Научная статья на тему 'Атеистическая деятельность общества воинствующих материалистов-диалектиков в начале 1930-х гг. (на материалах Нижегородского края)'

Атеистическая деятельность общества воинствующих материалистов-диалектиков в начале 1930-х гг. (на материалах Нижегородского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЕИЗМ / ОБЩЕСТВО ВОИНСТВУЮЩИХ МАТЕРИАЛИСТОВ-ДИАЛЕКТИКОВ / СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ / ВЛАСТЬ / ЦЕРКОВЬ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / АГИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Варакин Сергей Александрович

В статье анализируется атеистическая деятельность Общества воинствующих материалистов-диалектиков в начале 1930-х гг. (на материалах Нижегородского края). Рассматриваются формы и методы антирелигиозной пропаганды общества, сотрудничество с другими общественными организациями. Особое внимание уделяется взаимодействию Общества воинствующих материалистов-диалектиков и Союза воинствующих безбожников в проведении совместных антирелигиозных мероприятий и подготовке квалифицированных кадров пропагандистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Варакин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атеистическая деятельность общества воинствующих материалистов-диалектиков в начале 1930-х гг. (на материалах Нижегородского края)»

УДК 930 (470.341)

С.А. Варакин АТЕИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ВОИНСТВУЮЩИХ МАТЕРИАЛИСТОВ-ДИАЛЕКТИКОВ В НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В статье анализируется атеистическая деятельность Общества воинствующих материалистов -диалектиков в начале 1930-х гг. (на материалах Нижегородского края). Рассматриваются формы и методы антирелигиозной пропаганды общества, сотрудничество с другими общественными организациями. Особое внимание уделяется взаимодействию Общества воинствующих материалистов-диалектиков и Союза воинствующих безбожников в проведении совместных антирелигиозных мероприятий и подготовке квалифицированных кадров пропагандистов.

Ключевые слова: атеизм, Общество воинствующих материалистов-диалектиков, Союз воинствующих безбожников, власть, церковь, антирелигиозная кампания, общественные организации, мировоззрение, агитация.

Актуальность темы исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью изучения советских общественных антирелигиозных организаций (Общество воинствующих материалистов-диалектиков) в контексте взаимоотношения власти и церкви. Советские антирелигиозные организации играли одну из ведущих ролей среди других общественных объединений СССР. Анализ форм и методов антирелигиозной пропаганды, влияние их на социокультурное пространство в начале 1930-х гг. на сознание и мировоззрение «простых людей», позволяет воссоздать объективную историческую картину советской действительности.

Задача статьи - проанализировать антирелигиозную деятельность Общества воинствующих материалистов-диалектиков в начале 1930-х гг.

Исследованием проблемы взаимоотношения власти и церкви, в рамках которой рассматриваются общественные антирелигиозные организации, занимались Т.П. Коржихина, И.Н. Ильина, Л.В. Абросимова, П.А. Розанов, С.В. Покровская, С.Н. Малиновкин, И. Яхот, Г.А. Тиме, А.А. Гордин, Е.Д. Гордина и др. [1-8].

Общество Воинствующих Материалистов-Диалектиков (далее ОВМД) сыграло важную роль в методическом обеспечении атеистического движения в Нижегородском крае (Горьковской области). Считалось, что «вступление СССР в период социализма на базе социалистической индустриализации и реконструкции сельского хозяйства, ликвидация кулачества как класса в рамках коллективизации, выкорчевывание корней капитализма встречает сопротивление со стороны отживающих классов в нашей стране, находящих поддержку в международном империализме и соц-фашизме» [9, Л. 1]. Согласно источникам, эта борьба выражалась на теоретическом фронте. Чуждая и враждебная пролетариату идеология проявлялась в антисоветской деятельности церкви [9, Л. 1].

