Научная статья на тему 'Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта'

Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
492
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта»

3. Г. ВОЛЬФСО»

Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта

Из Центрального научно-исследовательского санитарного института им. Эрисмана

Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР предусмотрен значительный рост автомобилестроения. В связи с этим ,в настоящее время приобретает особенно актуальное значение вопрос о борьбе с вредным влиянием выхлопных газов автотранспорта. Воздействию этих газов подвергаются не только работники, непосредственно обслуживающие автомашины (шоферы, кондукторы, персонал гаражей и авторемонтных мастерских), но и обширные группы населения — милиционеры, регулирующие городское движение, пешеходы, пассажиры автобусов и т. д.

Рядом исследований установлено, что при некоторых неблагоприятных условиях (узкие, плохо проветриваемые улицы с интенсивным автодвижением, подземные проезды и т. п.) в атмосферном воздухе могут накапливаться /выхлопные газы в концентрациях, опасных для здоровья.

Для определения степени загрязненности атмосферного воздуха Москвы выхлопными газами автотранспорта нами проведен ряд исследований в период с 1935 по 1938 г.Эти исследования мы возобновили в 1947 г. Одновременно с исследованием загрязненности атмосферного воздуха мы изучали состав выхлопных газов с целью определения их сравнительной токсичности при разных условиях работы двигателей автомашин различных систем.

Состав выхлопных газов и степень их токсичности зависят от ряда переменных факторов: 1) конструкции двигателя, 2) системы устройства и отрегулированности карбюраторов, 3) качества горючего, 4) состава горючей смеси в цилиндрах двигателя, 5) квалификации и опытности водителя автомашины, 6) режима управления автомашиной, системы зажигания, скорости движения, рельефа проезжей дороги и т. д.

Для изучения изменений состава выхлопных газов в зависимости от разных режимов работы двигателей автомашин и других факторов мы провели ряд исследований, выборочные результаты которых приводятся в табл. 1. Наши данные совпадают с результатами исследований, проведенных Угловым, Кузнецовым и др., а также рядом зарубежных исследователей.

Наиболее важная в санитарном отношении составная часть выхлопных газов — окись углерода — колеблется от едва уловимых следов при режиме «бедной смеси» и хорошем качестве горючего до 11,5Уи/опри применении горючего второго сорта и при пуске холодного двигателя. Установлено также, что двигатели автомашин, работающие с полной нагрузкой, дают небольшое количество окиси углерода, в то время как при работе на холостом ходу ее содержание в выхлопных газах значительно увеличивается. Даже при применении лучшего сорта горючего автомашина ЗИС-110 на холостом ходу дала 8,2°/о окиси углерода. Большие колебания также наблюдаются в содержании ненасыщенных углеводородов (от 0 до 0,55%).

В настоящее время большое применение для автотранспорта находят дизельные двигатели, ,ввиду их большой экономичности. В этом двигателе достигается почти полное сгорание топлива вследствие того, что сжигание горючего происходит в нем при постоянном и значительном избытке воздуха. Вследствие этого в составе выхлопных газов дизельных

1 3. Г. В о л ь ф с о н, Борьба с выхлопными газами автотранспорта. Изд. Цен?-трального института коммунальной гигиены, Биомедгиз, 1937.

Таблица 1. Состав выхлопных газов при разьых режимах работы бензиновых двигателей и при различных сортах горючего в %

Состав выхлопных газов

углекислота (С02) окигь углерода (СО) кислород (Оа) насыщен- ненасыщен-

Система автомашины Режим работы двигателя Сорт горючего ные углеводороды (СН4) ные углеводороды (C„H„) водород (На) азот (N3)

Грузовая автомашина Богатая смесь при нормаль- Второй сорт

ЗИС-о ном зажигании...... (удельный вес 0,761) 5,13 3,88 1,39 5,82 0,48 13,91 69,99

