Научная статья на тему 'Зарождение университетско-промышленных связей в Чувашии'

Зарождение университетско-промышленных связей в Чувашии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UNIVERSITY EDUCATION / CHUVASH ASSR / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / UNIVERSITY-INDUSTRIAL RELATIONS / GENESIS / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧУВАШСКАЯ АССР / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ СВЯЗИ / ЗАРОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Светлана Юрьевна, Музякова Алина Леонидовна, Шумилова Ольга Владимировна

Статья нацелена на изучение научной проблемы, связанной с историко-региональным аспектом развития университетско-промышленных связей в России и впервые обозначенной в региональной историографии. Осуществлен исторический анализ многочисленных фактов, выявленных в документах из фондов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива современной истории Чувашской Республики. Обобщена государственная политика в сфере университетского образования во второй половине 1950-х 1960-е гг., рассмотрены основные направления индустриального развития Чувашской АССР в 1960-е гг., проанализирована деятельность руководящих органов на местах по повышению эффективности подготовки кадров специалистов для промышленных предприятий, выявлены особенности зарождения университетско-промышленных связей в Чувашии. Обоснован вывод о роли университетского образования в решении региональных задач индустриального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михайлова Светлана Юрьевна, Музякова Алина Леонидовна, Шумилова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF UNIVERSITY-INDUSTRIAL RELATIONS IN CHUVASHIA

The article aims to study the scientific problem related to the historical and regional aspect in the development of university-industry relations in Russia which was for the first time marked in regional historiography. Historical analysis of numerous facts revealed in documents from the funds of the State archive of the Russian Federation, the State archive of contemporary history of the Chuvash Republic is performed. The state policy in the sphere of university education in the second half of the 1950s and 1960s, main directions of industrial development of the Chuvash ASSR in the 1960 are summarized, activities of governing bodies aimed at improving effectiveness of specialists training are analyzed, peculiarities of the university-industrial relations genesis in the Chuvash Republic are revealed. The conclusion on the role of university education in solving regional problems of industrial development is substantiated.

Текст научной работы на тему «Зарождение университетско-промышленных связей в Чувашии»

УДК 94:[378.4:338.45(470.344)"196"] ББК Ч448.542(2Рос.Чув)

С.Ю. МИХАЙЛОВА, А.Л. МУЗЯКОВА, О.В. ШУМИЛОВА

ЗАРОЖДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКО-ПРОМЫШЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ

В ЧУВАШИИ*

Ключевые слова: университетское образование, Чувашская АССР, индустриальное развитие, университетско-промышленные связи, зарождение.

Статья нацелена на изучение научной проблемы, связанной с историко-региональным аспектом развития университетско-промышленных связей в России и впервые обозначенной в региональной историографии. Осуществлен исторический анализ многочисленных фактов, выявленных в документах из фондов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива современной истории Чувашской Республики. Обобщена государственная политика в сфере университетского образования во второй половине 1950-х - 1960-е гг., рассмотрены основные направления индустриального развития Чувашской АССР в 19б0-е гг., проанализирована деятельность руководящих органов на местах по повышению эффективности подготовки кадров специалистов для промышленных предприятий, выявлены особенности зарождения универси-тетско-промышленных связей в Чувашии. Обоснован вывод о роли университетского образования в решении региональных задач индустриального развития.

В нынешних условиях, когда лозунгом дня провозглашены создание инновационной экономики, переход к знаниевой экономике, российские ученые и специалисты в дискуссиях о современном университете значительное место отводят вопросу о состоянии и перспективах университетско-промышлен-ных связей. Как правило, он рассматривается сквозь призму создания и трансфера инноваций и технологий, инновационного развития территориальных образований. И это далеко не случайно: «Безусловно, трансформации современного университета являются ответом на новые социальные требования информационной постсовременной эпохи (о чем говорят многие исследователи - М. Барбер, К. Донелли, М. Ризни, Б. Ридингс, А.М. Бейзмэйкер, Ф. Вебстер и др.), и потому они необходимы. Их результатом предполагается создание университета, релевантного современности. В отличие от его классической модели он становится неклассическим. Возникновение новых университетских форм и моделей (исследовательский, корпоративный, предпринимательский, профессиональный, университет-технополис и пр.) свидетельствует о происходящих трансформационных процессах. При всем различии новых форм университета в них есть общее - они хотят вписаться в новую рыночную ситуацию ...» [9. С. 32].

