Научная статья на тему 'Подготовка технических кадров для энергетического кластера Чувашии во второй половине XX века'

Подготовка технических кадров для энергетического кластера Чувашии во второй половине XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР ЧУВАШИИ / ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛИ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КАДРЫ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭНЕРГОТЕХНИКУМЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ENERGY CLUSTER OF CHUVASHIA / ELECTROTECHNICAL AND POWER ENGINEERING PROFILES / ENGINEERING AND TECHNICAL MANPOWER / MENTORING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS / ENERGY TECHNICAL SCHOOLS / TECHNICAL HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонов Леонид Анатольевич

В статье уделено особое внимание изучению истории подготовки инженерно-технических кадров для электротехнической и энергетической промышленности Чувашии во второй половине XX в. с учетом особенностей развития региональной экономики. Впервые предпринята попытка исследовать систему технического образования на разных уровнях на основе изученных и проанализированных архивных документов. Исследованы основные формы и методы обучения будущих кадров для энергетического кластера (наставничество на предприятиях, повышение квалификации, индивидуальное обучение, прохождение курсов с отрывом и без отрыва от производства, стажировки). Изучена роль как представителей региональных властей, так и руководителей отдельных предприятий энергетической отрасли в создании национальной образовательной площадки для подготовки технических специалистов. Сделан основной вывод, о том, что открытие учебных заведений средней и высшей квалификации на территории Чувашии способствовало формированию энерготехнической среды как в Чувашской АССР, так и в многонациональном регионе Среднего Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL MANPOWER TRAINING FOR THE ENERGY CLUSTER OF THE CHUVASH REPUBLIC IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

The article pays special attention to studying the history of technical manpower training for electrotechnical and power engineering industry of Chuvashia in the second half of the 20th century taking into account developmental features of regional economy. It is the first attempt to examine the system of technical education at different levels on the basis of studied and analysed archival documents. The main forms and methods of training (mentoring at enterprises, professional development, individual training, passing out-of-service training courses and on-job training courses, manufacturing practice) future manpower for the power engineering cluster are investigated. The role of both regional authorities’ representatives and the heads of individual enterprises of power engineering branch in creation the national educational platform for technical specialists training is studied. The main conclusion is drawn that opening secondary and higher educational institutions in the territory of Chuvashia contributed toward formation of power engineering technical environment both in the Chuvash ASSR and in multinational region of the Central Volga.

Текст научной работы на тему «Подготовка технических кадров для энергетического кластера Чувашии во второй половине XX века»

УДК 94(470.344)«19»:377.09 ББК 63.3(2Рос.Чув)63-28

Л .А. ХАРИТОНОВ

ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: энергетический кластер Чувашии, электротехнический и энергетический профили, инженерно-технические кадры, наставничество, повышение квалификации, образовательный процесс, энерготехникумы, технические вузы.

В статье уделено особое внимание изучению истории подготовки инженерно-технических кадров для электротехнической и энергетической промышленности Чувашии во второй половине XX в. с учетом особенностей развития региональной экономики. Впервые предпринята попытка исследовать систему технического образования на разных уровнях на основе изученных и проанализированных архивных документов. Исследованы основные формы и методы обучения будущих кадров для энергетического кластера (наставничество на предприятиях, повышение квалификации, индивидуальное обучение, прохождение курсов с отрывом и без отрыва от производства, стажировки). Изучена роль как представителей региональных властей, так и руководителей отдельных предприятий энергетической отрасли в создании национальной образовательной площадки для подготовки технических специалистов. Сделан основной вывод, о том, что открытие учебных заведений средней и высшей квалификации на территории Чувашии способствовало формированию энерготехнической среды как в Чувашской АССР, так и в многонациональном регионе Среднего Поволжья.

Энергетическая отрасль России считается одним из основных секторов развития экономики страны на современном этапе. Ее развитию и дальнейшему инвестированию уделяется огромное внимание на государственном уровне. В единой энергетической системе Российской Федерации важную роль играет бы-строразвивающаяся энергетика Чувашской Республики. В связи с этим последовательное развитие энергетического кластера, вопросы подготовки будущих специалистов, инженеров-энергетиков для региона остаются актуальными.

