Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Г. ЯДРИНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА)'

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Г. ЯДРИНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯДРИН / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусарова Анастасия Юрьевна

Внешкольное образование активно начало развиваться во второй половине XIX в., когда Российская империя переживала большие сдвиги во всех сферах жизни. Перемены вызвали повышение культурных потребностей всех слоев общества. Одной из форм внешкольного образования был школьный театр. Взаимодействие школы и театра, как одного из видов искусств, обусловлено исторически. На начальном этапе своего существования, со времен Древней Греции, театральное искусство являлось одним из методов познания. Школьный театр выполнял несколько функций: дидактическую, просветительскую и воспитательную. В учебных заведениях все постановки спектаклей ставились в основном по произведениям русской классической литературы. К тому же в печатных изданиях второй половины XIX - начала XX в. появилось много публикаций, в которых учительская интеллигенция и профессиональные актеры давали рекомендации для постановки школьных и домашних спектаклей. Целью работы являлось изучение ученической театральной и концертной деятельности в реальном училище, женской гимназии и городском училище г. Ядрина во второй половине XIX - начале XX в. В статье проанализированы репертуар и характер постановок. Отдельно в работе упоминаются люди, по инициативе которых в учебных заведениях г. Ядрина процветало театральное искусство. Отмечена и благотворительная деятельность обучающихся, именно разыгрывание спектаклей и литературно-музыкальных вечеров давало огромные средства. В основу исследования положены архивные материалы, литературные источники и воспоминания. Методологической базой исследования явилась совокупность научных приемов и принципов, применяемых при изучении социально-экономической и общественно-культурной жизни - объективность, научность, комплексность и всесторонность. Основополагающим методом в работе явился принцип историзма. Практическая значимость исследования заключается в раскрытии «белых» пятен по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL THEATER AS A FORM OF EXTRACURRICULAR EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF YADRIN IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY)

Extracurricular education began to develop actively in the second half of the XIX century, when the Russian Empire was experiencing great shifts in all spheres of life. The changes caused an increase in the cultural needs in all segments of the society. One of extracurricular education forms was the school theater. The interaction between school and theater, as one of the types of arts, is historically conditioned. At the initial stage of its existence, since the time of Ancient Greece, theatrical art was one of the methods of cognition. The school theater performed several functions: didactic, educational and educational ones. In educational institutions, all performances were staged mainly basing on works of the Russian classical literature. In addition, many publications appeared in in printed press of the second half of the XIX - early XX century in which the teaching intelligentsia and professional actors gave recommendations for staging school and home performances. The aim of the work was to study student theater and concert activities at a non-classical secondary schools, a women's gymnasium and a city school of Yadrin in the second half of the XIX - early XX century. The article analyzes the repertoire and the nature of the presentations. Separately, the work mentions people on whose initiative the theatrical art flourished in the educational institutions of Yadrin. The authors note students' charitable activity, namely giving performances and literary and musical evenings that were very profitable. The research is based on archival materials, literature and memories. The methodological basis of the study was a set of scientific techniques and principles used in the study of socio-economic and socio-cultural life - objectivity, scientificity, complexity and comprehensiveness. The fundamental method in the work was the principle of historicism. The practical significance of the study lies in disclosure of “blindspots” on this problematics.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Г. ЯДРИНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА)»

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-38-46

УДК 94(470.344) ББК 63

А.Ю. ГУСАРОВА

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере учебных заведений г. Ядрина во второй половине XIX - начале XX века)

Ключевые слова: школьный театр, литературно-музыкальные вечера, внешкольное образование, Ядрин, учебные заведения.

Внешкольное образование активно начало развиваться во второй половине XIX в., когда Российская империя переживала большие сдвиги во всех сферах жизни. Перемены вызвали повышение культурных потребностей всех слоев общества. Одной из форм внешкольного образования был школьный театр. Взаимодействие школы и театра, как одного из видов искусств, обусловлено исторически. На начальном этапе своего существования, со времен Древней Греции, театральное искусство являлось одним из методов познания. Школьный театр выполнял несколько функций: дидактическую, просветительскую и воспитательную. В учебных заведениях все постановки спектаклей ставились в основном по произведениям русской классической литературы. К тому же в печатных изданиях второй половины XIX - начала XX в. появилось много публикаций, в которых учительская интеллигенция и профессиональные актеры давали рекомендации для постановки школьных и домашних спектаклей.

