Научная статья на тему 'Школьный учебник по музыке: этапы эволюции'

Школьный учебник по музыке: этапы эволюции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1844
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / УРОК МУЗЫКИ / УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC SCHOOLBOOK / MUSIC LESSONS / MUSIC SCHOOLBOOK / TEACHING KIT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суслова Нелли Вячеславовна

В статье прослеживается эволюция развития школьного учебника по музыке начиная с конца XIX века по настоящее время. Анализируется значительный объём учебной литературы разных годов издания. Затрагиваются вопросы содержания и формы преподнесения материала в соответствии с методическими установками, государственными механизмами регулирования, спецификой детского восприятия. Намечаются подходы к выстраиванию исторической периодизации. Среди особенностей современного этапа отмечаются принципиальная недирективность, возможность вариативного использования, тенденция к расширению учебника до учебно-методического комплекта. Определяется значимость системно-деятельностного подхода как методологического основания данных процессов, их соответствие современным техническим возможностям. Особое внимание уделяется проблеме перехода на электронную форму учебника по музыке, анализу причин появления профессиональных предубеждений относительно необходимости его применения. Высказываются предположения о рождении качественно новых форм и методов работы на уроке музыки с учётом возможностей электронного учебника, а также об ограничениях в его использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Суслова Нелли Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music Schoolbook: Stages of Evolution

The article reveals the music schoolbook evolution from the end of the XIX century to nowadays, enhancing a significant amount of educational literature published within a wide range of years. Focusing on issues of manner and matter of representation of the material in accordance with methodological algorithms, government regulatory mechanisms and the specifics of the children's perception, the article aims to draw up a historical periodization as well. Fundamental non-directiveness, variable applies being possible, and tendency to expand a schoolbook to a teaching kit all these are defined as the main characteristics of the current period. The article also identifies the significance of a system-activity approach as a methodological basis to these processes, and their compliance with current technical facilities. A special attention is paid to transition to electronic schoolbook, and to analysis of the causes of professional prejudices regarding the necessity of using it. The authors suggest the emergence of qualitatively new forms and methods of work at the music lessons taking into consideration both the electronic schoolbook possibilities and its usability limitations.

Текст научной работы на тему «Школьный учебник по музыке: этапы эволюции»

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ: ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ

Н. В. Суслова,

Центр художественно-эстетического и физического образования издательства «Просвещение»

Аннотация. В статье прослеживается эволюция развития школьного учебника по музыке начиная с конца XIX века по настоящее время. Анализируется значительный объём учебной литературы разных годов издания. Затрагиваются вопросы содержания и формы преподнесения материала в соответствии с методическими установками, государственными механизмами регулирования, спецификой детского восприятия. Намечаются подходы к выстраиванию исторической периодизации. Среди особенностей современного этапа отмечаются принципиальная не-директивность, возможность вариативного использования, тенденция к расширению учебника до учебно-методического комплекта. Определяется значимость си-стемно-деятельностного подхода как методологического основания данных процессов, их соответствие современным техническим возможностям. Особое внимание уделяется проблеме перехода на электронную форму учебника по музыке, анализу причин появления профессиональных предубеждений относительно необходимости его применения. Высказываются предположения о рождении качественно новых форм и методов работы на уроке музыки с учётом возможностей электронного учебника, а также об ограничениях в его использовании.

Ключевые слова: школа, урок музыки, учебник по музыке, учебно-методический комплект, электронный учебник.

Summary. The article reveals the music schoolbook evolution from the end of the XIX century to nowadays, enhancing a significant amount of educational literature published within a wide range of years. Focusing on issues of manner and matter of representation of the material in accordance with methodological algorithms, government regulatory mechanisms and the specifics of the children's perception, the article aims to draw up a historical periodization as well. Fundamental non-directiveness, variable applies being possible, and tendency to expand a schoolbook to a teaching kit - all these are defined as the main characteristics of the current period. The article also identifies the significance of a system-activity approach as a methodological basis to these processes, and their compliance with current technical facilities. A special attention is paid to transition to electronic schoolbook, and to analysis of the causes of professional prejudices regarding the necessity of using it. The authors suggest the emergence of qualitatively new forms and methods of work at the music lessons taking into consideration both the electronic schoolbook possibilities and its usability limitations.

