Табунщикова Людмила Викторовна
СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ: ВЕХИ ИСТОРИИ (1923-1928 ГГ.)
В статье на основании широкого круга архивных источников с привлечением местной периодической печати прослеживается история Союза безбожников на территории Донской области (с 1924 года - Северо-Кавказского края) в начальный период своего существования - 1923-1928 гг. Отдельное внимание уделяется организационному оформлению организации и ее фактическому созданию. На основании отчетов руководства донских "безбожников" делается вывод о неудовлетворительном состоянии антирелигиозной агитации и пропаганды в рассматриваемый период. В данной статье впервые проводится комплексное изучение источников по истории донского Общества безбожников.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/11/45.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 11(85) C. 167-170. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
6. Новгородов С. А. Во имя просвещения родного народа. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1991. 232 с.
7. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: в 3-х т. Изд-е 2-е. М.: Издание Академии наук СССР, 1959.
8. Рукописный отдел Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИиПМНС СО РАН). Ф. 5. Оп. 5.
9. Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 12.
10. Сулейманов А. А. Деятельность Института языка, литературы и истории по исследованию якутского языка в арктических районах Якутии в 50-60-е годы XX века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 209-218.
11. Филиппов Г. Г. История изучения якутского языка и ее перспективы // Вестник Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. 2006. № 3. С. 58-63.
12. Ястремский С. В. Грамматика якутского языка. М.: Учпедгиз, 1938. 228 с.
SCIENTIFIC STUDY OF DIALECT ZONES OF THE YAKUT LANGUAGE IN THE ARCTIC REGIONS OF YAKUTIA IN THE 70-80S OF THE ХХ CENTURY
Suleimanov Aleksandr Al'bertovich, Ph. D. in History Institute of Researches in Humanities and Problems of Smaller Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk alexas1306@gmail. com
In the article, based on the analysis of archive source material, as well as scientific literature, the history of research of the dialect zones of the Yakut language in the Arctic regions of Yakutia in the 1970s-1980s is reconstructed. In this regard, the personal composition and geography of the implemented initiatives are shown, their main directions and results are determined. It is noted that the work done by philologists allowed presenting a detailed description of the north-western and north-eastern dialect zones of the Yakut language.
Key words and phrases: the Arctic; Yakutia; indigenous peoples; scientific researches; expeditions; Yakut language.
УДК 93/94
Исторические науки и археология
В статье на основании широкого круга архивных источников с привлечением местной периодической печати прослеживается история Союза безбожников на территории Донской области (с 1924 года - СевероКавказского края) в начальный период своего существования - 1923-1928 гг. Отдельное внимание уделяется организационному оформлению организации и ее фактическому созданию. На основании отчетов руководства донских «безбожников» делается вывод о неудовлетворительном состоянии антирелигиозной агитации и пропаганды в рассматриваемый период. В данной статье впервые проводится комплексное изучение источников по истории донского Общества безбожников.
Ключевые слова и фразы: Русская православная церковь; Союз безбожников; Донская область; антирелигиозная пропаганда и агитация; Северо-Кавказский край.
Табунщикова Людмила Викторовна, к.и.н.
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону lvtabunshikova@sfedu. гы
СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ: ВЕХИ ИСТОРИИ (1923-1928 ГГ.)
Деятельность Союза безбожников (с 1929 года - Союза воинствующих безбожников) на донской земле можно разделить на два периода: период становления и развития организации приходится на 1925-1928 гг., время расцвета и упадка - на 1929-1941 гг. В статье на основании данных двух архивов и местной периодической печати речь пойдет о первом периоде. Несмотря на наличие ряда исследований по истории церковно-государственных отношений на Дону в 1920-е гг. [3; 19-21], история донских «безбожников» остается преимущественно неразработанной темой. В отличие от множества работ, посвященных изучению возникновения и деятельности Общества безбожников в других регионах [10-11; 29-31], на сегодняшний день существуют только две работы, непосредственно посвященные истории донских «безбожников» [27; 32]. В остальных трудах региональных ученых данный вопрос затрагивается весьма поверхностно [2; 20-21].