Вся пропагандистская работа ОВМД велась под знаком борьбы за культурную революцию, атеизм, последовательно-материалистическое мировоззрение, коммунизм. Деятельность организации осуществлялась как внутри общества, так и вне его. Внутри общества происходила разработка положительных актуальных, боевых вопросов марксисткой теории, обсуждались новейшие выступления представителей антимарксистских течений в СССР и за границей. В тоже время разрабатывались проблемы исторического материализма, обсуждались методологические проблемы естествознания, антирелигиозной пропаганды [9, Л. 10]. Вне общества шла борьба с идеализмом философии и в естественных науках во всех его проявлениях, извращением и упрощением диалектического материализма. Также проводились

активная пропаганда и популяризация диалектического материализма [9, Л. 10]. Для осуществления поставленных задач, общество имело право устраивать закрытые и открытые собрания, организовывать публичные лекции и дискуссии с участием членов обществ и приглашенных лиц. Организация вела активную политику в области культуры, а именно она могла издавать и распространять популярную философскую литературу, открывать библиотеки, учреждать музеи по своей специальности. Общество могло с разрешением соответствующих органов учреждать курсы по своей специальности, а также созывать конференции по вопросам антирелигиозной пропаганды. Общество имело право на владение имуществом, заключать договора и отвечать на суде [9, Л. 10].

В обществе считали, что «критерием воинственности материализма является его безбожие. Только ведя активную безбожную работу, материалист-диалектик может считать себя воинствующим материалистом. Безбожная работа есть один из участков борьбы, общеклассовой борьбы на фронте социалистического строительства [10, Л. 11]. И самая широкая самая гибкая идеология, которую классовый враг пускает в ход, это, несомненно религия. Она является тем участком, который помогает наиболее откровенно и тонко проводить контрреволюционные установки. Поэтому работа на антирелигиозном фронте понимается, как работа на важнейшем участке классовой борьбы за победу социалистического строительства. Только последователи В. И. Ленина, только большевики, только воинствующие материалисты-диалектики в состоянии вести агрессивную, наступательную, ни перед чем не останавливающуюся безбожную работу и поставить ее на служение социалистическому строительству» [10, Л. 14]. В документах общества отмечалось, что «мы очень плохо знаем нашего врага, очень плохо знаем религиозные организации. Изучение их поможет в антирелигиозной пропаганде. Нужно было изучить какие слои, и как, и почему, веруют, какие у них настроения и интересы. Только тогда сможем подойти практически к вопросам антирелигиозной пропаганды. Поэтому мы должны поставить методику антирелигиозной пропаганды на научную марксистко-ленинскую основу» [10, Л. 13]. При этом задачами ОВМД были подготовка квалифицированных кадров антирелигиозников, а также теоретическая помощь СВБ [10, Л. 26].

В целом, в начале 1930-х гг., можно выделить несколько направлений в антирелигиозной работе ОВМД: работа ячеек по пропаганде атеизма, сотрудничество с СВБ по вопросам создания единого атеистического фронта, а также работа секторов. Говоря о первом направлении, стоит отметить, что ячейкам отводилась важная роль в проведении линии общества в деле безбожного воспитания масс. Их работой были охвачены рабочие, колхозники, учителя, члены других обществ и др. Ячейки ОВМД участвовали в пропаганде против механистов, против всех видов оппортунизма, против «правого» уклона и «левого», а также распространяли идеи диалектического материализма среди широких масс. Кроме того, они участвовали в организации и работе партийного просвещения на предприятиях и учебных заведениях, а также агитировали рабочих и колхозников на вступление в ряды ОВМД [11, Л. 220-221]. Ячейки общества принимали участие в антирелигиозной пропаганде совместно с Союзом Воинствующих Безбожников (СВБ) и занимались теоретической и методической разработкой вопросов антирелигиозной пропаганды [11, Л. 21]. Другой областью работы ячеек ОВМД была разработка актуальных проблем социального строительства и международной революции переходного периода, вопросов ленинского философского наследства, пропаганда технических знаний, а также разработка вопросов марксистко-ленинской методологии техники [11, Л. 21]. Также ячейки ОВМД участвовали в разработке и просмотре программ, учебных планов, проводили подготовку новых научных кадров, внедряли достижения марксистко-ленинской методологии в историю, экономику, педагогику [11, Л. 220221]. Вся массовая работа ячеек была направлена на защиту генеральной линии партии, на развертывание большевистской самокритики и мобилизации масс вокруг актуальных про-

