Научная статья на тему '«Созерцательно-мечтательная жизнь»: усадьбы самарской губернии в раннем творчестве А. Н. Толстого'

«Созерцательно-мечтательная жизнь»: усадьбы самарской губернии в раннем творчестве А. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4166
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Н. Толстой / Самарская губерния / хутора / усадебная проза / рукописные тетради / A. N. Tolstoy / Samara province / farmstead prose / a handwritten notebook

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акимова Анна Сергеевна

Предлагаемая статья выполнена в рамках получивших в последние годы новый импульс усадьбоведческих исследований, в частности, в рамках разрабатываемого в Институте мировой литературы им. А. М. Горького РАН проекта «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (грант РНФ, проект № 18-18-00129, руководитель О. А. Богданова). На формирование личности Алексея Николаевича Толстого оказали влияние социальные, культурные и эстетические обстоятельства, связанные с повседневной жизнью усадеб (или хуторов), расположенных в Самарской губернии и шире – на территории Среднего Поволжья. Детство писателя прошло на степном хуторе отчима, А. А. Бострома, в 70 верстах от Самары в деревне Сосновка, где была «барская обстановка». Здесь, по его воспоминанию, он жил «созерцательномечтательной жизнью». В статье образ усадьбы, усадебного сада и аллеи рассматриваются на примере поэтических и прозаических текстов А. Н. Толстого начала ХХ в. В стихотворениях рукописных тетрадей «Лунные сны» (1906-1907) и «Голубое вино» (1907-1908), созданных с опорой на поэтическую образность К. Бальмонта и А. Белого, основными мотивами стихотворений, посвященных изображению усадебного сада и его инвариантов рощи и чащи с аллеями и тропинками, становится воспоминание о прошлом, о потерянном рае и усталость от жизни. Если в развитии усадебной темы и изображении сада и аллеи в поэзии Толстой следовал поэтической традиции Серебряного века, то в прозе он ориентировался на традицию русской литературы XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Contemplative-dream life»: estates of the Samara province in A. N. Tolstoy’s early works

The proposed article was carried out in the framework of the recent studies of estate studies in recent years, in particular, in the framework of the project «Russian manor in literature and culture: domestic and foreign opinion» (grant RSF, project № 18-18-00129, O. A. Bogdanova as a head) developed by the Institute of World Literature named after A. M. Gorky of RAS. The formation of A. N. Tolstoy’ personality was influenced by social, cultural and aesthetic circumstances associated with the daily life of estates (or farms) located in the Samara province and wider – in the Middle Volga region. The childhood of the writer was on the steppe farm of the stepfather, A. A. Bostrom, in 70 versts from Samara in the village of Sosnovka where there was «a lordly situation». According to Tolstoy’s recollection, he had a «contemplative and dreamy life». The image of the estate and the estate garden are considered on the example of Tolstoy’s poetic and prose texts at the beginning of the XX century. The poems of the handwritten notebooks The Moon Dreams (1906-1907) and The Blue Wine (1907-1908) are based on the poetic of K. Balmont and A. Beliy. The main motifs of the poems are the image of the manor garden and its invariants of grove and thicket with alleys and paths which became a memory of the past, the lost Paradise and fatigue from life. In the development of the estate theme and in the image of the garden and alley in poems Tolstoy followed the poetic tradition of the Silver age, but in his prose he focused on the tradition of Russian literature of the XIX century.

Текст научной работы на тему ««Созерцательно-мечтательная жизнь»: усадьбы самарской губернии в раннем творчестве А. Н. Толстого»

DOI 10.24411/2499-9679-2019-10479

УДК 82.09

А. С. Акимова https://orcid.org/0000-0002-7037-2032

«Созерцательно-мечтательная жизнь»: усадьбы самарской губернии в раннем творчестве А. Н. Толстого

Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда

(проект № 18-18-00129)