Предыстория (1923-1924 гг.). Первое упоминание о деятельности безбожников на Дону относится к 1923 году. Газета «Красный шахтер» в 1926 г. писала: «...в 1923-1924 гг. стали было кружки безбожников налаживать, но повели работу так скучно, что уже наши порассыпались везде и повсюду» [7, с. 3]. Однако не только скука была причиной вялой антирелигиозной работы. Согласно протоколу окружного совещания Таганрогского окружного комитета от 23 июня 1924 г. одной из причин являлась «очень трудная программа кружков "Безбожник"», присланная окружкомом [26, д. 148, л. 17-18]. Для общего руководства антирелигиозной работой в г. Таганроге было решено тогда же создать окружное антирелигиозное бюро. Примечательно,
что наиболее важной массовой работой данного бюро являлось создание кружков безбожников. Особое внимание уделялось их составу: «В кружке должны быть только безбожники» [Там же]. На октябрьском заседании данного антирелигиозного бюро был утвержден циркуляр о целях кружка «Безбожник»: ведение антирелигиозной пропаганды; изучение научных данных о мироздании; изучение религиозных учений; изучение бытового и идеологического положения женщины; работа с подрастающим поколением. В непосредственные обязанности каждого члена кружка входило: научно-марксистское обоснование своего безбожия; изучение вопросов старого быта; участие во всех антирелигиозных мероприятиях. Своим поведением и личной жизнью каждый член кружка должен быть живым примером того, что «безбожная мораль рабочего класса стоит неизмеримо выше лживой, лицемерной морали богословов» [27, с. 492].
Организационное оформление. 1925 год. Однако все это были элементы разрозненной «безбожной» деятельности. Во всероссийском масштабе по-настоящему организованная деятельность «безбожников» началась только с 19 апреля 1925 года, когда состоялся съезд корреспондентов газеты «Безбожник» и Общества друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). Сам Союз безбожников был создан в июне того же года переименованием ОДГБ в Союз безбожников (СБ) [28, с. 25].
На Дону организационное оформление безбожной организации также пришлось на 1925 год, когда состоялась первая окружная конференция СБ. Само создание организации пришлось, видимо, на август 1924 года, поскольку «Советский Юг» от 28 августа 1925 г. сообщал о годовщине существования в Донобласти Союза безбожников [17, с. 2]. Очевидно, что речь шла о предшественнике СБ - Обществе друзей газеты «Безбожник», начало которому было положено в Москве 27 августа 1924 года.
Донское организационное бюро Союза безбожников к августу 1925 года, имея за плечами уже 6 месяцев своего существования, объединяло 17 ячеек безбожников по Ленинскому району г. Ростова, с количеством 542 человека, еще 3 неоформленных ячейки насчитывали 550 человек. Кроме того, существовала ячейка на медицинском факультете Ростовского университета, предположительно возникшая в конце 1924 года на базе ОДГБ [6, с. 73], под председательством профессора Воскресенского, с количеством свыше 100 человек. Донбюро за полгода своего существования провело городские конференции безбожников и две антирелигиозные демонстрации. Выписывалась газета «Безбожник». Бюро безбожников Ленинского района города было организовано еще в ноябре 1924 года, успев провести 5 лекций, 5 докладов и 5 антирелигиозных вечеров, организовав выпуск стенгазеты, а также один уголок безбожника [14, с. 3].
Знаковое событие для донских «безбожников» произошло 15 августа 1925 г., когда в г. Ростове открылась 1-я окружная конференция Союза безбожников. Фотоотчет о донской конференции даже был впоследствии помещен в центральной газете «Безбожник» [1, с. 13]. Местный «Советский Юг», освещающий ее открытие, так комментировал данное событие: «От "штурма неба" мы перешли к спокойным и верным методам борьбы с религиозным ханжеством и предрассудками» [12, с. 4]. Главным полем деятельности для антирелигиозной пропаганды должна была стать деревня, «темная, косная деревня, с попом Евлампием во главе» [13, с. 3]. Конференция Союза безбожников состоялась в стенах Городского партийного клуба, «щедро украшенного богами всех мастей», собрав около 100 человек делегатов. Цель конференции - выявить все недостатки и наметить план дальнейшей антирелигиозной работы. На конференции от организаций выступил ряд докладчиков. С приветствиями и напутственным словом выступали представители Донкома, Крайсоюза РАБПРОСа, Политпросветкома. Согласно докладу тов. Ряхина, по Донокругу за последние годы наблюдался рост религиозных общин. В Ростове располагался ряд краевых религиозных организаций, а по районам в ряде мест религиозных общин насчитывалось больше, чем партийных организаций. Причины роста числа религиозных организаций, согласно мнению докладчика, были следующие: низкий культурный уровень населения, недостаточное внимание к вопросам антирелигиозной пропаганды, отсутствие литературы и однобокость пропаганды, направленной против Православной церкви, но не против сектантства [15, с. 3].
