Научная статья на тему 'О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ И ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МЕСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ'

О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ И ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МЕСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ И ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МЕСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ»

лезо, хром, свинец, фтор в концентрациях, в 2— 3 раза превышающих аналогичный показатель в контрольной пробе.

С технологической и гигиенической точки зрения более благоприятными в сравнении с другими были лабораторные данные, полученные при исследовании плиток рецептуры № б, которая и была рекомендована в призводство. В то же время с целью снижения миграции химических веществ в окружающую среду было решено изготовить плитку с различным соотношением фтор-содержащих и кислотно-щелочных компонентов в осадках химически загрязненных стоков и повысить температуру обжига. В технологической лаборатории объединения были изготовлены образцы мраморной плитки по оптимальной рецептуре № 6. При этом в осадках химически загрязненных стоков соотношение фторсодержащих и кислотно-щелочных компонентов было различным: 0:1, 1:0, 1:1, 1:2, 1:3, 2:1, 3:1 (всего 7 модификаций).

Плитку, изготовленную по данным модификациям, обжигали при температуре 950 °С, затем проводились по аналогичной методике исследования миграции химических веществ из данных плиток в окружающую среду. При исследовании миграции химических веществ в воздух фтор, свинец и хром не были обнаружены во всех модификациях плиток; в смывах 3, 4 и 5-й модификаций растворимые фториды, свинец и соединения

хрома не определялись. При исследовании вытяжек из мраморной плитки 5-й модификации концентрации железа, фтора, меди, свинца, никеля, хрома были значительно ниже, чем в контроле, и не превышали ПДК этих веществ для питьевой воды.

На основании проведенных исследований искусственная мраморная плитка, изготовленная по рецептуре № 6, была разрешена к применению в строительстве промышленных и общественных зданий (облицовка наружных стен, отделка холлов, фойе, коридоров).

Литература

%

1

2

3

4

5

Быховская М. С., Гинзбург С. Л., Хализова О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе. — М., 1966.

Землянухын А. В., Неумеечева С. Н., Копейкин Н. Ф.// Комплексное использование вторичных ресурсов, внедрение малоотходных, безотходных технологии на предприятиях и стройках Воронежской области. — Воронеж,

1984. —С. 29.

Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами.— М., 1972. Методические указания по определению вредных веществ в воздухе.— М., 1979. — № 1 —19. Методические указания - по санитарно-гигиеническому контролю полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий. — М., 1980.

Поступила 17.10.S6

ш

УДК 614.3/.4: [614.7:061.24

А: Е. Лысый

О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ И ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МЕСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Терновская районная санэпидстанция, Кривой Рог

Меры по укреплению и сохранению здоровья госавтоинспекции, главные

населения тесно связаны с решением широкого круга гигиенических задач, среди которых охрана окружающей среды занимает одно из первых мест [2]. Значительный вклад в осуществление государственного контроля за состоянием охраны окружающей природной среды населенных мест вносит санитарно-эпидемиологическая служба [4]. Улучшение этой работы связано с усилением взаимодействия с партийными органами, местными Советами народных депутатов.

Данное сообщение посвящено опыту совместной работы районной санэпидстанции (СЭС) и постоянной комиссии районного Совета народных депутатов по охране природы (ПКОП). В состав комиссии входит 18 депутатов. Это представители различных профессий: руководители предприятий, рабочие, и служащие, представители интеллигенции. В активе комиссии около 40 человек: специалисты районной СЭС, работники

инженеры и маркшейдеры крупнейших промышленных предприятий, начальники пылевентиляционной службы и озеленители предприятий, руководитель Криворожского филиала Донецкого ботанического сада АН УССР и представители других заинтересованных организаций.

Местные Советы как полномочные органы государственной власти на подведомственной им территории участвуют в осуществлении всех функций и задач Советского государства, в том числе и в области охраны природы [1]. Природоохранная деятельность районного Совета отражена в перспективных и годовых планах экономического и социального развития района. ПКОП осуществляет постоянный контроль за выполнением запланированных мероприятий.

Эффективность работы постоянных комиссий в значительной степени повышает то, что они вправе контролировать деятельность отделов и

#

ш

управлений исполкомов, заслушивать на своих заседаниях доклады и сообщения руководителей этих органов, а также предприятий, учреждений и организаций, давать им рекомендации [1].

