Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОКРУЖЕНИИ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИИ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОКРУЖЕНИИ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИИ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Д.П. Парцеф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОКРУЖЕНИИ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИИ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

ИЗ ПРАКТИКИ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОКРУЖЕНИИ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИИ

ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Санитарный врач Д. П. Парцеф

Из санитарно-эпидемиологической станции Москвы

Развитие автомобильного транспорта увеличивает загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами, содержащими значительное количество токсических веществ: окись углерода, углеводороды, формальдегид, окислы азота и др. Наибольшую опасность представляет окись углерода, содержание которой в выхлопных газах бензиновых двигателей может достигать 13%, по данным Центрального научно-иследовательского автомобильного и автомоторного института и Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана.

Блюмфильд и Айсбелл (В1оотПе1с1 и 1зЬе11, 1937) установили, что на улицах крупнейших городов США средние концентрации окиси углерода достигали 91,6 мг/м3. В Советском Союзе, по данным 3. Г. Вольфсона и А. С. Лыковой, средние концентрации составляют 18,6—17,8 мг/м3. По нашим исследованиям, которые были проведены на улицах Москвы -в 1958—1959 гг., средние концентрации окиси углерода были (в пределах 4,3—12,9 мг/м3 в зависимости от интенсивности движения автотранспорта и ширины проезжей части улиц.

Кроме отходящих газов автомобилей, на загрязнение атмосферного воздуха оказывают влияние выбросы около 100 автозаправочных станций, каждая из которых отпускает в сутки свыше 15 т бензина.

По данным Н. Ф. Измерова, в атмосферном воздухе в окружении этих станций на расстоянии 30 м ощущается запах бензина и концентрации достигают 7,1 мг/м3. И только на расстоянии 50 м концентрации бензина не превышали максимальной разовой предельно допустимой ве-. личины (6 мг/м3).

Одним из мероприятий по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта является перевод его на газовое горючее. В Москве по решению исполкома Моссовета в качестве первого опыта должен быть создан парк из 8000 газобаллонных грузовиков и автобусов. Для их обслуживания должно быть построено 26 газонаполнительных станций. Внедрение новых видов автомобилей, работающих на газовом топливе, ставит перед органами санитарного надзора вопрос об эффективности этого мероприятия в оздоровлении атмосферного воздуха.

В январе 1960 г. мы проводили отбор проб воздуха непосредственно в факеле выхлопа машины ЗИЛ-156, работающей на сжатом газе и бензине, на расстоянии 10 см и 3 м от конца выхлопной трубы. В пробах определялось содержание окиси углерода и углеводородов на газоанализаторе ТГ-5. Пробы были отобраны при работе машины на холостом ходу, половина из них — при работе на бензине и остальные — на сжатом газе.

В отходящих газах при работе двигателя на бензине обнаружены высокие концентрации как окиси углерода, так и углеводородов. При ра-

боте этой же машины на сжатом ществ снизились в десятки и сотни раз. Особенно резко снизилось содержание углеводов (табл. 1).

Результаты исследований указывают на значительную эффективность для оздоровления атмосферного воздуха применения сжатого газа в качестве моторного топлива вместо бензина. Нами был исследован атмосферный воздух в окружении газонаполнительной станции на 1-й Магистральной улице, использующей природный газ.

Состав природного газа следующий:

газе концентрации исследуемых ве-

Таблица 1

Содержание окиси углерода и углеводородов в отходящих газах машины ЗИЛ-156 (при работе на холостом ходу)

Расстояние от конца выхлопной трубы (в см) Концентрации окиси углерода (в мг/м*) Концентрации углеводородов (в мг/м3)

работа на бензине работа на сжатом газе работа на бензине работа на сжатом газе

10 200 279.3 478,8 118,7 106.4 71.5 53,0 11,0 17.6 1014,2 991,1 151,4 79,8 7,3 7,46 3,83 4,75

С02—'от 0,5 до 2,2%; тяжелые углеводороды СО—от 1,1 до 4,9%; СН4 —от 81,3 до 92,7%; Н2-сероводород—до 0,017 г/лг3.