В итоге конференция признала работу Доноргбюро безбожников удовлетворительной. После утверждения устава конференция избрала Окружной совет Союза в количестве 15 человек и 5 кандидатов к ним [16, с. 3]. На 30 августа было намечено торжественное заседание, посвященное годовщине существования в Донокруге Союза безбожников. К этому событию с 24 по 30 августа 1925 года все издательства, как местные, так и краевые, должны были, согласно решению конференции, организовать выставки антирелигиозной литературы. Проведение конференции сыграло важную роль в развертывании безбожного движения. По заявлению «Советского Юга», после прошедшей в Ростове конференции безбожников наблюдался постепенный рост числа членов союза [17, с. 2].
Период между двумя съездами: 1926-1928 гг. В период между двумя съездами, в 1925 и в 1929 гг., общесоюзный Союз безбожников развивался весьма активно: на 1926 г. на весь СССР насчитывалось 2500 ячеек, объединявших около 80-100 тыс. членов [5, с. 344; 8, с. 31]. На 1928 г. число членов выросло более чем в два раза и насчитывало уже 250 тыс. человек [23, с. 285]. По количеству членов Союз безбожников вышел на третье место среди добровольных общественных организаций СССР после МОПРа (Международной организации помощи борцам революции. - Л. Т.) и Общества «Долой неграмотность» [9, с. 35].
По Северо-Кавказскому краю (в 1924 году Донская область была упразднена, а Юго-Восток России был переименован в Северо-Кавказский край с центром в г. Ростове-на-Дону) также наблюдался явный количественный рост СБ - с 6 тыс. в 1926 г. до 18 тыс. в 1928 г. Количество ячеек также увеличилось соответственно со 118 до 283. Количество окружных организаций удвоилось - с 6 до 12 [25, д. 711, л. 61]. Вопрос о количестве донских безбожников на данный период до конца не выяснен. Согласно отчету председателя крайсовета Союза безбожников Ряхина на 1926 год в границах прежней (упраздненной) Донской области числились его членами 2600 чел. Подавляющее большинство безбожников находилось в Донском округе [Там же, д. 389, л. 24].
С 1926 года происходило увеличение численности Союза. Так, в г. Таганроге отделение Общества безбожников возникло в феврале 1926 года. За период с 1926 по 1928 гг. было создано 37 ячеек на предприятиях, в учреждениях и школах. Число членов достигло 1310 человек. Население Таганрога в то время составляло 88,5 тысяч человек [24, с. 47].
Несмотря на количественное увеличение Союза безбожников, краевое агитпропсовещание 1926 года констатировало медленный рост «безбожья» на всем Северном Кавказе [25, д. 374, л. 12]. Состояние антирелигиозной работы в крае на совещании было признано слабым, в том числе и по причине слабого руководства организациями Союза безбожников. Газета «Красный шахтер», печатный орган Шахтинско-Донецкого округа, также констатировала печальное состояние антирелигиозной пропаганды [7, с. 3].
Для характеристики деятельности «безбожников» примечателен секретный документ, представленный в 1926 г. председателем Северо-Кавказского краевого совета СБ Ряхиным. Согласно ему всего населения в крае насчитывалось 7 млн 405 тыс. чел., из них неверующих - 766 тыс. чел., т.е. не более 10%! Сам Ряхин указывал в преамбуле к документу, что «сведения получались из разных источников и за точность каждой цифры поручаться не следует», но «всё же они имеют под собой реальную почву» [25, д. 389, л. 33]. Церквей в крае насчитывалось 1814, в то время как библиотек всего 192. Сектантских общин было 909, клубов и нар-домов - 539, монастырей - 25, вузов - 9. Врачей - 3948, священников - 4305. Такая же ситуация в своеобразном соревновании Союза безбожников с Церковью была и в целом по стране: к началу 1928 г. общее число ячеек СБ в Советском Союзе составляло всего 3 980, в то время как религиозных организаций было 36 805 [Там же]. Таким образом, сравнение получалось далеко не в пользу Советского государства. Более того, по заявлению того же Ряхина, «даже если анализировать антирелигиозный актив (врачи, профессура, агрономы и пр.), то окажется, что среди, например, профессуры верующих не менее 25%!» [Там же].
