Научная статья на тему '"в основу антирелигиозного наступления должно быть положено всестороннее и коренное оживление деятельности безбожной организации. . . ": план антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/xii-29 г. По 15/ii-1930 г'

"в основу антирелигиозного наступления должно быть положено всестороннее и коренное оживление деятельности безбожной организации. . . ": план антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/xii-29 г. По 15/ii-1930 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ / ОМСК / РЕЛИГИЯ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / АТЕИЗМ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / LEAGUE OF MILITANT ATHEISTS / OMSK / RELIGION / ANTI-RELIGIOUS PROPAGANDA / ATHEISM / THE SOVIET REGIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушко А.В.

Публикуется значимый для истории г. Омска документ План антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/XII-29 г. по 15/II-1930 г. Ценность публикуемого исторического источника в том, что он даёт информацию об особенностях антирелигиозного наступления, развёрнутого властями в Омске в 1929 г. в рамках сталинской политики «великого перелома». В ходе анализа материалов о деятельности Союза Воинствующих Безбожников в Омске наглядно демонстрируется механизм партийного руководства деятельностью атеистов-общественников в СССР. Показаны безынициативность и слабость атеистического общественного движения в Омске, оказавшегося неспособным успешно проводить пропаганду атеизма без постоянного руководства, поддержки и контроля правящей партии. Работа представляет интерес для широкого круга читателей исследователей истории сталинизма и политики советского государства в отношении религиозных организаций, краеведов, священнослужителей и всех лиц, интересующихся антирелигиозной политикой в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Boosting the Activities of Atheistic Organization Should Be the Ground for an Antireligious Policy”: The Plan of Antireligious Campaign of Omsk League of Militant Atheists (December 15, 1929 - February 15, 1930)

The article cites the plan of antireligious campaign of Omsk League of Militant Atheists acting from December 15, 1929 to February 15, 1930, which is significant for Omsk history. The value of the published historical source consists in providing the information about the features of the antireligious campaign launched by Omsk authorities in 1929 within the framework of Stalin’s policy of the Great Break. The mechanism of party’s managing the activities of atheists and public figures in the USSR is clearly demonstrated through the analysis of materials on the League of Militant Atheists in Omsk.The article shows that due to the lack of initiative and its weakness the atheistic civic movement in Omsk was incapable of successfully carrying out propaganda of atheism without the constant leadership, support and control of the ruling party. The article is of interest to a wide range of readers such as researchers of Stalinism history and the policy of the Soviet state regarding religious organizations, local history experts, the clergy and those interested in antireligious policies in the USSR.

Текст научной работы на тему «"в основу антирелигиозного наступления должно быть положено всестороннее и коренное оживление деятельности безбожной организации. . . ": план антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/xii-29 г. По 15/ii-1930 г»

ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 189-195. УДК 94(47).084

Б01 10.25513/2312-1300.2019.1.189-195

А. В. Сушко

«В ОСНОВУ АНТИРЕЛИГИОЗНОГО НАСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛОЖЕНО ВСЕСТОРОННЕЕ И КОРЕННОЕ ОЖИВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗБОЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ...»: ПЛАН АНТИРЕЛИГИОЗНОГО НАСТУПЛЕНИЯ-ПОХОДА ОМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ С 15/Х11-29 г. ПО 15/11-1930 г.

Публикуется значимый для истории г. Омска документ - План антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/Х11-29 г. по 15/111930 г. Ценность публикуемого исторического источника в том, что он даёт информацию об особенностях антирелигиозного наступления, развёрнутого властями в Омске в 1929 г. в рамках сталинской политики «великого перелома». В ходе анализа материалов о деятельности Союза Воинствующих Безбожников в Омске наглядно демонстрируется механизм партийного руководства деятельностью атеистов-общественников в СССР. Показаны безынициативность и слабость атеистического общественного движения в Омске, оказавшегося неспособным успешно проводить пропаганду атеизма без постоянного руководства, поддержки и контроля правящей партии. Работа представляет интерес для широкого круга читателей - исследователей истории сталинизма и политики советского государства в отношении религиозных организаций, краеведов, священнослужителей и всех лиц, интересующихся антирелигиозной политикой в СССР.

Ключевые слова: Союз Воинствующих Безбожников; Омск; религия; антирелигиозная пропаганда; атеизм; советская власть.