Изучение данной проблемы показывает, что вопросы подготовки энергетических кадров затрагивались отдельными учеными как в советской, так и в постсоветской историографии. Из региональных работ советского периода, посвященных данной тематике, следует отметить исследование Г.П. Петрова [12], в котором автор отдельной главой рассматривает подготовку кадров для энергетической промышленности Чувашии. Представляют научный интерес статьи В.А. Щедрина, А.И. Минеева, А.В. Косихина, В.В. Натесовой, посвященные проблемам подготовки энерготехнических кадров в национальном регионе [9-11, 14]. Изучение материалов вышеуказанных авторов, региональных статистических источников, а также материалов архивных фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР) позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствуют работы, комплексно освещающие подготовку инженеров-техников для энергетической отрасли Чувашии во второй половине XX в.

Нами в фондах ГИА ЧР выявлены материалы, ранее не введенные в научный оборот [1-8]. Они наглядно показывают процесс подготовки энергетических кадров как в годы войны, так и послевоенное время, помогают проследить процесс создания на территории Чувашии первых средних и высших технических учебных заведений энергетического профиля.

Отметим, что после окончания Великой Отечественной войны в социально-экономическом развитии Чувашии начался новый этап. Это было связано с расширением производственной базы эвакуированных предприятий в годы войны на территорию Чувашии, а также введением в эксплуатацию новых. И, как след-

ствие - в республике появились новые отрасли, в частности - электротехническая промышленность. Постепенно национальный регион превращался из аграрного в аграрно-индустриальный. Но промышленный потенциал, созданный в годы войны и накопленный в послевоенное время, нуждался в дипломированных, высококвалифицированных инженерно-технических кадрах.

Проблема подготовки кадров для республики неоднократно поднималась на уровне региональных властей еще в годы войны. Так, в 1942 г. по приказу Народного комиссариата электропромышленности СССР в г. Чебоксары был открыт вечерний филиал Горьковского электромеханического техникума при заводе № 654 (ныне - Чебоксарский электроаппаратный завод, далее - ЧЭАЗ) [2. Д. 2. Л. 24]. Следует отметить, что это решение и положило начало обучению будущих инженеров-энергетиков в республике. Первые занятия вечернего филиала начались в сентябре 1942 г. Они были организованы только для рабочих электроаппаратного завода. В процессе обучения встречалось много трудностей: за филиалом не было закреплено своего собственного здания, к тому же он не был оснащен необходимым оборудованием. Поэтому учебные занятия проводились в школе № 4 г. Чебоксары. Бывали случаи, когда занятия срывались из-за отсутствия электроэнергии. Посещаемость обучающихся также была на низком уровне. Все это было связано с военным временем, поскольку работающим учащимся приходилось трудиться практически целыми сутками на заводе. Да и численность обучающихся в филиале была небольшой - всего 32 студента [2. Д. 3. Л. 2]. Таким образом, первые попытки начала подготовки инженеров-энергетиков были предприняты в сложные для страны военные годы и направлены на удовлетворение потребности республики в специалистах энергетического кластера на территории самой Чувашии.

Учебное заведение на начальном этапе развития не могло в полной мере справиться с поставленными перед ним задачами. В связи с этим в 1943 г. на базе закрытого Чебоксарского коммунально-строительного техникума было принято решение открыть Чебоксарский энергетический техникум [1. Д. 3. Л. 137]. В нем начали готовить, в первую очередь, технических специалистов (электриков, теплотехников, дизелистов) и обучали рабочих для обслуживания электростанций и энергетической промышленности г. Чебоксары.

