УДК [37.034/.036: 792](091)(470.344)"186/19Г DOI 10.37972/chgpu.2020.81.77.018
В. Г. Гималиев
И. Я. ЯКОВЛЕВ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ТЕАТРА
Чувашский государственный университет имениИ. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье отражены взгляды И. Я. Яковлева на театр и музыку как средства духовно-нравственного и эстетического воспитания личности. Оособое внимание уделено деятельности Симбирской чувашской учительской школы по формированию духовных потребностей и эстетической культуры учащихся путем использования разнообразных видов музыкального и театрального искусств: художественного чтения, исполнения по ролям басен И. А. Крылова, спектаклей по произведениям классиков русской литературы, хорового пения, игры на музыкальных инструментах и др.; проведения различных мероприятий в школе и на концертных площадках г. Симбирска: народных игр с хороводами, литературно-музыкальных вечеров, вечеров литературы и поэзии, театрализованных представлений, посещений городского театра, участия хора и оркестра школы на торжествах по разным случаям в здании Симбирской городской думы и зале Симбирского дворянского собрания, Симбирском епархиальном училище, выступления обучающихся с номерами сокольской гимнастики в сопровождении духового оркестра на городской площади и т. д. Кратко освещена деятельность воспитанников Симбирской чувашской учительской школы и потомков И. Я. Яковлева в области театрального и музыкального искусств.
Ключевые слова: И. Я, Яковлев, театр, музыка, Симбирская чувашская школа.
V. G. Gimaliev
I. YAKOVLEV'S VIEWS ON EDUCATIONAL VALUE OF THEATER
I. Utyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers I. Yakovlev's views on theater and music as means of spiritual and moral, and also aesthetic education of the individual; pays particular attention to the activities of Simbirsk Chuvash Teachers' School in the formation of spiritual and aesthetic culture at students through the use of various types of musical and theatrical arts: declamation, dramatization of Krylov's fables, performances based on the works of classics of the Russian literature, choir singing, playing different musical instruments etc.; various events at school and at concert venues in the city of Simbirsk: folk games, dances, literary and musical events, literature and poetry parties, theatrical performances, visiting the theatre, participation of the school choir and orchestra in celebrations on various occasions in Simbirsk town hall and in the hall of Simbirsk Nobility Assembly, at Simbirsk Diocesan School, students' Sokol gymnastics performances accompanied by a brass band in the town square. The article briefly covers the activities of the students of Simbirsk Chuvash Teachers' School and I. Yakovlev's descendants in the field of the theatrical and musical art.
Keywords: I. Yakovlev, theatre, music, Simbirsk Chuvash Teachers' School.
Актуальность исследуемой проблемы. В последние годы в нашей стране в связи с активным насыщением образовательно-воспитательного процесса информационными и телекоммуникационными средствами наблюдается снижение интереса подрастающего поколения к театру, классической музыке и изобразительному искусству. Все меньше становится людей, посещающих культурно-зрелищные учреждения.
В целях привлечения внимания общества к театру и «дальнейшего развития театрального искусства» указом Президента Российской Федерации В. В. Путина 2019 г. в России был объявлен Годом театра [17]. В рамках данного указа рекомендовано проведение во всех субъектах Российской Федерации необходимых мероприятий по приобщению населения к театру, образованию и воспитанию посредством театра.
В решении данной задачи немаловажное значение имеет изучение историко-культурного и педагогического наследия прошлого. В контексте темы нашего исследования представляют большой интерес взгляды просветителя И. Я. Яковлева на формирование гармонично развитой личности средствами музыкального и театрального искусств, что не теряет актуальности и в современных условиях. Цель статьи - изучение взглядов И. Я. Яковлева на театр и музыку как действенные управляемые средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Материал и методика исследований. Источником послужили труды просветителя И. Я. Яковлева и архивные документы. В исследовании использованы историко-педагогический анализ и обобщение фактического материала.
Результаты исследований и их обсуждение. И. Я. Яковлев, чье 170-летие со дня рождения широко отметили в 2018 г. научно-педагогическая общественность и культурно-образовательные объединения чувашей многих регионов Российской Федерации, заслуженно считается выдающимся педагогом-просветителем народов Поволжья, государственным и общественным деятелем. Он внес неоценимый вклад в разработку теоретических проблем обучения и воспитания нерусских народов России, создал чувашскую письменность, организовал сотни народных школ, осуществил перевод и издание книг на чувашском языке. Открытая им в Симбирске чувашская учительская школа до революции 1917 г. подготовила тысячи народных учителей, призванных приобщать нерусское население Поволжья к русско-православной и мировой культуре. В школе были заложены основы чувашской художественной литературы, изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального и театрального искусств. Со временем она стала культурно-просветительным центром.
