Научная статья на тему 'ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИИ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ / УЧЕНИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЧУВАШИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусарова Анастасия Юрьевна

Активное становление внешкольного образования в пореформенный период было связано с тем, что Российская империя со второй половины XIX в. переживала перемены в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Изучение истории внешкольного образования в пореформенный период является важным с точки зрения целостного осмысления российской пореформенной эпохи. Для изучения состояния внешкольного образования в России в целом необходимо его детальное исследование на материалах различных регионов. В пореформенный период в учебных заведениях России получили развитие новые методы обучения. Большую популярность приобрел экскурсионный метод обучения. Инициатором внедрения экскурсий в жизнь чувашских школ является И.Я. Яковлев. Цель работы состоит в изучении вопроса организации и проведения экскурсионного метода обучения в дореволюционной Чувашии. В данной статье в научной оборот вводятся архивные данные, которые позволяют рассмотреть процесс введения экскурсионных практик в учебные заведения Чувашии во второй половине XIX - начале XX в. Основное внимание уделено видам школьных экскурсий и их образовательному потенциалу. Методологическую базу работы составили принципы историзма в сочетании с системным походом, который позволил рассмотреть внедрение экскурсионного метода обучения в исторической ретроспективе. Кроме того, в статье рассматриваются первые попытки со стороны правительства, закреплявшие ученические экскурсии в школе, а также описывается роль печатных изданий в популяризации экскурсий. Практическая значимость исследования заключается в привлечении внимания историков к недостаточно изученной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCURSION METHOD OF TEACHING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CHUVASHIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY

Active formation of extracurricular education in the post-reform period was due to the fact that the Russian Empire in the second half of the XIX century experienced changes in the political, economic, social and cultural spheres. Studying the history of extracurricular education in the post-reform period is important from the standpoint of a holistic understanding of the Russian post-reform period. To study the state of extracurricular education in Russia taken as a whole, it is necessary to study it in detail on the materials of various regions. In the post-reform period, new teaching methods were developed in Russian educational institutions. The excursion method of teaching became very popular. The initiator of the introducing excursions in the life of Chuvash schools is I.Ya. Yakovlev. The purpose of the work is to study the issue of organizing and implementing the excursion method of teaching in pre-revolutionary Chuvashia. In this article, archival data are introduced into scientific circulation, which enable to examine the process of introducing excursion practices in educational institutions of Chuvashia in the second half of the XIX - early XX century. The main attention is paid to the types of school excursions and their educational potential. The methodological basis of the work is made up of the principles of historicism in combination with a systematic approach, which made it possible to examine the introduction of the excursion teaching method in a historical retrospect. In addition, the article examines the first attempts on the part of the government to regularize schoolchildren excursions in the school, as well as describes the role of the print media in popularizing excursions. The practical significance of the study is to draw the attention of historians to an insufficiently studied issue.

Текст научной работы на тему «ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-36-43

УДК 374.1 ББК 63.3(2)

А.Ю. ГУСАРОВА

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: экскурсии, внешкольное образование, образовательные экскурсии, ученические экскурсии, учебные заведения, Чувашия.

Активное становление внешкольного образования в пореформенный период было связано с тем, что Российская империя со второй половины XIX в. переживала перемены в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Изучение истории внешкольного образования в пореформенный период является важным с точки зрения целостного осмысления российской пореформенной эпохи. Для изучения состояния внешкольного образования в России в целом необходимо его детальное исследование на материалах различных регионов.

В пореформенный период в учебных заведениях России получили развитие новые методы обучения. Большую популярность приобрел экскурсионный метод обучения. Инициатором внедрения экскурсий в жизнь чувашских школ является И.Я. Яковлев. Цель работы состоит в изучении вопроса организации и проведения экскурсионного метода обучения в дореволюционной Чувашии. В данной статье в научной оборот вводятся архивные данные, которые позволяют рассмотреть процесс введения экскурсионных практик в учебные заведения Чувашии во второй половине XIX -начале XX в. Основное внимание уделено видам школьных экскурсий и их образовательному потенциалу. Методологическую базу работы составили принципы историзма в сочетании с системным походом, который позволил рассмотреть внедрение экскурсионного метода обучения в исторической ретроспективе. Кроме того, в статье рассматриваются первые попытки со стороны правительства, закреплявшие ученические экскурсии в школе, а также описывается роль печатных изданий в популяризации экскурсий. Практическая значимость исследования заключается в привлечении внимания историков к недостаточно изученной теме.