Спустя год приказом Наркомата электропромышленности СССР от 6 октября 1944 г. в Чебоксарах был создан автономный электромеханический техникум (далее - ЧЭМТ) с дневной и вечерней формами обучения (ныне -Чебоксарский электромеханический колледж). Совнарком Чувашской АССР выделил созданному техникуму небольшое двухэтажное здание рядом с Чебоксарским электроаппаратным заводом, которое мало было приспособлено для организации занятий и лабораторий. В этом здании до войны размещался Чебоксарский педагогический институт [2. Д. 3. Л. 2]. С октября 1944 г. был организован прием учащихся в техникум. Директорами техникума в военные и послевоенные годы работали: В.С. Шепелев, занимающий ранее должность заведующего вечерним филиалом Горьковского электромеханического техникума и И.П. Тысячник, ранее работавший инженером ЧЭАЗ [2. Д. 3. Л. 5].

Первые годы стали большим испытанием для преподавательского состава ЧЭМТ. Несмотря на то, что Совнарком СССР обязал Наркомэлектропром обеспечить учебный процесс необходимым оборудованием и специальными пособиями, практически учебно-материальная база не удовлетворяла требованиям времени. Поэтому многие преподаватели иногда сами готовили учебно-наглядные пособия, рисовали чертежи и схемы, которые широко использовались на занятиях. Кроме того, специальные дисциплины читали по совместительству практики: инженеры, технические специалисты электроаппаратного завода. Таким образом, за годы войны был заложен фундамент в дело подго-

товки и обучения инженерно-технических кадров энергетиков в средних специальных учебных заведениях Чувашии.

Послевоенное обеспечение квалифицированными специалистами и рабочими кадрами для электротехнической промышленности Чувашии шло по трем направлениям: 1) обучение рабочих и инженерно-технических кадров и дальнейшее повышение их квалификации на предприятиях Чувашии; 2) подготовка кадров-энергетиков в средних специализированных учреждениях (техникумах) республики; 3) подготовка технических специалистов для Чувашии в высших учебных заведениях (институтах и университетах) соседних регионов.

В 1950-1960-е гг. в Чувашской АССР активно стала развиваться электротехническая промышленность, что способствовало созданию предприятий энергетического профиля на территории самой Чувашии. Это остро поставило на повестку дня вопрос обеспечения электротехнической промышленности национального региона квалифицированными кадрами. Конечно же, из других регионов (Москвы, Ленинграда, Н. Новгорода и др.) по всеобщему распределению специалистов в республику направлялись профессиональные технические кадры. Но этого было недостаточно. Так, в 1958 г. на 100 рабочих в республике приходилось всего 8 ИТР [10. С. 22]. Подобная «пропорция» не могла эффективно развивать промышленность. Необходимо также отметить, что доля занятых рабочих в электротехнической отрасли в 1950-60-х гг. выросла по сравнению с таковой в период военных лет (1940 г. - 0,4%, 1950 г. - 0,9%, 1960 г. - 1,4%) [13. С. 62]. Такая динамика, во-первых, иллюстрирует заинтересованность как представителей региональных властей, так и руководителей отдельных предприятий данной отрасли в укомплектовании в полном объеме рабочими кадрами и инженерно-техническими специалистами, во-вторых, показывает появление своей прочной базы для подготовки национальных кадров для энергетической отрасли и активное взаимодействие всех задействованных сторон образовательного процесса.

На многих промышленных предприятиях Чувашии было организовано производственно-техническое обучение, где готовили новых рабочих из местного населения путем наставничества. Основным видом учебы являлось индивидуальное обучение: рабочие, не имевшие соответствующей подготовки для данной работы, прикреплялись для обучения к мастерам, бригадирам и опытным рабочим. Они обеспечивались соответствующей мастерской и производственными инструкциями для самостоятельной подготовки. Через определенный срок подготовки и стажировки, установленной программой обучения, квалифицированная комиссия принимала у этой категории рабочих экзамены. Сдача экзамена оформлялась протоколом с оценкой по 5-балльной шкале. Только после издания соответствующего приказа по предприятию рабочий допускался к самостоятельной работе по подтвержденной квалификационным испытанием специальности. Так, подобной формой обучения в Ишлейском заводе высоковольтной аппаратуры в 1963 г. было подготовлено 50 человек, в 1964 г. - 103 человека [5. Д. 63. Л. 33; Д. 77. Л. 7]. А на Чебоксарской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-1) в 1956 г. подготовлены 26 человек, в 1973 г. - 35 человек [7. Д. 19. Л. 19; Д. 254. Л. 2]. Эти данные подтверждают то, что такая форма подготовки рабочих на местах в определенной степени все же решала кадровые вопросы, но она была распространена не во всех предприятиях Чувашии. Поэтому говорить об эффективности применения индивидуального обучения не приходится.

