ДИСКУССИЙ
И
ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕИ
9
--------
ШКОЛЫ С ДВУСТОРОННЕЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ КЛАССНЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ
Архитектор Ю. И. Тюшин
Из Красноярского научно-исследовательского института по строительству
Обследование школ ряда городов показало, что планировка школьных зданий еще недостаточно учитывает гигиенические требования к организации учебного процесса и отдыха детей в школе. К основным недостаткам можно отнести следующие: а) расположение 5—6 классов и более на рекреацию создает скопление детей в последних и неудовлетворительные условия их отдыха в перерывах между уроками; б) размещение классных и шумных общешкольных помещений рядом ухудшает условия занятий детей в классах и образует вместо рекреации коммуникационный коридор, что ухудшает организацию отдыха на перерывах; в) в классных помещениях площадью 50 м2 при наполняемости 40 учащихся к концу урока создаются неблагоприятные санитарные условия.
Для того чтобы избежать этих недостатков, целесообразно искать новые планировочные и конструктивные решения. В данной статье делается попытка приблизиться к решению этих вопросов.
Значительного улучшения эксплуатационных качеств школьных зданий возможно добиться путем устройства классов с двусторонней ориентацией, т. е. при дополнительном размещении световых проемов
во второй смежной стене (рис. 1). В одной стене будут световые проемы основного левого освещения, в другой — световые проемы дополнительного освещения, которые устраиваются поднятыми над уровнем пола (чтобы не господствовало освещение сзади).
На протяжении многих лет в школьном здании, как правило, принимают продольный класс с параметрами 6,40X8,40 м с боковым левым освещением ученических мест. Это объясняется тем, что конструктивная основа любого школьного здания состояла из продольных несущих стен. Расстояние между несущими стенами в большинстве случаев равнялось
--—— Ж -
§
§
265 85 85 85 85 85 60
ч •
§ 1
§ %
§ 1
□ 1
Ьи 1
§
-720-
Рис. 1. Решение классов с угловым освещением (класс на 40 учащихся среднего возраста).
6*
83
6,40 м в осях. Из расчета расстановки мебели на 40 учащихся длина класса получилась 8,40 м в осях.
В настоящее время в строительной технике достигнуты большие успехи в области большепролетных конструкций. Появились принципиально новые конструктивные решения. Например, большое распространение в общественных зданиях получили каркас с сеткой колонн 6,0X6,0 м, а также плиты перекрытий пролетом 7,2, 9,0, 12,0 м. Эти новые конструкции дают ряд дополнительных возможностей планировочного характера в школьном здании; появляется возможность организации при той же норме площади на ученика классного помещения другой формы и конфигурации. При пролете 7,20 м габариты класса будут 7,20X7,20 м. Такой класс будет рассматриваться в данной статье. Основной особенностью его является то, что в нем можно предусмотреть дополнительное освещение.
Если в помещении будут оконные проемы с 2 сторон, то можно сохранить в нем более сильное и устойчивое освещение, продлить его на определенный промежуток времени. Например, в классах с угловой ориентацией на юг и восток на протяжении всей первой половины дня будет устойчивое естественное освещение.
В продольном классе ученические места, расположенные у дальней от окна стены, освещены гораздо хуже, чем те, которые расположены у окна. Чтобы избежать этого, необходимо организовать подсвет в той части класса, где освещенность ученического места самая низкая, или повысить общую световую насыщенность.
В угловых классах с двусторонним освещением имеется возможность примерно в Р/2 раза повысить освещенность и тем самым уменьшить неравномерность освещенности ученических мест.
Инсоляция помещений находится в прямой зависимости от движения солнца. Классы с угловым освещением в течение дня сначала одной, потом другой стороной оказываются длительно освещенными солнцем. Такие классы даже с наихудшей ориентацией будут выгодно отличаться в санитарном отношении от классов с односторонней ориентацией. Угловое освещение дает возможность организовывать сквозное проветривание.
Продольные классы со световыми проемами с одной стороны при площади на одного учащегося 1,25 м2 и высоте 3,0 м в чистоте имеют объем воздуха на одного учащегося 3,75 мг. Этот объем слишком мал, поэтому в продольном классе организуют естественную вытяжку путем устройства вентиляционных каналов. Однако этим же не достигается необходимого воздухообмена.
