Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЧУВАШИИ В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЧУВАШИИ В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КУЛЬТУРА / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агаева Екатерина Васильевна, Сергеев Тихон Сергеевич, Михайлова Рената Васильевна

В 1920-е гг. Чувашия стремительно развивалась, наблюдался рост учреждений культуры. Требовались кадры творческой интеллигенции, но профильных специальных учебных заведений в республике не было. Вопрос подготовки специалистов стал решаться на уровне государственных и партийных органов. Одной из первых была открыта театральная студия, которая позволила укрепить штат двух театров республики. Небольшое финансирование, выделяемое на поддержку театрального искусства, да и всей культуры в целом, конечно сказывалось на качестве. Но энтузиазм И.С. Максимова-Кошкинского, И.А. Слободского и других деятелей искусства позволил продолжить дело подготовки кадров. В 1920-1930-е гг. подготовка кадров творческой интеллигенции вышла на новый качественный уровень. Финансирование учреждений культуры, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами, регулирование приема, обучения, выпуска в учебных заведениях дали положительные результаты. В 1935 г. в Чебоксарах открывается театральных техникум. В 1934 г. открылось специальное колхозно-совхозное отделение при заочном отделении Государственного института театрального искусства, чуть позже, в 1940 г. - специализированная чувашская театральная студия. Деятельность театрального училища была свернута, но подготовку специалистов с успехом вела студия при ГИТИС. В предвоенные годы в республике открылись 6 новых театров. Сформировалась национальная творческая интеллигенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TRAINING THEATER PERSONNEL FOR CHUVASHIA IN THE 20-30S OF THE XX CENTURY

In the 1920s Chuvashia was developing rapidly, and the growth in the number of cultural institutions was observed. The cadres of the creative intelligentsia were in demand, but there were no field-oriented specialized educational institutions in the republic. The issue of training specialists began to be dealt with at the level of state and party bodies. One of the first to open was the theater studio, which gave the opportunity to strengthen the staff of two republican theaters. Moderate funding allocated to support the theater arts, and the entire culture as a whole, of course affected its quality. But the enthusiasm of I.S. Maksimov-Koshkinsky, I.A. Slobodsky and other people of art allowed to continue the work of personnel training. In the 1920s and 1930s, training of creative intelligentsia cadres reached a new qualitative level. Financing of cultural institutions, provision with qualified teaching staff, regulation of admission, training, and graduation in educational institutions yielded positive results. In 1935, a theater vocational school was opened in Cheboksary. In 1934, a special collective farm-state farm department was opened at the extramural department of the State Institute of Theater Arts, and a little later, in 1940, a specialized Chuvash theater studio was opened. The activity of the theater school was curtailed, but specialists training was successfully conducted by the studio under GITIS (the Russian University of Theatre Arts). In the pre-war years, 6 new theaters were opened in the republic. The national creative intelligentsia was formed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЧУВАШИИ В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

РСН: 10.47026/1810-1909-2021-2-5-10

УДК 93/99 ББК 63.3(2)

Е.В. АГАЕВА, Т.С. СЕРГЕЕВ, Р.В. МИХАЙЛОВА

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЧУВАШИИ В 20-30-е ГОДЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: подготовка кадров, культура, театральное искусство, творческая интеллигенция.

В 1920-е гг. Чувашия стремительно развивалась, наблюдался рост учреждений культуры. Требовались кадры творческой интеллигенции, но профильных специальных учебных заведений в республике не было. Вопрос подготовки специалистов стал решаться на уровне государственных и партийных органов. Одной из первых была открыта театральная студия, которая позволила укрепить штат двух театров республики. Небольшое финансирование, выделяемое на поддержку театрального искусства, да и всей культуры в целом, конечно сказывалось на качестве. Но энтузиазм И. С. Максимова-Кошкинского, И.А. Слободского и других деятелей искусства позволил продолжить дело подготовки кадров.

В 1920-1930-е гг. подготовка кадров творческой интеллигенции вышла на новый качественный уровень. Финансирование учреждений культуры, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами, регулирование приема, обучения, выпуска в учебных заведениях дали положительные результаты. В 1935 г. в Чебоксарах открывается театральных техникум. В 1934 г. открылось специальное колхозно-совхозное отделение при заочном отделении Государственного института театрального искусства, чуть позже, в 1940 г. - специализированная чувашская театральная студия. Деятельность театрального училища была свернута, но подготовку специалистов с успехом вела студия при ГИТИС. В предвоенные годы в республике открылись 6 новых театров. Сформировалась национальная творческая интеллигенция.

