Научная статья на тему 'Языковая норма и печать'

Языковая норма и печать Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1302
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / НОРМА / ТИПЫ НОРМ / ПЕЧАТЬ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / SPEECH CULTURE / NORM / TYPES OF NORMS / MORPHOLOGICAL / LEXICAL AND SPELLING MISTAKES / PRESS / SYNTACTICAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочкарёва Антонина Сергеевна

В статье рассматриваются нарушения языковых норм в печати. Объектом исследования являются региональные газеты: анализируются и частично комментируются морфологические, синтаксические, лексические и орфографические ошибки, встречающиеся на страницах печатных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language norm and press

The article deals with the violations of language norms in press. The object of investigation is regional newspapers: morphological syntactical, lexical and spelling mistakes occuring on the pages of print media are analysed.

Текст научной работы на тему «Языковая норма и печать»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 811.161.1'271.12

А. С. Бочкарёва

Языковая норма и печать

В статье рассматриваются нарушения языковых норм в печати. Объектом исследования являются региональные газеты: анализируются и частично комментируются морфологические, синтаксические, лексические и орфографические ошибки, встречающиеся на страницах печатных изданий.

The article deals with the violations of language norms in press. The object of investigation is regional newspapers: morphological syntactical, lexical and spelling mistakes occuring on the pages of print media are analysed.

Ключевые слова: речевая культура; норма; типы норм; печать; морфологические, синтаксические, лексические, орфографические ошибки.

Keywords: speech culture; norm; types of norms; press; morphological, syntactical, lexical and spelling mistakes.

В последнее время много пишут о снижении культуры в обществе в целом и речевой культуры в частности. По наблюдениям лингвистов, это проявляется в расшатывании норм литературного языка; неоправданном использовании в речи жаргонных, бранных слов; речевой агрессивности, игнорировании норм речевого этикета. В связи с этим СМИ, с одной стороны, бьют тревогу о снижении речевой культуры: нередко публикуются статьи по данной проблеме, в последнее время появились передачи на радио о культуре речи и т. д. Однако, с другой стороны, средства массовой информации, призванные быть образцом владения литературным языком, нередко сами способствуют распространению языкового бескультурья.

На наш взгляд, средства массовой информации оказывают большое влияние на человека, зачастую формируя его интеллектуальный и эмоциональный мир. Несмотря на то что в последнее время всё больше людей используют электронные виды СМИ, печатные носители, газеты и журналы, всё же занимают высокие позиции в рейтинге предпочтений современного информационного потребителя. В сязи с этим возрастает ответственность СМИ не только за содержательную сторону печатных изданий, но и за их нормативный уровень, за соблюдение норм литературного языка.

«Норма - единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств в определённый период развития литературного языка» [1]. Нормированность является основной чертой литературного языка - высшей формы национального языка, понимаемой говорящими на русском языке как образцовая. В литературном языке существуют разные типы норм: произносительные, морфологические, синтаксические, лексические, орфографические, пунктуационные.

Как же соблюдаются языковые нормы в печати? Можно ли утверждать, что снижение языковой культуры, которая, как отмечают специалисты-филологи, наблюдается в нашем обществе, отражается и на страницах газет.

Для ответа на эти вопросы нами был проанализирован ряд периодических вятских изданий - газеты «Вятский край», «Вятский наблюдатель», «Городовой», «Кировская правда», «Вести» и др. Кроме того, богатый иллюстративный материал разных типов ошибок в печати собран в практикуме по культуре речи Э. Д. Головиной «На ошибках учимся» [2]. Проведённый анализ показал, что в печати встречаются ошибки разного типа. Проиллюстрируем

© Бочкарёва А. С., 2014

это конкретными примерами и попытаемся хотя бы частично прокомментировать наиболее часто встречающиеся нарушения языковых норм на страницах печати.

Анализ периодических изданий свидетельствует о том, что в письменной речи часто встречаются морфологические ошибки, наблюдается нарушение морфологических норм русского литературного языка. Морфологические нормы - это нормы употребления слова как части речи. Если проанализировать языковой материал, то можно сделать вывод, что чаще других частей речи «страдают» имя существительное и имя числительное.

В области имени существительного наблюдаются следующие ошибки. Нередко употребляются существительные мужского рода как существительные женского рода, что ведёт к неверному выбору окончаний слов. Приведём примеры: дом казался домищей (прав.: домищем); искожевская соловушка (прав.: искожевский соловушек), как обута нога, такая она и слуга (прав.: ...такой она и слуга), по десятке тысяч долларов (прав.: по десятку), в рюмке всегда спрятана сатана (прав.: ..спрятан сатана).

