Научная статья на тему 'Повседневная жизнь городского учительства Чувашского края в XIX - начале XX века'

Повседневная жизнь городского учительства Чувашского края в XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО / ЧУВАШСКИЙ КРАЙ В XIX НАЧАЛЕ XX В / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / URBAN TEACHERS / HISTORY OF EDUCATION / THE CHUVASH REGION IN THE 19TH EARLY 20TH CENTURY / HISTORY OF EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Зыкина Алевтина Петровна

Статья посвящена основным сторонам повседневной жизни учителей городов Чувашского края (Алатырь, Чебоксары, Цивильск, Ядрин) в XIX начале XX в. Дается характеристика социального, национального, конфессионального происхождения учителей. Приводятся сведения об их образовательном уровне, должностных обязанностях и специализации по преподаваемым дисциплинам. Анализируются причины частых переводов учителей из одних училищ в другие. Указаны размеры их доходов, которые складывались из жалованья, надбавки, «столовых» и «квартирных» выплат. Подчеркивается различие в уровне жизни учителей в зависимости от преподаваемых ими предметов и условий того или иного города. Приведен ряд примеров, характеризующий моральный облик некоторых преподавателей. Подчеркивается необходимость более подробного изучения биографий учителей городских училищ, известных своим ответственным отношением к делу, подвижничеством и новаторством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE OF THE URBAN TEACHERS IN THE CHUVASH REGION IN THE 19th - EARLY 20th CENTURY

The article is devoted to the main aspects in daily life of teachers in the towns of the Chuvash Territory (Alatyr, Cheboksary, Tsivilsk, Yadrin) in the 19th early 20th century. The characteristic of teachers’ social, national, confessional origin is given. The article provides information on their educational level, job responsibilities and specialization in the disciplines which they taught. The reasons for frequent transfers of teachers from one school to another are analyzed. The level of their income is indicated, which consisted of salaries, allowances, "meals" and "apartment" payments. It emphasizes the difference in the standard of living among teachers depending on the subjects they taught and the conditions of a particular town. A number of examples characterizing the moral portrait of some teachers are given. The article emphasizes the need for more detailed studying the biographies of teachers in urban schools, who are known for their responsible attitude to the work, selfless devotion and pioneering work.

Текст научной работы на тему «Повседневная жизнь городского учительства Чувашского края в XIX - начале XX века»

УДК [94(470.344)"18/1918":371.12.011.31-051]:394 ББК Т3(2Рос.Чув)5-753.2+Ч420.421 г(2Рос.Чув)5

Т.Н. ИВАНОВА, А.П. ЗЫКИНА

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА ЧУВАШСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: городское учительство, Чувашский край в XIX - начале XX в., история повседневности, история образования.

Статья посвящена основным сторонам повседневной жизни учителей городов Чувашского края (Алатырь, Чебоксары, Цивильск, Ядрин) в XIX - начале XX в. Дается характеристика социального, национального, конфессионального происхождения учителей. Приводятся сведения об их образовательном уровне, должностных обязанностях и специализации по преподаваемым дисциплинам. Анализируются причины частых переводов учителей из одних училищ в другие. Указаны размеры их доходов, которые складывались из жалованья, надбавки, «столовых» и «квартирных» выплат. Подчеркивается различие в уровне жизни учителей в зависимости от преподаваемых ими предметов и условий того или иного города. Приведен ряд примеров, характеризующий моральный облик некоторых преподавателей. Подчеркивается необходимость более подробного изучения биографий учителей городских училищ, известных своим ответственным отношением к делу, подвижничеством и новаторством.

В настоящее время пристальное внимание уделяется различным аспектам жизнедеятельности российского учительства. Поэтому имеет особую социальную и научную значимость изучение истории повседневности российского учительства на различных этапах исторического развития. Статья посвящена основным аспектам повседневной жизни учителей уездных городов Алатыря, Чебоксар, Цивильска и Ядрина во второй половине XIX - начале XX в. В этих городах (за исключением Цивильска) сначала появились малые народные училища. Позже они были преобразованы в уездные, а затем - в городские и высшие начальные училища. В статье все эти учебные заведения обобщенно именуются «училищами».