При разности температур наружного и внутреннего воздуха 20° воздухообмен в помещении класса непосредственно через стены и окна совершается один раз в 2 часа (А. Я. Гуткин). Значит, если увеличить площадь наружной стены вдвое, то воздухообмен в классе будет удовлетворять нормам кратности, требуемым санитарными нормами (1 — Н/2 раза в час).
Таким образом, при температуре наружного воздуха —4° и ниже ч классах с угловым освещением при комнатной температуре 16° достигается нормальный естественный воздухообмен и отпадает необходимость в естественной вытяжке и вентиляционных каналах. Это позволит избежать устройства стен большей толщины из красного кирпича или же из особых санитарно-технических панелей.
При температуре наружного воздуха выше —4°, например до нуля, можно рассчитывать на открытие фрамуг окон лишь с одной стороны класса для того, чтобы поддерживать постоянную температуру помещения класса 16°. При более высоких температурах наружного воздуха необходимо уже рассчитывать на открытие окон с обеих сторон класса. Как указывалось выше, организация естественной вытяжки в школе
не может обеспечить должного обмена воздуха в помещении при наполняемости класса 40 учащимися. Проветривание помещений при помощи вентилятора из-за шума возможно только на перемене, поэтому к концу урока в помещении класса состояние воздуха будет еще хуже, чем в классах без вентиляторов, но с устройством естественной вытяжки. К тому же недопустимо устройство принудительной вентиляции помещений на базе отопительной системы, так как вентиляция нужна и в то время, когда отопительная система не работает. Свозное проветривание в классах с угловым освещением явится самой эффективной системой проветривания помещений.
В классных помещениях с двусторонней ориентацией наличие больших площадей остекления дает возможность, кроме всего прочего, установить связь внутреннего пространства с наружным.
Суммируя все основные достоинства классов с двусторонней ориентацией, можно заключить, что в этих классах можно достигнуть большего комфорта, чем в классах с односторонней ориентацией.
На возникающие вопросы по солнцезащите, ветрозащите и борьбе со снеговыми заносами можно найти ответы в технической литературе, поэтому в статье они не рассматриваются. Можно лишь отметить, что в каждом климатическом районе при строительстве школ с классами, имеющими двустороннюю ориентацию, все эти мероприятия (по солнце-защите, ветрозащите и снегозащите) должны проводиться в соответствии с местными требованиями.
Угловое освещение класса позволит найти новые композиционные решения школьных зданий. Привычное размещение классов вплотную один к другому около рекреации коридорного или зального типа не дает возможности организовать дополнительное освещение в классах в двух-трехэтажных зданиях. Классы с угловым освещением имеют только одну общую стену или перегородку, поэтому группировать классы можно не более чем по два. Такая группировка требует размещения классов вокруг рекреации, а не с одной стороны, как это решалось при конструктивной схеме продольных несущих стен.
Для того чтобы в каждом классе с угловым освещением сохранилось основное освещение слева от ученических мест, помещение класса должно быть квадратным.
По климатическим условиям на большей части территории Советского Союза требуется непосредственная связь внутри здания между классной секцией и остальными помещениями школы, поэтому одну из сторон рекреации необходимо оставлять незастроенной для примыкания к остальной части школьного здания, а другую — для организации световых проемов. В такой секции классы размещаются только по двум сторонам рекреации (рис. 2). В итоге образуется четырехклассная секция, в которой классные помещения группируются по две с обеих сторон рекреации. Рекреация получается зального типа, непроходная, с оптимальным числом классов. Такое решение позволит обеспечить нормальные гигиенические и эксплуатационные условия в классах и рекреации.
Еще одной особенностью в планировке секции с квадратными классами является то, что в ней совершенно нет оборотных классов, в то время как в обычной школе обычно их имеется до 20—25%.
В большинстве типовых проектов школьных зданий для компактности плана классы ориентировались на 3 стороны горизонта, т. е. находились в неравноценных условиях по освещению и инсоляции. Свободная ориентация классов позволяет устранить этот недостаток.
При одностороннем освещении классов здание школы независимо от рельефа, существующей застройки участка и существующей растительности размещается только с учетом ориентации на юг или юго-вос-. ток. При этом создаются затруднения в размещении здания и хозяйст-
венного двора на участке. При свободной же ориентации классов здание может быть обращено к любой из сторон горизонта. Это имеет большое значение при решении планировки квартала или микрорайона, а также дает возможность строить здание на участке любой конфигурации.
