УДК Ч600.52:Э1 г(2Рос.Чув)61
ББК [061.2:141.45+070.44:27-047.275](470.344)»1920/193» А.Н. ЕВДОКИМОВА, А.Л. ЛЯНКИНА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПЕЧАТИ В ЧУВАШИИ В 1920-1930-е ГОДЫ (постановка проблемы)
Ключевые слова: Союз воинствующих безбожников, атеизм, «Безбожник», «Антирелигиозник», антирелигиозная пропаганда.
Проблемы духовности, идеологизации общества, влияния государства на конфессиональную область привлекали и привлекают современных исследователей. 27 октября 1917 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о печати, согласно которому подлежали закрытию все органы прессы, призывавшие к сопротивлению или неповиновению правительству, сеявшие смуту путём клеветнического извращения фактов, толкавшие к действиям преступного характера. История общественных организаций в СССР имеет некоторую особенность, отличающую ее от таковой в других странах. Эта особенность обуславливается тем, что все вопросы, связанные с идеологией в нашей стране, в этот период жестко контролировались и решались исключительно правящей партией большевиков. После установления советской власти буквально с первых же дней население страны неоднозначно отнеслось к ней. Поэтому большевики решили взять под свой контроль такие сферы общественной жизни, как агитация и пропаганда. Как известно, главным идеологическим врагом большевиков была церковь. В осуществление антирелигиозной пропаганды были вовлечены образовательные учреждения, партийные и комсомольские органы и общественные организации, самой известной среди которых был, несомненно, Союз воинствующих безбожников, который был не просто общественной организацией, содействующей антирелигиозному воспитанию масс, а именно той структурой, которая руководила распространением атеизма в СССР, развернула активную работу в этом направлении на несколько десятков лет. Ячейки Союза воинствующих безбожников возникали везде и всюду, в каждом районе страны. Однако у авторов статьи особый интерес вызывают становление данной организации на территории Чувашии, ее функционирование, развитие, формы и способы деятельности. Целью работы является рассмотрение важнейшего направления деятельности Союза воинствующих безбожников -распространение антирелигиозной литературы в Чувашской Республике в 19201930-е гг. В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности распространения именно периодической печати антирелигиозной направленности, среди которой выделялась газета с громким названием «Безбожник».
Методы деятельности Союза воинствующих безбожников (СВБ), борьба с православием и другими вероучениями, региональные особенности развития, участие молодежи в антирелигиозных кампаниях советского государства, борьба с традиционными верованиями привлекали и привлекают внимание значительного числа исследователей [20, 23, 25, 26, 28, 32].
Немало авторов внесли серьезный вклад в изучение деятельности СВБ в русских и национальных регионах страны, например, на территории Якутии [1, 14], Северного Кавказа [21], Забайкалья, при этом исследователи акцентируют внимание на борьбе безбожников с традиционными верованиями, в частности с ламаизмом Сибири, отмечается, что с 1928 г. в Верхнеудинске началось издание журнала «Наука и религия» на бурятском языке. Отдельные произведения с антирелигиозной тематикой печатались в газетах «Заря», «Новая жизнь» и журнале «Голос бурят-монгола», издававшемся на двух языках. Простым и наиболее распространенным примером антирелигиозной
пропаганды служили плакаты: «Вера вредна, вреднее вина», «Глас господень господам годен», «Знахаря заклинанье замени знаньем» и т.д. [2. С. 5]. Историк А.Н. Некрасова, анализируя содержание публикаций в газете «Безбожник», считает, что читательская аудитория издания достаточно скромна и ее статьи не находили такого отклика, как это хотелось бы издателям; «на деле газету не читал почти никто, кроме антирелигиозников-активистов» [22. С. 148]. Анализируя состояние «безбожной» агитации в Оренбургской области во второй половине 1930-х гг., В.М. Шубкин отмечает: «часто на страницах газет ячейки СВБ отчитывались о проделанной работе, пытаясь показать бурную деятельность, которой на самом деле не было», в Оренбурге «влачат жалкое существование 12 ячеек СВБ», «антирелигиозная пропаганда «до сих пор поставлена неудовлетворительно» [29. С. 71, 72, 74]. Схожие позиции о малоэффективности деятельности СВБ применительно к Белоруссии отстаивает И.И. Якушевич, доказывая документально, что к началу 1940-х гг. деятельность общественной организации «по распространению безбожия находилась в состоянии практически полного развала и в БССР, и в СССР в целом» [30. С. 17].