Кроме этого, на предприятиях велась целенаправленная работа с молодыми специалистами. В связи с частыми производственными травмами из-за их технической неграмотности или малограмотности с ними проводились курсы по техническому минимуму и правилам безопасности ведения работы.

Еще одним направлением было постоянное повышение квалификации как рабочих, так и инженерно-технических кадров. Повышение квалификации рабочих проводилось путем индивидуального обучения без отрыва от производства и на организованных на предприятиях производственно-технических курсах. А повышение квалификации ИТР и служащих, наоборот, проводилось с отрывом от производства и на постоянно действующих курсах профильного министерства. Такой подход, безусловно, был оправданным.

Конечно же, руководители региональных предприятий следили за профессиональным и карьерным ростом своих подчиненных. В этих целях некоторые кадры отправлялись на краткосрочные стажировки по обмену опытом работы на энергетические предприятия в Ульяновск, Тверь, Нижний Новгород, Москву, Казань, Уфу. Наиболее подготовленные и проявившие себя в практической работе ИТР зачислялись в резерв для выдвижения на инженерные и руководящие должности по линии созданного в 1957 г. Чувашского совнархоза и его управлений. Так, например, на ТЭЦ-1 в 1967 г. после получения соответствующего образования были повышены в должности: один инженерно-технический работник (Г.А. Тюмин), два рабочих выдвинуты на инженерно-технические должности (К.Н. Смирнов и В.Е. Камаев) и двум рабочим повышена квалификация до 6-го разряда (А.П. Карпеев, Ю.Д. Грязнов) [6. Д. 176. Л. 64]. Таким образом, в Чувашской АССР проводилась значительная работа по повышению квалификации руководящих и инженерно-технических кадров.

Следующим уровнем в системе подготовки кадров являлось обучение в средних технических учебных заведениях. В повышении технических знаний рабочих важное место занимали вечерние и заочные отделения средних специальных учебных заведений. В то время были открыты вечерние отделения в Чебоксарском энергетическом и Чебоксарском электромеханическом техникумах. Некоторые вечерние отделения техникумов функционировали непосредственно на промышленных предприятиях. Преимущество подобного вида обучения было в том, что образовательный процесс проходил без отрыва от работы.

В 1950-1960-е гг. число обучающихся в этих техникумах резко возросло. Так, в ЧЭМТ в 1954 г. обучались 527 студентов, а в 1964 г. - 1097 учащихся [12. С. 126]. Это было связано с резко возросшей потребностью в технических специалистах и рабочих кадрах на предприятиях Чувашской АССР, с одной стороны, и престижностью получения среднего технического образования - с другой.

Говоря об учебно-производственной базе техникумов, можно отметить, что она была крайне слабой. Большинство техникумов не имели собственных зданий и вели работу в арендованных помещениях, не приспособленных к проведению занятий, тесных и не отвечающих требованиям учебного процесса. А это не давало возможности организовать и развернуть работу лабораторий и учебных кабинетов. Имеющиеся в некоторых техникумах учебные мастерские были оснащены изношенным, устаревшим оборудованием и в недостаточном количестве. Также не все техникумы имели на своем балансе общежития для студентов. Все эти недостатки вызывали трудности в приеме иногородних учащихся из других районов, прежде всего - сельских.