Следует подчеркнуть, что особое внимание нужно уделить существительным с мягкой основой и нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа (шампунь, бюллетень и др.) Они могут относиться к словам мужского или женского рода. Внешне эти существительные похожи, и, чтобы определить их род, нужно выявить форму родительного падежа: существительные мужского рода имеют окончания -А, -Я, а существительные женского рода - -И, -Ы. Сравни: шампунь, -Я, м. р., ароматный шампунь; бандероль, -И, ж. р., почтовая бандероль.

Однако, как свидетельствует языковой анализ, нередко происходит подмена рода: существительные мужского рода употребляются как существительные женского рода, что ведёт к ошибкам на страницах СМИ. Приведём примеры: картофель свежая (прав.: картофель свежий), рулоны толи (прав.: рулоны толя), крыли толью (прав.: крыли толем), полезно мыть голову шампунью (прав.: шампунем).

Наблюдения за устной речью показывают, что очень многие носители русского языка часто употребляют слово «бронь» в значении «закрепление чего-либо за кем-либо»: оформить бронь, доволен бронью и т. д. Но, как отмечается в лингвистических словарях, слово «бронь» является просторечным, находящимся за пределами русского литературного языка. Литературным же вариантом выступает существительное брОня - «закрепление лица или предмета за кем-нибудь», бронЯ - «защитная обшивка». Незнание литературного варианта ведёт к многочисленным ошибкам на страницах печати: кабины укрыты бронью для защиты водителей; купить билеты на самолёт не помогла даже бронь, карточка на бронь номеров, агентство имеет постоянную бронь, специалисты имели бронь и т. д. Правильный же вариант является необычным для нашего слуха и произношения: кабины укрыты броней для защиты водителей; купить билеты на самолёт не помогла даже брОня, карточка на брОню номеров, агентство имеет постоянную брОню, специалисты имели брОню.

В последнее время русский язык пополнился большим количеством иностранных слов, хотя следует отметить, что заимствование - один из источников пополнения лексики во все времена. В силу того что русский язык является флективным языком, наблюдается тенденция к склонению несклоняемых существительных, что находит отражение и на страницах печати: не спите в бигудях, приобретение бигудей, офисы с жалюзями, поставки жалюзей, своими рубаями внес вклад в сокровищницу мировой литературы, турецкие польта. Правильным же вариантом является следующий: не спите в бигуди, приобретение бигуди, офисы с жалюзи, поставки жалюзи, своими рубаи внес вклад в сокровищницу мировой литературы, турецкие пальто.

Заканчивая анализ некоторых морфологических ошибок в области имени существительного, хочется остановиться на часто употребляемом слове «заём», которое имеет особенности в склонении. В словарях отмечается только одна литературная форма: И. п. заём, Р. п. займа, Д. п. займу, В. п. заём, Т. п. займом, П. п. о займе. Точно так же склоняется и слово «наём». Однако нередко можно наблюдать неправильное употребление этих слов: предоставить займ, утвердили госзайм, подтверждение заёма, выпуск заёма, найм рабочей силы, дороговизна наёма.

На страницах печатных изданий нередко встречаются ошибки при употреблении имён числительных. Как известно, при склонении сложных количественных числительных должны изменяться оба корня, а при склонении составных количественных числительных - все

слова, в том числе и все корни. Но часто эта норма нарушается как в устной, так и в письменной речи, что говорит о снижении речевой культуры в обществе. Приведём примеры из печатных изданий: заготовлено около триста тонн (прав.: трёхсот), на четырёхсот пятидесяти языках (прав: на четырёхстах), обычный вес около пятиста граммов (прав.: около пятисот), из ста девяносто пяти выпускников (прав.: девяноста), в Вятке тогда проживало около тридцати тысяч человек, а воспользовалось своим правом избирать чуть более тысячи пятьсот (прав.: пятисот).

Определённую трудность представляет и употребление собирательных числительных. Их немного в русском языке, но после окончания школы многие из нас забывают не только об их составе, но и (самое главное!) об особенностях употребления собирательных числительных в русском языке. В отличие от количественных числительных, которые могут сочетаться со всеми существительными, собирательные сочетаются только с определённым кругом слов:

1. С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот.

2. С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц (начиная с пяти обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц).

3. С существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц.

4. С личными местоимениями: нас двое, их было пятеро.

5. С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое неизвестных.

Однако эта норма русского языка нарушается на страницах печатных изданий. Приведём примеры: трое женщин будут играть в спектакле по роману Д. Дидро «Монахиня»; четверо девушек будут петь частушки; трое из пятерых девушек действительно работали фотомоделями; нас трое сестёр в семье; для троих жительниц города; семеро высотных домов; счастливая мама заявила, что у её шестерых дочек просто непременно должно быть не менее шести очаровательных братьев.

