Научная статья на тему 'Развитие противопожарной службы Чувашии в 1920-1927 годах'

Развитие противопожарной службы Чувашии в 1920-1927 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНОЕ ДЕЛО / БОРЬБА С ОГНЕМ / FIRE FIGHTING / ПРОФИЛАКТИКА ПОЖАРОВ / FIRE PREVENTION / ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ИМУЩЕСТВО / ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / VOLUNTARY FIRE GUARD / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / STATE FIRE CONTROL SERVICE / FIRE SERVICE / FIRE FIGHTING EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бараматов Александр Иванович

В статье кратко изложена история развития противопожарной службы в Чувашской Республике в 1920-х годах. Рассмотрены исторические особенности региона, причины и основания создания пожарной охраны Чувашии, факты, повлиявшие на трансформацию развития противопожарной службы в исследуемый период. Автор на основе изученных источников приходит к выводу, что развитие современных городов и населенных пунктов в регионе ставило все новые задачи перед противопожарной службой по совершенствованию методов спасения людей и имущества от пожаров, а также сокращению времени на их прибытие. Одновременно характеризуются ранее не изученные исследователями вопросы, раскрывающие причины появления проблем, с которыми приходилось сталкиваться работникам-пожарным в 1920-х гг. до момента создания органов Государственного пожарного надзора в РСФСР в 1927 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FIRE-FIGHTING SERVICE OF CHUVASHIA IN 1920-1927

The article briefly describes developmental history of the fire-fighting service in the Chuvash Republic in the 1920s. It examines historical features of the region, reasons and grounds for creating the fire-fighting service in Chuvashia, the facts that influenced developmental transformation of the fire-fighting service in the period under investigation. On the basis of the sources studied the author comes to the conclusion that development of modern cities and settlements in the region posed an increasing number of new tasks for the firefighting service in improving methods of saving people and property from fires, as well as in shortening the time for its arrival. At the same time, the article characterizes issues that had not been earlier studied by researchers, revealing the causes of problems that firefighters had to face in the 1920s before authorities of State Fire Control Service in the RSFSR in 1927 were created.

Текст научной работы на тему «Развитие противопожарной службы Чувашии в 1920-1927 годах»

УДК 94:614.84(470.344)"192" ББК Н96г(2Рос.Чув)613

А. И. БАРАМАТОВ

РАЗВИТИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ЧУВАШИИ В 1920-1927 ГОДАХ

Ключевые слова: пожарное дело, борьба с огнем, профилактика пожаров, противопожарное имущество, добровольная пожарная охрана, Государственный пожарный надзор.

В статье кратко изложена история развития противопожарной службы в Чувашской Республике в 1920-х годах. Рассмотрены исторические особенности региона, причины и основания создания пожарной охраны Чувашии, факты, повлиявшие на трансформацию развития противопожарной службы в исследуемый период. Автор на основе изученных источников приходит к выводу, что развитие современных городов и населенных пунктов в регионе ставило все новые задачи перед противопожарной службой по совершенствованию методов спасения людей и имущества от пожаров, а также сокращению времени на их прибытие. Одновременно характеризуются ранее не изученные исследователями вопросы, раскрывающие причины появления проблем, с которыми приходилось сталкиваться работникам-пожарным в 1920-х гг. до момента создания органов Государственного пожарного надзора в РСФСР в 1927 г.

Пытаясь найти ответ на все сложные вопросы касательно трудностей развития противопожарной службы в Чувашской автономии в составе РСФСР в 20-х гг. ХХ в., необходимо учитывать общую социально-политическую обстановку в этом регионе и не только здесь. В то же время важно акцентировать внимание и на идеологических, политических, экономических условиях развития Чувашского края. Без осознания всей сложности обстоятельств, происходивших в жизни населения в эти годы, невозможно дать объективную оценку состоянию работы противопожарной службы в регионе.

Известно, что в Чувашии исследуемого периода возникали сотни сложнейших чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и бытового характера, в результате которых гибло большое количество людей, а материальный ущерб достигал нескольких миллиардов рублей. Парадоксально воспринимается то, что научно-технический прогресс начала ХХ в. не только значительно улучшил условия жизни и развития общества, но и принес с собой новую угрозу для его существования [12].

