Научная статья на тему 'ПО ПОВОДУ СТАТЬИ АРХИТЕКТОРА С.С. НАНУШЬЯН «НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ»'

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ АРХИТЕКТОРА С.С. НАНУШЬЯН «НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПОВОДУ СТАТЬИ АРХИТЕКТОРА С.С. НАНУШЬЯН «НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ»»

158 проб воздуха, взятых автором, в табл. 2, в которой указано содержание окиси углерода и углеводородов в воздухе вокруг газонаполнительной станции, приведно лишь по 2 концентрации, характеризующие загрязнение воздуха при продувке аккумуляторов на станции и без их продувки на расстоянии 25 и 50 м от последней. При этом приводятся одна максимальная разовая концентрация и одна средняя из максимальных разовых.

Автор не поясняет, что он имел в виду под понятием «средняя из максимальных разовых». Ведь в каждом определении бывает одна максимальная концентрация, одна минимальная и средняя из всех взятых проб.

На основе своих исследований Д. П. Парцеф пришел к выводу о том, что продувка аккумуляторов на газонаполнительной станции не оказывает существенного влияния на загрязнение воздуха окисью углерода и углеводородами и что концентрации окиси углерода на расстоянии 50 м от станции не отличаются от таковой на расстоянии 25 м\ только среднее содержание углеводородов на расстоянии 50 м снижается в \]/о раза по сравнению с их содержанием на расстоянии 25 м.

Автор не указывает, при каких метеорологических условиях были взяты пробы воздуха, ка каком уровне, что весьма существенно для гигиенической оценки полученных данных.

Вопросы, поднятые в статье Д. П. Парцефа, заслуживают серьезного внимания. Желательно дальнейшее освещение в печати реализации решения исполкома Моссовета о создании парка из 8000 грузовых автомашин и автобусов с газобаллонами для осуществления первого опыта перевода автомобильного транспорта на газовое горючее. Это важно, потому что постепенный перевод автомобильного транспорта на газовое горючее является одним из эффективных в гигиеническом отношении и практически осуществимых в ближайшее время мероприятий по борьбе с вредным влиянием выхлопных газов автомашин на население.

Поступила 7/IX 1962 г.

ft & Ъ

\ %

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ АРХИТЕКТОРА С. С. НАНУШЬЯН «НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ»1

Кандидат медицинских наук Е. И. Кореневская, научный сотрудник Л. Г. Рогачевская

За последние годы в советской и зарубежной литературе все больше внимания уделяется вопросам разработки новых форм учебных помещений, обеспечивающих лучшие условия освещения и вентиляции классов, создающих большие возможности для рациональной организации педагогического процесса и ускорения школьного строительства путем широкой унификации конструкций жилых и общественных зданий.

Была выдвинута идея создания поперечных и квадратных классов с двусторонним освещением, уже осуществленная в практике экспериментального строительства и подвергнутая всестороннему изучению.

Выстроена школа из пластических материалов с многоугольной конфигурацией классов в США. Разработаны проекты многогранной разнообразной конфигурации классов и в некоторых других странах.

1 Гигиена и санитария, 1962, Лг° 4, стр. 37.

Поиски новых наиболее прогрессивных форм и планировочных решений школьных зданий, направленные на улучшение условий труда учащихся и педагогов, безусловно заслуживают одобрения. Задача врача-гигиениста сводится к углубленному изучению новых проектных решений, тщательной проверке их в стадии экспериментального строительства и отбору наиболее рациональных, простых и удобных решений.

Роль и значение экспериментального строительства особенно велики.

Так, рассматривая предлагаемую систему пятиугольной планировки помещений, можно согласиться с автором о преимуществах данной конструкции класса в отношении его освещения, инсоляции, проветривания. Эккерное расположение светопроемов в классе создает впечатление более широко открытого горизонта и увеличивает фронт световой поверхности, повышая освещенность и инсоляцию класса и создавая условия для углового его проветривания.

Однако если пятиугольная форма класса вполне приемлема и удобна, то необычная конфигурация ряда других помещений (кабинеты, лаборатории, мастерские, лаборантские, туалетные), дополняющих пятиугольник, вызывает сомнения в отношении удобства расстановки оборудования, освещенности, эксплуатации и должна быть проверена на практике.

Тщательной экспериментальной проверки, на наш взгляд, требует и ряд других спорных положений.