Также допускаются ошибки и при употреблении числительных ОБА/ОБЕ: на обоих руках; обоими сторонами; в обоих союзных республиках; в обеих случаях; для обеих народов; на месте падения дерева находилась женщина с маленькой девочкой. К великому счастью обоих, трагедии не произошло.

На страницах печатных изданий нередко встречается и ненормативное склонение местоименных числительных «сколько» и «столько». Следует отметить, что неправильное образование падежных форм этих слов распространено и в устной речи. Нормативными являются следующие формы: И. п. сколько, Р. п. скОльких, Д. п. скОльким, В. п. скОлько и скОльких, Т. п. скОлькими, П. п. о скОльких. Так же склоняется и слово «столько». Однако в письменной речи употребляются следующие формы: до скольки лет ездят в коляске; до скольки умеет считать Владимир Нилович; со скольки лет начинают попадать подростки в руки работников правоохранительных органов; со скольки лет можно ездить за границу; неизвестный мужчина примерно стольки-то лет.

Анализ языкового материала показывает, что на страницах печатных изданий встречается и нарушение синтаксических норм русского литературного языка. Можно выделить следующие ошибки. Отсутствие согласования в роде. Это объясняется, на наш взгляд, несоблюдением некоторых языковых норм.

Во-первых, в русском языке существует около 200 существительных, обозначающих лиц по профессии, должности, учёному или воинскому званию, которые всегда относятся к мужскому роду (врач, инженер, ректор, декан, менеджер и т. д.), Если такие существительные обозначают женщину, то в этом случае согласуемое слово (прилагательное, местоимение) употребляется в форме мужского рода, а глагол в форме прошедшего времени - в форме женского рода: Известный профессор Иванова выступила перед студентами.

Во-вторых, особое место в русском языке занимают так называемые существительные общего рода. К ним относятся некоторые существительные со значением лица (с флексией -а, -я в форме И. п. ед. ч.): сирота, умница, работяга, плакса, задира, злюка, пьяница, грязнуля, тихоня, неженка и др. Существительные общего рода способны выступать как сло-

ва мужского или женского рода в зависимости от пола того лица, которое они называет. При этом род выражается синтаксически: Маша - страшная неряха; Ваня - страшный неряха.

Кроме того, следует обратить внимание на форму сказуемого при подлежащем, выраженном местоимением «кто»: в этом случаев глагол в форме прошедшего времени употребляется всегда в мужском роде единственного числа независимо от того, кого обозначает.

Это лишь некоторые синтаксические нормы русского литературного языка, которые нарушаются в печатных изданиях. Отмечаются и другие ошибки. Приведём примеры: известная в Кирове врач-фитотерапевт Галина Ануфриева прислала редкостный бальзам; он живет духовной сиротой; человек, в городе слывший страшной привередой; те, кто называют себя правыми, левыми, демократами, далеко не всегда таковыми являются; те, кто жили для людей, не умирают: их дела живут и после смерти; один из участников - кировское госпредприятие «Медтехника» - сняло свою заявку; она была светлой души человек, интеллигентной, воспитанной, любимой и уважаемой на работе и среди друзей; против Мартынова было возбуждено ряд уголовных дел; треть директоров компаний вообще не захотело эту тему обсуждать; ряд кировских промышленных предприятий трудятся не на полную мощность.

Согласно нормам русского литературного языка предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор должны употребляться с формой дательного падежа (кому? чему?). Однако нередко наблюдается родительный падеж вместо дательного. Приведём примеры: согласно проекта Устава; согласно распоряжений; согласно дипломатического протокола; согласно «Закона о труде»; согласно приказа; согласно прилагаемого образца; благодаря встречи с учёными медицинского факультета; вопреки российских законов.

Большие трудности вызывает употребление имени существительного с предлогом ПО в значении «после». В таких случаях существительное должно употребляться в предложном падеже (по прибытии, по окончании, по приезде). Однако на страницах печати часто употребляется дательный падеж вместо предложного после предлога ПО с временным значением: квартира предоставляется по приезду; по приезду нас встретят автобусы; сразу по прилёту Сергей Кириенко обозначил одну из главных целей своего визита; сразу по прибытию Геннадий Андреевич возложил цветы к памятнику Ленину на Театральной площади; начисление и выплата процентов по окончанию срока; по завершению трёхнедельного интенсивного курса обучения; по возвращению всем будут оплачены как «боевые» только два дня; продажа производится по предъявлению справки-направления; по предъявлению удостоверений единого образца.

