Научная статья на тему 'История создания органов государственно-партийного контроля в Чувашии'

История создания органов государственно-партийного контроля в Чувашии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ИСТОРИЯ ЧУВАШИИ / STATE-PARTY CONTROL / WORKERS'' AND PEASANTS'' INSPECTORATE / HISTORY OF CHUVASHIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харитонов Михаил Юрьевич, Харитонова Светлана Брониславовна

В статье проводится анализ процесса становления и функционирования органов государственно-партийного контроля на территории Чувашской Республики в 1917-1934 гг. Основой исследования стал обширный массив ранее не публиковавшихся источников и документов архивов. Особое внимание отводится законодательно-нормативному и организационному оформлению государственно-партийного контроля на территории Чувашской Республики. Освещаются вопросы истории создания уездных отделений государственного контроля, их дальнейшей реорганизации в рабоче-крестьянскую инспекцию. Рассмотрен также вопрос образования областного отдела рабоче-крестьянской инспекции Чувашской автономной области. Показана его роль как единого органа социального контроля, осуществлявшего всестороннее обследование деятельности всех органов государственного управления, хозяйственных и общественных организаций. Проанализирован начальный этап деятельности Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции Чувашской АССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Харитонов Михаил Юрьевич, Харитонова Светлана Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF CREATING STATE-PARTY CONTROL BODIES IN CHUVASHIA

The article analyzes the process of formation and functioning of state-party control bodies in the territory of the Chuvash Republic in 1917-1934. The basis of the study was an extensive array of previously unpublished sources and archive documents. Particular attention is paid to law-making and regulatory and institutional design of state-party control in the territory of the Chuvash Republic. It covers the history of creating county offices of state control and their subsequent reorganization in Workers' and Peasants' Inspectorate. The question of formation of Workers' and Peasants' Inspectorate regional department of the Chuvash Autonomous Region is examined. Its role as a single body of social control executing a comprehensive inspection of functioning of all state bodies, public and economic organizations is shown. The initial period in activities of the People's Commissariat of Workers 'and Peasants' Inspection of the Chuvash ASSR is analyzed.

Текст научной работы на тему «История создания органов государственно-партийного контроля в Чувашии»

УДК 94(470.344)"1917/1934" ББК Т3(2Рос.Чув)612-33

М.Ю. ХАРИТОНОВ, С.Б. ХАРИТОНОВА

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАРТИИНОГО КОНТРОЛЯ В ЧУВАШИИ

Ключевые слова: государственно-партийный контроль, рабоче-крестьянская инспекция, история Чувашии.

В статье проводится анализ процесса становления и функционирования органов государственно-партийного контроля на территории Чувашской Республики в 19171934 гг. Основой исследования стал обширный массив ранее не публиковавшихся источников и документов архивов. Особое внимание отводится законодательно-нормативному и организационному оформлению государственно-партийного контроля на территории Чувашской Республики. Освещаются вопросы истории создания уездных отделений государственного контроля, их дальнейшей реорганизации в рабоче-крестьянскую инспекцию. Рассмотрен также вопрос образования областного отдела рабоче-крестьянской инспекции Чувашской автономной области. Показана его роль как единого органа социального контроля, осуществлявшего всестороннее обследование деятельности всех органов государственного управления, хозяйственных и общественных организаций. Проанализирован начальный этап деятельности Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции Чувашской АССР.

Проблема реализации органами власти функций контроля в государстве, особенно деятельность специализированных органов в этой сфере, является очень актуальной для современной политической практики и позволяет решить важнейшие вопросы истории государства и общества в предыдущие годы. Процесс становления и развития государственного контроля в условиях советской действительности заслуживает особого внимания. Историография выбранной темы исследования достаточно обширна, так как она формировалась в течение более чем восьми десятилетий. История органов государственного и партийного контроля в РСФСР и СССР становилась объектом интереса многих исследователей [3, 12, 13, 16, 18, 20-24]. В разработке проблем контроля большое значение имеют также исследования, посвященные деятельности контрольных органов административных образований Среднего Поволжья [1, 2, 14, 15, 17, 19, 20]. Анализ историографии проблемы показывает, что из национальных республик Среднего Поволжья только деятельность контрольных органов Чувашии осталась малоизученной, а между тем исследование данной темы представляет определенный интерес.