То же Бедная смесь при нормальном То же 2,31

зажигании ....... 14,93 2,45 0,95 0,21 1,68 77,47

Легковая автомашина Богатая смесь при нормаль- Ш Я

ГАЗ-А ном зажигании ... 2,37 9,23 9,10 0,43 0,55 2,08 76,24

То же Богатая смесь; пуск холод- в Я

ного двигателя ..... 3.55 11,59 3,62 0,26 0,45 4,87 75,66

Первый сорт 10,92 0,32 7,43 71,99

■ » То же.........' . . (удельный вес 2,55 5,14 1,95

• V Бедная смесь при нормальном 0,725) 9,28 0,12 0,88 81,83

зажигании....... То же 7,32 Следы 0,57

Легковая автомашина Богатан смесь; пуск холод- Второй сорт 11,50 0,29 75,56

М-1 ного двителя .... 3,14 2,92 2,59 4,0

То же Богатая смесь; средние оборо- То же 0,23

ты (70О 91)0 об/мин.) 7,93 4,08 1,20 4,18 7,5 74,88

• » Нормальней смесь; б >льшие обороты (1 80и—2 нОО об/мин.) * » 0,28 78,64

7,03 1,58 1.71 3,76 7,0

Нормальная смесь; малые обороты (301/— Юн об/мин.) а ■

Уфимский бен- 0,75 0,94 16,39 2,35 0,23 2,5 76,84

Легкопая автомашина Бога'ая смесь; пуск холод-

ЗИС-110 ного двигателя зин (Б-74) 10,0 17,0 1,0 0,0 0,0 3,0 79,0

То же Работа двигателя на холостом То же

ходу............ 9,0 8,2 0,8 0,0 0,0 4,0 78,0

Примечания. 1. Забор проб проводился непосредственно из выхлопной трубы. Анализы проведены в газоанализаторах типа орса.

2. Испытания автомашины ЗИС-110 проведены в экспериментальном цехе автозавода им. Сталина в марте 1947 г.

двигателей количество продуктов неполного сгорания незначительно, и, в частности, содержание окиси углерода значительно ниже, чем в выхлопных газах бензиновых двигателей.

В связи с намеченным серийным выпуском дизельных автобусов для Москвы нами по заданию Моссовета проведена серия исследований для определения влияния выхлопных газов от этих автобусов на загрязнение атмосферного воздуха. Исследования проводились в марте 1947 г. на автозаводе им. Сталина на двух одинаковых по конструкции автобусах с дизельным и бензиновым двигателем (табл. 2).

Таблица 2 Состав выхлопных газов в % при разных режимах работы двигателей двух испытуемых автобусов с бензиновым двигателем ЗИо-12.) и с дизельным двигателем ЗИС-154

Режим работы двигателя

С Ч

эХ 3

о о;

5 л

■а ч

Ж 0J

М '

ч

с„нт

о.

со

н,

сн4

СЗ | — ГЗ о С— | РО t-

м г i S

х со <и со

е( t=c VO п

I ч

«

з л

Я 4

О 0J X I-

я <и

Г) U

я а

<и а

\0 Ч

2 2

Я Я о со «О ■={

3 ч

— О

s а В* Ч

а с: ° О 2

QJ CQ

о п

со s х со

»Я

5 ч

О

Я I-

я л

п и

Ж я

г щ

=( Ч

N,

3 л

а ч

о о

я и

* те

ГО L.

'я л

3 Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я Ц,

Пуск холод-

ного двига-

теля .... 12,0 1,4 0,4 — 1,2 18,4 3,2 0,2 1,6 0,2 — — 81,6 79,4

Максимальные

обороты . 14.0 6,4 — — — 12,4 1,2 _ 0,8 — — — 84.081,8

Холостой ход 7,2 1.2 — — 1,0 19,0 6,0 0,051 3,2 — — — 79,8 79,4

Средние обо-

роты . . . 13,4 2,0 — 0,6 17,8 3.0 - 0.6 — — 83,4^80,2

Примечание. Забор проб газов проводился непосредственно из выхлопной трубы. Анализы проведены газоанализатором типч орса. Одновременно определялось содержание альдегидов в выхлопных газах от дизельного двигателя методом реакции с фуксино-сернистой кислотой, причем обнаружено наличие альдегидов в концентрациях 0,02j— 0,025 мг/л (суммарно из расчета на фэрмальдегид).