159

Keywords: school, music lessons, music schoobook, teaching kit, electronic schoolbook. 3 / 2015 Музыкальное искусство и образование

160

Дети должны быть обеспечены учебниками по всем предметам школьной программы, и музыка - не исключение. За этим, на сегодняшний день очевидным, утверждением скрывается весьма противоречивый контекст, имеющий как исторические, так и содержательные основания.

Пособия, предназначенные для школьных уроков музыки, существовали ещё в дореволюционной России. Это были в основном репертуарные сборники, включающие обработки народных песен, несложные вокальные и хоровые миниатюры, музыкальные сказки. С позиции современных музыкально-педагогических представлений анализ этого репертуара вызывает немало вопросов как методического, так и общехудожественного характера. Впрочем, и современники относились к нему критически. Так, в обзоре школьной литературы, опубликованном в журнале «Музыка и жизнь» за 1908 год, мы находим откровенно уничижительные оценки относительно целого ряда изданий. Например: «И. Никитинъ. Сборникъ пения для на-родныхъ школъ. Ц. 1 р. Репертуар низкаго достоинства, для школы вреденъ, вне школы - пригоденъ к уничтожению» [1]. (Здесь и далее в цитатах сохранена орфография оригинала.)

Другой разновидностью дореволюционных учебных книг по музыке были пособия теоретической направленности - очень похожие на современные учебники по сольфеджио и элементарной теории музыки для музыкальных колледжей. С той лишь разницей, что предназначены они были для школьников первых лет обучения. Нарочито «научные» формулировки требовали от учеников немалого усердия и прилежания. «Отъ сопо-

ставления двух ступеней гаммы образуется понятие о разстоянии ихъ между собой. Разстояние между двумя ступенями гаммы называется интерваломъ тоновъ...» -это цитата из «Музыкальной азбуки» Н. Брянского, выдержавшей на рубеже веков несколько переизданий [2].

В аналогичном ключе составлено и «Пособие при классномъ обучении пению» для гимназий и прогимназий, изданное в 1898 году. Его автор -Н. Чуркин - признаёт, что такое обучение «...может показаться для учащихся сухимъ и скучнымъ, но такъ какъ дальнейшие успехи возможны только после основательного изучения этого отдела, то учащимся следуетъ вооружиться настойчивостью; учитель же съ своей стороны, несомненно, найдётъ средства для поддержания въ учащихся интереса къ этому отделу» [3, с. 5]...

Палитру аналогичных примеров можно было бы продолжить - на общую сухость и педантичность музыкальных занятий тех лет обращали внимание многие исследователи [4]. Но это лишь одна сторона вопроса -эмоциональная, за которой скрываются и содержательные «подводные камни». Насколько сама идея скрупулёзного, последовательного «прохождения отдела за отделом» соответствует живой природе музыкального искусства? А особенностям детского восприятия? Задавая подобные вопросы, критически оценивая пособия столетней давности, мы можем лучше понять потенциальные «зоны риска» и при составлении современных учебников.

Следующей заметной вехой в рассматриваемом вопросе стали 60-е годы XX века, когда в Институте художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР были разработаны учебники по пению с 1 по 7 класс.

Министерством просвещения они были рекомендованы как «пробные», несмотря на то, что выходили неоднократно и весьма внушительными тиражами - по 50-100 тысяч экземпляров.

По содержанию они представляли собой комбинацию нескольких линий музыкального воспитания: пения, слушания музыки, освоения азов музыкальной литературы и элементарной теории музыки, сольфеджио. На страницах учебников чередовались песни для разучивания и вокальные упражнения к ним, задания на освоение нотной грамоты, наглядные дидактические рисунки и схемы, небольшие статьи о творчестве композиторов и об отдельных музыкальных произведениях. Учебные тексты были написаны в несколько назидательном, «идеологически выдержанном» тоне, но вполне доступным для детей языком. Каждый раздел завершался блоком вопросов для проверки и закрепления полученных знаний [5-10].