Предлагаемая статья выполнена в рамках получивших в последние годы новый импульс усадьбоведческих исследований, в частности, в рамках разрабатываемого в Институте мировой литературы им. А. М. Горького РАН проекта «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (грант РНФ, проект № 18-18-00129, руководитель О. А. Богданова). На формирование личности Алексея Николаевича Толстого оказали влияние социальные, культурные и эстетические обстоятельства, связанные с повседневной жизнью усадеб (или хуторов), расположенных в Самарской губернии и шире - на территории Среднего Поволжья. Детство писателя прошло на степном хуторе отчима, А. А. Бострома, в 70 верстах от Самары в деревне Сосновка, где была «барская обстановка». Здесь, по его воспоминанию, он жил «созерцательно-мечтательной жизнью». В статье образ усадьбы, усадебного сада и аллеи рассматриваются на примере поэтических и прозаических текстов А. Н. Толстого начала ХХ в. В стихотворениях рукописных тетрадей «Лунные сны» (1906-1907) и «Голубое вино» (1907-1908), созданных с опорой на поэтическую образность К. Бальмонта и А. Белого, основными мотивами стихотворений, посвященных изображению усадебного сада и его инвариантов рощи и чащи с аллеями и тропинками, становится воспоминание о прошлом, о потерянном рае и усталость от жизни. Если в развитии усадебной темы и изображении сада и аллеи в поэзии Толстой следовал поэтической традиции Серебряного века, то в прозе он ориентировался на традицию русской литературы XIX в.

Ключевые слова: А. Н. Толстой, Самарская губерния, хутора, усадебная проза, рукописные тетради. A. S. Akimova

«Contemplative-dream life»: estates of the Samara province in A. N. Tolstoy's early works

The proposed article was carried out in the framework of the recent studies of estate studies in recent years, in particular, in the framework of the project «Russian manor in literature and culture: domestic and foreign opinion» (grant RSF, project № 18-18-00129, O. A. Bogdanova as a head) developed by the Institute of World Literature named after A. M. Gorky of RAS. The formation of A. N. Tolstoy' personality was influenced by social, cultural and aesthetic circumstances associated with the daily life of estates (or farms) located in the Samara province and wider - in the Middle Volga region. The childhood of the writer was on the steppe farm of the stepfather, A. A. Bostrom, in 70 versts from Samara in the village of Sosnovka where there was «a lordly situation». According to Tolstoy's recollection, he had a «contemplative and dreamy life». The image of the estate and the estate garden are considered on the example of Tolstoy's poetic and prose texts at the beginning of the XX century. The poems of the handwritten notebooks The Moon Dreams (1906-1907) and The Blue Wine (1907-1908) are based on the poetic of K. Balmont and A. Beliy. The main motifs of the poems are the image of the manor garden and its invariants of grove and thicket with alleys and paths which became a memory of the past, the lost Paradise and fatigue from life. In the development of the estate theme and in the image of the garden and alley in poems Tolstoy followed the poetic tradition of the Silver age, but in his prose he focused on the tradition of Russian literature of the XIX century.

Keywords: A. N. Tolstoy, Samara province, farmstead prose, a handwritten notebook.

Усадьбоведение - направление в исторической науке, сформировавшееся благодаря научно-разыскательской деятельности членов Общества изучения русской усадьбы и их публикациям, в

которых рассматривается усадьба как национальный феномен, ее архитектурно-планировочные, стилистические и композиционные черты, индивидуальные и типичные, общие

© Акимова А. С., 2019

для конкретного региона. За последнее время возросло количество исследований, посвященных помещичьему быту русских писателей и его отражению в художественных текстах [подробнее см.: 8; 12; 13; 16; 17]. Усадьбоведение занимается изучением не только облика и истории усадьбы - оно ставит своей целью воссоздать модель усадебной жизни и ее составляющие, опираясь на «усадебные собрания» (библиотека, частные коллекции, портретные галереи) и художественные тексты.

А. Н. Толстой принадлежал к двум старейшим дворянским родам - по линии отца к роду Толстых и Тургеневых по линии матери. В усадьбах, расположенных в Среднем Поволжье, жили родственники Толстого и прототипы заволжского цикла. Его жизнь связана с Самарским, Николаевским, Ставропольским и Бузулукским уездами Самарской губернии.