Цель данной научной статьи состоит в том, чтобы на основе обширного опубликованного материала источников и ранее не публиковавшихся документов архивов проанализировать процесс становления и функционирования органов государственно-партийного контроля на территории Чувашской Республики в 1917-1934 гг. Следует отметить, что эта важнейшая исследовательская задача до настоящего времени остается нерешенной.

В период бурных политических событий октября 1917 г. прежние органы государственного контроля были полностью преобразованы. Многие местные органы стали формироваться как органы рабочего контроля при советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, руководство которыми осуществлял Всероссийский совет рабочего контроля. В его составе по определённым отраслям производства были созданы комиссии специалистов-ревизоров. С начала 1918 г. в соответствии с Декретом СНК «О центральной контрольной коллегии и местных учетно-контрольных коллегиях и комиссиях» от 23 января 1918 г. государственный контроль был возложен на Центральную контрольную коллегию, учётно-контрольные коллегии и контрольные комиссии на местах.

Центральная контрольная коллегия в июле 1918 г. была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР.

VIII съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1919 г., принял постановление о реорганизации государственного контроля. В апреле 1919 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «О государственном контроле». Стали преобразоваться уездные отделения (отделы) государственного контроля. Постановлением Казанского губисполкома от 6 сентября 1919 г. было образовано Цивильское и Ядринское уездные отделения государственного контроля [7. Д. 1. Л. 48]. При Чебоксарском уездном исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 24 июня 1919 г. было также организовано отделение государственного контроля [5. Д. 193. Л. 18].

Декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г. органы государственного контроля как в центре, так и на местах стали преобразоваться в рабоче-крестьянскую инспекцию (далее - РКИ) [25. С. 123-125]. Рабоче-крестьянской инспекции, согласно данному декрету, присваивались все права и обязанности народного комиссариата. На основании Положения о РКИ, утвержденного ВЦИК 7 февраля 1920 г., рабоче-крестьянские инспекции, как и их предшественники, входили в состав исполкомов местных советов на правах их отделов.

С целью выполнения декрета ВЦИК Казанский губисполком издал постановление от 20 февраля 1920 г., на основании которого постановлением Президиума Ядринского уисполкома от 15 марта 1920 г. Ядринское уездное отделение государственного контроля было реорганизовано в Ядринское уездное отделение РКИ; постановлением Президиумом Цивильского уисполкома от 8 марта 1920 г. Цивильское уездное отделение государственного контроля было реорганизовано в Цивильское уездное отделение РКИ [6. Д. 10]; на заседании Чебоксарского уисполкома 8 марта 1920 г. Чебоксарское уездное отделение госконтроля было преобразовано в Чебоксарское уездное отделение РКИ [8. Д. 11. Л. 4]. Уездное отделение РКИ Батыревского уездного исполкома было образовано 22 июня 1921 г. на основании приказа наркома РКИ РСФСР от 21 марта 1921 г. [9. Д. 6. Л. 3]. Отделение РКИ Алатырского уездного исполкома Симбирской губернии было образовано 16 марта 1920 г. из бывшего Алатырского уездного отделения госконтроля [10. Д. 74. Л. 26]. Ци-вильское, Ядринское и Чебоксарское уездные отделения РКИ находились в подчинении Казанского губернского отделения РКИ, а после образования областного отдела РКИ облисполкома Чувашской автономной области перешли в его непосредственное подчинение.

С образованием Чувашской автономной области постановлением Ревкома Чувашской автономной области от 6 июля 1920 г. на основе Чебоксарского уездного отделения РКИ образован областной отдел рабоче-крестьянской инспекции Чувашской автономной области [4. Д. 29а. Л. 1]. С 7 июля 1920 г. отдел приступил к деятельности в областном масштабе, выполняя в то же время и уездную работу. В августе деятельность областного отдела и уездного отделения была разграничена. С этого времени Чебоксарское уездное отделение РКИ стало функционировать в непосредственном подчинении областного отдела РКИ Чувашской автономной области.

