Научная статья на тему '"ШКОЛУ НУЖНО ПРЕВРАТИТЬ В МАЯК ВОИНСТВУЮЩЕГО БЕЗБОЖИЯ...": АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ РАБОТА СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ)'

"ШКОЛУ НУЖНО ПРЕВРАТИТЬ В МАЯК ВОИНСТВУЮЩЕГО БЕЗБОЖИЯ...": АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ РАБОТА СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
33
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ / ЮНЫЕ ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ / ПРОПАГАНДА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ШКОЛА / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / UNION OF MILITANT ATHEISTS / YOUNG MILITANT ATHEISTS / PROPAGANDA / WORLDVIEW / SCHOOL / PIONEER ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Варакин Сергей Александрович

В статье на материалах Нижегородского края анализируется антирелигиозная деятельность Союза воинствующих безбожников (СВБ) в советской школе в начале 1930-х гг. В статье приводится информация о правилах приема в ряды юных воинствующих безбожников (ЮВБ), численности Нижегородской краевой организации. Анализируются организационные формы детского безбожного движения, программы антирелигиозной подготовки, формы и методы антирелигиозной пропаганды ЮВБ. Антирелигиозное воспитание в школе оказывало значительное влияние на ребенка. С одной стороны, благодаря активному участию в культурном и хозяйственном строительстве, ребята социализировались в советском обществе, с другой стороны - эта политика негативно сказывалась на их сознании и взаимоотношениях внутри семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Варакин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"A SCHOOL NEEDS TO TURN INTO A LIGHTHOUSE OF A MILITANT GODLESSNESS...": ANTI-RELIGIOUS WORK OF THE UNION OF MILITARY ATHEISTS AT THE SOVIET SCHOOL IN THE BEGINNING OF THE 1930S. (ON THE MATERIALS OF NIZHNY NOVGOROD REGION)

In the article on the materials of the Nizhny Novgorod region analyzes the anti-religious activities of the Union of Militant Atheists (UMA) in a Soviet school in the early 1930s. In the article provides information on the rules for admission to the ranks of young militant atheists (YMA), the number of Nizhny Novgorod regional organizations. It analyzes the organizational forms of the children's godless movement, the anti-religious training programs, the forms and methods of anti-religious propaganda of the YMA. Anti-religious education at school had a significant impact on the child. On the one hand, thanks to their active participation in cultural and economic construction, the children socialized in Soviet society, and on the other hand, this policy negatively affected their consciousness and relationships within the family.

Текст научной работы на тему «"ШКОЛУ НУЖНО ПРЕВРАТИТЬ В МАЯК ВОИНСТВУЮЩЕГО БЕЗБОЖИЯ...": АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ РАБОТА СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ)»

отрешение от устоявшихся церковных канонов и догматов, много веков определявших семейную жизнь жителей Руси. В некоторых областях страны оппозиция курсу на раскрепощение женщин набирала обороты. Отмечались и случаи мужской агрессии, зафиксированные документально в отношении делегаток женских отделов (на территории Туркмении, Узбекистана, Архангельской области и др.). Печальное свидетельство тому - постоянно появлявшиеся заметки в новой рубрике журнала «Коммунистка» - «Наши жертвы».

Женотделы для ежедневного решения стоящих перед ними задач активно сотрудничали с местными партийными ячейками. Но проблемы недостаточности финансирования, нехватки квалифицированных кадров, а также их малограмотность были трудно разрешимыми. Исследователями отмечается, что о ликвидации отделов по работе среди женщин, с передачей их функций отделам пропаганды и агитации, еще в начале 20-х гг. XX в. высказывались местные партийные организации. Неоспорим факт фиксирования в резолюции XII партийного съезда (1923) заключения, что «создание некоторой почвы для феминистических уклонов» «может привести к отрыву женской части трудящихся от общеклассовой борьбы». В январе 1930 года Женотдел был расформирован, его функции были переданы женсектору Отдела Агитации и массовых кампаний (ликвидированы в 1934 году). Большинство историков единодушны во мнении, что закрытие женотделов явилось признаком свертывания демократии в СССР (решение коренным образом «женского вопроса» на общегосударственном уровне и на местах).

Проведенное исследование позволяет заключить, что, несмотря на огромную работу, проделанную женотделами, а также наличие понимания у власти большевиков их роли и значимости в укреплении семьи в молодом советском государстве, в строительстве социалистического общества, все же наблюдались проблемы взаимодействия Советской власти первого десятилетия с женским движением России. Указанные противоречия позволяют активизировать исторические исследования в данном направлении.