A. V. Sushko

"BOOSTING THE ACTIVITIES OF ATHEISTIC ORGANIZATION SHOULD BE THE GROUND FOR AN ANTIRELIGIOUS POLICY": THE PLAN OF ANTIRELIGIOUS CAMPAIGN OF OMSK LEAGUE OF MILITANT ATHEISTS (DECEMBER 15, 1929 -

FEBRUARY 15, 1930)

The article cites the plan of antireligious campaign of Omsk League of Militant Atheists acting from December 15, 1929 to February 15, 1930, which is significant for Omsk history. The value of the published historical source consists in providing the information about the features of the antireligious campaign launched by Omsk authorities in 1929 within the framework of Stalin's policy of the Great Break. The mechanism of party's managing the activities of atheists and public figures in the USSR is clearly demonstrated through the analysis of materials on the League of Militant Atheists in Omsk.The article shows that due to the lack of initiative and its weakness the atheistic civic movement in Omsk was incapable of successfully carrying out propaganda of atheism without the constant leadership, support and control of the ruling party. The article is of interest to a wide range of readers such as researchers of Stalinism history and the policy of the Soviet state regarding religious organizations, local history experts, the clergy and those interested in antireligious policies in the USSR.

Keywords: League of Militant Atheists; Omsk; religion; antireligious propaganda; atheism; the Soviet regime.

© Сушко А. В., публикация, вступительная статья, 2019

В СССР 1929 г., по выражению И. В. Сталина, стал «годом великого перелома» на всех фронтах социалистического строительства. «Великий перелом» затронул все сферы общественной жизни. В рамках сталинской политики «культурная революция» проводилась властями параллельно с индустриализацией и коллективизацией и была направлена на формирование «нового советского человека», который должен был стать атеистом. В этой связи власть, провозгласив решительное наступление на религию, свернула политику «религиозного нэпа» проводившуюся на протяжении 1920-х гг.

Исследователь государственно-церковных отношений в СССР О. А. Гайлит следующим образом характеризует политику государства к началу 1930-х гг.: «К началу 1930-х гг. в религиозной политике оформилась и получила одобрение концепция "воинственного атеизма", основанная на идее контрреволюционной сущности религии и антисоветской деятельности её носителей. Религиозные общества были объявлены единственной легально действующей контрреволюционной организацией (циркуляр ЦК ВКП(б) 24 января 1929 г. о мерах по усилению антирелигиозной работы). Из этого утверждения вытекал вывод о необходимости борьбы с врагом на всех участках социалистического строительства всеми возможными методами» [1, с. 289]. Такой вывод побуждал местные власти и органы ОГПУ начать массированное наступление на религию. В нём, по задумке советской политической элиты, значительная роль отводилась общественности.

В июне 1929 г. в Москве прошёл II съезд «Союза безбожников», переименовавший организацию в «Союз воинствующих безбожников» (СВБ). По указанию правящей партии эта организация сплотила атеистическую общественность и стала важнейшим инструментом антирелигиозной политики советского государства. С начала 1930 г. антирелигиозная кампания в СССР усилилась и вышла на качественно новый уровень. Историк М. И. Одинцов охарактеризовал значение этого года в истории церкви следующим образом: «Год 1930-й открыл десятилетие, в течение которого государство занимало наиболее жёсткую, по сравнению с предше-

ствующим периодом, позицию в отношении религиозных организаций, когда в центр вероисповедной политики была поставлена задача максимального сокращения "поля" для религии и церквей в советском обществе, борьба с ними как "антисоциалистическим и контрреволюционным явлением"... Поэтому "обычными" средствами её проведения стали административно-уголовные меры, внесудебные акты и репрессии» [2, с. 193]. 29 января 1930 г. на заседании исполнительного бюро Центрального Совета СВБ был принят план первой «безбожной пятилетки», по которому в частности, предполагалось довести число членов организации до 10 миллионов [3, с. 119].

Организация высшей государственной властью в СССР антирелигиозной кампании в 1929 г. и участие в ней СВБ уже достаточно подробно отражены в работах отечественных историков. В современной историографии в настоящее время активно исследуется деятельность СВБ в отдельных регионах советского государства [4-7]. Это объясняется интересом историков к истории регионов, обладающих значительной спецификой. Наиболее подробно деятельность СВБ в Омске отражена в кандидатской диссертации О. А. Гайлит, избравшей территориальными рамками своего исследования Западную Сибирь [8]. Поэтому омские сюжеты истории СВБ изложены в работе фрагментарно, для иллюстрации процессов развития организации в границах западносибирского региона. План антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/Х11-29 г. по 15/11-1930 г. в диссертационной работе О. А. Гайлит не использован. Следует отметить, что в современной исторической науке становится актуальным изучение государственно-церковных отношений в России в первой трети ХХ в. сквозь призму именно археографических публикаций. Этот жанр особенно популярен среди исследователей в последнее десятилетие [9-14].