Общедидактические принципы наглядности, постепенного движения от простого к сложному были реализованы в этих учебниках с большим методическим мастерством, точно выверенным темпом освоения учебного материала в зависимости от возраста учащихся. По содержанию, структурной логике советские учебники по пению представляли собой значительный шаг вперёд по сравнению со своими аналогами начала века. Но, как известно, с каждым шагом точка горизонта сдвигается, открывая новые подробности предстоящего пути и ставя новые акценты. Современный взгляд на эти учебные книги оставляет целый ряд вопросов открытыми. Почему, например, богато иллюстрированный учебник по музыке для пер-

вого года обучения к седьмому классу «усыхает» и вновь начинает напоминать унылую педантичность дореволюционных образцов? Нужна ли в общеобразовательной школе упрощённая «выжимка» из теоретических дисциплин специальной музыкальной школы? Или необходим какой-то иной путь, другие методические подходы?

Ответом на эти вопросы стали последующие периоды развития отечественной музыкальной педагогики. Концепция музыкального воспитания Д. Б. Кабалевского многое изменила в преподавании предмета. Сам Дмитрий Борисович мечтал об учебнике по своей программе, но воплотить эти мечты в жизнь удалось лишь его последователям. Первым таким опытом стало появление в 1989 году учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса четырёхлетней начальной школы (авторы - Л. В. Горюнова, Е. Д. Критская, Т. Е. Вендрова, М. С. Красильни-кова) [11]. Кроме учебника, в него входили адресованные ребёнку песенник и дневник музыкальных впечатлений. С этого момента, по сути, и начинается современная история школьных учебников по музыке.

Новая разработка вызвала удивление своим нетрадиционным содержанием, неожиданной формой подачи материала: «крылатые» фразы вместо информации для заучивания, опора на слова-символы, отсутствие привычных «учебных» текстов, обилие иллюстративного материала... Всё это, вспоминает Г. П. Сергеева, повлекло за собой «упрёки оппонентов. в излишней методической свободе, отступлении от общепринятых норм составления учебников» [12, с. 226].

Однако время показало, что именно такой подход наиболее соответ-

161

ствует специфике предмета, акценту на художественно-образном содержании урока музыки как урока искусства. В течение следующего десятилетия сразу три авторских коллектива (в издательстве «Просвещение» - Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина; в издательстве «Дрофа» - В. В. Алеев, Т. Н. Кичак, Т. И. Науменко; в издательстве «Вентана-Граф» - В. О. Усачёва, Л. В. Школяр) продолжили работу над созданием учебно-методических комплектов для школьного курса музыки. Во всех этих учебно-методических комплектах содержательной основой оставалась опора на жанрово-интона-ционный принцип постижения искусства, широкий общехудожественный контекст восприятия. Включая в содержание занятий русскую и зарубежную, народную и композиторскую, классическую и современную музыку, придавая особое значение рассмотрению на уроках музыки смыслового триединства «композитор-исполнитель-слушатель», авторы этих комплектов

опирались на идеи Д. Б. Кабалевского. При этом фактически ими были созданы собственные интерпретации его концепции, отразившиеся как на содержании, так и на стилистике подачи материала.

Названные УМК выдержали не одно переиздание, именно по ним сейчас обучаются школьники на уроках музыки [13-18]. В течение 20142015 годов нами проводилось анкетирование, в котором приняли участие более 500 учителей музыки из разных регионов России (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Свердловская область, Нижний Новгород и Нижегородская область, Владимир, Воронеж, Пермь, Тула, Республика Башкирия, Республика Крым). Полученные данные об использовании УМК в практике работы общеобразовательных школ приведены в диаграммах 1 и 2.

