Научная статья на тему 'Возникновение и деятельность Союза воинствующих безбожников в 1920-1940 годы в Оренбургской области'

Возникновение и деятельность Союза воинствующих безбожников в 1920-1940 годы в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1832
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА / АТЕИЗМ / СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗ$ БОЖНИКОВ / «БЕЗБОЖНИК» / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрелец Никита Юрьевич

С середины 1920-х годов заметную роль в общественной жизни страны стал играть Союз без$ божников, строящийся как широкая антирелигиозная организация. Он возник в 1924 г. (офици$ ально в 1925 г., когда состоялся I съезд членов Общества друзей газеты «Безбожник») и был официально расформирован только в 1947 году. Основу общества составляли местные антирели$ гиозные кружки. Его функции потом перешли к секциям научного атеизма Всесоюзного общества «Знание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Стрелец Никита Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение и деятельность Союза воинствующих безбожников в 1920-1940 годы в Оренбургской области»

Стрелец Н.Ю.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ В 1920-1940 ГОДЫ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

С середины 1920-х годов заметную роль в общественной жизни страны стал играть Союз безбожников, строящийся как широкая антирелигиозная организация. Он возник в 1924 г. (официально - в 1925 г., когда состоялся I съезд членов Общества друзей газеты «Безбожник») и был официально расформирован только в 1947 году. Основу общества составляли местные антирелигиозные кружки. Его функции потом перешли к секциям научного атеизма Всесоюзного общества «Знание».

Ключевые слова: антирелигиозная агитация и пропаганда, атеизм, Союз воинствующих безбожников, «безбожник», Оренбургская область.

Цель антирелигиозной работы, проводив-

шейся советской администрацией, содержалась в том, чтобы развенчать религию, подорвать власть над умами и душами со стороны духовенства. По мнению А.М. Коллонтай, реализовать это могла не столько агитация против Церкви, сколько целостное, научное, материалистическое миросозерцание [8, с. 64].

Одно из первых мест в антирелигиозной работе В.И. Ленин отводил философскому обоснованию атеизма, подчеркивая органическую связь пропаганды воинствующего материализма и научного атеизма.

В соответствии с содержанием антирелигиозной пропаганды менялись формы и средства ее проведения, осуществлялся переход от агитационных методов работы к пропагандистским. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б), проверяя состояние антирелигиозной пропаганды в ряде губерний в первой половине 1923 г., констатировал, что она начала проводиться в марксистских кружках повышенного типа, в кружках при совпартшколах, клубах.

В развитии теории и практики научного атеизма большую роль сыграла антирелигиозная периодическая печать и научно-популярная литература. О широком распространении среди пролетариев атеистических журналов и газет есть немало свидетельств. Так, например, редактор журнала «Революция и церковь» П.А. Красиков сообщал В.И. Ленину в 1919 г. о том, что интерес к журналу колоссальный. О популяризации журнала свидетельствует сравнительно большой для того времени тираж - 30-40 тыс. экземпляров.

Большое внимание изданию антирелигиозной литературы уделял Е.М. Ярославский (Губельман Миней Израилевич (1878-1943),

он также возглавлял ряд центральных печатных органов, являлся членом редколлегии «Правды». С 1921 по 1943 г. являлся председателем Центрального совета Союза воинствующих безбожников, стоял во главе антирелигиозной работы, которая велась советской властью [11, с. 59].

В результате роста атеизма уже в начале 20-х годов предпринимались первые попытки создания добровольных организаций атеистов.

18 августа 1921 г. на собрании безбожников г. Воронежа возникло первое добровольное объединение атеистов - Воронежский союз атеистов (Общество антирелигиозной пропаганды и агитации). Инициатором его создания и председателем был В.А. Шишаков. Воронежский союз атеистов объединял 20 человек. Члены союза атеистов выступали с лекциями перед рабочими и крестьянами, организовывали диспуты с духовенством, ставили антирелигиозные спектакли, издавали брошюры по атеизму. С образованием в Москве в августе 1924 г. Общества друзей газеты «Безбожник», Воронежский союз атеистов был принят в это общество и стал одной из самых активных организаций Союза безбожников. Осенью 1923 г. образовался Московский союз безбожников, объединившийся вокруг журнала «Безбожник у станка», который издавался Московским комитетом партии. Союз объединял атеистов Москвы и губернии [10, с. 79]. Летом 1924 г. в Северодвинской губернии на базе Красавинского кружка образовалось общество «Атеист», численностью 350 человек. Все эти союзы и общества действовали независимо друг от друга.

