Научная статья на тему 'Антибуддийская деятельность Союза воинствующих безбожников (1925-1941)'

Антибуддийская деятельность Союза воинствующих безбожников (1925-1941) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СССР / БУДДИЗМ / СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ / RELIGIOUS POLICY / ETHNIC POLICY / BUDDHISM / UNION OF BELLIGERENT ATHEISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Синицын Фёдор Леонидович

В статье анализируются основные аспекты антирелигиозной деятельности Союза воинствующих безбожников (СВБ) СССР в отношении буддийской конфессии, реализованной в период 1925-1941 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-BUDDHIST ACTIVITIES OF THE BELLIGERENT ATHEISTS UNION (1925-1941)

The main aspects of the anti-religious activities of the USSR Belligerent Atheists Union (the Buddhist confession), taking place in 1925-1941 are analyzed in the article. Formation of local branches of UBA in the traditionally Buddhist regions of the country (Buryatia and Kalmykia), forms and methods of the anti-Buddhist activities of UBA, influence of the Communist Party on the UBAs activities are also examined. The author made a conclusion that the attempt to create a large-scale and effective anti-Buddhist movement in Buryatia and Kalmykia failed.

Текст научной работы на тему «Антибуддийская деятельность Союза воинствующих безбожников (1925-1941)»

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) [Текст]. - Ф. 1790. - Оп. 2. - Д. 16.

7. Переписка Николая и Александры Романовых [Текст]. - М.; Пг., 1923. - Т. 3. - 392 с.

8. Правда [Текст] : газета. - 1917. - 9 марта.

9. Муравьев Н. К. О работе Чрезвычайной следственной комиссии : доклад на Первом Всероссийском съезде Рабочих и Солдатских депутатов [Текст] // Известия Петроградского Совета Рабочих и Солдатских депутатов. - 1917.

- 18 июня.

10. Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов [Текст]. - 1917. - 19 мая.

11. Аврех А. Я. Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства: замысел и исполнение [Текст] // Исторические записки.

- М., 1990. - Вып. 118. - ISBN 978-5-02-037006-7.

12. Орловский Д. К. К вопросу о формах демократии накануне октября 1917 года [Текст] // П. А. Зайончковский (1904-1983 гг.) : статьи, публикации и воспоминания о нём. - М. : РОССПЭН, 1998. - 463 с. - ISBN 5-86004-136-5.

13. Розенталь И. С. Провокатор. Роман Малиновский: судьба и время [Текст]. - М.: РОССПЭН, 1996. - 272 с. - ISBN 5-86004-049-0.

14. Дело народа [Текст] : ежедн. полит. и литерат. газета. - 1917. - 17 августа.

Материалы поступили в редакцию 27.01.2012 г.

УДК 94(47X084.5:6:8

АНТИБУДДИЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ (1925-1941)

© Синицын Фёдор Леонидович

кандидат исторических наук, соискатель докторантуры, Институт российской истории РАН.

Н permcavt@gmail.com

В статье анализируются основные аспекты антирелигиозной деятельности Союза воинствующих безбожников (СВБ) СССР в отношении буддийской конфессии, реализованной в период 1925—1941 гг.

Ключевые слова: религиозная политика СССР, буддизм, Союз воинствующих безбожников.

Как известно, антирелигиозная деятельность в СССР осуществлялась не только государственными и партийно-комсомольскими структурами, но и общественными организациями. В 1921 г. в Москве было основано Общество активных атеистов (с 1925 г. - Научное общество «Атеист», с 1928 г. - Общество по изданию атеистической литературы «Атеист»), в 1924 г. - Общество друзей газеты «Безбожник» (с 1925 г. - Союз безбожников, с 1929 г. - Союз воинствующих безбожников). В мае 1930 г. Общество «Атеист» влилось в состав Союза воинствующих безбожников. Эти общественные организации проводили антирелигиозные мероприятия, издавали соответствующую литературу, в том числе периодические издания (журналы «Антирелигиозник», «Атеист», «Безбожник», газета «Безбожник» и пр.).