Борьба с Церковью была не единственной проблемой Союза безбожников. Уже с середины 1920-х годов партийному руководству стало очевидно, что сосредоточение внимания в антирелигиозной работе в основном на православии увеличивало сектантское движение (во многом за счет выходцев из православной среды) [10, с. 130]. Сравнительный анализ положения Союза безбожников и краевых сектантов, проведенный краевым комитетом партии в 1928 году, выявил любопытную картину: всего членов СБ по краю насчитывалось около 18 тыс., в то время как сектантов насчитывалось 70 тыс. Краевое объединение СБ существовало одно, в то время как у сектантов их было 8. Постоянных помещений для работы ячеек СБ районных и окружных Советов, в отличие от сектантов, не имелось [25, д. 711, л. 54].
Основной проблемой «безбожников» по-прежнему была слабая материальная база. Согласно Уставу Союза безбожников 1925 года, его материальная часть формировалась из двух источников: членских взносов и поступлений от издательской деятельности и культурно-просветительских учреждений (кино и пр.). Однако членские взносы были, по выражению крайкома, «ничтожны» (5 коп. - для горожан и 2 коп. - для сельских жителей [22, с. 5]); хозпредприятий, приносящих доход, безбожникам иметь не дозволялось; проводить кампании по сбору средств также было нельзя. Вразрез с Уставом СБ шло и запрещение северокавказским безбожникам получать доход от платных постановок в кино [25, д. 711, л. 54].
Серьезным недостатком был признан и факт работы по совместительству руководящих работников в краевом и окружном Советах, также отсутствие работников для технического ведения дел. Кроме того, констатировались: невозможность созыва съездов и конференций за отсутствием средств; отсутствие отчётности перед массой членов; несоблюдение сроков перевыборов руководящих органов; невовлеченность широкой массы членов Союза в обсуждение недочётов в работе [Там же, л. 58-59]. Выборных окружных Советов, за исключением Таганрога и Владикавказа, в Северокавказском СБ почти не было, существовали назначенные аппараты, несмотря на то, что Устав Союза безбожников предписывал обязательную выборность областных и губернских организаций [22, с. 7]. Своего помещения краевой, окружные и райсоветы СБ также не имели, находились в помещении парткомов или при месте службы председательствующего, как это произошло с Ленинским райсоветом СБ г. Ростова-на-Дону, который целый год находился в здании ГПУ: «в результате произошло полное сращивание общественной организации с парткомом» [25, д. 711, л. 58-59].
В целом подведение итогов деятельности Союза безбожников края для Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) было неутешительным: «Союз безбожников не является такой массовой организацией, которая могла бы себя противопоставлять религиозным организациям» [Там же, л. 56]. Такая же ситуация с постановкой антирелигиозной пропаганды была и Донокруге. На заседании бюро Донкома ВКП(б) за 1928 г. «Итоги и перспективы политработы в Донокруге», посвященном постановке антирелигиозной пропаганды, констатировалось ее неважное состояние [4, д. 77, л. 18].
Таким образом, на Дону первые документы, касающиеся деятельности Союза безбожников, датированы 1923-1924 гг. На 1925 год, как и в целом по стране, приходится организационное оформление организации, фактическое создание относится к середине 1924 года. Несмотря на количественный рост Союза безбожников во второй половине 1920-х гг., можно говорить о неудовлетворительном состоянии антирелигиозной работы в крае в данный период.
Список источников
1. Безбожник. 1926. 1 января.
2. Беликова Н. Ю. Православная церковь и государство на юге России (конец XIX - первая треть ХХ в.). Краснодар,
2004. 162 с.
3. Бирюкова Ю. А. Советская власть и православные общины Дона в 1920-1930-х гг.: характер отношений на местах. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2012. 202 с.
4. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-1798. Оп. 3.
5. Калинин В. Динамика роста и социального состава СВБ // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1932.
6. Киселева Н. В. Возникновение советского феномена массовых добровольных обществ. Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1998. 210 с.