11 ноября 1920 г. на I съезде Советов Чувашской автономной области исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской автономной области ревком, как временный орган власти, был ликвидирован. Отдел рабоче-крестьянской инспекции стал именоваться отделом рабоче-крестьянской инспекции исполкома Чувашской автономной области. Это был единый в области орган социального контроля, осуществлявший всестороннее обследование деятельности всех органов государственного управления, хозяйства и общественных организаций и контрольно-реви-

зионную работу. Облотдел РКИ в своей деятельности непосредственно подчинялся Наркомату РКИ РСФСР, руководствовался Положением о рабоче-крестьянской инспекции, постановлениями и указаниями НК РКИ РСФСР.

Положение о Наркомате РКИ давало возможность привлечь к делу управления государством широкие массы трудящихся. Членов инспекции избирали на общих собраниях фабрик и заводов, на волостных и сельских собраниях. Уездные отделения выполняли функцию всестороннего контроля над деятельностью всех государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, расположенных на территории уезда. На органы РКИ была возложена функция непосредственного фактического контроля над исполнением декретов и постановлений Советской власти во всех областях народного хозяйства и государственного управления, а также проверки деятельности всех учреждений и предприятий и целесообразности расходования государственных средств, что реали-зовывалось посредством решения таких задач, как: 1) привлечение широких масс трудящихся к осуществлению контроля над всеми органами государственного управления, хозяйства и общественными организациями; 2) борьба с бюрократизмом и волокитой в учреждениях, усиление фактического контроля путем летучих ревизий, обследование всех органов советской власти как в области управления, так и в области хозяйственной, наблюдение за проведением в жизнь постановлений и декретов советской власти [5. Д. 193. Л. 18]. Инспекция имела право привлекать к суду должностных лиц, вносить конкретные предложения об упрощении государственных аппаратов, устранении параллелизма в работе, бесхозяйственности и волокиты.

Члены РКИ разделялись по степени участия: а) постоянные члены (штатные контролеры-инспекторы); б) временные члены, направленные с мест на некий срок (практиканты), в) члены ячеек содействия [10. Д. 137. Л. 309-310]. Последние набирались в целях широкого привлечения рабочих и крестьян на фабриках и заводах, мастерских, при волостных и сельских Советах и организовывались в группы и ячейки содействия РКИ. В круг обязанностей членов ячеек и групп входили функции наблюдения за работой как своего, так и соседнего предприятия, за порядком, охраной здания, складов, элеваторов и ссыпных пунктов и содействия членам РКИ при всех ревизионных обследованиях.

Облотдел РКИ был образован на основе Чебоксарского уездного отделения РКИ и на первых порах выполнял работу в областном и уездном масштабе. Были образованы отделения (подотделы): общее отделение (секретариат), организационно-инструкторское, отделение документально-финансовой ревизии, отделение факультетской ревизии, военное отделение, бюро жалоб [5. Д. 17. Л. 13-36]. Планировалось создание промышленно-технической и продовольственно-сельскохозяйственной инспекции. В целом сохранились отрывочные сведения о структуре и штатах облотдела РКИ. В 1921 г. структура отдела РКИ была не очень устойчива, почти ежемесячно проводились реорганизации. Например, из отчета за июнь - ноябрь 1921 г. можно сделать вывод, что существовали следующие подотделы: общий, организационно-инструкторский, бюро жалоб и инспекции: административно-общественная, промышленно-тех-ническая, просвещения и пропаганды, продовольственно-сельскохозяйственная, здравоохранения, труда и социального обеспечения, военная.