Директора учебных заведений часто обращались за помощью к руководителям заводов и главных управлений Чувашии. Техникумы заключали договора с промышленными предприятиями, по которым учащиеся на их базе проходили производственные и преддипломные практики. Наиболее подходящими площадками для подобных практик являлись: Чебоксарский завод тракторных запасных частей (ЧЗПЗ), Чебоксарский электроаппаратный завод (ЧЭАЗ), Чебоксарский завод электрических исполнительных приборов (ЗЭИП) и др. Многие учащиеся, пройдя на этих заводах практику, оставались работать там же на инженерно-технических должностях. Из числа выпускников было немало тех, кто на-

правлялся на работу после окончания в другие города Чувашии и РСФСР (Шу-мерлю, Канаш, Мариинский Посад, Козловку, Новосибирск, Саранск, Нижний Новгород, Ижевск, Самару, Томск и др.) [7. Д. 255. Л. 42]. Все это говорит о том, что выпускники техникумов технического профиля Чувашии были конкурентоспособными и востребованными на рынке труда страны.

Самым главным звеном в подготовке технических кадров в республике явилось открытие во второй половине 1950-х гг. высших технических учебных заведений в самой Чувашии. До этого подготовка специалистов технического профиля осуществлялась в вузах крупных индустриально-культурных центров по целевым направлениям и по конкурсному отбору. В Чувашию направлялось, как правило, незначительное число выпускников вузов, в связи с этим на предприятиях наблюдалась высокая текучесть кадров. Ситуация несколько изменилась с организацией в 1955 г. учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного политехнического института (УКП ВЗПИ), с осени 1958 г. - вечернего филиала Горьковского политехнического института (ГПИ). В 1956 г. руководство республики поставило вопрос об открытии в Чебоксарах энергетического института и технического вуза [14. С. 8]. Следует отметить, что до этого в Чувашии не было вузов, готовивших технические кадры в самой республике.

Волжский филиал Московского энергетического института (ВФ МЭИ) официально был открыт 16 августа 1961 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 484 «Об организации филиала МЭИ в г. Чебоксары» [4. Д. 1. Л. 7]. Приказом Министерства от 8 сентября 1961 г. № 502 руководству филиала предписывалось организовать факультеты электрификации промышленности и электротехнический [4. Д. 1. Л. 8]. Прием студентов нужно было завершить до 20 сентября 1961 г., организовав конкурс из числа лиц, сдававших вступительные экзамены в разные вузы страны в том же году. Кроме того, филиалу разрешалось осуществить зачисление студентов из Чебоксарского филиала ГПИ и УКП ВЗПИ по всем специальностям на II-IV курсы. Начало учебных занятий требовалось организовать с 1 октября 1961 г. и обеспечить учебный процесс высококвалифицированным преподавательским составом. Ставилась одновременно важная и самая трудная задача - осуществить уже в 1962 г. через Главное управление министерства масштабное снабжение ВФ МЭИ материалами, современными приборами и оборудованием, необходимыми для создания учебно-лабораторной базы. Необходимо подчеркнуть, что она создавалась усилиями Чувашского совнархоза, МЭИ и всеми промышленными предприятиями республики.

На начальном этапе функционирования вуза лекции по многим дисциплинам в филиале читались прикомандированными профессорами и доцентами из МЭИ: П.А. Ионкиным, К.В. Егоровым, В.Н. Кудиным, А.Е. Сысоевым, Б.Ф. Токаревым и многими другими, проводившими занятия и в последующие годы. Филиал стремительно развивался и быстро получил популярность в Чувашии и в регионах Среднего Поволжья. Первые кадры («инженеры-электрики» и «электромеханики») получили дипломы о высшем образовании в ВФ МЭИ в 1963 г. [15. С. 21].