Особый интерес читателей вызывала еженедельная газета антирелигиозной ориентированности «Безбожник», публиковавшаяся в Советском Союзе с 21 декабря 1922 года по 20

июля 1941 года (с перерывом с января 1935 по март 1938) [12, с. 58]. Газета была печатным изданием Центрального совета СВБ. Первостепенной задачей являлась атеистическая пропаганда.

В газете активно публиковались Е.М. Ярославский (главный редактор), И.И. Скворцов-Степанов, Н.А. Семашко.

Помимо газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске журналов антирелигиозной направленности «Безбожный крокодил» (1924—1925) и «Безбожник» (1923—1941) [12, с. 59] (в 1923—1932 назывался «Безбожник у станка») [11, с. 283].

Постепенно стали возникать кружки друзей газеты «Безбожник». Но местные союзы, общества и кружки атеистов работали не связано друг с другом. В октябре 1923 г. газета «Безбожник» на своих страницах поставила вопрос о создании всероссийского общества атеистов.

27 августа 1924 г. в редакции газеты «Безбожник» (Тверская, 35) состоялось учредительное собрание, на котором присутствовало 48 корреспондентов газеты, главным образом из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, а также из Татарстана и Башкирии. Это небольшое по численности собрание учредило Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ), положившее начало будущему Союзу воинствующих безбожников СССР.

Участники учредительного собрания приняли обращение, в котором говорилось о том, что общее собрание друзей газеты «Безбожник» призывает всех ведущих активную борьбу с религией сплотиться вокруг газеты, для «выработки единой тактики антирелигиозной работы, а также о том, что среди работников безбожного фронта недопустим разнобой и кустарничество, что необходимо создать стройную, единую организацию борцов за раскрепощение человечества от религиозного дурмана» [10, с. 79].

Известие об учреждении в Москве Общества друзей газеты «Безбожник» вызвало быстрый рост ячеек на местах. В октябре 1924 г. агитационно-пропагандистский отдел СевероЗападного бюро РКП(б) решил организовать в Ленинградской области отделения и ячейки общества. В декабре 1924 г. состоялась объединенная конференция ячеек ОДГБ Владикавказского округа, Ингушской и Осетинской областей. По данным исполнительного бюро ОДГБ, к апрелю 1925 г. в стране было учтено свыше 100 тыс. членов общества [10, с. 82].

Однако учреждение Общества друзей газеты «Безбожник» в августе 1924 г. не решило вопроса объединения атеистов по всей стране в единую организацию. Задачу создания всесоюзного общества с едиными организационными и идейными принципами выполнил I съезд корреспондентов газеты «Безбожник» и членов ОДГБ, проходивший в Москве с 19 по 26 апреля 1925 г.

Съезд принял устав общества, избрал центральный совет, состоящий из 40 человек, в который вошли видные партийные и государственные деятели - И.И. Скворцов-Степанов, П.А. Красиков, П.Г. Смидович, ученые Б.М. Завадский, Вл. Сарабьянов и др. Пленум ЦС ОДГБ избрал исполнительное бюро в составе 10 человек во главе с Е. Ярославским.

На основе сформированных I съездом ОДГБ организационных и идейных принципов к началу июня 1925 г. объединились все местные добровольные общества атеистов, в том числе и Московский союз безбожников. Рабочий президиум исполнительного бюро ЦС ОДГБ 5 июня 1925 г. принял решение о том, что ввиду закончившегося организационного периода в строительстве общества и слияния его со всеми прочими антирелигиозными организациями считать целесообразным переименование общества в «Союз безбожников СССР». Всем без исключения антирелигиозным обществам предлагалось принять это название.