блем социалистического строительства [11, Л. 221]. С этой целью ячейки прорабатывали теоретическую основу хозяйственных планов работы учреждений и предприятий, активно участвовали в разработке вопросов встречного планирования, ударничества, социального соревнования, в борьбе за промышленно-финансовый план, ликвидацию обезлички, перестройки системы зарплаты и т.д. При этом вся деятельность была направлена на создание нового типа «безбожного человека». Основные задачи массовой работы ОВМД - перестройка своей работы - «лицом к производству и коллективизирующейся деревне» [11, Л. 221].

Для осуществления поставленных задач ячейки ОВМД практиковали следующие формы работы: устройство широких собраний, докладов и лекций по важнейшим проблемам марксизма-ленинизма и современного естествознания в преподавательской среде. Целью этого было воспитание в студентах атеистического мировоззрения. В вузах проводились доклады по актуальным проблемам переходного периода, прорабатывались решения партии. Для повышения культурного уровня рабочих и крестьян создавались кружки по изучению диамата, истмата, экономики, вопросов культурной революции, текущей политики. Власть считала, что создать «безбожного человека» можно лишь приобщив трудящихся к главным достижениям культуры человечества, тем самым отвратив их от религиозного мировоззрения. Для рабочих также устраивались ночные вечера, массовые экскурсии в научно -исследовательские организации. Главным средством антирелигиозной пропаганды были СМИ, в первую очередь пресса, немаловажную роль играло радиовещание в агитации народных масс [11, Л. 221].

Особое внимание уделялось теоретическому освещению актуальных проблем социального строительства на данном предприятии, учреждении, колхозе. Основными методами работы были: соцсоревнования ячеек, самокритика, ударничество, практика бригадных форм работы, выделение постоянных или временных бригад для проведения или разработки тех или иных вопросов [11, Л. 221-222]. Также немаловажная роль отводилась работе с женщинами, активисты ОВМД стремились бороться с пережитками патриархального строя, выступая за равные права для них во всех сферах жизни общества. Ячейки ОВМД работали под руководством партийных организаций, выполняя партийные задания в текущих хозяйственно-политических кампаниях, помогали в теоретическом воспитании партийных и комсомольских масс на местах. Кроме того, особое внимание уделялось работе с другими общественными организациями: Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР (ВАРНИТСО), Обществу врачей, СВБ и т.д. [11, Л. 222]. Ячейки помогали им в марксистко-ленинском воспитании масс, в привлечении их к работе под руководством ячейки. Для проведения этой работы они устраивали для специалистов доклады, лекции, семинары, кружки по диамату, активно участвовали в конференциях [11, Л. 222]. Значительную роль играло взаимодействие с СВБ. С этой целью ячейки ОВМД выделяли для СВБ докладчиков-антирелигиозников и руководителей для кружков СВБ, проводили совместно с СВБ антирелигиозные мероприятия. Кроме того, ОВМД организовывали подготовку и переподготовку антирелигиозного актива. Из членов СВБ организовывались группы содействия. Ячейки ОВМД помогали ячейкам СВБ в разработке теоретических и методологических вопросов, организовывали взаимные отчеты на собраниях о проделанной работе [11, Л. 222]. Таким образом, ячейки ОВМД провели большую работу в деле пропаганды атеизма в крае.

Ещё одним направлением в работе ОВМД было сотрудничество с СВБ. Совместная работа двух антирелигиозных организаций способствовала укреплению безбожного фронта в Нижегородском крае. Как отмечается в документах, наступление социализма по всему фронту, ликвидация кулачества как всего класса на основе сплошной коллективизации, невиданные темпы индустриализации, вступление СССР в период социализма и в тоже время дальнейшее углубление мирового экономического кризиса и нарастание предпосылок революционного кризиса - обострили классовую борьбу в СССР и во всем мире. Наряду с экономической и политической борьбой, пролетариат должен был использовать орудие марксистко-

ленинской теории, дающей практикам уверенность в победе, веру в победу социализма [9, Л.