Литература и источники

1. Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике: Речь на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц // Полн. собр. соч.- 5-е изд. - М.: Политиздат, 1974. - Т.39. - С.198-205.

2. Сталин И.В. К пятой годовщине первого Съезда рабочих и крестьянок // Сочинения. - Т.5. - М.: ОГИЗ, 1947. - С. 349-351.

3. Собрание узаконений ВЦИК и СНК РСФСР. - 1918. - № 90. - Ст. 923.

4. Собрание узаконений ВЦИК и СНК РСФСР. - 1920. - № 91. - Ст. 475.

5. МинееваЕ.К, МорозовВ.А., ЯнцеваА.С. Пути преодоления детской беспризорности в советской России в 1920-1930-е годы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (74). - С. 97-101.

References and Sources

1. Lenin V.I. O zadachah zhenskogo rabochego dvizheniya v Sovetskoj respublike: Rech' na IV Moskovskoj obshchegorodskoj bespartijnoj konferencii rabotnic // Poln. sobr. soch.- 5-eizd. - M.: Politizdat, 1974. - T.39. - S.198-205.

2. Stalin I.V. K pyatoj godovshchine pervogo S"ezda rabochih i kresfyanok // Sochineniya. - T.5. - M.: OGIZ, 1947. - S. 349-351.

3. Sobranie uzakonenij VCIKi SNKRSFSR. - 1918. - № 90. - St. 923.

4. Sobranie uzakonenij VCIK i SNK RSFSR. - 1920. - № 91. - St. 475.

5. Mineeva E.K., Morozov V.A., YAnceva A.S. Puti preodoleniya detskoj besprizomosti v sovetskoj Rossii v 1920-1930-e gody // Vestnik CHuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 2 (74). - S. 97-101.

МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mineevaek21@mail.ru). СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры отечественной истории им. А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет.

MINEEVA, ELENA K. - Doctor of History, Professor of Russian History Department named after of A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (mineevaek21@mail.ru).

SEMYONOVA, INNA Yu. - Ph.D Student, Russian History Department named after of A.V. Arsentyeva, Chuvash State University (iysemenova@mail.ru).

УДК 94(470.341).084.6:211

ВАРАКИН С.А.

«ШКОЛУ НУЖНО ПРЕВРАТИТЬ В МАЯК ВОИНСТВУЮЩЕГО БЕЗБОЖИЯ...»: АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ РАБОТА СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ)

Ключевые слова: Союз воинствующих безбожников, юные воинствующие безбожники, пропаганда, мировоззрение, школа, пионерская организация.

В статье на материалах Нижегородского края анализируется антирелигиозная деятельность Союза воинствующих безбожников (СВБ) в советской школе в начале 1930-х гг. В статье приводится информация о правилах приема в ряды юных

воинствующих безбожников (ЮВБ), численности Нижегородской краевой организации. Анализируются организационные формы детского безбожного движения, программы антирелигиозной подготовки, формы и методы антирелигиозной пропаганды ЮВБ. Антирелигиозное воспитание в школе оказывало значительное влияние на ребенка. С одной стороны, благодаря активному участию в культурном и хозяйственном строительстве, ребята социализировались в советском обществе, с другой стороны - эта политика негативно сказывалась на их сознании и взаимоотношениях внутри семьи.

VARAKIN, S.A.

«A SCHOOL NEEDS TO TURN INTO A LIGHTHOUSE OF A MILITANT GODLESSNESS ...»: ANTI-RELIGIOUS WORK OF THE UNION OF MILITARY ATHEISTS AT THE SOVIET SCHOOL IN THE BEGINNING OF THE 1930S. (ON THE MATERIALS OF NIZHNY NOVGOROD REGION)

Keywords: Union of Militant Atheists, young militant atheists, propaganda, worldview, school, pioneer organization.

In the article on the materials of the Nizhny Novgorod region analyzes the anti-religious activities of the Union of Militant Atheists (UMA) in a Soviet school in the early 1930s. In the article provides information on the rules for admission to the ranks of young militant atheists (YMA), the number of Nizhny Novgorod regional organizations. It analyzes the organizational forms of the children's godless movement, the anti-religious training programs, the forms and methods of anti-religious propaganda of the YMA. Anti-religious education at school had a significant impact on the child. On the one hand, thanks to their active participation in cultural and economic construction, the children socialized in Soviet society, and on the other hand, this policy negatively affected their consciousness and relationships within the family.

