Научная статья на тему 'Особенности становления и развития региональной системы технического образования Чувашской республики'

Особенности становления и развития региональной системы технического образования Чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ РЫНОК / SYSTEM OF TECHNICAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PROFESSIONALS / TECHNOLOGY / TRAINING / INTEGRATION OF EDUCATION / LIFELONG EDUCATION / PERSONNEL MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сакмарова Лариса Алексеевна

Рассмотрены этапы зарождения, становления системы технического образования Чувашской Республики, а также формирования на её территории разветвленной сети образовательных инженерно-технических учреждений. С учетом исторического развития, смены идеологических установок и образовательных парадигм анализируется процесс подготовки технических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL TECHNICAL EDUCATION CHUVASH REPUBLIK

The article deals with the stages of inception, development of a system of technical education of the Chuvash Republic, and the formation on its territory extensive network of educational engineering institutions. In view of historical development, changing ideological and educational paradigms analyzes the technical training.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и развития региональной системы технического образования Чувашской республики»

УДК 721:378

Л .А. САКМАРОВА

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: система технического образования, учебные учреждения, квалифицированные специалисты, технологии обучения, интеграция образования, система непрерывного образования, кадровый рынок.

Рассмотрены этапы зарождения, становления системы технического образования Чувашской Республики, а также формирования на её территории разветвленной сети образовательных инженерно-технических учреждений. С учетом исторического развития, смены идеологических установок и образовательных парадигм анализируется процесс подготовки технических кадров.

L.Æ SАKMАROVА FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL TECHNICAL EDUCATION CHUVASH REPUBLIK

Key words: system of technical education, educational institutions, professionals, technology, training, integration of education, lifelong education, personnel market.

The article deals with the stages of inception, development of a system of technical education of the Chuvash Republic, and the formation on its territory extensive network of educational engineering institutions. In view of historical development, changing ideological and educational paradigms analyzes the technical training.

Техническое образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. В личностном плане оно становится гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Проблемы, связанные с развитием технического образования, представляют сложные, многогранные, противоречивые объекты исследования. С развитием государства развивалась образовательная система, соответственно постоянно претерпевала изменения и система технического образования.

Внимание правительства к проблемам подготовки инженерно-технических специалистов было постоянным и пристальным. Вокруг формирования концепции, выработки принципов, основных вопросов, касающихся содержания, соотношения производственного и общего в профессионально-техническом образовании и многих других, а также способов их претворения в жизнь, постоянно велась горячая полемика. Не было единства мнения в вопросах организации, систем, форм и методов обучения в техническом образовании в соответствие с социальными, политическими и экономическими условиями и потребностями развития общества.

На зарождение, становление технического образования Чувашской Республики, а также формирование на её территории разветвленной сети образовательных инженерно-технических учреждений с учетом региональных особенностей огромное влияние оказало техническое образование России.

Развитие системы технического образования в Чувашской Республике имело свою богатую историю и традиции. С учетом исторического развития, смены идеологических установок и образовательных парадигм нами предложена периодизация становления и развития системы технического образования в Чувашской Республике, отражающая пять основных этапов:

1-й этап (1918-1939 гг.) - становление (дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведений); 2-й этап (1940-1960 гг.) - развитие (начало развития сети вузов на территории Чувашии); 3-й этап (1961-1986 гг.) - расцвет (рост числа образовательных учреждений системы инженерно-технического образования); 4-й этап (1987-200о гг.) - кризис (переход системы технического образования в Чувашии в постиндустриальное состояние - падение престижа техниче-

ского образования, невостребованность специалистов, отсутствие конкурса в технические вузы и другие негативные последствия); 5-й этап (2001 г. - по настоящее время) - стабилизация (выход из кризиса) - переход от однотипных образовательных учреждений к разнообразию их видов и типов на основе интеграции разноуровневых образовательных инженерно-технических учреждений, создания региональных и муниципальных образовательных комплексов.