Вместе с тем нам представляется крайне важным учитывать и то, что развитие университетско-промышленных связей - это сложный исторический процесс, характеризующийся, наряду с прочим, многообразием форм реализации. Одна из них сложилась в Чувашии, и изучению ее характеристик на начальном этапе посвящено данное исследование.

Во второй половине 1950-х гг. были созданы необходимые условия для осуществления в автономных республиках РСФСР масштабной программы организации университетов как наиболее эффективного типа вузов для целей регионального и национального развития. В Чувашской АССР она была реализована в 1967 г. и увенчалась созданием Чувашского государственного университета, что дало мощный импульс индустрии республики. Данный тренд вполне совпадал с выводами зарубежных исследователей в области

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-11-21006.

высшего образования. Как показали исследования Г. Монхейма, проведенные в 1970-е гг., в регионе локализации вуза оставалось до 90% средств, которые тратили студенты. 40-50% затрат на строительство оседало в местных строительных фирмах. В регионе оставалось от 10 до 50% средств на оборудование. Один студент создавал 0,35 рабочих места. Вуз автоматически привлекал в город наукоемкие производства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы [8. С. 98].

Одним из важнейших последствий образования Чувашского государственного университета стало формирование университетско-промышленных связей - принципиально нового явления в региональной истории. Процесс зарождения его был обусловлен рядом факторов, среди которых прежде всего необходимо выделить целеполагание государственной образовательной политики.

В начале 1970-х гг. министр высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютин отмечал следующее: «До сих пор основной задачей университетов была подготовка специалистов для научных учреждений (преимущественно в области фундаментальных наук) и для преподавательской деятельности. Сегодня специалисты университетского профиля нужны и на производстве. Все более широкое использование здесь достижений науки требует соответствующих изменений и в университетском образовании. В то же время повышается роль университетов в подготовке квалифицированных преподавателей для вузов. Словом, возникает целый комплекс проблем, связанных с дальнейшим развитием университетского образования» [7. С. 5]. В общей сложности с 1955 г. по 1980 г. в силу специфических потребностей конкретных экономических районов во многих университетах были организованы строительный, сельскохозяйственный и медицинский факультеты. Количество нетрадиционных для университетов специальностей выросло примерно в 8 раз [10. С. 13]. Обобщение практики развития университетского образования позволило А.И. Сухареву говорить о существовании двух типов «университетов автономных республик» - классическом и политехническом. К первому из них он относил Казанский и Башкирский университеты, действовавшие в окружении множества отраслевых институтов и готовивших кадры только по гуманитарным и естественнонаучным специальностям. Университеты второго типа готовили кадры для промышленности, аграрно-промыш-ленного комплекса, народного образования, управления. В основе их деятельности лежал принцип полного обеспечения народного хозяйства республик кадрами [11. С. 38-40]. Именно такой университет был создан в Чувашии.

Значимым фактором зарождения университетско-промышленных связей было становление мощного промышленного комплекса в Чувашской АССР. В 1959-1965 гг. ее основные производственные мощности выросли в 3 раза (по стране - в 1,9 раза), объем промышленного производства увеличился в 2,2 раза. Было введено в действие 16 новых предприятий и более 100 цехов на действовавших заводах и фабриках. Электровооруженность труда в промышленности Чувашии выросла в 1,6 раза [4. Л. 109].