В конце 1920-х гг. - начале 1930-х гг. в СССР проходили масштабные изменения в обществе, связанные с проведением коллективизации, индустриализации и культурной революцией. Целью этих преобразований было создание нового советского человека. Важную роль в этих процессах играла школа. Изучение антирелигиозной пропаганды среди советских детей имеет важное научное значение. В современной исторической науке большое внимание уделяется изучению феномена советского детства, при этом антирелигиозное воспитание в школе изучено недостаточно.

Ключевая роль в антирелигиозном воспитании подрастающего поколения отводилась Союзу воинствующих безбожников (далее СВБ), и его детской организации - юным воинствующим безбожникам (далее ЮВБ). Изучение исторического наследия, оставленного деятельностью этой организации, позволит по-новому взглянуть на процессы, проходившие в СССР в начале 1930-х гг. Цель статьи - раскрыть сущность антирелигиозной работы Союза воинствующих безбожников (СВБ) в советской школе в начале 1930-х гг. (на материалах Нижегородского края).

В современной науке важное значение уделяется изучение феномена советского детства. Стоит отметить исследования А.А. Сальниковой, А.Б. Асташова и др. [1, 2]. Отдельно стоит выделить ряд исследований, проведенных В.А. Шевченко, посвященных антирелигиозному воспитанию в советской школе [3]. На материалах Нижегородского края данная тема не рассматривалась. При этом отдельные стороны работы СВБ освещены в исследованиях Л.В. Абросимовой, П.А. Розанова, А.А. Гордина, Е.Д. Гординой и др. [4-6].

Союз воинствующих безбожников был основан на базе Общества друзей газеты «Безбожник» в 1925 г. [7, с. 34]. Он представлял собой общественную массовую организацию, целью которой была систематическая антирелигиозная пропаганда среди населения [8, с. 3]. В своей работе безбожники стремились распространить атеистическое мировоззрение среди советских граждан, добиться повышения их культурного уровня, а также формирования нового мировоззрения всех слоев населения. В 1947 году общество было закрыто и его функции по распространению атеистического мировоззрения были переданы Обществу по распространению политических и научных знаний, в лице образованной при нем научно-атеистической секции [9, с. 214]. Руководил атеистической деятельностью СВБ Ем.М. Ярославский.

В начале 1930-х гг. нижегородская организация Союза воинствующих безбожников составляла 85 тыс. человек [5, с. 979]. Возглавлял нижегородских безбожников И. Н. Узков [10, с. 3]. Наравне с взрослыми безбожниками работали группы юных воинствующих безбожников. Их деятельность контролировалась школьно-пионерской секцией при Центральном Совете СВБ. Она была открыта 7 октября 1929 г., а уже 12 сентября 1930 г. была преобразована в школьно-пионерский отдел [3]. Согласно уставу 1929 г., вступить в ряды СВБ можно было с 14 лет, в группы юных безбожников прием ребят осуществлялся с 8 лет [8, с. 23]. Численность организации Юных

воинствующих безбожников Нижегородского края на июль 1931 г. составляла 16 тыс. человек [11, с. 3].

Детское безбожное движение было представлено несколькими формами.

Первой из них были группы юных безбожников в возрасте от 8 до 14 лет (как правило, при школах 1-й ступени) [12, с. 45]. Группы юных безбожников, в зависимости от возраста, делились на две категории: от 8 до 10-11 лет и старшую - от 11 до 13-14 лет. В работе с младшей группой решались вопросы практического характера: 100% посещение школы в дни религиозных праздников, борьба с посещением церковных служб, борьба с выполнением различных религиозных обрядов и т.п. [13, с. 6.].

Антирелигиозная работа в школе была аудиторной (проработка программного материала) и внеаудиторной. Аудиторная проводилась в антирелигиозных школьных кружках для ребят 1314 лет [13, с. 6]. Их задачей было повышение квалификации юных безбожников и подготовка новых кадров. Для этого ЦС СВБ рекомендовал следующие темы для атеистического обучения школьников: «Почему мы боремся с религией», «Религия и наука», «Как произошла вера в бога», «Христианство и его происхождение», «Религия и быт», «Религия на службе капитализма», «Религия и социалистическое строительство», «Как работать активному безбожнику». Как отмечается в источнике: «опыт работы по данной программе показал, что она весьма заинтересовывает ребят и является вполне жизненной» [14, с. 7].