В историографии история учительства традиционно рассматривалась в контексте истории образования в целом (труды П.Ф. Каптерева, Ф.Г. Паначи-на др.). Отдельные аспекты деятельности педагогов в учебных заведениях Чувашского края получили освещение в ряде исследований [см.: 1, 3, 4, 11 и др.]. Источниками для нас стали различные отчеты, формулярные списки, результаты инспекторских проверок учебных заведений Алатыря, Цивильска, Чебоксар и Ядрина, сохранившиеся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики (ГИА ЧР) и Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ).

Начнем с общей характеристики городского учительства. Большинство учителей происходило из среды духовенства и мещан; значительно меньше -из чиновников, младших офицеров и крестьян. В документах не указывалась национальность учителей. Однако, исходя из того, что обсуждался вопрос об использовании чувашского языка на уроках в училищах, можно предположить, что среди педагогов были чуваши [9. Д. 1. Л. 24, 40].

Учителя должны были обязательно быть православными. Так, иудей по вероисповеданию Бейнис Орша Алексеевич, чтобы стать учителем, принял православие и поступил на службу в Ядринское училище под именем Иосифа Андреевича Дольника. В то же время лютеранин Владимир Яковлевич Моб-

ниц был уволен 16 августа 1857 г. из этого училища как иностранец неправославного вероисповедания [9. Д. 148. Л. 10].

На протяжении рассматриваемого периода происходили позитивные изменения в профессиональной подготовке учителей. В XIX в. основными поставщиками учительских кадров для городских училищ края являлись учебные заведения Казани. Это Казанский университет, духовная семинария, гимназии. В первой половине XIX в. учителями могли стать не только выпускники, но и лица, проучившиеся 1-2 года в вышеперечисленных заведениях [9. Д. 74. Л. 4-5]. Кроме того, среди городского учительства были выпускники Нижегородской и Симбирской гимназий и воспитанники Сиротского института Гатчинского воспитательного дома [4. С. 15].

Во второй половине XIX в. возрастает уровень образования учителей. По данным 1858 г., лишь один учитель имел только домашнее образование, остальные закончили высшие и средние учебные заведения [14. С. 179-180].

В начале XX в. должность учителя чаще стали занимать выпускники городских или уездных училищ. Были случаи недопущения к работе учителей с недостаточным уровнем образования [9. Д. 177. Л. 27]. Таким образом, образовательный уровень учителей постоянно повышался.

В первые годы существования уездных училищ учителя назначались без каких-либо испытаний распоряжением попечителя учебного округа. Рекомендации для занятия вакантной должности могли давать директор или Совет Казанской гимназии, Совет Казанского университета, Училищный комитет или директора народных училищ.

С 1870 г. для того, чтобы стать учителем, необходимо было сдать экзамен. Для этого надо было подать прошение о допуске к испытаниям на звание учителя на имя учителя-инспектора городского училища [10. Д. 11. Л. 2]. В 1905 г. с подобным прошением обратился выпускник Алатырского городского училища крестьянин Андрей Вышинский [10. Д. 11. Л. 2]. В 1907 г. такой экзамен в Алатыре успешно сдал крестьянин П.З. Руссков, а в апреле 1908 г. В. Скованов не смог это испытание пройти [10. Д. 10. Л. 9, 28]. Однако учителя рисования, пения, гимнастики и закона божьего не сдавали экзамен. В 1905 г. бывший офицер С. Кирюхин был без испытания принят учителем гимнастики в Алатырское училище.

Штатное расписание Чебоксарского училища в 1889 г. включало следующие должности: учитель-инспектор, учитель закона божьего, два классных учителя, помощник учителя, учитель пения, врач - преподаватель гигиены [12. Д. 329]. Учителя обязаны были не только вести уроки, но и выполнять обязанности воспитателя. В инструкциях запрещалось применять по отношению к ученикам телесные наказания. Учитель должен наставлять, вести нравоучительные беседы [4. С. 15]. В обязанности учителя входил контроль «за чистотой и опрятностью» всех помещений училища, а также он должен был следить за сохранностью оборудования и инвентаря школы.

Обычной практикой являлись постоянные переводы учителей из одного училища в другое. Иногда инициаторами этих переводов выступали сами учителя, иногда - без учета их желания эти вопросы решали представители школьной администрации. Так, не по своему желанию был переведен в Ца-ревокошайское городское училище из Чебоксарского классик чувашской литературы Михаил Федоров. Н. Богданович был переведен в Чебоксары в 1822 г. из Свияжского уездного училища, а уже в 1829 г. определен в Шад-

ринское уездное училище [6. Д. 12. Л. 284-285]. Как исключение встречаются упоминания о 20-летней и более длительной службе в одном и том же училище. Так, И.Г. Муромцев 22 года проработал учителем арифметики и геометрии в Ядринском училище [9. Д. 77. Л. 2]. Учителем истории и географии в Цивиль-ском уездном училище был выпускник Казанской семинарии Константин Соколов, преподававший здесь с 1835 г. до 1858 г. [6. Д. 39. Л. 258].

