6. Исследования, проведенные в центре Москвы вдали от источников выброса сероводорода, показали, что в атмосферном воздухе современного крупного города систематически присутствует сероводород. Концентрации его колеблются от 0,0092 до 0,0005 мг/м3. Наиболее высокие концентрации наблюдаются в холодный период года.
7. Исследования, проведенные вокруг завода, вырабатывающего сернистые красители, показали значительное загрязнение атмосферного воздуха сероводородом, несмотря на имеющиеся производственные очистные сооружения. Концентрации сероводорода даже на расстоянии 1250 м превышают предельно допустимую.
8. Химические заводы подобного профиля следует располагать за пределами города. На них должна быть наряду с производственной санитарная ступень очистки отходящих газов.
Поступила 3/VIII 1959 г.
DATA FOR DETERMINING THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF HYDROGEN SULFIDE IN THE ATMOSPHERIC AIR
Duan-Fen-Djuy
It has been found that the olfactory threshold value for hydrogen sulfide lies between 0,012 and 0,03 rrtg/m3 and the concentration affecting the light sensitivity of the eye is 0,01 mg/m3. Chronic poisoning of experimental rats with hydrogen sulfide at a concentration of 10 mg/m3 for 12 hrs, carried out daily for 3 months, produced a change in the functions of the central nervous system, an irritation of the mucous membranes in the trachea and bronchi and morphological lesions in the cerebral cortex. Hydrogen sulfide at a concentration of 0,02 mg/m3 under similar conditions produced in experimental animals extremely insignicant changes in the functions of the central nervous system and a slight irritation of mucous membranes of the trachea and bronchi.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ДЛЯ БЕНЗОЗАПРАВОЧНЫХ
СТАНЦИЙ
Аспирант Чжан Цзю-чей
Из кафедры коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института
В соответствии с решениями XXI съезда КПСС грузооборот автомобильного транспорта увеличится за семилетие (1959—1965 г.) примерно в 1,9 раза и перевозки пассажиров автобусами — более чем в 3 раза. В связи с этим вопросы борьбы с загрязнением атмосферного воздуха городов выхлопными газами и с шумом от автотранспорта приобретают исключительно важное значение для здоровья населения.
Бензозаправочные станции, предназначенные для заправки автомобилей горючим, являются пунктами скопления большого количества автомашин и источниками поступления в воздух паров бензина, окиси углерода и других вредных составных частей выхлопных газов, а также одним из источников городского шума. Поэтому обоснование необходимых санитарно-защитных разрывов от бензозаправочных станций до жилья имеет весьма актуальное значение.
Задачей наших исследований являлось изучение загрязнения атмосферного воздуха и шума вокруг бензозаправочных станций с целью установления гигиенически обоснованных санитарно-защитных зон.
Нами отобрано 1038 проб воздуха и проведено кондуктометрическим методом 591 определение на содержание окиси углерода и 447—на наличие паров бензина. Сде-
2 Гигиена и санитария, № 10 _ _ ___________17
гчгя.Ц:1,ТР.;;,Я>ччг е ~Г б ' " I
Лк.п,перс гее ,
С с «; »
J
лано 634 замера шума субъективным шумомером. Произведен опрос населения (223 человека) по специальной анкете. Кроме того, произведено исследование крови 50 бензо-заправщиц на содержание карбоксигемоглобина фотометрическим методом (по Ежеков-скому), на количество гемоглобина и число эритроцитов. Исследования проводились в летний и зимний периоды 1957—1958 гг. на бензозаправочных станциях Ленинграда, различных по емкости бензохранилища и по условиям их расположения. Окись углерода в воздухе определяли на 6 станциях; пары бензина в воздухе — на 5 станциях; замеры шума проводились на 4 станциях. До августа 1957 г. на обследуемых станциях, кроме станции № 9, применялись этилированные бензины, после августа 1957 г., как правило, отпускается второй сорт бензина из восточных нефтей. Отбор проб воздуха на содержание окиси углерода, паров бензина и замеры шума производились непосредственно около колонок и на расстояниях 25, 50, 75 и 100 м от них с подветренной стороны, а также в помещениях заправщиц автомашин бензина и в жилых домах, удаленных на 21—90 м от станций.