Повышение уровня образованности населения особенно необходимо в условиях Чувашской Республики, так как в силу сложившихся обстоятельств регион не обладает значительными сырьевыми ресурсами, в Чувашии нет и высокорентабельных производств, но существуют наукоемкие отрасли электротехнической продукции и машиностроения. В структуре промышленности можно выделить комплексы: машиностроительный, химический, индустриально-строительный, топливно-энергетический, электротехнический. Запасы полезных ископаемых не богаты (строительные материалы, торф). Чувашию можно отнести к трудоизбыточному региону, на сегодняшний день в регионе нет импорта рабочей силы. При этом следует отметить повышенный интерес населения республики к получению технического образования.

В конце XIX в. 96% населения Чувашии проживало в сельской местности и занималось земледелием. По сравнению с центральными районами России промышленное развитие шло медленными темпами. Крупных промышленных предприятий в крае не было. Насчитывалось 25 промышленных предприятий (лесопильные, кожевенные, винокуренные заводы и механические мастерские, мельничный комбинат, картонная фабрика, типография) [3].

До октябрьской революции 1917 г. высшее образование было сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных провинциальных городах. Для народов Поволжья и Приуралья ближайшим научным и культурным центром был Казанский университет, под контролем которого находились все учебные заведения округа. По мнению историка Л.М. Гавриловой, за 18801916 гг. в его стенах обучались 259 уроженцев Чувашии. По уточненным данным Г.А. Александрова и Ю.П. Смирнова, число чувашей, получивших высшее образование в дореволюционный период, достигало 70 человек.

Одной из задач экономической политики Советского государства являлось сохранение и увеличение главной производительной силы общества -рабочих и технических специалистов.

В советской системе образования профессиональным навыкам уделялось большое внимание. В 1927 г. Наркомпрос утвердил новый учебный план для школ. Он предусматривал разностороннее естественнонаучное и общественно-политическое образование учащихся, а также их трудовое, физическое и эстетическое воспитание, кроме общеобразовательных предметов в учебный план входили и специальные предметы в зависимости от профессионального уклона, принятого в школе. Кроме того, к началу 1929 г. профориентация в школах носила всеобщий характер.

Из окончивших в 1923-1928 гг. вузы уроженцев Чувашии вернулось в родную республику 83%.

В 1927/28 учебном году из Чувашии в расчете на 1000 человек обучалось: в вузах - 0,6 (по СССР - 1,0), на рабфаке - 0,2 (по СССР - 0,3) человека. Обучение уроженцев Чувашии за ее пределами не давало достаточных гарантий в систематическом и планомерном пополнении рядов интеллигенции, особенно из представителей коренной национальности [5].

Со времени образования Чувашской АССР в республике созданы сотни промышленных предприятий, объектов различного назначения. В 1928-1940 гг. количество промышленных предприятий возросло с 42 до 402. В годы Великой Отечественной войны были построены и введены в эксплуатацию 93 про-

мышленных предприятий, в том числе электроаппаратный завод и лентоткацкая фабрика, Алатырская обувная фабрика.

Завершив трудный этап послевоенного восстановления народного хозяйства и перевода промышленности на производство мирной продукции, в 1950-е гг. были приняты меры по многократному увеличению капитальных вложений в развитие всех отраслей экономики страны. Так, в Чувашской АССР, если в 4-й пятилетке капитальные вложения в народное хозяйство составили 76 млн руб., то в 5-й, 6-й, 7-й пятилетках -162, 412, 803 млн руб., соответственно [2], что способствовало значительному ускорению развития экономики.