Антирелигиозные общественные объединения были созданы и в традиционно буддийских регионах СССР. В 1926 г. появились 4 «естественнонаучных» и «безбожных» кружка в Калмыкии, участники которых пытались «научно и основательно подойти к антирелигиозному вопросу и его пропаганде» [3, с. 34]. В том же году в Бурят-Монголии было зарегистрировано отделение Союза безбожников, развернувшее работу во всех районах республики.

В 1926 г. Отдел национальностей Исполкома Союза безбожников выпустил циркулярное письмо «О работе пропагандистских кружков среди национальностей». В обязанность таким кружкам ставилась организация докладов, прений (диспутов) и других мероприятий, проработка вопросов методики и содержания антирелигиозной пропаганды, отбор кадров

для выдвижения на атеистическую работу «по нацменам», в СМИ и на «литературном фронте», сбор материалов о положении религии на местах [1, 1926, № 2, с. 75-76]. Тем не менее борьба с буддизмом не была в приоритете. В обозначенных Союзом безбожников в 1928 г. Основных задачах антирелигиозной пропаганды среди национальностей СССР главный удар наносился по исламу, а про буддизм не было сказано ни слова [1, 1928, № 12, с. 13-16].

В то же время, методику антибуддий-ской пропаганды пытались разработать члены Союза безбожников (далее - безбожники) на местах. Они осознавали сложность борьбы с буддийской религией. В 1928 г. в Калмыкии были разработаны Программа и методы работы антирелигиозного кружка. Подготовка «пропагандиста-массовика» включала в себя рассмотрение следующих тем: «Объективная роль религии как орудие классового угнетения», «Субъективная сторона религии, то есть как она воспринимается отдельными слоями населения», «Как зародился буддизм и ламаизм, как облекался он обрядами, и как эти обряды влияют на быт крестьянства» и «Методы и содержание антирелигиозной пропаганды». В то же время реализовать эту программу на практике было непросто. Перед антирелигиозными активистами стояла проблема нехватки специалистов, «хорошо знакомых с буддизмом вообще, и ламаизмом, в особенности». Затруднение представляла и методика «разоблачения» отдельных аспектов буддийского культа. Бытовало мнение, что эту деятельность можно было построить на том, чтобы «брать отдельные несостоятельные моменты из религии вообще, и ламаизма, в частности, и... противопоставлять им наши положения». Однако такая методика была подвергнута критике, так как в случае её реализации была выявлена опасность воспитания «не пропагандиста, а... пустомели, который не сможет толково объяснить волнующие массу вопросы» [4, с. 77-79]. Очевидно, все обозначенные выше аспекты затрудняли воплощение в жизнь анти-буддийской пропаганды.

В 1928 г. руководящие органы Союза безбожников отмечали, что «в районах распространения ламаизма» безбожники уделяют недостаточно внимания «антирелигиозной работе», и призывали «вплотную поставить вопрос о систематической борьбе» с буддизмом. Были выдвинуты следующие задачи: борьба с «шарлатанством лам и тибетской медициной», выдвижение антирелигиозников-националов, «разрешение вопроса о налоговом обложении ламства» (очевидно, усиление налогообложения), развитие советских школ с целью отрыва детей от учёбы в дацанах [1, 1928, № 8, с. 60-62],

а также «воспрещение бесконечных пожертвований» в пользу ламства, «принимающих массовый характер и являющихся прямо-таки разорительными для... бедноты» [2, 1929, № 13, с. 13].

Безбожники развернули «разъяснительно-агитационную работу» против ламства, которая нашла своё воплощение в деятельности агитбригад и распространения антирелигиозной пропаганды в школах. В 1928 г. была начата подготовка учебника для антирелигиозных кружков на калмыцком языке. С 1928 г. в Верхнеудинске началось издание журнала «Эрдэм ба шажан» («Наука и религия») на бурятском языке. В 1928 г. вышло 3 номера журнала, в 1929 г. — 6 номеров, в 1930 и 1931 гг. — по 9 номеров, в 1932 г. — 5 номеров, в 1934 г. — 2 номера.

