ЭГ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДОВ ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ АВТОТРАНСПОРТА И ЗАДАЧИ ПО БОРЬБЕ С НИМ
Старший государственный санитарный инспектор М. К. Недогибченко Ив Главной государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР
Большое развитие промышленности и автотранспорта в 6-й пятилетке выдвигает в качестве одной из важнейших проблем санитарную охрану атмосферного воздуха населенных мест от загрязнения промышленными выбросами и отходами. Значительную долю в этой проблеме занимают выхлопные газы автотранспорта.
В соответствии с Директивами XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956—1960 гг. выпуск грузовых автомобилей по количеству увеличится на 32%, по общей грузоподъемности — на 45%, автобусов — на 88%, легковых автомобилей— на 86%- Организуется производство автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 40—50 т. Увеличится производство автомашин высокой проходимости, специализированных автомобилей и т. д.
В связи с этим вопрос о загрязнении атмосферного воздуха городов выхлопными газами автотранспорта приобретает исключительно важное значение.
С выхлопными газами автотранспорта в атмосферу выбрасываются окись углерода, сажа, смолы, содержащие канцерогенные вещества. (3,4-бензпирен), окислы азота, а при сжигании этилированного бензина — соединения свинца.
Одним из основных вопросов в настоящее время является ликвидация загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода.
Согласно данным лабораторных исследований атмосферного воздуха городов, концентрации окиси углерода на улицах крупных городов превышают предельно допустимые. Так, в Москве в местах особенно интенсивного автомобильного движения максимальные концентрации достигали 100—200 мг/м3. В Ленинграде на магистралях с интенсивным движением автотранспорта (где в течение часа проходило до 3000 автомашин) концентрации окиси углерода доходили до 128 мг/м3, на улицах со средним движением автотранспорта они составляли 21—54 мг/м3. Вокруг бензозаправочных станций окись углерода иногда обнаруживалась в концентрациях 145—164 мг/м3. В Саратове окись углерода обнаружена в концентрациях 20—60 мг/м3. В Перми максимальные концентрации окиси углерода составляли 40—90 мг/м3, в Иванове— 18—88 мг/3.
Выхлопные газы автотранспорта и в частности окись углерода, насыщая воздух города, перестают быть уличной спецификой. Так, в отдельных случаях окись углерода в условиях Москвы обнаружена на балконе 4-го этажа в концентрации 28 мг/м3 и в жилых квартирах — в концентрации 10—20 мг/м3. Окись углерода обнаружена не только в пробах воздуха, взятых на тротуарах городских автомагистралей, но и в воздухе скверов и садов, расположенных в непосредственной близости к ним, где найдено до 18 мг/м3 окиси углерода.
Несмотря на то, что окись углерода легче воздуха, рассеивание ее происходит лишь постепенно.
Исследованиями Ленинградского медицинского санитарно-гигиенкче-ского института (А. С. Лыкова) установлено, что при работе двигателя на холостом ходу на расстоянии 2 м от задней оси грузовой автомашины концентрации окиси углерода достигали 182 мг/м3, у легковой машины — 78 мг/м3. После выключения мотора концентрации окиси углерода в воздухе постепенно падали, однако еще через 9—10 минут в воздухе обнаруживалось от 12 до 30 мг/м3 окиси углерода и только через 12—15 минут пробы воздуха давали отрицательный результат.
Испытаниями, проведенными Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), в эксплуатационных условиях установлено, что в выхлопных газах автомашины «Москвич» содержится в среднем 7% окиси углерода, в выхлопных газах грузовой автомашины ЗИЛ-150—4% окиси "углерода. Зарегистрированы случаи содержания в отработанных газах 7—9 и даже 11% окиси углерода. В среднем выхлопные газы автомобилей и автобусов содержат 6,3% окиси углерода. Содержание окиси углерода колеблется в зависимости от вида двигателя, вида топлива, а больше всего — от условий работы мотора (в пределах от 1 до 13,7%). При сжигании 1000 кг бензина выбрасывается в атмосферу автомашиной «Москвич» 800 кг окиси углерода, автомашиной ЗИЛ-150—600 кг.
