Научная статья на тему '«Шо вы кричите, мама, я понимаю слов. ». О некоторых случаях нарушения морфологических норм в современном русском языке'

«Шо вы кричите, мама, я понимаю слов. ». О некоторых случаях нарушения морфологических норм в современном русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
505
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА / ЧАСТЬ РЕЧИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ / ВЛИЯНИЕ СМИ И КИНО / CORRECT/ INCORRECT USE OF WORDS / MASS-MEDIA INFLUENCE / MODERN TRENDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Змазнева О. А.

Статья посвящена частотным случаям нарушения морфологических норм в современном русском языке. Автор называет некоторые причины этих нарушений и приводит примеры из СМИ и кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some cases of violation of morphological rules in modern Russian

The article is devoted to different groups of mistakes in modern Russian language. The author gives the list of these mistakes, names some of the reasons why we make these mistakes and shows some examples taken from mass media and movies.

Текст научной работы на тему ««Шо вы кричите, мама, я понимаю слов. ». О некоторых случаях нарушения морфологических норм в современном русском языке»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Литература

1. Боронников ДА., Николаенко A.B. О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития автомобильной промышленности// Материалы 65-ой Международной на-учно-те^ической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (^Ш) "Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров" Международного научного симпозиума «Автотр^сторостроение - 2009». Книга 11, Москва, МГТУ «^МИ», 2009 г., 299 с.

2. Итоговый доклад «С^атегия-2020»: URL: http://strategy2020.rian.ru.

3. Катанаев Н.Т., Ларина ЕВ. Диагностика устойчивости и степени риска экономических объектов // Известия МГТУ «^МИ» № 2 (10) - 2010. - с.201-207.

4. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тринпсин AT. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «тми» № 2 (12) - 2011. - с.239-246.

5. Первунин С.Н., Боронников ДА., Яковенко А.Г. Анализ основных проблем формирования современной системы придорожного сервиса на территории Российской Федерации. // Известия МГТУ «^МИ», № 2 (12) - 2011, с. 276-273.

6. Разнодёжина ЭЛ., Барт Л.В. Макроэкономика. - Ульяновск: УлГТУ, 2002. - 80 с.

«Шо вы кричите, мама, я понимаю слов...». О некоторых случаях нарушения морфологических норм в современном

русском языке

к.ф.н. доц. Змазнева O.A. Университет машиностроения 8(495)223-05-23 доб.1505 Аннотация. Статья посвящена частотным случаям нарушения морфологических норм в современном русском языке. Автор называет некоторые причины этих нарушений и приводит примеры из СМИ и кино.

Ключевые слова: норма, часть речи, современные тенденции, неправильное употребление, влияние СМИ и кино.

Просторечия, жаргоны, диалекты - вся та лексика, которая находится на периферии литературного языка, зачастую за счет массового употребления в Интернете и в СМИ вдруг начинает активно внедряться в наш ежедневный лексикон.

Средства массовой информации, несомненно, оказывают значительное влияние на нашу языковую действительность. Телевидение порой соревнуется со школой и выигрывает. К примеру, фильм «Как я провел этим летом», возможно, является неким событием в русском кино. Но, безусловно, можно сказать, что в русском языке название фильма явно не осталось незамеченным. Так, многие абитуриенты, поступающие в наш университет, были уверены, что «провел лето» - это неправильный вариант употребления, и из предложенных двух -«провел лето» и «провел летом» - выбирали именно второй. Между тем, глагол «провести» -переходный и требует после себя постановки прямого дополнения без предлога. Так, например, можно «провести собрание этим летом», провести экскурсию» и так далее. «Летом» в данном случае будет являться обстоятельством времени.

Немалое влияние оказывают на развитие современных норм и заимствования. Более подробно о заимствованиях можно прочитать в статье [3].

Особенно частотные случаи нарушения морфологических норм в современном русском языке можно свести к следующим.

Одна из самых распространенных групп нарушений - это ошибки в падежных формах сложных составных числительных: сравните: Журнал с тысяча семьсот восемьдесят двумя иллюстрациями. (Прадильно: с тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью).

Надо отметить, что числительные - это та часть речи, в которой речевые ошибки не единичны. Можно далее продолжить этот ряд:

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

• Неразличение форм собирательных числительных оба-обе: По обоим сторонам улицы росли деревья. (Правильно: по обеим сторонам).

• Неправильное употребление числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа: У обоих брюк нет ремня (Прадильно: у тех и других брюк).

• Неправильное сочетание дробного чи слительного с существительным: Рекорд улучшен на 42,6 секунд. Щр^ильно: 42,6 секунды)

• Неразличение собирательных и количественных числительных: Двое мальчиков и двое девочек. (Пргоильно: двое мальчиков и две девочки).

Далее можно назвать некоторые нарушения морфологических норм, которые встречаются достаточно часто, даже в речи довольно грамотных людей.

существительные:

• Неправильное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде: Сравните: неправильно: Куплена была новая тюль. Правильно: куплен был новый тюль - слово «ташь» относится к мужскому роду.

• Нарушение падежного окончания имени существительного, особенно в формах Родительного падежа и множественного числа: неправильно: В московских автобусах уже не работают кондуктора. Щрадильно: кондукторы).