В структуре уездных отделений РКИ также не было единообразия. Так, Алатырское уездное отделение РКИ имело следующую структуру: общий отдел, отдел фактического контроля, экономический отдел и военно-административный. Общий отдел подразделялся на 3 подотдела: организационно-инструкторский, подотдел делопроизводства и бюро жалоб. В круг обязанностей организационно-конструкторского подотдела входило: связь с губернской и участковыми инспекциями, инструктирование участковых инспекций, состав-

ление отчетов. Подотдел делопроизводства занимался ведением материального и денежного учета, представлением общего денежного отчета в губин-спекцию, перепиской общего характера. Функции отдела фактического контроля заключались главным образом в теоретических и практических занятиях с временными членами-практикантами и членами ячеек содействия РКИ, в учете их практических работ по фактическим ревизиям и обследованиям, в организации и проведении конференции членов ячеек содействия и членов-практикантов. Функции экономического отдела - постоянный надзор за основной деятельностью подчиненных ему экономических органов (уездного совнархоза, продовольственного комитета, единого потребительского общества и др.), производство ревизий и обследований в этих органах при деятельном участии временных членов-практикантов и членов ячеек содействия РКИ. Военно-административный отдел занимался надзором за деятельностью подчиненных ему военных и административных органов, кроме того, при этом отделе под руководством заведующего отделом производились предварительные и последующие ревизии всех подчиненных уездной инспекции учреждений.

В Батыревском уездном отделении рКи были образованы общая канцелярия, организационно-инструкторский подотдел, подотдел фактической ревизии, бюро жалоб, а с 1 августа 1921 г., согласно предписанию областного отдела РКИ, был организован военный подотдел. В составе Цивильского уездного отделения РКИ были образованы управление делами, ревизионный подотдел и бюро жалоб. В составе Ядринского отделения РКИ были образованы подотделы летучих ревизий, общий, информационно-инструкторский, бюро жалоб.

Деятельность уездных отделений РКи Чувашской автономной области продолжалась до 1922 г. На основании постановления IX Всероссийского съезда Советов в январе 1922 г. Батыревское, Чебоксарское, Цивильское и Ядринское уездные отделения РКИ были ликвидированы [8. Д. 20. Л. 78; 5. Д. 62. Л. 2; 9. Д. 26. Л. 3]. Также в это время было ликвидировано Алатырское уездное отделение РКИ [5. Д. 62. Л. 2].

С 1922 г. начинается упрощение структуры облотдела РКИ. В документах встречаются названия трех подотделов: общий, административно-общественный и экономический [5. Д. 99. Л. 399]. В 1924-1925 гг. структура облотдела РКИ состояла из 2 частей: секретариат и оперативная часть, а бюро жалоб являлось самостоятельным органом [5. Д. 135. Л. 13].

Создание Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции Чувашской АССР связано с преобразованием в 1925 г. Чувашской автономной области в Чувашскую АССР, в результате которого вместо областного отдела РКИ был создан народный комиссариат. Датой образования наркомата является 15 июня 1925 г., когда ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Постановление «О государственном устройстве Чувашской АССР». Однако сам наркомат начал действовать лишь с августа 1925 г. [11. Д. 1. Л. 137].

Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции возглавлял нарком, являвшийся одновременно председателем областной контрольной комиссии РКП(б). Была создана коллегия при наркоме РКИ в составе: нарком П.В. Литвинов, его заместитель И.Н. Яштайкин и ответственный секретарь партколлегии В.И. Захаров. Нарком имел заместителя, вместе с которым он руководил деятельностью инспекторов (оперативная часть), секретариата, бюро жалоб и штатной комиссии [11. Д. 24. Л. 12]. Все вопросы деятельности наркомата рассматривались и утверждались на коллегии НК РКИ.

