Научная статья на тему 'ШТРАФ И ПРОБЛЕМА ВЗЫСКАНИЯ'

ШТРАФ И ПРОБЛЕМА ВЗЫСКАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШТРАФ И ПРОБЛЕМА ВЗЫСКАНИЯ»

Результаты натурного осмотра и лабораторных исследований по оценке работы системы очистки и использования НССВ сравниваются с технологическим регламентом работы этих сооружений. В случае их несоответствия санитарной службой принимаются соответствующие меры административного воздействия вплоть до приостановки эксплуатации комплекса, особенно когда навоз-содержащие стоки оказывают отрицательное влияние на условия водопользования населения.

Пристального внимания санитарной службы требуют ИСК, где организовано торфокомпости-рование навозеодержащих стоков. При обследовании этих объектов устанавливается проектный и фактический выход НССВ в сутки, поступление в хозяйства торфа (по проекту и фактически) .

Тщательному осмотру подлежат торфокомпо-стирующие установки, места складирования готового компоста и хранения неиспользованных сточных вод. При этом следует установить, не окажет ли временно организованный накопитель для хранения НССВ влияние на качестзо подземных вод и санитарное состояние поверхностных водоемов, используемых для централизованного водоснабжения и культурно-оздоровительных целей. Если неиспользованные на приготовление компоста сточные воды должны вывозиться на поля спецавтотранспортом, то важно учесть его наличие; важно также учесть, какова потребность в сельскохозяйственных угодьях для использования навозеодержащих стоков и сколько их имеется фактически. Фактический вывоз на поля НССВ может быть проверен по регистрационному журналу учета работы спецтранспорта или по путевым листам, предъявленным к оплате. Аналогично проводится проверка ПСК, на которых организован вывоз НССВ на поля под запашку.

На всех крупных ПСК существуют небольшие карантинные фермы, куда поступают племенные животные из других хозяйств. Как показала практика, племенные животные могут быть заражены зоонозными заболеваниями (сальмонел-лезом, лептоспирозом и другими), глистными инвазиями. В связи с этим необходимо требовать от руководства хозяйств разработки мероприятий по обеззараживанию навозеодержащих стоков от карантинных ферм и строго следить за их выполнением.

Санитарная служба устанавливает контроль за влиянием ПСК, систем очистки и использования НССВ на загрязнение атмосферного воздуха в районе жилой застройки сельских населенных мест и городов. В атмосферном воздухе должны определять окисляемость, аммиак, сероводород, меркаптаны, бактериальную обсеменен-ность (в том числе и патогенную микрофлору), запах. На загрязнение атмосферного воздуха в районе размещения ПСК влияет ряд факторов: поголовье животных, система удаления экскрементов из производственных помещений, систем хранения, обработки и использования НССВ, их санитарно-техническое состояние, санитарная обстановка на прилегающей к комплексу территории (загрязнение рельефа местности навозеодер-жащими стоками, активным илом и сырым осадком, фугатом). Для ликвидации или резкого сокращения отрицательного влияния ПСК на качество атмосферного воздуха за пределами сани-тарно-защитных зон необходимо обращать внимание на перечисленные выше факторы, способствующие поступлению в атмосферу зловонных газов. Особенно недопустимо хранение навозеодержащих. стоков в больших количествах в теплое время года.

Проведение санитарным врачом текущего надзора за ПСК, системами очистки и использования НССВ по изложенной выше схеме позволит избежать или резко сократить их отрицательное влияние на окружающую среду. Эта схема может быть дополнена с учетом конкретных особенностей и условий размещения свиноводческого комплекса.

Литература

1. Ведомственные строительные нормы (ВСН-33-22.01—85). Оросительные системы с использованием животноводческих стоков.— М., 1985.

2. Крупные животноводческие комплексы и окружающая среда. (Гигиенические аспекты) /Мироненко М. А., Никитин Д. П., Федорова Л. М. и др. — М„ 1930.

3. Методические рекомендации по изучению влияния животноводческих комплексов на окружающую среду. — М„ 1981.

4. Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за системами сбора, удаления, хранения, обеззараживания и использования навоза и навозных стоков животноводческих комплексов и

Sepм промышленного типа.— М., 1980. кладчиков Н. И. // Гиг. и сан,— 1980,— № 12,— С. 66—67.