Продукция машиностроения в годы семилетки (1959-1965) увеличилась в 4 раза, ее удельный вес в промышленности составил 20%. С вводом первого блока Новочебоксарской ТЭЦ в конце 1965 г. мощность электростанций республики почти удвоилась. В 1963-1964 гг. были введены первые мощности Новочебоксарского химического комбината. В Чувашии были созданы мощности металлургического производства. В 1965 г. было выплавлено стали 45,7 тыс. т, чугуна - 40,4 тыс. т. По сравнению с 1960 г. выросло производство низковольтной аппаратуры в 2,3 раза, приборов и средств автоматиза-

ции в 5 раз, запасных частей к тракторам в 5,7 раза, чугунного литья в 7 раз, железобетонных изделий в 5 раз [4. Л. 109-110].

При этом значительное внимание уделялось развитию науки. За годы семилетки были созданы научно-исследовательский институт электротехнической промышленности (ЧЭТНИИ), проектно-конструкторское бюро (ПКБ), специальное конструкторское бюро ЭАУС и др., в которых по состоянию на 1965 г. работало более 1000 инженеров и техников [4. Л. 109]. Данные организации довольно успешно справлялись с планом научно-исследовательских работ. Коллектив ЧЭТНИИ разрабатывал релейное оборудование для Асуанской ГЭС и ЛЭП Объединенной Арабской Республики, техническую документацию на ряд электрических приборов для Чебоксарского электроаппаратного завода и других предприятий страны [5. Л. 74-75]. ПКБ проводило работы по изысканию способов и средств повышения производительности чистовой обработки твердосплавного инструмента электрофизическими методами, разрабатывало и изготовляло высокоскоростные шелкообмоточные машины на заводе «Чуваш-кабель». Его экономическая лаборатория оказывала существенную помощь предприятиям по внедрению оперативно-производственного планирования и организации нормативного метода учета затрат на производство.

В планах экономического развития республики на 1966-1970 гг. значилось увеличение выпуска продукции химической промышленности в 14 раз, электротехнической - в 2,3 раза, машиностроения - в 1,8 раза, стали - в 6 раз, средств автоматизации и приборов - в 3,4 раза, инструмента для металлообрабатывающей промышленности - в 3 раза [4. Л. 105-106]. Предусматривалось завершение строительства крупнейших предприятий республики - Чебоксарского хлопчатобумажного комбината, Чебоксарского химического комбината. Решался вопрос о строительстве тракторного завода, завода тормозных узлов и деталей, Цивильской ткацкой фабрики, завода электросварочного оборудования, Канашского арматурного завода.

В 1966 г. был поднят вопрос о перебазировании некоторых предприятий и производств из Москвы, Ленинграда и Горького в Чувашскую АССР, в том числе Московского завода «Котлоагрегат» Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, завода пищевых концентратов Министерства пищевой промышленности РСФСР [4. Л. 164].

К числу факторов, оказавших существенное влияние на зарождение уни-верситетско-промышленных связей в Чувашии, относится деятельность Совета Министров Чувашской АССР и Чувашского ОК КПСС по обеспечению фабрик и заводов высококвалифицированными кадрами.

К началу 1960-х гг. в регионе сложилось две формы высшего технического образования; заочная - через Чебоксарский учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института (530 студентов I-VI курсов) и вечерняя - через филиал вечернего факультета Горьковского политехнического института в г. Чебоксарах (170 студентов I-II курсов) [3. Л. 13].

В Чебоксарском филиале Горьковского политехнического института были открыты специальности «Технология машиностроения» и «Электрические машины и аппараты». Однако, как было отмечено в «Справке о работе Чебоксарского филиала Горьковского политехнического института за 1960/61 учебный год», «Горьковский политехнический институт не заинтересован в Чебоксарском филиале. Достаточно указать, что за три года почти ни одного прибора не выделил Чебоксарскому филиалу. Необходимо ставить вопрос об открытии самостоятельного филиала» [3. Л. 43].

