Научная статья на тему 'САНИТАРНАЯ СЛУЖБА НА НОВОМ ЭТАПЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ И НАШИ ЗАДАЧИ'

САНИТАРНАЯ СЛУЖБА НА НОВОМ ЭТАПЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ И НАШИ ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНАЯ СЛУЖБА НА НОВОМ ЭТАПЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ И НАШИ ЗАДАЧИ»

УДК 814.5(47+57)

Проф. К. С. Петровский (Москва)

САНИТАРНАЯ СЛУЖБА НА НОВОМ ЭТАПЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ И НАШИ ЗАДАЧИ

Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют постоянную заботу о здравоохранении народа, о санитарно-эпидемическом благополучии страны.

Санитарная служба СССР, образованная более 50 лет назад, прошла за эти годы сложный путь становления и развития, завершившийся учреждением действенной общесоюзной системы государственного санитарного надзора.

Санитарная организация нашей страны продолжает сбвершенство-ваться в обстановке возросшей требовательности к ней, связанной с техническим прогрессом. Это совершенствование направлено к единой цели — повышению уровня здоровья населения путем создания оптимальных условий окружающей внешней среды и наиболее благоприятных условий трудовой деятельности, отдыха и всей жизни советских людей.

Исключительно важным государственным актом, оказавшим большое влияние на повышение эффективности санитарного надзора в стране, явились «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», принятые Верховным Советом СССР 19/ХП 1969 г. Согласно этому закону, ответственность за исполнение санитарно-оздоровительных мероприятий и осуществление мер по защите внешней среды от загрязнения возложены на местные органы Советской власти, ведомства и руководителей предприятий; при этом санитарно-эпидемиологической службе предоставлены широкие права контроля.

Постановления партии и правительства, а также законоположения, принятые в последнее время и направленные на охрану объектов внешней среды, обеспечили благоприятные возможности для осуществления радикальных санитарных мероприятий, имеющих государственное значение для повышения эффективности и результативности санитарного контроля.

Особую значимость имеет Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29/ХП 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».

В результате неослабного внимания партии и правительства к развитию здравоохранения и в том числе к развитию санитарно-эпидемиологической службы в СССР создана мощная санитарная организация, способная справиться с большими задачами, которые возникают и могут встретиться в ходе осуществления государственного санитарного надзора.

Централизованность и государственность являются основными факторами, определяющими высокую эффективность санитарного надзора и всей деятельности санитарной службы в целях сохранения здоровья советского народа и создания благоприятных условий окружающей внешней среды для жизни, трудовой деятельности, быта и отдыха советских людей. Централизованность и государственность санитарного надзора позволяют осуществлять радикальные, единые, важные санитарные мероприятия в мас-

1

3

штабе всей страны или в зависимости от местных особенностей — в масштабе каждой республики, края, области и других территорий. При этом обеспечиваются наиболее реальные возможности для осуществления оздоровительных мероприятий, надежности и постоянства санитарного надзора, проведения эффективного контроля с целью всесторонней защиты внешней среды от загрязнения ее промышленными и бытовыми выбросами.

Централизованность и государственность санитарного надзора обусловили необходимость создания единой системы управления санитарной службой как в центре, так и на местах; у руководства его поставлены главный государственный санитарный врач СССР и соответственно главные государственные врачи республики, края, области и др.

В СССР создана широкая сеть санэпидстанций, которые признаны наиболее совершенной формой организации государственного санитарного надзора на местах и полностью оправдывают себя на протяжении ряда лет. Работа санэпидстанций совершенствуется и углубляется. Это касается как их профилизации и специализации, так и расширения объема проводимых ими инструментальных и лабораторных исследований. Так, к 1971 г. в составе санэпидстанций дополнительно к существовавшим лабораториям создано 456 специализированных отделений по определению остаточных количеств ядохимикатов в пищевых продуктах. Открыто значительное число других специализированных лабораторий, в том числе для проведения исследований на радиоактивность — природную и вызванную производственной деятельностью.