Россия имеет большой опыт функционирования государственной системы внешкольного образования. Начало этому процессу было положено в 60-е гг. XIX в. История внешкольного образования прошла несколько этапов со своими характерными особенностями. Различные меры культурно-просветительного характера охватывали библиотечное дело, народные чтения, педагогические курсы, музеи, книжную торговлю, народные дома и театры, экскурсии и др. Тури-стско-экскурсионное дело также являлось одной из успешных форм внешкольной работы, поскольку способствовало развитию у учеников интереса к знаниям и познанию, расширению их кругозора, навыков самообразования, повышению мотивации в обучении.

В отечественной историографии экскурсионный метод обучения в учебных заведениях дореволюционного периода изучен слабо. В работе Н.В. Тарасовой подробно описано развитие экскурсионного движения в России во второй половине XIX - начале XX в., приведены примеры из опыта первых педагогов, применивших данный метод в образовательных целях [18]. Общий экскурс в историю развития школьной туристско-экскурсионной практики можно найти в совместной статье Д.В. и Т.Н. Арцыбашевых [2]. Т.А. Магсумов на примере средних профессиональных учебных заведений дореволюционного периода рассмотрел происхождение и развитие экскурсионного дела в школах Российской империи, уделив особое внимание исследованию ви-

дов, организационных форм и методов экскурсионной деятельности, образовательной политики в области ее организации [16]. Особо отметим статьи, описывающие организацию и проведение экскурсий в различных регионах России Л.В. Баталовой [3, 4], Г.В. Мерзляковой [4], А.Л. Ильина [15]. В региональной историографии данная проблематика вскользь упоминается в трудах А.В. Арсентьевой [1], И.И. Демидовой [1, 13], А.П. Петрянкиной [17]. Данная статья посвящена изучению вопроса об организации ученических экскурсий в дореволюционной Чувашии.

В 1860-е гг. впервые стали проводиться экскурсии учащихся в крупные города России, в Крым и на Кавказ. Такие поездки, как правило, имели образовательный подтекст, так как знакомили учащихся с ландшафтом местности, населенными пунктами, историческими достопримечательностями. На рубеже XIX-XX вв. экскурсионное дело и туризм получили большую популярность в стране, показав большой просветительный потенциал. Уроки с использованием экскурсий по сравнению с традиционным обучением с преимущественно теоретическим уклоном намного улучшали усвоение учащимися предметов естественно-научного цикла благодаря принципу наглядности и приближения обучающихся к природе.

Следует отметить, что еще в «Школьном уставе» 1804 г. особое внимание уделялось принципу наглядности в преподавании математики, естественной истории и технологии [3. С. 127]. Большой вклад в распространение экскурсий, как одного из методов обучения, внесли циркуляры Министерства народного просвещения. Циркуляр от 2 августа 1900 г. упразднил летние каникулярные работы учеников средних учебных заведений. Взамен них организовывались для воспитанников «образовательные прогулки, путешествия или какие-либо полезные занятия и развлечения» [4. С. 83]. Вышедшее 15 августа 1902 г. циркулярное предложение министерства народного просвещения попечителям учебных округов о физическом воспитании учащихся закрепило практику экскурсий в средних учебных заведениях. Семь дней в течение учебного года посвящалось с учетом времени года и местных условий экскурсиям [18. С. 48]. Министерство путей сообщения ввело льготный проезд. С 9 марта 1902 г. начал действовать специальный тариф № 6900 для образовательных ученических экскурсий. Согласно ему группа экскурсантов получала удешевленный билет в вагонах III класса по всем русским железным дорогам; воспитанники низших учебных заведений проезжали бесплатно при поездке на расстояния до 50 верст. Вплоть до 1917 г. льготные условия проезда учащихся на экскурсии практически не менялись [4. С. 84].