На секретариат НК РКИ возлагались делопроизводственные функции: прием и отправка корреспонденции, оформление служебных документов. Оперативная часть занималась организацией обследований и ревизий учреждений и предприятий, разработкой рациональных приемов труда и произ-

водства, рациональных приемов работы административных органов, хозяйственных и общественных учреждений. В марте 1926 г. были внесены изменения в организацию оперативной части, которая была разделена на секции рационализации и проверки и контроля. Бюро жалоб просуществовало до конца 1925 г. Функции по работе с письмами, заявлениями и жалобами исполнялись секретариатом и руководством наркомата. Однако это отрицательно сказалось на оперативности работы на таком важном участке. Поэтому в мае 1926 г. было решено вновь выделить бюро жалоб в самостоятельное подразделение [11. Д. 152. Л. 11].

В функции штатной комиссии входили рассмотрение и установление структуры и штатной численности работников учреждений и организаций Чувашской АССР на предстоящий год. До мая 1926 г. работа по рассмотрению структуры и штатов носила эпизодический характер. Циркуляром НК РКИ РСФСР от 29 мая 1926 г. «О штатной работе местных РКИ» права штатных комиссий были расширены, и работа стала вестись регулярно [11. Д. 1362. Л. 163]. Учреждения и организации республики обязаны были ежегодно представлять на рассмотрение штатной комиссии наркомата свои штатные расписания. Окончательное утверждение штатных расписаний учреждений, состоящих на местном бюджете, осуществлял СНК ЧАССР, а учреждений, состоящих на госбюджете, -СНК РСФСР. Работа штатной комиссии строилась в соответствии с инструкциями и заданиями НК РКИ РСФСР. Для осуществления мероприятий по упрощению отчетности, рационализации делопроизводства, борьбе с бюрократизмом, организации труда инспекторов и работы подразделений наркомата в 1926 г. создано планово-методическое бюро [11. Д. 19. Л. 2].

В целях специализации работы инспекторов по отдельным отраслям народного хозяйства 17 апреля 1926 г. коллегией наркомата было принято решение разделить секцию контроля и проверки на группы по сельскому хозяйству, по торговле и промышленности, по финансам [11. Д. 13. Л. 10].

В апреле 1927 г. согласно постановлению СНК ЧАССР при НК РКИ было создано бюро государственных бухгалтеров-экспертов. Целью создания бюро явилось оказание содействия в правильной постановке счетоводства и отчетности в учреждениях и предприятиях, даче заключений по вопросам счетоводства, производстве экспертиз и т.д. [11. Д. 306. Л. 6]. В состав бюро кроме нК РКИ вошли представители Чувашсоюза и Центрального совета народного хозяйства ЧАССР.

В тесном взаимодействии с бюро жалоб НК РКИ действовала созданная при наркомате в мае 1926 г. комиссия по работе с рабселькоровскими заметками. В состав комиссии входили заведующий бюро жалоб НК РКИ, представители Народного комиссариата юстиции ЧАССР и редакции газеты «Ка-наш». Комиссия вела переписку с редакциями центральных и республиканских газет, сюда поступали сведения о мероприятиях, проводимых в наркоматах, райисполкомах и других учреждениях и организациях по заметкам рабселькоров [11. Д. 224. Л. 163].

Сложившаяся в 1926 г. структура наркомата РКИ Чувашской АССР была утверждена постановлением ЦИК и СНК ЧАССР от 5 апреля 1929 г. В положении об НК РКИ перед органами инспекции ставилась задача «по разработке и проведению в жизнь мероприятий, направленных к усовершенствованию государственного аппарата, а также по наблюдению за работой всех государственных и общественных органов в соответствии с задачами социалистического строительства и оказания этим органам содействия в их работе». Исходя из поставленных перед ними задач, наркомат проводил обследование отраслей народного хозяйства, социально-культурного строительства и государственного строительства Чувашской АССР, а также контроль за выполнением планов,

обследование финансовой и производственной дисциплины учреждениями, организациями и предприятиями, осуществлял разработку и проведение в жизнь мероприятий по организации и рационализации работы учреждений и предприятий, сокращению административно-хозяйственных расходов, вовлечению широких масс трудящихся в дело улучшения государственного и хозяйственного аппарата и борьбы с бюрократическими извращениями.