15]. Согласно источникам, религия играла важнейшую контрреволюционную роль в политической и идеалистической борьбе, являясь орудием кулачества и буржуазии, в связи с чем, разоблачение ее контрреволюционной роли и противопоставление ей диалектико-материалистического мировоззрения - было одной из важнейших обязанностей большевика [9, Л. 15].

Рост антирелигиозного движения поставил задачу укрепления безбожного фронта, что привело к объединению усилий ОВМД и СВБ [9, Л. 16]. Здесь следует отметить тот факт, что долгое время нижегородское отделение ОВМД не придавало должного значения антирелигиозной работе. Общество не приняло участия в проводимой крайсоветом СВБ конференции научных обществ и учреждений по научно-исследовательской антирелигиозной работе в 1931 году, несмотря на то, что крайсовет предлагал правлению ОВМД провести эту конференцию совместно. Председатель правления ОВМД т. Биленкин в своих устных и печатных выступлениях, посвященных итогам Всесоюзного совещания ОВМД, ни слова не сказал о том, какое важное значение совещание придало антирелигиозной пропаганде [12, с. 3].

Как отмечалось в источнике, гигантское социалистическое строительство в СССР способствовало к усилению борьбы с религиозностью. Что в свою очередь привело к обострению классовой борьбы, в которой религия служила опорой кулачества и буржуазии. Состав Нижегородского края, наличие крупнейших индустриальных центров, районов кустарных, районов сплошной коллективизации, национальных автономий в особенности нуждались в четкой методической и методологической антирелигиозной работе [12, с. 3]. Исходя из этого, Нижегородская краевая организация СВБ и Нижегородская краевая организация ОВМД заключили в 1931 году договор о социалистическом соревновании между собой [9, Л.

16]. Договор был заключен сроком на один год, с 18 июня 1931 года по 20 июня 1932 год. Срок обязательств полгода, т.е. до 1 января 1932 года. Проверка договора обеими сторонами два раза в год - ноябрь, апрель. Жури договора - представители Культпропа и Агитмассового отдела райкома ВКП (б), КСПС и Крайоно. От ОВМД: Биленкин, Зельцер, от СВБ: Узков, Федосеев [9, Л. 18-19].

Согласно договору, ОВМД в целях усиления борьбы за марксистко-ленинское мировоззрение в целях пропаганды ленинизма, обязывалась в течение полугодового срока со дня заключения договора оформить, создать и наладить работу ячеек ОВМД и семинаров по диалектическому материализму с центрами антирелигиозной пропаганды в Канавино, Сормово, Арзамасе, Дзержинске, Выксе и др. [9, Л. 16-17]. Также ОВМД обязывалось включить в программы по диамату темы по религии, дать не менее трех разработок по важнейшим вопросам антирелигиозной пропаганды. Кроме того, должны были проработать следующие проблемы: «борьба против Механицизма и меньшивинствующего идеализма в антирелигиозной работе», «Ленинский этап в развитии атеизма», «корни религиозности СССР в Нижегородском крае», а также помогать в научно-исследовательской работе СВБ [9, Л. 17]. По заключенному договору, ОВМД обязано было участвовать в подготовке кадров СВБ, для чего представляла лекторов по диамату и важнейшим методологическим вопросам для семинаров повышенного типа, антирелигиозных университетов и курсов, для работы с учительством. Работа должна была быть налажена в два месяца [9, Л. 17-18]. Кроме того, ОВМД должно было обеспечить обслуживание безбожного актива в Нижнем, Канавино, Сормово, а также других пунктах, с выездными докладами об антирелигиозной пропаганде по решениям последнего пленума ОВМД, о религиозных организациях Нижегородского края, о ленинской методологии и методике антирелигиозной пропаганды. ОВМД обязывалось поставить месячник антирелигиозной пропаганды «за безбожное, диалектико-материалистическое мировоззрение пролетариата и трудящегося крестьянства», по плану антирелигиозного сектора [ 9, Л. 18].

