Научная статья на тему 'О МЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

О МЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

ЛИТЕРАТУРА. Беляков А. А. и др. Определение вредных веществ в воздухе производственных помещений. Горький, 1970. — Бензина Г. И. Гиг,-и сан., 1966, № 4, с. 98. — Б ы х о в с к а я М. С., Гинзбург С. Л., X а л и з о в а О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе и других средах. М., 1961. — Долгов А. П«' (ред.). Актуальные вопросы профессиональной дерматологии. М., 1965. — Нотки и Е. Л. Статистика в гигиенических исследованиях. М., 1965.

Поступила 19/IV 1973 года

METHODS OF HYGIENIC ASSESSMENT OF TEXTILE FABRICS TREATED

WITH CERTAIN DYES

Z. S. Markova, A. I. Sautin, I. A. Pinigina

The authors have elaborated methods of hygienic assessment of textile fabrics and goods made of them treated with active triazine and azide dyes. The main trends of research to be carried out with textile fabrics and clothing under laboratory and field conditions and in toxicologic experiments on animals are discussed are suggested for determining the main components of the dyes in the air and water. Recommendations are given on the study of skin-irritating, sensitizing, resorptive and general toxic action of the dyes and their original components.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК «14.3:34

Канд. мед. наук К. И. Лучина, Т. Д. Чернаенко

О МЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР, Москва

Рост уровня санитарной культуры и сознательности трудящихся создают все условия для того, чтобы во многих случаях меры принуждения уступали все большее место мерам убеждения и общественного воздействия и воспитания..

Неслучайно В. И. Ленин указывал: «...мы тогда правильно и успешно применяли принуждение, когда умели сначала подвести под него базу убеждения. Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Мы должны во чтобы то ни стало сначала убедить, а потом принудить»Это указание Владимира Ильича нашло отражение в Программе КПСС, где говорится, что в процессе перехода к коммунизму будет все возрастать роль нравственных начал в жизни общества, расширится сфера морального фактора и соответственно уменьшится значение административного воздействия.

Должностные лица санитарно-эпидемиологической службы обязаны в первую очередь широко применять меры общественного воздействия к нарушителям установленных правил. О выявленных нарушениях

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 32, с. 14.

сообщается тем инстанциям, которым подчинено то или иное предприятие или учреждение, спорные вопросы выносятся на обсуждение исполкомов местных Советов, коллегий министерств, профсоюзных органов и т. д. Весьма эффективным является рассмотрение и широкое обсуждение важных вопросов на санитарно-эпидемиологических советах, созданных на общественных началах при республиканских, краевых, областных, городских и бассейновых санэпидстанциях.

Предупреждению и устранению нарушений санитарных требований способствует всемерное развитие гигиенического обучения и воспитания населения, дальнейшее совершенствование методов убеждения и разъяснения последствий таких нарушений с учетом того, что здоровье человека является не только его личным, но и общественным достоянием. Важное значение имеет широкое привлечение общественности к профилактическим мероприятиям, связанным с охраной здоровья населения и проводимым санитарно-эпидемиологической службой, в частности к участию общественных санитарных инспекторов в текущем санитарном надзоре.

Вместе с тем, когда наряду с сознательным и добровольным выполнением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил отмечаются случаи нарушения существующих норм, выполнение их обеспечивается не только методом убеждения, но и методом принуждения. Для этой цели должностным лицам санитарно-эпидемиологической службы предоставлены большие права. В частности, они могут налагать на виновных в нарушении тех или иных правил штраф без обращения в административные комиссии. Следует отметить, что общее число штрафов, наложенных санитарно-эпидемиологической службой за последние 10 лет (1961—1971), увеличилось более чем в 2 раза. Это связано в первую очередь со значительно возросшей требовательностью санитарной эпидемиологической службы и непримиримостью ее к недостаткам в обеспечении санитарно-эпидемического благополучия, а также с расширением сферы деятельности и увеличением общего объема работы санэпидстанций.

Применение штрафов вызывалось тем, что оздоровительные и противоэпидемические мероприятия на местах не всегда выполнялись, руководители предприятий, учреждений и организаций не проявляли до-суаточной ответственности за содержание в образцовом санитарном состоянии подчиненных им объектов. Наиболее часто такие нарушения наблюдались на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли. Здесь в отношении должностных лиц было применено до 62% всех штрафов, наложенных в 1971 году. На руководителей учреждений для детей и подростков наложено 16% штрафов. В том же году число штрафов, связанных с нарушениями санитарной охраны атмосферного воздуха, водоемов и почвы, а также объектов водоснабжения, составило 9% общего их числа. Это свидетельствует об усилении мер борьбы за санитарную охрану внешней среды.

В деятельности санитарно-эпидемиологической службы усилены и меры принуждения другого порядка. Так, с 1961 года в 2,8 раза возросло число объектов, эксплуатация которых была временно приостановлена в связи с допущенными там санитарными нарушениями; по требованию санитарно-эпидемиологической службы было отстранено от работы в 2 раза больше лиц. Необходимо отметить, что все эти меры в наибольшей степени применялись и применяются в отношении предприятий, связанных с производством и реализацией продуктов питания. В 1971 году 78,4% общего числа объектов, эксплуатация которых была приостановлена, и 71% лиц, отстраненных от работы, относились именно к этой области производства.