В Москве 11 — 15 июня 1929 года состоялся II съезд Союза безбожников, собравший 1200 делегатов (среди них были 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся) [13, с. 46]. Участвовали также приглашенные делегации Интернационала пролетарских свободомыслящих (ИПС) из Австрии, Бельгии, Германии, Франции и др. На съезде выступили Бухарин, Луначарский, В. Маяковский, Д. Бедный, М. Горький. Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», а также одобрил новую редакцию Устава СВБ СССР. На съезде произошло оформление детского безбожного движения в организацию Юных воинствующих безбожников (ЮВБ СССР) [19, Л. 34].

С первых дней своей деятельности Союз безбожников получал постоянную поддержку и помощь со стороны Центрального комитета. Руководящие указания партии лежали в основе всей работы СВБ. Оргбюро ЦК РКП(б) 15 декабря 1924 г. заслушало доклад антирели-

гиозной комиссии об итогах учредительного собрания корреспондентов газеты «Безбожник» и приняло постановление, в котором поддерживало создание антирелигиозного Общества друзей газеты «Безбожник». Агитационно-пропагандистскому отделу ЦК совместно с представителями Московского и Ленинградского комитетов партии поручалось обсудить основные положения устава этого общества, поддерживалось так же предложение о созыве съезда корреспондентов газеты «Безбожник» [9, с. 68].

Обсуждая итоги первого съезда ОДГБ, Секретариат ЦК РКП(б) 21 мая 1925 г. утвердил устав ОДГБ и предложил партийным комитетам вовлечь в общество все другие организации, ведущие антирелигиозную пропаганду в пределах СССР, а также все антирелигиозные кружки, семинары и т. д., провести в трехмесячный срок в губерниях, уездах и национальных республиках конференции безбожников и выборы местных советов общества.

Партийные организации содействовали и помогали формированию местных организаций Союза безбожников. Начиная с июня 1925 г. повсеместно проходили губернские, окружные и уездные конференции Союза безбожников. Только в 1927 г. было проведено, по неполным данным, 137 местных съездов и конференций.

В целях усиления партийного руководства деятельностью Союза безбожников Центральный комитет партии четыре раза - в 1926, 1928, 1929 и 1935 гг. - созывал партийные совещания по антирелигиозной работе, на которых обобщалась деятельность СВБ, определялись задачи атеистической пропаганды [10, с. 84-85].

По территориальному признаку структурная организация Союза воинствующих безбожников была следующей: главным органом был Центральный совет СВБ, нижестоящим являлся Губернский (областной) совет, ему подчинялся Уездный (окружной) совет Союза, а самой малой структурной единицей являлась местная ячейка, которая образовывалась на местах (в колхозе, на заводе, в доме культуры и т. д.).

Относительно образования ячеек СВБ на местах в Положении о местных отделениях Союза безбожников СССР говорилось о том, что в целях успешного разрешения задач, стоящих перед Союзом безбожников СССР, во всех областях, губерниях, уездах и волостях должны образовываться местные, краевые, областные, губернские, уездные и волостные советы Союза безбожников СССР

Особые республики и автономные области создавали свои центральные советы, которые действовали на основании особых положений, согласованных с Центральным советом Союза безбожников СССР, с числом членов, согласно местным условиям.

Губернские, областные, уездные и волостные советы избирались на конференциях. Губернские и областные советы избирались в количестве 9 человек, уездные - 7, а волостные -5 человек, с обязательным включением в указанное число представителей от местных, комсомольских и партийных организаций. Из этой среды рабочий президиум выделял 3 или 5 человек, которые и вели всю ежедневную текущую работу. Там, где было необходимо, одному из членов президиума поручалась работа с национальными меньшинствами [15, Л. 11].

По мере надобности, но не реже одного раза в месяц, рабочий президиум созывал совет общества, перед которым отчитывался о проделанной им работе. Как правило, местные советы не организовали особых аппаратов, а опирались в своей работе на соответствующие органы и учреждения (агитпропы, политпрос-веты, культурные отделы и пр.).

Рабочий президиум, по мере надобности, созывал комиссию из представителей советских и партийных организаций (агитпропа, комсомола, женотдела, нацмен).

Что же касается обязанностей рабочего президиума, то они заключались в следующем:

а) организация, направление и контроль над всей работой по линии безбожия в области, губернии, уезде или волости;

б) выполнение и проведение в жизнь всех постановлений и распоряжений вышестоящего органа Союза безбожников;

в) учет работы на местах.