В данном исследовании под термином «усадьба» понимается архитектурный ансамбль с парком и хозяйственные постройки [подробнее о значении термина см.: 7, с. 468; 10, с. 53-55]. Однако в Самарской губернии дом на селе с примыкающими к нему службами и угодьями называли хуторами [об истории усадеб Самарской губернии см.: 6].

К крупнопоместным имениям относилось имение отца А. Н. Толстого, графа Николая Александровича Толстого, действительного статского советник, предводителя дворянства Самарского уезда Самарской губернии. В его имении при с. Александровка был господский дом, деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом [10]. По воспоминаниям первой жены, матери писателя, он был простым одноэтажным, длинным, похожим на барак. Окна - небольшие, комнаты тесные и неуютные [цит. по: 15, с. 28].

Детство А. Н. Толстого прошло в Сосновке (или Павловка), степном хуторе отчима, Алексея Аполлоновича Бострома, в 70 верстах от Самары, куда они переехали в октябре 1883 г., когда Толстому было около 10 месяцев). Хутор насчитывал 81 двор. Отчим Толстого был земским деятелем, мелкопоместным землевладельцем. Несмотря на прогрессивные взгляды, ему приходилось рассчитывать работников, требовать от них выполнения их обязанностей, возникали конфликты. Об одном из них 22 сентября 1896 г. писал матери сам Толстой: «У нас тут на днях был бунт в бабами, [папа] их усмирял, а я стоял в виде пограничного стража с вилами и обыскивал контрабанду» [5, с. 10]. В семье интересовались

марксизмом и тяготились своим социальным положением: «Это наше роковое положение помещиков, - писала Александра Леонтьевна Бостро-му 16 сентября 1897 г. - землевладельцев, которые идеей от своего класса отстали. Но поди рассказывай всем и объясняй, кто же поверит, когда мы изо всех сил хлопочем, чтобы доходы получать» [5, с. 11]. Особо следует сказать об отношении в семье и самого А. Н. Толстого к дворянству и дворянской культуре. В семье поощрялась дружба мальчика с крестьянскими детьми. Он часто участвовал в кулачных боях. Но у него было ощущение своей сословной избранности, принадлежности к «престижному» социальному слою, что тревожило родителе й. 20 ноября 1897 г. Александра Леонтьевна писала Бострому из Сызрани: «Лелька говорит: „Вот теперь я понимаю преимущества города, так провести вечер, это не то, что курить или бегать по Большой улице за барышнями. Тут, по крайней мере, в своем обществе, в дворянском". Каково это тебе покажется? Откуда это у него? Вот и отвергай после этого, что долголетние социальные перегородки не входят в природу человека» [20, с. 161]. Бостром, с одной стороны, разделял опасения Александры Леонтьевны, он считал опасным и вредным воспитание в «тепличных условиях помещичьего быта» [5, с. 13], оно не подготавливало к жизни, так как основано было на чужом труде. С другой стороны, он писал ей о притягательной силе русской дворянской культуры: «В том, что Лелю тянет в среду „дворянскую", - в этом я не вижу доказательства того, что долголетние социальные перегородки входят в природу человека <...> Один Тургенев! - и Толстой, да почти вся наша литература в лице корифеев, - возводила дворянскую среду на известную высоту» [5, с. 13].

Толстой, вспоминал, что в Сосновке он жил «созерцательно-мечтательной жизнью» [5, с. 27]. В «Краткой автобиографии» он писал: «Сад. Пруды, окруженные ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи - деревенские ребята <...> Смены времен года, как огромные и всегда новые события» [5, с. 25]. Зимними вечерами, «когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой, бедно обставленной, штукатуренной комнате, зажигалась висячая лампа над круглым столом, и вотчим обычно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева или что-нибудь из свежей книжки „Вестника Европы"...», мать вязала, Леля рисовал или раскрашивал. Любимым писателем в это время был

Тургенев [см. сочинение «Кто мой любимый писатель?» в: 5, с. 270-272]. Из Сосновки семья уехала в 1897 г., но на летние месяцы в 1898 и 1899 гг. приезжали на хутор, то есть вплоть до его продажи в 1899 г.