Данный процесс в значительной степени базировался на результатах деятельности Чебоксарского учебно-консультационного пункта Всесоюзного

заочного политехнического института. В его составе функционировали энергетический, машиностроительный, инженерно-экономический и химико-технологический факультеты. «Студенты на уКп занимаются по специальностям института, но на УКП занятия проводятся по наиболее массовым специальностям: «Электрические машины и аппараты», «Промышленное и гражданское строительство», «Технология машиностроения», «Металлорежущие станки и инструменты» [3. Л. 45].

В 1960/61 учебном году состоялся первый выпуск инженеров: «Всего закончили ВЗПИ 15 инженеров, обучающихся ранее на УКП. Большинство заканчивающих ВЗПИ наших студентов получают отличные и хорошие оценки при защите дипломов. Получил диплом с отличием инженер В.С. Никитин, защитили дипломы на «отлично» В.А. Ржавин, Е.И. Драницын, Л.Ф. Башки-ров, М.Х. Мухаметов, А.Г. Маринов, Г.В. Васильев и др. В настоящее время наши выпускники работают на ответственных участках промышленности и в руководящих органах» [3. Л. 59].

Однако его директор А. Бурашников отмечал в 1961 г., что: «... в работе УКП встречаются серьезные трудности, мешающие успешному решению задачи по подготовке кадров инженеров в Чувашии. К ним относятся: недостаток штатных преподавателей; отсутствие своей учебно-лабораторной базы; трудности в обеспечении студентов аудиториями; имеющаяся на УКП библиотека не имеет своего помещения, что мешает развернуть ей нужную работу по пропаганде технических знаний» [3. Л. 59].

В 1961 г. на базе филиала Горьковского политехнического института, студентов-заочников энергетического факультета УКП ВЗПИ в г. Чебоксары был открыт филиал Московского энергетического института. В письме секретаря Чувашского ОК КПСС А.И. Иванова министру высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н. Столетову от 18 сентября 1961 г. было отмечено следующее:

«В МЭИ зачислены все студенты филиала Горьковского политехнического института, обучающиеся по специальности «Электрические машины и аппараты», а также большая часть студентов по специальности «Технология машиностроения». Однако 38 студентов IV курса по специальности «Технология машиностроения» изъявляют желание продолжать учебу по избранной специальности и отказываются перейти на специальности 0303, 0627, 0601, 0611. Их производственная деятельность связана с технологией машиностроения.

В связи с этим Чувашский обком КПСС просит дать указание ректору ВЗПИ о зачислении их в вечернее отделение УКП ВЗПИ в г. Чебоксарах» [3. Л. 24].

Руководство Чувашской АССР понимало, что сложившиеся формы подготовки кадров для промышленности были далеки от идеала. В 1960 г. оно разработало проект создания Чувашского государственного университета для Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР: «Чувашский обком КПСС, Совет Министров Чувашской АССР и Министерство высшего и среднего специального образования вносят предложения об организации в г. Чебоксарах Чувашского государственного университета» [3. Л. 1]. В документе было отмечено, что за последние годы в республике широкое развитие получили отрасли металлообрабатывающей, машиностроительной, электротехнической, текстильной промышленности и строительное дело. Однако развитие народного хозяйства и культуры испытывает серьезные трудности в связи с нехваткой квалифицированных кадров и отсутствием соответствующего научно-исследовательского центра.

«В 1958 году в народном хозяйстве Чувашской АССР работало всего около 800 инженеров, при наличии более чем 3 тыс. инженерных должностей. Заявки совнархоза на специалистов систематически не удовлетворяются. В 1958 году при заявке на 227 человек Госпланом было выделено всего 145 специалистов. При персональном распределении вузами выделено 97 человек, фактически прибыло 82 чел.; в 1959 году при заявке на 331 чел. выделено было 222 специалиста, фактически прибыло 155 человек. Между тем по семилетнему плану валовая продукция промышленности Чувашской АССР увеличится по сравнению с 1958 годом в 3 раза, объем капитального строительства возрастет в 6 раз. В республике будет создан ряд крупных предприятий электротехнической и химической промышленности союзного значения, научно-исследовательский институт электротехнической промышленности, где будет около 1200 инженерно-технических работников и другие научно-технические учреждения. При Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате Постановлением Совета Министров СССР от 28 ноября 1959 года предусмотрена организация научно-исследовательской лаборатории; при анилино-красочном заводе -строительство крупной опытно-экспериментальной базы по получению красителей для химического волокна, кислотных красителей, текстильно-вспомогательных препаратов и других продуктов с вводом в 1962 году. На ряде заводов будут созданы специальные конструкторские бюро. Тем самым потребность в инженерных кадрах еще более возрастет» [3. Л. 1-2].