Стоит отметить, что в программу было включено много тем по естествознанию, истории религии и политическим вопросам. Это привело к тому, что далеко не всегда ребята успевали ее пройти. Чтобы программа была усвоена, из нее убрали все, кроме общей темы «Религия и наука» [14, с. 7]. В результате изменений, прошедших в начале 1930-х гг., программа кружков была сокращена до 6 тем, охватывавших 12 занятий: «Почему нужно бороться с религией», «Как человек создал бога», «Религия и наука», «Как работать юному безбожнику», «Как появилась жизнь на земле», «О праздниках и обрядах» [13, с. 6]. Занятия в кружке не ограничивались проработкой установленной программы, они сопровождались практикой: выполнялись порученные задания, проводились самостоятельные обследования, беседы, выступления членов кружка с докладами на вечерах [14, с. 7].

Стоит отметить, что в работе кружка акцент делался на эмоциональное воздействие на детей. Для этого руководитель кружка проводил выразительные читки антирелигиозных художественных произведений, ставил его инсценировку, проводил беседу по прочитанному, чтобы дети могли сделать соответствующие выводы. Помимо этого, применялся экскурсионный метод. Ребятам проводили экскурсии в антирелигиозный музей, естественно-научный музей, в бывшие монастыри [13, с. 6].

После проведенной подготовки, наиболее подготовленные члены ЮВБ могли осуществлять самостоятельную просветительскую работу. Как правило, план работы составлялся в начале нового учебного года, на собрании членов, где также выбиралось новое бюро (это было связано с выбытием ребят из школы по каким-либо причинам). Затем распределялись задания. Работа строилась по ключевым событиям советского календаря: день урожая и коллективизации, праздник Октябрьской Революции, дни В.И. Ленина, антирождественская кампания, день Красной армии, Международный день женщины, антипасхальная кампания, первомай, международная детская неделя, день конституции СССР, международный красный день, день индустриализации, международный юношеский день. В своей работе юные воинствующие безбожники придерживались принципа ударничества [15, с. 4].

В частности, в рамках реализации всеобщего обучения, члены ЮВБ вовлекали в школу детей, неграмотных и малограмотных взрослых на ликпункты, где выступали с антирелигиозными читками. Кроме того, они занимались формированием общественного мнения в вопросе передачи церковных зданий под школу, через агитацию в семье, выступления на общественных собраниях, сбор подписей. Активисты ЮВБ организовывали и обновляли уголки безбожников в избах-читальнях, колхозах, клубах, ими также распространялась газета «Безбожник» и другая безбожная печать.

Антирелигиозная работа юных воинствующих безбожников сопровождалась социалистическим соревнованием, как школы со школой, так и внутри школы [15, с. 4]. Таким образом дети погружались в антирелигиозное движение. Ребята старше 14 лет вступали в

школьные ячейки СВБ. Они создавались при школах-семилетках и девятилетках. Работа школьной ячейки СВБ руководила специальная комиссия, состоящая из учительства и представителей пионерии и комсомола [12, с. 45-46]. Школьная ячейка через специальную комиссию руководила всей работой юных безбожников [1]. Стоит отметить, что формы и методы работы таких ячеек соответствовали деятельности взрослых ячеек: создание антирелигиозных кружков, проведение семинаров, лекций, массовых кампаний, распространение антирелигиозной и др. [7, с. 113]

Большую работу проводили пионерские организации, в состав которых входили члены ЮВБ. Задачей пионеров было руководство атеистической пропагандой среди детей. Для этого при совете отряда создавались безбожные дружины, состоявшие из представителей от каждого звена. Задачей дружины была агитация детей до 14 лет вступать в группы юных безбожников при школе, а ребят старше 14 лет вступать в ячейки СВБ на производстве или в школе при наличии в последней ячейки СВБ. Дружина при пионеротряде вела внутривоспитательную работу как во всем отряде, так и по отдельным звеньям, организовывала антирелигиозную работу среди октябрят и детей-дошкольников и оказывала помощь ячейкам СВБ, клубам, избам-читальням, являлась активом школьной ячейки СВБ или групп ЮВБ [12, с. 46].

Несмотря на несомненные успехи в развитии детского безбожного движения, в источниках отмечаются следующие проблемы в работе ЮВБ: недостаточная помощь со стороны учителей, отсутствие углубленного антирелигиозного воспитания, слабая поддержка со стороны пионерии, необеспеченность атеистическими пособиями для работы с детьми [12, с. 60]. Стоит отметить и ряд организационных проблем, с которыми столкнулись юные безбожники: отсутствие регистрации в местных советах СВБ, членских билетов. На местах наблюдалась неразбериха в вопросе об организации школьных ячеек и групп юных безбожников, по-разному решался вопрос о связи ячеек СВБ с группами юных безбожников. Не охваченными антирелигиозной работой оставались дошкольники и неорганизованная детвора [12, с. 60-61]. Еще одной немаловажной проблемой было отсутствие живых художественных форм работы, детских безбожных игр [12, с. 61].