Такое интенсивное загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта нарушает санитарные условия жизни населения. Исследованиями Ленинградского медицинского санитарно-гигиенического института и Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР установлено, что при длительном действии окиси углерода в концентрациях, встречающихся вблизи потока движений автомобилей, у обследованных работников ОРУД наблюдались изменения состава крови, в частности полиглобулина и наличие карбоксигемоглобина. Обследуемые лица жаловались на головные боли, головокружения, слабость в конечностях, повышенную раздражительность, расстройство сна, сердцебиение и др. Наиболее постоянны были жалобы на головные боли, головокружения.
Концентрация окиси углерода в атмосферном воздухе не должна превышать 6 мг/м3 в разовых пробах и 2 мг/м3 в среднесуточных.
Не менее важное санитарное .значение приобретает содержание свинца в воздухе городов, где автотранспорт работает на этилированном бензине. При сгорании этилированного бензина образуется окись свинца и некоторые другие его соединения, которые частично оседают в моторе, а частично выбрасываются в атмосферу, причем, по некоторым данным, отложение свинца в моторе достигает 63%, а 37% улетучивается с выхлопными газами.
По данным зарубежных авторов, на 1 м2 улицы маленького города за год оседает 36 г свинца, выброшенного с выхлопными газами (Шварц). В Цюрихе за год оседает на главных улицах 100 кг свинца (Ценгер).
Исследованиями Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР установлено, что при расходе 1 кг этилированного бензина машиной ГАЗ-51 на холостом ходу в атмосферу выбрасывается 0,3 г свинца, при скорости движения машины 15 км/час — 0,87 г свинца, а при скорости 40 км/час — 0,92 г свинца.
В 1956 г. гигиеническими институтами в Москве, Риге, Свердловске, Иванове, Перми были проведены исследования загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта, содержащими свинец. В Свердловске содержание свинца в выхлопных газах автотранспорта колебалось в пределах от 0,069 до 3,7 мг/м3 в зависимости от марки автомашины. В атмосферном воздухе на улице с большим автодвижением свинец обнаруживался в концентрациях, превышавших предельно допус-
тимую (0,0007 мг/м3). Свинец обнаружен в смывах с рук регулировщиков уличного движения, на внутренней и наружной поверхностях окон зданий, на стеклах автомашин. Особенно много свинца обнаружено на листьях кустарников и деревьев. Так, в отдельных случаях в сквере имени Кирова в Риге на листьях липы найдено до 15,3 мг/м2 свинца. При этом необходимо отметить, что не весь автотранспорт Риги в период обследования работал на этилированном бензине; поэтому количество свинца, которое находилось бы в воздухе при работе всего рижского автотранспорта на этилированном бензине, было бы в несколько раз больше.
Московский научно-исследовательский институт санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР проводил исследования в Москве в связи с применением этилированного бензина только транзитным транспортом. При этом в воздухе улиц было обнаружено от 0,0001 до 0,003 мг/м3 свинца. Таким образом, в настоящее время, когда имеет место применение этилированного бензина лишь транзитным автотранспортом, воздух Москвы загрязнен свинцом в местах следования и остановок транзитного транспорта. Необходимо подчеркнуть, что в ближайшем окружении пунктов исследования не было никаких промышленных предприятий, выделяющих в атмосферу свинец.
В пробах воздуха, взятых в указанных городах на улицах с незначительным движением автотранспорта, свинец обнаружен не был.
Анализ полученных данных о фактическом содержании свинца в воздухе городов указывает, что обнаруженные концентрации свинца не всегда могут считаться безразличными для здоровья населения.
Исследованиями советских и зарубежных авторов в выхлопных газах автотранспорта обнаружен полициклический углеводород 3,4-бензпи-рен, являющийся канцерогенным веществом. Так, по американским данным, максимальное образование 3,4-бензпирена составляет 0,75 мг/мин.