В своих воспоминаниях И. Я. Яковлев особо подчеркивает значимость культурно-просветительной миссии этого учреждения: «Главное мое внимание было обращено в течение 50 лет на Симбирскую чувашскую школу как на учебное заведение, откуда должен был бы исходить свет, разгонявший тьму, висевшую над родным мне чувашским народом» [13, с. 447].
Не случайно на торжественном заседании, посвященном 80-летию со дня рождения И. Я. Яковлева и 60-летию основанной им Симбирской чувашской учительской школы, нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский в своем выступлении назвал просветителя «пионером чувашского просвещения», а его школу - «источником возрождения всей чувашской культуры» [11, с. 147].
В разработанной И. Я. Яковлевым педагогической системе вопросы духовно-нравственного и эстетического развития учащихся занимали центральное место. Он считал, что самое действенное средство духовно-нравственного воспитания - это участие учеников в богослужении и их песнопение на родном языке, поэтому с первых лет функционирования Симбирской чувашской школы в учебную программу было включено пение.
Сам он с детских лет был поклонником чувашской народной песни. По окончании весеннего сева в чувашских селениях проводились театрализованные праздники. Парни и девушки ночью, а иногда и днем, водили хороводы с песнями-импровизациями, плясками и играми. «Впоследствии я записывал многие такие народно-чувашские песни-импровизации, - вспоминал И. Я. Яковлев, - ... их мотивы меня трогали. Много лет спус-
тя, вводя музыку и пение в чувашских школах, я пользовался всем этим (т. е. песнями) в религиозном, духовно-нравственном, воспитательном отношении» [13, с. 71].
В своей ранней статье «Чувашский праздник Учук» И. Я. Яковлев дает обширную картину коллективного общественно-семейного праздника, в котором участвовали не только жители его деревни, но и крестьяне близлежащих селений. Весной, после окончания яровых посевов, общественный совет решал, в какую неделю проводить Учук. В назначенный день у священных деревьев вблизи леса совершался обряд принесения жертвы (быка) «единому высшему существу - творцу вселенной» [16, с. 17], выражая тем самым благодарность за даруемые народу блага. Всю ночь парни и девушки, подростки участвовали в различных играх, водили хороводы, плясали, устраивали соревнования по бегу, борьбе и др. В воспоминаниях И. Я. Яковлев пишет, что и он «принимал во всем этом горячее участие» [13, с. 69].
Такие национальные обряды, как обряд жертвоприношения, обряд свадьбы и др., являлись настоящими представлениями, в которых каждый из участников исполнял определенную, как бы написанную роль. По мнению просветителя, эти праздники отражали самобытную культуру, традиции этноса; в многочисленных играх, хороводах содержались элементы народной драмы, включающие особенности быта и обычаев. Как отмечается в «Большой советской энциклопедии», именно древнейшие охотничьи и сельскохозяйственные игрища, массовые народные обряды и празднества, «хоровые песни, танцы, диалоги, ряженье, маски» являются истоками театра [5, с. 332].
Игры, певческие праздники, шествия в национальных костюмах и пр. несут в себе элементы театральности, являются основой, на которой строится профессиональный театр.
И. Я. Яковлев в своем гимназическом сочинении «О влиянии театра» дает интересное истолкование появлению театра: «Первоначальную причину происхождения театра, по мнению ученых, должно искать во всеобщей склонности человеческой природы ко всему новому и необыкновенному, что производит сильные впечатления и сильные волнения и что в то же время доставляет нашей природе удовольствие и приятные ощущения [10].
Размышляя о значении театра как одной из составляющих мировой культуры, он пишет: «В настоящее время театр составляет одну из необходимых принадлежностей каждого образованного общества, и вместе с тем он в руках нынешней цивилизации есть немаловажное средство для проведения в народ хороших понятий, которые нужны для его блага» [10] (Здесь необходимо обратить внимание на слово «благо»: в социально-просветительной системе И. Я. Яковлева благо народа было центральным понятием, в его содержании сосредоточена основная цель просветителя - поднятие духовно-нравственного уровня и материального благосостояния народа.)