Ежемесячно, согласно уставу, рабочий президиум отправлял в ЦС проценты с членских взносов и раз в два месяца отчет о проделанной работе.

В Оренбургской губернии губернское оргбюро Союза воинствующих безбожников было образовано в феврале 1926 года. В Челябинской губернии решение о создании совета СВБ было принято в декабре 1929 года [14]. По принципу представительства различных организаций в состав Оренбургского уездного оргбюро входили: от Агитационно-пропагандистского отдела (АПО) Уездного комитета (Укома) ВКП(б) - И. Колко-дав, от Укома ВЛКСМ - П. Литвиненко.

По Оренбургскому уезду организация СВБ имела 19 ячеек и 3 волостных совета. Членов Союза безбожников в организации насчитывалось 386 человек. Из них: по национальности: русских - 364, нацмен - 22; по роду занятий: рабочих - 43, крестьян - 153, батраков - 12, служащих - 178; по полу: мужчин - 341, женщин -45; по партийности: коммунистов - 144, комсомольцев - 84, беспартийных - 158 [17, Л. 1].

По национальному признаку подавляющее большинство членов, находившихся в уездных ячейках Союза, составляли русские - 94%, другие национальности составляли лишь 6% от общего состава членов.

По роду занятий большинство членов, занимавшихся антирелигиозной деятельностью в Союзе безбожников, составляли служащие -46%; на втором месте были крестьяне - 40%, рабочие составляли 11% от общего состава членов, что говорит о сравнительно небольшой степени вовлеченности их в деятельность Союза; доля батраков составляла 12%.

По партийной принадлежности основную массу Союза безбожников в Оренбургском уезде составляли беспартийные - 41%, в то время как коммунистов насчитывалось 37,3%, на долю комсомольцев приходилось 21,7% членов. По половому признаку доля мужчин от общего числа служащих составляла 86,6%, в то время как женщин всего лишь 13,4%.

Таблица 1. Сведения по ячейке Союза безбожников при партийной ячейке ВКП(б) г. Оренбурга от 23 ноября 1926 г. [17, л. 4]

Наименование волкома Оренбургский

Наименование ячеек Ячейка Безбожников при ВКП(б) ГВУ города Оренбурга

Число членов Всего 35

Мужчин 28

Женщин 7

По партийности Членов ВКП(б) 15

Кандидатов ВКП(б) 4

Членов ВЛКСМ 10

Беспартийных 6

По национальности Русских 32

Других национальностей 3

По социальному положению Рабочих 7

Крестьян 4

Служащих 18

Безработных 6

По возрасту До 18 лет 3

От 18 до 25 лет 9

От 25 до 40 лет 22

Из всего состава организации в городе Оренбурге находились 2 ячейки, насчитывавшие 74 члена, что составляло 41,6% всего числа служащих в организации. Но данные сведения не полны - имелся ряд ячеек, которые еще не встали на учет. Так, например, по данным оргбюро Союза безбожников, в Оренбургской волости членов Союза безбожников насчитывалось до 250 человек [17, Л. 3].

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что, как и по всему уезду, в городе большинство членов ячейки были мужчины, по национальной принадлежности русские, в возрасте старше 25 лет, но не беспартийные, а преимущественно члены ВКП(б) и комсомольцы. Молодые люди, возраст которых не достиг 18 лет, были в меньшинстве - 8,8% [17, Л. 4]. По роду занятий основную массу, как и по уезду в целом, составляли служащие. Так как ячейка находилась в городе, то доля рабочих была выше, чем по уезду в целом, и, вследствие этого же, совершенно отсутствовали крестьяне.

В области руководства организацией, волостным комитетам и ячейкам Организационное бюро давало ряд указаний по вопросам практической работы, количественного роста, членского состава, а так же учета и отчетности. Проходившие совещания при АПО Укома ВКП(б) и в политпросвете были использованы для постановки на них вопросов работы Союза безбожников.