В последнее время появились сообщения о том, что выхлопные газы автотранспорта загрязняют атмосферный воздух также и окислами азота; чем меньше (хуже) полнота сгорания, тем больше выбрасывается окиси углерода и меньше окислов азота и, наоборот, при полном сгорании в атмосферу поступает больше окислов азота и меньше окиси углерода. Этот вопрос заслуживает серьезного внимания и изучения со стороны гигиенистов и инженеров-технологов.
Наряду с загрязнением воздуха окисью углерода, окислами азота и свинцом немалое значение имеет сажа,'выделяемая в большом количестве с выхлопными газами автомобильных двигателей.
Основной причиной, способствующей загрязнению атмосферного воздуха, является неудовлетворительное техническое состояние автомобильного транспорта. Существующие конструкции автомобильных двигателей не удовлетворяют санитарным требованиям в связи с выделением в атмосферу указанных вредных веществ. Новые конструкции двигателей, не выделяющих вредные ингредиенты во внешнюю среду, разрабатываются крайне медленно.
Эксплуатация автомобильного транспорта находится в плохом состоянии. Перед выходом автомашин на трассу в основном проверяется состояние тормозов, работа же самого двигателя, в частности карбюратора, не контролируется. Нередко поэтому на улицах можно видеть сильно дымящие автомашины с плохо налаженным режимом двигателя, при работе которого выхлопные газы содержат окись углерода до 11%, в то время как при работе того же двигателя после надлежащей регулировки содержание окиси углерода не превышает 2—3%.
Применение в гаражах газоанализаторов (альфамеров) показало возможность использования последних и для контроля процессов сгорания в двигателе и регулировки карбюратора перед выездом машин на линию. Однако выпуск этих приборов еще должным образом не организован.
Институты НАМИ и Научно-исследовательский институт по промышленной и санитарной очистке газов (НИИОГАЗ) обязаны были решить проблему уменьшения выброса двигателями автомашин продуктов неполного сгорания. Но, несмотря на то, что уже более 7 лет ведется работа по этой проблеме, задача очистки выхлопных газов автотранспорта так и осталась неразрешенной. Также до сих пор, несмотря на крайнюю актуальность, не разрешен вопрос очистки выхлопных газов дизельных автобусов от дурно пахнущих и раздражающих веществ.
Быстрейшее решение таких острых и важных вопросов, как освобождение выхлопных газов автотранспорта от окиси углерода, канцерогенных веществ, окислов азота, окиси свинца является неотложной обязанностью институтов НАМИ, НИИОГАЗ и Всесоюзного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (ВНИИАТ).
Уменьшение загазованности атмосферного воздуха городов выхлопными газами автотранспорта должно осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Усовершенствование автомобильных двигателей и карбюраторов с тем, чтобы достигалось более полное использование топлива.
2. Разработка методов обезвреживания выхлопных газов автомашин и в частности методом дожигания их.
3. Строгий текущий контроль за работой двигателей в условиях эксплуатации автотранспорта и организация в крупных автохозяйствах регулировочных цехов для проверки и регулировки карбюраторов, приборов зажигания и насосов форсунок. Должен быть налажен выпуск отечественных альфамеров для контроля за правильной регулировкой автомобильных двигателей.
4. Улучшение качества топлива в части повышения октанового числа без добавок (тетраэтилсвинца).
Поступила 26/У1 1957 г.
THE CURRENT STATE OF ATMOSPHERIC AIR POLLUTION BY AUTOMOBILE EXHAUST GASES IN CITIES AND PROBLEMS OF ITS CONTROL
№. A. Nedogibchenko, the chief state sanitary inspector
A survey on (he question of pollution of the atmospheric air with automobile exhaust gases in the cities is presented in the article.
The author has determined that the automobile exhaust gases may consist of carbon monoxide gas, soot, resinous matter, containing cancerogenic substance 3.4-ben-zopyrene, oxides of nitrogen and lead oxide, when benzin with tetraethyl of lead is being used.
The concentrations of carbon monoxide and lead oxide in the air have been determined in several cities. The author points out that it is necessary to take preventive measures against pollution of the atmospheric air with oxides of nitrogen. However, the main problem at present is the control of the pollution of tir with carbon monoxide.
The author raises the question of technical improvement of the quality of motor fuel and a general control of the automobile transport.
■b * Ъ