Отдельные публикации посвящены антирелигиозной печати: ее зарождению, изданию, содержательной части газет, журналов, книг [3, 12, 15, 19]. Детально проанализирован состав публикаций изданий СВБ, в частности «Безбожника у станка», выделены наиболее заметные рублики: «Политграмота безбожия», «Церковь и контрреволюция», «Вопросы и ответы», «Вести с мест», «Крестьяне и религия», «Как работает Иегова», «В стане белых эмигрантов», «Религия на Востоке», «Страничка работницы», «Страничка красноармейца», «Пионерская страничка». Для журнала характерны разоблачительные статьи: «Святые оплеталы», «Святой вор», «Попы стригут, и евангелисты не отстают», «Ухищрения раввина» [12]. Известным специалистом по истории государственно-церковных отношений на территории Чувашии в 1920-1930-е гг. является Ф.Н. Козлов, который проанализировал содержание антицерковных материалов региональной прессы в первые года НЭПа, выявляющих образ священнослужителя в крайне неприглядном виде [16].
Союз воинствующих безбожников применял самые разные формы работы, призванные изменить систему ценностей советского человека, его метальные установки, оторвать от приверженности традиционным религиозным верованиям: от празднования «комсомольской пасхи» и чтения лекций до сбора средств на сооружение тракторной колонны «Безбожник» [10, 11]. Вместе с тем такие аспекты проблемы, как распространение «безбожной» литературы, участие членов регионального отделения Союза безбожников в данных акциях, а тем более влияние антирелигиозной периодической печати на изменение религиозной ситуации в угоду большевистской власти, не получили должного отражения в исторической литературе. В настоящей статье на основе ранее не публиковавшихся архивных материалов (среди которых - сводки о проведении мероприятий, отчеты руководителей районных организаций о своей работе, статистические отчеты, представленные в первую очередь в табличных данных, резолюции республиканских съездов, постановления президиума центрального совета СВБ, планы работы, докладные записки руководителям республики) и литературы мы представляем очерк одного из основных пропагандистских методов работы данной общественной организации.
Советская антирелигиозная печать появилась в 1919 г. выходом в свет журнала «Революция и церковь»; сухой и официозный по содержания журнал не мог быть адресован широкой малограмотной публике и поэтому спустя пять лет закрылся [14. С. 43-44]. Зарождение массовой антирелигиозной периодики следует отнести к концу 1922 г., к дате выхода первого номера газеты «Безбожник» (21 декабря 1922 г.). Сначала она издавалась нерегулярно, затем три раза в месяц и, наконец, еженедельно. Всего до закрытия газеты в июле 1941 гг. вышло 772 номера. Газета стартовала тиражом 15 тыс. экземпляров, но затем ее тираж динамично повышался [17. С. 68].
Кроме антирелигиозных газет и журналов выходили и специальные номера некоторых газет, посвященные антирелигиозной тематике. Например, в одном из номеров «Рабочей газеты» за 6 января 1923 г. была помещена следующая статья «И бога свечкой и черта кочергой». Заглавие на первой полосе гласило: «Штурмуем небеса». А самая значительная подборка материалов была названа «Поход против богов» и сводилась к единой мысли: чтобы свергнуть гнет на земле, нужно освободить небо от призраков [18].
Развитие антирелигиозной литературы в СССР теснейшим образом связано с историей СВБ, организации, которая идейно и организационно охватывала миллионные массы трудящихся в процесс социалистического строительства и которая под руководством партии вооружала эти массы диалектико-материалистическим мировоззрением, направляла борьбу миллионов трудящихся против религии и ее пережитков согласно марксистско-ленинскому учению. Поэтому характер и содержание антирелигиозной литературы с 1925 г. определялись в большей мере задачами СВБ. Союз совместно с партийным руководством активно начал заниматься развитием антирелигиозной пропаганды в СССР и ее важнейшего орудия - печатного слова. Всего за первые 15 лет существования союза антирелигиозных книг и брошюр, не включая листовок, в центре и провинции было издано около 1700 наименований. А если прибавить к этому числу различные статьи, помещенные в многочисленных журналах, то получится около 4000 названий. Общий тираж антирелигиозных книг и брошюр к 1931 г. составлял не меньше 40 000 000 экземпляров.
Некоторые книги, такие как «Библия для верующих и неверующих», «Коммунисты и религия» Е. Ярославского, работы И.И. Скворцова-Степанова, басни Д. Бедного, антирелигиозные учебники (например, «Рабочий антирелигиозный учебник» появился в начале 1927 г. и в 1931 г. вышел шестым изданием в количестве 100 000 экземпляров, «Крестьянский учебник» появился в конце 1927 г. и в 1931 г. также переизданный в шестой раз в количестве 200 000 экземпляров) расходились в сотнях тысяч экземпляров. Общее количество антирелигиозного материала по всем издательствам СССР только за 1930 г. составило 418 наименований в количестве 1780 печатных листов и 37 299 500 листов-оттисков с общим тиражом в 20 428 850 экземпляров [27. С. 412].
Что касается так называемых листовок, прокламаций антирелигиозного содержания, а также объема изданных книг и брошюр, то они составляли лишь чуть больше 40% всех изданий, остальное приходилось на научную и учебно-методическую литературу.