Экскурсионный метод активно пропагандировался. К концу 1900-х гг. в периодических изданиях были опубликованы статьи, в которых освещались вопросы теории экскурсоведения. Особый успех получила книга «Школьные экскурсии», написанная преподавателями Петербургского лесного коммерческого училища под руководством Б.Е. Райкова [4. С. 85].

В 1910-е гг. в России начали издаваться специальные журналы, посвященные экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант» и «Школьные экскурсии и школьный музей». В них освящались вопросы развития экскурсионного дела. Например, в журнале «Русский экскурсант» впервые были классифицированы экскурсии на историко-литературные, естественно-исторические, историко-археологические, художественно-географические и этнографические, химико-технологические (экскурсии на заводы

и фабрики), экскурсии трудовой помощи, общеобразовательные и бытовые, экскурсии отдыха и развлечений [15. С. 48].

В 1915-1917 гг. проводился пересмотр учебных планов и программ почти для всех типов школ разных ведомств, в ходе которого было регламентировано проведение экскурсий в учебные часы. Таким образом, экскурсии были признаны равноправным методом обучения.

Проведение экскурсий, туристических походов всячески пропагандировал И.Я. Яковлев среди учителей чувашских школ. Он утверждал, что «экскурсии... я чрезвычайно считаю желательными и весьма полезными» [14. С. 250].

Архивные документы позволяют разделить проводившиеся экскурсии на шесть основных видов по двум категориям: 1) географический - местные и дальние; 2) содержательный - природоведческие, производственные, общеобразовательные и религиозно-культурно-познавательные.

В дореволюционной Чувашии популярны были местные (ближние) экскурсии, проводившиеся в пределах своих уездов без пересечения границ губернии. Проводились повсеместно местные природоведческие (естественно-исторические) экскурсии, делившиеся, в свою очередь, на географические, геологические, ботанические, зоологические, археологические и т.д. Целью этих экскурсий было знакомство учащихся с природой родного края.

Наглядным примером проведения такого рода экскурсии является научная экспедиция, совершенная учениками Алатырского реального училища в с. Ичиксы в апреле-мае 1911 г. Предварительно была организована геологическая экскурсия, после которой 38 учеников IV-VI классов в сопровождении директора училища и преподавателя истории Н.Н. Пальмова, помощника классных наставников Д.С. Желтова, письмоводителя С.А. Державина и приглашенного для этих целей студента Казанского университета А.А. Половинки-на совершили археологическую экскурсию. За три дня, с ночевкой в местной земской школе, около р. Ичикс ими было собрано до 30 образцов руд и окаме-нелостей, на кургане «Шеломова Шишка» обнаружены остатки кухонной посуды ручной отделки, остатки украшений из камня, зола, угли, кости. До того, местными крестьянами там же были найдены сабля, кольчуга, сковорода, два серебряных блюда, остатки каменных орудий [6. Д. 51. Л. 10-10об., 11-12]. Значимость экскурсии состояла не только в развитии кругозора у школьников, но и в том, что она дала импульс для создания при училище кружка любителей истории и археологии [6. Д. 51. Л. 13-14].

Ботанические экскурсии устраивались в Цивильске [8. Л. 30, 47] и Чебоксарах [9. Д. 366. Л. 3; 14. Л. 3]. В Алатыре учащиеся посещали Явлейский лес [6. Д. 152. Л. 20], Басурманский овраг [6. Д. 152. Л. 41], Чуварлейский лес и Духовскую рощу [6. Д. 94. Л. 27; 10. Л. 21], сад М.Е. Соколовой для ознакомления с редкими породами деревьев, фруктовыми деревьями и кустарниками, принципами огородничества и устройством парков [6. Д. 152. Л. 22], место слияния рек Алатырь и Суры [6. Д. 152. Л 22об.]. В Ядрине ученики совершали прогулки на Лысую Гору [11. Д. 51. Л. 22об.-23], по рекам Волга и Сура [11. Д. 138. Л. 127об.].