Практика наложения штрафов до 1973 года была четко определена в Положении о государственном санитарном надзоре в СССР,

утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1107 от 29 октября'1963 года; согласно этому документу, штрафы налагаются за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиче-ских правил в конкретных и ограниченных случаях; штраф как мера принуждения допускается, когда меры дисциплинарного взыскания и общественного воздействия оказываются недостаточными.

Только правильное, с точным соблюдением соответствующих регламентации применение права налагать штрафы гарантирует их эффективность. Вместе с тем при оформлении протоколов о санитарном нарушении неверно определялась ответственность за прохождение персоналом пищевых и торговых предприятий обязательных медицинских осмотров и штрафы в этих случаях налагались на должностных лиц, .юридически не отвечающих за организацию необходимых мероприятий. Не указывалось место и время составления протокола о санитарном нарушении, место жительства нарушителя, отсутствовали подписи ответственных лиц, фамилии и адреса свидетелей и т. д. Причиной всего этого являлось не только недостаточное знание санитарного законодательства и соответствующих обязательных инструктивных материалов Министерства здравоохранения СССР, но и слабый контроль за деятельностью учреждейий санитарно-эпидемиологической службы со стороны министерств здравоохранения союзных республик.

Большинство случаев отмены народными судами штрафов, наложенных должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы, связано именно с нарушениями инструкции по этому вопросу, носившими чаще всего процессуальный характер. Так, в 1971 году было отменено 556 постановлений о наложении штрафов.

В последние годы несколько упорядочилось взыскание штрафов. Однако состояние дел в этой области все еще требует постоянного внимания и должного контроля, поскольку в 1971 году остались невзы-■сканными еще 8% наложенных штрафов.

Следует отметить, что санитарно-эпидемиологическими управлениями министерств здравоохранения союзных республик с целью обеспечения законности при применении штрафов уже приняты необходимые меры. Так, повсеместно проведена проверка состояния этого дела в санэпидстанциях, почти во всех республиках направлены на места соответствующие методические указания. В Белорусской ССР, Молдавской ССР и Эстонской ССР результаты проверок рассмотрены на совещаниях руководителей и специалистов санитарно-эпидемиологической службы. В Туркменской ССР подготовлен материал по этому вопросу для заслушивания на санитарно-эпидемиологическом совете. Определенный интерес представляет опыт Грузинской ССР, где проведен специальный семинар для молодых специалистов. В Киргизской ССР вопросы, связанные с неудовлетворительным взысканием наложенных штрафов, были предметом специального рассмотрения при приеме отчетов санэпидстанций.

Практика санитарно-эпидемиологического обслуживания населения требует внесения ряда уточнений и разработки новых процессуальных моментов в санитарном законодательстве, ввиду того, что правильное и четкое определение случаев и порядка применения штрафов является одним из элементов управления санитарно-эпидемиологической службой.

Необходима более широкая трактовка случаев возможного применения штрафов за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Следует также внести некоторые уточнения и изменения в принятый порядок наложения и взыскания штрафов. В частности, в соответствующую инструкцию должны быть внесены уточнения, касающиеся •обязательности предупреждения наложения штрафов мерами общест-

венного воздействия, введения дополнительного перечня лиц, имеющих право составлять протокол о санитарном нарушении, указания лиц, ответственных за нарушения, изложения характера нарушения, указания места и времени совершения проступка, упоминания свидетелей, их места работы, должности и местожительства. Практика показывает, что для составления протокола о санитарном нарушении с целью получения необходимых объяснений виновного установленный 5-дневный •срок недостаточен: более правильным было бы принять 10-дневный ■срок после совершения административного проступка, а для вынесения постановления срок не более 1 мес.

Кроме того, нужно уточнить число составляемых экземпляров постановления — их должно быть не менее 4, так как эти постановления, помимо оштрафованного, должны быть направлены ведомству по его подчиненности, в случае неуплаты штрафа добровольно — в бухгалтерию соответствующего предприятия или учреждения, а при обжаловании решения — в народный суд. В типовой форме постановления о наложении штрафа следует уточнить срок представления объяснения и указать порядок обжалования штрафа.

Как известно, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм может повлечь за собой и уголовную ответственность. В связи с этим в необходимых случаях должностные лица санитарно-эпидемиологической службы имеют право возбуждать перед органами прокуратуры вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении, к уголовной ответственности. Важно отметить, что в 1971 году внесены некоторые изменения в Уголовные кодексы РСФСР, Эстонской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР и других союзных республик. Изменения соответствующих статей Уголовных кодексов республик касались усиления ответственности за нарушение мер борьбы с инфекционными заболеваниями не только в случаях, когда допущенные нарушения повлекли за собой распространение заразных заболеваний, но и могли повлечь за собой их. Усилена также и мера наказания.

Дальнейшее совершенствование управления санитарно-эпидемиологической службой неразрывно связано с осуществлением систематического анализа ее деятельности в различных сферах, в том числе и контроля за правильным использованием предоставленных ей прав и соблюдением обязанностей. В этом отношении особое значение имеет точное соблюдение установленного Законодательства, относящегося к применению мер общественного и административного воздействия и принуждения. Принятие соответствующих мер по устранению выявляемых нарушений, планомерное правовое воспитание специалистов, безусловно, будет способствовать повышению авторитета санитарно-эпидемиологической службы.

ч Поступила 11/У1 1973 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.