Часто юные безбожники вместо углубленной разъяснительной работы среди верующих, терпеливого и вдумчивого их переубеждения, сводили свою работу исключительно к требованиям закрытия церквей, мечетей, синагог и т. д., к насильственному снятию икон, а иногда проявляли по отношению к верующим и недопустимо грубые и издевательские выходки. При этом среди части ребят наблюдалось примиренческое отношение к религиозным обрядам и традициям в их семьях [12, с. 61].

Для того, чтобы исправить сложившиеся положение, была созвана I Всесоюзная выставка-конференция юных воинствующих безбожников, которая состоялась в Москве в период с 29 апреля по 5 мая 1930 г. [12, с. 3]. На ней были подведены итоги детского безбожного движения на начальном этапе, а также проверялась эффективность руководства юными безбожниками со стороны местных советов СВБ. Кроме того, между самими активистами детского антирелигиозного фронта проходил обмен мнениями, опытом работы. Также на конференции проводился самоанализ выполнения ленинских установок в распространении атеизма, поднимались вопросы о примиренческом отношении ребят к религии [12, с. 66].

На конференции были делегаты и от Нижегородского края. Один из членов краевого отделения ЮВБ Топлицев отмечал: «у нас группы юных безбожников находятся при ячейке СВБ. При каждой группе юных безбожников имелось бюро из 3 человек, и в каждом кружке имелось бюро. Все решения, зачитка планов и т.д. выносились на собрания юных безбожников. Вся работа велась под руководством преподавателей. Группы ЮВБ проводили безбожную работу вне своей школы - на производстве, подшефных жактах. Вели агитацию среди родителей за закрытие церквей, развили книгоношество, проводили беседы в обеденные перерывы на производстве» [12, с. 36]. Докладчик отмечал, что «в Нижегородском крае пионерами мало внимания уделяется антирелигиозной работе. Если стоял выбор между кружком безбожника и кружком физкультуры, то выбирался последний. Помимо этого, мало внимания безбожной работе уделяется со стороны комсомола» [12, с. 36].

Делегат Начинаева в выступлении также подчеркивала недостатки в детском безбожном движении: «нужно больше привлекать ребят из деревни, т. к. ребята «забиты», перед пасхой идут в церковь, и ничего не поделаешь, потому что работа ведется слабо. Это проявилось в отсутствии

в связи между городскими и деревенскими безбожниками, отсутствует массовая работа с колхозниками со стороны пионерства, недостаточно распространена газета «Безбожник» [12, с. 33-34].

При этом иная картина была в самом Ниж. Новгороде. Об этом доложил член ЮВБ Ржавин: «у нас работа СВБ идет по трем направлениям. Одна работа в Печерском колхозе, вторая - с родителями и третья на подшефном заводе им. Ульянова. Большая работа проделана ячейкой в Печерском колхозе - ежедневно проводились беседы-лекции. Когда первый раз лектор пришел делать беседу, а этот лектор пришел с длинной бородой, то женщины кричали: «тащите его за косы, что он тут хочет делать». Только тогда удалось успокоить их, когда лектор (преподаватель химии) приступил к опытам и показал, как из воды получается молоко и как молоко превращается в кровь, тогда в настроении публики произошел перелом. Публика больше не кричала: «тащи лектора за волосы», а благодарила его, жала ему руки, и лектора везли на подводе до города и приглашали его снова сделать лекцию с чудесами. Затем в апреле Печерский колхоз проводил «Первую борозду». Наша ячейка СВБ приняла в этом активное участие; юные безбожники во время перерыва, когда колхозники отдыхали, стали в круг, и в этом круге наша живая газета продемонстрировала свою работу [12, с. 25].

Затем на заводе им. Ульянова каждый обеденный перерыв наши лекторы проводили беседы с чудесами. И рабочие благодарили за это. Проводится работа с женщинами - в жактах устроены ячейки безбожников, на детских площадках и я в яслях также проводилась безбожная работа [12, с. 25]. Кроме того, 5 школьных групп объявили себя безбожниками и вступили в СВБ [12, с. 26]».

Данные доклады позволяют судить о том, что детское безбожное движение в Нижегородском крае было более эффективно в самом Н. Новгороде, чем в крае.

После съезда резко активизировалась работа ЮВБ.