Разновидностью местных экскурсий являлись производственные экскурсии на фабрики и заводы, нацеленные на учеников старших классов. Знакомство с местной промышленностью отличалось наибольшей содержательностью, поскольку знакомило детей с технологическими процессами, изученными в школе в теории. Наибольшую популярность такого вида экскурсии приобрели в Алатыре и Чебоксарах, обладавших промышленным потенциалом.

В Алатыре интерес для учащихся представляли местный кирпичный завод, железнодорожные мастерские [6. Д. 94. Л. 27], Алатырский казенный винный склад [6. Д. 95. Л. 48об.]. За 1911-1913 гг. алатырские учащиеся совершили 9 таких экскурсий [6. Д. 1а. Л. 100]. В Чебоксарах школьниками посещался казенный спиртоочистительный завод [9. Д. 366. Л. 3].

Местные общеобразовательные экскурсии были призваны познакомить городских школьников с деревенской жизнью. В рамках таких экскурсий им давалась возможность наблюдать крестьянский труд и быт. Скажем, алатыр-ские учащиеся посетили выставку птицеводства, организованную Алатырским обществом императорского сельскохозяйственного птицеводства, продемонстрировавшей успехи в сельскохозяйственном производстве [6. Д. 94. Л. 27].

Помимо местных экскурсий практиковались и дальние, которые, в свою очередь, имели религиозно-культурно-познавательный и светский общеобразовательный характеры. К первому типу относилось посещение святых мест, участие в богослужениях, знакомство с историей обителей. Так, учащиеся Цивильского городского училища в 1903 г. совершили две образовательные поездки «с целью ознакомления с наиболее известными святынями ближайших местностей Поволжья». В поездке в Казань участвовали ученики IV класса под руководством преподавателя А. Манурова. В течение 11 дней они посетили Седмиозерную и Раифскую пустыни. В июле того же года была организована вторая поездка для учеников V класса. В программу входило посещение Нижнего Новгорода, Макарьевского и Михаило-Архангельского монастырей Васильсурского уезда. Группу экскурсантов возглавил учитель-инспектор Н. Волженин. Экскурсии оплатило училище, потратив на это 90 руб. [8. Л. 39об.-40, 57]. Большой популярностью пользовались экскурсии к святым местам Казани. В 1912 г. ученики Ближ-неюмашевского земского училища Цивильского уезда побывали в Казани. Они осмотрели святыни города, музей, съездили на земскую ферму, присутствовали на литургии в кафедральном соборе Вознесения [5. Л. 6].

Ориентирами дальних светских общеобразовательных экскурсий были города Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород. Экскурсанты во время таких поездок осматривали исторические памятники, музеи и разные достопримечательности губернских столиц, а также городов, которые лежали на пути.

Чебоксарская женская прогимназия организовывала экскурсии в Казань [10. Д. 9. Л. 10]. Также планировались поездки на пароходе в Юрино или Козьмодемьянск [10. Д. 32. Л. 25].

Алатырская женская гимназия в течение 1911-1912 гг. организовала несколько экскурсий [7]. От попечителя Казанского учебного округа гимназия было дано разрешение на посещение во время рождественских каникул Санкт-Петербурга «для обозрения музеев и памятников». В состав экскурсантов вошли ученицы VI-VNI классов, под руководством преподавателя истории Н.Н. Пальмова и учительницы Н.В. Карташевой [7. Л. 5].

Согласно отчету преподавателя Н.Н. Пальмова, экскурсия продолжалась с 26 декабря 1911 г. по 6 января 1912 г. Группа учениц, посетивших Санкт-Петербург, насчитывала 21 человек. За все время экскурсанты посетили такие достопримечательности, как Невский проспект, Гостиный двор, Казанский собор, Зимний дворец, Таврический дворец, набережная Невы, музеи императора Александра II, Академии художеств, Зоологический музей Императорской Академии наук, церковь Вознесения Христова, Исаакиевский собор. Поездка включала в себя и культурную программу. Так, воспитанницы побывали

в консерватории на опере «Рогнеда», в Народном доме на опере «Пиковая дама», в Александринском театре на спектаклях «Недоросль» (Фонвизин) и «Дон Жуан» (Мольер). Были осмотрены памятники императорам Николаю I и Петру I, собор святых Петра и Павла, домик Петра Великого. На обратном пути в Москве были посещены Кремль, Успенский и Благовещенский соборы, храм Христа Спасителя, Третьяковская галерея [7. Л. 10-11].