В «Ученической тетради» Толстого есть зарисовки о жизни в деревне: «Мишка» (о крестьянском мальчике Мишке Коряшонке), история первой любви «Жизнь. Галя» (1900) о поездке с ямщиком в имение Тресвятских Бригадировку, что впоследствии будет использовано в романе «Петр I» в описании поездки Гаврилы Бровкина с Голиковым из Петербурга в Москву; а сцена катания на лодке использована в «Мишуке Налымове». В Самарском архиве писателя хранятся самые ранние зарисовки: «Поездка по Волге» (1897), описывающая одну из поездок к деду Л. Б. Тургеневу, который в 1893 г. жил в Тургеневе, в имении своего брата М. Б. Тургенева (Ставропольский уезд, Самарской губернии). (Сейчас эти земли залиты Жигулевским морем). Детские впечатления определили и описания крестьянских дворов и боярских усадеб на Москве в «Петре I».

И в Сосновке, и в имении деда и бабки по материнской линии, Коровине, была «барская обстановка». В феврале 1892 г. умерла бабушка по материнской линии, Екатерина Александровна Тургенева (урожд. Багговут). Она была наследницей части имений под Киевом, которое переходило к трем сестрам, Александре, Марии, Варваре и Леонтию Борисовичу Тургеневым. В частности, Коровино, Кустино планировали продать, чтобы покрыть долги. Рассказы матери, Александры Леонтьевны и тетушки, Марии Леонтьевны, а также детские воспоминания и юношеские впечатления обрели художественную форму в произведениях, составивших книги «Заволжье» (Шиповник. К н. 12. Пб.: Шиповник, 1910) и «Под старыми липами» (Т. 4. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923), в которых показана «целостная картина гибели обширного, населенного несколькими поколениями культурного материка провинциальной России, который подобно Атлантиде, медленно погружался в пучину Леты» [9, с. 16]. В рассказах цикла «Заволжье», романах «Чудаки» («Две жизни»), «Хромой барин», повести «Приключения Растегина» и в других произведениях. Эти впечатления легли в основу эмигрантской повести «Детство Никиты».

Названия деревень и сел Самарской губернии вошли в произведения Толстого: Марьевка, Пестравка, Утевка, Колдыбань. В рассказе «Го-

лубые города» фамилия конторского служащего -Утевкин. Часто бывали в селе Каменка в 177 верстах от Самары, где были две школы, церковь, сельский банк и 527 дворов. Чаще всего в письмах Толстого к родным встречается название Утевка, здесь каждое воскресение устраивали базары. На ярмарки, где продавали коней, ездили в село Марьино. Бывали в соседних селах и хуторах, посещали друзей, в частности, на небольшом хуторе Гинча, где было 2 двора, пруд. С этой средой и окружением связаны повесть «Неделя в Туреневе» (1909), вошедшая в книгу «Заволжье» и в расширенный том «Под старыми липами», которую сам Толстой в автобиографии называл книгой «об эпигонах дворянского быта той части помещиков, которые перемалывались новыми земельными магнатами - Шихобаловыми» [5, с. 31].

Обнаружить истоки «усадебной прозы» Толстого рассматриваемого периода удается в рукописных тетрадях «Лунные сны. Книга I» (1906-1907) [18] и «Голубое вино. Книга VI» [1907-1908] [19]. «Обращение к стихотворному наследию писателя, - как писал

Ю. Б. Орлицкий, - представляется <...> не только закономерным, но и необходимым для понимания логики его художественного развития» [14, с. 29].

В стихотворениях рукописной тетради «Лунные сны» «Сад позабытый, прохладное утро!», «Я в мрак вошел к моим теням.» создается образ призрачного «царства влюбленной весны», в котором лирический герой ожидает Прекрасную Даму. В другой ранней тетради Толстого, «Голубое вино», также созданной с опорой на поэтическую образность К. Бальмонта и А. Белого, основными мотивами стихотворений, посвященных изображению усадебного сада и его инвариантов рощи и чащи с аллеями и тропинками, становится воспоминание о прошлом, о потерянном рае и усталость от жизни. Разочарование и усталость в стихах молодого Толстого были вызваны драматичными событиями в его биографии: со смертью матери («В ночной степи» с подзаголовком «памяти матери»), разрывом с первой женой и смертью сына, Юрия. В стихотворении «Сон» прекрасное видение знакомых аллей, запущенного парка, полян рождает чувство полета, которое обрывается пробуждением героя, возвращением к унылой действительности: «Ужели мне все снится // Лежу я и плачу в росистой траве». «Башни <...> хрустальныя // В розовом майском саду» властно обрушила жизнь («Жизнь»).