Целью работы являлось изучение ученической театральной и концертной деятельности в реальном училище, женской гимназии и городском училище г. Ядрина во второй половине XIX - начале XX в. В статье проанализированы репертуар и характер постановок. Отдельно в работе упоминаются люди, по инициативе которых в учебных заведениях г. Ядрина процветало театральное искусство. Отмечена и благотворительная деятельность обучающихся, именно разыгрывание спектаклей и литературно-музыкальных вечеров давало огромные средства. В основу исследования положены архивные материалы, литературные источники и воспоминания. Методологической базой исследования явилась совокупность научных приемов и принципов, применяемых при изучении социально-экономической и общественно-культурной жизни - объективность, научность, комплексность и всесторонность. Основополагающим методом в работе явился принцип историзма. Практическая значимость исследования заключается в раскрытии «белых» пятен по данной проблематике.

Театр зародился во времена античности. Он является искусством, способным одновременно воспитывать и обучать людей. Неудивительно, что в системе образования театральное искусство использовалось в образовательном и воспитательном процессах. Первый школьный театр появился в Славяно-греко-латинской академии в 1701 г. Во второй половине XIX в. театральные постановки вошли в жизнь учебных заведений по всей стране.

Школьный театр помогал в решении ряда учебных задач - развития навыков общения с аудиторией, обучения выразительной и эмоциональной речи, углубления знаний учащихся и расширения их культурного кругозора. Занятия театральным искусством способствовали нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию учащихся.

Проблемы становления и развития театрального искусства в образовательной сфере получили освещение в работах В.В. Козака [16], Т.Н. Корсуно-вой [17], О.А. Стаиной [23]. Воспитательный аспект самодеятельного школьного театра рассмотрен в статьях В.Н. Михайлова [19] и Э.Р. Бойко [6]. Внимание исследователей привлекают театры отдельных образовательных заведений

[5, 13]. В региональной историографии заявленная проблема не становилась объектом специального изучения. Однако в работах по истории народного образования и культуре Чувашии дореволюционного периода присутствуют сюжеты о театральных постановках в начальных и средних учебных заведениях [1, 2, 4, 7, 12, 15, 21]. В настоящей статье расскажем о развитии театрального искусства в школьных заведениях г. Ядрина во второй половине XIX - начале XX в.

Ядрин являлся центром одноименного уезда с преобладанием чувашского населения, расположен вдалеке от транспортных путей. В 1911 г. его население составляло 3198 человек. По данным переписи 1897 г., среди горожан преобладали мещане - 74,5%. Доля крестьян составляла 16,2%, дворян -5,8%, духовенства - 1,4%, купцов - 1%, прочих - 1,1% [22. С. 150-151]. Из культурно-просветительских учреждений в городе имелись: городская общественная библиотека (1890 г.), земская библиотека (1913 г.), чайная-читальня Яд-ринского городского отделения Казанского общества трезвости (1897 г.), чайная-читальня Ядринского уездного отделения Попечительства о народной трезвости (ПНТ; 1901 г.), библиотеки при учебных заведениях и городской больнице (1851 г.).

Благодаря активности интеллигенции: чиновников, дворян, земских служащих, членов их семей, культурная жизнь города была достаточно оживленной. Интересом у публики пользовались театральные постановки кружка любителей драматического искусства, а также гастролирующих артистов, которые проводились в помещении уездной земской управы, клубе при спиртовом заводе братьев Таланцевых в Янибяковской усадьбе (пригород Ядрина), чайной-читальне Ядринского отделения ПНТ на Базарной площади. В здании земской управы Ядринское отделение Казанского общества трезвости также давало духовные концерты [11. С. 293-294; 20. С. 324]. Свой вклад в культурную жизнь города вносили высшее начальное училище (в 1786-1818 гг. малое народное училище, в 1818-1902 гг. - уездное училище, в 1903-1908 гг. - городское трехклассное училище, в 1908-1912 гг. - городское четырехклассное училище, с 1913 г. -высшее начальное училище) женская гимназия (в 1906-1911 г. прогимназия, с 1911 г. - гимназия) и реальное училище (1908 г.), в которых регулярно проводились концертные и театральные вечера. Ядринское реальное училище имело актовый зал со сценой, которым пользовалась и женская гимназия.

Как и повсеместно, в Ядрине школьный театр первоначально развивался в форме литературно-музыкальных вечеров. Они состояли из двух отделений: литературного, включавшего в себя декламацию стихов, постановку небольших сценок из литературных произведений, и музыкального с вокальными и инструментальными номерами. Как правило, литературно-музыкальные вечера посвящались юбилеям классиков литературы, государственных деятелей и знаменательным датам.