Разработчики проекта указывали, что: «В настоящее время в гор. Чебоксарах имеются педагогический и сельскохозяйственный институты, а также филиал вечернего факультета Горьковского политехнического института и УКП Всесоюзного заочного политехнического института. Однако эти высшие учебные заведения не удовлетворяют потребности республики, ибо они готовят специалистов по ограниченному кругу специальностей, а их малочисленные преподавательские коллективы не могут развернуть научную работу в соответствующих масштабах» [3. Л. 3-4].

В проекте был сделан следующий вывод: «Чувашский обком КПСС, Совет Министров Чувашской АССР, Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР считают, что на базе имеющихся в республике вузов следует создать Чувашский государственный университет как крупный учебный и научный центр. В университете предлагается наряду с продолжением подготовки учителей, агрономов и зоотехников организовать подготовку инженерных и врачебных кадров, специалистов физико-математических и химических наук для промышленности, биологов и механизаторов для сельского хозяйства, работников печати и культурно-просветительных учреждений» [3. Л. 4].

Документ предусматривал открытие в Чувашском государственном университете следующих факультетов и специальностей: физико-математический факультет - «Физика», «Математика» (план приема на 1960 г. - 100 человек), химико-биологический - «Биология», «Химия» (план приема на 1960 г. - 50 человек), историко-филологический - «История», «Русский язык и литература», «Чувашский язык и литература», «Английский язык и литература», «Немецкий язык и литература» (план приема на 1960 г. - 1250 человек), инженерно-технический - «Электрические аппараты и машины», «Технология машиностроения», «Промышленное и гражданское строительство» ((план приема на 1960 г. - 125 человек), сельскохозяйственный - «Агрономия», «Зоотехния и ветеринария», «Механизация процессов сельскохозяйственного производства» (план приема на 1960 г. - 75 человек), медицинский факультет - «Лечебное дело», «Педиатрия» (план приема на 1960 г. - 100 человек) [3. Л. 6].

Проект был реализован лишь спустя несколько лет. В 1967 г. потребность в специалистах высшей квалификации по металлургии, машиностроению и приборостроению составляла около 250 чел. [2. Л. 98]. В письме первого секретаря Чувашского обкома КПСС С.М. Ислюкова и председателя Совета Министров Чувашской АССР М.В. Зайцева на имя министра высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н. Столетова от 2 декабря 1967 г. были приведены следующие цифры (см. табл.) [1. Л. 104].

Расчет дополнительной потребности специалистов с высшим образованием на 1968-1975 гг. по Чувашской АССР

Отрасль 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 19681975

Энергетика 39 30 41 29 37 37 37 44 294

Металлургия 43 32 39 34 41 22 19 16 246

Машиностроение и приборостроение 193 293 225 269 240 237 204 234 1841

Электронная техника, электроприборостроение и автоматика 204 195 196 204 207 215 225 253 1638