-до 0,6%; 02 —от 0,1 от 0,8 до -16,7%; азот-

до 0,4%; до 5,8%;

Газ обладает высокой калорийностью (от 7241 до 8267 ккал). Газовые грузовые машины оборудуются шестью или восемью баллонами. Запаса газа хватает на 250—290 км пути автомашины.

В настоящее время в Москве эксплуатируется четыре газонаполнительные станции сжатого газа. В состав газонаполнительной станции входят компрессорное отделение с рессиверами и аккумуляторами, где

хранятся запасы сжатого газа, и газораспределительные колонки для отпуска газа автомашинам. Природный газ поступает по трубопроводам и компрессорами нагнетается в аккумуляторы, а затем в сеть газораспределительных колонок (см. рисунок).

В местах расположения газонаполнительных станций атмосферный воздух загрязняется природным газом и отходящими газами газобаллонных автомобилей,, приезжающих на заправку. Природный газ может поступать в атмосферный воздух с вентиляционными выбросами из помещений компресорной, от продувки аккумуляторов и в результате утечек при заправке автомашин. Компрессорное отделение оборудовано механической при-точно-вытяжной и естественной вентиляцией. Эти вентиляционные системы работают по типу общеобменных систем, обеспечивая в помещении 13-кратный воздухообмен. В рабочее помещение компрессорной природный газ поступает из-за негерметичности оборудования. Концентрации окиси углерода в компрессорной были найдены от 15 до 25 мг/м3, а углеводороды суммарно — от 4 до 5 мг/м3. Следовательно с вентиляционными выбросами в атмосферу поступают сравнительно низкие (при учете разбавления) концентрации окиси углерода и углеводородов.

гамЗд/й

трубопровод

Компрессорная станция

Аккумуляторное отделение

Гамнаяомитшные колонки

Диспетчерская

Схема размещения газонаполнительной станции сжатого

газа.

Значительные одномоментные количества природного газа поступают в атмосферный воздух в процессе продувки аккумуляторов. Аккумуляторное отделение обследованной нами станции оборудовано 45 аккумуляторами емкостью по

Таблица 2

Содержание окиси углерода и углеводородов в атмосферном воздухе вокруг газонаполнительной

станции

400 м3. За сутки на дне аккумулятора скапливается влага, которая

удаляется в процессе продувки — открывается клапан и газ под давлением 200 атм выбрасывается в атмосферу.

Продувка проводится ежедневно по 1—2 минуты.

Для оценки загрязнения атмосферного воздуха в окружении газонаполнительной станции было отобрано 158 проб воздуха на окись углерода и углеводороды на расстоянии 25 и 50 ж (табл.

Из табл. 2 видно, что

продувка аккумуляторов не оказывает существенного влияния на загрязнение атмосферного воздуха окисью углерода и углеводородами на расстоянии 25 и 50 м. Однако на расстоянии 25 м ощущался слабый запах газа, который отсутствовал на этом же расстоянии без продувки аккумуляторов. На расстоянии 50 ж и во время продувки аккумуляторов запах газа не ощущался. Максимально разовые и средние из максимальных разовых концентраций окиси углерода, полученные на расстоянии 50 м, почти не отличаются от результатов проб, отобранных на расстоянии 25 м. Средние же концентрации углевородов в Р/г раза ниже на расстоянии 50 м.

Концентрация Окись углерода (в мг/м3) Углеводороды (в мг/мг)

при продувке без продувки при продувке без продувки

На расстоянии • 25 м

Максимальная разовая Средняя из максимальных разовых....... 15,6 11,86 21,7 9,2 7,26 4,43 7,26 4,01

На расстоянии 50 м

Максимальная разовая Средняя из максимальных разовых...... 15,4 11,2 15,4 9,39 7,3 3,82- 7,3 2,78

Выводы

1. Применение сжатого газа в качестве моторного топлива является эффективным мероприятием для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода и особенно углеводородами.

2. Для газонаполнительных станций сжатого газа санитарно-защит-ная зона должна быть не менее 50 м.

В Москве будет развиваться транспорт, работающий на жидком газе. Изучение этого вида автомобилей намечено проводить в дальнейшем.

Поступила 15/Х1 1961 г.

# £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.