Описанный впервые в стихотворении «Пожар» горящий усадебный дом в повести 1910 г. «Петушок» («Неделя в Туреневе») будет символизировать разрушение дворянского быта и связанной с ним традиции; как и пронизанное образами и настроениями периода конца 1906-1907 г. стихотворение «В ночной степи», написанное в Самаре вскоре после смерти матери, писательницы А. Л. Бостром.

Если в развитии усадебной темы и в изображении сада и аллеи в поэзии Толстой следовал поэтической традиции Серебряного века, то в прозе он ориентировался на традицию русской литературы XIX века и, в частности, усадебную прозу Гончарова, о чем свидетельствует и небольшое вступление с описанием провинциального города (рассказ «Девушки», см.: [2]) и дороги героя (рассказ «Трагик», см.: [1]), а также патриархально-идиллическое описание жизни в ряде прозаических произведений, составивших раздел «Минувшее» третьего тома Сочинений А. Толстого (М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1912-1918).

На формирование Толстого оказали влияние социальные, культурные и эстетические обстоятельства, связанные с бытованием усадеб Самарской губернии и шире - территории Среднего Поволжья. В «Учебную тетрадь» 1901 г. входит сочинение «Моя родина»: «Родиной мы называем те места, где мы родились и выросли и где сложился наш характер <...> я всегда с тихой радостью, даже грустью, вспоминая свои родные степи, усадьбу, деревню и ушедшие куда-то вдаль родные лица мужиков» [5, с. 285-287].

Библиографический список

1. Акимова, А. С. Истоки и трансформация образа актера в рассказе А. Н. Толстого «Трагик» (1913) [Текст] // Новый филологический вестник. -№ 4(43). - 2017. - С. 109-116.

2. Акимова, А. С. Традиции изображения «усадебной культуры» в рассказе А. Н. Толстого «Девушки» (1913) [Текст] // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 438. - С. 5-10.

3. Алексей Толстой: диалоги со временем [Текст]. - М. : ИМЛИ РАН, 2014. - Вы п. 1. - 376 с.

4. Алексей Толстой: диалоги со временем [Текст]. - М. : Изд-во «Литературный музей», 2017. -Вы п. 2. - 416 с.

5. Алексей Толстой и Самара: Из архива писателя [Текст]. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1982. - 368 с.

6. Бабина, С. А. Дворянские усадебно-парковые комплексы Самарской губернии в конце XIX - начале XX вв. [Текст] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - № 6. - 2009. - С. 75-82.

7. Беловинский, Л. В. Российский историко-бытовой словарь [Текст] / Л. В. Беловинский - М. : Тритэ; Российский архив, 1999. - 527 с.

8. Богданова, О. А. Архитектура в зеркале литературы: «усадебный текст» в произведениях русских писателей 1920-х гг. [Текст] // Артикульт. - 2019. -№ 33(1). - С. 108-114.

9. Воронцова, Г. Н. Семейная хроника Тургеневых как источник ранних произведений А. Н. Толстого [Текст] // А. Н. Толстой. Новые материалы и исследования. (Ранний А. Н. Толстой и его литературное окружение). - М. : ИМЛИ РАН. - С. 15-28.

10. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVП-XX вв.: Исторические очерки [Текст]. -М. : Эдиториал УРУСС, 2001. - С. 53-55.

11. Крестинский, Ю. А. А. Н. Толстой. Жизнь и творчество (Краткий очерк) [Текст] / Ю. А. Крестинский. - М. : Изд-во АН СССР, 1960. -314 с.

12. Никерина, И. В. Личная и усадебная жизнь. К 150-летию создания «Утра помещика» Л. Н. Толстого [Текст] // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. - Вы п. 12 (28). - М. : Изд-во «Жираф», 2006. - С. 231-237.