Исходя из педагогических и гигиенических соображений, необходимо размещать не более 6 классов на рекреацию, строить блок классов не выше 3 этажей, а также не размещать классы с односторонним освещением по двум сторонам коридора. Это значит, что в блоке клас-
Рис. 2. Планировка классных блоков со свободной (двусторонней) ориентацией классов (с угловым освещением классов и торцовым освещением рекреации). План типового
этажа.
/ — класс на 40 учащихся со столами; 2 — хранение постоянного инвентаря; 3—класс на 30 учащихся со столами: 4 — класс на 40 учащихся младшего возраста; 5 — класс на 40 учащихся среднего возраста.
-20АО
сов нельзя предусмотреть свыше 720 мест, и для того чтобы организовать школу на большее число мест, необходимо группировать по 2, 4 блока классов вместимостью 480, 640 с объединением всех общешкольных помещений в единый обслуживающий блок. В итоге может получиться школьный комплекс, в котором вокруг блока общешкольных помещений разместится несколько блоков классов, при этом может получиться ориентация классов на различные стороны горизонта, что, как указывалось выше, весьма нежелательно. При проектировании же школ с двусторонней ориентацией классов это становится возможным.
В школьном комплексе предлагаемого типа достигается четкое зондирование помещений по их функциональному назначению: классы — в отдельных блоках, общешкольные помещения в общем для всех классных блоков — в блоке общешкольных помещений. Это позволит
избежать скученности учащихся как в здании, так и на участке. Кроме того, такое решение позволяет увеличивать вместимость школы.
В заключение следует сказать, что поскольку класс, секция классов и здание школы (школьный комплекс) предлагаемого решения с двусторонним освещением классов имеют целый ряд преимуществ перед обычными, их следует рекомендовать для экспериментального, а затем типового проектирования школьных зданий.
г г Поступила 6/11 1963 г.
» #
* * *
ПО ПОВОДУ СТАТЬИ АРХИТЕКТОРА Ю. И. ТЮШИНА «ШКОЛЫ С ДВУСТОРОННЕЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ КЛАССНЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ»
Е. И. Кореневская, Л. Г. Рогачевская
Из Института гигиены детей и подростков АМН СССР
. Вопрос о необходимости создания оптимальных условий светового режима и микроклимата в учебных помещениях общеобразовательных школ-интернатов давно находится в центре внимания гигиенистов и архитекторов, занимающихся школьным строительством.
Гигиеническому обоснованию оптимальных условий ориентации, освещенности и температурно-влажностного режима учебных помещений на основании изучения зрительной работоспособности и теплового состояния детей были посвящены работы ряда врачей-гигиенистов (М. А. Шарова, П. А. Золотов, А. Г. Глущенко, О. И. Дедабришвили, Г. А. Рыжков и др.)-
Вывод, к которому приходит большинство авторов, свидетельствует о том, что при одностороннем расположении окон наилучшие условия естественного освещения учебных помещений в школах средней полосы Советского Союза создаются при южной и юго-восточной ориентации. Недостаточная продолжительность и интенсивность инсоляции при северной ориентации окон не позволяют рекомендовать ее, несмотря на явные преимущества в отношении создания равномерного освещения и оптимальных условий микроклимата в яркие солнечные дни. При одностороннем расположении фронта окон . при любой их ориентации в осенне-зимний сезон уровни естественного освещения на рабочих местах учащихся, сидящих в 3-м ряду парт, недостаточны.
Усилия архитекторов, направленные на поиски новых конструктивных и планировочных решений школьных зданий, способствующих созданию условий освещенности и микроклимата в учебных помещениях, следует приветствовать.
Идея создания классов с двусторонним освещением и ориентацией не нова. В практике зарубежного школьного строительства широко применяют дополнительное освещение учебных помещений сверху через окна в фонарях (при одно-двухэтажном строительстве — Франция, Англия, США, Италия). Распространен подсвет с правой стороны (Польша), единичные школы имеют верхнезадний подсвет.
Советскими архитекторами за последние годы выдвинут ряд предложений как в отношении организации двустороннего освещения и изменения конфигураци учебных помещений (квадратные, поперечные, пятиугольные классы), так и в отношении улучшения общей структуры школьных зданий. Выстроенная в 1961 г. в Подольске Московской об-