Свою роль сыграли и проведённые диспуты с буддистами. Отмечалось, что после диспутов «население о безбожниках заговорило» [1, 1930, № 8—9, с. 54]. Наиболее податливым на антирелигиозную пропаганду было, очевидно, молодое поколение. В своём письме в журнал «Безбожник» ученик 7 класса Бурятской семилетки (г. Верхнеудинск) А. Андолинов писал: «В дальнейшем нужно вести борьбу с шаманством и ламством, чтобы их совсем в Стране Советов не было. В проведении этой задачи нужно надеяться на курсантов Бурят-Монгольского педагогического техникума, которые близко должны жить с трудовым крестьянством» [5, ф. 5407, оп. 2, д. 131, л. 1—3].

В начале 1929 г. состоялся областной съезд Союза безбожников в Бурят-Монголии. Работа съезда проходила по секциям: ламаизм, шаманизм, христианство. Повестка дня включала доклад о прошедшем ранее диспуте между антирелигиозниками и буддистами. Была обозначена необходимость издания антирелигиозной литературы на национальных языках, включение элементов антирелигиозной пропаганды в санитарно-просветительную, агрономическую и научно-популярную литературу, всемерное использование партийно-советской прессы для освещения вопросов антирелигиозного движения. Весной 1929 г. в Саратове состоялся первый Нижневолжский краевой съезд СВБ, в котором приняли участие антирелигиозники из Калмыкии.

К середине 1929 г. общая методика анти-буддийской пропаганды была утверждена на уровне Союза воинствующих безбожников. Второй съезд СВБ, состоявшийся в том же году, дал указания об особенностях ведения такой пропаганды. Указывалось, что «борьбу с буддизмом и ламаизмом... необходимо развернуть наравне с борьбой против других религиозных систем»

[2, 1929, № 21, с. 15]. В состав Центрального совета СВБ был избран 1 представитель от Бурят-Монголии (всего в ЦС вошли 95 чел.) и 1 кандидат (всего в составе ЦС было 32 кандидата). По решению Центрального Совета СВБ, был установлен обязательный минимум для Бурят-Монголии по подбору слушателей на антирелигиозный факультет при Радиоуниверситете

— 10 чел. (всего по СССР — 1510 чел.).

Тем не менее в 1930 г. было выявлено, что антирелигиозная работа в отношении ламаизма была организована намного слабее, чем в отношении других религий. Безбожников призывали усилить работу на местах — прежде всего, «разоблачать. взгляд о том, что ламаизм есть неотъемлемая часть национальной культуры бурят-монгол», дацаны — это «национальнокультурные центры», а ламство — «своеобразная национальная интеллигенция». Местные безбожники должны были также «взять на себя инициативу в борьбе за законодательное запрещение ламской медицины», вскрывать «эксплуататорскую сущность ламаистских праздников», разоблачать «контрреволюционную роль ламства — союзников ноенатства и байства» [1, 1930, № 8—9, с. 51].

В связи с началом массовой коллективизации, была выдвинута задача поставить антибуддийскую пропаганду на «классовую точку зрения», в том числе вскрывать классовое «происхождение буддизма» [5, ф. 5407, оп. 1, д. 107, л. 57]. В июне 1931 г. борьба с буддизмом обсуждалась на III пленуме Центрального совета СВБ в рамках доклада М. С. Кобецкого «Итоги и перспективы антирелигиозной работы среди национальностей СССР». в 1932 г. СВБ выпустил свои первые антибуддийские брошюры на русском и бурятском языках — «Происхождение буддизма» (2600 экз.) и «Ламаизм и война» (2000 экз.).

Однако деятельность безбожников в Бу-рят-Монголии и Калмыкии была недостаточно продуктивной и качественной. Она постоянно подвергалась критике. Формы работы бурятских безбожников (диспуты, карнавалы) были расценены как «легковесные». Непоследовательность деятельности безбожников проявилась в том, что они не смогли использовать в антирелигиозной пропаганде «положительные», с точки зрения руководящих органов СВБ, результаты диспутов с буддистами [1, 1930, № 8-9, с. 54]. Вяло продвигалась работа по борьбе с буддийскими праздниками. Отмечалось, что «особенно безобразно встретили местные антирелигиозники цам», не подготовив в противовес ему своё мероприятие. Хотя они пытались организовать антирелигиозный вечер, но «так скверно оповестили о нём население, что кроме них самих

почти никто не явился» (пришло меньше 10 чел.) [1, 1933, № 6, с. 30].

Бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) в ноябре 1930 г. приняло решение, что «работу Союза воинствующих безбожников необходимо в корне перестроить в сторону усиления широкой массовой работы, превращая союз в многотысячную оргцию», при этом «всемерно укрепив материальную базу оргции СВБ из культурно-просветительских средств различных общественных организаций». Тем не менее работа безбожников подверглась критике на 7-й партконференции Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) в январе 1931 г. из уст руководителя обкома М. Н. Ербанова, который подчеркнул, что, несмотря на имеющиеся в работе Союза воинствующих безбожников «определённые достижения» и «значительное увеличение организаций», «качество работы ячеек безбожников всё ещё слабо» [9, ф. 17, оп. 21, д. 592, л. 409; д. 563, л. 35]. В 1933 г. центральные органы СВБ констатировали, что в выявленном ими «упадке религии» в Бурят-Монголии было «мало заслуг бурятских безбожников», которые «дремлют». В частности, из 42 ячеек СВБ, зарегистрированных в Селенгинском аймаке республики, реально работала только одна (в Бурят-Монгольском техникуме животноводства). Отмечалось, что «классовый враг трудящихся стремится удержать их под своим влиянием, а в противовес ему СВБ Бурятии проявляет полную пассивность» [1, 1933, № 6, с. 29—30]. Было выявлено неблагополучное состояние «антирелигиозной литературы на национальных языках». В основном, она представляла собой издания, переведённые с русского языка, в которых «разоблачение антинаучного, контрреволюционного содержания религии строится обычно на критике православия», что не было «убедительным» для представителей «националов» [8, с. 90], в том числе приверженцев буддизма.

Партийные власти Бурят-Монголии и Калмыкии пытались развить и усилить деятельность местных ячеек Союза воинствующих безбожников. В феврале 1930 г. в Бурят-Монголии был объявлен Месячник антирелигиозной пропаганды, одной из целей которого было «превращение СВБ в действительно массовую организацию». В 1933 г. безбожников Бурят-Монголии призывали «встрепенуться» и «приступить к активной борьбе с ламаизмом не только на словах, но и на деле» [1, 1933, № 6, с. 30].

Как известно, в период 1933—1937 гг. антирелигиозная пропаганда в СССР была ослаблена как в связи с уверенностью в скором отмирании религии, так и в связи с нагнетанием административных и репрессивных мер в отношении религиозных институтов и священнослужителей,

которыми и планировалось решить «религиозную проблему». Однако после получения результатов переписи населения 1937 г., которые показали сохранявшуюся высокую религиозность населения, деятельность СВБ была вновь усилена, в том числе в плане антибуддийской пропаганды.

На Х пленуме Калмыцкого обкома ВКП(б) в январе 1937 г. были озвучены тревожные вести о том, что «в результате ослабления антирелигиозной пропаганды имеет место некоторое оживление деятельности церковников и попов». Обком потребовал от всех партийных и комсомольских организаций «оживить работу низовых организаций СВБ». В августе 1937 г. на заседании бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) вновь порицалось «совершенно неудовлетворительное состояние антирелигиозной пропаганды» и слабое «организационное укрепление Союза воинствующих безбожников». Бюро постановило «в каждом колхозе, совхозе, МТС, МСС, предприятии, школе, учреждении в течение ближайших двух месяцев организовать ячейки СВБ», «укрепить улусные Оргбюро СВБ работоспособными кадрами, могущими обеспечить своим руководством развёртывание антирелигиозной пропаганды в улусе, создать необходимые условия для их работы, обеспечить средствами, помещением и т. д.». В июле 1937 г. Республиканский совет СВБ и Отдел школ докладывали на заседании Бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) по вопросу «О развёртывании антирелигиозной работы по республике». Не смотря на это? в октябре 1937 г. на III Пленуме Калмыцкого обкома ВКП(б) была вновь констатирована «запущенность антирелигиозной работы». Пленум поручил Бюро обкома «восстановить работу Союза воинствующих безбожников, укрепить [его] проверенными кадрами и наметить практические мероприятия по организации антирелигиозной пропаганды» [9, ф. 17, оп. 21, д. 1856, л. 5, 63; д. 1884, л. 106, 65].