Таким образом, деятельность СВБ в Омске нуждается в дальнейшем исследовании. Решению этой задачи способствует данная документальная публикация, вводящая в научный оборот ранее не публиковавшийся и не использовавшийся исследователями до-

кумент - План антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/Х11-29 г. по 15/11-1930 г. [15, л. 6-8].

Как и в большинстве советских городов, в Омске в 1925 г. был создан Союз безбожников (позднее Союз Воинствующих Безбожников) [8, с. 147]. До середины 1929 г. омская окружная организация союза вела себя пассивно, не проявляя инициативы. Антирелигиозное наступление, инициированное партийно-государственным руководством страны в 1929-1930 гг., потребовало активизации работы омской организации СВБ. В этой связи было заменено руководство омской организации СВБ, на которое возлагалась вина в пассивности и развале окружной организации союза.

Указания об активизации работы СВБ в Омске исходило от омского окружкома. 5 ноября 1929 г. в Омске состоялось заседание Агитационной коллегии при ОППО ОК ВКП(б), отметившей «прямую недооценку вредительской роли религиозных организаций в социалистическом строительстве со стороны партийных организаций и особенно райкомов ВКП(б) и недопустимо небрежное отношение к выполнению директив Крайкома и Окружкома о боевом темпе деятельности СВБ и развитии антирелигиозной пропаганды, приведшей в результате к полному развалу окружной организации Союза Воинствующих Безбожников, а также и свертыванию антирелигиозной работы в округе». На заседании были намечены конкретные меры по активизации антирелигиозной деятельности в Омске. Всем райкомам и ячейкам ВКП(б) предлагалось «добиться немедленного перелома в постановке антирелигиозной работы». Было решено «разработать конкретные планы антирелигиозной работы Райкомов, ячеек ВКП(б), ВЛКСМ под углом укрепления орг.[анизаций] СВБ, усиления антирелигиозного воспитания трудящихся масс». Редакциям местных газет «Рабочий путь» и «Подгудок» указывалось на «недопустимо слабое освещение антирелигиозной работы» [16, л. 2-3]. Это заседание и привело к появлению публикуемого в данной статье «ПЛАНА антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/Х11-29 г.

по 15/11-1930 года». Документ предусматривал качественное изменение характера антирелигиозной работы в Омске. В сжатые сроки планировалось охватить антирелигиозной пропагандой массы рабочих и служащих города.

Однако замена руководства СВБ не принесла партийному руководству Омского округа быстро желаемых результатов в деятельности союза. В Сводке о состоянии антирелигиозной работы в Омском округе от 10 февраля 1930 г., подготовленной инструктором АППО ОК ВКП(б) Покровским, положение дел в омской окружной организации СВБ характеризовалось следующим образом: «В целом по округу происходит организационное укрепление СВБ, старый кадр распылился и создаётся заново. Имеющийся актив крайне недоброкачественный. Пример в городском активе числится: Анфиапаридзе -грузинская дворянка, Кучин - прошлогодний поп Ильинской церкви, Панов - выгнанный из ВУЗа в прошлом году за поповщину, Ио-зифер - проф.[ессор] идеалист, Романенко -бывший проповедник, сейчас кустарь и т. п. Партийного антирелигиозного актива почти нет и имеющийся работу не ведет. Тоже нет и рабочего актива. Причина кроется в том, что до сих пор работа носила внешнюю парадность и шум, по[-]новому же на производстве безбожники работать не научились и безбожный актив не переломил себя, а ок-рсовет не работоспособный, на городском собрании СВБ и из районов все отмечают, что работа его неудовлетворительна. В районах и в городе окрсовет не возглавляет работу, а таковая идёт помимо него» [17, л. 12]. Приведённая сводка наглядно свидетельствует о том, что актив омской организации СВБ в большинстве своём не устраивал омское партийное руководство, и намеченный План антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/Х11-29 г. по 15/11-1930 г. не был реализован в полном объёме и в намеченные сроки.

Ценность публикуемого исторического источника в том, что он даёт информацию об особенностях антирелигиозного наступления, развернутого властями в Омске в рамках сталинской политики «великого перелома». Публикуемый документ показывает искусст-

венность атеистического общественного движения в Омске на протяжении второй половины 1920-х гг., не вызывавшего инициативы масс по борьбе с религией. СВБ в Омске оказался неспособным успешно проводить пропаганду атеизма без постоянного руководства, поддержки и контроля правящей партии.