Радиотехника и связь 19 19 22 16 21 18 25 23 163

Химическая технология 44 49 46 57 46 47 48 47 384

В 1967 г. руководство Чувашской АССР ходатайствовало перед профильным ведомством об установлении следующих цифр приема в Чувашский государственный университет на 1968 г.: физико-математический факультет - 100 человек, в том числе по специальностям «Математика» -50 человек, «Физика» - 50 человек; машиностроительный факультет -100 человек, в том числе по специальностям «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» - 50 человек, «Машины и технология литейного производства» - 50 человек; экономический факультет -150 человек, в том числе по специальности «Планирование промышленности» - 50 человек; химический факультет - 100 человек, в том числе по специальностям «Химическая технология органических красителей» - 50 человек, «Химия» - 50 человек; электротехнический факультет - 150 человек, в том числе по специальностям «Электрические машины и аппараты» -50 человек, «Автоматика и телемеханика» - 70 человек, «Кабельная техника» - 25 человек; факультет электрификации промышленности - 175 человек, в том числе по специальностям «Электроснабжение промышленных предприятий» - 50 человек, «Инженерная электрофизика» - 50 человек, «Электротермические установки» - 25 человек, «Электропривод и автоматизация промышленных установок» - 50 человек [1. Л. 102].

Еще на стадии проектирования университета для создания учебно-материальной базы машиностроительного и инженерно-строительного факультетов предполагалось использовать средства министерств, подведомственные предприятия которых испытывали особо острую нужду в инженерных кадрах, среди них Шумерлинский мебельный комбинат Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, где из 343 инженерных должностей было занято только 49 специалистами с соответствующим образованием; Чебоксарский завод тракторных запасных частей Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, где вместо 520 инженеров было 149, при этом по предполагаемым расчетам в 1968-1975 гг. заводу потребовалось бы дополнительно более 400 инженеров. Кроме того, большое количество инженеров требовалось будущему Чебоксарскому тракторному заводу, строительство которого предусматривалось постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от

16 июня 1966 г. № 465. Строительным организациям Министерства строительства СССР в 1968-1975 гг. дополнительно требовалось более 400 инженеров [6. Л. 165].

В этих условиях республиканское руководство действовало на опережение. Чтобы не терять время и к началу работы Чебоксарского тракторного завода иметь выпуск инженеров в создаваемом учебном заведении, 13 августа 1966 г. С.М. Ислюков и М.В. Зайцев обратились в Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР с просьбой «... выделить на строительство учебного корпуса по типовому проекту ЦНИИЭП шифр 1285 со сметной стоимостью 1700 тыс. рублей и лабораторного корпуса по типовому проекту шифр 1291 со сметной стоимостью 850 тыс. рублей необходимые средства в 1967-1968 гг.» [6. Л. 198]. В ответ министерство дало указание институту «Гипротракторосельхозмаш» при разработке проектного задания по Чебоксарскому заводу промышленных тракторов предусмотреть затраты на строительство упомянутых объектов [6. Л. 199].

Таким образом, способность вновь созданного Чувашского государственного университета осуществлять подготовку кадров по ряду направлений научной и прикладной областей стала важным преимуществом, позволявшим опираться на университетское образование в ходе решения региональных задач индустриального развития. Во многом благодаря открытию вуза Чувашия смогла успешно решить кадровые проблемы, неизбежно возникавшие при создании Чебоксарской ГЭС и Чебоксарского завода промышленных тракторов, Новочебоксарского химического комбината, расширении масштабов промышленного строительства.

Литература и источники

1. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф. А-605. Оп. 1. Д. 3453.

2. ГА РФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 3454.

3. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее - ГАСИ ЧР). Ф. П-1. Оп. 28. Д. 167.

4. ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 30. Д. 200.

5. ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 30. Д. 201.

6. ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 31. Д. 5.

7. Елютин В.П. Успешно выполнить предначертания партии // Вестник высшей школы. 1971. № 7. С. 3-12.

8.Катровский А.П. Развитие территориальной структуры высшей школы России: дис. ... докт. геогр. наук. М., 2003. 395 с.

9. Петрова Г.И. Современный университет: сохранение классического наследия и возможность трансформаций // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 2(18). С. 30-36.

10. Повышать роль университетов (с заседания в Минвузе России) // Вестник высшей школы. 1981. № 9. С. 13-18.