За все время поездки гимназистки вели дневник, в котором подробно по дням описывали события и впечатления от увиденного [7. Л. 15-26об.].

Организацией экскурсий занимался педагогический совет Ядринского реального училища, планировавший поездки в Москву, Кострому и Санкт-Петербург с расходом на 150 руб. от средств училища [11. Д. 51. Л. 109; 11. Д. 68. Л. 226об.-227]. При этом в Москве комиссией по приему экскурсией было найдено помещение с кроватями и матрасами для ночлега за 20 коп. с экскурсанта в день [11. Д. 51. Л. 118]. В мае 1911 г. управляющий Казанским учебным округом разрешил провести в июне экскурсию в Нижний Новгород и Москву [11. Д. 91. Л. 15]. В переписке с директором Нижегородской мужской гимназии руководство училища просило предоставить помещение для ночлега экскурсантов [11. Д. 91. Л. 1].

Затраты Ядринского реального училища на организацию дальних экскурсий отражены в отчетах (таблица).

Денежный отчет руководителя экскурсии и преподавателя истории Н.Г. Черноусова о поездке в Москву и Нижний Новгород от 18 июня 1911 г. [11. Д. 91. Л. 17]

Приход

Получено с платы 15 человек по 10 руб. с каждого 150 руб.

Из специальных средств училища 100 руб.

От почетного попечителя М.М. Таланцева 50 руб.

Всего 300 руб.

Расход

Плата за проезд по железной дороге от Нижнего до Москвы и обратно (1 руб. 25 коп.*48 = 60 руб. да плюс 20 коп. гербовой сбор) 60 руб. 20 коп.

Плата за проезд от Васильсурска до Нижнего и обратно (8 руб. 40 коп. + 10 руб. 10 коп.) 18 руб. 50 коп.

За помещение в Москве 24 руб.

За четыре обеда 17 руб. 96 коп.

Чай и сахар 11 руб. 80 коп.

Белый хлеб и другие съестные продукты 27 руб. 45 коп.

Извозчики и трамвай 8 руб. 74 коп.

Кипяток и чай 6 руб. 20 коп.

Зоологический сад 1 руб. 20 коп.

Телеграмма в Василь[сурск] Радонежскому 50 коп.

Прислуге и проводникам-служителям 4 руб. 75 коп.

Всего 181 руб. 30 коп.

Всего в поездке участвовало 24 человека: 23 ученика и руководитель.

В июне 1913 г. учащиеся отправились в Кострому, Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород для посещения исторических достопримечательностей. Из финансового отчета следует, что экскурсанты пользовались речным транспортом и железной дорогой. Часть средств уходила на питание, оплату транспорта, спальных принадлежностей и развлекательные программы. Так, в Костроме экскурсанты посетили выставку, зоологический сад, кинематограф и совершили лодочную прогулку. Всего на поездку было израсходовано 210 руб. [11. Д. 190. Л. 38].

Известно, что летом 1913 г. под руководством двух преподавателей Яд-ринской женской гимназии - Бобиковой и Сергеевой - 20 гимназисток выехали в Москву, Кострому, Нижний Новгород, Ярославль для осмотра достопримечательностей [12. Л. 20]. Сохранилась переписка начальницы Ядринской женской гимназии с губернатором Москвы [12. Л. 1], Московской городской управой [12. Л. 2, 3], попечителем Казанского учебного округа [12. Л. 4], Костромской городской управой [12. Л. 6], транспортными кампаниями [12. Л. 7-11 об.] по вопросам, связанных с организацией поездки.