С количественной стороны естественное освещение пятиугольного класса (по расчетным данным, КЕО равен 3,5%), безусловно, выгодно отличается от такового в продольном классе, даже если в эксперименте оно окажется, как в поперечном классе, на 30—40%, ниже.

Что же касается качества освещения, то появление теней на рабочей поверхности парт при падении света сзади будет в данном классе таким же частым явлением, как и в поперечном при подсвете справа. Сейчас трудно определить, насколько появление таких теней будет уменьшать освещенность; возможно, что оно не будет оказывать столь отрицательного влияния на условия освещения, как в поперечном классе.

Особое внимание в таком «солнечном классе» следует обратить на создание солнцезащитных устройств. Исследования, проведенные сотрудниками Института гигиены детей и подростков АМН СССР и Институтом имени Ф. Ф. Эрисмана в Подольской школе, показали, что ленточное остекление, неизбежное в поперечном и квадратном классах, создает в солнечные дни слепящие блики на доске и способствует перегреванию помещений. Расположение ленточных окон по типу эккера при широком и вольном диапазоне их ориентации создает серьезную угрозу перегревания учащихся в таких классах и невозможно без надежных солнцезащитных устройств. Таким образом, не учитывая подсчеты теплопотерь и экономической стоимости такого здания, едва ли целесообразно рекомендовать подобную конфигурацию классов для южных районов и Крайнего Севера. Она должна быть тщательно проверена в условиях средней полосы.

Серьезные возражения вызывают положения автора о воздухообмене в школьном здании. При любой конфигурации класса, в том числе и пятиугольной, и высоте помещения 3 м невозможно только за счет естественного проветривания обеспечить достаточный воздухообмен во время урока.

Исследования, проведенные Институтом гигиены детей и подростков АМН СССР совместно с Институтом санитарной техники АСиА, показали, что даже при сквозном проветривании класса и включении принудительной вытяжной вентиляции, рассчитанной на создание во время перемены шестикратного воздухообмена, уже через 15 минут

урока температура, влажность воздуха и содержание в нем С02 достигают верхних границ допустимой гигиенической нормы. Только при систематическом проветривании класса во время урока через фрамуги, выходящие в рекреацию (фрамуги в последней открыты постоянно) и дополнительном включении механической вентиляции на 15-й и 30-й минуте урока на 5 минут создаются удовлетворительные условия воздушной среды. Создание оптимальных условий воздухообмена в пятиугольном классе при одном угловом проветривании без принудительной вентиляции, безусловно, невозможно. Необходима тщательная экспериментальная проверка распределения воздушных потоков в помещениях школы с подобной конфигурацией (на моделях и в натуре). При экспериментальном строительстве школы следует обязательно предусмотреть систему эффективной вытяжной вентиляции с автоматическим одно- и двукратным включением ее во время урока на 5—10 минут и во время перемен.

Касаясь особенностей планировочных решений школы в данном проекте, взаимного расположения помещений, необходимо отметить, что он имеет не только ряд преимуществ, но и ряд недостатков, вызванных особенностями данной композиции и, видимо, формой помещений. К числу первых следует отнести, как указывал и автор, наличие рассредоточенных гардеробов, облегчающих учащимся пользование участком, и возможность четкой изоляции отдельных возрастных групп по этажам и крыльям здания, просторные рекреации и холлы, создающие довольно хорошее освещение коридоров.

К числу недостатков следует отнести размещение учебных помещений для младших классов на втором этаже, кабинета химии, совмещенного с кабинетом физики, на первом этаже, отсутствие непосредственного выхода из лаборатории химии в коридор. Неудобное расположение инструментальной внутри мастерской по дереву исключает возможность ее использования в качестве второй мастерской по металлу.

К недостаткам относится отсутствие выхода непосредственно из гимнастического зала на участок и недопустимое размещение кулинарного блока кабинета домоводства под санитарными узлами второго и третьего этажей.

Учитывая ряд преимуществ подобного класса, при обсуждении данного вопроса в Институте гигиены детей и подростков АМН СССР было высказано пожелание о предварительной экспериментальной проверке спорных вопросов на специально построенной секции — части школы.

Не возражая в принципе против экспериментального строительства целой школы, подобное решение нам кажется более доступным, экономичным и удобным.

* * *

Поступила 28/У 1962 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.