В составе выхлопных газов от дизельного двигателя обнаружена максимальная концентрация окиси углерода — 0,2% при большом содержании кислорода (до 19%), в противоположность бензиновому двигателю, в составе выхлопных газов которого обнаружены при тех же режимах работы двигателя концентрации окиси углерода 1,2—6% при незначительном содержании кислорода. В составе выхлопных газов от дизельного двигателя ненасыщенные углеводороды не обнаружены. Однако в связи с применением в дизельных двигателях газойля в качестве горючего выхлопные газы имеют острый неприятный запах, обусловливаемый, очевидно, наличием альдегидов, которые вызывают сильное раздражение слизистых оболочек. Содержание альдегидов обнаружено нами в концентрациях до 0,025 мг/л. Это обстоятельство требует дальнейшего изучения. Французские и американские исследователи также обнаружили в составе выхлопных газов от дизельных двигателей незначительные концентрации окиси углерода в пределах 0,1—0,2% и альдегидов — до

0,03%0.

Основной причиной отравлений выхлопными газами автотранспорта является окись углерода, остальные вредные газы, входящие в их состав, имеют второстепенное значение.

Не исключена возможность комбинированного действия окиси углерода и других токсических составных частей выхлопных газов, что еще не достаточно изучено.

1 Анализ на содержание окиси углерода при режиме на холостом ходу проведен микрометодом по Ребергу.

Встречающиеся в составе выхлопных газов углеводороды неодинаковы по своей токсичности. В то время как насыщенные углеводороды (СН4) имеют невысокую степень токсичности, ненасыщенные углеводороды (С„Нт> являются, наоборот, очень токсичными. Герлахер проводил опыты с сильно ненасыщенными углеводородами (изопрен и циклогек-сен). Находясь в атмосфере этих газов при концентрации 0,01%о (1 часть на 100 000 частей воздуха), он почувствовал признаки отравления (головную боль, тошноту). Длительное пребывание в атмосфере с ненасыщенными углеводородами вызвало явления отравления, длившегося много дней.

Токсичность ненасыщенных углеводородов еще мало изучена, однако на основании опытов установлено, что чем менее насыщены углеводороды, тем они токсичнее.

При исследованиях состава выхлопных газов мы нашли в отдельных случаях концентрацию ненасыщенных углеводородов до 0,55% (табл. 1), а Фильднер обнаружил их до 1%. При некоторых условиях в подземных тоннелях могут накапливаться ненасыщенные углеводороды в концентрациях, опасных для здоровья при долгом пребывании в такой атмосфере.

Среди вредно действующих газов, встречающихся в выхлопных газах, внимание исследователей привлекают также альдегиды.

В последнее время все более применяется горючее, содержащее примесь серы, которая сгорает в двигателе с образованием сернистого ангидрида (БОг).

Изучая токсичность выхлопных газов автотранспорта, Центральный институт охраны труда при испытании горючего, содержащего примеси серы, установил наличие сернистого газа (БОг) от 1,03 до 1,46 мг/л в пробах, взятых непосредственно из выхлопной трубы, и 0,46—0,50 мг/л в пробах, взятых в кузове заправленного автобуса. Найденные концентрации БОг являются, безусловно, токсичными, если учесть, что 0,06 мг/л БОг является высшей дозой, переносимой в течение получаса.

Наконец, при применении в качестве горючего этилированного (свинцового) бензина в выхлопных газах могут быть также пары свинца.

Этиловая жидкость прибавляется к низким сортам бензина в качестве антидетонатора. В последнее время в связи с применением крекинг-бензинов у нас также находит применение этилированный бензин.