Наши исследования показали, что загрязнение атмосферного воздуха окисью углерода и парами бензина находится в прямой зависимости от степени скопления автомашин и количества отпускаемого бензина, уменьшаясь по мере удаления от колонки. Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что на расстоянии 50 м от станций № 7, 10, 16 и 23
Таблица 1
Распространение окиси углерода в атмосферном вэздухе вокруг бензозаправочных
станций
Концентрация окиси углерода (в мг/мя)
Бензозаправочная непосредственно v на расстоянии коли чество
Число проб КОЛОНКИ 25 м 50 м автомашин на станции
станция мнни-маль- наи максимальная средняя минимальная максимальная средняя мини-мал ь- ная максимальная средняя (в среднем-за 1 час)
№ 23 97 4 178 24,3 4 204 39,3 4 32 10 50
№ 7 97 4 158 25,5 4 146 30,7 4 12 6,9 31
№ 22 92 4 141 31,3 4 136 40,7 4 6 5 34
№ 9 52 4 142 32,1 4 260 53,2 4 6 4,7 41
№ 10 77 4 114 20,9 4 152 26,7 4 9 6,3 25
№ 16 19 6 78 33 6 186 53,9 7 8 7,5
максимальные концентрации окиси углерода превышали предельно до-
пустимую разовую концентрацию СО для атмосферного воздуха (6 мг/м3). На крупной бензостанции № 23 на расстоянии 75 м максимальная концентрация окиси углерода была 9 мг/м3, а минимальная 4 мг/м3. Самые меньшие концентрации окиси углерода в воздухе вокруг станции № 10 наблюдались при сравнительно небольшом скоплении автомашин у этой станции. Концентрации окиси углерода в воздухе во всех точках в зимний период были выше в I1/« раза по сравнению с летним периодом, что объясняется более медленным рассеиванием выхлопных газов при низкой температуре.
В помещениях заправщиц станции концентрации СО в воздухе колебались от 4 до 34 мг/м3, составляя в среднем 12 мг/м3. Лишь в 2 из 35 проб концентрации окиси углерода были выше предельно допустимой для производственных помещений (30 мг/м3).
Содержание СО в воздухе газифицированных квартир, расположенных на расстоянии 21—69 м от станций, колебалось от 4 до 29 мг/м3. При горении газа на кухне концентрации окиси углерода в воздухе жилых помещений составляли от 60 до 158 мг/м3. Ввиду наличия во всех квартирах другого, более сильного источника загрязнения воздушной среды окисью углерода, каким является бытовое использование газа, нам не удалось установить какой-либо зависимости между загрязнением окисью углерода атмосферного воздуха и воздуха квартир.
Концентрации паров бензина в атмосферном воздухе вокруг бензозаправочных станций приведены в табл. 2.
Таблица 2
Распространение паров бензина в атмосферном воздухе вокруг бензозаправочных
станций
Концентрация пагов Сензина ( мг/м')
Бензозаправочная непоссепстгенно у на расстоянии Количе-
Число проб колоьки 25 м 50 м ство отпускаемого бензина (в л/ час)
станция минимальная максимальная средняя минимальная максимальная средняя минимальная максимальная средняя
№ 23 80 5 89 26,7 3 19 8.1 3 12 5,6 3 272
№ 7 72 13 129 52,9 3 21 7,5 3 11 5,4 2 050
№ 22 95 5 49 18,1 3 31 7,9 4 10 5,4 2 123
№ 9 33 4 96 31,6 5 18 9,2 3 4 3,5 2 688
№ 10 48 5,5 49 17,4 3 9 6,1 4 8 5,3 1 654
Из табл. 2 видно, что на расстоянии до 50 м от станций № 7, 10, 22, 23 максимальные концентрации паров бензина в воздухе превышали концентрацию в 5 мг/м3, предложенную для бензинов из восточных неф-тей в качестве предельно допустимой (С. Н. Косоуров). В районе крупной станции (№ 23) концентрация паров бензина в воздухе, равная предельно допустимой, была обнаружена и на расстоянии 75 м на уровне 5 мг/м3 воздуха. Концентрации паров бензина во всех точках в летний период оказались выше, чем в зимний период, что может быть отнесено за счет более интенсивного испарения бензина при более высокой температуре. Результаты определения дальности распространения запаха бензина показали, что сильный запах ощущается около колонки, слабый запах — на расстоянии 25—30 м от колонки и только при ветре — едва уловимый до 50 м, иногда до 75 м на более крупных станциях (№ 7 и 23).