Таким образом, в стенах одного училища преподаватели, за небольшим исключением, надолго не задерживались. Частая смена учителей обычно объяснялась конкретными социально-бытовыми условиями отдельных городов: дороговизной продуктов и предметов первой необходимости, отсутствием «сносных» квартир в городе (например, в Цивильске и Ядрине), а также невозможностью иметь «частные занятия». Это заставляло преподавателей искать работу в другом городе, имевшем лучшие условия, «вследствие чего происходит значительное число перемещений, с неизбежными при том упущениями по классным занятиям» [12. Д. 458. Л. 1об.].

Учителя городских училищ были своеобразными «универсалами». Часто в послужных списках учителей указывается, что один и тот же учитель последовательно (а иногда и одновременно) преподавал несколько предметов. Имеются свидетельства карьерного роста некоторых учителей. И.А. Дольник сначала был учителем рисования с низким жалованием, затем становится учителем первого и второго классов приходского училища, что принесло ему повышение дохода. В 1832 г. он выполнял обязанности штатного смотрителя Ядринского училища [9. Д. 1. Л. 4-5].

В Цивильском училище в расписании числилось 10 учебных дисциплин, которые распределили между собою три учителя. Они преподавали по нескольким предметам и, кроме того, исполняли за дополнительную плату другие обязанности. В 1905 г. учитель-инспектор Цивильского училища Н.Н. Волженин преподавал гимнастику и заведовал ученической библиотекой, а, кроме того, по поручению Николаевской главной физической обсерватории проводил в городе Цивильске наблюдения «над снежными покровами, метелями, над вскрытием и замерзанием вод, над атмосферными осадками, грозами, зарницами». Учитель А.Н. Храмцов исполнял обязанности секретаря педагогического совета и заведовал фундаментальной библиотекой. Н.И. Степанов числился как учитель, врач и преподаватель гигиены [13. Д. 4037. Л. 18, 21].

Определить уровень дохода учителей сложно, так как этот доход они получали по нескольким статьям: жалование, надбавки к жалованию, «столовые» и «квартирные» выплаты. Уровень этих выплат существенно различался. Насколько отличалась заработная плата учителей, можно судить по таблице.

Размер жалования учителей Чебоксарского уездного училища в 1848 г.

Учителя Преподаваемые предметы или должность Размер жалования (в год)

П. Попов штатный смотритель 214 руб. 43 коп.

А. Краковский закон божий 142 руб. 95 коп.

А. Егоров арифметика и геометрия 178 руб. 72 коп.

П. Федоров история и география 178 руб. 72 коп.

В. Тимофеев русский язык 178 руб. 72 коп.

В. Щепетильников рисование,черчение и чистописание 57 руб. 18 коп.

Примечание. Посчитано по данным ГИА ЧР [8. Д. 33].

В течение XIX в. размер заработной платы учителей постепенно возрастал. Если в середине XIX в. жалованье учителя в среднем составляло 200 руб., то в начале XX в. - 350 руб. Однако реально доходы были выше.

Приведем все виды доходов учителей Цивильского училища в 1904 г.:

- возглавлявший учебное заведение учитель-инспектор Н.Н. Волжанин получал: жалование - 350 руб., «столовые» выплаты - 190 руб., за заведование училищем - 100 руб., надбавка (20%) - 128 руб., итого 768 руб.;

- законоучитель А.П. Василевский: жалование - 200 руб., «столовые» -130 руб., пенсия - 200 руб., итого 530 руб.;

- учитель А.П. Мансуров: жалование - 350 руб., «столовые» - 190 руб., «квартирные» - 75 руб., надбавка (20%) - 123 руб., итого 738 руб.;

- учитель А.Н. Крамцов: жалование - 350 руб., «столовые» - 190 руб., «квартирные» - 75 руб., надбавка (20%) - 123 руб., итого 738 руб. [5. Д. 3847. Л. 8об.-9].