Этиловая жидкость, прибавляемая к бензину, содержит около 50% тетраэгил-свинца. По расчетным данным 1 кг такого горючего, содержащего около 1 г свинца, может дать при среднем движении в 3 000 автомашин в день на каждый километр пути 333 г свинца, если таковой выделяется вместе с выхлопными газами.

Приведенные выше данные свидетельствуют о наличии сложного комплекса санитарных вредностей, связанных с эксплоатацией автотранспорта.

Хронические отравления окисью углерода могут иметь место в результате длительного пребывания в пунктах интенсивного автодвижения (дежурные на постах регулирования движения, служащие проездных туннелей и т. п.), а также у водителей автомашин, служащих бензиновых колонок и т. д. Случаи острого отравления встречаются в гаражах и ремонтных мастерских, а иногда и в автобусах дальнего следования. В автобусы окись углерода может проникнуть в составе выхлопных газов из моторного отделения через неплотности пола, а также засасыванием извне вследствие разрежения, образующегося сзади машин при их движении.

Исследования Блумфилда на содержание окиси углерода, проведенные в зимнее время в кузовах 6 автобусчв США, обог| евавшихся отработанными газами, проходящими через тру б.*, расположенные вдоль стенок автобусов, дали максмильные концентрации окиси уг еро..а 0,1 см8/л воздуха, средние—0,05 см3/л и минимальные 0,01 см3/л воздуха. ✓

В кузовах автобусов, курсировав ших в окрестностях Гааги и Роттердама, были получены концентрации окиси углерода, опасные для здоровья,—от 0,09 до 0,23%о,

н в одном автобусе вблизи отверстия на полу обнаружены концентр щии в среднем 1,55°/по на 1 л воздуха (Пилар).

Лизеганг сообщает о ряде отравлений окисью углерода от выхлопных газов и в том числе о случае в автобусе, курсировавшем между Кенигсюрфом и Шар-лоттенбургом, из которого были извлечены 5 пассажиров, потерявших сознание в результате отравления окисью углер >да.

Проведенные нами в 1947 г. исследования воздуха в кузовах двух новых опытных автобусов автозавода им. Сталина дали концентрации окиси углерода от 0,006 до 0,04 мг/л, среднее из 10 проб — 0,026 мг/л. При исследовании воздуха в автобусах Ленинграда Минх обнаружил концентрации окиси углерода до 0,1 мг/л. Большие концентрации окиси углерода встречаются часто в гаражах. Исследования, проведенные в 157 гаражах и в авторемонтных мастерских Нью-Йорка, дали следующие результаты: в 77,5% случаев обнаружена концентрация окиси углерода от 0,5 до 2%о. У 42 рабочих гаражей .взята кровь, которая при исследовании показала наличие карбоксигемоглобина до 30%. Почти во всех случаях были жалобы на головную боль.

При исследовании гаражей Москвы П. Ватрин 1 обнаружил зимой в плохо вентилируемом гараже концентрацию окиси углерода до 0,38 мг/л в часы разъезда машин. Когда по требованию инспекции труда была отрегулирована вентиляция, концентрации окиси углерода снизились до 0,13 мг/л и при дальнейшей рационализации эксплоатационного режима гаража — до 0,04 мг/л.

Токсические концентрации окиси углерода встречаются также в кабинках водителей автомашин, особенно в зимнее время, когда кабинки закрыты. При неисправности двигателя и плохой изоляции кабинки водителя от моторного отделения, при нарушении герметичности выхлопной трубы в зону дыхания шоферов могут проникнуть выхлопные газы, в результате чего могут создаться опасные для здоровья концентрации окиси углерода и других токсических газов.