В 1910-1913 гг. в Ядринском реальном училище состоялись литературные вечера в честь выдающихся деятелей России: поэта А.В. Кольцова, педагога К.Д. Ушинского [15. С. 273-274], поэта И.С. Никитина [8. Д. 51. Л. 215], великого русского ученого М.В. Ломоносова [8. Д. 51. Л. 213об.-214, 226-227], писателя И.С. Тургенева [8. Д. 138. Л. 184об.-185, 196-197; Д. 153. Л. 23], драматурга А.Н. Островского [8. Д. 139. Л. 63-63об.], поэта М.Ю. Лермонтова [8. Д. 139. Л. 170об.-171, 192], князя Владимира Святого [8. Д. 218. Л. 97-97об.], императрицы Марии Федоровны [8. Д. 51. Л. 223-224об.], поэта А.С. Пушкина [8. Д. 68. Л. 183-184об.]. Как правило, их программа состояла из рассказа о жизни

и творчестве писателя и исполнения его произведений. Вечера служили хорошим дополнением к урокам русской словесности, однако в их программу включались стихотворения также на французском, немецком и чувашских языках, русские народные песни, сказки [8. Д. 51. Л. 53-54, 63-64].

В каждом из городских учебных заведений действовали ученические хоры, привлекавшиеся к участию в общегородских культурных мероприятиях. Скажем, объединенный коллектива учащихся города выступил совместно с военным и народными хорами на праздновании столетия Отечественной войны 1812 г. [15. С. 274].

Хор учащихся реального училища состоял из 70 человек, пропагандировал русскую и западноевропейскую музыку, также являлся участником музыкально-вокальных вечеров, посвященных творчеству отдельных композиторов, и спектаклей. К примеру, в 1915 г. несколько раз повторялась программа, посвященная творчеству М.И. Глинки [15. С. 276]. Ученики готовили для таких концертов доклады-рефераты. На них же исполнялись хоровые произведения из опер композитора-юбиляра, романсы, «Камаринская» (на четырех скрипках), а в одном из отделений показана картина из третьего действия оперы «Жизнь за царя».

Музыкальная жизнь реального училища стала более разнообразной с приходом в него в 1912 г. учителя пения и музыки И.Г. Кузьмина, воспитанника регентского класса при Казанском отделении Русского музыкального общества. В это время был организован «великорусский оркестр балалаечников» [8. Д. 254. Л. 14] с целью ознакомления учеников «с народными песнями, развивающими любовь к родине, к быту и природе» [8. Д. 218. Л. 84об.-85, 115об.-116об.]. Оркестр играл в антрактах литературно-музыкальных вечеров и спектаклей. Судя по сохранившемуся списку нот, исполнял произведения М.И. Глинки - «Камаринская», «Северная звезда», «Сомненье», «Не искушай», Вл. Насонова -«Русская лира» и др. [8. Д. 250. Л. 122].

Литературно-музыкальные вечера и театрализованные представления включались в программы празднования крупных исторических юбилеев. Как правило, это были важные даты российской истории, однако отмечались даты локального значения и религиозной тематики. Скажем, в 1868 г. по случаю пятидесятилетия Ядринского городского училища его здание украсили иллюминацией и вензелем «50 лет». В день юбилея прошли литургия и молебен с участием хора и певчих, преподаватели прочитали лекции об истории училища [10. Д. 154. Л. 25об.-28]. В 1913 г. религиозный мир отметил 1600-летие издания Миланского эдикта, провозгласившего равноправие всех религий на территории Римской империи. По этому случаю в реальном училище совместно с женской гимназией был организован «торжественный акт», на котором хор учащихся исполнил песни религиозного характера [8. Д. 138. Л. 173об .-175].

Богатыми на значимые даты выдались 1911-1913 гг. 19 февраля 1911 г., в день 50-летия отмены крепостного права, в городском училище утром прошла панихида по императору Александру II, а днем в городской Троицкой церкви - литургия и молебен. В училище состоялось литературное утро с рассказами учителей о реформе 1861 г. и исполнением стихов и песен патриотического содержания [10. Д. 177. Л. 59-59об.].

100-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. был отмечен как одно из ключевых событий российской истории для национального самосознания. В циркулярном распоряжении попечителя Казанского учебного округа говорилось:

«В предстоящем 1912 году исполняется столетие со времен Отечественной войны. Столь знаменательное событие в жизни русского государства несомненно привлечет к себе благоговейное внимание населения к славной памяти тех героев, которые в годину испытаний не жалели никаких средств и самой жизни в борьбе за благо своей отчизны» [8. Д. 66. Л. 78]. 26 августа утром в Троицком соборе были отслужены панихида и литургия по императору Александру I, после которых на соборной площади состоялся праздничный парад местной воинской команды и потешных из учеников учебных заведений города. В актовом зале реального училища состоялся концерт, программа которого включала исторические лекции о событиях 1812 г., исполнение гимна и других патриотических песен объединенным хором реального училища и женской гимназии, декламацию стихов и постановку сцен из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» [8. Д. 68. Л. 93об.-97].