Вслед за упомянутыми выше комплектами появился и целый ряд других. Показательно, что многие авто-

162

Начальная школа

6% 12% ь □ УМК издательства "Просвещение" (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) ■ УМК издательства "Дрофа" (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак)

15% ^^^^^ 1 / 67% □ УМК издательства "Вентана-граф" (В.О. Усачева, Л.В. Школяр) □ другие

Диаграмма 1

Основная школа

5% 40/0 Нч □ УМК издательства "Просвещение" (Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)

20% | ■ УМК издательства "Дрофа" (Т.И. Науменко, В.В. Алеев)

1 ./ 71% □ УМК издательства "Вентана-граф" (В.О. Усачева, Л.В. Школяр) □ другие

Диаграмма 4

ры стремились наити свою «нишу», обрести своИ тембр в многоголосии музыкально-педагогических новаций. Среди них можно отметить методические пособия и музыкальные хрестоматии для реализации регионального компонента [19], комплекты для начальной школы Т. И. Баклановой с оригинальной арт-терапевтической линией [20]; проект «Песни нашего века» на основе авторской песни и ряд других интересных разработок. Но далеко не все из них прижились в образовательном пространстве.

Например, один из наиболее уважаемых специалистов по русскому фольклору - Л. Л. Куприянова создала соответствующий комплект для четырёхлетней начальной школы [21]. Однако содержательный и красочный УМК «Русский фольклор» так и остался на смысловой периферии школьного музыкального обучения. Ведь, кроме фольклора, существуют другие пласты музыкальной культуры, которые он не затрагивает. С другой стороны,

сама идея создания учебника для освоения фольклора - принципиально устной формы музицирования - представляется далеко не бесспорной.

Современные учебники по предмету «Музыка» оказываются на пересечении куда большего количества тенденций, нежели 50 или 100 лет тому назад. Особенностью нынешних учебных книг по предмету является их принципиально недирективный характер. Вариативность преподавания, возможность выбора, творческой интерпретации со стороны учителя - эти смысловые акценты 90-х годов прошлого века - авторы стремились реализовать и в структуре учебников. Соответствующие системы цветовой «навигации» или подробные методические пояснения в большинстве современных комплектов призваны помочь педагогу в реализации его собственных художественно-педагогических идей.

Но далеко не каждый учитель способен воспользоваться предоставлен-

163

164

ной ему свободой. Слабость материально-технической базы, недостаток времени на подготовку конкретного урока, а порой и собственная методическая «зашоренность», заставляют учителей идти по более лёгкому пути. Типовые поурочные разработки, тиражированные под «копирку» рабочие программы и технологические карты уроков - так на практике выглядят подробности использования УМК в учебном процессе. Нужно отметить, что и чиновники от образования активно работают в этом направлении. О репрессивных мерах по отношению к педагогам, допускающим «вольности» в трактовке тематизма учебников и программ, учителя-практики говорят повсеместно. Налицо системное противоречие: авторы УМК стремятся обеспечить учителя как можно более широким полем для манёвра, а администраторы проводят политику «закручивания гаек».

Другая важная тенденция проявляется в расширении границ жанра. Учебник «перерос» в учебно-методический комплект, включающий в себя нотную хрестоматию с репертуаром для вокально-хоровой работы и слушания, CD с записями музыкальных произведений. Большой популярностью среди учителей пользуются подборки презентаций, видеороликов, другого наглядного материала для мультимедийной среды урока музыки. Таким богатством и принципиальной доступностью дополнительных материалов мы обязаны, в первую очередь, новым технологиям цифрового века.

Со своей стороны, новая систем-но-деятельностная парадигма образования заставляет искать формы активного освоения детьми материала предмета. Сохраняя пиетет к учебной

книге, авторы многих УМК видят решение в создании дополнительных материалов для учащихся: рабочих и творческих тетрадей, дневников наблюдений, альбомов музыкальных впечатлений, рамочных портфолио. В них, в отличие от учебника, можно рисовать, делать небольшие заметки, разгадывать кроссворды. Прообразом этой идеи послужила форма, известная ещё с XVШ-XIX веков. Когда императрица Елизавета или отец Даргомыжского собирали в альбомах понравившиеся романсы, стихи, рисунки, записывали свои размышления по тому или иному поводу, они также вели дневник своих эстетических впечатлений. Существовали подобные формы и в советское время, когда девочки-подростки (нередко втайне от взрослых) собирали песенники, украшали их собственными рисунками и вырезками из журналов. Но включение данного жанра в методическое пространство школьного урока музыки - явление новое. Как долго оно просуществует - предположить сложно, учитывая, что свои впечатления и размышления современные подростки с большим энтузиазмом выкладывают на своей «стене» в социальных сетях. Всё это, как мы покажем чуть позже, имеет непосредственное влияние на дальнейшие перспективы развития облика и функционала учебников по музыке.

