Научная статья на тему 'ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Д.П. ПАРЦЕФА «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОКРУЖЕНИИ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»'

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Д.П. ПАРЦЕФА «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОКРУЖЕНИИ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — З.Г. Вдльфсон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Д.П. ПАРЦЕФА «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОКРУЖЕНИИ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»»

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Д. П. ПАРЦЕФА «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОКРУЖЕНИИ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»1

Проф. 3. Г. Вольфсон (Москва)

Статья Д. П. Парцефа интересна как по существу, так и как показатель квалифицированной работы санитарного врача, осуществляющего свою практическую деятельность на научной основе.

В статье освещен один из актуальных вопросов санитарной охраны атмосферного воздуха. Как известно, среди газов, загрязняющих атмосферный воздух, наиболее частым засорителем • воздуха городских улиц является окись углерода, выбрасываемая из выхлопных труб автомашин в зону дыхания людей. Не менее вредны и другие ядовитые автомобильные газы, поступающие в атмосферный воздух.

Автор правильно подчеркивает, что наиболее опасным из выхлопных газов является окись углерода. Нельзя, однако, недооценивать и токсические углеводороды, особенно ненасыщенные, обусловливающие главным образом острый, неприятный запах выхлопных газов. Поэтому более полноценными были бы раздельные данные о концентрациях насыщенных и ненасыщенных углеводородов вместо их суммарных концентраций, приведенных автором в статье.

Следует отметить, что в объяснительном тексте к табл. 1 допущена описка: вместо «содержание углеводородов» напечатано «содержание углеводов».

Освещаемый в статье вопрос имеет большое практическое значение, так как в проблеме борьбы с загрязнением воздуха автомобильными выхлопными газами большую роль должен сыграть перевод автомобилей на газовое горючее. Исследования ряда специалистов показали, что при использовании сжатого газа в качестве горючего на автомашинах значительно уменьшается количество продуктов неполного сгорания, особенно окиси углерода, в составе выхлопных газов. Показательной в этом отношении является работа И. И. Даценко, в которой убедительно показана гигиеническая эффективность применения метана в качестве горючего в автомашинах Львова. Это газовое горючее значительно снизило содержание окиси углерода в выхлопных газах, что подтверждается и исследованиями Д. Г1. Парцефа, результаты которых приведены в табл. 1 его статьи. В этой таблице приводятся сравнительные данные о концентрации окиси углерода и углеводородов в отходящих газах автомашины ЗИЛ-156 при работе двигателя на бензине и сжатом газе. При работе на газе концентрации СО и углеводородов уменьшились по сравнению с работой на бензине в десятки и сотни раз. По данным автора, в состав этого природного газа входит до 92,7%. метана (СН4).

К сожалению, автор привел в таблице только концентрации 2 проб окиси углерода и углеводородов при работе на бензине и сжатом газе на расстоянии 10 и 200 см, что не дает полного представления о масштабе и характере исследований, проведенных им.

Поставленная автором конкретная задача гигиенической оценки загрязнения атмосферного воздуха в окружении газонаполнительных станций для газобаллонных автомашин выполнена, и его выводы о са-нитарно-защитных зонах для газонаполнительных станций правильны и научно обоснованы.

Следует отметить, что и этот раздел работы автора, весьма ценный для санитарной практики, очень скупо отражен в статье. Из

1 Гигиена и санитария, 1962, № 5.

158 проб воздуха, взятых автором, в табл. 2, в которой указано содержание окиси углерода и углеводородов в воздухе вокруг газонаполнительной станции, приведно лишь по 2 концентрации, характеризующие загрязнение воздуха при продувке аккумуляторов на станции и без их продувки на расстоянии 25 и 50 м от последней. При этом приводятся одна максимальная разовая концентрация и одна средняя из максимальных разовых.

Автор не поясняет, что он имел в виду под понятием «средняя из максимальных разовых». Ведь в каждом определении бывает одна максимальная концентрация, одна минимальная и средняя из всех взятых проб.

На основе своих исследований Д. П. Парцеф пришел к выводу о том, что продувка аккумуляторов на газонаполнительной станции не оказывает существенного влияния на загрязнение воздуха окисью углерода и углеводородами и что концентрации окиси углерода на расстоянии 50 м от станции не отличаются от таковой на расстоянии 25 м\ только среднее содержание углеводородов на расстоянии 50 м снижается в \]/о раза по сравнению с их содержанием на расстоянии 25 м.

Автор не указывает, при каких метеорологических условиях были взяты пробы воздуха, ка каком уровне, что весьма существенно для гигиенической оценки полученных данных.

Вопросы, поднятые в статье Д. П. Парцефа, заслуживают серьезного внимания. Желательно дальнейшее освещение в печати реализации решения исполкома Моссовета о создании парка из 8000 грузовых автомашин и автобусов с газобаллонами для осуществления первого опыта перевода автомобильного транспорта на газовое горючее. Это важно, потому что постепенный перевод автомобильного транспорта на газовое горючее является одним из эффективных в гигиеническом отношении и практически осуществимых в ближайшее время мероприятий по борьбе с вредным влиянием выхлопных газов автомашин на население.

Поступила 7/IX 1962 г.

ft & Ъ

\ %

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ АРХИТЕКТОРА С. С. НАНУШЬЯН «НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ»1

Кандидат медицинских наук Е. И. Кореневская, научный сотрудник Л. Г. Рогачевская

За последние годы в советской и зарубежной литературе все больше внимания уделяется вопросам разработки новых форм учебных помещений, обеспечивающих лучшие условия освещения и вентиляции классов, создающих большие возможности для рациональной организации педагогического процесса и ускорения школьного строительства путем широкой унификации конструкций жилых и общественных зданий.

Была выдвинута идея создания поперечных и квадратных классов с двусторонним освещением, уже осуществленная в практике экспериментального строительства и подвергнутая всестороннему изучению.

Выстроена школа из пластических материалов с многоугольной конфигурацией классов в США. Разработаны проекты многогранной разнообразной конфигурации классов и в некоторых других странах.

1 Гигиена и санитария, 1962, Лг° 4, стр. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.