Анализируя доходы учителей в начале XX в. со всеми надбавками, мы получаем среднюю сумму от 600 до 700 руб., что примерно соответствует доходу приходского священники. После выхода в отставку учителя получали единовременное пособие и пенсию. Однако положение учителей трудно назвать удовлетворительным. Сохранились жалобы учителей на тяжелые условия труда, низкое жалование. Учителя просили уменьшить число учащихся в кассах, ввести должность надзирателя за поведением учеников [4. С. 17].

Как было отмечено, в лучшем материальном положении находился учитель-инспектор. Он получал дополнительную надбавку за заведование училищем [5. Д. 92. Л. 79]. Кроме этого он мог занимать квартиру при училище. Так, квартира учителя-инспектора в новом здании Алатырского училища, отстроенного после пожара 1906 г., состояла из «пяти жилых комнат, не считая кухни» [10. Д. 20. Л. 1-4]. В Цивильском училище, несмотря на тесноту классных помещений, весь нижний этаж здания был отведен под квартиру учителя-инспектора. Многие учителя жили на частных квартирах. Им выплачивались «квартирные деньги». При Цивильском училище имелся земельный участок, использовавшийся под огороды.

В документах есть свидетельства крайней бедности отдельных учителей. В 1902-1905 гг. в Ядринском училище преподавал учитель А.П. Мансуров. Сначала у него умерла супруга, и он остался один с пятью детьми. В 1905 г. тяжёлые условия жизни привели к тому, что его разбил паралич и он остался совсем без средств к существованию [9. Д. 1. Л. 48].

Особую категорию учителей составляли преподаватели закона божьего. Это были, как правило, священники местных церквей. Так, М.А. Никольский, священник Троицкого собора Цивильска, с 1821 по 1847 г. был законоучителем и, одновременно, учителем приходского класса в Цивильском училище [2. С. 161-162]. А в Ядринском училище закон божий с 1838 г. по 1889 г. преподавали представители династии священников - сначала отец Алексей Николаевич, а затем его сын Василий Алексеевич Николаевы [7. Д. 207].

Престижность профессии учителя зависела от особенностей города, где располагалось училище. Так, в Алатыре существовало 8 образовательных учреждений разного уровня, в том числе гимназия, духовное, ремесленное училища. Здесь учителями городских училищ часто становились люди, не сумевшие попасть в более престижные учебные заведения. В Цивильске же

монополия городского училища придавала особый престиж его учителям. В Чебоксарах не было мужской гимназии, и поэтому количество учеников в городском училище было больше, чем в Чебоксарском духовном училище [14. С. 183-184]. Таким образом, в Чебоксарах и Цивильске в отсутствие гимназий престиж городских училищ был выше. Поэтому и учителя этих учебных заведений по своему образованию и инициативности зачастую обходили своих коллег из Алатыря и Ядрина.

Очень редко случалось так, что учителя пропускали урок. Отсутствие учителей обычно было по уважительной причине, чаще всего «по болезни», о чём в журнале делалась соответствующая запись. Кроме того, строго контролировались все перемещения учителей за пределы города в течение учебного года, а в отпускное время требовалось специальное разрешение от директора училищ Казанской губернии, на основании которого выдавался специальный пропуск с указанием места пребывания преподавателя во время отпуска. Все отлучки во время учебного года фиксировались в виде донесений на имя директора училищ о том, куда, зачем и на какой срок отправляется преподаватель.

При всех строгих требованиях к педагогам документы сохранили единичные примеры недостойного поведения некоторых учителей. Например, в 1838 г. учителем приготовительного класса в Ядринское училище был назначен Ф. Данилов, который являлся выпускником Нижегородской гимназии. Он «явился в Ядрин к должности в самом сомнительном виде, и, откланявшись смотрителю, пропал без вести дней на десять», после чего был уволен [9. Д. 1. Л. 44]. В 1840 г. В.И. Чернобровин, принятый на должность учителя приготовительного класса Ядринского училища, повел себя еще более неприлично: «В ночь сентября, разбив стекло одного трактира» он «прибил» городского унтер-офицера. Узнав об этом, смотритель училища попросил его уволить. Однако вместо этого, Чернобровин был переведен учителем в Сви-яжское уездное училище [9. Д. 1. Л. 45].