Таким образом, в дореволюционной Чувашии, как и по всей стране, в образовательный процесс проникает экскурсионный метод обучения. Преимущественно он использовался в преподавании предметов естественнонаучного цикла. Во второй половине XIX - начале XX вв. на территории Чувашии наибольшее распространение получили местные экскурсии природоведческого, производственного и общеобразовательного характера. Большой популярностью в начале XX в. пользовались дальние экскурсии с посещением культурных центров в целях знакомства с достопримечательностями, историческими памятниками культуры, музеями, театрами, галереями.

Литература

1. Арсентьева А.В., Демидова И.И. Реальное образование в дореволюционной Чувашии. Из истории Алатырского реального училища // Народная школа. 1995. № 4. С. 110-116.

2. Арцыбашев Д.В., Арцыбашева Т.Н. Становление и развитие экскурсионного метода обучения в отечественных учебных заведениях конца XIX - начала XX в. // Учебные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4(48). С. 80-86.

3. Баталова Л.В. Экскурсионная практика в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX века) // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2012. № 3. С. 127-131.

4. Баталова Л.В., Мерзлякова Г.В. История развития дореволюционного отечественного туристско-экскурсионного дела // Учебные записки Казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2009. № 2-2. С. 83-91.

5. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 14. Оп. 1. Д. 1743.

6. ГИА ЧР. Ф. 208. Оп. 1.

7. ГИА ЧР. Ф. 209. Оп. 1. Д. 241.

8. ГИА ЧР. Ф. 211. Оп. 2. Д. 23.

9. ГИА ЧР. Ф. 216. Оп. 1.

10. ГИА ЧР. Ф. 217. Оп. 1.

11. ГИА ЧР. Ф. 220. Оп. 1.

12. ГИА ЧР. Ф. 221. Оп. 1. Д. 20.

13. Демидова И.И. Ядринская женская гимназия // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья. Чебоксары, 1993. С. 72-83.

14. Илларионов Г.Г. П.Ф. Лесгафт и И.Я. Яковлев // И.Я. Яковлев и его школа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. 303 с.

15. Ильин А.Л. Организация и проведение экскурсий в учебных заведениях дореволюционного Пинска // Туризм и гостеприимство. 2014. № 1. С. 47-52.

16. Магсумов Т.А. Образовательные экскурсии в средней профессиональной школе дореволюционной России // Былые годы. Российский исторический журнал. 2013. № 27(1). С. 52-60.

17. Петрянкина А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в Цивильском уездном училище (1818-1918 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 44-53.

18. Тарасова Н.В. Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2014. № 1(32). С. 45-55.

ГУСАРОВА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

Anastasia Yu. GUSAROVA

EXCURSION METHOD OF TEACHING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CHUVASHIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY

Key words: excursions, extracurricular education, educational excursions, student excursions, educational institutions, Chuvashia.

Active formation of extracurricular education in the post-reform period was due to the fact that the Russian Empire in the second half of the XIX century experienced changes in the political, economic, social and cultural spheres. Studying the history of extracurricular education in the post-reform period is important from the standpoint of a holistic understanding of the Russian post-reform period. To study the state of extracurricular education in Russia taken as a whole, it is necessary to study it in detail on the materials of various regions. In the post-reform period, new teaching methods were developed in Russian educational institutions. The excursion method of teaching became very popular. The initiator of the introducing excursions in the life of Chuvash schools is I. Ya. Yakovlev.

The purpose of the work is to study the issue of organizing and implementing the excursion method of teaching in pre-revolutionary Chuvashia. In this article, archival data are introduced into scientific circulation, which enable to examine the process of introducing excursion practices in educational institutions of Chuvashia in the second half of the XIX - early XX century. The main attention is paid to the types of school excursions and their educational potential. The methodological basis of the work is made up of the principles of histori-cism in combination with a systematic approach, which made it possible to examine the introduction of the excursion teaching method in a historical retrospect. In addition, the article examines the first attempts on the part of the government to regularize schoolchildren excursions in the school, as well as describes the role of the print media in popularizing excursions. The practical significance of the study is to draw the attention of historians to an insufficiently studied issue.