Во второй половине 1960-х гг. в республике были введены в эксплуатацию крупные промышленные предприятия и цеха, среди них: чебоксарские заводы электроисполнительных механизмов и электроизмерительных приборов, промышленных тракторов, электроаппаратный, агрегатный, «Чувашкабель», «Хим-текстильмаш», химический комбинат, цеха алатырского завода «Электроприбор», Чебоксарской лентоткацкой фабрики, завода «Энергозапчасть» и др. [1]. Наряду с вводом в эксплуатацию промышленных предприятий в республике принимались меры по развитию сельского хозяйства. Была укреплена и развита база строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Большое значение для развития жилищного строительства имело крупнопанельное домостроение. Получили развитие также бытовое обслуживание населения, торговля, общественное питание, транспорт и связь.

Одновременно с вводом в эксплуатацию новых промышленных объектов в 1959-1984 гг. принимались меры по оснащению их новейшими высокопроизводительными станками, оборудованием, технологией, а также по замене устаревшего оборудования новым, более совершенным на действующих предприятиях. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств требует обеспечения высококвалифицированными специалистами. Подготовкой кадров стали заниматься профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения и высшие школы.

Функционирование средних специальных учебных заведений в Чувашии для того времени было оправдано необходимостью в короткие сроки осуществить индустриализацию страны. Кадров с высшим образованием не хватало, их подготовка требовала больших средств и времени.

Начало развитию сети вузов на территории самой Чувашии положил педагогический институт, открытый 1 октября 1930 г. Открытие сельскохозяйственного вуза в Чувашии являлось объективной необходимостью. Сельское хозяйство было основной экономической отраслью в республике, однако находилось тогда в отсталом состоянии. Второй вуз республики - Чувашский сельскохозяйственный институт - был открыт в сентябре 1931 г., начал работу в составе двух факультетов: агрономического и зоотехнического. Численность студентов составляла 108 человек, 19 - преподавателей. Не хватало учебных пособий, экспонатов, препаратов, аудиторий, квалифицированных преподавателей. Из 14 штатных педагогов 8 были совместителями. Для проведения занятий приглашались преподаватели пединститута, сельскохозяйственного рабфака, работники Наркомзе-ма. Процесс формирования педагогических коллективов, создания условий для профессиональной самореализации педагогов потребовал охвата педагогических работников курсами повышения квалификации. К 1940 г. количество студентов составило 222, преподавателей - 49. За предвоенные годы вуз подготовил и направил в сельское хозяйство 232 ученых агрономов и зоотехников.

В 1934-1939 гг. в Чебоксарах функционировали Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа (ВКСХШ), которая за это время подготовила 330 руководящих работников для колхозов, МТС, совхозов и районных партийно-советских работников со средним образованием.

В Чувашии происходило дальнейшее развитие сети рабфаков. В 1937 г. на 5 рабфаках Чебоксар, Шумерли и Алатыря обучалось 876 человек. К 1941 г. эти учебные заведения перестали функционировать. За время своей деятельности они подготовили сотни уроженцев Чувашии для поступления в вузы страны. В 1934-1939 гг. в г. Чебоксары функционировала Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, готовившая организаторов аграрного сектора хозяйства.

В 1940-1941 гг. в четырех вузах Чувашии, включая учительские институты, обучалось 1693 студента. К этому времени в народном хозяйстве республики было занято 2100 специалистов с высшим образованием.

В связи с необходимостью совмещения молодежью работы с учебой в

1955 г. в сельскохозяйственном институте открываются заочные отделения. В

1956 гг. сельскохозяйственный вуз получил новые учебные корпуса в центре города. В 1959 г. Чувашская сельскохозяйственная опытная станция была передана в ведение сельхозвуза. В 1960 г. из 203 преподавателей сельскохозяйственного и педагогического институтов 5 были докторами наук и профессорами, 61 - кандидатами наук и доцентами.

В связи с дефицитом инженерных кадров в 1955 г. в Чебоксарах был открыт Учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института (УКП ВЗПИ), с 1994 г. - филиал Московского государственного открытого университета (МГОУ). Через четыре года после открытия филиала МГОУ на 9 факультетах обучалось 452 студента по 30 специальностям. За время работы УКП ВЗПИ было подготовлено свыше 2000 молодых инженеров.