7. Красный шахтёр. 1926. 24 сентября.
8. Олещук Н. 10 лет Союзу воинствующих безбожников. ОГИЗ, 1936.
9. Покровская С. В. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность (1925-1947): дисс. ... к. ист. н. М., 2007. 195 с.
10. Слезин А. А. Воинствующее безбожие в СССР второй половины 1920-х годов // Вопросы истории. 2005. № 9. С. 129-136.
11. Слезин А. А. Союз воинствующих безбожников: тамбовский след // История Тамбовского края: век XX: учеб. пособие. Тамбов: Тамбовский гос. техн. ун-т, 2006. С. 53-71.
12. Советский Юг. 1925. 14 августа.
13. Советский Юг. 1925. 16 августа.
14. Советский Юг. 1925. 18 августа.
15. Советский Юг. 1925. 19 августа.
16. Советский Юг. 1925. 20 августа.
17. Советский Юг. 1925. 28 августа.
18. Табунщикова Л. В. Антиколокольная кампания на Дону в 1920-1930-е гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2. История. История Русской Православной Церкви. 2017. № 76. С. 54-66.
19. Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. Антицерковные акции 1923 года в Донском регионе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8 (22): в 2-х ч. Ч. I. С. 199-204.
20. Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920-е - 1930-е гг.: сборник документов. Ростов-на-Дону, 2013. 505 с.
21. Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. К проблеме закрытия православных церквей на Дону в конце 1920-х - 30-х годах // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2. История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 6 (49). С. 35-44.
22. Устав Союза безбожников СССР. 1925 год. М.: Безбожник, 1925. 25 с.
23. Учебник для рабочих антирелигиозных кружков / под ред. А. Лукачевского. М.: Безбожник, 1929. 336 с.
24. Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Секретные документы, неизвестные материалы, новооткрытые свидетельства, трагические страницы. Обновленцы в Таганроге. Блаженная Елена Таганрогская. Таганрог, 2000. 105 с.
25. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. Р-7. Оп. 1.
26. ЦДНИРО. Ф. Р-104. Оп. 1.
27. Шадрина А. В. Союз воинствующих безбожников в документах Центра документации новейшей истории Ростовской области // Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: материалы XVI Международной научной конференции (г. Иваново, 5-6 апреля 2017 г.): в 2-х ч. Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2017. Ч. 2. С. 490-496.
28. Шишаков В. Союз воинствующих безбожников (1925-1931) // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет: 1917-1932. М.: ОГИЗ; Государственное антирелигиозное издательство, 1932. 205 с.
29. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. 319 с.
30. Якунин В. Н. История Самарской епархии в 1851-2011 гг. // Наука и культура России: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Самара: СамГУПС, 2011. С. 133-135.
31. Якунин В. Н. Церковная жизнь и православная культура в Самарском крае в XVI-XX вв. // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 92-101.
32. Shadrina A. V. Antireligious Activities in the Don Okrug of the North Caucasus Krai, and the Specific Situation of the League of Militant Atheists in 1927 // Русский архив. 2017. № 5 (1). С. 52-62.
33. Tabunshchikova L. V., Shadrina A. V. "We Have Already Separated the Church from the State, but We Still Have Not the Religion from the People": the State and the Russian Orthodox Church in the Don in 1923 // Русская старина. 2016. № 2 (18). С. 114-136.
THE UNION OF ATHEISTS ON THE DON LAND: MILESTONES OF HISTORY (1923-1928)
Tabunshchikova Lyudmila Viktorovna, Ph. D. in History Southern Federal University, Rostov-on-Don lvtabunshikova@sfedu. ru
In the article on the basis of a wide range of archival sources with the involvement of local periodicals the history of the Union of Atheists in the territory of the Don Region (from 1924 - the North Caucasus Territory) is traced in the initial period of its existence - 1923-1928. Special attention is paid to the organizational design of the organization and its actual creation. On the basis of the reports of the leadership of the Don "atheists" a conclusion is drawn about the unsatisfactory state of antireligious agitation and propaganda during the period under review. In this article for the first time the author carries out a comprehensive study of sources on the history of the Don Society of Atheists.
Key words and phrases: Russian Orthodox Church; Union of Atheists; the Don Region; antireligious propaganda and agitation; the North-Caucasian region.