В связи с этим законодательством Российской Федерации предусмотрены условия и принципы работы специальных подразделений, например, противопожарной службы. Ее главной задачей является: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [17].

Данная статья имеет целью провести анализ процесса становления и развития системы пожарной безопасности на территории Чувашии в условиях преобразования Чувашской автономной области (ЧАО) в республику.

Ситуация в Чувашии в этот период относительно неблагоприятных природных явлений, аварий и катастроф характеризовалась как сложная. Работа противопожарных формирований оставалась тяжелой и ответственной, что требовало четкой системы организации и эффективного применения имеющихся знаний, соответствующих тактических приемов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

После Октябрьской социалистической революции одним из важнейших документов новой власти, определявшим основы пожарной охраны не только того времени, но и современной противопожарной службы России, стал Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанный 17 апреля 1918 г. В.И. Лениным [10. С. 211-214]. Декрет стал первым в истории России законодательным актом, в котором задача борьбы с пожарами ставилась на общегосударственный уровень [16. С. 11].

Из работ, позволяющих раскрыть основные направления становления пожарного дела в РСФСР, можно выделить исследования В.А. Абрамова и В.С. Сметанина [1], В.В. Назина [14], П.С. Савельева, С.И. Груздя, В.И. Мал-кова [15].

Впервые в Чебоксарах вопрос об организации пожарной службы был поставлен в 1806 г. Городская Дума 28 мая приняла решение о постройке на торговой площади сараев для содержания пожарных орудий, о починке мостов, будок и дорог. Также предусматривалось иметь в городе 4 сорокаведерные бочки с водой, 20 запасных ведер, багры, 2 щита, 2 лошади, которые должны находиться в постоянной готовности, и на каждые сутки назначать дежурство одного полицейского унтер-офицера, двух рабочих и двух трубочистов [11].

В том же году, 4 июля, стараниями городничего Брежинского в Чебоксарах был организован обоз с круглосуточным дежурством [11. С. 20]. По мнению ученых изучающих историю пожарной охраны республики, эта дата считается днем создания пожарной охраны города Чебоксары. В других населенных пунктах Чувашии подобные команды были созданы позднее. Например, в Ядрине в 1844 г. [3], в Мариинском Посаде только в 1871 г. [6].

Как известно, 24 июня 1920 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР приняли Декрет об образовании ЧАО с административным центром в г. Чебоксары. Декрет подписали Председатель ВЦИК М.И. Калинин, Председатель СНК В.И. Ленин, Секретарь вЦиК А.С. Енукидзе [13. С. 78].

В состав ЧАО вошли в полном составе Чебоксарский, Цивильский и Яд-ринский уезды Казанской губернии, часть волостей Буинского и Курмышского, Симбирского и Козьмодемьянского уездов Казанской губернии. Для руководства новой административной единицей постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) 24 июня 1920 г. был учрежден временный советский орган - Революционный комитет (Ревком) Чувашской автономной области [13. С. 78]. С этого момента решение многих вопросов, в том числе касающихся борьбы с пожарами, проведения профилактических противопожарных мероприятий, становилось более эффективным.

Организация пожарного дела в ЧАО возлагалась на пожарный подотдел в составе Коммунального отдела Исполкома областного Совета, образованного 6 июля 1920 г. решением Революционного комитета автономии [5].

Основными задачами пожарного подотдела являлись: руководство борьбой с пожарами, разработка и контроль над соблюдением мер пожарной безопасности, учет и распределение противопожарного имущества, организация деятельности добровольных пожарных дружин и других пожарных формирований в населенных пунктах и на предприятиях.