В 1958 г. в Чебоксарах открыт филиал вечернего факультета Горьковского политехнического института с контингентом студентов 90 человек. К началу 1960 г. в нём обучалось 700 человек, подготовительное отделение посещало 300 слушателей. Если УКП ВЗПИ опирался на лабораторную базу Чувашского пединститута, то филиал Горьковского вуза имел собственную учебно-лабораторную базу.

Волжский филиал Московского энергетического института (ВФ МЭИ) был организован приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 16 августа 1961 г. на базе Чебоксарского филиала Горьковского политехнического института. В начале ВФ МЭИ имел только вечернее отделение с 600 студентами и 26 преподавателями. С сентября 1962 г. подготовка кадров началась по дневной, вечерней и заочной формам обучения. С помощью Чебоксарских предприятий было построено 7 новых пятиэтажных учебно-лабораторных корпусов общей площадью 30 тыс. кв. м, 3 студенческих общежития на 1500 мест. Было создано 19 кафедр, 46 учебных лабораторий, 6 кабинетов дипломного проектирования и чертежные залы, оснащенные новейшим оборудованием. Филиал имел свой вычислительный центр и типографию. В 1965 г. на 24 кафедрах трудилось 204 преподавателя, которые обучали 4299 студентов. К сентябрю 1967 г., в момент вхождения в состав создаваемого университета, в нем обучалось 4237 студентов. За 6 лет ВФ МЭИ подготовил 412 инженеров-энергетиков. В 1967 г. на базе Волжского филиала МЭИ и историко-филологического факультета Чувашского пединститута сформировался Чувашский государственный университет, ставший ведущим вузом республики [2].

Если в 1930 г., когда был открыт первый вуз, соотношение числа студентов, обучавшихся в самой Чувашии, к студентам, обучавшимся вне ее, составляло примерно 1:6, в 1940 г., - 1:3, то в 70-х гг. после открытия университета и других вузовских структур, - 3:1. Следует учесть, что уроженцы Чувашии продолжали учиться в 200 вузах страны. Удалось сохранить сельскохозяйственный, педагогический, научно-исследовательский институты. Во многом благодаря вузам, особенно в 60-80-х годов, достигнуты обеспеченность почти всех отраслей народного хозяйства республики кадрами с высшим образованием на уровне средних показателей в стране.

Сегодня в республике все уровни технического образования подверглись глубоким преобразованиям. Постепенно начала формироваться единая взаимосвязанная, взаимопроникающая, открытая система.

С 2000 по 2010 г. в вузах республики открыто 63 новые специальности, в том числе по заявкам предприятий и организаций 24 специальности в области строительства, машиностроения, электроэнергетики, химической промышленности, наиболее востребованным на рынке труда, прежде всего по все более возрастающему производственному сектору экономики - специальностям с использованием современных информационных технологий. Увеличивается удельный вес целевой контрактной подготовки, около 700 предприятий республики заключили договоры с образовательными учреждениями на подготовку высококвалифицированных кадров.

Инновационный характер современной науки, техники и производства, существенные изменения, произошедшие на рынке образовательных услуг, поставили перед вузами проблему кардинального изменения модели развития вуза с акцентом на управление качеством образовательного процесса и качеством выпускников технических специальностей.

На современном этапе в Чувашской Республике уделяется значительное внимание проблемам модернизации системы технического образования, ключевыми аспектами которой являются качество, доступность и эффективность системы образования.

В Чувашской Республике положено начало процессу интеграции образования и создания инновационных образовательных структур как социально ориентированной системы непрерывного образования, осуществляемой Чувашским государственным университетом имени И.Н. Ульянова, во взаимодействии как вузов между собой, так и вузов и учреждений среднего и начального профессионально-технического образования, а также общего образования.