По мнению И. Я. Яковлева, театр обладает огромной эмоциональной силой воздействия, побуждает в людях чуткость к прекрасному, со сцены театра приходят понятия о честности, добре. Отмечая великую роль театра как средства нравственного и эстетического воспитания, воспитания гражданственности, он добавляет: «Театр может в нас возбудить и развить эстетическое чувство, т. е. чувство ко всему прекрасному и возвышенному; он может также напоминать нам о высшем назначении человека, о долге и обязанностях, отсюда вытекающих; может поддерживать в нас нравственное чувство и направлять его к истине и долгу» [10,с.76].
Далее автор выделяет «более важную задачу» театра: «развивать в обществе хорошие понятия и возбуждать умы людей к высоким стремлениям и хорошим поступкам» [10, с. 77].
Он считает, что сила воздействия театра на человека зависит от трех составляющих: от пьес, которые ставятся на сцене, от актеров и от декорации. Талантливо написанное драматическое произведение, по его словам, несет благородные идеи и мысли, за-
ставляет задумываться над сложностью жизни. На сцене театра звучит голос воспроизведенного в художественном образе какого-нибудь исторического лица, прославившегося «великими делами, борьбою за великие человеческие интересы», обладавшего «высокими нравственными достоинствами» [10, с. 79]. Силою своего таланта драматург рисует картину жизни и тех обстоятельств, в которых герой жил и действовал, показывает, как закалялся его «могучий характер» [10, с. 80].
Говоря об исполнительском мастерстве актера, И. Я. Яковлев пытается проникнуть в самую суть его связи со зрителями. По его мнению, чем талантливее актер, тем неотразимее и глубже воздействие его слова, каждого движения, переживания на зрителей, которые взволнованно следят за его игрой, разделяют страдания его героя. Театр имеет воспитательное значение, он оставляет глубокий след в мире чувств зрителя, который не проходит бесследно. «Такие впечатления, производимые театром на наши чувства, не могут оставаться без влияния на другие наши душевные способности, так как между всеми ими существует тесная связь», - пишет он в заключении своего сочинения [10, с. 82]. Эта работа, написанная И. Я. Яковлевым 9 апреля 1870 г., представляет собой интересный документальный материал, где отражены его взгляды на театр как средство воспитания подрастающего поколения. Она как бы предопределила создание в последующем разнообразных форм домашнего театра в Симбирской чувашской учительской школе.
Одной из «руководящих идей» И. Я. Яковлева, положенных в основу развития чувашской учительской школы и всей его социально-просветительной деятельности, являлось сближение инородцев с русским народом, объединение их «в христианском миросозерцании, в культурном и бытовом облике» [15, с. 361]. Следуя учению Н. И. Ильминско-го, И. Я. Яковлев важную роль в приобщении чувашей к православно-русской культуре отводил богослужению, церковному и светскому пению. В 1908 г. он писал: «Много внимания уделялось обучению скрипичной игре и пению, что при музыкальных склонностях чуваш шло успешно. Музыка и пение являлись могучими средствами воздействия на население в христианском воспитательном духе» [12, с. 7].
В Симбирской чувашской учительской школе обучение пению и музыке было поставлено так, чтобы будущий учитель не только умел петь и играть на музыкальном инструменте, но и организовать и руководить хором в условиях села. Все воспитанники старших классов в течение двух лет обучались скрипичной игре. По решению педагогического совета в 80-е гг. XIX в. в школе начали устраивать литературно-музыкальные вечера в целях повышения уровня владения учащимися русским языком, формирования их литературного и эстетического вкуса. По мнению совета, чтение произведений классиков русской литературы, исполнение патриотических гимнов и русских народных песен способствуют теснейшему сближению чувашей с русской народностью. «Чувашская школа заботилась о наполнении внешкольных досугов воспитанников развлечениями, в основу которых были положены культурно-просветительные цели. Для этого начальством устраивались литературно-музыкальные вечера по заранее обдуманной программе. В школе имелись свои, прекрасно обставленные, хор и оркестр, развивавшие в воспитанниках любовь к прекрасному, к России, их природные дарования, знакомив их с выдающимися произведениями русских писателей и композиторов», - писал И. Я. Яковлев [16, с. 422].