Найденные концентрации паров бензина в воздухе помещений заправщиц бензостанций колебались от 11 до 94 мг/м3, составляя в среднем 36,8 мг/м3. Максимальная концентрация паров бензина не превышала концентрацию 100 мг/м3, предложенную для бензинов из многосерийных нефтей в качестве предельно допустимой в воздухе рабочих помещений (Р. Л. Шур).
Концентрации паров бензина в воздухе жилых помещений, расположенных на расстоянии 21—60 м от колонки, колебались от 3 до 32 мг/м3.
Согласно нашим данным, шумовой уровень в районах расположения бензозаправочных станций составлял 42—52 фона и обусловлен движением автомашин и трамвая на соседних улицах. Данные о замерах громкости шума вокруг бензозаправочных станций приведены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, шум от автомашин распространяется на значительное расстояние от бензостанций.
Шум от бензозаправочных станций проникает в ближайшие жилые помещения на расстояние 69 м от станции № 7 и держится на уровнях, превышающих 35 фонов.
Содержание карбоксигемоглобина в крови обследованных заправщиц колебалось от 0,92 до 10,07% и в среднем составило до работы 3,39% и после работы 3,23%, а у контрольных лиц, проживающих в не-газифицированных домах в пригородной зоне, оно колебалось от 0.92 ло 4,58%, составляя в среднем 2,46%. Однако поскольку все обследуемые заправщицы пооживают в газифицированных квартирах, отнести эту
2*
19
Таблица 3
Зональное распространение шума вокруг бензозаправочных станций
Уровень громкости шума (в фонах)
непосредственно у колонки на расстоянии
Бензозаправочная Количество замеров 50 м 100 м
станция минимальный максимальный средний минимальный максимальный средний минимальный максимальный средний
№ 23 88 71 88 78 55 74 63 48 63 56
№ 7 55 70 89 76 52 69 60 42 46 44
№ 10 48 79 88 84 50 75 61 — — —.
№ 22 20 71 84 75 52 65 54 — — —
разницу только лишь за счет загрязнения воздушной среды в рабочем помещении не представляется возможным.
Исследования крови не показали явлений полиглобулии у обследованных заправщиц. Содержание гемоглобина в крови колебалось от €3 до 76% и в среднем составило до работы 69,3% и после работы 68,7%- Количество эритроцитов колебалось от 3 340 000 до 5 540 000 в 1 мм3 и в среднем составило до работы 4 420 000 и после работы 4 460 000 в 1 мм3. Данные опроса бензозаправщиц (50 человек) указывают, что у 39 не было никаких жалоб, только 11 человек предъявляли жалобы на головные боли, головокружение, сердцебиение, плохой сон, плохое самочувствие, слабость в нижних конечностях и др.
Данные опроса показали, что основная масса населения, проживающего на расстоянии 20—90 м от станций в помещениях, обращенных •окнами к бензостанции, очень жалуется на раздражающее действие шума, на головные боли, нарушение сна и отдыха и неприятный запах бензина. На основании данных опроса населения можно признать, что загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами, парами бензина, а также влияние шума от автомашин распространяется на расстояние до 70—90 м вокруг бензостанций.
Выводы
1. Бензозаправочные станции являются источником шума и загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами и парами бензина. Степень загрязнения воздуха и громкость шума вокруг этих станций определяются их мощностью и интенсивностью скопления около них автомашин.