Значительно возрос удельный вес инструментальных и лабораторных исследований, проводимых санэпидстанциями. Повысилась в них производительность труда. Так, в БССР каждый лаборант санэпидстанции в в 1971 г. производил 255 анализов против 45 в 1960 г. (А. П. Русяев и соавт., 1972).

Возрос методический уровень работы в санэпидстанциях, в том числе по целенаправленному объединению лабораторных сил и средств для обеспечения эффективности лабораторного потенциала.

В результате осуществления штатно-организационных мероприятий и улучшения материально-технической базы санитарно-эпидемиологической службы произошло значительное укрепление ее. Особенно положительными оказались восстановление и дальнейшее развитие единых самостоятельных санэпидстанций в сельских районах.

Редколлегия журнала «Гигиена и санитария» в начинающемся 1974 г. считает особенно важным публиковать материалы, посвященные опыту работы санэпидстанций и санитарно-эпидемиологической службы в целом по вопросам, связанным с совершенствованием качества и повышением действенности государственного санитарного надзора.

При осуществлении государственного санитарного надзора органы санитарно-эпидемиологической службы в последнее десятилетие руководствовались положением «О государственном санитарном надзоре в СССР», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1107 от 29/X 1963 г. Этот документ полностью отражал профилактический характер советского здравоохранения и позволял наиболее правильно и эффективно выполнять функции государственного санитарного надзора в стране. Постановлением Совета Министров СССР № 361 от 31/У 1973 г. утверждено новое положение о государственном санитарном надзоре. Оно приведено в полное соответствие с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.

В новом положении о государственном санитарном надзоре подчеркнут и подтвержден профилактический характер советского здравоохранения; в основном оставлены в силе принципы ранее действовавшего положения о государственном санитарном надзоре. Вместе с тем более жестко сформулированы требования, продиктованные современным состоянием и развитием технического прогресса во всех областях и видах промышленности,

особенно химической, вызванные внедрением химических средств в сельское хозяйство, урбанизацией и массовым строительством новых жилых массивов, поселков и городов.

Усилена роль Министерства здравоохранения СССР в решении вопросов государственного санитарного надзора, расширена сфера деятельности последнего. Министерству здравоохранения СССР стали подконтрольны и вопросы, связанные с определением учебно-трудовой нагрузки детей соответственно их возрасту, развитию и состоянию здоровья.

Главной задачей санитарного надзора определено осуществление контроля за проведением действенных мероприятий, позволяющих предупредить и исключить загрязнения внешней среды, за оздоровлением условий труда, обучения, быта и отдыха.

Ноеым положением подчеркнуто возросшее значение санитарной деятельности в стране, в связи с чем главным санитарным врачам присвоены официальные звания главных государственных санитарных врачей СССР, республики, края, области, города, района. Одновременно расширены их права в решении вопросов, касающихся соответствия санитарным правилам и нормам вводимых в эксплуатацию жилых корпусов, зданий культурно-бытового назначения, промышленных предприятий и др.; приостановления эксплуатации различных объектов народного хозяйства в случае их неудовлетворительного санитарного состояния впредь до устранения выявленных дефектов и проведения необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий; запрещения использования химических средств в сельском хозяйстве и других объектах в случае опасности вредного влияния химических средств на здоровье населения.

В обязанность санитарно-эпидемиологической службы вменено своевременно вносить на рассмотрение соответствующих органов предложения о проведении оздоровительных мероприятий, сообщать о несоблюдении установленных санитарных правил и норм, о наложении на виновных дисциплинарных взысканий, ставить в известность партийные, профсоюзные и другие общественные организации о фактах санитарных нарушений для принятия мер общественного воздействия. Если меры дисциплинарного и общественного воздействия исчерпаны,, но не достигли цели, то на виновных лиц может быть наложен денежный штраф, а в необходимых случаях может быть поставлен вопрос о привлечении их к уголовной ответственности.