С работой ПКОП тесно связана деятельность ^районной СЭС, осуществляющей государственный санитарный надзор за проведением мероприятий, направленных на охрану окружающей среды. За 1981—1985 гг. на заседаниях ПКОП было заслушано 22 подготовленных районной СЭС сообщения, в частности о ходе строительства канализационной насосной станции № 3 жилого массива Северного горно-обогатительного комбината; о выполнении природоохранных мероприятий автотранспортными предприятиями района; о ходе выполнения распоряжения райисполкома «О закреплении прибрежных водоохранных зон реки Саксагань за предприятиями района»; о выполнении плана экономического и социального развития района по разделу «Охрана природы».

За этот же период нами внесено для рассмот-' % рения на заседаниях исполкома районного Совета народных депутатов 9 материалов, касающихся охраны окружающей среды, из них 6 подготовлено в содружестве с ПКОП. Среди решений райисполкома, принятых по нашему предложению, следует выделить такие: «О ликвидации сбросов ливневых и шахтных вод рудоуправлениями района», «О ходе выполнения предприятиями и организациями района законодательства по охране окружающей среды». В 1983 г. по инициативе СЭС и постоянной комиссии проведена выездная сессия районного Совета, обсудившая состояние природоохранной деятельности в районе. Сессия утвердила комплексные мероприятия по дальнейшему ее улучшению.

Предложения санитарно-эпидемиологической службы, отраженные в принятых районным Со-V ветом документах, приобретают силу закона на территории района, что облегчает работу по контролю и повышает степень ответственности должностных лиц за их выполнение. Осуществляя этот контроль, мы активно используем права, предоставленные нам Положением о государственном санитарном надзоре4: за 1981 —1985 гг. на виновных в нарушениях санитарно-гигиенических правил и норм наложено 52 штрафа; по нашим представлениям депремировано 119 руководителей; временно приостановлена эксплуатация ряда объектов как крайняя мера воздействия. Кроме того, за указанный период направлено 15 представлений в прокуратуру для привлечения нарушителей к юридической ответственности.

Наряду с этим работники санитарной службы используют полномочия постоянной комиссии и ее право обращаться в вышестоящие инстанции, ф Только благодаря запросам комиссии, направленным в Минчермет, Минтяжстрой, Минтяж-спецстрой и облисполком, были выделены ассигнования, а затем выполнено канализование жи-

лого массива Веселые Терны, построены две канализационные насосные станции, что позволило значительно сократить количество бытовых стоков в реку Саксагань.

В результате улучшилось качество воды указанного водоема, что подтверждается данными лабораторных исследований. К примеру, биохимическая потребность в кислороде (БПКб) снизилась за период с 1981 по 1985 г. на 25,1 %. Приведенный показатель, как известно, является одним из ведущих при определении степени загрязнения воды органическими веществами, на долю которых приходится около 60 % общего количества загрязнений [3].

Благодаря совместным усилиям при последовательных и настойчивых действиях работников СЭС удалось добиться выполнения многих мероприятий по рекультивации нарушенных производственной деятельностью земель, в том числе по озеленению отвалов отработанной руды. Особо следует остановиться на контроле за охраной воздушного бассейна. Санитарно-гигиенические обследования предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу, носят комплексный характер, в них участвуют специалисты региональной инспекции по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, а также инспекции по охране атмосферного воздуха. Приглашаются также работники прокуратуры, депутаты. Проверки проводились как в дневное, так и в ночное время. По их результатам были внесены предложения по устранению выявленных нарушений, к виновным применены меры административного и дисциплинарного (по нашим представлениям) воздействия. Широко использует санитарная служба района предоставленное ей постановлением Совета Министров СССР от 19 августа 1982 г. право наложения штрафов (в размере 20 руб.) за нарушение санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха.

Немаловажным фактором, способствующим достижению намеченных целей, является использование прессы, которая придает гласности факты бюрократического отношения отдельных руководителей к решению важных природоохранных вопросов. Так, неоднократно по нашей просьбе выступали с публикациями городская и областная газеты «Червоный прник» и «Днепровская правда».

В результате мы добились выполнения большинства запланированных мероприятий: на охрану окружающей природной среды предприятиями и учреждениями района ассигновано за годы одиннадцатой пятилетки около 22 млн. руб., что в конечном итоге способствовало заметному улучшению экологической обстановки в районе.