Поступила 13.06.86

УДК 614.3/4:331.108.644

А. С. Хохлова, И. А. Ганзен ШТРАФ И ПРОБЛЕМА ВЗЫСКАНИЯ

Целиноградская областная санэпидстанция

В практике государственного санитарного над- органами и учреждениями санэпидслужбы ши-зора и проведения комплекса санитарно-гигие- роко применяется такая мера административно-нических противоэпидемических мероприятий го принуждения, как наложение штрафа на ру-

ководителей и отдельных должностных лиц предприятий и организаций, виновных в нарушении санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил. По данным Целиноградской областной санэпидстанции (СЭС), за период с 1981 по 1985 г. учреждениями служ-\ бы было наложено 27 278 штрафов на сумму около 260 тьтс. руб., в том числе за 1985 г. 5581 штраф на сумму 52 723 руб.

Анализ работы, проделанной в этом направлении, показывает, что добровольная уплата штрафов ежегодно составляет лишь 5—7 % от общего числа наложенных штрафов. Остальные штрафы приходится взыскивать через бухгалтерии по месту работы оштрафованных, что отнимает много сил и времени у работников СЭС. Так, в 1985 г. областной СЭС было вынесено 121 постановление о наложении штрафа, из них добровольно уплачено только 7. Для удержания остальных штрафов в бухгалтерии предприятий, организаций было направлено 114 предложений об удержании неуплаченных штрафов из зарплаты оштрафованных. В тех случаях, когда штрафы накладывались на руководителей, как правило, документы о взыскании штрафов не поступали в бухгалтерии, хотя адресовались главному бухгалтеру и направлялись заказными письмами. Поэтому зачастую приходилось делать еще письменные или телефонные запросы: в течение 1985 г. областной СЭС было направлено 49 писем по месту работы оштрафованных, в вышестоящие организации, местные финансовые органы, комитеты народного контроля; сделано 102 телефонных запроса через междугороднюю связь. Аналогичная работа проводится районными и городской СЭС, однако за период с 1981 по 1984 г. удалось добиться удержания только 75—80 % штрафов. Неполное взыскание штрафов отдельными санэпидстанциями наносит серьезный моральный ущерб санитарной службе, приводит к безнаказанности и к неполному поступлению в государственный бюджет немалых денежных средств. Например, за 1981—1985 гг. из-за невыполнения бухгалтериями предприятий и организаций «Предложений об удержании не-

уплаченных штрафов из зарплаты», направляемых СЭС. в государственный доход не перечислено около 80 тыс. руб.

Учитывая, что средства от взысканных штрафов не отчисляются санэпидслужбе, а полностью поступают в государственный доход и что работа с бухгалтериями не требует медицинских знаний, а является компетенцией финансовых органов, мы обратились в областной финансовый отдел с просьбой о взаимодействии в вопросе удержания штрафов. В результате в

1984 г. руководством областного финансового отдела было дано указание районным и городским финансовым органам оказывать содействие СЭС в удержании неуплаченных штрафов из зарплаты оштрафованных лиц через бухгалтерии. В свою очередь учреждения санитарной службы области обязывались информировать финансовые органы о наложении штрафов посредством направления им экземпляра постановления о наложении штрафа и проводить ежемесячную сверку с ними данных о поступлении в доход союзного бюджета платежей от оштрафованных. В результате совместной работы за

1985 г. в 5 СЭС области было достигнуто полное удержание наложенных штрафов, в целом по области взыскание штрафов составило 91 % против 75 % в 1981 г.

Показательно, что в Народной Республике Болгарии взыскание штрафов, налагаемых государственной санитарной инспекцией, в законодательном порядке возложено на Министерство финансов. Заслуживают внимания предложения по совершенствованию законодательства об административной ответственности за нарушения санитарно-противоэпидемических правил, а также об увеличении размеров штрафов, налагаемых районными, городскими, областными, краевыми СЭС, и о распространении административной ответственности на недолжностных лиц, занятых на объектах пищевой промышленности, общественного питания и торговли продовольственными товарами

Поступила 24.04.86

1 Чыутов В. Г. Гиг. и сан., 1985, № 2, с. 31—34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.