С первых дней функционирования новой власти руководство ЧАО законодательно устанавливает основы пожарной безопасности на территории Чувашии. 2 марта 1921 г. принимается Постановление областного комму-

нального отдела о противопожарных мероприятиях [4]. В документе достаточно подробно описан комплекс превентивных мероприятий, направленных на снижение пожаров в населенных пунктах и на предприятиях. Касательно данной проблематики сказано следующее: «В селениях, посадах и городах строго преследовать, как главное зло пожаров, варку самогонки и пива, а также разведение костров вблизи сараев... Воспрещается в селах и деревнях топка бань, сушилок и овинов без осмотра таковых не реже одного раза в месяц представителями пожарных организаций» [4. Л. 3].

Одним из основополагающих документов, регламентирующих деятельность добровольных пожарных дружин (ДПД), является принятое в марте 1921 г. «Положение об организации ДПД». В положении были определены правила и порядок назначения дружин, их финансирования, социальные гарантии дружинникам и членам их семей в случае получения увечья, болезни, инвалидности или смерти в связи с исполнением возлагаемых на них обязанностей. Равным образом предоставлялось право и на возмещение личных имущественных убытков, понесенных во время работы на пожарах или учениях.

Нельзя недооценивать роль местных органов власти, именно на них легла вся тяжесть разрешения текущих проблем на местах, когда не было четких инструкций по решению каждого вопроса и им приходилось действовать по обстоятельствам [13. С. 103].

За время Гражданской войны пожарное дело в сельской местности было совершенно заброшено всеми административными органами, оно находилось в самых плачевных условиях: пожарные сараи разваливались, там, где раньше были пожарные машины, теперь их совершенно не осталось или они были не пригодны к применению. Полностью отсутствовал мелкий пожарный инструмент.

Особо нужно отметить уровень квалификации кадрового корпуса властных структур, которые, как правило, формировались за счет наиболее активных и грамотных представителей местного населения. Чаще всего это были отставные солдаты, прошедшие фронты Первой мировой войны, или активные участники Гражданской войны [13. С. 125].

Профессионализация противопожарной охраны населенных пунктов, особенно сельских, являлась одной из насущных задач, поскольку пожаром в корне подрывалось благосостояние и без того экономически слабой чувашской деревни. Между тем, если в прежние времена, до войны и революции, в деревнях Чувашии пожарное дело оставляло желать лучшего, то в 1920-х гг. здесь складывалась крайне неблагоприятная ситуация.

Из доклада Председателя Исполнительного комитета Советов ЧАО И. Илларионова в Главное управление Государственного страхования 24.10.1924 г. известно, что «Случись пожар, население окажется беспомощным в борьбе против огненной стихии. Произвести ремонт пожарных обозов население ЧАО, после пережитого небывалого голода, самостоятельно не в состоянии» [7].

В довоенное время почти в каждом селении имелась ручная пожарная машина, хотя и не в каждом пожарном обозе. Теперь же на 1825 селений в рабочем состоянии имелось всего 465 ручных машин и 262 неисправных, требовавших ремонта, да и 465 машин, находящихся в исправном состоянии, являлись таковыми с большой оговоркой, так как шланги для них приобретались не менее 10 лет тому назад [8]. От пожарных обозов не осталось и воспоминаний. Добровольные пожарные дружины, если где и возникали, то практического значения не имели, так как у них не было никакого оборудования.

Важно отметить, что с количеством пожаров в Чувашии дело обстояло плохо, динамика их возникновения ежегодно росла. С 1 октября 1922 г. по 1 октября 1923 г. было 79 пожаров, которые уничтожили 265 дворов; за тот же период 1923-1924 гг. - 187 пожаров, уничтожено 569 дворов. С 1 октября 1924 г. по 1 августа 1925 г. произошло 320 пожаров, уничтожено 993 двора [9]. Общее количество пожаров в 1926 г. в РСФСР возросло и превысило 75,4 тыс.

Такое количество пожаров в Чувашии и в целом по России требовало от руководства региона и страны принять ряд экстренных мер в деле повышения пожарной безопасности деревни. Так, по утвержденному плану ЦИК ЧАССР на противопожарные мероприятия 1926-1927 гг. были предусмотрены средства в сумме 122 000 руб., несмотря на то, что местный бюджет мог выделить только 8000 руб., т.е. - 6,55%, остальное - дотации из центра в виде безвозвратного пособия на чрезвычайные расходы республики и на мероприятия по охране сельских населенных пунктов ЧАССР.