Растущее в геометрической прогрессии многообразие педагогических новаций призваны были структурировать Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для общего образования. Одни учебники были доработаны, другие - признаны не соответствующими новым стандартам и стали до-

стоянием истории. Сегодня учителям музыки при выборе УМК для своей работы надлежит руководствоваться Федеральным перечнем рекомендованных (список 1), и допущенных (список 2) изданий, который публикуется на сайте Министерства образования и науки на текущий учебный год [22]. Эти ограничения имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны.

В частности, актуальной становится проблема недобросовестной конкуренции с использованием административного ресурса среди издателей учебной литературы. В современной действительности нередки случаи, когда школа, закупив те или иные учебники, а учитель, освоив методический аппарат выбранной авторской концепции, через год обнаруживают, что данный УМК исключен из Федерального перечня. Дополнительные финансовые и моральные издержки подобной ситуации отрицательно сказываются на качестве учебного процесса.

Схожие механизмы запустила и одна из нашумевших инициатив Министерства образования и науки РФ последних лет: введение электронной формы учебников. В этом вопросе решающей оказалась не методическая и научная компетентность авторского коллектива УМК, а финансовые возможности издателя: ведь создание электронной формы учебника требует серьёзных инвестиций. Да и на содержательную сторону учебного пособия это накладывает свои ограничения. Создать удобный и привлекательный для пользователя продукт можно только на высокотехнологичной платформе, которая предъявляет свои требования к структурированию учебного материала. То есть форма неизбежно на-

чинает влиять на содержание. Министерство образования, поставив жёсткие сроки для выполнения этого поручения, при этом далеко не сразу смогло определиться с конкретными параметрами электронных учебников: как именно они должны выглядеть и какими функциями обладать.

Споры об электронной форме учебника сейчас в самом разгаре, и педагоги-музыканты опасаются, что их введение может стать ещё одной «степенью несвободы» учителя. Главные профессиональные сомнения в основном могут быть сведены к следующим тезисам:

• Современные дети и так слишком много времени проводят за планшетами и компьютерами. Переходя на электронный учебник, мы лишь усугубляем и без того пагубную зависимость молодого поколения от всевозможных гаджетов.

• Введение электронных учебников на уроке музыки оставит ещё меньше времени для собственно музыки.

• Печатные учебники будут вытеснены электронными? Если нет, то

как они будут уживаться между собой? '65

Безусловно, полноценные ответы на эти вопросы смогут дать только время и реальная практика преподавания предмета. Однако некоторые контуры новой реальности просматриваются уже сейчас.

В современных условиях существование любого текста в электронном формате - очевидная реальность. Как невозможно было в своё время остановить наступление эпохи радио, телевидения, а затем и Интернета, так бессмысленно сегодня «посыпать голову пеплом» по поводу перехода на электронную форму учебника. Но, так же как кинематограф не отменил теат-

ра, электронный учебник не сможет полностью заменить свой бумажный прообраз. В тех странах мира, где развитие цифровых технологий идёт более быстрыми, чем у нас, темпами, уже установился определённый паритет. Предпочтения людей относительно бумажного или «цифрового» варианта чтения разделились примерно поровну. Причём этот показатель никак не зависит от возраста.

Помимо субъективных предпочтений, определённую роль играет и внешняя ситуация, условия работы с текстом. В частности, стремление облегчить вес школьных портфелей, однозначно свидетельствует в пользу электронных учебников. Но это лишь вершина айсберга. Ведь ребёнок на своём планшете сможет всегда иметь под рукой не только учебники на кон-

кретный день, но на всю программу текущего года обучения, и даже полный набор учебников за весь школьный курс. Учителям ещё только предстоит осознать эту возможность и научиться использовать методический приём «забегания вперёд и возвращения назад» на качественно ином уровне.