После революционных событий 1917 г., когда страна оказалась в хозяйственной разрухе, а население испытывало трудности, партийные и советские организации начали деятельность по преодолению культурной отсталости населения. Этот процесс происходил во всех национальных республиках, в том числе и в Чувашии. К 1920 г., к моменту создания Чувашской автономной области, на ее территории были открыты 73 общественные библиотеки, 217 изб-читален, 62 народных дома, 45 клубов, 5 киноустановок [11. С. 59]. За ними последовало открытие дома просвещения, дворцов культуры и домов культуры. Однако кадров, необходимых для обучения населения разным видам творчества и искусства, остро не хватало. Старая, дореволюционная, интеллигенция, конечно, привлекалась. Но ее численный состав в Чувашии был мизерным. Требовались новые кадры - специалисты, закончившие профильные учебные заведения.

В марте 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР в своей резолюции поставил вопрос о создании системы художественного образования, соответствующей новой советской идеологии. Однако не было ни необходимых средств, ни преподавательских кадров, ни каких-либо разработок учебных программ. В ноябре 1918 г. на заседании Театральной коллегии национальных меньшинств Театрального отдела Народного комиссариата просвещения вновь подняли проблему подготовки актерских кадров. Своим опытом, на заседаниях коллегии, делился И.С. Максимов-Кошкинский, организатор Чувашского театра. Но решения этой проблемы не последовало.

Тем не менее группа театралов-любителей вела активную работу по развитию театрального искусства в Чувашии. В 1921 г. И.С. Максимов-Кошкин-ский перевозит труппу театра из Казани в Чебоксары. В 1922 г. создается Русский драматический театр. Большую помощь в становлении театра оказал П.П. Бондарев, возглавлявший исполком Чебоксарского уездного совета. Благодаря его неравнодушию и одержимости Максимова-Кошкинского в республике появился еще один театр [12]. В 1924 г. создается получастная студия под руководством артиста русской драмы И.А. Слободского [2]. Практика краткосрочной подготовки актеров, где главное внимание уделялось лишь первичным элементам актерского искусства, не прижилась, поскольку не хватало широкой профессиональной подготовки.

Осенью 1927 г. был объявлен набор в Чувашскую театральную студию согласно постановлению Отдела пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б). В учебную программу вошли не только многочисленные специальные предметы, но и история, политграмота, история и этнография чувашского народа, чувашская литература. В дальнейших планах студии была подготовка артистов для оперных и балетных постановок. Свой профессиональный опыт молодым артистам передавали певец И.В. Васильев, композитор В.П. Воробьев, прозаик и драматург П.Н. Осипов; режиссеры и артисты И.А. Слободской, Е.В. Муратов, Н.И. Календер, Б.Э. Праудин, Г.А. Морев [10]. Первый спектакль студийцев был создан через месяц учебы; через год с успехом прошли гастроли по районам республики. Были показаны спектакли «Айдар», «Проклятое племя», «Песня трахомы». Большой интерес народных масс к театральным постановкам показал, что труд, проделанный всем коллективом в течение года, дал свои результаты - театральное искусство в Чувашии крепло с каждым годом, в коллектив актеров вливались самобытные кадры.

Успехи студии подтолкнули Совнарком ЧАССР принять специальное постановление о Чувашском театре. Осенью 1928 г. был объявлен второй набор в студию по двухгодичной подготовке. Художественным руководителем студии был назначен Е.В. Муратов. Второй выпуск студии дал новую плеяду артистов и режиссеров: заслуженный артист Чувашской АССР Н.П. Виноградов, заслуженный деятель искусств Н.С. Айзман, Г.В. Васильев (Парне) и мн. др.