Развитие СВБ в Омске наглядно свидетельствует, что союз, в сущности, не являлся общественной организацией, как старались представить союз органы государственной власти. Это было детище партийно-государственного аппарата - «псевдообщественная» организация, деятельность которой осуществлялась на основе принципа «кампанейщины». «Общественники» не вели систематиче-

ской работы, в соответствии с указаниями партийно-государственного аппарата они периодически активизировались и проводили антирелигиозные акции и кампании.

Текст плана приведён в архивоведче-ской традиции и в соответствии с современными правилами литературного русского языка (но с сохранением текстологических особенностей публикуемого исторического источника). Пропуски отдельных букв, слов и словосочетаний, текстологические неточности, опечатки (описки), очевидные орфографические и стилистические ошибки составителя документов, которые не несут какой-либо явной смысловой нагрузки, были исправлены по умолчанию.

ПЛАН

антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих

Безбожников с 15/Х11-29 г. по 15/11-1930 года.

Омск [ноябрь, начало декабря 1929 г.]

1. Омская организация СВБ ставит своей целью в 2-х месячный срок организовать общественное мнение рабочих и трудящихся города вокруг важного участка культурной революции антирелигиозного воспитания и пропаганды среди членов СВБ и широких масс трудящихся города, вскрывая всю реакционность поповских и сектанских проповедников.

2. В основу антирелигиозного наступления должно быть положено всестороннее и коренное оживление деятельности безбожной организации, решительно и в первых рядах участвуя в социалистическом строительстве: завода, фабрик /предприятий/ на основе социалистического соревнования, давая классовый идеологический отпор поповско-сектанским охвостьям - подпевалам на предприятиях.

3. Перерегистрация членов союза Воинствующих Безбожников Омской организации должна пройти под лозунгом очищения от классово-чуждых элементов и мёртвых душ, увеличить рост Омской организации за счёт рабочих и классово нам близких групп /трудовая интеллигенция, домохозяйки и т. п./

4. Практически провести следующее:

а/ Поставить основной задачей Омского Горсовета СВБ добиться передачи Игнатовской церкви под культурный очаг / путём проведения ряда собраний с гражданами с. Игнатовки и ул. Ремесленных с вынесением резолюций и отбора подписки/. Повести работу по закрытию синагоги;

б/ увеличить Омскую организацию СВБ до 5000 членов за время антирелигиозного похода;

в/ создать три безбожных цеха на предприятиях Металлтреста /Сибзавод, Красный Пахарь/ и Овчинно-шубный завод, поставив их работу как показательную;

г/ организовать не менее 10-ти безбожных бригад по поднятию производительности труда из членов СВБ;

д/ собрать средства на тракторную колонну «Безбожник» не менее 800 рублей;

е/ организовать нацменовских ячеек СВБ не менее 5 и такое же количество безбожных кружков;

ж/ организовать ячейки СВБ при тех предприятиях, школах, ВУЗах, техникумах, где до сих пор таковые не организованы;

з/ организовать 50% кружков безбожников по отношению количества ячеек Омской организации;

и/ Поставить одной из основных задач безбожной работы организацию массового распространения периодической /газ.[ет] «Безбожник», «Безбожник» и «Безбожник у станка», «Антирелигиозник», «Атеист»/ и не периодической антирелигиозной литературы, пополняя всемерно антирелигиозной литературой библиотеки клубов, красных уголков и т. п., добиваясь наибольшего эффекта в этой работе;

к/ Проработать во всей Омской организации СВБ решения 2-го Всесоюзного, Краевого съезда СВБ и 2-го пленума Омской окружной организации, особенно проработкой эти[х] вопросов должны заняться вновь организованные ячейки СВБ, на основе проработанных решений усилить антирелигиозное воспитание членов СВБ;

л/ Повести решительное наступление по линии антирелигиозного воспитания и пропаганды в ВУЗах, техникумах, школах !-й и И-й ступени, создавая специальные бригады на предмет проверки работы ячеек СВБ. Ячейки СВБ ВУЗов и техникумов должны вовлечь студентов в члены СВБ до 75%.