В учительской школе со временем было сформировано три хора (мужской и женский, а в особых случаях - смешанный, «который пользовался в городе популярностью» [13, с. 526]), а также симфонический, струнный и духовой оркестры.
По словам просветителя, хор и оркестр школы участвовали в общественной жизни г. Симбирска, к примеру, на вечере празднования юбилея Симбирской гимназии в 1900 г.,
на мероприятиях в Симбирском епархиальном училище, на торжествах по разным случаям в здании Симбирской городской думы [13, с. 539].
В январе 1909 г. хор чувашской учительской школы выступил в зале Симбирского дворянского собрания. Воспитанница школы А. И. Букарова в своих воспоминаниях тепло отзывается о руководителе этого хора, преподавателе пения И. М. Дмитриеве, получившем музыкальное образование в Петербургской придворной певческой капелле; характеризует его как хорошо образованного музыканта, талантливого педагога, который «в совершенстве владел своей профессией, обладал способностью завлечь учащихся своим энтузиазмом, умел выявлять творческие способности каждого и развивать их» [3]. Руководимый им смешанный хор считался лучшим после хора Троицкого собора и кафедрального хора Симбирска. «Особенно мне запомнилось выступление нашего хора на собрании Архивной комиссии Симбирска, о чем впоследствии появились отзывы. В них отмечалась стройность исполнения хором песен, говорилось о сильных без излишнего напряжения голосов певцов, сливающихся в единый гармоничный звук, автор статьи особо подчеркивал мое сольное пение», - вспоминала А. И. Букарова [3]. «Сольный номер „Плач невесты", исполненный воспитанницей А. Букаровой, был особенно удачен. Исполнительница обратила на себя внимание звучностью и красотой голоса, безупречностью интонации, спокойной выдержкой и полной естественностью», - отмечалось в циркуляре [19].
Как упоминалось выше, в целях обогащения художественного опыта воспитанников в Симбирской чувашской школе устраивались литературно-музыкальные вечера, вечера литературы и поэзии, концерты, любительские спектакли, театрализованные представления. В целостном педагогическом процессе эстетическому воспитанию придавали большое значение, так как оно тесно связано с умственным, трудовым, нравственным, физическим воспитанием. Так, например, в программе занятий по русскому языку и теории словесности за 1879/1880 учебный год значатся следующие пункты:
«9. Ораторская проза. Понятие об ораторской речи. Виды ораторского красноречия.
10. Определение искусства и виды искусства. Определение поэзии. Различие эпоса, лирики и драмы...
14. Лирическая поэзия. Предмет лирической поэзии. Народная песня. Художественная русская песня...
15. Драматическая поэзия. Понятие о трагедии и драме... Понятие об опере и водевиле» [6, с. 34].
В программу «пройденного по методике русского языка в III классе» за 1911/1912 учебный год, составленную преподавателем В. Н. Орловым, в раздел «Объяснительное чтение» включены «самостоятельное чтение, выразительное чтение, положение выразительного чтения и значение его в школе, приемы для обучения выразительному чтению» [7].
По воспоминаниям А. В. Васильева (окончил Симбирскую чувашскую учительскую школу в 1916 г.), теорию словесности преподавал И. С. Никурашин, который «был любителем поэзии, хорошим чтецом-декламатором. Значительную часть времени уделял тому, чтобы привить учащимся вкус к художественному чтению» [2, с. 28]. Учащиеся заучивали наизусть множество стихотворений русских поэтов, басен И. А. Крылова, поэтические места из прозаических произведений Н. В. Гоголя («Чуден Днепр при тихой погоде», «Русь-Тройка»), И. С. Тургенева и др. «И. С Никурашин был большим поклонником Н. А. Некрасова. Под его руководством в школе проводились „Некрасовские вечера"» [2, с. 28]. В свободное от уроков время ребята организовывали групповые читки произведений А. П. Чехова, а на вечерах-концертах выступали с инсценировкой его рассказов, разыгрывали его пьесы.
По сложившейся традиции, в чувашской школе устраивали литературно-музыкальные вечера в честь юбилеев великих писателей. «В первый год нашего поступ-
ления состоялся вечер в ознаменование 200-летия со дня рождения М. В. Ломоносова. Его портрет был написан К. В. Ивановым. Им же писались портреты и к другим юбилеям. (Следует заметить, К. В. Иванов рисовал декорации ко «многим ученическим инсценировкам, которые ставили члены драматического кружка школы» [2, с. 29].)