В 1929 г. для осуществления руководства работой вновь организованных районных секций в НК РКИ был создан оргинструкторский отдел, а функции секретариата в 1931 г. были возложены на управление делами [11. Д. 166. Л. 203]. В 1931 г. в состав оперативной части вошли группы: совет строительного и финансового контроля, торгово-снабженческая и общественная комиссия, промышленно-строительная и секторы по социально-культурному строительству, транспорту и связи [11. Д. 764. Л. 20]. К 1932 г. были созданы также группы лесного хозяйства и лесной промышленности, сельского хозяйства и колхозного строительства и инспекция цен [11. Д. 971. Л. 1], спецбюро [11. Д. 936. Л. 3].

В 1934 г. XVII съезд ВКП(б) принял решение об организационных мероприятиях в области усиления партийно-советского контроля. На основании этого решения и последовавшего за ним постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 марта 1934 г. вся система органов РКИ была упразднена.

Литература

1. Бурганова Ф.А., Гатауллин Р.В., Саркин В.Г. Органы контроля Татарии в борьбе за социализм (1920-1934). Казань, 1975. 225 с.

2. Гиматдинова В.М., Чуканов И.А. Создание системы «рабочего» и государственного контроля в начальный период советской власти // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 1(3). С. 46-52.

3. Голотов Д.Г. Правовой статус рабоче-крестьянской инспекции в системе органов государственного контроля в 1918-1922 гг. // Теория и практика общественного развития. 2005. № 1. С. 95-98.

4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-3. Оп. 1.

5. ГИА ЧР. Ф. Р-12. Оп. 1.

6. ГИА ЧР. Ф. Р-13. Оп. 1.

7. ГИА ЧР. Ф. Р-21. Оп. 1.

8. ГИА ЧР. Ф. Р-43. Оп. 1.

9. ГИА ЧР. Ф. Р-57. Оп. 1.

10. ГИА ЧР. Ф. Р-344. Оп. 1.

11. ГИА ЧР. Ф. Р-354. Оп. 1.

12. Дианов А.Г. Возникновение советских контрольных органов в Сибири // European Social Science Journal. 2013. № 4(32). С. 333-341.

13. Дорохова Г.А. Рабоче-крестьянская инспекция в 1920-1923 гг. М.: Госюриздат, 1959. 182 с.

14. Ерофеев С.А. Деятельность органов государственного контроля в губерниях Среднего Поволжья в период становления и упрочнения Советской власти (1917-1928 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ульяновск, 2004.

15. Иванов А.А. Материалы инспекции советского строительства наркомата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР как источник по истории советской доколхозной деревни: к постановке проблемы // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 1(67). С. 77-82.

16. Иконников С.Н. Создание и деятельность объединенных органов ЦКК-РКИ в 19231934 гг. М.: Наука, 1971.

17. Касимов С.Ф. Из истории создания и деятельности организаций партийно-государственного контроля в Башкирии (1917-1922 гг.) // Ученые записки Башкирского государственного университета / Башк. гос. ун-т. Уфа, 1966.

18. Краснов А.В. Социалистический контроль: исторический опыт КПСС. М.: Мысль, 1987.

253 с.

19. Макаров Г.С. Ленинский план реорганизации государственного контроля в советский партийно-государственный контроль и его осуществление на территории Мордовии 1923-1934 гг. // Ученые записки Мордовского государственного университета / Морд. гос. ун-т. Саранск, 1966. № 52.

20. Минеева Е.К. Влияние РКИ на обеспечение правопорядка в первые годы Чувашской автономии (к постановке вопроса) // Актуальные проблемы безопасности и их отражение в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин / отв. ред. Н.В. Михайлов, В.М. Мельцов / Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России. Чебоксары, 2010. С. 109-115.

21. Минеева Е.К. Органы управления в условиях формирования автономии народов Среднего Поволжья в 1917-1936 гг. // Вестник Чувашского университета. 2007. № 1. С. 27-40.

22. Морозов Л.Ф., Портнов В.П. Органы ЦКК-НК РКИ в борьбе за совершенствование советского государственного аппарата (1923-1934 гг.). М.: Юрид. лит., 1960. 220 с.