Газета «Безбожник» положила начало издательству «Безбожник», которое образовалось в январе 1925 г., а позже развернулось в Государственное антирелигиозное издательство (ГАИЗ), где и был сосредоточен выпуск основной массы антирелигиозной литературы СВБ. Цель газеты «Безбожник» -
воспитание целой армии атеистов, людей, отказавшихся от религиозного мировоззрения, вышедших из самой гущи трудящегося населения города и деревни, подготовившей кадры новых авторов из среды безбожного актива.
Своеобразной программой, ориентиром для деятельности газеты явилась резолюция XII съезда партии ВКП (б) «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». Данная резолюция излагала сущность антирелигиозной пропаганды, ее содержание. Съезд особо подчеркнул, что антирелигиозная пропаганда должна проводиться систематически, углубленно, на научной основе, без оскорбления чувств верующих, в форме чтений лекций и публичных выступлений, авторами которых должны были стать различные ученые-марксисты. Особое внимание было обращено на воспитание антирелигиозного духа молодежи [24].
Газета «Безбожник» на своих страницах часто освещала вопросы школьного воспитания, боролась с некоторыми религиозно настроенными учителями, проводила различные конкурсы на звание лучшего учителя-антирелигиозника, старалась привлечь к антирелигиозной пропаганде не только трудящихся, но и школьников [12].
21 декабря 1932 г. в связи с десятилетним юбилеем вышел очередной номер газеты под заглавием «Дай отзыв!». Авторы составили для читателей анкету, в которой читателям предлагалось ответить на следующие вопросы: «Помог ли "Безбожник" в выработке новых (социалистических) взглядов на жизнь?», «Как пользуются газетой антирелигиозники?», «Как влияет газета на развитие антирелигиозного движения?» и т.д. Ответы на эти вопросы в последующем оказали редакции помощь в улучшении издания газеты. В передовой статье нового номера «Почему мы боремся против религии» говорилось, что после продолжительного перерыва центральный совет СВБ возобновляет издание газеты «Безбожник», потому что она помогает верующим разбираться во многих вопросах, в частности, в том, почему религия не помогает освобождению человечества во всем мире от социального угнетения, неравенства, эксплуатации, войн, нищеты, а мешает этому освобождению [13]. Вместе с тем непродолжительное время выходил журнал «Безбожник у станка». Если газета отличалась в целом терпимой позицией в отношении верующих, то журнал был примером «непримиримой вражды и оскорбительного, хамского тона по отношению к религии, церкви». В 1931 г. журнал закрылся с переводом его работников в редколлегию газеты «Безбожник» [19. С. 44, 46]. Именно «газета стала практически единственным проводником взглядов власти на методы ведения антирелигиозной пропаганды» [19. С. 46], среди которых репрессивные, административные и карательные выходили на первое место. Теоретическим и методическим центром антирелигиозного движения по праву можно считать издававшийся с 1926 по 1941 г. журнал «Антирелигиозник», который содержал статьи по вопросам истории религии и атеизма, марксистско-ленинской философии и естествознания; здесь публиковались стенограммы научных совещаний при центральном совете СВБ, велась подготовка к научным конференциям по антирелигиозной пропаганде [3. С. 42].
Деятельность СВБ и партии по распространению антирелигиозной литературы проходила вполне успешно и достигла наибольшего размаха преимущественно к середине 1930-х гг. Однако, несмотря на приведенные количественные и качественные показатели в этом направлении, имелись недостатки. Например, несмотря на обилие изданий, СВБ имел еще очень мало
хорошей антирелигиозной литературы для верующих из наиболее отсталых слоев трудящихся, ведь подавляющее большинство антирелигиозной литературы было рассчитано на безбожный актив и колеблющейся массы населения. Отставали и некоторые участки исследовательской и популяризаторской работы. В ряде узловых теоретических проблем: вопросе о происхождении религии, о социальном облике раннего христианства, критическом использовании буржуазной истории религии и др. - так и не смогли добиться наивысших успехов.
Во второй половине 1930-х гг. наблюдается снижение уровня издательской деятельности. Государство начинает уделять меньше внимания борьбе с религией, чем в первые годы: советская власть прочно утвердилась, стала непоколебима, и никакая религия уже не могла противостоять ей. С началом Великой Отечественной войны издание антирелигиозной литературы практически полностью прекращается.
Распространение и издательство антирелигиозной литературы в Чувашском крае проходило в связи с теми же задачами, но имела некоторые особенности. Следует отметить тот факт, что еще до создания ячеек СВБ «Чу-вашиздат» начал выпускать массовую антирелигиозную литературу. Так, с 1 октября 1924 г. по 1 апреля 1926 г. была выпущена «Библия для верующих и неверующих» Е. Ярославского в количестве 5 тыс. книг [4. Д. 202. Л. 82]. Эта книга не призывает запретить религию. Научно разбирая смысл текста Библии, автор раскрывает классовый характер ее заповедей, выявляет ее связь с эпохой рабовладельческого строя, когда, как он считает, она была создана. Как и все марксисты, Е. Ярославский не отрицает, что Библия является важным историческим и культурным памятником. Но он считает, что попыткам объявить ее нравственным идеалом, священным писанием, необходимо давать жесткий отпор, так как идеология, которую защищает Библия, отвечает интересам эксплуататоров - вначале это были рабовладельцы, затем - феодалы, а ныне капиталисты [31. С. 23].