Е.А. Муратовым, уже накопившим опыт подготовки театральных кадров, была высказана мысль о необходимости соединения театральной студии и Чебоксарской музыкальной школы в одно учебное заведение «во имя подготовки высококвалифицированных специалистов своего дела, ибо жизнь, культурная революция ставят перед театром такие задачи, которые должны решать подготовленные, «вооруженные знаниями актеры» [8]. Программы обучения в студии и школе были схожи. Преподавательский коллектив общими усилиями мог бы дать новый импульс делу подготовки кадров. Руководство республики прислушалось к идее Муратова - в апреле 1929 г. на базе музыкальной школы открылся Чувашский музыкальный техникум. Спустя год он был преобразован в Чувашский музыкально-театральный техникум. Драматическая студия, накопившая к этому времени достаточный опыт, стала театральным отделением.

Руководство республики и члены чувашского отделения Всероссийского театрального общества обсуждали возможность открытия новых театров. Вновь встала проблема подготовки театральных кадров. В 1935 г. театральное отделение отделилось от музыкально-театрального техникума и стало

театральным техникумом; с 1937 г. - театральным училищем. Авторитет училища был высок, о нем знали и за пределами республики. Преподавали здесь в разные годы выпускники московских и ленинградских учебных заведений: писатель и драматург Л.Я. Агаков (ГИТИС); актеры Г.А. Морев (ГИТИС), Э.Д. Фейертаг (Ленинградская студия передвижного театра), Л.И. Козоро-вицкий (Ленинградский театральный институт) и другие. Структуру училища составляли отделения: режиссерское, драматическое и гримерно-парик-махерское. По окончании третьего курса выходили дипломированные режиссеры и гримеры. Драматическое отделение считалось самым сложным, поэтому и обучение шло на год больше. На протяжении всего четвертого курса учащиеся оттачивали свое мастерство в театрах республики, одновременно знакомясь с репертуаром. Конкурс в училище был высоким, но приоритет отдавался национальным кадрам. Например, в 1936/37 учебном году из 44 студентов, принятых на первый курс, доля чувашей составляла 98%, русских -2%, на девушек приходилась пятая часть обучающихся [6].

Коллектив наставников работал со всей душой, передавая мастерство своим подопечным. В училище был создана специальная программа, по которой стали готовить будущих актеров для Театра юного зрителя. Причем Чувашия стала первой из республик Поволжья, где был открыт подобный театр. Весной 1933 г. состоялась премьера студенческого спектакля «Молодой пласт», где были задействованы будущие артисты ТЮЗа [9]. В летние каникулы прошли гастроли по районам республики, где зрителями были и дети, и взрослые. Между спектаклями учащимся-артистам приходилось проводить политинформации на тему колхозного строительства, помогать в организации художественной самодеятельности, работать в поле.

Несмотря на успехи в деле подготовки кадров, техникум испытывал большие материальные трудности из-за слабого финансирования. Учебные аудитории педагогического рабочего факультета не были оборудованы спецсредствами. Гримерно-парикмахерское отделение через два года после открытия было вынуждено свернуть работу. Для многих преподавателей училище не было основным местом работы. Квалифицированных педагогических кадров не хватало, и руководство было вынуждено приглашать специалистов со стороны на подработку, что отразилось на снижении показателей учебного процесса. В 1937/38 учебном году из 21 студента продолжили обучение на втором курсе всего лишь 7 человек [9].

В 1934 г. в Чувашии открылся первый колхозный театр. 5 декабря 1934 г. вышло постановление СНК РСФСР «О колхозных театрах». Нехватка кадров актеров и режиссеров для многочисленных колхозных театров страны решалась быстро и просто - комплектование вакансий за счет активных и талантливых участников рабочих и колхозных самодеятельных кружков и выпускников театральных техникумов [4]. В 1934 г. открылось специальное колхозно-совхозное отделение при заочном секторе Государственного института театрального искусства. К этому времени в стране насчитывалось 77 колхозных театров, а в 1935 г. их число предполагалось увеличить до 120 [4]. В правилах приема было прописано, что слушателем отделения можно стать в любое время. Год обучения стоил 50 рублей. Обычно учебу слушателей оплачивало Управление театрально-зрелищными предприятиями или культурные фонды. Так, в первом колхозном театре, обслуживающем Козловский, Урмарский, Канашский и Цивильский районы, на 1 сентября 1935 г. 7 из 12 штатных ра-

ботников были бывшими участниками художественной самодеятельности. К декабрю 6 артистов театра стали слушателями колхозно-совхозного отделения ГИТИС [5].