ОВМД обязывалось выполнить на 100% план своей работы на 1931 год во всех своих секторах и увеличить за полгода свои ряды на 100%, увеличить число безбожных бригад [9, 18]. СВБ в свою очередь обязывался развернуть работу по вовлечению в ОВМД безбожного актива, наладить теоретическое его обучение, а также помочь в создании групп и семинаров ОВМД [9, Л. 17]. Кроме того, СВБ обязывался составить в течение трех месяцев единый план исследовательской работы по краю в области изучения религиозных верований и организаций, с целью лучшей борьбы с религией, наладить работу исследовательских коллективов в Нижегородском крае, и в конце полугодия подготовить не менее трех работ по важнейшим вопросам антирелигиозного движения в крае [9, Л. 17]. СВБ обязывался наладить сеть антирелигиозных курсов и семинаров и кружков по диамату для безбожного актива, в первую очередь в Нижегородском крае, а также подготовить новый актив из рабочих ударников и колхозников [9, Л. 18]. Также СВБ обязывался помогать ОВМД в антирелигиозной работе, направлять свои усилия на создание бригад безбожников на предприятиях, в колхозах, вовлекать в ряды безбожников рабочих и колхозников среди верующих [9, Л. 18]. СВБ обязывался выполнить план своей работы на 100% на 1931 год, увеличить свои ряды на 100%, увеличить число безбожных бригад на заводах и колхозах на 100% за полугодие [9, Л. 18]. Несмотря на заключенный договор, положительных сдвигов в антирелигиозном фронте не произошло.

Стоит отметить, что в целом работа ОВМД была разделена на несколько секторов. Антирелигиозный сектор в 1931-1932 гг. проводил следующие мероприятия: оказывал методическую помощь безбожному движению, разрабатывал теоретические вопросов методической и методологической антирелигиозной пропаганды. Кроме того, помогал в создании и подготовке кадров безбожных работников, подготовленных методологически к своей работе, участвовал в массовой работе [9, Л. 20]. Разработкой вопросов методологии занимались Семенов, Хромов, Узков, Дурасов, Зельцер, Нилендер, Лебедев, Христунов, Глебовский, Че-лышев, Кузьмин, Малиновкин [9, Л. 22]. В качестве примера работы этого отдела приведем деятельность одного из активистов ОВМД, Федосеева. Он занимался разработкой и организацией доклада «Вопросы борьбы на два фронта в антирелигиозной пропаганде», который должен был быть заслушан в июне 1931 года на пленуме ОВМД [9, Л. 20]. В том же месяце Федосеев организовал обсуждение брошюры члена СВБ Брауде «Враг без маски». Следующий доклад по его разработке был заслушан в июле, который назвался «Материализм и религия». Федосеев явился автором дискуссии в ОВМД «О корнях религиозности в СССР и Нижегородском крае», состоявшийся в октябре [9, Л. 20 об]. Также он принимал участие в антирождественской кампании в декабре 1932 года. Активно взаимодействовал с СВБ. В июле-октябре организовал работу по изучению методики антирелигиозной пропаганды. Взял на себя обслуживание совместно с СВБ наиболее ответственных участков семинаров, антирелигиозных университетов квалифицированными работниками по диамату и антирелигиозным дисциплинам. Федосеев занимался проведением в группах содействия ОВМД с активом СВБ докладов по задачам антирелигиозной пропаганды. Организовывал в группах содействия СВБ доклады по методологии, методике антирелигиозной борьбы, а также по религиозным организациям Нижегородского края в сентябре-ноябре 1931 года [9, Л. 20-21].