В ноябре 1938 г. в Калмыцкую организацию Союза воинствующих безбожников выезжал инструктор Центрального совета СВБ. В декабре 1938 г. в Элисте состоялась городская конференция СВБ, которая приняла решение создать местные ячейки СВБ. В конце 1939 г. в Калмыкии была организована 1-я республиканская конференция СВБ, после которой было активизировано создание ячеек СВБ в учреждениях и организациях. На местах были проведены лекции, в том числе на тему «Буддизм, его происхождение и классовая сущность», а также 12-дневный республиканский семинар антирелигиозников [6, с. 115—116].

Попытка усилить антибуддийскую работу была предпринята и в Бурят-Монголии. С января

по октябрь 1937 г. в Улан-Удэ было проведено 217 антирелигиозных лекций, которые посетили 15 тыс. чел., в Улан-Удэ и 4-х аймаках республики были организованы 7-дневные антирелигиозные курсы, обучение на которых прошли 84 чел. [5, ф. 5407, оп. 1, д. 107, л. 50, 61]. В ноябре 1937 г. Бурят-Монгольский республиканский совет СВБ выступал с отчётом перед Центральным советом СВБ [5, ф. 5407, оп. 1, д. 107, л. 9]. В 1938 г. был проведён съезд Союза воинствующих безбожников в Бурято-Монголии.

На усиление антибуддийской пропаганды были направлены усилия центральных органов Союза воинствующих безбожников. Проект программы для антирелигиозных кружков, опубликованный в 1938 г., включал в себя тему «Буддизм, его происхождение и классовая сущность» со следующими разделами: «Борьба ламства против советской власти в период гражданской войны и в последующие годы социалистического строительства», «Ламы на службе японского империализма», «Связь некоторых ламаистских служителей культа с буржуазными националистами и троцкистско-бухаринскими наймитами фашизма в Бурят-Монголии и Калмыкии».

Однако значительных успехов безбожники в своей антибуддийской деятельности так и не добились. В октябре 1939 г. Бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) подвергло критике «состояние антирелигиозной работы в Селенгинском аймаке», где «айсовет СВБ бездействует... не ведётся антирелигиозной пропаганды и агитации среди населения» [9, ф. 17, оп. 121, д. 625, л. 52]. В январе 1940 г. Бюро Калмыцкого обкома указало, что «особое внимание должно быть обращено на улучшение дела антирелигиозной пропаганды и работу других добровольных обществ» [9, ф. 17, оп. 22, д. 1162, л. 12]. На 17-й Калмыцкой областной конференции ВКП(б) в марте 1940 г. было оглашено, что «проведена республиканская конференция СВБ, республиканские курсы СВБ», «почти во всех улусах были проведены конференции СВБ», «созданы улусные комитеты», а в тех улусах, «где не было конференций, — оргкомитеты». Однако отмечалось, что всё равно «работа добровольных обществ», в том числе СВБ, «по республике поставлена из рук вон плохо». Основной причиной «слабой работы добровольных обществ» партийное руководство видело «недооценку их на местах» [9, ф. 17, оп. 22, д. 1152, л. 30—31]. На заседании Бюро Калмыцкого обкома в июне 1940 г. было отмечено «некоторое улучшение работы» республиканского совета СВБ в конце 1939 г. и начале 1940 г., однако его работа была признана «неудовлетворительной», в том числе потому, что он «совершенно недостаточно орга-

низует массовую антирелигиозную пропаганду среди населения» [9, ф. 17, оп. 22, д. 1167, л. 121]. Члены Союза воинствующих безбожников, в свою очередь, подвергали партийные органы встречной критике. В частности, в конце 1939 г. на 1-й республиканской конференции СВБ в Бурят-Монголии было указано на слабое руководство антирелигиозной работой со стороны отдела пропаганды и агитации обкома ВКП(б) [6, с. 116].