Книга распространялась и в Чувашии, как, впрочем, журнал «Наука и религия», не получивший широкого отклика среди неграмотного населения. А к 1 августа 1926 г. газету «Безбожник» в городе Чебоксары выписывали всего 12 человек, журнал «Безбожник» - 1 [4. Д. 202. Л. 84, 153]. Таким образом, сохранялось довольно низкая заинтересованность населения в антирелигиозной политике нового государства. Этому способствовал ряд причин: во-первых, Чувашия была далека от центра, здесь люди занимались преимущественно сельским хозяйством, обрабатывали землю, сеяли поля, растили урожай, поэтому им было некогда вникать во все тонкости политического и идеологического курса новой власти; во-вторых, большая часть населения края была неграмотной и не понимала того, что пытались донести до них на всяких публичных лекциях и диспутах, в-третьих, в Чувашии все еще продолжали сохраняться различные религиозные пережитки и культы, в некоторых глухих деревнях люди продолжали исповедовать язычество, верили в традиционных божеств и это тоже в достаточной степени мешало распространению антирелигиозной литературы. Поэтому политика партии и СВБ складывалась здесь несколько иначе, чем в других регионах, предстояло учитывать ряд специфических особенностей данной территории и ее населения.
Для достижения положительных результатов в антирелигиозной политике в целом предстояло сделать так, чтобы люди, не владеющие русским
языком, могли понимать то, что написано во всей выпускаемой антирелигиозной литературе. Начался массовый перевод различных книг и брошюр антирелигиозного содержания на чувашский язык. Был принят план издания антирелигиозной литературы на 1929-1930 гг., который постановил перевести на чувашский язык и напечатать отдельной брошюрой устав СВБ, перевести на чувашский язык и напечатать в журнале «Халаха вёрентес ёд» седьмую главу из книги Н.М. Моторина «Религия у народов Волжско-Камского края», перевести на чувашский язык пьесу из антипасхального сборника, поручить ответственному секретарю ЦС сВб Чувашской республики товарищу Павлову выбрать из существующей антирелигиозной литературы соответствующие темы для печати для печати и представить в президиум для утверждения [5. Д. 240. Л. 51].
Фактором, долженствующим способствовать успешному внедрению антирелигиозной периодики в ЧАССР, являются достаточно доступные цены на основные печатные издания СВБ. Ниже приведена таблица стоимости печатной продукции СВБ.
Стоимость печатной продукции антирелигиозного содержания
Наименование Период подписки
1 год 6 месяцев 3 месяца 2 месяца
Газета «Безбожник» 2 руб. 40 коп. 1 руб. 20 коп. 60 коп. 20 коп.
Журнал «Безбожник» 3 руб. 60 коп. 1 руб. 80 коп. 90 коп. 30 коп.
Ежемесячник «Антирелигиозник» 6 руб. 50 коп. 3 руб. 50 коп. 1 руб. 80 коп. 60 коп.
Бюллетень прессбюро ЦС СВБ 15 руб. 7 руб. 80 коп. 4 руб. -
Источник. ГАСИ ЧР. Ф 1. Оп. 10. Д. 240. Л. 73.
Еще одной положительной чертой в области печати являлось расширение тематики антирелигиозной литературы. Стали появляться новые издания, книги, брошюры, труды, которые стремились научно объяснять классовый характер религии. Всю периодику того времени принято делить на три группы: массовая, научная и методическая. Из массовой литературы в ЧАССР стали поступать различные труды, такие как «Религия и коллективизация», «Кому нужна церковь?», «Религия и война», «Воля божья или сельскохозяйственная наука», «Социалистическое строительство и религия», «Религия и наука о здоровье», «Религия и непрерывка», из научной: «Происхождение религии», «Пролетарское господство и религия» и др., методические издания пополнились следующими пособиями «Как вести антирелигиозную пропаганду», «Школа и антирелигиозная работа». Всего в ЧАССР в 1931 г. поступило 11 тыс. различных книг, брошюр и пособий [5. Д. 240. Л. 94].
Кроме приведенных видов антирелигиозной литературы в Чувашию поступали и специальные антирождественские сборники: «Кому нужно рождество?», «Кому выгодно рождество?», «Стенгазета», «Маска» (пьеса) [5. Д. 240. Л. 99]. Данную литературу предполагалось распространить по школам, красным уголкам, библиотекам, избам-читальням, для того чтобы каждый житель республики мог при желании познакомиться с ее содержанием.