Совершенно по-иному выглядит теперь и ситуация моделирования учителем музыки межпредметных связей, интеграции с другими предметами. Получение в личное пользование полного объёма учебников по всем другим предметам школьной программы теперь не является трудноосуществимым делом. Оснащение школьного кабинета музыки интерактивными досками в совокупности с возможностями электронных учебников отменяет массу технической работы по

166

Что делают школьники в сети

Выкладывал фотографии, видео или музыку для совместного использования

с другими

Пользовался мессенджером

53%

56%

Отправлял / получал почту

60%

Смотрел видео

60%

Скачивал музыку или фильмы

64%

Играл в интернет-игры сам с собой или c компьютером

72%

Посещал профили социальной сети

77%

Пользовался интернетом в учебных целях

80%

Диаграмма 3

сканированию и компьютерной верстке материалов для коллективной и групповой работы с доской в классе.

Ретроградная установка на то, что на уроке музыки электронный учебник нужен меньше, чем на других занятиях, в корне не верна. В результате масштабного исследования EU Kids Online II, проходившего в 2009-2011 годах в 25 странах мира, российский участник исследования - Фонд Развития Интернет - опубликовал данные опроса детей 9-16 лет [23]. В исследовании принимали участие 1000 подростков из 11 регионов России. Выборочные данные этого исследования представлены в диаграмме 3.

Собранная статистика позволяет утверждать следующее:

• цифровое пространство для 80 % подростков является актуальной учебной средой;

• 64 % детей скачивают музыку из Сети;

• 53 % выкладывают музыкальные композиции, которыми хотят поделиться с другими.

Особенно важно обратить внимание на то, что цифровая среда является активным каналом обмена эстетической информацией, включая видео, изображения и музыку. И если взрослые займут позицию «хранителей королевской печати» и не сочтут нужным снизойти до музыкально-цифровой коммуникации, то она будет происходить без них. Очередной барьер взаимного непонимания поколений между учителями и учениками гарантирован.

Конечно, электронный учебник по музыке не сможет стать ответом на все вызовы времени, но какой-то их части он все же соответствует. Многое зависит от того, какую именно форму подачи материала выбрал изда-

тель электронного учебника. Самый простой вариант - это pdf-версия печатного учебника. Самый сложный -полноценная интерактивная среда, сообщающаяся по интернет-каналу с удалённым сервером, на котором хранится и основная масса информации, и происходят определённые программные процессы. На текущий момент большинство производителей школьных учебников остановились на промежуточном варианте. Понимая, что далеко не во всех уголках нашей страны существует устойчивая интернет-связь, они выпустили электронные учебники, которые после установки на мобильное устройство могут работать в автономном режиме, при этом предоставляя пользователю расширенный функционал по сравнению с печатной версией учебника.

В чём же суть данного расширения? В электронных учебниках издательства «Просвещение» это дополнительные функции и дополнительные объекты [24]. Дополнительные объекты - это, прежде всего, изображения и аудиофайлы. Галерея изображений - портреты композиторов и исполнителей, сцены из опер и балетов, качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Аудиофайлы - это те произведения для слушания, которые входили в состав аудиохрестоматии, выпускавшейся сначала на кассетах, а затем на CD. Эта, казалось бы, незначительная эволюция имеет далеко идущие последствия. До появления электронных учебников практика преподавания была такова, что диском с музыкальными записями пользовался в основном педагог, но не ученики. Возможности прослушивания музыки исчерпывались рамками урока. Отсюда не-

167

168

избежные организационные ограничения на знакомство с крупными музыкальными произведениями, повторное прослушивание, подробный слуховой анализ и т. д. и т. п. Теперь же внутри каждого параграфа на планшете ученик сможет найти соответствующий музыкальный материал и прослушать его не только на уроке, но и дома, и даже по дороге в школу.

Какие «методические выгоды» это сулит педагогу - очевидно. Так же как математик предлагает своим подопечным для самостоятельной работы уравнения и задачи и так же как географ задаёт на дом работу с картами, учитель музыки теперь сможет предлагать ученикам для самостоятельной работы музыкальные тексты. Не напечатанные словесные тексты о музыке, но саму музыку - её звучащую суть. Впечатления, которые у ребёнка возникнут от прослушивания, он может зафиксировать тут же - в своих заметках к электронному учебнику. Конструкция «учебник плюс творческая тетрадь», которая была призвана обеспечить сохранность книги и предоставить пространство для самовыражения, перед возможностями электронного учебника заметно тускнеет. Заметки, закладки -это не что иное, как инструмент выстраивания собственной линии прочтения учебника, наращивания над его основным текстом «собственного культурного слоя». И теперь уже логика вариативного использования учебника оказывается не только и не столько в ведении педагога, сколько в руках самих учеников.