23. Москаленко И.М. Органы партийного контроля в период строительства социализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 169 с.

24. Никонорова Т.Н. Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) (1934-1952 гг.) // Российская история. 2015. № 6. С. 26-40.

25. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. / Управление делами Совнаркома СССР. М., 1943.

26. Чугунов А.И. Органы социалистического контроля РСФСР 1923-1934 гг. М.: Наука, 1972.

472 с.

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (muha21@rambler.ru).

ХАРИТОНОВА СВЕТЛАНА БРОНИСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ssbron@mail.ru).

M. KHARITONOV, S. KHARITONOVA HISTORY OF CREATING STATE-PARTY CONTROL BODIES IN CHUVASHIA

Key words: state-party control, Workers' and Peasants' Inspectorate, history of Chuvashia

The article analyzes the process of formation and functioning of state-party control bodies in the territory of the Chuvash Republic in 1917-1934. The basis of the study was an extensive array of previously unpublished sources and archive documents. Particular attention is paid to law-making and regulatory and institutional design of state-party control in the territory of the Chuvash Republic. It covers the history of creating county offices of state control and their subsequent reorganization in Workers' and Peasants' Inspectorate. The question of formation of Workers' and Peasants' Inspectorate regional department of the Chuvash Autonomous Region is examined. Its role as a single body of social control executing a comprehensive inspection of functioning of all state bodies, public and economic organizations is shown. The initial period in activities of the People's Commissariat of Workers 'and Peasants' Inspection of the Chuvash ASSR is analyzed.

References

1. Burganova F.A., Gataullin R.V., Sarkin V.G. Organy kontrolya Tatarii vborbe za socializm (19201934) [Agencies Tatarstan control in the struggle for socialism (1920-1934)]. Kazan, 1975, 225 p.

2. Gimatdinova V.M., Chukanov I.A. Sozdanie sistemy «rabochego» i gosudarstvennogo kontrolya v nachal'nyyi period sovetskoi vlast [Creating a "working" system of state control in the initial period of Soviet rule]. Povolzhskii pedagogicheskii poisk [Volga Teachers search], 2013, no. 1(3). pp. 46-52.

3. Golotov D.G. Pravovoi status raboche-krest'yanskoi inspekcii v sisteme organov gosudarstvennogo kontrolya v 1918-1922 gg. [The legal status of the worker-peasant inspection system of state control in the years 1918-1922]. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2005, no. 1, pp. 95-98.

4. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-3. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-3. Anagraph 1].

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-12. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-12. Anagraph 1].

6. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-13. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-13. Anagraph 1].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-21. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-21. Anagraph 1].

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-43. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-43. Anagraph 1].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-57. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-57. Anagraph 1].

10. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-344. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-344. Anagraph 1].

11. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-354. Opis' 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-354. Anagraph 1].

12. Dianov A.G. Vozniknovenie sovetskih kontrol'nyh organov v Sibiri [The emergence of Soviet control bodies in Siberia]. European Social Science Journal, 2013, no. 4(32), pp. 333-341.

13. Dorokhova G.A. Raboche-krest'yanskaya inspekciya v 1920-1923 gg. [Rabkrin in 19201923]. Moscow, Gosyurizdat Publ.,1959, 182 p.

14. Yerofeyev S.A. Deyatel'nost' organov gosudarstvennogo kontrolya v guberniyah Srednego Povolzh'ya vperiod stanovleniya i uprochneniya Sovetskoi vlasti (1917-1928 gg.): avtoref. dis .... kand. ist. nauk [Activities of state control in the provinces of the Middle Volga region during the formation and strengthening of Soviet power (1917-1928). Diss. Abstract]. Ulyanovsk, 2004.

