07.2015 г.
УДК 882
Л. В. КОРУХОВА, Н. Н. НОВОСЕЛЬЦЕВА
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА-СРЕДСТВ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СИМБИРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (Д. П. ОЗНОБИШИН И А. Л. БОСТРОМ)
Авторы ставят своей целью выявить роль медиа-средств, способствующих популяризации творчества малоизученных писателей XIX века в современной читающей среде на примере литературного творчества представителей двух старинных дворянских родов Симбирской губернии - Д. П. Ознобишина и А. Л. Бостром (урождённой Тургеневой). Особое внимание уделяется возможности использования современных информационных технологий для сохранения культурно-исторического и литературного наследия писателей.
Ключевые слова: малоизученные писатели XIX века; медиа-средства; симбирские писатели; творчество Д. П. Ознобишина и А. Л. Бостром.
Статья подготовлена в рамках проекта РГ НФ №15-34-11045.
Современное состояние литературоведения диктует необходимость создания объёмного и достоверного научного представления о литературном процессе на разных этапах его истории. В этой связи изучение литературного творчества «второстепенных» писателей в историко-литературном аспекте с использованием новых материалов (архивных данных, литературно-краеведческих материалов, электронной базы
© Корухова Л. В., Новосельцева Н. Н., 2015
данных и т. д.) укрепляет и значительно обновляет текстовую и источниковедческую базу для углубленного анализа произведений, ранее не востребованных литературоведением и недостаточно изученных с точки зрения проблемы «литературных рядов».
Как замечает А. А. Дырдин, «земля симбирская, с её памятью о Пушкине, Аксаковых и Тургеневых, Ливчаке и Пластове, Любищеве, Королеве и Сахарове, с её местными святыми и общерусскими подвижниками духа, героями и антигероями отечественной истории, многое
раскрывает в природном и в духовно-культурном облике России, в её культурных текстах, в национальном видении мира. Она даёт уникальную возможность познавать фактуру провинциальной жизни, её, так сказать, кровь и плоть [4, с. 4].
Научная деятельность авторов статьи в указанном направлении отразилась в разработке творчества представителей двух старинных дворянских родов Симбирской губернии - Д. П. Ознобишина и А. Л. Бостром (урождённой Тургеневой) - литературные произведения которых относятся к малоизвестным явлениям культуры. В результате изучения их творчества история русской литературы XIX века получает новое содержательное и методологическое обоснование; выявляются новые закономерности развития литературного процесса, заполняются «белые пятна», до сих пор присутствующие при истолковании истории литературы как последовательной смены исключительно «вершинных» явлений.
В статье ставится цель - выявить роль медиа-средств, способствующих популяризации творчества малоизученных писателей XIX века в современной читающей среде на примере литературного творчества Д. П. Ознобишина и А. Л. Бостром. Особое внимание уделяется возможности использования современных информационных технологий для сохранения культурно-исторического и литературного наследия писателей.
Разрабатывая данную тему, необходимо представить краткий экскурс жизни и творчества вышеуказанных авторов. Дмитрий Петрович Ознобишин (1804-1877), уроженец Симбирской губернии, оставивший заметный след в художественной жизни XIX столетия, зарекомендовал себя как востоковед и фольклорист, писатель и общественный деятель, оставив после себя большое количество сочинений как оригинальных, так и переводных. Член Московского (с 1828 г.) и Казанского (с 1835 г.) Обществ любителей российской словесности, собиратель народной поэзии, один из создателей жанра путевого дневника, историк, он оставил замечательную коллекцию, состоящую из древних рукописей, редких изданий Петровской эпохи, книг по ориенталистике, переведённых на французский язык памятников восточной литературы (всего - более трёх тысяч).
Значительная часть его поэтического наследия была опубликована в современных ему журналах и альманахах: «Сын Отечества», «Московский вестник», «Русский зритель», «Галатея», «Телескоп», «Молва», «Урания», «Северные
цветы», «Северная лира», «Невский альманах», «Альбом северных муз», «Денница», «Сиротка», «Литературные прибавления к Русскому инвалиду». Известный филолог-славист Н. С. Державин в «Историческом Вестнике» называет поэзию Ознобишина прямым отголоском лиры Пушкина, пишет о том, что его стихи полны «неподдельной красоты», а стих - «во всей своей гармонии силе и музыке и образности не уступает пушкинскому стиху» [2].