Совместно с Зельцером, Федосеев принимал участие в создании сети антирелигиозных университетов и отделениях при ВУЗах в июле-октябре 1931 годе. Они занимались пересмотром и составлением программ и методразработок по диамату и истмату, относящихся к религии. Ими был создан ряд методкабинетов по антирелигиозной работе в сентябре 1931 года. Совместно с СВБ они организовали массовую кампанию «За безбожное коммунистическое мировоззрение пролетариата». Была организована массовая печать докладов, связанных с антирелигиозной деятельностью [9, Л. 20-21]. Сам Зельцер составлял план научно-исследовательской работы по истории и современному состоянию религии в Нижегородском крае: церковь, акты, старообрядчество, язычество, религия и революция 1917 года. А также подбирал участников для проведения лекций и распределял работу между ними. Занимался

рецензированием по договоренности с СВБ и КрайГИЗом, всех работ в крае по вопросам религии, им был составлен плана издательской работы [9, Л. 20-21]. Еще одним активным членом ОВМД был Семенов. Он принимал участие в работе с учительством, на основе методических и методологических семинаров [9, Л. 20 об]. Разработкой деятельности массового сектора в 1931-1932 гг. занимались Чичеров, Шайкевич, Емелин, и др. [9, Л. 25]

Рассмотрим некоторые мероприятия, проведенные этим отделом. На период с июня по декабрь 1931 года Емелиным и Шайкевичем была разработана инструкция о содержании формах и методах массовой работы ячеек ОВМД и установлена связь и руководство с ними. Также в это время были поставлены доклады Шайкевичем и Биленкиным на совещании культпросвещении сельскохозяйственных районов в Арзамасе по итогам работы на теоретическом фронте. Семеновым был поставлен доклад «Генетика и марксизм» среди студенчества и научных работников. С июля по август были проведены доклады на антирелигиозные темы. На собраниях партактива в Сормово, Канавино, в области, силами преподавателей и слушателей ИКП [9, Л. 23].

В этот период состоялся ряд консультаций в парткабинете на актуальные темы. Созван Пленум массового сектора с представителями с мест. Шурыгиным и Зефировым проведены доклады: «Методология правого уклона и троцкизм», «Ленинский этап философии» с аудиторией ИКП. Чичеровым и Дубинским были подведены итоги работы кружков диамата при СНР [9, Л. 23]. В сентябре-декабре проведен ряд докладов в рабочих районах и районах крупных колхозов, совхозов, МТС, на актуальные темы [9, Л. 24]. По линии общества педагогов-марксистов был проведен ряд докладов по философским вопросам политехнизма. В медицинском институте были проведены доклады по естествознанию. В парткабинете был поставлен ряд консультаций. Также был организован семинар для актива ОВМД и СВБ в Сормово и Канавино [9, Л. 24]. Капланом было учреждено заочное обучение по радио для кружков диамата при отделениях ОВМД. Совместно с научно-исследовательским центром был дан местным ячейкам ряд письменных материалов для проработки и обсуждения. К столетию смерти Гегеля был проведен доклад Фуртичевым «Гегель и диалектический материализм» [9, Л. 24]. В научно-исследовательский отдел в 1931-1932 гг. входили Фуртичев, Ша-бадан, Вейшан [9, Л. 27]. На пленуме ОВМД были проработаны следующие темы: последний период НЭПа и первый период социализма; единство теории и практики в реконструктивный период; Ленинизм как высший этап в развитии Марксизма; Ленин и кризис новейшего естествознания; закон единства противоположностей у Ленина; экономика и политика в переходный период; доклад, посвященный Гегелю [9, Л. 26]. Коллективно выполнялись задания редакций «Философской энциклопедии» и журнала «Под знаменем Марксизма». Организовано совместно с обществом марксистов-педагогов обсуждение вопросов политехнизма и методов проекта. Было принято участие в обследовании идеологического состояния преподавания в ВУЗах нижегородского края. Для этого была организована коллективная разработка указанных вопросов и созданы бригады из членов ОВМД по каждой теме [9, Л. 26].