В 1912 г. в школе широко отметили 100-летие со дня рождения писателя И. А. Гончарова, а в 1913 г. - 90-летие со дня рождения драматурга А. И. Островского. В связи с юбилеем А. И. Островского на школьной сцене воспитанницами женских педагогических курсов была поставлена пьеса «Бедность не порок», музыкальное сопровождение которой было осуществлено Ф. П. Павловым и К. И. Эсливановой [2, с. 29].
Как вспоминала воспитанница женских педкурсов И. А. Афанасьева, они часто ставили спектакли, «роли заучивали наизусть, особое внимание обращая на чистоту речи, правильное произношение звонких согласных, на выразительность чтения, четкую дикцию» [1, с. 26]. На музыкально-литературных вечерах водили хороводы с русскими и чувашскими народными песнями, играли на музыкальных инструментах, декламировали стихотворения, исполняли басни в ролях, проводили викторины по литературе, истории, географии, математике и т. д. На музыкальных вечерах и концертах выступали оркестр, мужской, женский и смешанный хоры, исполнялись произведения из опер М. Глинки, А. Бородина, А. Верстовского, А. Рубинштейна, В. Моцарта, К. Вебера, С. Монюшко и др., а также русские и чувашские народные песни [1, с. 66].
«Мы иногда всей школой ходили на генеральные репетиции опер городского театра. Так, например, мы бесплатно слушали репетиции „Демона", „Фауста", „Ивана Сусанина", „Аиды", а также смотрели „Ревизора" Н. А. Гоголя, пьесы А. Н. Островского „Бесприданница", „За чем пойдешь, то и найдешь" и др.» [1, с. 67]. В контексте вышеизложенного необходимо отметить отношение И. Я. Яковлева к опере. Вспоминая годы учебы в Казанском университете, он писал: «Я мог позволить себе посещение театра и оперных спектаклей ... Опера производила на меня сильное впечатление» [12].
Во время зимних каникул тем из учащимся, кто оставался в школе, Е. А. Яковлева «помогала устраивать елки» с хороводами, играми и танцами [12]. Что интересно, на святки, с разрешения И. Я. Яковлева, воспитанники старших классов мужского отделения могли приходить ряженными на вечера в женское отделение [1, с. 40].
К юбилею Отечественной войны 1812 г. в Симбирской чувашской учительской школе была подготовлена постановка оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки, которая была осуществлена на домашней сцене силами преподавателей и учащихся в начале 1913 г. Главные арии исполняли Ф. П. Павлов, К. Н. Эсливанова, В. И. Дубровин [18, с. 183]. Об успехе этого представления восторженно отозвались симбирские газеты. Так, в «Сим-бирянине» появилась рецензия, свидетельствующая об общественном признании этого важного события в жизни Симбирской чувашской школы:
Утонченность подготовки хора и оркестра такова, что слух чувствует ее сразу. Каждый хор, каждая ария вызывает бурные аплодисменты. «Чую правду...» поет г. Павлов. Голос не громовой, но удивительно обработанный. «Не о том грущу, подруженьки... », - изнывает Антонида (г. Эливанова), и гром аплодисментов покрывает голос. А буря оркестра при исполнении «Славься... » или Камаринской. В зале чувствуется общий подъем духа. Забыто, что все это ученическое и самодельное. В числе гостей есть самые тонкие ценители. И все растроганы, увлечены: удивительный слух у этих чуваш [18, с. 112].
Известно, что по своему содержанию и формам работы эстетическое воспитание тесно переплетается с физическим воспитанием, особенно в таком виде спорта, как гимнастика.
В конце XIX - начале XX в. в Российской империи получили широкое распространение гимнастические общества «Сокол», одним из направлений которых была сокольская гимнастика. Она способствовала зарождению и развитию физкультурного движения во многих российских губерниях, в том числе и Симбирской. Сокольство зарождалось в Чехии. Основателем сокольской гимнастики был выпускник Пражского университета доктор М. Тырш, разработавший систему упражнений, которые делились на 4 отдела. Главные разделы сокольской гимнастики - гимнастика воспитательная (педагогическая) и лечебная (врачебная). Основная цель воспитательной гимнастики - «сделать человека здоровым, сильным и красивым» [9, с. 12].