С особой пышностью было отпраздновано 300-летие царской династии Романовых. Торжественные мероприятия проводились по программе, состоявшей из нескольких тематических блоков. Начались они с торжественных богослужений, литургий, крестных ходов и др. В учебных заведениях прошли чтения, беседы об истории Дома Романовых, сопровождаемые исполнением государственного гимна, декламацией стихов патриотического содержания [8. Д. 153. Л. 4-6, 15; 9. Д. 15. Л. 1-1 об.].

Большим успехом у зрителей пользовались театральные постановки. Традиционно они проводились на Рождество и Масленицу перед началом школьных каникул. Так, в 1910 г. на масленичной неделе в здании городского училища был дан спектакль по пьесе П.А. Каратыгина «Школьный учитель, или Дураков учить, что мертвых лечить» [10. Д. 177. Л. 22об., 23об.]. В женской гимназии на Рождество проводились елки для воспитанниц [9. Д. 39. Л. 34, 35, 49-49об.].

В реальном училище действовал театральный кружок под руководством преподавателя русского языка и словесности П.А. Иванова-Панкова, будущего члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР, который посещали ученицы женской гимназии, учителя и представители интеллигенции. Иванов-Панков был выпускником историко-филологического факультета Казанского университета, работал в училище в 1912-1918 гг. Директор училища Э.А. Вестерман так писал о нем: «Свой предмет знает превосходно. На его уроках словесности и русского языка учащиеся работают с интересом и вниманием. Помимо своих основных обязанностей Иванов-Панков ведет театральный кружок, где с успехом ставятся спектакли русских писателей» [3. С. 469]. В постановках театрального кружка активно участвовал будущий известный актер театра и кино Н.Д. Мордвинов. Впоследствии он с благодарностью вспоминал о любимом учителе и его уроках: «Я и теперь вспоминаю те уроки, которые вёл преподаватель литературы, добродушный толстяк П.А. Иванов-Панков. [...] Лекции по классической литературе с извечным стремлением авторов к добру и счастью человечества, с ненавистью к угнетению, с призывом к свободе, были так проникновенны, что целили прямо в сердце. [...] Большинство из тех, кто увлекался уроками Иванова-Панкова, участвовали в спектаклях, которые он режиссировал.» [18].

Помощь в приобщении реалистов к театральному искусству оказывал земский врач К.В. Волков. Еще до приезда в Ядрин он участвовал в разных театрализованных постановках и был знаком со многими деятелями русской культуры: Л.Н. Толстым, А.М. Горьким, В.Г. Короленко, А.И. Куприным, Ф.И. Шаляпиным,

Л.Н. Андреевым, В.О. Ключевским. В 1913 г. газета «Казанский телеграф» так писала о театральном представлении в реальном училище: «Поставленная пьеса «Безденежье» безукоризненно была разыграна учениками. В этом успехе она должна быть благодарна принявшему на себя труд режиссера д-ру К.В. Волкову, который был так добр, что даже гримировал их, так как в Ядрине таких лиц, которые бы умели это, нет (да и в парикмахерских тоже нет)» [15. С. 275].

Репертуар исполняемых драматических произведений в основном состоял из спектаклей по пьесам русских классиков А.Н. Островского («В чужом пиру похмелье», «Бедность не порок»), Д.И. Фонвизина («Недоросль»), Н.В. Гоголя («Женитьба»), А.П. Чехова («Юбилей»). К началу XX в. он обогатился жанрами водевиля, пьесы-шутки, одноактной комедии. Ставились даже детские оперы. Известно, что музыкальный спектакль «Золушка» сопровождался «бальным оркестром», приближающимся к малому составу симфонического оркестра [15. С. 276].

Зрителями спектаклей были не только реалисты, но и ученики других учебных заведений, а также их родители, учителя и почетные гости. Для того, чтобы спектакли могли посмотреть больше зрителей, последних приглашали на генеральные репетиции. Так, в 1911 г. на генеральную репетицию спектакля «Женитьба» в актовый зал реального училища собралось до 600 учащихся всех народных училищ [15. С. 275].