О творческой судьбе и своеобразии лирического таланта поэта, его увлечении фольклором писали в разное время В. Г. Белинский и Ю. Н. Тынянов, М. К. Азадовский и В. Э. Вацуро, И. С. Козловский и В. В. Кожинов. Собрание сочинений автора, которое даёт возможность читателям судить о наследии русского писателя в целом, представлено в двухтомном издании стихотворений и прозы, вышедшем в свет в 2001 году [см.: 6]. В последние годы появился целый ряд исследований, посвящённых изучению переводческой деятельности Ознобишина, тем, идей и образов поэта в контексте его биографии [см.: 5].
Продолжая тему второстепенных писателей, обогативших своим творчеством сокровищницу русской литературы, обратимся к Александре Леонтьевне Бостром (1854-1906), до замужества Тургеневой (мать русского писателя-классика XX в. А. Н. Толстого), которая вошла в русскую литературу в конце XIX века. Она является представителем старинного симбирского дворянского рода, известного с XIV века. Ее отец, Леонтий Борисович Тургенев, является потомком известного симбирского масона П. П. Тургенева. Можно сказать, что в родовом поместье Тургеневых сложилась особая духовная атмосфера, которая сохранялась на протяжении всего XIX века. Её семья была патриархальной, религиозной, сохраняла старые семейные традиции.
Детство и юность Бостром провела в родовом имении Тургеневе, вышла замуж в Симбирске. Но семейная жизнь сложилась неудачно. Оставив мужа и троих детей, она ушла к любимому человеку А. А. Бострому накануне рождения четвёртого ребёнка, сына Алексея, и поселилась в селе Сосновка Самарской губернии. В новой семье она смогла реализовать свой литературный талант и добиться осуществления долгожданной мечты - стать писателем. До конца своей жизни Бостром активно сотрудничала с различными издательствами, газетами, журналами, писала много произведений для детей, создавала рассказы, очерки, пьесы и даже обратилась к жанру романа. Её произведения публиковались в «Самарской газете», «Саратовском листке» и адресовались широкой публике.
Сборники детских рассказов «Два мирка», «Как Юра знакомится с жизнью животных», «Подружка» издавались по пять-шесть раз (до 1918 года). А последний даже был удостоен почётного отзыва на Бельгийской всемирной выставке. Рассказы «Кот Василий Иванович», «Наседка», «Как волчиха на свете жила» печатались отдельными книгами уже в советское время, в 1928-1930 годах.
Её произведения вошли в русскую литературу в конце XIX века, в переломный период в истории страны, время революционных идей, поиска новых путей развития России. Литературная личность Бостром интересна, а произведения пользуются устойчивой репутацией неординарных явлений провинциальной беллетристики. Они по-своему отражают жизнь Поволжья на сломе веков, изменения, происходящие в обществе, в идеологии и нравственном укладе заволжского дворянства, помещичьих семей, в судьбе крестьянства и России в целом [8, с. 674].
На сегодняшний день имя Бостром встречается в основном в связи с изучением жизни и творчества её сына А. Н. Толстого. Знаменитая в свое время писательница до сих пор не заняла подобающего ей места в истории русской литературы. В свете сказанного продвижение её творчества, как представляется, выступает крайне важным аспектом в контексте изучения культурного наследия Симбирской земли.
Анализ данных показывает, что печатные средства массовой информации (журналы, газеты, книги, периодические издания и т. д.) являлись основной доминирующей формой популяризации творчества Д. П. Ознобишина и А. Л. Бостром до настоящего времени. Вполне очевидно, что проблема сохранения литературного наследия писателей является актуальной для Ульяновска-Симбирска, города с богатыми историческими, культурными и литературными традициями. К месту вспомнить мудрые слова русского философа и богослова П. А. Флоренского (1882-1943): «Не забывайте рода своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти» [Цит. по: 1].
Безусловно, изучение литературной истории региона способствует более глубокому осмыслению культуры своего народа. По справедливому замечанию Н. Г. Дрондиной, «русская художественная литература имеет богатейший опыт экстрагирования культурной концентрации, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к „правде жизни". Соотнесённость нравственного идеала с местной историей позволит современной аудитории не только ощутить свою прича-
стность к литературному наследию края, но и почувствовать ответственность за сохранение и восстановление отечественной культурной традиции» [3,с. 2].