15. Ivanov A.A. Materialy inspekcii sovetskogo stroitel'stva narkomata raboche-krest'yanskoi in-spekcii RSFSR kak istochnik po istorii sovetskoi dokolhoznoi derevni: k postanovke problemy [Materials Inspection of the Soviet People's Commissariat building Rabkrin RSFSR as a source on the history of Soviet dokolhoznoy Village to the problem]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vest-nik of Samara State University], 2009, no. 1(67), pp. 77-82.

16. Ikonnikov S.N. Sozdanie i deyatel'nost' ob#edinennyh organov CKK-RKI v 1923-1934 gg. [Establishment and operation of joint-CCC RCT bodies in 1923-1934 gg.]. Moscow, Nauka Publ., 1971.

17. Kasimov S.F. Iz istorii sozdaniya i deyatel'nosti organizacii partiino-gosudarstvennogo kontrolya v Bashkirii (1917-1922 gg.) [From the history and activities of the organizations of the Party and state control in Bashkiria (1917-1922)]. Uchenye zapiski Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta. [Scientific notes of the Bashkir State University]. Ufa, 1966.

18. Krasnov A.V. Socialisticheskii kontrol': istoricheskii opyt KPSS. [Socialist control: the historical experience of the Communist Party]. Moscow, Mysl' Publ., 1987, 253 p.

19. Makarov G.S. Leninskii plan reorganizacii gosudarstvennogo kontrolya v sovetskii partiino-gosudarstvennyi kontrol' i ego osushhestvlenie na territorii Mordovii 1923-1934 gg. [Lenin's plan of reorganization of state control in the Soviet party-state control and its implementation in the territory of Mordovia, 1923-1934]. Uchenye zapiski Mordovskogo gosudarstvennogo universiteta. [Scientific notes of Mordovia State University]. Saransk, 1966, no. 52.

20. Mineeva E.K. Vliyanie RKI na obespechenie pravoporyadka v pervye gody Chuvashskoi av-tonomii (k postanovke voprosa) [The effect of the working peasants inspection on law enforcement in the early years of the Chuvash autonomy (to the question)]. In: Aktual'nye problemy bezopasnosti i ikh otrazhenie v protsesse prepodavaniya sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin [Relevant security issues and their reflection in teaching of social-humanitarian disciplines]. Cheboksary, 2010, pp. 109-115.

21. Mineeva E.K. Organy upravleniya v usloviyakh formirovaniya avtonomii narodov Srednego Povolzh'ya v 1917-1936 gg. [Controls the formation of autonomy of the peoples of the Middle Volga region in 1917-1936]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2007, no. 1, pp. 27-40.

22. Morozov L.F., Portnov V.P. Organy CKK-NK RKl v bor'be za sovershenstvovanie sovetskogo gosudarstvennogo apparata (1923-1934 gg.) [Bodies CCC-NK RCTs in the struggle for improving the Soviet state apparatus (1923-1934)]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1960, 220 p.

23. Moskalenko I.M. Organy partiinogo kontrolya v period stroitel'stva socializma [Bodies of party control in the period of socialist construction]. Moscow, Moscow University Publ., 1981, 169 p.

24. Nikonorova T.N. Komissiya partiinogo kontrolya pri CK VKP(b) (1934-1952 gg.) [Party Control Commission under the Central Committee of the CPSU(b) (1934-1952)]. Rossiiskaya istoriya [Russian history], 2015, no. 6, pp. 26-40.

25. Sobranie uzakonenii i rasporyazhenii pravitel'stva za 1920 g. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR. [Collection of Laws and government regulations for the 1920 Administrative Department of the People's Commissars of the USSR]. Moscow, 1943.

26. Chugunov A.I. Organy socialisticheskogo kontrolya RSFSR 1923-1934 gg. [Bodies of the socialist control of the RSFSR 1923-1934]. Moscow, Nauka Publ., 1972, 472 p.

KHARITONOV MIKHAIL - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia (muha21@rambler.ru).

KHARITONOVA SVETLANA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia (ssbron@mail.ru)._

Ссылка на статью: Харитонов М.Ю., Харитонова С.Б. История создания органов государственно-партийного контроля в Чувашии // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 4. - С. 154—161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.