По воспоминаниям многих воспитанников Симбирской чувашской школы, любимым занятием учащихся была сокольская гимнастика, практиковалось выполнение упражнений без снарядов (1 отдел): ходьба, бег, вольные и строевые упражнения, хороводы, танцы. С большим увлечением они занимались групповыми упражнениями (пирамиды, 3 отдел). «В парадные дни всей школой где-либо на городской площади в сопровождении духового оркестра выполняли номера сокольской гимнастики. Публика была в восторге от пирамидальных композиций с красивыми переходами, от выполняемых акробатических этюдов и громко аплодировала», - пишет А. В. Васильев [2, с. 45].
Выпускники Симбирской чувашской учительской школы, продолжая культурные традиции своего учебного заведения, в сельских школах организовывали хоровые коллективы и драматические кружки, куда привлекали и местных жителей.
В годы Гражданской войны хор и оркестр Симбирской чувашской учительской семинарии выступали с концертами в клубах г. Симбирска. Кроме того, воспитанники этой семинарии входили в состав передвижных театральных трупп, созданных в г. Казани (руководитель - И. С. Максимов-Кошкинский), г. Симбирске, г. Уфе. Выпускник чувашской школы поэт-драматург Г. В. Зайцев-Тал-Мрза организовал театральный коллектив при Реввоенсовете Западной армии Восточного фронта. Любительские театральные труппы выезжали на гастроли, часто выступали среди красноармейцев.
В письме В. И. Ленину от 25 ноября 1919 г. И. Я. Яковлев кратко информирует о результатах своей социально-педагогической деятельности «на благо русского и чувашского народов». Сообщая о культурно-просветительной миссии Симбирской чувашской учительской школы, он подчеркивает, что она выпустила тысячи учителей, многие впоследствии окончили «с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой трудовой путь выдающимися произведениями на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства» [14, с. 30].
В контексте данного исследования представляет интерес деятельность воспитанников школы, посвятивших себя служению музыкально-театральному искусству и оставивших заметный след в истории чувашской культуры. Это один из первых чувашских композиторов, драматург Ф. П. Павлов, композитор и музыковед С. М. Максимов, заслуженные артисты Чувашской АССР певицы А. Г. Казакова и А. И. Токсина, певица и педагог К. Н. Эсливанова, поэт-переводчик, художник-декоратор К. В. Иванов, поэт и драматург, артист Г. В. Зайцев-Тал-Мрза, художник-декоратор А. В. Китаев, основатель профессионального театра и национальной кинематографии, драматург и артист И. С. Максимов-Кошкинский, актриса и педагог Ф. Д. Дмитриева, выпускники Симбирского чувашского педтехникума (преобразован в 1923 г.) народный артист СССР А. К. Ургалкин, народный артист Чувашской АССР И. О. Молодов и др.
Когда в 1951 г. на сцене Чувашского государственного драматического театра была поставлена пьеса И. С. Максимова-Кошкинского «Константин Иванов», то роль И. Я. Яковлева в ней исполнял И. О. Молодов. В своих воспоминаниях он рассказывает о сложностях воплощения в сценической игре художественного образа просветителя.
Ему приходилось тщательно изучать жизнь и деятельность И. Я. Яковлева, беседовать с его учениками. «Сам я учился в его школе гораздо позже, с 1924 г. Иван Яковлевич тогда жил в Москве», - пишет он [4].
Достойно продолжают начатую И. Я. Яковлевым культурно-просветительную работу его потомки. Семья И. Я. Яковлева воспитала целую плеяду талантливых ученых, врачей, искусствоведов, педагогов, музыкантов, артистов и т. д.
В рамках данного исследования представляет интерес деятельность потомков просветителя в области театрального и музыкального искусств.
Младший сын И. Я. Яковлева Н. И. Яковлев по окончании Петербургского горного института некоторое время работал на фабрике музыкальных инструментов. После революции 1917 г. он окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции, занимался музыкальным творчеством, сочинил «Чувашский марш», музыкальную пьесу «Зеленый шум» и др. Долгое время он занимал должность профессора музыкально-акустической лаборатории Ленинградской лесотехнической академии им. С. М. Кирова. Им опубликовано множество научных статей, посвященных способам звукоизвлечения и конструкциям различных музыкальных инструментов [8, с. 319].