Для решения возникших проблем в краевом детском безбожном движении инспекторы-антирелигиозники во всех облоно были освобождены от дополнительной нагрузки, отвлекающей их от основной работы. Помимо этого, начался пересмотр учебных программ школ, учебников и насыщение их необходимым антирелигиозным материалом, учебников, началась подготовка к изданию пособий на местном материале, ряда методических писем. При наборе учителей обращалось внимание на их антирелигиозную установку, религиозные учителя не допускались к работе с детьми [16, с. 3].

Подготовка таких учителей осуществлялась через краткосрочные антирелигиозные курсы и длительные семинары, через которые пропускались в первую очередь учителя обществоведения, естествознания и литературы. Программы курсов тесно переплетались с производственной работой просвещения. В условиях деревни работа велась в педагогических объединениях при помощи опорных школ и инспектуры. Через институт повышения квалификации педагогов создавались заочные антирелигиозные курсы для педагогов. Подготовка антирелигиозных учителей осуществлялась на стадии обучения их в педтехникумах и педвузах. В их учебники было введено изучение вопросов антирелигиозного воспитания в школе, а также вопросы по истории и критике религии. Во всех остальных учебных заведениях программы насыщались антирелигиозным содержанием [16, с. 3].

Непосредственно в работе с школьниками была проделана следующая работа. Ячейки СВБ брали на себя шефство над близлежащими жактами, детскими дошкольными учреждениями, деревенскими ячейками СВБ. Провели по краю учет для окончательного оформления организаций ЮВБ, провели краевую конференцию ЮВБ и конкурс между школьными ячейками СВБ на лучшую постановку безбожной работы в школе. Для руководства детским антирелигиозным движением при советах СВБ организовывались школьно-пионерские секции, сотрудничавшие с комиссиями по антирелигиозной работе при краевом и областном методических советах ОНО. Крайсовет СВБ совместно с крайоно и ОГИЗ издали антирелигиозные спутники для просвещенцев и антирелигиозную хрестоматию для учащихся школ на местном материале, а также приняли участие в выпуске детской художественной антирелигиозной литературы местного характера, наглядных антирелигиозных пособий, нот, пьес и пр. [16, с. 3].

По линии внешкольной работы среди детей Крайсовет СВБ совместно с антирелигиозной комиссией при Крайоно запланировал издать учебник для антирелигиозных кружков, организованных при школах, пионеротрядах, детдомах и детплощадках. Через детбиблиотеки

планировалось наладить работу с неорганизованной детворой. Активно использовались местные музеи и экскурсии. В пионерской и детской литературе, в пионерских газетах и журналах создавались антирелигиозные уголки [1б, с. 3].

Среди детей начали проводить массовую работу: совместно с радиовещательными станциями организовывалась систематическая передача бесед, рассказов, частушек, песен антирелигиозного характера, для детей ставились антирелигиозные постановки в детских театрах, проводить экскурсии [1б, с. 3].

При этом стоит учитывать еще и тот факт, что ребенок, школьник, который был погружен в антирелигиозное воспитание в школе, зачастую находился между верующими родителями и антирелигиозными учителями при поддержке ячеек СВБ. Такое положение дел, как отмечает исследователь Шевченко В. А., привело к «.. .раздвоенности сознания многих школьников (когда учащийся не знал, кому верить: школе или верующим родителям), конфликту между советской системой образования и религиозной семьей. Такое положение приводило к нравственной драме, которая иногда оканчивалась трагически или не находила своего разрешения на протяжении жизни взрослого человека. » [1].

Антирелигиозное воспитание в школе оказывало значительное влияние на ребенка. С одной стороны, благодаря активному участию в культурном и хозяйственном строительстве, ребята социализировались в советском обществе, с другой стороны - эта политика негативно сказывалась на их сознании и взаимоотношениях внутри семьи.

Литература и источники

1. Сальникова А. А., Хамитова Ж.А. Журнал «Советская игрушка» как источник но истории советского детства 30-х годов XX века // Учен. зан. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2013. - Т. 155, кн. 3. - С. 200-211.

2. Асташов А.Б. Динамика праздничной парадигмы в культуре советского детства в 1920-1930-х гг. // Вестник РГГУ. Серия «История, Филология, Культурология, Востоковедение». - 2016. - M 7. - С. 95-116.

3. Шевченко В.А. Юные безбожники против родителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2014/01/24/yunye_bezbozhniki_protiv_roditelej

4. Абросимова, Л.В. Церковь, верующие, власть // Общество и власть: российская провинция. В б т. Т. 2. 1930 г. - июнь 1941 г. / сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л. П. Колодникова; Ин-т рос. истории РАН. - M., 2005. - 1152 с.