Постоянная тревога партийных органов за деятельность СВБ и обоюдная критика, которой обменивались партия и СВБ, говорит о неудаче попытки создать массовое и эффективное антибуддийское движение в Бурят-Монголии и Калмыкии. Успехи воинствующего атеизма в Бурят-Монголии к началу 1930-х гг. были весьма скромными, а СВБ так и не стал массовой организацией [7, с. 9]. Позднейшие попытки расширить деятельность этого антирелигиозного общества в Бурят-Монголии провалились [10, с. 453]. В Калмыкии многие ячейки СВБ существовали только на бумаге [6, с. 117].

Количество членов СВБ в Бурят-Монголии и Калмыкии было небольшим, причём, вряд ли все люди, числившиеся в этой организации, действительно принимали участие в её работе. В Бурят-Монголии в 1928 г. насчитывалось 928 членов СВБ, в феврале 1929 г. — около 3 тыс., к 1929 г. — 4 тыс., в декабре 1930 г. — 12 тыс., в 1931 г. — 11 тыс., в 1938 г. — 13,6 тыс. В Калмыкии в 1927 г. было всего 500 членов СВБ. Даже если представить, что все члены СВБ в этих республиках были бурятами и калмыками по национальности, что маловероятно, то лишь 6,2% бурят и 0,4% калмыков состояли в этой организации, а их общая численность среди членов СВБ по всей стране (5 млн чел.) составляла 0,3%.

Перекладывание ответственности за антибуддийскую пропаганду и фактическое бездействие безбожников в сфере борьбы с буддизмом в конце 1930-х гг. объясняется тем, что, во-первых, антирелигиозная пропаганда уже не рассматривалась в качестве основного средства борьбы с буддийской религией. Главную роль здесь стали играть репрессии в отношении священнослужителей и верующих, принудительное закрытие буддийских храмов и монастырей, варварское уничтожение священных книг и предметов культа. Во-вторых, власти уверились в том, что с полной ликвидацией

этих институтов к концу 1930-х гг. основной этап борьбы с буддизмом был выигран. Поэтому в начале 1940-х гг. в антирелигиозной пропаганде СВБ число антибуддийских материалов существенно сократилось. Стало гораздо меньше конкретизации по теме этой религии, использования термина «буддизм», что было заметно по антирелигиозным публикациям, посвящённым ситуации в Японии, в которых использовался только термин «религия». В 1940 г. в журнале «Безбожник» не было опубликовано ни одной статьи на «буддийскую тему», в 1941 г. - только одна. В журнале «Антирелигиозник» в 1940 г. и 1941 г. буддизм упоминался лишь вскользь. После начала Великой Отечественной войны Союз воинствующих безбожников был де-факто распущен, а антирелигиозная пропаганда прекращена.

Библиографический список

1. Антирелигиозник : журнал, Орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР [Текст].

2. Безбожник : журнал, Орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР [Текст].

3. Борисов Т. Калмыкия. Историко-политический и социально-экономический очерк [Текст]. - М.-Л. : ГИЗ, 1926. - 100 с.

4. В. Б. Программа и методы работы антирелигиозного кружка [Текст] // Калмыцкая степь.

- 1928. - № 2 (5).

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) [Текст].

6. Дорджиева Г. Ш. Буддийская церковь в Калмыкии в конце XIX - первой половине XX века [Текст]. - М.: ИРИ РАН, 2001. - 177 с.

7. Политические репрессии 1930-х гг. на территории Бурятии [Текст] // матер. респ. науч.-практ. конф. «Памяти жертв политических репрессий 30-х гг. ХХ века» от 27 октября 2007 г. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского государственного университета, 2007. - 108 с.

8. Лукачевский А. Т. Антирелигиозная пропаганда на современном этапе [Текст]. - М. : ОГИЗ - Гос. антирел. издат., 1936. - 97 с.

9. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) [Текст].

10. Kolarz W. Religion in the USSR [Текст]. -London, Macmillan and Co; New York : St. Martin’s Press, 1961. - 518 p.

Материалы поступили в редакцию 17.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.