Для всех ячеек были выработаны и разосланы на места рабочие задания в виде примерного плана работы. В основном содержанием этих рабочих заданий являлись вопросы:

а) увязки работы с избой-читальней;

б) работы в уголках;

в) работы с газетой и журналом;

г) организации кружковой работы;

д) работы в стенгазетах;

е) изучения религиозного движения;

ж) массовой работы.

По вопросу организации ячеек Союза безбожников на местах существовали соответствующие инструкции, в которых подробно описывалось, как правильно образовать ячейку, какие мероприятия необходимо после этого провести, как правильно составить план последующей работы и многое другое.

Такая инструкция облегчала основание ячейки, помогала правильно поставить антирелигиозную работу на местах, делала ее более целенаправленной и планомерной [15, Л. 8].

Согласно данной инструкции, явившись в деревню, на завод, в жилтоварищество, в школу или в детдом, организатору ячейки первым делом необходимо связаться с местными партийными, советскими, профессиональными и прочими (комитет, ячейка, правление) организациями данной местности, учреждениями или предприятиями. Затем при их помощи наметить ядро ячейки из трех или более активных безбожников. С ними необходимо было провести предварительное совещание, наметить день и час общего собрания, а так же организационного собрания кандидатов в бюро ячейки СБ и кандидатов в председатели и секретари общего собрания.

На следующем этапе проводилось организационное собрание. На нем избирались выдвинутые организационным бюро председатель и секретарь общего собрания, затем утверждалась повестка дня и в обязательном порядке делался информационный доклад о деятельности Союза безбожников СССР. В докладе подробно разъяснялось, для чего организован Союз безбожников, и какие он ставит перед собой задачи, кто имеет право быть членом Союза и каковы, в свою очередь, его задачи и обязанности. После ознакомления с уставом, который так же, как и доклад о деятельности Союза, зачитывался в порядке информации, осуществлялась запись новых безбожников. Запись новых членов предписывалось совершать внимательно и осторожно, чтобы в ряды Союза не попали «недостаточно твердые в безбожии члены», либо такие, которые использовали путь грубых напоров на веру и издевок над религией [10, с. 87].

После окончания данной процедуры записавшиеся члены устраивали небольшое совещание для выбора бюро ячейки.

Проводилась предварительная запись в члены бюро путем заполнения анкет, форму которых получали из местного совета Союза безбожников, а в случае его отсутствия из Центрального совета Союза безбожников СССР, который находился по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 35 [15, Л. 8 об].

Так, например, в протоколе организационного собрания членов Павловской ячейки Союза безбожников, которое состоялось 25 февраля 1927 года и на котором присутствовало 13 человек на повестку дня были поставлены два вопроса:

1) о создании бюро ячейки;

2) об установлении времени общих собраний членов.

После предложения товарища Еревина было решено создать бюро ячейки из следующих товарищей: самого Еревина, Орлова и Жученко. Что же касается установления времени общих собраний членов Союза, то было решено устраивать их по воскресным дням еженедельно, так как все члены ячейки в этот день были свободны [17, Л. 5].

Утверждение в члены Союза и исключение из его состава осуществлялось согласно уставу СВБ.

Избранное бюро ячейки, состоявшее из наиболее активных и умелых безбожников, предварительно намечало план работы ячейки, который затем предлагался на утверждение общему собранию. После утверждения плана бюро ячейки должно было следить за его выполнением и тщательным проведением в жизнь.

План работы составлялся применительно к местным условиям, в каждом отдельном случае в зависимости от них видоизменяясь. Как правило, первоначально осуществлялась коллективная подписка на газету «Безбожник», а затем происходила организация ячейковой антирелигиозной читальни и библиотечки. Списки книг и сами библиотечки ценою от рубля до 100 руб. получали из Центрального совета Союза безбожников СССР.

Затем организовывался уголок безбожника. Вся необходимая литература для его устройства, а также плакаты, лозунги, галереи безбожника и пр. можно было выписать из центра. Стоимость плакатов и лозунгов объявлялась в газете «Безбожник».

Таковы были первые мероприятия, которые проводила организационная ячейка СВБ.