11. Сухарев А.И. Подготовка кадров для народного хозяйства в Мордовском университете // Пути повышения роли университетов в развитии народного хозяйства автономных республик: межвуз. сб. ст. / Морд. гос. ун-т. Саранск, 1984. С. 37-43.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

МУЗЯКОВА АЛИНА ЛЕОНИДОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры доку-ментоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ШУМИЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected])._

S. MIKHAILOVA, A. MUZYAKOVA, O. SHUMILOVA

GENESIS OF UNIVERSITY-INDUSTRIAL RELATIONS IN CHUVASHIA

Key words: university education, the Chuvash ASSR, industrial development, university-industrial relations, genesis.

The article aims to study the scientific problem related to the historical and regional aspect in the development of university-industry relations in Russia which was for the first time marked in regional historiography. Historical analysis of numerous facts revealed in documents from the funds of the State archive of the Russian Federation, the State archive of contemporary history of the Chuvash Republic is performed. The state policy in the sphere of university education in the second half of the 1950s and 1960s, main directions of industrial development of the Chuvash ASSR in the 1960 are summarized, activities of governing bodies aimed at improving effectiveness of specialists training are analyzed, peculiarities of the university-industrial relations genesis in the Chuvash Republic are revealed. The conclusion on the role of university education in solving regional problems of industrial development is substantiated.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii. Fond A-605. Opis' 1. Dokument 3453 [State Archives of the Russian Federation. Archive A-605. Anagraph 1. Dokument 3453].

2. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii. Fond A-605. Opis' 1. Dokument 3454 [State Archives of the Russian Federation. Archive A-605. Anagraph 1. Dokument 3454].

3. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond P-1. Opis' 28. Dokument 167 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive P-1. Anagraph 28. Dokument 167].

4. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond P-1. Opis' 30. Dokument 200 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive P-1. Anagraph 30. Dokument 200].

5. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond P-1. Opis' 30. Dokument 201 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive P-1. Anagraph 30. Dokument 201].

6. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond P-1. Opis' 31. Dokument 5 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive P-1. Anagraph 31. Dokument 5].

7. Elyutin V.P. Uspeshno vypolnit' prednachertaniya partii [To fulfill successfully the destiny of the party]. Vestnik vysshei shkoly [Bulletin of higher school], 1971, no. 7, p. 3-12.

8. Katrovskii A.P. Razvitie territorial'noi struktury vysshei shkoly Rossii: dis. ... dokt. geogr. nauk. [Development of the territorial structure of the Russian higher education. Doct. Diss.]. Moscow, 2003. 395 p.

9. Petrova G.I. Sovremennyi universitet: sokhranenie klassicheskogo naslediya i vozmozhnost' transformatsii [The modern University: the preservation of the classical heritage and the possibility of transformation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Tomsk state University. Cultural studies and art history]. 2015, no. 2 (18), pp. 30-36.

10. Povyshat' rol' universitetov (s zasedaniya v Minvuze Rossii) [To enhance the role of universities (meetings at the Ministry of higher education of Russia)]. Vestnik vysshei shkoly [Bulletin of higher school]. 1981, no. 9, pp. 13-18.

11. Sukharev A.I. Podgotovka kadrov dlya narodnogo khozyaistva v Mordovskom universitete [Personnel training for national economy of Mordovia University]. Puti povysheniya roli universitetov v razvitii narodnogo khozyaistva avtonomnykh respublik [Ways to improve the role of universities in the development of the national economy of the Autonomous republics]. Saransk, 1984, pp. 37-43.

MIKHAILOVA SVETLANA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia ([email protected]).

MUZYAKOVA ALINA - Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia ([email protected]).

SHUMILOVA OLGA - Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Cheboksary, Russia ([email protected])._

Ссылка на статью: Михайлова С.Ю., Музякова А.Л., Шумилова О.В. Зарождение университетско-промышленных связей в Чувашии // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 4. - С. 105-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.