В марте 1947 г. нами проведено исследование воздуха в зоне дыхания водителя грузовой автомашины ЗИС-5 в связи с испытанием прибора для обогрева воздуха кабинки, производимым научно-испытательным автомобильным полигоном. Этот прибор представлял собой железный кожух, надеваемый поверх выхлопной трубы в моторном отделении автомашины. Воздух извне просасывался вентилятором через этот кожух и, нагреваясь от поверхности выхлопной трубы, проникал через специально пробитое отверстие в кабинку, в зону дыхания водителя. При исследовании мы обнаружили в кабинке автомашины в зоне дыхания водителя без применения прибора для обогрева воздуха концентрации окиси углерода в пределах 0,10—0,12 мг/л, а при применении испытуемого прибора эти концентрации увеличились в 3 раза, достигнув 0,33 мг/л. Таким образом, нами установлено, что водителю данной автомашины приходится дышать воздухом, содержащим токсические концентрации окиси углерода, очевидно, вследствие неисправности двигателя и плохой изоляции кабинки водителя от моторного отделения. Естественно поэтому, что при применении предложенного прибора для обогрева значительно увеличивается засасывание загрязненного выхлопными газами воздуха из моторного отделения, в результате чего создаются явно опасные для здоровья концентрации окиси углерода.

Для определения степени загрязнения атмосферного воздуха Москвы выхлопными газами автотранспорта нами проводятся периодические исследования воздуха в пунктах наиболее интенсивного автодвижения. Исследования, проводимые нами в 1947 г., являются продолжением наблюдений, проводившихся в предвоенные годы (1935—19'38). Забор проб воздуха проводился на уровне дыхания взрослых и детей в разные сезоны года при различных метеорологических условиях.

1 Ватрин и Виварелли, Вентиляция гаражей, Гострансиздат, 1935.

БО

В период первого цикла исследований (1935—1936 гг.) для определения окиси углерода было взято всего 344 пробы воздуха. Интенсивность .автодвижения достигала в отдельных пунктах забора проб в среднем 360 легковых автомашин и 450 грузовых в час.

Нами было обнаружено, что концентрации окиси углерода увеличиваются по мере снижения температуры воздуха: осенью они больше, чем летом, а зимой больше, чем осенью.

Следует отметить также то, что на уровне дыхания детей как средние, так и максимальные концентрации окиси углерода несколько выше, чем концентрации на уровне дыхания взрослых пешеходов. Ни в одном случае не обнаружено концентраций окиси углерода, превышающих 0,06 мг/л, а средние из 344 анализов по сезонам года находятся в пределах 0,005—0,020 мг/л, точнее 0,004—0,017 см3 на 1 л воздуха. Взятые параллельно в разные сезоны года пробы воздуха на углеводороды, которые определялись суммарно {насыщенные углеводороды и ненасыщенные), дали незначительные концентрации их в атмосферном воздухе; средние из 12 проб составляют 0,002 см3/л для лета и зимы и 0,004 см3/л для осени.

Вторая серия наблюдений, проводившаяся в 1937—1938 гг., показала рост загрязнений атмосферного воздуха окисью углерода по сравнению с результатами первой серии наблюдений. Если в 1935—1936 гг. мы только в одном случае обнаружили максимальную концентрацию окиси углерода в 0,057 мг/л, то в 1937—1938 гг. в 15% проб воздуха мы нашли концентрации окиси углерода в 0,06 мг/л и более и в одном случае максимальную концентрацию в 0,16 мг/л. В целях выяснения влияния бытовых и промышленных факторов, а также степени интенсивности автодвижения на загрязнение окисью углерода атмосферного воздуха Москвы мы провели забор 32 проб воздуха в ранние утренние часы (4—5 часов утра) летом и зимой. Из 32 проб воздуха в 12, т. е. в 28% проб, не обнаружено окиси углерода: это в тех случаях, когда во время забора проб воздуха не проезжало ни одной автомашины или были единичные. В других .20 случаях, когда пробы воздуха забирались в пунктах, где азтодвиже-ние было столь же интенсивно, как и днем, были обнаружены концентрации окиси углерода от 0,024 до 0,16 мг/л в одной точке, а средняя из 20 проб составляла 0,036 мг/л.