5. Розанов П.А. Антирелигиозная политика и деятельность власти // Общество и власть: российская провинция. В б т. Т. 2. 1930 г. - июнь 1941 г. / сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л. П. Колодникова; Ин-т рос. истории РАН. - M., 2005 - 1152 с.

6. Гордин А.А., Гордина Е.Д. Историческая романистика и общественные организации как средство формирования у советских трудящихся отношения к религии (конец 1920-х - начало 40-х гг. // Приволжский научный журнал. - Нижний Новгород, 2011.

- M 1. - С. 144-147.

7. Покровская С.В. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность: 1925-1947. Дис. .канд. ист. наук.

- M., 2007. - 195 с.

8. Устав Союза воинствующих безбожников. - M.: Изд-во Безбожник, 1930. - 31 с.

9. Большая советская энциклопедия. Т. 40. - M.: Большая советская энциклопедия, 1957. - б48 с.

10. Олещук Ф.Н. Под знаком третьего, решающего // Безбожник. - 1931. - N° 35. - С. 3.

11. Голубев Л. Лицом к пятилетке // Безбожник. - 1931. - M 37. - С. 3.

12. Амосов Н. На детском антирелигиозном фронте (материалы 1 -й всесоюзной конференции юных воинствующих безбожников). - M.: Безбожник, 1930. - б8 с.

13. Клубно-кружковая работа в школах 2-й ступени // Безбожник. - 1930. - M б. - С. б.

14. А. Школьный антирелигиозный кружок // Безбожник. - 1929. - M 38. - С. 7.

15. Школьно-пионерский сектор ЦС СВБ СССР Что надо сделать юным безбожникам в течение года // Безбожник. - 1930. -M 52. - С. 4.

16. Что решил краевой съезд безбожников // Безбожник. - 1931. - M 53. - С. 3.

References and Sources

1. Sal'nikova A. A., Hamitova Zh.A. Zhurnal «Sovetskaya igrushka» kak istochnik po istorii sovetskogo detstva 30-h godov XX veka // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki. - 2013. - T. 155, kn. 3. - S. 200-211.

2. Astashov A.B. Dinamika prazdnichnoj paradigmy v kul'ture sovetskogo detstva v 1920-1930-h gg. // Vestnik RGGU. Seriya «Istoriya, Filologiya, Kul'turologiya, Vostokovedenie». - 2016. - M 7. - S. 95-116.

3. Shevchenko V.A. Yunye bezbozhniki protiv roditelej [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ruskline.ru/analitika/2014/01/24/yunye_bezbozhniki_protiv_roditelej

4. Abrosimova, L.V. Cerkov', veruyushchie, vlast' // Obshchestvo i vlast': rossijskaya provinciya. V 6 t. T. 2. 1930 g. - iyun' 1941 g. / sost. A. A. Kulakov, V. V. Smirnov, L. P. Kolodnikova; In-t ros. istorii RAN. - M., 2005. - 1152 s.

5. Rozanov P.A. Antireligioznaya politika i deyatel'nost' vlasti // Obshchestvo i vlast': rossijskaya provinciya. V 6 t. T. 2. 1930 g. - iyun' 1941 g. / sost. A. A. Kulakov, V. V. Smirnov, L. P. Kolodnikova; In-t ros. istorii RAN. - M., 2005 - 1152 s.

6. Gordin A.A., Gordina E.D. Istoricheskaya romanistika i obshchestvennye organizacii kak sredstvo formirovaniya u sovetskih trudyashchihsya otnosheniya k religii (konec 1920-h - nachalo 40-h gg. // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. - Nizhnij Novgorod, 2011. - M 1. - S. 144-147.

7. Pokrovskaya S.V. Soyuz voinstvuyushchih bezbozhnikov SSSR: organizaciya i deyatel'nost': 1925-1947. Dis. ...kand. ist. nauk. - M., 2007. - 195 s.

8. Ustav Soyuza voinstvuyushchih bezbozhnikov. - M.: Izd-vo Bezbozhnik, 1930. - 31 s.

9. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. T. 40. - M.: Bol'shaya sovetskaya enciklopediya, 1957. - 648 s.

10. Oleshchuk F.N. Pod znakom tret'ego, reshayushchego // Bezbozhnik. - 1931. - M 35. - S. 3.

11. Golubev L. Licom k pyatiletke // Bezbozhnik. - 1931. - M 37. - S. 3.

12. Amosov N. Na detskom antireligioznom fronte (materialy 1-j vsesoyuznoj konferencii yunyh voinstvuyushchih bezbozhnikov). - M.: Bezbozhnik, 1930. - 68 s.