н/ С 15-[го] января по 15 февраля 1930 года провести отчётно-перевыборную кампанию Омской организации СВБ на основе широкой пролетарской демократии, взяв под обстрел критики и самокритики состояние работы безбожников организации;

п/ организовать не менее 2-х раз групповую консультацию и менее 2-х раз в неделю индивидуальную консультацию в Доме Ком[мунистического]просвещения;

р/ организовать два семинария при Горсовете СВБ: 1. для руководителей школьных кружков безбожников, 2. для руководителей кружков безбожников предприятий;

с/ привлечь научных работников г. Омска в активную работу СВБ из: Вет[еринарного] института не менее 10 человек, С/Х. [Сельскохозяйственного] Института - 10 чел., Мединститута [медицинского института] - 5 человек и не менее 25 % педагогов 1-й и 11-й ступени и техникумов;

[неразборчиво]/ в воинских частях Красной Армии организацию при всех объединениях ячеек СВБ, создания полковых бюро ячеек СВБ, организацию не менее 10 антирелигиозных кружков, проводить лекции, беседы, доклады, читки при объединениях и красноармейских клубах, при весенне[й] демобилизации, организацию семинарий т. д.;

о/ поставить в профессиональных и др. организациях отчисления из культфонда на антирелигиозную пропаганду до 10 %;

у/ создать совместно с комсомолом до 5 бригад для обследования и выявления находящейся антирелигиозной литературы в библиотеках города на предмет установления^ в какой мере продвигается антирелигиозная литература в массы;

х/ заняться со всей серьёзностью изучением состояния Омских религиозных организаций; ш/ При всех школах создать группы юных безбожников;

щ/ организовать периодически антирелигиозные лекции: в доме Коммунистического просвещения, клубах: Металлистов, СТС, Халтурина, Рабземлес, Подбельского, Коммунальник, Печатников и др. на ниже следующие темы:

1. Пятилетка и религия, 2. Религиозность и преступность, 3. Религия в данный этап социалистического строительства, 4. Религия в свете диалектического материализма, 5. С чем и с кем борются Воинствующие Безбожники, 6. Интеллигенция и религия, 7. Искусство, как средство борьбы с религией, 8. Религия, брак и семья, 9. Религия и дети, 10. Фашизм и религия. ПРИМЕЧАНИЕ: лекции проводятся независимо от антирождественской кампании. ПРИМЕЧАН[ИЕ]: 2. в каждом клубе должно быть проведено не менее 2-х лекций. ц/ создать безбожные бригады совместно с горкомом ВЛКСМ по проверке состояния антирелигиозного воспитания и пропаганды по линии профсоюзов, комсомольских, кооперативных, добр.[овольных]общественных организаций и ячеек СВБ, добиваясь полного контакта в работе и улучшения таковой;

ф/ поставить перед всеми профессиональными организациями вопрос об усилении антирелигиозной пропаганды в клубах путём устройства: лекций, докладов, организации кружков безбожников, антирелигиозных викторин, вечеров, секций, выписки антирелигиозной литературы периодической и не периодической, с продвижением её в широкие массы трудящихся и т. п. 5. По соцсоревнованию:

1/ Вызвать на социалистическое соревнование Ленинский-Омский Горсовет СВБ и заключить договор по следующим основным пунктам: а/ организацию на всех предприятиях ячеек СВБ, б/ рост организации довести до 5 000 членов СВБ, в/ организовать не менее 50 % кружков безбожников по отношению количества ячеек, г/ добиться 100 % подписки яч[еек] СВБ на газету «Безбожник», «Безбожник у станка» и газету «Безбожник» на каждых 3-х членов СВБ, д/ на лучшую постановку безбожной работы среди нац[иональных]меньшинств, е/ на организацию трех безбожных цехов, ж/ сбор на тракторную колонну «Безбожник» до 800 рублей.

2/ Организовать социалистическое соревнование между ячейками СВБ по вопросам: на лучшую постановку работы ячейки, как организационной, так и антирелигиозной пропаганды и воспитания членских масс на усиление дальнейшего роста ячеек, как количественно, так и качественно: на организацию кружков безбожников и большее количество, лекций, докладов, бесед, читок и т. п.; на лучшее оборудование уголка безбожника, на большее распространение антирелигиозной литературы, на лучшую производственную безбожную бригаду; на большее участие в соцсоревновании предприятий; на больший сбор средств на тракторную колонну «Безбожник» и т. п. и т. д.

ПРИМЕЧАНИЕ: Ячейки СВБ отчётно-перевыборную кампанию проводят с 15 января по 5 февраля 1930 г.