13. Новиков, В. И. Русский писатель в своей усадьбе [Текст] // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. - Вы п. 12 (28). - М. : Изд-во «Жираф», 2006.- С. 35-48.

14. Орлицкий, Ю. Б. Метрическое разнообразие ранней лирики Алексея Толстого [Текст] // Алексей Толстой: диалоги со временем. - Вып. 2. - М. : Изд-во «Литературный музей», 2017. - С. 20-31.

15. Петелин, В. Заволжье [Текст] / В. Петелин. -М. : Современник, 1988. - 528 с.

16. Разина, А. В. Дачно-усадебный образ жизни русского общества в конце XIX начале XX века в творчестве Ивана Бунина [Текст] // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. - Вы п. 22 (38). - СПб. : Изд. дом «Коло», 2017. -С. 127-135.

17. Рассказова, Л. В. «Цветы, поля, деревня, праздность». Топос сельской и городской дворянской усадьбы [Текст] // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. - Вы п. 15 (31). - М. : Изд-во «Улей», 2009. - С. 57-64.

18. Рукописная тетрадь А. Н. Толстого «Лунные сны. Книга I» [Текст] // ОР ИМЛИ. Ф. 43. О п. 1. Ед. х р. 6. 54 л.

19. Рукописная тетрадь А. Н. Толстого «Голубое вино. Книга VI» [Текст] // ОР ИМЛИ. Ф. 43. О п. 1. Ед. х р. 9. 55 л.

20. Скобелев, В. В поисках гармонии: Художественное развитие А. Н. Толстого, 1907-1922 гг. [Текст] / В. Скобелев. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1981. -176 с.

21. ЦГАСО. Ф. 322. О п. 1. Д. 485. Л. 8.

Reference List

1. Akimova, A. S. Istoki i transformacija obraza aktera v rasskaze A. N. Tolstogo «Tragik» (1913) = Origins and transformation of the actor's image in A. N. Tolstoy's story «A tragedian « (1913) [Tekst] // Novyj filologicheskij vestnik. - № 4(43). - 2017. - S. 109-116.

2. Akimova, A. S. Tradicii izobrazhenija «usadebnoj kul'tury» v rasskaze A. N. Tolstogo «Devushki» (1913) = Traditions in depicting «manor culture» in A. N. Tolstoy's story «Girls» (1913) [Tekst] // Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. - 2019. - № 438. - S. 5-10.

3. Aleksej Tolstoj: dialogi so vremenem = Aleksey Tolstoy: dialogues over time [Tekst]. - M. : IMLI RAN, 2014. - Vyp. 1. - 376 s.

4. Aleksej Tolstoj: dialogi so vremenem = Aleksey Tolstoy: dialogues over time [Tekst]. - M. : Izd-vo «Liter-aturnyj muzej», 2017. - Vyp. 2. - 416 s.

5. Aleksej Tolstoj i Samara: Iz arhiva pisatelja = Aleksey Tolstoy and Samara: From the writer's archive [Tekst]. - Kujbyshev : Kn. izd-vo, 1982. - 368 s.

6. Babina, S. A. Dvorjanskie usadebno-parkovye kompleksy Samarskoj gubernii v konce XIX - nachale XX vv. = Noble estate-park complexes of the Samara province in the late XIX and early XX centuries. [Tekst] // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akad-emii nauk. - № 6. - 2009. - S. 75-82.

7. Belovinskij, L. V Rossijskij istoriko-bytovoj slovar' = Russian historical and household dictionary [Tekst] / L. V. Belovinskij - M. : Tritje; Rossijskij arhiv, 1999. -527 s.

8. Bogdanova, O. A. Arhitektura v zerkale literatury: «usadebnyj tekst» v proizvedenijah russkih pisatelej 1920-h gg. = Architecture in the mirror of literature: «manor text» in the Russian writers' works of the 1920s. [Tekst] // Artikul't. - 2019. - № 33(1). - S. 108-114.