В документах упоминается о «непедагогичных» приемах некоторых учителей. Учитель рисования Ядринского училища получил 3 октября 1857 г. замечание штатного смотрителя о недопустимом обращении с учениками, ибо он «... позволил себе бить их руками и линейкою по голове до того, что ... они становились больны головою долгое время и перестали посещать классы» [9. Д. 148. Л. 30]. В 1828 г. штатный смотритель Алатырского уездного училища Г. Кублицкий «взошедший в класс в азартном образе, без всякой причины» жестоко наказал ученика первого класса Алексея Иванова. Так, «что на бедрах его имеются в большом количестве кровавые знаки, наполненные запекшейся кровью» [12. Д. 2642. Л. 1,22].

Весьма показательно дело учителя Чебоксарского училища А. Максим-чика. Он занимал в 1905 г. пост помощника учителя, при этом пропускал занятия, оскорблял учеников, а его отношения с педагогическим коллективом «были ненормальны и оскорбительны». Ученики за грубое к ним отношение устроили Максимчику настоящую обструкцию: «они не только в перемены, но и во время уроков встречали и провожали Максимчика с таким криком, свистом и гамом что мешали заниматься прочим преподавателям». Педагогический совет не раз просил Максимчика изменить своё обращение с учениками. Но он не только не выполнил постановление, но и с помощью физической

силы вскоре вытолкал ученика из класса. Между Максимчиком и педагогическим коллективом училища началась своеобразная война. В конце концов, по просьбе педсовета и директора училища Максимчик был переведен из Чебоксарского училища в Оренбург, где 10 января 1907 г. умер [13. Д. 2314. Л. 17-18, 31].

Однако нельзя распространять данные примеры на всех учителей, ведь в отчетах и служебных записках чаще упоминаются примеры отклоняющегося поведения. В городских училищах работали, в основном, ответственные, добросовестные, трудолюбивые люди, своим повседневным трудом заслужившие уважение горожан.

Среди них было немало ярких, талантливых личностей, замечательных педагогов, много сделавших для распространения просвещения в Чувашском крае. Так, благодаря активной деятельности молодого учителя С.Л. Спиридонова была налажена работа открытого в 1818 г. Цивильского училища [12. Д. 775. Л. 63]. В биографии замечательного педагога Ядринского училища П.Г. Березкина есть упоминание о настоящем подвиге, когда он в 1843 г. во время городского пожара спасал, рискуя жизнью, имущество училища и книги библиотеки [9. Д. 39. Л. 1-2]. В Алатырском училище была известна подвижническая деятельность Д.А. Самарина, который был талантливым педагогом, умелым организатором, новатором и просто внимательным к нуждам учеников человеком [10. Д. 34. Л. 2-4].

На наш взгляд, необходимо продолжить поиск источников для создания более подробных биографий таких учителей, как С.Л. Спиридонов, П.Г. Березкин, Н.Н. Волженин, М.Ф. Федоров, И.Г. Муромцев и др. Эти люди представляли настоящую интеллектуальную элиту уездных городов, демократический слой городской интеллигенции и способствовали расширению просвещения в Чувашском крае.

Литература

1. Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки. Чебоксары: Чувашия, 1997. 197 с.

2. Арсентьева А.В., Иванова Т.Н. Портрет учителя Закона Божьего в городских училищах Чувашского края XIX - начале XX вв.: общее и особенное // Духовно-нравственное просвещение и воспитание молодежи: история и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. С. 159-165.

3. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Учебные заведения в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII - начала ХХ века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 504 с.

4. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Чебоксарское городское училище в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII - начала ХХ веков // Вестник Чувашского университета. 2005. № 1. С. 3-19.

5. Государственной исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 211.

Оп. 2.

6. ГИА ЧР. Ф. 211. Оп. 3.

7. ГИА ЧР. Ф. 215. Оп. 1.

8. ГИА ЧР. Ф. 216. Оп. 1.

9. ГИА ЧР. Ф. 222. Оп. 1.

10. ГИА ЧР. Ф. 498. Оп. 1.

11. Иванова И.П. Начальная народная школа и учительство во второй половине XIX - начале XX веков в Чувашском крае (по материалам Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов) // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С. 33-41.

12. Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Ф. 92. Оп. 1.

13. НА РТ. Ф 92. Оп. 2.

14. Рожнов В.П. Статистика Чувашии в период капитализма // История и культура Чувашской АССР: сб. ст. / ЧНИИ. Чебоксары, 1971. Вып. 1. С. 137-196.

ИВАНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tivanovan@mail.ru).

ЗЫКИНА АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alevtina-pet@mail.ru).

T. IVANOVA, A. ZYKINA

EVERYDAY LIFE OF THE URBAN TEACHERS IN THE CHUVASH REGION IN THE 19th - EARLY 20th CENTURY

Key words: urban teachers, the Chuvash region in the 19lh - early 20lh century, history of everyday life; history of education.

The article is devoted to the main aspects in daily life of teachers in the towns of the Chuvash Territory (Alatyr, Cheboksary, Tsivilsk, Yadrin) in the 19th - early 20th century.

The characteristic of teachers’ social, national, confessional origin is given. The article provides information on their educational level, job responsibilities and specialization in the disciplines which they taught. The reasons for frequent transfers of teachers from one school to another are analyzed. The level of their income is indicated, which consisted of salaries, allowances, "meals" and "apartment" payments. It emphasizes the difference in the standard of living among teachers depending on the subjects they taught and the conditions of a particular town. A number of examples characterizing the moral portrait of some teachers are given. The article emphasizes the need for more detailed studying the biographies of teachers in urban schools, who are known for their responsible attitude to the work, selfless devotion and pioneering work.

References

1. Aleksandrov G.A. Chuvashskaya intelligentsiya: istoki [Chuvash intelligentsia: origins]. Cheboksary, Chuvashiya Publ., 1997, 197 p.

2. Arsent'eva A.V., Ivanova T.N. Portret uchitelya Zakona Bozh'ego v gorodskikh uchilishchakh

Chuvashskogo kraya XIX - nachale XX vv.: obshchee i osobennoe [Portrait of a Teacher of the Law of God in the urban schools of the Chuvash Territory of the 19th - early 20th centuries: general and special]. In: Dukhovno-nravstvennoe prosveshchenie i vospitanie molodezhi: istoriya i

sovremennost': sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Sci. Int. Conf. «Spiritual and moral education and education of young people: history and modernity»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2006, pp. 159-160.

3. Arsent'eva A.V., Petryankina A.P. Uchebnye zavedeniya v obrazovatel'nom prostranstve Chuvashii kontsa XVIII - nachala XX veka [Educational institutions in the educational space of Chuvashia of the late 18th - early 20th centuries]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2007, 504 p.

4. Arsent'eva A.V., Petryankina A.P. Cheboksarskoe gorodskoe uchilishche v obrazovatel'nom prostranstve Chuvashii kontsa XVIII - nachala XX vekov [Cheboksary City College in the educational space of Chuvashia, late 18th - early 20th centuries]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2005, no. 1, pp. 3-19.

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 211. Opis’ 2 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 211. Anagraph 2].

6. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 211. Opis’ 3 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 211. Anagraph 3].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 215. Opis’ 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 215. Anagraph 1].

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 216. Opis’ 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 216. Anagraph 1].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 222. Opis’ 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 222. Anagraph 1].

10. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 498. Opis’ 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 498. Anagraph 1].

11. Ivanova I.P. Nachal'naya narodnaya shkola i uchitel'stvo vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vekov v Chuvashskom krae (po materialam Tsivil'skogo, Cheboksarskogo i Yadrinskogo uezdov) [Elementary public school and teaching in the second half of XIX - beginning of XX centuries, Chuvash province (Civilsk, Cheboksary and Yadrin Counties)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2006, no. 4, pp. 33-41.

12. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis’ 1 [The National Archives of the Tatar Republic. Archives 92. Anagraph 1].

13. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis’ 2 [The National Archives of the Tatar Republic. Archives 92. Anagraph 1].

14. Rozhnov V.P. Statistika Chuvashii v period kapitalizma [Chuvash statistics in the period of capitalism]. In: Istoriya i kul'tura Chuvashskoi ASSR: sb. st. [History and culture of the Chuvash ASSR: a collection of articles]. Cheboksary, 1971, iss. 1, pp. 137-196.

IVANOVA TATYANA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of History and Culture of Foreign Countries, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (tivanovan@mail.ru).

ZYKINA ALEVTINA - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Russian History named after A.V. Arsenteva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (alevtina-pet@mail.ru).

Формат цитирования: Иванова Т.Н., Зыкина А.П. Повседневная жизнь городского учительства Чувашского края в XIX - начале XX века // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 2. - С. 53-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.