В случае отсутствия уездного или губернского отделения Союза безбожников СССР образовавшиеся на местах ячейки относились непосредственно к Центральному совету, присылая ежемесячно отчеты о составе и количестве членов ячейки Союза безбожников и проделанной за месяц работе. После того, как организовывался уездный или губернский центр -ячейки относились непосредственно к ним [15, Л. 8 об].

Что касается материальной базы ячеек Союза, то основным средством получения денег являлись процентные отчисления от членских

взносов, собираемых по мере раздачи членского билета.

Так, например, в селе Павловка на общем собрании членов ячейки Союза безбожников рассматривался вопрос о поиске средств для приобретения антирелигиозной литературы. Было решено незамедлительно собрать членский взнос со всех членов ячейки и 50% от него использовать на выписку журналов и газет [17, Л. 8].

В 1926 году от губернского бюро Союза безбожников в уездное оргбюро было получено 800 билетов, из которых было роздано 786, и осталось 14 билетов. Денег в организации находилось 64 рубля 49 копеек, в том числе было занято у АПО Укома ВКП(б) 48 рублей, отчислений 5 рублей 48 копеек, за билеты было отдано 11 рублей 01 копейка.

Расход составлял 62 руб. 07 коп. Из них: возврат долга 12 руб. 49 коп., возврат за билеты 49 руб. 58 коп., на канцелярские нужды было потрачено 1 руб. 58 коп. Остаток на 7 марта 1927 г. составлял 2 руб. 42 коп. [17, Л. 1].

Рабочий президиум в целях добывания средств на нужды антирелигиозной пропаганды мог открывать подсобные доходные предприятия, но в каждом отдельном случае -с санкции местного парторгана и с последующим утверждением ЦК Союза безбожников СССР.

Для усиления средств отдела рабочий президиум мог устраивать спектакли и собирать пожертвования среди своих членов.

В инструкции по организации ячеек Союза безбожников СССР относительно материальных средств говорилось следующее: для устройства уголка безбожника, читальни, библиотечки, вечеров и прочего ячейка должна взыскивать средства самостоятельно, путем членских взносов и единовременных сборов со всех членов, продажи литературы, устройства платных концертов, спектаклей и прочего. Организации дела безбожия в определенной местности каждый член ячейки должен был содействовать и личным трудом (плотник - по строительству, переплетчик - по сохранению книжек, лектор - своей лекцией). Организация ячейки строилась по базовой системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взимание и отчисление членских взносов ячейками и местными отделами Союза безбожников проходило ряд этапов:

Во-первых, членский (ежемесячный) взнос устанавливался следующим образом: для чле-

нов городских ячеек Союза безбожников - 5 копеек, для членов деревенских ячеек Союза безбожников - 2 копейки. Лица, не имеющие личного заработка (безработные, красноармейцы, частично учащиеся), совершенно освобождались от этих обязательств.

Сбор членских взносов производился ячейками 4 раза в год: в марте, июне, сентябре и декабре по кварталам январь-февраль-март, апрель-май-июнь, июль-август-сентябрь, октябрь-ноябрь-декабрь [15, Л. 9].

Ячейки и местные отделения Союза безбожников СССР производили отчисления в вышестоящие органы Союза четыре раза в год (каждые 3 месяца) по следующему положению:

а) ячейка Союза безбожников СССР отчисляла в волостной совет Союза безбожников -50% своих ежемесячных поступлений членских взносов;

б) волостной совет Союза безбожников отчислял в уездный (окружной) совет - 80% своих ежемесячных поступлений членских взносов;

в) уездный (окружной) совет Союза безбожников отчислял в губернский (областной) совет - 75% своих ежемесячных поступлений членских взносов;

г) губернский совет Союза безбожников отчислял в ЦССБ - 1/3 суммы (33,1/3%) своих ежемесячных поступлений членских взносов.

В случае отсутствия какой-либо из указанных инструкций - членские отчисления передавались в следующую выше стоящую инстанцию без изменения установленной пропорции [15, Л. 10].

Таким образом, была поставлена точно и строго выстроенная система по взиманию и отчислению денежных средств, которые получались в результате сбора членских взносов.

Но помимо процентных отчислений от членских взносов организация Союза имела и другие источники поступления денежных и иных материальных средств. СВБ финансировался со стороны партии, а также различных государственных учреждений.