13. Klubno-kruzhkovaya rabota v shkolah 2-j stupeni // Bezbozhnik. - 1930. - № 6. - S. 6.

14. A. Shkol'nyj antireligioznyj kruzhok // Bezbozhnik. - 1929. - № 38. - S. 7.

15. Shkol'no-pionerskij sektor CS SVB SSSR CHto nado sdelat' yunym bezbozhnikam v techenie goda // Bezbozhnik. - 1930. - № 52. - S. 4.

16. CHto reshil kraevoj s"ezd bezbozhnikov // Bezbozhnik. - 1931. - № 53. - S. 3.

ВАРАКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) (legenda-ork@inbox.ru).

VARAKIN, SERGEY A. - Senior Lecturer, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU).

УДК 94(510).08-09:331.55(161.1)-054.62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЯО ХУН

К ВОПРОСУ О ИСТОРИЧЕСКОЙ РОЛИ РОССИЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ В РЕГИОНЕ ХЭЙЛУНЦЗЯН (1920-1930-е гг.)

Ключевые слова: Китай, русская эмиграция, Хэйлунцзян, русская культура за рубежом, белогвардейцы, антибольшевизм, антисемитизм.

В двадцатых - тридцатых годах двадцатого века в регионе Хэйлунцзян проживали десятки тысяч русских эмигрантов, что оказало определенное влияние на его экономическую и социальную эволюцию, особенно на развитие торгово-промышленной деятельности, распространение достижений культуры и просвещения. Этот внешний фактор способствовал развитию контактов Харбина с мировой культурой. Однако нельзя не признавать, что пребывание в регионе русских эмигрантов породило и ряд негативных проявлений. В частности, автор указывает, что в 1930-е годы часть эмигрантов пошла на службу японской и марионеточных армий, что негативно сказалось на местном населении.

XIAO HONG

TO THE QUESTION OF THE HISTORICAL ROLE OF RUSSIAN EMIGRANTS IN THE KHEILUNJIAN REGION

(1920-1930S.)

Keywords: China, Russian emigration, Heilongjiang, Russian culture abroad, White Guards, anti-Bolshevism, anti-Semitism.

In the twenties and thirties of the twentieth century, tens of thousands of Russian emigrants lived in the Heilongjiang region, which had a definite impact on its economic and social evolution, especially on the development of commercial and industrial activities, the dissemination of cultural and educational achievements. This external factor contributed to the development of Harbin's contacts with world culture. However, one cannot fail to admit that the stay of Russian emigrants in the region gave rise to a number of negative manifestations. In particular, the author points out that in the 1930s, part of the emigrants went to the service of the Japanese and puppet armies, which negatively affected the local population.

С началом строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), наряду с рядом других масштабных перемен, началась история переселения россиян, а после 1917 года и их эмиграции, в регион Хэйлунцзян. В таких больших пунктах и железнодорожных станциях как Маньчжурия, Хайлар, Анъанси, Аньда - до узловой станции Харбин по западной линии, а также в Ачэн, Ябули, Хэнхэдаоцзы, Муданьцзян, Суйфэньхэ и др. - по восточной линии вплоть до настоящего времени, в той или иной мере, остается реальностью культурное наследие россиян, прежде всего, связанное с железнодорожным делом, образованием и пр. Рассмотрение данного вопроса с точки зрения диалектики «двустороннего подхода» - это основная часть анализа о двойных свойствах колониальной экспансии капиталистических стран, а также исторического восприятия «агрессивного Запада» и «цивилизованного Запада».

I. Творческая роль и позитивное влияние деятельности русских эмигрантов в регионе Хэйлунцзян.

1) Промышленность и торговля, развитие которых было активизировано русскими переселенцами (эмигрантами), способствовали социально-экономическому развитию Хэйлунцзяна. Постройка КВЖД стимулировала более быстрое возникновение и развитие в данном регионе машинной техники, на которой основан капитализм. Как отмечал в этой связи В.И. Ленин: «Вывоз капитала в тех странах, куда он направляется, оказывает влияние на развитие капитализма, чрезвычайно ускоряя его» [1, с.973]. Благодаря законной хозяйственной деятельности преобладающей части русских промышленников и торговцев, объективно формировались условия для развития капиталистического производства в Северо-Восточном Китае, что, прежде всего, подготовило предпосылки для возникновения трех «народных» отраслей промышленности Северной Маньчжурии - виноделия, мукомольного производства, маслобойного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.