Школьный театр активно участвовал в деле благотворительности. Собранные средства шли на помощь беднейшим ученикам. Вот размеры сборов от спектаклей в разные годы: в 1910 г. - 93 руб. 12 коп., в 1911 г. - 162 руб. 34 коп. [8. Д. 51. Л. 35об., 77об.] Регулярно ставились спектакли в пользу благотворительных обществ помощи нуждающимся ученикам разных учебных заведений, фонды которых формировались за счет членских взносов, частных пожертвований, доходов от капиталов, а также от чтений, лекций, концертов, сборов по подписным листам и др. В 1912 г. в пользу такого общества в городском училище был сыгран спектакль по пьесе П.М. Розенгейма «На артельных началах» [10. Д. 109. Л. 6], в 1915 г. поставлена комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» [10. Д. 218. Л. 141]. В феврале 1916 г. в пользу «Общества вспомоществования несостоятельным ученицам женской гимназии» в здании реального училища гимназистки провели большой театральный вечер. Его программа включала пьесу-шутку Волгиной «Накуролесили», комедию «Девчонки» из сборника пьес Давыдова, детскую оперу «Веселые марионетки», роли в которых исполнили ученицы I—IV классов. Затем старшие воспитанницы показали сцены из произведений А.К. Толстого «Царь Борис» и А.С. Пушкина «Евгений Онегин» [8. Д. 254. Л. 1-1 об.]. В декабре 1916 г. в пользу «Общества вспомоществования бедным ученикам Ядринского реального училища» был поставлен спектакль по пьесам А.Н. Островского «Тяжелые дни» и «Лес» (2-е явление 2-го акта) и оперы Ш. Гуно «Фауст» (первая картина). Заглавную партию в «Фаусте» исполнил И.Г. Кузьмин. Перед спектаклем объединенный хор училища и женской гимназии исполнил гимн «Боже, царя храни», в антракте играл ученический оркестр балалаечников [8. Д. 254. Л. 14].

В годы Первой мировой войны круг адресатов благотворительной помощи расширился. В декабре 1914 г. в реальном училище состоялся гимнастический вечер в помощь Общества Красного Креста, программа которого включала доклад А.А. Ефимова «Сокольство», исполнение хором славянского и народного гимнов, показ учениками различных гимнастических упражнений (на брусьях, козле, с булавами и т.д.) [8. Д. 139. Л. 231-231 об.]. Сбор от вечера составил

121 руб. 62 коп. [8. Д. 212. Л. 42]. В феврале 1917 г. была поставлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» в поддержку организации трудовой дружины реального училища для помощи семьям призванных на войну [8. Д. 283. Л. 2-7].

Примером душевной щедрости для учеников служили учителя и актеры-любители. Так, в декабре 1908 г. в реальном училище силами учителей и служащих городского, женского и реального училищ и актеров-любителей был дан благотворительный спектакль по пьесам «В чужом пиру похмелье» А.Н. Островского и «Юбилей» А.П. Чехова. Доход составил 130 руб. 97 коп., часть которого пошла на покупку учебников, оплату квартиры за ученика Сергея Тимофеева и обучение ученика I класса Ивана Щепетова [8. Д. 4. Л. 37об.-38, Д. 19. Л. 10, 21]. В декабре 1909 г. там же любители вместе с учителями реального училища и женской гимназии дали спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» и шутке М.П. Чехова «За 20 минут до звонка» в пользу бедных учеников, собравший 183 руб. 87 коп. [8. Д. 42. Л. 1, 15, 21]. В 1915 г. преподаватели реального училища устроили славянский вечер с платным входом, доход от которого в размере 238 руб. 13 коп. поступил в помощь сербов и черногорцев [8. Д. 139. Л. 196об.; Д. 212. Л. 37]. На взрослых благотворительных спектаклях продавались афиши, программы, цветы, собирались пожертвования, работал буфет с продажей чая, фруктовой воды [8. Д. 19. Л. 18об.-19] и др., доход от которых зачислялся в благотворительный сбор.

Учащиеся не допускались на любительские спектакли, на которых работали буфеты с продажей алкогольных напитков, а по завершении устраивались танцы. Однако участники драматического кружка нашли способ приобщения учащейся молодежи к театральному искусству, приглашая их на генеральные репетиции своих спектаклей [8. Д. 42. Л. 1об., Д. 19. Л. 6].

Женская гимназия не имела помещения для проведения спектаклей и концертов, поэтому проводила их на базе реального училища. Так, в 1913 г. при помощи нижегородских музыкантов-любителей дала платный концерт в пользу нуждающихся учениц, программу которого составила ее почетная попечительница, актриса-любительница А.А. Таланцева. После концерта были устроены танцы, присутствовать на которых учащимся было запрещено [8. Д. 153. Л. 19]. В 1916 г. по инициативе почетного попечителя женской гимназии Н.М. Таланцева гимназистки в здании реального училища сыграли благотворительный спектакль «Веселый месяц май» в помощь русских военнопленных [8. Д. 254. Л. 2]. Выпускница женской гимназии В.Е. Макарова (1902 г.р.) вспоминала, что за порядком на мероприятиях в реальном училище следили классные дамы: рассаживали учениц отдельно от реалистов, а во время антракта вместе с ними поднимались на второй этаж (мальчики оставались на первом) [14].