Для сравнения укажем, что исследования воздуха на содержание окиси углерода, проведенные в довоенные годы в 14 городах США, показали в 24% проб, взятых на улицах, концентрации окиси углерода выше 0,12 мг/л и в одном случае в подземном проезде — 0,25 мг/л.

В зимний период 1947 г. мы провели забор 106 проб воздуха на содержание окиси углерода в пунктах интенсивного автодвижения непосредственно вблизи линии движения автомашин, на бульварах, в местах гулянья детей, на площадках бензиновых колонок и местах стоянок автомашин.

Пробы брали, как и в прошлых циклах исследований, на двух уроз-нях— 1,5 и 1 м, т. е. на уровне дыхания взрослых и детей. Результаты анализов 1 в кратких чертах следующие: из 51 пробы воздуха, взятой ча уровне 1,5 м, 46 проб дали концентрации окиси углерода от следов до 0,040 мг/л, а 5 проб — выше, а именно 0,046 мг/л; 0,053 мг/л; 0,061 мг л; •0,068 мг/л, и в одной точке максимальную концентрацию — 0,2 мг/л, вероятно, в связи с проездом автомашины, которая сильно газовала. Средняя концентрация из 51 пробы составляла 0,020 мг/л.

Из 55 проб, взятых на уровне 1 м, 48 проб дали концентрации окиси углерода от следов до 0,040 мг/л и 7 проб — от 0,05 мг/л до максимальной концентрации в одной точке 0,10 мг/л. Средняя концентрация из

1 Анализы проб воздуха на содержание окиси углерода проводились, как и в предыдущие циклы исследований, метопом Реберга — окислением СО в С02 полноватым ангидридом с расчетом по углекислоте.

55 проб составляла 0,019 мг/л. Пробы, взятые в пунктах наиболее интенсивного автодвижения, дали соответственно более высокие концентрации, окиси углерода. Таким образом, мы имеем результаты, мало отличающиеся от средних данных, полученных в предыдущих сериях исследований, однако максимальные концентрации окиси углерода, полученные один раз в двух пунктах на ул. Кирова (0,1 мг/л на уровне 1 м и 0,2 мг/уг. на уровне 1,5 м), превышают таковые в прошлых циклах исследований-

Для выяснения распространения загрязнений выхлопными газами атмосферного воздуха на бульварах, в местах гулянья и игр детей мы взяли 15 проб воздуха на уровне 1 м в разных точках бульварного кольца трамвая А (начиная с Яузского бульвара и кончая бульваром у Никитских ворот). В 12 из 15 проб не обнаружено окиси углерода, а в 3 случаях мы получили следующие результаты: на бульваре у Сретенских ворот в двух точках — 0,006 и 0,034 мг/л; на бульваре у Чистых прудов — 0,052 мг/л в одной из одновременно взятых в разных точках двух проб,, причем во второй пробе окиси углерода не обнаружено.

Из сказанного следует, что влияние выхлопных газов автотранспорта распространяется и на городские бульвары, что требует особого внимания. Исследования в этом направлении продолжаются.

Выводы

1. Результаты наших исследований показали, что состав выхлопных, газов, а следовательно,и степень их токсичности значительно колеблются в зависимости от ряда переменных факторов.

2. Наибольший вред для здоровья из составных частей выхлопных газов практически представляет окись углерода, которая может встречаться в атмосферном воздухе в токсических концентрациях.

3. Другие токсичные вещества (ненасыщенные углеводороды, альдегиды и пр.) находятся в составе выхлопных газов в незначительном количестве, ввиду чего они не образуют опасных для здоровья концентраций при разбавлении в атмосферном воздухе.

4. По мере роста интенсивности автодвижения увеличиваются концентрации окиси углерода в атмосферном воздухе, причем вредные для здоровья концентрации окиси углерода могут встречаться в зоне дыхания взрослых и детей не только у потока движущихся автомашин, но и вблизи, на территории бульваров, в местах, отведенных для детских игр, на скверах и т. д.