Такое совместное целенаправленное сотрудничество положительно сказалось и на результатах работы самой ПКОП, опыт которой обобщен, одобрен исполкомом районного Совета и реко-

мендован для внедрения в практику других постоянных комиссий.

Несмотря на достигнутые успехи, работники СЭС первого уровня управления видят в данном разделе деятельности ряд проблем. Размеры штрафа все же остаются недостаточными, из-за чего штрафные санкции не всегда обеспечивают желаемую эффективность. Требует незамедлительного совершенствования санитарное законодательство. Давно назрела необходимость четкого разграничения функций между инспектирующими организациями или же создания единого вневедомственного органа союзного подчинения. И наконец, относительно Положения о государственном санитарном надзоре. Как по форме, так и по содержанию оно давно уже не отвечает современным требованиям практики.

Срочная перестройка будет способствовать повышению качества работы нашей службы — передового отряда советского здравоохранения.

Литература

1. Бергхольцас И. И. Деятельность районного городского Совета в области охраны природы. — М., 1976.— С. 10; 40.

2. Бикбулатов Н. Т., Сабирова 3. Ф. // Адаптация человека к условиям окружающей среды. — Уфа, 1982.— С. 15—17.

3. Марзеев А. И., Жаботинский В. М. Коммунальная гигиена.— М., 1979.— С. 328.

4. Федоришин А. П.// Гиг. и сан.— 1986. — № 8. — С. 19— 22.

Поступила 16.12.86

УДК 614.3/.4:63] (477.86)

А. П. Кирияк, А. И. Слабко, В. И. Попов, М. М. Вульчин

О МЕДИКО-САНИТАРНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ТРУЖЕНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИКАРПАТЬЯ

Ивано-Франковская областная санэпидстанция

Ивано-Франковская ССР-

область

Украинской преимущественно сельскохозяйственная.

Более 60 % трудоспособного населения занято в сельскохозяйственном производстве (животноводство, полеводство и т. д.). Поэтому вопросы состояния условий труда, медико-санитарного обеспечения тружеников ведущих отраслей сельскохозяйственного производства Прикарпатья постоянно находятся в центре внимания областных советских, партийных, профсоюзных организаций.

Выполняя директивные указания партии и правительства, Министерства здравоохранения Украинской ССР, специалистами санитарно-эпи-демиологической службы Ивано-Франковской области в годы одиннадцатой пятилетки целенаправленно проводилась работа по созданию здоровых условий труда, снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, а также профессиональной заболеваемости тружеников ведущих отраслей сельскохозяйственного производства.

Используя материалы текущего санитарного надзора за объектами сельского хозяйства (результаты паспортизации производственных участков, данные лабораторных и инструментальных исследований, обеспеченности работающих санитарно-бытовыми помещениями и др.), врачи по гигиене труда районных санэпидстанций принимают активное участие в разработке комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и в осуществлении контроля за их реализацией.

За период с 1981 по 1985 г. на предприятиях

сельского хозяйства Ивано-Франковской области было реализовано свыше 17 тыс. санитарно-оздоровительных мероприятий. В последние 2 года процент выполнения комплексных планов санитарно-оздоровительных мероприятий стабилизировался и находится на уровне среднеобластных показателей.

В 1985 г. реализация комплексных планов са-

нитарно-оздоровительных мероприятии позволила улучшить условия труда более чем 2 тыс. работающих, в том числе 360 женщин. Проведенные мероприятия по борьбе с производственным шумом и вибрацией позволили привести в соответствие с действующими гигиеническими требованиями условия труда 695 работающих, а внедрение автоматизации и механизации производственных процессов — перевести с тяжелых физических работ около 200 работающих.

По предписаниям органов государственного санитарного надзора в 1985 г. реконструировано свыше 80 производственных цехов и участков на объектах сельского хозяйства, введены в эксплуатацию гардеробные на 5215 мест, душевые на 354 сетки, 28 комнат личной гигиены женщины, 3 здравпункта, столовые на 529 посадочных мест. На эти и ряд других выполненных мероприятий было израсходовано около 2 млн. руб. из средств колхозов и совхозов области.

В 1985 г. по сравнению с 1984 г. в 1,5 раза снизился процент неудовлетворительных результатов лабораторных и инструментальных исследований по выяснению загазованности и запыленности воздуха рабочей зоны на объектах сельского хозяйства области, в 1,8 раза — по освещенно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.