Для усиления борьбы с пожарами в рамках государства НКВД принял ряд важных мероприятий. В мае 1926 г. Всероссийское совещание пожарных обсудило вопросы улучшения пожарной безопасности, предложив правительству проект Положения «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», который и был утвержден постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 18 июня 1927 г. [1. С. 133].

В документе указывалось, что руководство пожарной охраны на территории РСФСР осуществляется НКВД РСФСР и НКВД автономных республик, также Положением устанавливался порядок образования местных органов пожарного надзора. Положение определяло функции права и обязанности работников Государственного пожарного надзора (ГПН). Им предоставлялось право самостоятельно производить дознание по пожарам и рассматривать дела о нарушении правил пожарной безопасности. Это поднимало авторитет работников пожарной охраны и, следовательно, способствовало более глубокому изучению причин нарушений противопожарного режима, а также принятию наиболее эффективных мер по предупреждению пожаров [2. С. 81].

Таким образом, из приведенного материала можно сделать вывод о том, что к концу 1927 г. в РСФСР в сложных экономических условиях правительством нового государства были определены основные направления развития противопожарной службы на принципах единоначалия. Процесс формирования пожарной охраны республики также был неразделимо связан с развитием пожарного дела в России. Однако, давая оценку деятельности местным органам власти в первые годы их существования, нужно отметить, что развитие службы шло медленно. Сказывались такие факторы, как отсутствие людей с достаточным уровнем образования, слабое материально-техническое обеспечение, низкий уровень грамотности населения. Следовательно, накопленный опыт руководства республики в дальнейшем должен был быть направлен на повышение боеготовности и мобильности добровольных пожарных и создание на территории Чувашии боеспособной профессиональной противопожарной службы.

Литература

1. Абрамов В.А., Сметанин В.Ф. История пожарной охраны. Философско-методологичес-кие проблемы пожарной безопасности. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012.

2. Антонов С.Ю., Ситка И.В., Сурьянинова Е.П. История пожарной охраны и МЧС. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. С. 81.

3. Архив Ядринского районного краеведческого музея Чувашской Республики.

4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. Р-63. Оп. 1. Д. 51.

5. ГИА ЧР. Ф. Р-63. Оп. 1. Д. 52. Л. 18.

6. ГИА ЧР. Ф.Р.-81. Оп. 1. Д. 3380.

7. ГИА ЧР. Ф. Р-147. Оп. 1. Д. 244. Л. 5.

8. ГИА ЧР. Ф. Р.-147. Оп. 1. Д. 244. Л. 29.

9. ГИА ЧР. Ф. Р-238. Оп. 1. Д. 449.

10. Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта - 10 июля 1918 г. М.: Госполитизд, 1959.

11. Криков И.В. На линии огня. Чебоксары: Новое время, 2014.

12. Минеева Е.К., Минеев А.И. Техническое перевооружение промышленности стройматериалов Чувашии в 1957-1989 гг. // Ученые записки. Чебоксары: МГТИП, 2006. С. 52-58.

13. Минеева Е.К., Ратникова А.Р. Деятельность волисполкомов на территории Чувашии в 1917-1927 гг.: исторический опыт и уроки. Чебоксары: Новое время, 2011.

14. Назин В.В. История пожарной охраны России. СПб.: ГИП-искусство России, 2003.

15. Савельев П.С., Малков В.И. Пожарные добровольцы России в фотографиях, документах и воспоминаниях / под ред. С.И. Груздь. М.: ИД ВДПО, 2010.

16. Сенчук О.В. Организация и эволюция противопожарной службы на территории Центральночерноземного региона в 1917-1941 гг.: автореф. ... дис. канд. ист. наук. Курск, 2011. 11 с.

17. Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

БАРАМАТОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

A. BARAMATOV

DEVELOPMENT OF FIRE-FIGHTING SERVICE OF CHUVASHIA IN 1920-1927

Key words: fire service, fire fighting, fire prevention, fire fighting equipment, voluntary fire guard, State Fire Control Service.