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Улья-нова» в своем составе имеет 21 факультет, филиалы: Алатырский, Батырев-ский, Канашский. В 2011 г. осуществлялся прием по 55 направлениям бакалавриата, 14 спецмальностям и 26 направлениям магистратуры. По состоянию на 1 января 2010 г. в нем обучалось 19 946 студентов, с 1967 г. до 1 января 2010 г. выпущено около 60 тыс. специалистов высшей квалификации.

В организации учебного процесса университет руководствуется концепцией непрерывности и интеграции всех видов образования: довузовской, вузовской и послевузовской подготовки специалистов, дающей возможность охватить в единой системе её специфику на разных ступенях технического образования. В целях реализации этой концепции, решения проблемы подготовки специалистов и развития интеллектуального потенциала малых городов и отдаленных районов республики была разработана модель развития университетского комплекса.

Сегодня на рынке труда присутствует спрос работодателей на качественного специалиста, конкурентоспособного, с высокими профессионально-техническими компетенциями, и учреждения инженерно-технического образования разрабатывают комплекс мер, способствующих формированию качественного «продукта» образования - выпускника.

Для приведения содержания профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда в республике введено в практику проведение экспертизы учебных программ представителями работодателей, что способствует повышению вариативности и практической направленности образовательного процесса.

Поэтому необходимы такие технологии обучения, которые дадут студентам возможность самостоятельно приобретать знания, а преподавателю мо-

делировать различные учебные ситуации. Такое образование можно назвать личностным и практически ориентированным образованием. Оно представляет собой новую модель, модель открытого образования.

Стратегическими приоритетами экономического развития Чувашской Республики в сфере кадровой политики являются формирование кадрового потенциала, адекватного потребностям реального сектора экономики и непроизводственной сферы; привлечение квалифицированных кадров руководителей, специалистов, рабочих и служащих; создание мотивационной среды и соответствующей инфраструктуры для постоянного повышения квалификации специалистов в соответствии с современными требованиями, удовлетворяющих потребностям российского и общеевропейского кадрового рынка, обеспечивающего инновационное развитие экономики региона [4].

Превращение знания в источник успешного развития страны становится основной задачей нового технического образования России и Чувашии.

Литература

1. Беляничев Г. Промышленность и рабочий класс Чувашской АССР: сборник документов. Ч. 2. (1951-1980). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. 351 с.

2. Иванова В.А., Черняховский М.М. Чувашская АССР - 60 лет. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1980. 280 с.

3. Каховский В.Ф. Родной край: учеб. пособие по истории Чувашии. 4-е перераб. и доп. изд. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1977. 79 с.

4. О стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года: указ президента Чувашской Республики от 21.03.2008 г. № 25 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2008. № 3. С. 149.

5. Прокопьев И. Чувашия за 50 лет Советской власти (в цифрах). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1967. 101 с.

САКМАРОВА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (зактагдо70@таМ.ги).

БАКМАВДУА ЬАНБА АЬЕКБЕЕУЫА - сап^а1е оТ ре(^адод1са! ваепсев, аББ^а^ ргоТеввог, ОИиуавИ Б1а1е ипшегвНу, РиБвт, ОИеЬоквагу.

УДК 373.5(47)(043)

А.В. ТОНЧЕВА

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: неуспеваемость, компьютеризация, Интернет, социальная сеть.

Проанализировано влияние активной компьютеризации современного общества и некоторых других причин на успешность обучения школьников.

A.V. TONCHEVA

THE REASONS OF POOR PROGRESS OF MODERN SCHOOLBOYS Key words: poor progress, computerization, social network, Internet.

Influence of an active computerization of a modern society and some other reasons on success of training of schoolboys is analysed.

Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. До сих пор одним из самых «больных» мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, поскольку у современных школьников неправильно сформировавшееся отношение к учению, они не понимают его общественную значимость и не стремятся быть успешными в учебной деятельности.

Решению проблемы неуспеваемости посвящено большое количество работ, начиная с XVII в. и до настоящего времени. Изучением причин неуспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.