2. Окись углерода в воздухе вокруг бензозаправочных станций распространяется на расстояние до 75 м, где ее максимальная концентрация достигает 9 мг/м3.
3. Пары бензина в воздухе вокруг бензозаправочных станций распространяются на расстояние до 75 м, где их максимальная концентрация достигает 5 мг/м3.
4. Шум от автотранспорта распространяется на расстояние до 100 м от бензозаправочной станции, причем уровень громкости шума на этом расстоянии превышает шумовой уровень района расположения станции.
5. На основании наших исследований можно предложить размеры санитарно-защитных зон для бензозаправочных станций в зависимости от их мощности и расхода горючего: для крупных станций с тремя и более колонками, емкостью бензохранилищ более 50 м3 и расходом горючего больше 3000 л/час — не менее 100 м, для средних станций с 2 колонками, емкостью бензохранилищ от 15 до 50 м3 и расходом
горючего от 1500 до 3000 л/час — не менее 75 м и для малых станций с одной колонкой, емкостью бензохранилиш менее 15 м3 и расходом горючего менее 1500 л/час — не менее 50 м.
ЛИТЕРАТУРА
Вольф с он 3. Г. Борьба с выхлопными газами автотранспорта. М., 1937.— Измеров Н. Ф. Гиг. и сан., 1958, № 2, стр. 8.—Косоуров С. Н. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1955, в. 2, стр. 92.— Лыкова А. С. Загрязнение воздуха городских улиц окисью углерода и ее вредное влияние. Дисс. канд. Л., 1953. — Навянжский Г. Л. Учение о шуме. Л., 1948.—• Рязанов В. А. Санитарная охрана атмосферного воздуха. М., 1954. — Ш а п« ш е в К. Н. Вопросы городского шума и борьбы с ним. Л., 1939.
Поступила 7/1II 1959 г.
HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING THE AREA OF THE SANITARY PROTECTION ZONES AROUND GAS-FILLING STATIONS
Chan-Tzu-Chey, aspirant
Atmospheric air in the vicinity of gas-filing stations has been analyzed for the presence of carbon monoxide and benzine vapours. The author recommends that the distance within the sanitary protection zone, from the f lling station to the nearest dwelling house should be 100 m for stations giving out over 3000 1/hr, 75 m for those distributing from 1500 to 3000 I/hr and 50 m, with the amount comprising less than 1500 1/hr.
•йг Ъ
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПРИ БУРЕНИИ В ГОРНОРУДНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аспирант Го Най Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
В Китайской Народной Республике, как и в СССР, особенное внимание уделяется обеспечению безопасности и сохранению здоровья трудящихся.
Как в.советской, так ив зарубежной литературе опубликовано значительное количество работ по вопросам оздоровления условий труда горнорабочих (П. Н. Торский, Е. И. Воронцова, А. И. Якшина, П. Я. Ле-гостаев, Г. С. Варфоломеев и др.). В них уделяется внимание преимущественно борьбе с рудничной пылью. В результате повсеместного применения бурения с промывкой водой запыленность воздуха в шахтах снижается в сотни раз, однако средний уровень запыленности воздуха рудников часто находится еще в пределах 5—8 мг/м3.
Задача настоящей работы состояла в изучении комплекса условий труда бурильщика и исследовании эффективности некоторых оздоровительных мероприятий. Работа проводилась на золотодобывающем руднике имени С. М. Кирова Березовского месторождения в Высокогорском железодобывающем руднике (ВЖР). Были изучены условия пылеобра-зования в очистных и подготовительных забоях, а также в опытном забое научно-исследовательской станции Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР. Изучали шум и вибрацию при работе различных перфораторов, метеорологические условия и освещенность рабочих мест. Вместе с тем, по материалам специальных медицинских осмотров рабочих, было изучено состояние здоровья рабочих с целью выявления возможного воздействия условий труда.
В результате исследования 203 проб воздуха, взятых до работы и при бурении различными перфораторами, были получены данные о запыленности воздуха (табл. 1).