Таким образом, в 1950-60-е гг. в Чувашии было образовано разветвленное образовательное пространство по подготовке рабочих кадров и специалистов по энергетическому и электротехническому профилям. Следует отметить, что на 1950 г. численность технических специалистов с высшим образованием составляла всего 400 человек, в 1960 г. - 1800, в 1970 г. - 6 тыс., а в 1980 г. - уже 14,6 тыс. человек. Такая динамичная картина наблюдалась и среди средних технических специальностей (в 1960 г. - 6 тыс. человек, в 1970 г. - 16,4 тыс., а в 1980 г. - 35,7 тыс. человек) [13. С. 17]. Этому способствовало создание мощного

комплекса предприятий электротехнической промышленности, а также открытие вузов и техникумов и др. Все это способствовало решению кадровой проблемы в Чувашии и внедрению научно-технических достижений в экономику автономной республики. Во второй половине 1960-х гг. С.М. Ислюков, занимавший тогда должность первого секретаря Чувашского обкома КПСС, высказал новую, исключительно важную идею об открытии многопрофильного университета в г. Чебоксары.

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова был организован Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1967 г. № 796. В приказе Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 26 августа 1967 г. № 386 «Об организации ЧГУ» предписывалось в установленном порядке передать ВФ МЭИ в подчинение аналогичному министерству РСФСР и открыть в новом университете 5 факультетов, в том числе и электротехнический [15. С. 23]. Так был образован технический вуз благодаря усилиям региональных властей, понимавших перспективу развития электротехнической и энергетической промышленности в будущем на территории Чувашии. Сегодня ЧГУ имени И.Н. Ульянова является одним из ведущих вузов Чувашии.

Таким образом, подготовка кадров для энерго- и электротехнической отрасли на территории Чувашии была начата в сложные для всей страны военные годы. Она была продиктована развитием энергетической отрасли в республике и нехваткой на предприятиях высококвалифицированных специалистов и рабочих. А во второй половине XX в. благодаря усилиям руководства республики и заинтересованных лиц были созданы и открыты первые средние технические и высшие учебные заведения, которые стабильно обеспечивали высококвалифицированными кадрами предприятия как энергетической промышленности, так и агропромышленного комплекса Чувашии.

Литература и источники

1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 1803. Оп. 1. Д. 3, 71.

2. ГИА ЧР. Ф. 1884. О. 1. Д. 2, 3.

3. ГИА ЧР. Ф. 1912. Оп. 1. Д. 37.

4. ГИА ЧР. Ф. 1981. Оп. 1. Д. 1, 8.

5. ГИА ЧР. Ф. 2156. Оп. 1. Д. 63, 77, 90.

6. ГИА ЧР. Ф. 2309. Оп. Д. 67.

7. ГИА ЧР. Ф. 2388. Оп. 1. Д. 12, 19, 176, 254, 255.

8. ГИА ЧР. Ф. 2412. Оп. 1. Д. 8, 16, 33.

9. Косихин А.В. Самоотверженный труд энергетиков республик Среднего Поволжья в период Великой Отечественной войны // Экономика в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. 2011. № 2. С. 51- 60.

10. Минеев А.И. Чувашский совнархоз и подготовка технических кадров // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 22-26.

11. Натесова В.В. Формирование единой системы энергообеспечения в Чувашии в 19501980 гг. // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3 (71). С. 134-140.

12. Петров Г.П. Энергетика Советской Чувашии. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1971.166 с.

13. Чувашия за 70 лет Советской власти (в цифрах): стат. сб. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1990. 98 с.

14. Щедрин В.А. Полвека кузнице творцов научно-технического прогресса Чувашской Республике // Вестник Чувашского университета. 2011. № 3. С. 7-16.

15. Щедрин В.А. Страницы из полувековой истории кафедры электроснабжения промышленных предприятий им. А.А. Федорова // Региональная энергетика и электротехника: проблемы и решения: сб. науч. тр. Вып. 6. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. С. 15-32.

ХАРИТОНОВ ЛЕОНИД АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории, Чувашский государственный педагогический университет, Чебоксары (haritonovleonida@gmail.com).

L. KHARITONOV

TECHNICAL MANPOWER TRAINING FOR THE ENERGY CLUSTER OF THE CHUVASH REPUBLIC IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

Key words: energy cluster of Chuvashia, electrotechnical and power engineering profiles, engineering and technical manpower, mentoring, professional development, educational process, energy technical schools, technical high schools.