References

1. Arsent'eva A.V., Demidova I.I. Real'noe obrazovanie v dorevolyutsionnoi Chuvashii. Iz istorii Alatyrskogo real'nogo uchilishcha [Real education in pre-revolutionary Chuvashia. From the history of the Alatyr Real School]. Narodnaya shkola [Folk school], 1995, no. 4, рр. 110-116.

2. Artsybashev D.V., Artsybasheva T.N. Stanovlenie i razvitie ekskursionnogo metoda obucheniya v ot otechestvennykh uchebnykh zavedeniyakh kontsa XIX - nachala XX v. [Formation and development of the excursion method of teaching in Russian educational institutions of the late XIX - early XX centuries]. Uchebnye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 4(48), рр. 80-86.

3. Batalova L.V. Ekskursionnaya praktika v uchebnykh zavedeniyakh dorevolyutsionnoi Udmurtii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka) [Excursion activity in the education of the pre-revolutionary Udmurtia (the second half of XIXth - beginning of the XXth centuries)]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya istoriya i filologiya, 2012, no. 3, рр. 127-131.

4. Batalova L.V., Merzlyakova G.V. Istoriya razvitiya dorevolyutsionnogo otechestvennogo turi-stsko-ekskursionnogo dela [History of development of pre-revolutionary domestic tourist and excursion business]. Uchebnye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki, 2009, no. 2-2, рр. 83-91.

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 14. Op. 1. D. 1743 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 14. Anagraph 1. Document 1743].

6. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 208. Op. 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 208. Anagraph 1].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 209. Op. 1. D. 241 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 209. Anagraph 1. Document 241].

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 211. Op. 2. D. 23 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 211. Anagraph 2. Document 23].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 216. Op. 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 216. Anagraph 1 ].

10. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 217. Op. 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 217. Anagraph 1 ].

11. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 220. Op. 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 220. Anagraph 1].

12. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 221. Op. 1. D. 20 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 221. Anagraph 1. Document 20].

13. Demidova I.I. Yadrinskaya zhenskaya gimnaziya [Yadrin Women's Gymnasium]. Voprosy istorii kul'tury narodov Srednego Povolzh'ya [Questions of the history of culture of the peoples of the Middle Volga region]. Cheboksary, 1993, рр. 72-83.

14. Illarionov G.G. P.F. Lesgaft i I.Ya. Yakovlev [P.F. Lesgaft and I.Ya. Yakovlev].In: I.Ya. Yakovlev i ego shkola [I.Ya. Yakovlev and his school]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1970, 303 р.

15. Il'in A.L. Organizatsiya i provedenie ekskursii v uchebnykh zavedeniyakh dorevolyutsionnogo Pinska [Organization and arrangment of the guided tours in educational institutions of pre-revolution Pinsk]. Turizm i gostepriimstvo, 2014, no. 1, рр. 47-52.

16. Magsumov T.A. Obrazovatel'nye ekskursii v srednei professional'noi shkole dorevolyutsionnoi Rossii [Educational excursions in the secondary vocational school of pre-revolutionary Russia]. Bylye gody. Rossiiskii istoricheskii zhurnal, 2013, no. 27(1), рр. 52-60.

17. Petryankina A.P. Organizatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa v Tsivil'skom uezdnom uchilishche (1818-1918 gg.) [Organization of the educational process in the Civil district School (18181918)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2007. no. 3, рр. 44-53.

18. Tarasova N.V. Obrazovatel'nyi potentsial uchenicheskikh ekskursii vo vtoroi polovine XIX -nachale XX v. [The role of the excursion work in the formation of love and respect for the past, the historical heritage of Russia]. Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 4. Pedagogika. Psikhologiya, 2014, no. 1(32), рр. 45-55.

АNASTASIA Yu. GUSAROVA - Рost-Graduate Student, Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формат цитирования: Гусарова А.Ю. Экскурсионный метод обучения в учебных заведениях Чувашии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 2. - С. 36-43. 001: 10.47026/18101909-2021-2-36-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.