Председатель Союза

Воинствующих Безбожников [подпись] /Алексее[в]

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. Р-31. Оп. 1. Д. 261. Л. 6-8. Машинопись. Подлинник.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайлит О. А. Религия в «молодом» обществе: заметки о становлении советской повседневности // Антропологический форум. - 2012. -№ 16. - С. 288-308.

2. Одинцов М. И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. - М. : Политическая энциклопедия, 2014. - 425 с.

3. Шкаровский М. В. Православная Церковь в ХХ веке. - М. : Вече : Лепта, 2010. - 480 с.

4. Булавин М. В. Методы антирелигиозной пропаганды в деятельности Союза Воинствующих Безбожников на Среднем Урале // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - № 5 (11) : в 4 ч. - Тамбов : Грамота, 2011. - Ч. IV. -С. 36-42.

5. Пряженникова М. В. Пропаганда безбожия в Восточном Забайкалье в 1920-1930-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -№ 12 (26) : в 3 ч. - Тамбов : Грамота, 2012. -Ч. II. - С. 158-162.

6. Стрелец Н. Ю. Возникновение и деятельность Союза Воинствующих Безбожников в 19201940 годы в Оренбургской области // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 7 (143). - С. 164-170.

7. Варакин С. А. Деятельность Союза Воинствующих Безбожников среди крестьянства в начале 1930-х гг. (на материалах Нижего-

родского края) // Клио. - 2018. - № 4 (136). -С.114-118.

8. Гайлит О. А. Религиозная политика советского государства по отношению к Русской Православной Церкви в конце 1920-х в 1930-е гг. (на материалах Западной Сибири) : дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2002. - 191 с.

9. Бардилева Ю. П. «Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим...»: нарушения советского «религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920-х - 1930-е гг. // Новейшая история России. - 2011. - № 1. - С. 216-227.

10. Дамаскин, игум. (Орловский В. А.) Судебно-следственное дело иеромонаха Макария (Телегина) как источник персональной информации. 1922 г. // Вестник архивиста. - 2012. -№ 4. - С. 231-240.

11. Козлов Ф. Н. «Верно, есть за мной один маленький грешок: я с 1913 года по 1917 год был служителем культа» // Вестник архивиста. - 2016. - № 2. - С. 230-248.

12. Петров И. В. «Огород мой уничтожили русские, вырыв в нём блиндажи, немцы же вытравили озимые и клеверные поля»: жизнь православного духовенства под германской оккупацией на острове Эзель в 1917-1918 гг. // Новейшая история России. - 2015. -№ 1 (15). - С. 203-209.

13. Рыбаков Р. В. «Усилить влияние милитаристов на местах»: из документов Иркутского губернского отдела ОГПУ о методах борьбы

с религиозными организациями в первой половине 1920-х гг. // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. -2017. - № 3. - С. 30-37.

14. Сушко А. В., Петин Д. И. «Вы почли своевременным приспособить деление епархий применительно к новому гражданскому деле-

нию...»: доклад епископа Омского Аркадия митрополиту Нижегородскому Сергию и Священному Синоду (1929 г.) // Вестник архивиста. - 2018. - № 2. - С. 387-405.

15. ИАОО. Ф. Р-31. Оп. 1. Д. 261.

16. ИАОО. Ф. П-7. Оп. 1. Д. 1419.

17. ИАОО. Ф. П-7. Оп. 1. Д. 1531.

Информация о статье

Дата поступления 30 августа 2018 г.

Дата принятия в печать 14 февраля 2019 г.

Article info

Received August 30, 2018

Accepted

February 14, 2019

Сведения об авторе

Сушко Алексей Владимирович - д-р ист. наук, профессор кафедры «Отечественная история» Омского государственного технического университета (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644050, Россия,

Омск, пр. Мира, д. 11

E-mail: Alexsushko@rambler.ru

About the author

Alexey V. Sushko - Doctor of Historical Sciences, Professor of the National History Department of Omsk State Technical University (Omsk, Russia)

Postal address: 11, Mira pr., Omsk, 644050, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: Alexsushko@rambler.ru

Для цитирования

Сушко А. В. «В основу антирелигиозного наступления должно быть положено всестороннее и коренное оживление деятельности безбожной организации.»: План антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/Х11-29 г. по 15/11-1930 г. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 189-195. й01: 10.25513/23121300.2019.1.189-195.

For citations

Sushko A.V. "Boosting the Activities of Atheistic Organization Should Be the Ground for an Antireligious Policy": The Plan of Antireligious Campaign of Omsk League of Militant Atheists (December 15, 1929 - February 15, 1930). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 1 (21), pp. 189-195. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2019.1.189-195 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.