5. Помимо непосредственного вредного влияния выхлопных газов на организм человека, следует принять во внимание косвенное их влияние: поглощение ультрафиолетовых лучей спектра, уменьшение инсоляции, неприятный запах, вызывающий поверхностное дыхание, и др.

6. Мероприятия по борьбе с вредным влиянием выхлопных газов автотранспорта должны вестись в первую очередь в направлении максимального уменьшения количества продуктов неполного сгорания, что даегг одновременно гигиенический и экономический эффект.

К этим мероприятиям относятся:

а) рационализация процесса сжигания топлива в двигателях в направлении максимальной полноты сгорания;

б) регулировка карбюратора по возможности на бедную смесь с соответствующей его калибровкой;

в) периодическая проверка карбюратора и пригонки его частей, а также установка в гаражах прибора для проверки жиклеров на истечение;

г) применение по возможности лучших стандартов горючего и периодическая проверка на базах состава горючего, наблюдение за его чистотой и отсутствием посторонних примесей.

7. Вторая группа мероприятий сводится к строгому соблюдению режима эксплоатации и ухода за автомашинами. В санитарном отношении, здесь особенно важно:

а) избегать одновременного массового разъезда автомашин из гаражей во избежание излишнего накопления выхлопных газов;

б) запуск двигателя проводить на небольших оборотах во избежание разбрызгивания масла, ведущего к появлению дыма; для этой же цели следить за уровнем масла в картере;

в) нести наблюдение за наличием хорошей компрессии в цилиндрах двигателя;

г) систематически проверять герметичность бензинового бака, бензи-нопроводов, выхлопной трубы и т. д.;

д) следить за тем, чтобы в выхлопной трубе и глушителе не накапливалось сажи и копоти.

8. Для обеспечения надлежащей эксплоатации автомашин следует допускать к управлению ими только опытных водителей, требуя от них знания определенного санитарно-технического минимума.

9. Оздоровительные мероприятия могут проводиться также в направлении уменьшения вредного действия выхлопных газов до их выброса в атмосферу или путем устранения их из зоны дыхания. Сюда относятся:

а) приборы для поглощения или дожигания выхлопных газов, которые, однако, не получили распространения в связи с их громоздкостью и неэкономичностью;

б) эжекторные установки, которые дают определенный эффект разбавления выхлопных газов до их выброса в атмосферу, путем засасывания в эжектор извне воздуха силой направляющегося наружу потока газов;

в) устройство вертикальных выхлопных труб, через которые выхлопные газы выбрасываются на высоте 2—2,5 м, т. е. выше уровня дыхания. Это устройство, введенное на тракторах и автобусах, может применяться и на грузовых автомашинах.

10. Чрезвычайно важным является соблюдение ряда санитарных требований организационно-административного и планировочного характера:

а) направление главного потока автотранспорта по широким магистралям, где имеется достаточный разрыв между движущимися автомашинами и пешеходами;

б) устранение скопления автомашин в узких, плохо проветриваемых улицах, а также вблизи бульваров;

в) размещение остановок автомашин на хорошо проветриваемых площадках и вдали от жилых зданий;

г) размещение гаражей вне жилых кварталов;

д) периодическая проверка автомашин на контрольных станциях после установленного для них пробега;

е) введение минимума санитарных требований в программу инспекции по техническому контролю автомашин;

ж) установление контроля за состоянием выхлопа автомашин (наличием дыма и копоти) и периодический контроль за составом выхлопных газов;

з) периодическое исследование атмосферного воздуха в пунктах интенсивного автодвижения на содержание окиси углерода.

11. Под особое медицинское наблюдение должны быть взяты группы населения, подвергающиеся постоянному воздействию выхлопных газов автотранспорта: дежурные на постах регулирования автодвижения, служащие бензиновых колонок и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.