The article briefly describes developmental history of the fire-fighting service in the Chuvash Republic in the 1920s. It examines historical features of the region, reasons and grounds for creating the fire-fighting service in Chuvashia, the facts that influenced developmental transformation of the fire-fighting service in the period under investigation. On the basis of the sources studied the author comes to the conclusion that development of modern cities and settlements in the region posed an increasing number of new tasks for the firefighting service in improving methods of saving people and property from fires, as well as in shortening the time for its arrival. At the same time, the article characterizes issues that had not been earlier studied by researchers, revealing the causes of problems that firefighters had to face in the 1920s before authorities of State Fire Control Service in the RSFSR in 1927 were created.

References

1. Abramov V.A., Smetanin V.F. Istoriya pozharnoi okhrany. Filosovsko-metodologicheskie problemy pozharnoi bezopasnosti [History of fire protection. Philosophical and methodological problems of fire safety]. Moscow, 2012.

2. Antonov S.Yu., Sitka I.V., Sur'yaninova E.P. Istoriya pozharnoi okhrany i MChS [History of fire protection and emercom of Russia]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2012, 81 p.

3. Arhiv Yadrinskogo raionnogo kraevedcheskogo muzeya Chuvashskoi Respubliki [Archives of the Yadrinsky Regional Museum of Local History of the Chuvash Republic].

4. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-63. Opis' 1. Dokument 51 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-63. Anagraph 1. Document 51].

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-63. Opis' 1. Dokument 52. List 18 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-63. Anagraph 1. Document 52. P. 18].

6. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-81. Opis' 1. Dokument 3380 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-81. Anagraph 1. Document 3380].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-147. Opis' 1. Dokument 244. List 5 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-147. Anagraph 1. Document 244. P. 5].

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-147. Opis' 1. Dokument 244. List 29 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-147. Anagraph 1. Document 244. P. 29].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-238. Opis' 1. Dokument 449 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-238. Anagraph 1. Document 449].

10. Dekrety Sovetskoi vlasti. T. 2. 17 marta - 10 iyulya 1918 [The decrees of the Soviet power. Vol. 2. 17 March - 10 July 1918]. Moscow, Gospolitizd Publ., 1959.

11. Krikov I.V. Na linii ognya [On the line of fire]. Cheboksary, Novoe vremya Publ., 2014.

12. Mineeva E.K., Mineev A.I. Tekhnicheskoe perevooruzhenie promyshlennosti stroimaterialov Chuvashii v 1957-1989 gg. [Technical re-equipment of the building industry of Chuvashia in 19571989]. Uchenye zapiski [Scientific notes]. Cheboksary, 2006, pp. 52-58.

13. Mineeva E.K., Ratnikova A.R. Deyatel'nost' volispolkomov na territorii Chuvashii v 19171927: istoricheskii opyt i uroki [The activities of volost executive committees in the territory of Chuvashia in 1917-1927: historical experience and lessons]. Cheboksary, Novoe vremya Publ., 2011.

14. Nazin V.V. Istoriya pozharnoi okhrany Rossii [History of the Russian Fire Department]. St. Petersburg, 2003.

15. Gruzd' S.I., ed.; Savel'ev P.S., Malkov V.I. Pozharnye dobrovol'tsy Rossii [Rassian fire volonteers]. Moscow, 2010.

16. Senchuk O.V. Organizatsiya i evolyutsiya protivopozharnoi sluzhby na territorii Tsentral'no-Chernozemnogo regiona v 1917-1941: avtoref. ... dis. kand. ist. nauk [Organization and evolution of the fire service on the territory of the Central Black Earth region in 1917-1941. Abstract of Doct. Diss.]. Kursk, 2011, 11 p.

17. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii [Collection of Legislation of the Russian Federation], 1994, no. 35, article 3649.

BARAMATOV ALEXANDR - Aspirant Candidate of Historical Sciences, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

Формат цитирования: Бараматов А.И. Развитие противопожарной службы Чувашии в 1920-1927 годах // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 2. - С. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.