Сегодня применение современных компьютерных и информационных технологий даёт возможность не только решить проблему сохранности книжных раритетов, но и обеспечить к ним публичный доступ. В этой связи важно разрабатывать новые подходы к продвижению творчества Ознобишина и Бостром с позиций научно-технических технологий.
В русле сказанного пунктирно наметим основные аспекты по реализации современных форм популяризации творчества писателей. Одной из наиболее востребованных моделей на сегодняшний день являются электронные ресурсы, позволяющие ввести в научный оборот новые имена, малоизвестные или «забытые» критические и литературоведческие источники и т. д. В этом направлении разработан проект «Литературная карта Ульяновской области» - постоянно пополняющийся электронный продукт, основанный на использовании современных информационных технологий, представленный на сайте Дворца книги - Ульяновской областной научной библиотеки им. В. И. Ленина (http://litmap.uonb.ru/). и предшествующий ему «Мультимедийный проект: Литературные карты г. Ульяновска и Ульяновской области» (рук. А. А. Дырдин, поддержан грантом РГНФ № 0704-21401 в 2007 году) [8]. Сайт «Литературная карта» Ульяновской областной библиотеки и упомянутый электронный ресурс содержат био-гра фические и библиографические сведения о писателях Симбирского-Ульяновского края: Н. М. Карамзина, И. А. Гончарова, С. Т. Аксакова, Н. М. Языкова, Д. Д. Минаева, Д. В. Давыдова и многих других, в том числе и Д. П. Ознобишина. Информация об Ознобишине, представленная создателями проекта, обзорная и носит лишь ознакомительный характер. Данные о Бостром в работе отсутствуют. В этой связи представляется перспективным разработать «книжные памятники» — электронные базы данных, включающие в себя библиографические описания источников из фондов Ознобишина и Бостром, содержащие отсканированные рукописи и архивные данные, а также наиболее полную информацию о публикациях о жизни и творчестве писателей.
Результаты предлагаемой работы могут быть реализованы в рамках грантовых программ. Создание нового мультимедийного продукта позволит обратить внимание на историческую несправедливость «выпадения» симбирских пи-
сателей и их произведений из систематики и логики изучения национального литературного процесса., продиктованную необходимостью найти им место, отвечающее ценностным характеристикам.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Библиотечное краеведение: популяризация творчества писателей-земляков в работе библиотек [Электронный ресурс] // Национальная библиотека Марий Эл: сайт. - URL: http:// nb12.ru/?p=1905 (дата обращения: 13.05.2015).
2. Державин Н. Забытые поэты. Тургенев, Ознобишин и Тимофеев (Из Симб. хроники) // Исторический вестник. - 1910. - Кн. 9. - С. 851864.
3. Дрондина Н. Г. Литературное краеведение в процессе воспроизводства культуры в регионе [Электронный ресурс] // Регионология. - 2008. - №3. - С. 1-3. - URL: http://regionsar.ru/ node/170?page=0,0 (дата обращения: 12.05.2015)
4. Дырдин А. А. Духовная жизнь России: провинциальное измерение // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира: Материалы Всероссийской научной конференции. - Ульяновск : УлГТУ, 2003.- 184 с.
5. Дырдин А. А., Корухова Л. В. Д. П. Ознобишин: поэт, переводчик, фольклорист (работы разных лет). - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 1 43 с. (См. в этой публикации библиографический
обзор работ о жизни и творчестве Д. П. Ознобишина. Монография дополняет наследие писателя новыми материалами: его письмом к В. Ф. Одоевскому с текстом стихотворения «Тамаяндри» и рукописью стихотворной повести Т. Мура «Светило Гарема», переведённой поэтом на русский язык).
6. Мультимедийный проект: Литературные карты г. Ульяновска и Ульяновской области [Электронный ресурс]. Research Centre «FRAMEWORK TECHNOLOGY», 2008/ - Электрон. опт. диск (CD-ROM).
7. Ознобишин Д. П. Стихотворения. Проза: в 2 кн. - М. : Наука, 2001. - Кн. I. - 568 c; Кн. II. -634 с.
8. Dyrdin A. A., Novoseltseva N. N. A. L. Bostrom's creative writing: searching for a way out from her worldview crisis // В мире научных открытий. - 2014. - № 9.2 (57). - С. 673-687.
Корухова Людмила Владимировна, соискатель кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.
Новосельцева Надежда Николаевна, соискатель кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.
Поступила 10.06.2015 г.