Но так же как и предыдущие шаги, этот этап эволюции отодвинул точку горизонта, обострив латентные проблемы и обозначив новые.

В частности, произошла вынужденная ревизия всех графических решений. Если раньше разворот учебника мыслился как единое целое и строился по законам художественной композиции с учётом цвета, колорита, пропорций, то теперь всё изменилось. Технологическая платформа позволяет реализовать ограниченный набор «сценариев», и с этим приходится считаться. Требования совместимости с разными типами устройств, операционных систем, размеров экрана заставили отказаться от целого ряда оформительских идей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем в печатном учебнике развороты, построенные по общеэстетическим принципам тождества и контраста, сопоставления элементов, преследовали не только иллюстративную цель. Творческими педагогами они всегда использовались как стимул для образных аналогий, ассоциаций, постижения законов музыкального искусства с помощью «перевыражения» художественного образа средствами пространственных искусств. В таком ракурсе выстроенность визуальной композиции элементов разворота учебника играет огромную роль. Видимо, именно в таких формах работы печатный учебник сохранит своё значение на уроках музыки и в дальнейшем.

Другая «проблемная зона» - тестовые задания. Музыкальное воспитание, пожалуй, самая неподходящая сфера для применения тестирования, особенно в тех формах, которые реализуемы с помощью электронного учебника. Сама природа искусства сопротивляется делению на «правильные» и «неправильные» ответы. Каждый слышит и чувствует музыку глубоко личным субъективным способом, который ни один сторонний специа-

лист не сможет предугадать и типовым образом «запрограммировать». Это значит, что важнейшее содержание предмета оцифровке не подлежит.

Но это также не значит, что в школьном курсе «Музыка» вообще не существует никаких возможностей для тестирования. И старые добрые слуховые викторины тому наглядный пример. Да, тестами не проверяется главное - глубина эмоционального погружения, переживания музыкального образа. Но они удобны для структурирования слухового опыта, определённых знаний о музыке, развития кругозора, осведомлённости в явлениях культуры и искусства. Именно такие тесты могут и должны быть в электронном учебнике. Если посмотреть на опыт предыдущих периодов преподавания предмета, то очевидно, что учителя всегда тратили определённое количество времени и сил на формирование музыкального кругозора учащихся, освоение музыкальной терминологии, запоминание некоторого количества информации о музыке и музыкантах. Именно в этих вопросах цифровые технологии могут и должны подменить учителя, давая ему возможность сосредоточить своё внимание на более тонких и глубоких материях, где ни печатный, ни электронный учебник не смогут заменить Личности Учителя.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Критический обзор школьной литературы [Текст] // Музыка и жизнь. - 1908. -№ 8. - С. 12-15.

2. Брянский, Н. Музыкальная азбука. Теоретическое и практическое руководство к изучению пения [Текст] / Н. Брянский. - 4-е изд. - СПб. : Изд-во «Юрген-сон», 1892. - 74 с.

3. Пособие при классномъ обучении пению [Текст] / сост. Н. Н. Чуркин. - Баку : Лит. Демурова, 1898. - 40 с.

4. Апраксина, О. А. Из истории музыкального воспитания [Текст] : хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. - М. : Просвещение, 1990. - 207 с.

5. Благообразов, С. С., Грищенко, К. С. Пение [Текст] : учебник для 2-го класса : с метод. указаниями / С. С. Благообразов, К. С. Грищенко. - М. : Музгиз, 1962. - 112 с.

6. Белобородова, В. К., Благообразов, С. С. Пение [Текст] : учебник для 3-го класса [Текст] / В. К. Белобородова, С. С. Благообразов. - М. : Музгиз, 1963. - 112 с.