СВБ в своих решениях указал на необходимость создания в своих ячейках низового аппарата по распространению антирелигиозной печати путем внедрения распространителей и уполномоченных по сбору подписки на периодические и непериодические издания. Распространители должны были выделяться из числа более активных товарищей, проявивших себя на прак-
тической антирелигиозной работе в ячейке, заниматься распространением антирелигиозной литературы на заводах, предприятиях, учреждениях в селах, деревнях и колхозах. Там, где одному человеку тяжело справляться с работой, выделялся еще один человек.
Местные советы СВБ и ячейки для руководства работой уполномоченных и распространителей должны в первую очередь установить связь с издательством «Безбожник» и почтой, которой они должны получить подписные листы, рекламный материал, каталоги, инструкции и все указания по работе [6. Д. 229. Л. 54].
Центральный Совет СВБ часто давал указания Чувашсовету СВБ по вопросам печати, в частности, в 1934 г. была дана рекомендация на издание художественного сборника с антирелигиозными материалами на чувашском языке как пособия для распространения в деревнях, школах, избах-читальнях.
В связи с приближающимся десятилетием СВБ в 1935 г. Чувашсовету СВБ необходимо было принять меры по подготовке к изданию сборника, посвященного процессам религиозного движения в Чувашии [9. Д. 6. Л. 42]. Однако все эти меры не давали больших результатов. А местами даже наблюдалось ослабление антирелигиозной пропаганды. Этому способствовал ряд причин: происходило резкое падение тиражей безбожной периодической печати в летнее время (по газете и журналу «Безбожник» тираж упал за лето на 35-40%). Даже в весенние месяцы, март-апрель общее количество распространенной по республике безбожной периодической печати не превышало 2500 экземпляров. Более того, значительная часть распространяемых антирелигиозных газет и журналов (порядка 80%) в 1930-е гг. не доходила до низовых ячеек СВБ, а значит, рядовые его члены и активисты не получали в руки необходимый им в работе пропагандистский материал. В связи с этим в 1930-е гг. перед Чувашсоветом СВБ стояла основная задача: добиться многократного увеличения распространения безбожной печати по ЧАССР. Для этого предполагалось обязать все низовые организации развернуть большую кампанию по вербовке индивидуальных подписчиков на безбожную печать среди членов союза и определенного населения, на каждом предприятии и учреждении выделить организаторов продвижения в массы антирелигиозной печати [6. Д. 229. Л. 53].
Однако все эти меры не улучшили положения: антирелигиозная литература не стала массовым явлением, а к 1937 г. в Чувашии все еще не было антирелигиозного учебника, продолжали издаваться лишь немногочисленные отдельные брошюры на чувашском языке [7. Д. 195. Л. 75]. Из докладной записки Т.А. Ахазову следовало, что Чувашгиз не сможет к 1939 г. перевести на чувашский язык антирелигиозный учебник, изданный в 1938 г. [8. Д. 224. Л. 18].
Все это говорило о том, что ситуация по распространению периодической антирелигиозной печати в ЧАсСр не сильно отличалась от ситуации в целом по стране. Однако следует все же отметить одну немаловажную особенность, тормозившую работу в этом направлении. Это то, что многое из периодики приходилось переводить на национальный язык, отсюда тенденция затормаживания поступления антирелигиозной литературы в республике, так как грамотных людей, которые могли бы без искажений и ошибок перевести текст было очень мало. Оценивая результаты деятельности Союза воинствующих безбожников по реализации и распространению антирелиги-
озной литературы в таком национальном регионе советского государства, как Чувашия, автор во многом согласен с позицией исследователей других областей о достаточно низкой результативности деятельности данной организации по искоренению традиционных верований и внедрению в сознание атеистической идеологии.
Литература
1. Антонов Е.П. Антирелигиозная политика в Якутии в 1920-е годы // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2018. № 5. С. 80-86.
2. Балдано М.Н., Соболева А.Н. Деятельность Союза воинствующих безбожников в Бурят-Монгольской АССР // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 541.
3. Бардилева Ю.П. Антирелигиозная пропаганда на Европейском Севере России по материалам журналов «Антирелигиозник» и «Безбожник» (1925-1941 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2011.№ 3. С. 42-49.
4. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее - ГАСИ ЧР). Ф. 1. Оп. 7.
5. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 10.
6. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 11.
7. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 17.
8. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 20.
9. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 7.
10. Евдокимова А.Н., Лянкина А.Л. Формы антирелигиозной деятельности Союза воинствующих безбожников в Чувашской Республике в 20-30-е годы // Парадигмы российской истории сквозь призму биографистики (к 140-летию Алексея Ивановича Яковлева): сб. тр. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. С. 172-177.
11. Евдокимова А.Н. Роль Союза воинствующих безбожников в борьбе с православными праздниками в чувашской республике в 20-30-е годы // Историческая наука и образование: прошлое, настоящее и будущее: сб. тр. Всерос. науч. конф. «IV Смирновские чтения» Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. С. 197-202.