Как известно, русский язык является одним из самых богатых зыков в мире: его лексику составляет огромное количество слов. Лексическое богатство играет не только положительную роль, когда способствует разнообразию и выразительности речи, но и, к сожалению, ведёт порой к лексическим ошибкам. Это происходит прежде всего потому, что наблюдается непонимание значения слов, что отражается и в печатных изданиях. Приведём пример. Чем мы хуже штатовских, английских бизнесменов или даже японских? Упомянутые адресаты с большой охотой закупают германские печатные машины (ср.: адресат - получатель почтовой корреспонденции); Спросил ли Милошевич и его визави Селезнев простых россиян: нужен ли им союз с Югославией? (ср.: визави - напротив, друг против друга); Фамилия появилась в газете в интерьере далеко не положительных фактов (ср.: интерьер - архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания); В обществе сложился менталитет, что электроэнергия - это эдакий божий дар из розетки (ср: менталитет - умонастроения, определённый уровень общественного и интеллектуального сознания и связанный с ним спектр жизненных позиций, культуры и моделей поведения); Отказной детёныш человекообразной обезьяны-орангутанга оказался в руках зоотехников и воспитывается целой плеядой приёмных мам (ср.: плеяда - группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления).

Определённую трудность представляет употребление в речи паронимов. Паронимы -это слова одной и той же части речи, обычно однокоренные, близкие по звучанию, но имеющие разные значения. Неразличение паронимов ведёт к лексическим ошибкам в печатном тексте. Приведём примеры.

Адресант - отправитель почтовой корреспонденции.

Адресат - получатель почтовой корреспонденции.

Но следом за письмом с этими строчками мы получили ещё одно письмо от того же адресата, но уже наполненное семейным творчеством и изысканиями; Лицо, посылающее почтовое отправление, - адресат.

Ванна - 1. большая ёмкость для купания, мытья и т. п.: эмалированная ванна, 2. мытье или лечебная процедура в такой ёмкости: хвойная ванна.

Ванная - помещение, где установлена ванна: дверь в ванную.

Плиткой выложены ванна, кухня, туалет; Смесители для кухни и ванны; ванны под ключ; Зеленью мяты хорошо ароматизировать воду в ванной - искупаешься в такой ванной и будто снова родился; Вместо ванной средний немец предпочитает три раза принять душ; Сохранились мебель и даже ванные, в которые погружался Иосиф Виссарионович; Продаю ванную черную 170 см.

Предоставить - отдать в чьё-либо распоряжение: предоставить кредит.

Представить - дать возможность познакомиться с кем-либо или с чем-либо: представить гостя, представить справку

Работниками краевого архива организована выставка «Думское дело в Вятке», которую они любезно предоставили кандидатам в депутаты в городскую Думу; Возможно зачисление и из других вузов, не имеющих государственной аттестации. Необходимо только предоставить академическую справку установленного образца; На пресс-конференции были предоставлены следующие материалы; А сегодня мне предоставилась возможность выступить с этой трибуны от имени крестьянства...

Анализ языкового материала показывает, что на страницах печатных изданий встречаются многочисленные орфографические ошибки. Очевидно, это объясняется недостаточным уровнем усвоения учениками школьной программы по русскому языку. Трудность в овладении русским языком связана, на наш взгляд, и с тем, что при наличии орфографических правил существуют многочисленные исключения из них, о которых необходимо всегда помнить. Кроме того, выпускнику школы часто не прививается необходимость пользоваться словарями при написании слов, вызывающих затруднение. Снижение интереса к чтению в обществе ведёт к тому, что «не работает» и зрительная память, которая помогает запомнить написание слова непроизвольно. Всё это проявляется в том, что в печати встречаются орфографические ошибки разного характера.

Немало ошибок связано с написанием непроверяемых гласных в корне слова, так называемых словарных слов. «Ошибкоопасными» являются разные гласные. Ошибки в словах с непроверяемыми безударными гласными А: мастер цветной оранжировки; разные дельтопла-ны; появятся акводром, кордодром, картодром; про герболайф забудьте; комуфляж, горнолыжные ботинки; пельмени Ярморочные.

Ошибки в словах с непроверяемым безударным гласным Е: фарфоровый кандилябр; нехристоматийный подход к образу героя; полиуритановые покрытия; найденный в холодильнике сервилат; извечные российские архитипы.

Ошибки в словах с непроверяемым безударным гласным О: чай чёрносмородиновый араматизированный; фрагмент диарамы; ажурная махеровая кофточка; рады стать спонса-рами; депозитный вклад с пролангацией; набор цветных фламастеров; электрофарез снимает воспалительный процесс.