The article pays special attention to studying the history of technical manpower training for electrotechnical and power engineering industry of Chuvashia in the second half of the 20th century taking into account developmental features of regional economy. It is the first attempt to examine the system of technical education at different levels on the basis of studied and analysed archival documents. The main forms and methods of training (mentoring at enterprises, professional development, individual training, passing out-of-service training courses and on-job training courses, manufacturing practice) future manpower for the power engineering cluster are investigated. The role of both regional authorities' representatives and the heads of individual enterprises of power engineering branch in creation the national educational platform for technical specialists training is studied. The main conclusion is drawn that opening secondary and higher educational institutions in the territory of Chuvashia contributed toward formation of power engineering technical environment both in the Chuvash ASSR and in multinational region of the Central Volga.

References

1. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1803. Opis 1. Document 3, 71 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1803. Anagraph 1. Document 3, 71].

2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1884. Opis 1. Document 2, 3 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1884. Anagraph 1. Document 2, 3].

3. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1912. Opis 1. Document 37 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1912. Anagraph 1. Document 37].

4. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1981. Opis 1. Document 1, 8 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1981. Anagraph 1. Document 1, 8].

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 2156. Opis 1. Document 63, 77, 90 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 2156. Anagraph 1. Document 63, 77, 90].

6. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 2309. Opis 1. Document 67 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 2309. Anagraph 1. Document 67].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 2388. Opis 1. Document 12, 19, 176, 254, 255 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 2388. Anagraph 1. Document 12, 19, 176, 254, 255].

8. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 2412. Opis 1. Document 8, 16, 33 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 2412. Anagraph 1. Document 8, 16, 33].

9. Kosikhin A.V. Samootverzhennyi trud energetikov respublik Srednego Povolzh'ya v period Ve-likoi Otechestvennoi voiny [Dedicated work of power engineers of the republics of the Middle Volga region during the great Patriotic war]. Ekonomika v gody Vtoroi mirovoi i Velikoi Otechestvennoi voin [The economy during the Second World war and great Patriotic war], 2011, no. 2, pp. 51-60.

10. Mineev A.I. Chuvashskii sovnarkhoz i podgotovka tekhnicheskikh kadrov [The economic Council of the Chuvash and technical training]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2013, no 1, pp. 22- 26.

11. Natesova V.V. Formirovanie edinoi sistemy energoobespecheniya v Chuvashii v 1950-1980 gg. [The formation of a single electricity system in the Chuvash Republic in the 1950-1980's.]. Vestnik ChGPU [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University], 2011, no. 3(71), pp. 134-140.

12. Petrov G.P. Energetika Sovetskoi Chuvashii [Energy Soviet Chuvashia]. Cheboksary, Chu-vashgosizdat Publ., 1971, 166 p.

13. Chuvashiya za 70 let Sovetskoi vlasti (v tsifrakh): stat. sb. [Chuvashia 70 years of Soviet power (in numbers): Stat. Collection]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1990, 98 p.

14. Shchedrin V.A. Polveka kuznitse tvortsov nauchno-tekhnicheskogo progressa Chuvashskoi Respublike [Half a century forge creators of scientific and technical progress of the Chuvash Republic]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2011, no. 3. pp. 7-16.

15. Shchedrin V.A. Stranitsy iz poluvekovoi istorii kafedry elektrosnabzheniya promyshlennykh predpriyatii im. A.A. Fedorova [Pages from a half - century history of the department of industrial power them A.A. Fedorov]. In: Regional'naya energetika i elektrotekhnika: problemy i resheniya: sb. nauch. tr. Vyp. 6 [Regional power engineering and electrical engineering: problems and decisions: Collected papers. Iss. 6]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2010, pp. 15-32.

KHARITONOV LEONID - Post-Graduate Student, Russian and World History Department, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary (haritonovleonida@gmail.com).

Ссылка на статью: Харитонов Л.А. Подготовка технических кадров для энергетического кластера Чувашии во второй половине XX века // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 1. - С. 153-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.