12. Жирков Г.В. Печать в системе антирелигиозной пропаганды периода НЭПА (19211927-е гг.) [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2014. № 4. URL: www.mediascope.ru (дата обращения: 08.04.2020).
13. История журналистики. Советская периодика 1926-1929 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.sovmedia.ru/journalist/gazeta-bezbozhnik (дата обращения: 08.04.2020).
14. Каиль М.В. Антирелигиозная агитация и пропаганда 1920-х годов: провинциальная практика, формы, динамика (на примере Смоленской губернии) // Известия Смоленского университета. 2010. № 1(9). С. 205-218.
15. Клюева Д.С, Прохоренко И.А. К вопросу о роли печати в формировании центрального органа антирелигиозной работы в 20-е годы XX века // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 4(20). С. 31-32.
16. Козлов Ф.Н. Антирелигиозные материалы на страницах региональной национальной печати в первой половине 20-х годов как элемент социальной дискредитации священнослужителей (на примере газеты «Чувашский край») // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 23-29.
17. Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников // Победы научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет. М.: Мысль, 1967. 463 с.
18. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М: Флинта: Наука, 2003 [Электронный ресурс] URL: http://www.evartist.ru (дата обращения: 12.04.2020).
19. Метель А.В. Становление антирелигиозной периодической печати в СССР (19191941 гг.) // Вестник Омского университета, 2013. № 1. С. 43-47.
20. Музафарова Н.И. Позиции молодежных организаций в условиях революционных преобразований (1917-1925) // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Исторические науки. 2018. № 4(32). С. 27-38.
21. Муслимова Н.Т. Добровольные массовые объединения и союзы в Дагестане (в 20-е годы XX века) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 3. С. 45-51.
22. Некрасова А.Н. Еврейский корреспондент газеты «Безбожник как антирелигиозник-активист» // Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистике. 2018. № 18. С. 146-159.
23. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. ХХ век. М.: Луч, 1994. 171 с.
24. Резолюция XII съезда партии ВКП (б) «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». [Электронный ресурс]. URL: www.propagandahistory.ru (дата обращения: 11.04.2020).
25. Слезин А.А. Роль союза безбожников в реализации государственной политики в отношении религии (1924-1929 гг.) //Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. № 2(18). С. 85-90.
26. Слезин А.А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12. С. 82-91.
27. Стручков Г. Антирелигиозная работа в Красной армии // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. М.: ОГИЗ Государственное антирелигиозное издательство, 1932. 525 с.
28. Черкасов А.А. Устав Союза безбожников СССР // Русский архив. 2013. № 2. С. 89-92.
29. Шубкин В.М. Воинствующий атеизм как политика государства в предвоенные годы в Оренбургской (Чкаловской) области // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2. История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3(58). С. 61-81.
30. Якушевич И.И. Особенности организации антирелигиозной пропаганды в БССР (19361941 гг.) // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Сер. 1. История и археология. Философия. Политология. 2015. № 2(203). С. 13-18.
31. Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1958. 408 с.
32. Яшина М.А. Роль Союза безбожников» в антирелигиозной политике советского государства в 1920-1930-е годы: на материалах Урала // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 4-2(80). С. 104-108.
ЕВДОКИМОВА АНЖЕЛИКА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ЛЯНКИНА АНАСТАСИЯ ЛЕОНИДОВНА - учитель истории и обществознания, МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов», Россия, Ульяновск ([email protected]).
Anzhelika N. EVDOKIMOVA, Anastasiya L. LYANKINA
ACTIVITY OF MILITANT ATHEISTS LEAGUE ON SPREADING THE ANTI-RELIGIOUS PRESS IN CHUVASHIA IN THE 1920s-1930s (challenge problem)
Key words: Militant Atheists' League, atheism, "Atheist", "Anti-religionist", anti-religious propaganda.
The problems of spirituality, the ideologization of a society, and the influence of the state on the confessional sphere have attracted and are attracting modern researchers. On the 27th of October, 1917 the Council of People's Commissars adopted a Decree on the press, according to which all press agencies that called for resistance or disobedience to the government, sowed discord by slanderous misapprehension of facts and pushed to actions of a criminal nature were subject to closure. The history of public organizations in the USSR has a certain specific character that distinguishes it from that in other countries. This specific character is conditional upon the fact that all issues related to ideology in our country during that period were strictly controlled and solved exclusively by the ruling Bolshevik party. After the establishment of the Soviet power from the very first days, the population of the country perceived it in an ambivalent way. Therefore, the Bolsheviks decided to take control of such areas of public life as agitation and propaganda. As is known, the Church was the main ideological enemy of the Bolsheviks. Educational institutions, party and Komsomol bodies, and public organizations were involved in implementing anti-religious propaganda, the most famous of these organizations was undoubtedly the Militant Atheists' League, which was not just a public organization that promoted anti-religious education of the masses, but precisely the structure that led the spread of atheism in the USSR and launched an active work in this direction for several decades. Cells of the Militant Atheists' League appeared here, there and everywhere, in every region of the country. However, the authors of the article are particularly interested in the functioning of this organization in the territory of Chuvashia, its evolvement, development, forms and methods of activity. The purpose of the work is to ex-
amine the most important activity carried out by the Militant Atheists' League - dissemination of anti-religious literature in the Chuvash Republic in the 1920s and 1930s. This article makes an attempt is made to reveal the peculiarities of distributing anti-religious periodicals, among which the newspaper with the loud name "Atheist" stood out".