Согласно новому положению, впервые в правовой акт включен контроль за проведением мероприятий по предупреждению и снижению шума. Предусмотрено усиление предупредительного санитарного надзора при разработке стандартов и технических условий на новые виды сырья, пищевые продукты, при использовании пластических масс, полимерных материалов и изделий из них, использовании новых химических средств (пестицидов и др.) в сельском хозяйстве, введении новых видов оборудования и технологических схем и др.

Четко определена важность мероприятий по санитарной охране территории СССР от заноса и распространения инфекционных болезней, а также по обеспечению радиационной безопасности.

В новом положении получили отражение многие другие вопросы, касающиеся повышения эффективности государственного санитарного надзора в стране.

Для наиболее полного и оперативного освещения опыта практической работы по претворению в жизнь нового положения о государственном санитарном надзоре редколлегия журнала «Гигиена и санитария» предполагает в 1974 г. расширить и усилить публикацию соответствующих материалов. В этих материалах, которые будут объединены общей темой «Новое положение о государственном санитарном надзоре в действии», должны получить самое широкое отражение те положительные сдвиги в оздоровительной деятельности в контроле за проведением мероприятий по предупреждению загрязнений внешней среды и санитарном надзоре за другими объектами,

которые достигнуты в результате реализации требований партии и правительства. Редколлегия журнала особо обращается к работникам санэпидстанций с призывом поделиться опытом повышения эффективности санитарного контроля и усиления действенности государственного санитарного надзора во всех сферах его применения.

Органы государственного санитарного надзора, санэпидстанции выполняют работу огромного масштаба, связанную с осуществлением предупредительного санитарного надзора за проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых объектов. Только за 1 год (1970) были рассмотрены 78 766 проектов строительства и реконструкции, находилось под контролем 343 903 строящихся и реконструируемых объектов, а количество коммунальных, детских, пищевых и промышленных объектов, находящихся под контролем органов государственного санитарного надзора, исчисляется 2 миллионами.

В соответствии с новым Положением о государственном санитарном надзоре в СССР утвержденном Советом Министров СССР 31/V 1973 г. за № 361 определились новые формы работы в области предупредительного санитарного надзора за проектированием и строительством различных объектов.

Материалы об опыте осуществления предупредительного санитарного надзора за проектированием и строительством в новых условиях будут помещаться в журнале в самом широком объеме и возможно в самые короткие сроки. Новое положение о государственном санитарном надзоре позволяет наиболее правильно, оперативно и централизованно решать проблемы предупредительного санитарного надзора, вопросы разработки гигиенических ноом и санитарных правил для использования при проектировании типового и других видов строительства, а также установления соответствующих допусков в применении полимерных и других новых материалов в строительной технике, производстве оборудования, тары и упаковочных материалов в пищевой промышленности. Централизованно, кроме того, устанавливаются все виды предельных допусков остаточных количеств тех или иных видов токсических веществ в пищевых продуктах, воде и воздухе населенных мест, в воздухе промышленных предприятий и др., в разработке новых стандартов на пищевые продукты и обоснованном разрешении других многочисленных вопросов государственного предупредительного санитарного надзора.

Редколлегия журнала предполагает в 1974 г. усилить публикацию материалов, касающихся научного обоснования новых нормативных данных, а также допусков в использовании новых материалов в строительной технике, пищевой промышленности и других областях.

Введение в действие нового положения о государственном санитарном надзоре в СССР обязывает повысить уровень работы всех звеньев санитарно-эпидемиологической службы в стране. Ответственны задачи, стоящие перед санэпидстанциями; их деятельность должна во все большей степени основываться на углублении и развитии специализации государственного санитарного надзора.

Опыт совершенствования санитарной службы и повышения результативности государственного санитарного надзора в соответствии с требованиями нового положения о нем получит самое широкое освещение на страницах журнала «Гигиена и санитария».

Поступила 26/1X 1973 Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.