Несмотря на то, что театральное училище стало республиканским центром подготовки театральных кадров, должной заботы и поддержки со стороны руководства республики оно не нашло. В 1937 г. директору училища Т.А. Шестеркину было предложено организовать балетную школу. От этой идеи пришлось отказаться, так как у училища не было средств на ее создание, а республиканские органы не помогли [7]. Забегая на десятилетия вперед, можно констатировать, что открытие балетной школы в 1930-е гг. дало бы возможность открыть в республике театр оперы и балета намного раньше.

В 1940 г. из Москвы пришла директива приостановить прием учащихся в театральное училище. Училище, преодолевая трудности, готовило кадры не только для театров Чувашии. Его выпускники успешно работали в колхозно-совхозных чувашских театрах Татарии и Башкирии, обслуживавших районы с проживанием чувашского населения. Управление по делам искусств не планировало полностью лишить республику учебного заведения по подготовке театральных кадров. Предполагалось снова открыть студию при Чувашском государственном академическом театре с учетом опыта конца 1920-х гг. Великая Отечественная война перечеркнула эти планы.

В то же время стало уделяться внимание подготовке театральных кадров с высшим образованием. В 1940 г. открылась чувашская театральная студия при Государственном институте театрального искусства. Этот вуз ранее закончили режиссер Л.Н. Родионов, режиссер и актер М.Ф. Яковлев (Кокки), режиссер и художник К.И. Иванов. Все они трудились в Чувашском драматическом театре. Национальные студии вели подготовку актеров по специальной методике. Туда одновременно поступали несколько актеров для одного театра. Профессиональные педагоги вели их по специально подготовленному заранее репертуару, разучивали с ними роли, обучали тонкостям актерского дела. По возвращении в театр подготовленная группа становилась костяком в национальном профессиональном театре. Главной особенностью подготовки актеров чувашской студии были повышение мастерства, заимствование опыта русской театральной школы. Чувашский театр за более чем двадцать лет работы уже вырастил не одно поколение артистов, формировались традиции. Выпускники чувашской студии ГИТИС, впитавшие ценности русской театральной школы, вернувшись в Чувашию, подняли чувашское театральное искусство на новый качественный уровень.

В рассматриваемый период стояла задача подготовки национальной интеллигенции, поэтому среди студентов преобладало коренное население. В 1940 г. во всех учебных заведениях искусства республики доля чувашей составляла 74,5% [1. С. 137].

В 1930-е гг. за счет кадров, выпускаемых театральным училищем и студией ГИТИС, продолжили успешную деятельность Чувашский драматический театр, Русский драматический театр. Были открыты Театр юного зрителя, пять передвижных колхозных театров, в том числе два в Татарии и Башкирии. С каждым годом искусство Чувашии крепло и развивалось. Сформировалась своя, национальная творческая интеллигенция. Основы традиций и достижений, которые мы наблюдаем в театральном искусстве сейчас, были заложены в 1920-1930-е гг.

Литература

1. Агаева Е.В., Сергеев Т.С. Формирование творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски. 2-е изд., доп. и перераб. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. 154 с.

2. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. 1. Оп. 1. Д. 100.

Л. 23.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 1581. Оп. 1. Д. 3. Л. 20.

4. ГИА ЧР. Ф. 1581. Оп. 1. Д. 3. Л. 33.

5. ГИА ЧР. Ф. 1581. Оп. 1. Д. 3. Л. 81-91.

6. ГИА ЧР. Ф. 1581. Оп. 1. Д. 83. Л. 137.

7. ГИА ЧР. Ф. 1687. Оп. 1. Д. 175. Л. 16-17.

8. ГИА ЧР. Ф. 1722. Оп. 2. Д. 2. Л. 96-98.

9. ГИА ЧР. Ф .1898. Оп. 1. Д. 7. Л. 43.

10. Романова Ф.А. Первые драматические студии (1924-1930 гг.) // Вопросы истории чувашского искусства / ЧНИИ. Чебоксары, 1982. 127 с.

11. Сергеев Т.С., Зайцев Я.Н. История и культура Чувашии. Важнейшие события, даты. Чебоксары: Чувашия, 1995. 79 с.

12. Советская Чувашия. 1993. 23 янв.

АГАЕВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Чувашский государственный аграрный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

СЕРГЕЕВ ТИХОН СЕРГЕЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

МИХАЙЛОВА РЕНАТА ВАСИЛЬЕВНА - доктор философских наук, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин, Чувашский государственный аграрный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

Ekaterina V. AGAEVA, Tikhon S. SERGEEV, Renata V. MIKHAILOVA THE PROBLEM OF TRAINING THEATER PERSONNEL FOR CHUVASHIA IN THE 20-30s OF THE XX CENTURY

Key words: personnel training, culture, theatrical art, creative intelligentsia.

In the 1920s Chuvashia was developing rapidly, and the growth in the number of cultural institutions was observed. The cadres of the creative intelligentsia were in demand, but there were no field-oriented specialized educational institutions in the republic. The issue of training specialists began to be dealt with at the level of state and party bodies. One of the first to open was the theater studio, which gave the opportunity to strengthen the staff of two republican theaters. Moderate funding allocated to support the theater arts, and the entire culture as a whole, of course affected its quality. But the enthusiasm of I.S. Maksimov-Koshkinsky, I.A. Slobodsky and other people of art allowed to continue the work of personnel training.

In the 1920s and 1930s, training of creative intelligentsia cadres reached a new qualitative level. Financing of cultural institutions, provision with qualified teaching staff, regulation of admission, training, and graduation in educational institutions yielded positive results. In 1935, a theater vocational school was opened in Cheboksary. In 1934, a special collective farm-state farm department was opened at the extramural department of the State Institute of Theater Arts, and a little later, in 1940, a specialized Chuvash theater studio was opened. The activity of the theater school was curtailed, but specialists training was successfully conducted by the studio under GITIS (the Russian University of Theatre Arts). In the pre-war years, 6 new theaters were opened in the republic. The national creative intelligentsia was formed.

References

1. Agaeva E.V., Sergeev T.S. Formirovanie tvorcheskoi intelligentsii Chuvashii: problemy i poiski. 2-e izd., dop. i pererab. [Formation of the creative intelligentsia of Chuvashia: problems and searches. 2nd ed.]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2008, 154 p.

2. Gosudarstvennyi arhiv sovremennoj istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 1. Opis' 1. Dokument 100. List 23 [State Archive of modern history of the Chuvash Republic. F. 1. Op. 1. D. 100. P. 23].

3. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 1. Dokument 3. List 20 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 1. Dokument 3. P. 20].

4. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 1. Dokument 3. List 33 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 1. Dokument 3. P. 33].

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 1. Dokument 3. List 81-91 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 1. Dokument 3. P. 81-91].

6. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 1. Dokument 83. List 137 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 1. Dokument 83. P. 137].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1687. Opis' 1. Dokument 175. List 16-17 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1697. Anagraph 1. Dokument 175. P. 16-17].

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1722. Opis' 2. Dokument 2. List 96-98 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1722. Anagraph 2. Dokument 2. P. 96-98].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1898. Opis' 1. Dokument 7. List 43 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1898. Anagraph 1. Dokument 7. P. 43].

10. Romanova F.A. Pervye dramaticheskie studii (1924-1930 gg.) [The first drama studios (19241930)]. In: Voprosy istorii chuvashskogo iskusstva [Questions of the history of Chuvash art]. Cheboksary, Chuvash Research Institute, 1975, 127 p.

11.Sergeev T.S., Zajcev Ya.N. Istoriya i kul'tura Chuvashii. Vazhnejshie sobytiya, daty [History and culture of Chuvashia. Important events, dates]. Cheboksary, Chuvashiya Publ., 1995, 79 p. 12.Sovetskaya Chuvashiya, 1993, Jan. 23.

EKATERINA V. AGAEVA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of General Disciplines Department, Chuvash State Agrarian University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

TIKHON S. SERGEEV - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian and General History Department, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

RENATA V. MIKHAILOVA - Doctor of Philosophy, Head of General Disciplines Department, Chuvash State Agrarian University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

Формат цитирования: Агаева Е.В., Сергеев Т.С., Михайлова Р.В. Проблема подготовки театральных кадров для Чувашии в 20-30-е годы XX века // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 2. - С. 5-10. 001: 10.47026/18101909-2021-2-5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.