Сотрудничество реального училища с женской гимназии имело разные формы. Скажем, в упомянутом спектакле «Недоросль» все женские роли исполнили учащиеся женской гимназии [8. Д. 283. Л. 2]. В январе 1917 г. на бесплатный спектакль «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя дирекция реального училища пригласила своих служащих, а также персонал женской гимназии и членов их семей [8. Д. 283. Л. 4].

Итак, новым явлением в жизни учебных заведений г. Ядрина во второй половине XIX - начале XX в. стали театральные постановки. Школьный театр вырос из литературно-музыкальных вечеров, преследовавших учебные и воспитательные цели. В первое время в их программу включались сценки из литературных произведений, позднее стали осуществляться самостоятельные постановки

драматических произведений. Наставниками учащихся в театральном искусстве выступали их учителя, многие из которых являлись актерами-любителями. К театральному искусству учащиеся приобщались также на генеральных репетициях любительских спектаклей, куда их приглашали участники местного драматического кружка. Помимо достижения учебных и воспитательных целей школьный театр помогал в деле благотворительности. Центром культурной жизни учебных заведений города являлось реальное училище, имевшее актовый зал со сценой. В его стенах устраивала свои спектакли и концерты женская гимназия, не располагавшая помещением для этого. Театральные и музыкальные мероприятия в городских учебных заведениях обогащали культурную жизнь г. Ядрина.

Литература

1. Арсентьева А.В. История Алатырской женской гимназии (1898-1917) // Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья: материалы конф. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 1997. С. 194-203.

2. Арсентьева А.В., Демидова И.И. Реальное образование в дореволюционной Чувашии. Из истории Алатырского реального училища // Народная школа. 1995. № 4. С. 110-116.

3. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Учебные заведения в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII - начала XX века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 503 с.

4. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Чебоксарское городское училище в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII - начала ХХ веков // Вестник Чувашского университета. 2005. № 1. С. 3-19.

5. Арутюнян Ю.И. Экспрессия в действии: школьный театр в системе Академии художеств // Научные труды. 2009. № 9. С. 25-37.

6. Бойко Э.Р. Воспитательный потенциал самодеятельного школьного театра // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 202-206.

7. Гарькина М.Л. Музыкальное образование в г. Алатыре: история становления и развития // Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспективы: сб. ст. науч. конф., посвящ. памяти профессора А.В. Арсентьевой. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С. 223-226.

8. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 220. Оп. 1.

9. ГИА ЧР. Ф. 221. Оп. 1.

10. ГИА ЧР. Ф. 222. Оп. 1.

11. Гусаров Ю.В. Общества трезвости // Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. Т. 3. С. 293-294.

12. Демидова И.И. Ядринская женская гимназия // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья: межвуз. сб. науч. трудов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1993. С. 72-83.

13. Ефремова Н. Первый спектакль «школьного» театра Славяно-греко-латинской академии // Вопросы театра. 2015. № 1-2. С. 189-211.

14. Записано со слов В.Е. Макаровой (Григорьевой) в с. Советское Ядринского района Чувашской Республики 10 марта 1997 г. Личный архив Ю.В. Гусарова.

15. Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют: К истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Музыка. Театр. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1987. 350 с.

16. Козак В.В. Взаимодействие театра и образовательных учреждений России: исторический аспект // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти академика РАО В.А. Сластенина: в 2 ч. Рязань: Концепция, 2017. Ч. 1. С. 50-56.

17. Корсунова Т.Н. Взаимодействие театрального искусства и школьного образования в России XVIII - XIX вв. // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер. Педагогические и психологические науки. 2018. № 35 (54). С. 38-47.

18. Мазюкова Н.В. В зеркалах Времени [Электронный ресурс]. и^: https://iknigi.net/avtor-па*а1уа-та2уикоуа/111246-v-zerkalah-vremeni-natalya-mazyukova/read/page-2.html (дата обращения: 11.02.2022).

19. Михайлов В.Н. Любительский театр в образовательной среде как ресурс в изменении культурного субъекта // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой; Самарская государственная академия культуры и искусств. Самара, 2014. С. 131-135.

20. Отчет Ядринского отдела Казанского общества трезвости за 1897 год // Деятель. 1898. № 6-7. С. 324-325.

21. Петрянкина А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в Цивильском уездном училище (1818-1918 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 44-53.

22. Рожнов В.П. Статистика Чувашии периода капитализма // История и культура Чувашской АССР. Чебоксары. 1971. Вып. 1. С. 137-196.