9. Voroncova, G. N. Semejnaja hronika Turgenevyh kak istochnik rannih proizvedenij A. N. Tolstogo = Family chronicle of Turgenev as a source of A. N. Tolstoy's early works [Tekst] // A. N. Tolstoj. Novye materialy i issledovanija. (Rannij A. N. Tolstoj i ego literaturnoe okruzhenie). - M. : IMLI RAN. - S. 15-28.

10. Dvorjanskaja i kupecheskaja sel'skaja usad'ba v Rossii XVII-XX vv.: Istoricheskie ocherki = Noble and merchant rural estate in Russia of the XVII-XX centuries: Historical essays [Tekst]. - M. : Jeditorial URUSS, 2001. - S. 53-55.

11. Krestinskij, Ju. A. A. N. Tolstoj. Zhizn' i tvor-chestvo (Kratkij ocherk) = A. N. Tolstoy. Life and creativity (a brief essay) [Tekst] / Ju. A. Krestinskij. - M. : Izd-vo AN SSSR, 1960. - 314 s.

12. Nikerina, I. V. Lichnaja i usadebnaja zhizn'. K 150-letiju sozdanija «Utra pomeshhika» L. N. Tolstogo = Personal and manor life. To the 150th anniversary of the creation of «The Landlord's morning» by L. N. Tolstoy [Tekst] // Russkaja usad'ba. Sbornik Obshhestva izucheni-ja russkoj usad'by - Vyp. 12 (28). - M. : Izd-vo «Zhiraf», 2006. - S. 231-237.

13. Novikov, V. I. Russkij pisatel' v svoej usad'be = Russian writer in his estate [Tekst] // Russkaja usad'ba. Sbornik Obshhestva izuchenija russkoj usad'by. - Vyp. 12 (28). - M. : Izd-vo «Zhiraf», 2006.- S. 35-48.

14. Orlickij, Ju. B. Metricheskoe raznoobrazie rannej liriki Alekseja Tolstogo = Metric diversity of Aleksey Tolstoy 's early lyrics [Tekst] // Aleksej Tolstoj: dialogi so vremenem. - Vyp. 2. - M. : Izd-vo «Literaturnyj muzej», 2017. - S. 20-31.

15. Petelin, V. Zavolzh'e = Trans-Volga region [Tekst] / V. Petelin. - M. : Sovremennik, 1988. - 528 s.

16. Razina, A. V. Dachno-usadebnyj obraz zhizni russkogo obshhestva v konce XIX nachale XX veka v tvorchestve Ivana Bunina = The summer-house way of life of the Russian society in the late XIX - the beginning of the XX century in Ivan Bunin's works [Tekst] // Russkaja usad'ba. Sbornik Obshhestva izuchenija russkoj usad'by. - Vyp. 22 (38). - SPb. : Izd. dom «Kolo», 2017. - S. 127-135.

17. Rasskazova, L. V «Cvety, polja, derevnja, prazdnost'«. Topos sel'skoj i gorodskoj dvorjanskoj usad'by = «Flowers, fields, village, celebration.» Topos of rural and urban noble estate [Tekst] // Russkaja usad'ba. Sbornik Obshhestva izuchenija russkoj usad'by. - Vyp. 15 (31). - M. : Izd-vo «Ulej», 2009. - S. 57-64.

18. Rukopisnaja tetrad' A. N. Tolstogo «Lunnye sny. Kniga I» = A. N. Tolstoy 's handwritten notebook «Moon Dreams. Book I « [Tekst] // OR IMLI. F. 43. Op. 1. Ed. hr. 6. 54 l.

19. Rukopisnaja tetrad' A. N. Tolstogo «Goluboe vino. Kniga VI» = A. N. Tolstoy 's handwritten notebook «Blue Wine. Book VI « [Tekst] // OR IMLI. F. 43. Op. 1. Ed. hr. 9. 55 l.

20. Skobelev, V V poiskah garmonii: Hudozhestven-noe razvitie A. N. Tolstogo, 1907-1922 gg. = In search of harmony: Artistic development of A. N. Tolstoy, 1907-1922. [Tekst] / V. Skobelev. - Kujbyshev : Kn. izd-vo, 1981. - 176 s.

21. CGASO. F. 322. Op. 1. D. 485. L. 8.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.05.2019 Дата принятия статьи к печати: 27.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.