References
1. Antonov E.P. Antireligioznaya politika v Yakutii v 1920-e gody [Anti-religious policy in Yakutia in the 1920s]. Sbornik trudov Yakutskoi dukhovnoi seminarii, 2018, no. 5, pp. 80-86.
2. Baldano M.N., Soboleva A.N. Deyatel'nost' Soyuza voinstvuyushchikh bezbozhnikov v Buryat-Mongol'skoi ASSR [Activity of the Union of Militant Atheists in the Buryat-Mongol ASSR]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 4, pp. 541.
3. Bardileva Yu.P. Antireligioznaya propaganda na Evropeiskom Severe Rossii po mate-rialam zhurnalov «Antireligioznik» i «Bezbozhnik» (1925-1941 gg.) [Anti-religious propaganda in the European North of Russia on the mate of the rialam magazines "Anti-religious" and "Godless" (1925-1941)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya, 2011, no. 3, pp. 42-49.
4. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F. 1. Op. 7 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives 1. Anagraph 7].
5. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F. 1. Op. 10 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives 1. Anagraph 10].
6. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F. 1. Op. 11 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives 1. Anagraph 11].
7. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F. 1. Op. 17 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives 1. Anagraph 17].
8. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F. 1. Op. 20 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives 1. Anagraph 20].
9. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F. 6. Op. 7 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives 6. Anagraph 7].
10. Evdokimova A.N., Lyankina A.L. Formy antireligioznoi deyatel'nosti Soyuza voinstvuyushchikh bezbozhnikov v Chuvashskoi Respublike v 20-30-e gody [Forms of anti-religious activities of the Union of Militant Godless People in the Chuvash Republic in the 1920s and 1930s]. In: Paradigmy rossiiskoi istorii skvoz' prizmu biografistiki (k 140-letiyu Alekseya Ivanovicha Yakovleva): sb. tr. Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Paradigms of Russian history through the prism of biography (to the 140th anniversary of Alexey Yakovlev)»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2019, pp. 172-177.
11. Evdokimova A.N. Rol' Soyuza voinstvuyushchikh bezbozhnikov v bor'be s pravoslavnymi prazdnikami v chuvashskoi respublike v 20-30-e gody [The role of the union of militant godless people in the fight against Orthodox holidays in the Chuvash Republic in the 20-30s]. In: Istoricheskaya nauka i obrazovanie: proshloe, nastoyashchee i budushchee: sb. tr. Vseros. nauch. konf. «IV Smirnovskie chteniya» [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Historical science and education: past, present and future»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2019, pp. 197-202.
12. Zhirkov G.V. Pechat' v sisteme antireligioznoi propagandy perioda NEPA (1921-1927-e gg.) [Printing in the system of anti-religious propaganda of the NEPA period (1921-1927)]. Mediaskop, 2014, no. 4. Available at: www.mediascope.ru (Access Date 2020, Apr. 8).
13. Istoriya zhurnalistiki. Sovetskaya periodika 1926-1929 gg. [The history of journalism. Soviet periodics 1926-1929]. Available at: http://www.sovmedia.ru/journalist/gazeta-bezbozhnik (Access Date 2020, Apr. 8).
14. Kail' M.V. Antireligioznaya agitatsiya i propaganda 1920-kh godov: provintsial'naya praktika, formy, dinamika (na primere Smolenskoi gubernii) [Anti-religious agitation and propaganda of the 1920s: provincial practice, forms, dynamics (on the example of Smolensk province)]. Izvestiya Smolenskogo universiteta, 2010, no. 1(9), pp. 205-218.
15. Klyueva D.S., Prokhorenko I.A. K voprosu o roli pechati v formirovanii tsentral'nogo organa antireligioznoi raboty v 20-e gody XX veka [The Role of Print in Shaping the Central Part of Atheistic Work in the 20-ies of XX Century]. Vestnik Gumanitarnogo instituta TGU, 2015, no. 4(20), pp. 31-32.
16. Kozlov F.N. Antireligioznye materialy na stranitsakh regional'noi natsional'noi pechati v pervoi polovine 20-kh godov kak element sotsial'noi diskreditatsii svyashchennosluzhitelei (na primere gazety «Chuvashskii krai») [Antireligious Materials on Regional National Press Pages of the First Half of the 1920th as Element of Social Discredit Of Priests (on the Example of "The Chuvashsky Kray" Newspaper)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, no. 3, pp. 23-29.