23. Стаина О.А. Становление и развитие форм и методов театральной работы с детьми в народном образовании России // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 106-115.

ГУСАРОВА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anastasiagusarova@mail.ru).

Anastasia Yu. GUSAROVA

SCHOOL THEATER AS A FORM OF EXTRACURRICULAR EDUCATION (on the example of educational institutions of Yadrin in the second half of the XIX - early XX century)

Key words: school theater, literary and musical evenings, extracurricular education, Yadrin, educational institutions.

Extracurricular education began to develop actively in the second half of the XIX century, when the Russian Empire was experiencing great shifts in all spheres of life. The changes caused an increase in the cultural needs in all segments of the society. One of extracurricular education forms was the school theater. The interaction between school and theater, as one of the types of arts, is historically conditioned. At the initial stage of its existence, since the time of Ancient Greece, theatrical art was one of the methods of cognition. The school theater performed several functions: didactic, educational and educational ones. In educational institutions, all performances were staged mainly basing on works of the Russian classical literature. In addition, many publications appeared in in printed press of the second half of the XIX - early XX century in which the teaching intelligentsia and professional actors gave recommendations for staging school and home performances.

The aim of the work was to study student theater and concert activities at a non-classical secondary schools, a women's gymnasium and a city school of Yadrin in the second half of the XIX - early XX century. The article analyzes the repertoire and the nature of the presentations. Separately, the work mentions people on whose initiative the theatrical art flourished in the educational institutions of Yadrin. The authors note students' charitable activity, namely giving performances and literary and musical evenings that were very profitable. The research is based on archival materials, literature and memories. The methodological basis of the study was a set of scientific techniques and principles used in the study of socio-economic and socio-cultural life - objectivity, scientificity, complexity and comprehensiveness. The fundamental method in the work was the principle of historicism. The practical significance of the study lies in disclosure of "blindspots" on this problematics.

References

1. Arsent'eva A.V. Istoriya Alatyrskoi zhenskoi gimnazii (1898-1917) [History of the Alatyr Women's Gymnasium (1898-1917)]. Voprosy istorii narodov Povolzh'ya i Priural'ya: materialy konf. [Proc. of Conf. Issues of history of the peoples of the Volga region and the Urals]. Cheboksary, Chuvash Ubiversity Publ., 1997, pp. 194-203.

2. Arsent'eva A.V., Demidova I.I. Real'noe obrazovanie v dorevolyutsionnoi Chuvashii. Iz istorii Alatyrskogo real'nogo uchilishcha [Real education in pre-revolutionary Chuvashia. From the history of the Alatyr Real School]. Narodnaya shkola, 1995, no. 4, pp. 110-116.

3. Arsent'eva A.V., Petryankina A.P. Uchebnye zavedeniya v obrazovatel'nom prostranstve Chuvashii kontsa XVIII - nachala XX veka [Educational institutions in the educational space of Chuvashia of the late XVIII - early XX century]. Cheboksary, Chuvash Ubiversity Publ., 2007, 503 p.

4. Arsent'eva A.V., Petryankina A.P. Cheboksarskoe gorodskoe uchilishche v obrazovatel'nom prostranstve Chuvashii kontsa XVIII - nachala XX vekov [Cheboksary City School in the educational space of Chuvashia of the late XVIII - early XX centuries]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2005, no. 1, pp. 3-19.

5. Arutyunyan Yu.I. Ekspressiya v deistvii: shkol'nyi teatr v sisteme Akademii khudozhestv [Expression in action: school theater in the Academy of Arts system]. Nauchnye trudy, 2009, no. 9, pp. 25-37.

6. Boiko E.R. Vospitatel'nyi potentsial samodeyatel'nogo shkol'nogo teatra [Educational potential of the amateur school theater]. Psikhologo-pedagogicheskii poisk, 2017, no. 3 (43), pp. 202-206.

7. Gar'kina M.L. Muzykal'noe obrazovanie vg. Alatyre:istoriya stanovleniya irazvitiya [Musical education in Alatyr: the history of formation and development]. Formirovanie edinogo prostranstva obrazovaniya i nauki v rossiiskoi vysshei shkole: istoriya i perspektivy: sb. st. nauch. konf., posvyashchennoi pamyati professora

A.V. Arsent'evoi [Proc. of Sci. Conf. «Formation of a unified space of education and science in Russian higher education: history and prospects»]. Cheboksary, Chuvash Ubiversity Publ., 2008, pp. 223-226.

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 220. Op. 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 220. Anagraph 1].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 221. Op. 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 221. Anagraph 1].

10. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 222. Op. 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 222. Anagraph 1].

11. Gusarov Yu.V. Obshchestva trezvosti [Temperance Societies]. In: Chuvashskaya entsiklope-diya [The Chuvash Encyclopedia]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 209, vol. 3, pp. 293-294.