Одним из самых трудных правил в русском языке является написание -Н- и -НН- в словах разных частей речи. Это отражается и на страницах печатных изданий. Приведём примеры: сыры отечественные, твёрдые и плавленные; свежемороженная рыба; ветренные бури; для непрошенных гостей; оба хорошо образованы, оба поездили по миру; сгущеное молоко; будучи раненым на Волге, был направлен в госпиталь; вино-водочные изделия.

Многочисленные ошибки встречаются в региональных изданиях при написании имен собственных. Покажем это на примере двух правил употребления прописной буквы. Согласно орфографической норме с прописной буквы обычно пишется первое слово и собственные имена в названиях праздников (исключение - День Победы). С прописной буквы пишется первое слово в названиях промышленных, торговых, зрелищных предприятий. Однако на страницах печати мы встречаем такие написания: директор Дома Моды «8 марта» рассказала, как добилась успеха; 22 сентября дом культуры «Родина» загорится..; открыли Дом Обуви; «Олимп» - это новый облик и новая жизнь микрорайона Дворца Пионеров; поздравить с Новым Годом.

Таким образом, анализ вятских печатных изданий свидетельствует, что в печати наблюдается, в частности, нарушение морфологических, синтаксических, лексических и орфографических языковых норм. На наш взгляд, это является отражением снижения культуры в обществе в целом, в том числе и речевой культуры. Кроме того, в этом проявляется и недостаточный профессиональный уровень работников СМИ. Газета как один из видов массовой информации призвана служить образцом в использовании богатства русского языка, быть носителем его чистоты и правильности. Однако получается, что читатель, доверяя печатному слову, непроизвольно усваивает неправильные формы, воспринимает нарушение языковых норм как образец. Ошибки со страниц печати перекочевывают в устную и письменную речь читателей. И чтобы повысить уровень речевой культуры жителей Вятского края, надо, очевидно, прежде всего повысить нормативный уровень вятских печатных изданий.

Примечания

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д., 1999. C. 86.

2. Головина Э. Д. На ошибках учимся: практикум по культуре речи. Киров: ФГУИПП «Вятка», 2003. 224 с.

Notes

1. Vvedenskaya L. A., Pavlova L. G. Kul'tura i iskusstvo rechi [Art and Culture of speech]. Rostov-na-Donu. 1999. P. 86.

2. Golovina E. D. Na oshibkakh uchimsya: praktikum po kul'ture rechi [Learn from mistakes: a workshop on the culture of speech]. Kirov: FGUIPP "Vyatka". 2003. 224 p.

УДК 803.541.56

Н. Д. Миловская

Резервы полисемии в создании юмористического эффекта в немецких языковых бытовых анекдотах о блондинке

Автор статьи осмысливает столкновение лексико-семантических вариантов полисемантичной опорной лексемы как доминирующий способ создания юмористического эффекта в немецких бытовых анекдотах о блондинке, бытующих в социуме в форме повествования и шутливого вопроса.

The author of the article interprets the clash of lexico-semantic variants of a polysemantic reference component as a dominant way to create humorous effect in the Wortwitze - German linguistic anecdotes on everyday life about a blonde. They exist in the society in a short story or a humorous question form.

Ключевые слова: языковой бытовой анекдот, опорный компонент, механизм создания юмористического эффекта, примарное и секундарное значение.

Keywords: a linguistic anecdote on everyday life, a reference component, a device of humorous effect creation, primary and secondary meaning.

В массе немецких языковых бытовых анекдотов (ЯБА) - особой и самостоятельной разновидности немецких бытовых анекдотов [1] - присутствуют малоформатные юмористические сюжеты-зарисовки бытового содержания, действующим лицом (одним из действующих лиц) которых является блондинка - eine Blondine. Анекдоты данного типа мотивируют реципиента анекдота осмыслить в профанно-смеховой модальности интеллектуальный уровень белокурой красавицы. Такие сюжеты названы нами немецкими ЯБА о блондинке.

Среди немецких ЯБА о блондинке обнаружены сюжеты двух структурно-композиционных типов. Структурно-композиционный тип повествование представляют ЯБА в форме короткого рассказа. (1). «Auf der Strasse treffen sich zwei Blondinen. Die eine: "Mein Vermieter will, dass ich bis zum Monatsende ausgezogen bin!" Darauf die andere: "Da hast Du aber noch G^ck! Meiner will das jeden Abend!"». В них моделируется ситуация ненамеренного расхождения

© Миловская Н. Д., 2014 94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.