17. Konovalov B.N. Soyuz voinstvuyushchikh bezbozhnikov. Pobedy nauchno-ateisticheskogo mirovozzreniya v SSSR za 50 let [Union of militant godless. Victories of scientific and atheistic worldview in the USSR for 50 years]. Moscow, Mysl' Publ., 1967, 463 p.
18. Kuznetsov I.V. Istoriya otechestvennoi zhurnalistiki (1917-2000) [History of domestic journalism (1917-2000)]. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2003. Available at: http://www.evartist.ru (Access Date 2020, Apr. 12).
19. Metel' A.V. Stanovlenie antireligioznoi periodicheskoi pechati v SSSR (1919-1941 gg.) [The emergence of an anti-religious periodical press in the USSR (1919-1941)]. Vestnik Omskogo universiteta, 2013, no. 1, pp. 43-47.
20. Muzafarova N.I. Pozitsii molodezhnykh organizatsii v usloviyakh revolyutsionnykh preobrazovanii (1917-1925) [Positions of youth organizations in the face of revolutionary transformations (1917-1925)]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki, 2018, no. 4(32), pp. 27-38.
21. Muslimova N.T. Dobrovol'nye massovye ob"edineniya i soyuzy v Dagestane (v 20-e gody XX veka) [Voluntary Mass Associations and Unions in Daghestan (1920s)]. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2018, no. 3, pp. 45-51.
22. Nekrasova A.N. Evreiskii korrespondent gazety «Bezbozhnik kak antireligioznik-aktivist» [Jewish correspondent of the newspaper "Godless as an anti-religious activist."]. Tirosh. Trudy po iudaike, slavistike, orientalistike, 2018, no. 18, pp. 146-159.
23. Odintsov M.I. Gosudarstvo i tserkov' v Rossii. XX vek [The state and the church in Russia. 20th century]. Moscow, Luch Publ., 1994, 171 p.
24. Rezolyutsiya XII s"ezda partii VKP(b) «O postanovke antireligioznoi agitatsii i propagandy» [Resolution 12th of the Communist Party Congress(b) "On the staging of anti-religious agitation and propaganda"]. Available at: www.propagandahistory.ru (Access Date 2020, Apr. 11).
25. Slezin A.A. Rol' soyuza bezbozhnikov v realizatsii gosudarstvennoi politiki v otnoshenii religii (1924-1929 gg.) [The role of the Union of The Peopleless in the implementation of public policy on religion (1924-1929)]. Vestnik Kaliningradskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2009, no. 2(18), pp. 85-90.
26. Slezin A.A. Antireligioznye prazdniki 1920-kh gg. [Anti-religious holidays of the 1920s]. Voprosy istorii, 2010, no. 12, pp. 82-91.
27. Struchkov G. Antireligioznaya rabota v Krasnoi armii. Voinstvuyushchee bezbozhie v SSSR za 15 let [Anti-religious work in the Red Army. Militant godlessness in the USSR for 15 years]. Moscow, 1932, 525 p.
28. Cherkasov A.A. Ustav Soyuza bezbozhnikov SSSR [Charter of the Union of The Godless of the USSR]. Russkii arkhiv, 2013, no. 2, pp. 89-92.
29. Shubkin V.M. Voinstvuyushchii ateizm kak politika gosudarstva v predvoennye gody v Orenburgskoi (Chkalovskoi) oblasti [Militant atheism as the policy of the state in the pre-war years in Orenburg (Chkalov) region]. Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 2. Istoriya. Istoriya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2014, Iss. 3(58), pp. 61-81.
30. Yakushevich I.I. Osobennosti organizatsii antireligioznoi propagandy v BSSR (19361941 gg.) [Features of the organization of anti-religious propaganda in the BSSR (1936-1941)]. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Ser. 1. Istoriya i arkheologiya. Filosofiya. Politologiya, 2015, no. 2(203), pp. 13-18.
31. Yaroslavskii E. Bibliya dlya veruyushchikh i neveruyushchikh [Bible for believers and non-believers]. Moscow, 1958, 408 s.
32. Yashina M.A. Rol' Soyuza bezbozhnikov» v antireligioznoi politike sovetskogo gosudarstva v 1920-1930-e gody: na materialakh Urala [The role of the Union of The Godless" in the anti-religious policy of the Soviet state in the 1920s and 1930s: on the materials of the Urals]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 4-2(80), pp. 104-108.
ANGELIKA N. EVDOKIMOVA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
ANASTASIA L. LYANKINA - Teacher of History and Social Studies, Secondary School no. 72, Russia, Ulyanovsk ([email protected]).
Формат цитирования: Евдокимова А.Н., Лянкина А.Л. Деятельность Союза воинствующих безбожников по распространению антирелигиозной печати в Чувашии в 1920-1930-е годы (постановка проблемы) // Вестник Чувашского университета. - 2020. - № 2. - С. 15-25.