Во главе инструкторского сектора ОВМД в 1931-1932 гг. стояли Широкова, Васяев, Луконин и др. [9, Л. 29]. В этот период ими был разработан план работы сектора, а также положение для групп содействия и ячеек ОВМД с указанием их функций для каждого типа, организаций среди рабочих, студентов и т.д. На основании плана работы других секторов был дан план работы низовым организациям. Была выполнена задача по налаживанию связей с филиалами. Были намечены темы и докладчики для выезда на места [9, Л. 28]. Учреждена сеть кружков для пропаганды истмата и диамата в массах. Устанавливалось количество и специальный тип аудитории для массовых докладов. Были выработаны положения о формах связи с СВБ и научными обществами. Был произведен учет членов ОВМД по характеру их специальностей, а также членов групп содействия и ячеек. Произведено распределение сил

на определенные вид работы, тем самым установив необходимую нагрузку для членов организации. Был заключен договор с радиосетью о передачи докладов по философии [9, Л. 28].

Таким образом, распределение обязанностей между несколькими секторами повысило эффективность работы ОВМД.

Анализируя антирелигиозную деятельность ОВМД, следует отметить, что атеистическая работа, проделанная этой организацией, была направлена на укрепление безбожного движения в крае, на оказание методической помощи СВБ, на пропаганду марксизма-ленинизма. К сожалению, ограниченность источниковой базы не позволяет в должном объеме осветить работу этой антирелигиозной организации.

Библиографический список

1. Абросимова, Л.В. Церковь, верующие, власть [Текст] / Л. В. Абросимова // Общество и власть: российская провинция. В 6 т. Т. 2. 1930 г. - июнь 1941 г. / сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л. П. Колодникова; Ин-т рос. истории РАН. - Москва, 2005. - 1152 с.

2. Гордин, А.А. Историческая романистика и общественные организации как средство формирования у советских трудящихся отношения к религии (конец 1920-х - начало 40-х гг. [Текст] / А.А. Гордин, Е.Д. Гордина // Приволжский научный журнал. 2011. № 1. С. 144-147.

3. Ильина, И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы [Текст] / И.Н. Ильина. - Москва: ИРИ РАН, 2001. - 215 с.

4. Коржихина, Т.П. Общественные организации в СССР. Материалы к источниковедению и историографии [Текст] / Т.П. Коржихина. - Москва: РГГУ, 1992. - 179 с.

5. Малиновкин, С.Н. От религии к атеизму: из истории атеистического движения в Горьковской области [Текст] / С.Н. Малиновкин. - Горький: Волго-Вят. книж. изд-во, 1987. - 95 с.

6. Покровская, С.В. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность: 19251947: дисс. ...канд. ист. наук: 07.00.02 [Текст] / С.В. Покровская. - Москва, 2007. - 195 с.

7. Розанов, П.А. Антирелигиозная политика и деятельность власти [Текст] // Общество и власть: российская провинция. В 6 т. Т. 2. 1930 г. - июнь 1941 г. / сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л.П. Колодникова; Ин-т рос. истории РАН. - Москва, 2005. - 1152 с.

8. Тиме, Г. А. Институализация идеологии. Общество Воинствующих Марксистов Диалектиков (ОВМД) в Ленинграде на рубеже 1920-х - 1930-х годов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fíleticket=Uh-LZxE5lB8%3d&tabid=10460 (Дата обращения 01.09.2016).

9. ГКУ ГОПАНО. Учет членов ОВМД и переписка с ними. - Ф. Р-243. Оп. 1. Д. 7. Л. 1-19.

10. ГКУ ГОПАНО. Протоколы групп содействия и ячеек ОВМД. - Ф. Р-243. Оп. 1. Д. 2. Л. 11-31.

11. ГКУ ГОПАНО. Протоколы правления ОВМД. - Ф. Р-243. Оп. 1. Д. 12. Л. 220-233.

12. Федосеев, П.О совместной работе СВБ и ОВМД [Текст] // Безбожник. 1931. № 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.