прилагательные:

• Нарушение в формах сравнительной или прев осходной степени сравнения прилагательных - контаминация простой и сложной форм сравнения: У него сейчас более худшее зрение, чем было раньше. Щрадильно было бы сказать: у него сейчас зрение стало хуже)

• Неточное употребление полной или краткой ф ормы прилагательных в функции сказуемого: Статья интересная по форме и содержанию. фолее точно: Статья интересна по форме и содержанию).

глаголы:

• Неверное употребление форм глаголов: Никогда не думал, что очучусь тут. Щужно: смогу очутиться), особенно форм повелительного наклонения глаголов: Ехай назад. (Правильно: Поезжай назад); Прополоскай белье. Щужно: прополощи белье).

• Контаминация залоговых форм глагола: Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. Щужно: животных вычесывают и моют).

• Несоблюдение ед инства видо-временных форм глагола: Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит.... распространяет, сказала .... распространило ).

местоимения:

• Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность: Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

• Ошибки при употреблении притяжательных местоимений. Так, вместо его, ее, их употребляют несуществующие в русском языке слова ейный, ихний, например: ейная подпись, ихние документы. В русском литературном языке таких слов нет. Но данная ошибка свойственна все же больше речи малограмотных людей.

И наконец, в заключении списка скажем несколько слов о вежливости и речевом этикете. Использовать в речи слово «извиняюсь» - это очень распространенная ошибка. Ведь "извиняюсь" может означать "извиняю себя", то есть, "извиняю себя за то, что только что сделал". Вместо этого достаточно сказать "извините, простите, виноват".

Иногда речевые ошибки могут служить для придания выразительности тексту, помогают совершенствовать его. Но возникает это только тогда, когда говорящий четко представляет себе, для чего он коверкает слово или форму слов. То есть, владея речью профессионально, говорящий сознательно позволяет себе некие с ней манипуляции. Но не всегда обязательно говорить так, как это было во времена расцвета искусства красноречия. Хотя владе-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

ние красивой и грамотной речью важно для любого человека, будь то гуманитарий или технолог, о чем мы писали неоднократно, в частности, ряд статей Анохиной Т.Я., Ковиной Т.П. посвящен этой теме [1, 5]. «Говорящий человек всегда заявляет о себе как о личности, только в этом случае происходит контакт с другими людьми. Умение хорошо говорить - мастерство ораторской речи, которое приходит с опытом. Через речь происходит реализация главной функции языка - коммуникативной. Правильно организованная речевая коммуникация в современных условиях является основой успеха каждого человека» [5].

Красноречие - от природы или результат работы? Нет однозначного ответа, потому что в каждой конкретной ситуации общения ответы будут разными.

Когда мы бываем особенно красноречивы? Когда нас что-то особенно «задевает», есть интерес в убеждении. Отсюда можно сделать вывод, что красноречивость - это природный дар, которым в разной степени наделен любой человек.

Иногда ошибка способствует образованию новых слов. Такой прием часто используется в рекламных целях. Подобное явление отмечает Н.В. Исаева [4].

В замечательном телесериале «Л^жидация» Сергея Урсуляка [2] нарушения норм абсолютно оправданны. Так передается та неповторимая одесская речь, которую по праву можно назвать украшением фильма. «Шо вы кричите, мама, я понимаю слов...», «Мне доктор сказал ходить - вот я и ходю», «Не делай мне нервы - их есть еще где испортить!» - более сотни цитат из этого фильма можно вспомнить и найти в сети Интернет. Речь героев сериала носит личностно-непри^жденный характер, такая речь разговорна, спонтанна, проста, насыщена образами. То есть живость и естественность речи придают определенные языковые средства, которые в данном случае возникают и с помощью нарушения языковых норм. Но это как раз то редкое исключение, которое мы не будем возводить в правило!

Литература

1. Анохина Т.Я. К проблеме преподавания языковых дисциплин в техническом вузе // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2008. № 1. с. 313-315.

2. Ы1р://т^^^е.о^/мЫ/^гаидация

3. Змазнева О А. Но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов по-русски нет. // Известия Московского государственного технического университета МАМИ.2011.№2, с.259-263.

4. Исаева Н.В. Творение новых слов в рекламных текстах // Русская речь. 2007. № с. 55-58

5. Ковина Т.П. Совершенствование речевой деятельности - важный фактор профессионального успеха. /Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2010. № 1. С. 244-246.

Холодильное дело в России на рубеже XIX - XX ее. (проблема развития инфраструктуры)

кил. доц. Грико Т.И.

Университет машиностроения 8(495) 223-05-23

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы создания и функционирования инфраструктуры в России на рубеже Х1Х-ХХ вв., в частности, проблемы развития холодильного дела как фактора развития производства. Делается попытка проанализировать источниковую базу проблемы.

Ключевые слова: экономика, инфраструктура, холодильное дело, «Астраханский холодильник», исторические источники

Экономика - решающая сфера человеческой деятельности. Именно здесь интегрируются в конкретные действия и последствия собственно экономические интересы, политика, идеология, технические возможности, социальные и индивидуальные интересы. Этот сложнейший организм работает, производит, поглощает, отвергает. Сложность функционирования экономики делает необходимым более тщательное изучение отдельных ее составляю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.