7. Бандина, А. В., Румер, М. А. Пение [Текст] : учебник для 4-го класса /

A. В. Бандина, М. А. Румер. - М. : Музгиз, 1963. - 112 с.

8. Гембицкая, Е. Я., Дышлевская, В. А. Пение [Тексты] : учебники / Е. Я. Гембицкая,

B. А. Дышлевская. - М. : Музыка, 1964. -5-й класс - 112 с.; 6-й класс - 112 с.

9. Калмановская, Н. В., Локшин, Д. Л. Пение [Текст] : учебник для 7-го класса / Н. В. Калмановская, Д. Л. Локшин. - М. : Музыка, 1965. - 97 с.

10. Грищенко, К. С., Румер, М. А. Пение [Текст] : учебник для 1-го класса / К. С. Грищенко, М. А. Румер. - М. : Музыка, 1967. - 111 с.

11. Горюнова, Л. В., Критская, Е. Д., Красильни-кова, М. С., Вендрова, Т. Е. Музыка [Текст] : учебник для 2-го класса школы с обучением с 6-ти лет / Л. В. Горюнова, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова, Т. Е. Вендрова ; НИИ шк. - М. : б. и., 1990. - 76 с.

12. Сергеева, Г. П. Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании [Текст] : монография / Г. П. Сергеева. - М. : Триумф, 2013. - 264 с.

13. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмаги-на, Т. С. Музыка [Тексты] : учебники для общеобразовательных организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шма-гина. - М. : Просвещение, 2015. - 1 класс -79 с.; 2 класс - 127 с.; 3 класс - 128 с.; 4 класс - 127 с.

14. Сергеева, Г. П., Критская, Е. Д. Музыка [Тексты] : учебники для общеобразова-

169

тельных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2015. - 5 класс - 159 с.; 6 класс - 168 с.; 7 класс - 159 с.

15. Алеев, В. В., Кичак, Т. Н. Музыка [Тексты] : учебники / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2015. - 1 класс, ч. 1 - 79 с., ч. 2 -63 с.; 2 класс - 111 с.; 3 класс, ч. 1 - 79 с., ч. 2 - 63 с.; 4 класс, ч. 1 - 79 с., ч. 2 - 79 с.

16. Науменко, Т. И. Алеев, В. В. Искусство. Музыка [Тексты] : учебники / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2014. -5 класс - 191 с.; 6 класс - 158 с.; 7 класс -175 с.; 8 класс - 173 с., 9 класс - 143 с.

17. Усачёва, В. О., Школяр, Л. В. Музыка [Тексты] : учебники для учащихся общеобразовательных организаций / В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 3 класс - 143 с.; 4 класс - 126 с.; 5 класс - 157 с.; 6 класс - 189 с.

18. Усачёва, В. О., Школяр, Л. В. Музыка [Тексты] : учебники для учащихся общеобразовательных организаций / В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 1 класс - 127 с.; 2 класс - 127 с.; 7 класс - 174 с.

19. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий [Тексты] / сост. Н. Г. Ямалетди-

нова, Р. Х. Хусаинова. - Уфа : Китап. -2002. - 1 класс. - 207 с. ; 2003. - 4 класс. -200 с. ; 2006. - 8 класс. - 230 с.

20. Бакланова, Т. И. Музыка [Тексты] : учебники для четырёхлетней нач. шк. / Т. И. Бакланова. - 3-е изд., дораб. - М. : Астрель, 2005. - 1 класс - 127 с. ; 2006. -2 класс - 127 с. ; 2008. - 3 класс - 143 с. ; 2010. - 4 класс - 141 с.

21. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор [Тексты] : учебники для четырёхлетней нач. шк. / Л. Л. Куприянова. - М. : Мнемо-зина, 2002. - 1 класс - 79 с. ; 2003. -2 класс - 79 с. ; 2004. - 3 класс - 67 с. ; 2006. - 4 класс - 79 с.

22. Министерство образования Российской Федерации. Документы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнау-ки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8 2%D1%8B?keywords=186

23. Дети России онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:Ше1:юп1те. com/assets/Шes/helpHne/Fmal_Report_05-29-11.pdf

24. Издательство «Просвещение». Электронные учебники [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebook/ 1Мех.а:зр

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.