12. Demidova I.I. Yadrinskaya zhenskaya gimnaziya [Yadrin Women 's Gymnasium]. Voprosy istorii kul'tury narodov Srednego Povolzh'ya: mezhvuz. sb. nauch. trudov [Proc. of Sci. Conf. «Questions of the history of culture of the peoples of the Middle Volga region»]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1993, pp. 72-83.

13. Efremova N. Pervyi spektakl' «shkol'nogo» teatra Slavyano-greko-latinskoi akademii [The first performance of the «school» theater of the Slavic-Greek-Latin Academy]. Voprosy teatra, 2015, no. 1-2, pp. 189-211.

14. Zapisano so slov V.E. Makarovoi (Grigor'evoi) vs. Sovetskoe Yadrinskogo raiona Chuvashskoi Respubliki 10 marta 1997 g. Lichnyi arkhiv Yu.V. Gusarova [Recorded from the words of V.E. Makarova (Grigorieva) in the village of Sovetskoye of the Yadrinsky district of the Chuvash Republic on March 10, 1997. Personal archive of Yu.V. Gusarov].

15. Ivanov-Ekhvet A.I. Muzy ishchut priyut: K istorii dorevolyutsionnykh russko-chuvashskikh kul'turnykh vzaimosvyazei. Muzyka. Teatr [Muses are looking for Shelter: Towards the History of Pre-Revolutionary Russian-Chuvash Cultural Interrelations. Music. Theatre]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1987, 350 p.

16. Kozak V.V. Vzaimodeistvie teatra i obrazovatel'nykh uchrezhdenii Rossii: istoricheskii aspekt [Interaction of the theater and educational institutions of Russia: historical aspect]. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakti. konf., posvyashch. pamyati akademika RAO V.A. Slastenina: v 2 chastyakh [Proc. of 8th Int. Sci. Conf. «Pedagogical education: challenges of the XXI century». 2 parts]. Ryazan, 2017, part 1. pp. 50-56.

17. Korsunova T.N. Vzaimodeistvie teatral'nogo iskusstva i shkol'nogo obrazovaniya v Rossii XVIII - XIX vv. [Interaction of theatrical art and school education in Russia of the XVIII - XIX centuries]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'e-vicha Stoletovykh. Ser. Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki, 2018, no. 35 (54), pp. 38-47.

18. Mazyukova N.V. V zerkalakh Vremeni [In the Mirrors of Time]. Available at: https://iknigi.net/av-tor-natalya-mazyukova/111246-v-zerkalah-vremeni-natalya-mazyukova/read/page-2.html (Access Date: 2022, Feb. 11).

19. Mikhailov V.N. Lyubitel'skii teatr v obrazovatel'noi srede kak resurs v izmenenii kul'turnogo sub"ekta [Amateur theater in the educational environment as a resource in changing the cultural subject]. In: Solov'eva S.V., Ionesov V.I., Artamonova L.M., eds. Modernizatsiya kul'tury: idei i paradigmy kul'turnykh izmenenii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Int. Sci. Conf. «Modernization of culture: ideas and paradigms of cultural change»]. Samara, 2014, pp. 131-135.

20. Otchet Yadrinskogo otdela Kazanskogo obshchestva trezvosti za 1897 god [Report of the Yadrin Department of the Kazan Temperance Society for 1897]. Deyatel'. 1898, no. 6-7, pp. 324-325.

21. Petryankina A.P. Organizatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa v Tsivil'skom uezdnom uchilishche (1818-1918 gg.) [Organization of the educational process in the Civil district School (18181918)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2007, no. 3, pp. 44-53.

22. Rozhnov V.P. Statistika Chuvashii perioda kapitalizma [Statistics of Chuvashia during the period of capitalism]. In: Istoriya i kul'tura Chuvashskoi ASSR Cheboksary [History and culture of the Chuvash ASSR ]. Cheboksary, 1971, iss. 1, pp. 137-196.

23. Staina O.A. Stanovlenie i razvitie form i metodov teatral'noi raboty s det'mi v narodnom obrazovanii Rossii [Formation and development of forms and methods of theatrical work with children in public education in Russia]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2011, no. 4, pp. 106-115.

ANASTASIA Yu. GUSAROVA - Post-Graduate Student, Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (anastasiagusarova@mail.ru).

Формат цитирования: Гусарова А.Ю. Школьный театр как форма внешкольного образования (на примере учебных заведений г. Ядрина во второй половине XIX - начале XX века) // Вестник Чувашского университета. - 2022. - № 4. -С. 38-46. 001: 10.47026/1810-1909-2022-4-38-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.