Так, в 1927 году политпросветом в помощь Союзу безбожников были выписаны для всех изб-читален журнал и газета «Безбожник» [17, Л. 1]. В подготовительный период проведения антипасхальной кампании в городе Оренбурге в 1931 году политпросвету (товарищам Варламовой и Бессоновой) поручалось укомплектовать библиотеки антипасхальной литературой и изъять «нетерпимую» литера-

туру, такую как евангелие. Книгоцентру и Городскому пропагандистскому отделу (Горпо) поручалось позаботиться о приобретении материалов для безбожных уголков [16, Л. 70]. В плане проведения антирождественской кампании 1931 года указывалось на то, что ячейкам СВБ необходимо добиться выделения средств из культурного фонда и фабрично-заводского комитета на антирелигиозную работу [18, Л. 85].

При вступлении в Союз воинствующих безбожников каждому члену выдавался членский билет. В нем содержались полные сведения о члене Союза: о его месте проживания, образовании, профессиональной принадлежности, о среде, из которой он происходил, а так же о его знаниях в области религии.

Таким образом, советское правительство, придерживаясь марксистско-ленинского учения в религиозном вопросе, с первых же дней после прихода к власти, начало претворять

Список литературы:

1. ГАОО Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 65.

2. ГАОО Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 78.

3. ГАОО Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 30.

4. ГАОО Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 41.

5. ГАОО Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 80.

6. ГАОО Ф. Р-617. Оп. 1. Д. З.

7. ГАОО Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 33.

8. Коллонтай, А.М. Попы еще работают // Деятели Октября о религии и церкви. - М., 1968.

9. Коновалов, Б.Н. Союз воинствующих безбожников // Вопросы религии и религиоведения. Часть 3: Институт научного атеизма - Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС.

10. Коновалов, Б.Н. К массовому атеизму. - М.: Наука, 1974.

11. Коновалов, Б.Н. Союз воинствующих безбожников. - М., 1967.

12. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). - М.: Флинта: Наука, 2003.

13. Олещук, Ф.Н. Пятилетие Союза воинствующих безбожников. - М., 1930.

14. Петров, Н. Благоденствующие безбожники // ЧР. 1937. 5 апр.; Подтяжкин Э. Багровое Рождество // ВЧ. 1990. 6 янв.

15. ЦДНИОО. Ф. 208. Оп. 1. Д. 593.

16. ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 2. Д. 193.

17. ЦДНИОО. Ф. 5. Оп. 5-1. Д. 390.

18. ЦДНИОО. Ф. 261. Оп. 1. Д. 126.

19. Шишаков, В. Союз воинствующих безбожников // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. - М, 1932.

Сведения об авторе:

Стрелец Никита Юрьевич, аспирант кафедры истории России Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372572, е-mail: [email protected]

UDC 9

Strelets N.Y.

Orenburg state university, e-mail: [email protected]

AND ACTIVITY OF THE UNION OF MILITANT ATHEISTS IN 1920-1940 IN ORENBURG

Since the mid-1920s a prominent role in public life was to play Union atheists, being built as a broad anti-religious organization. It originated in 1924 (officially - in 1925, the I Congress of the members of the «Society of Friends of the newspaper» atheist «), and was officially disbanded in 1947 only. The basis of the society were local antireligious groups. Its function is then passed to the sections of scientific atheism, All-Union Society «Knowledge».

Key words: anti-religious agitation and propaganda, atheism, the union militant atheists, «atheist», Orenburg region.

в жизнь данные антирелигиозные установки, поставив под жесткий идеологический контроль церковь и религиозную жизнь граждан новой страны.

Союз воинствующих безбожников на Южном Урале претворял в жизнь установки государства по этому вопросу. Борьба с религией являлась главной его целью.

Организация безбожников развивалась стремительно: из кружка «Общество друзей газеты «Безбожник», существовавшего в 1925 году, выросла огромная массовая организация, развернувшая свою деятельность по всей стране, в том числе и на Южном Урале. СВБ в Оренбургской и Челябинской областях представлял собой стройную систему, возглавляемую Центральным советом СВБ во главе с Ем. Ярославским, имел четко выстроенную схему поступления денежных средств и учета численности своих членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.