Дочь И. Я. Яковлева Л. И. Яковлева-Некрасова обучалась в Родионовском институте благородных девиц в г. Казани, на высших женских педагогических курсах в г. Петербурге. В 1918 г. она окончила искусствоведческий факультет Московского археологического института. Ее старшая дочь Е. А. Некрасова, до 18 лет воспитывавшаяся в семье деда в Симбирской чувашской школе, стала доктором искусствоведения, ученым в области русского и зарубежного изобразительного искусства.
Внучка И. Я. Яковлева Е. А. Некрасова и ее муж В. В. Павлов воспитали двух детей: Екатерину и Владимира. В. В. Павлов (правнук просветителя) - артист театра и кино, один из ведущих актеров Московского государственного театра им. М. Н. Ермоловой, заслуженный артист Российской Федерации.
Младшая дочь Л. И. Яковлевой-Некрасовой Анна обучалась в Московском хореографическом училище, на режиссерских курсах ГИТИСа, работала режиссером-постановщиком в Горьковском театре юного зрителя, художественным руководителем Горьковского драматического театра им. В. И. Чкалова. В годы Великой Отечественной войны А. А. Некрасова возглавляла труппу артистов, которая устраивала концерты для бойцов Северо-Западного и Волжского фронтов. В 1947-2003 гг. она была режиссером Российской академии молодежного театра, одновременно являясь профессором ГИТИСа.
В семье А. А. Некрасовой и Б. А. Покровского (директор Государственного академического Большого театра Союза ССР) воспитывались двое детей: Алла и Александр. А. Б. Покровская по окончании в 1959 г. Школы-студии МХАТ долгие годы проработала в Московском театре «Современник», с 2004 г. - в МХТ им. А. П. Чехова. А. Б. Покровская являлась профессором актерского факультета МХАТ. На ее счету множество ролей в театрах и в советском и российском кинематографе. В 1985 г. ей присвоено звание «Народный артист РСФСР».
Сын А. Б. Покровской и О. Н. Ефремова Михаил - представитель третьего поколения театральных деятелей, известный артист театра и кино, режиссер, заслуженный артист Российской Федерации. Сыновья М. О. Ефремова Никита и Николай (прапраправну-ки просветителя И. Я. Яковлева) также являются артистами, продолжают дело старшего поколения - культурно-просветительную работу среди населения.
Резюме. Изучение взглядов И. Я. Яковлева на театр и опыта деятельности Симбирской чувашской учительской школы по организации духовно-нравственного и эстетического воспитания посредством театра и музыки, распространению театрально-музыкальной культуры среди населения будет способствовать решению многих воспита-
тельных задач. Как составная часть духовной культуры театр является действенным и управляемым педагогическим средством, он обладает огромной воспитательной силой, содействует развитию эстетических вкусов и нравственно-гражданских качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архив музея И. Я. Яковлева ЧГПУ. - Ед. хр. № 1, инв. № 640.
2. Архив музея И. Я. Яковлева ЧГПУ. - Ед. хр. № 4, инв. № 697.
3. Архив музея И. Я. Яковлева ЧГПУ. - Ед. хр. № 13, инв. № 925.
4. Архив музея И. Я. Яковлева ЧГПУ. - Ед. хр. № 12, инв. № 990.
5. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 25. - М. : Сов. энциклопедия, 1976. - 600 с.
6. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. № 207, д. 45.
7. ГИА ЧР. - Ф. № 207, д. 1704, л. 12.
8. Краснов И Г, Иван Яковлев и его потомки. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1998. - 353 с.
9. Курс сокольской гимнастики : пособие для руководителей / пер. Н. В. Манохина. - СПб. : Гимнастическое общество «Сокол», 1911. -253 с.
10. Научный архив БНУ «ЧГИГН». - Отд. 11, ед. хр. № 802.526, инв. № 2507.
11 .И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1968. - 150 с.
12. Яковлев И. Я. Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы (по случаю сорокалетия, 1868-1908 гг.). - Симбирск : Симбир. губ. тип., 1908. - 13 с.
13. Яковлев И. Я. Моя жизнь : воспоминания. -М. : Республика, 1997. - 696 с.
14. Яковлев И. Я. Письма. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1985. - 367 с.
15. Яковлев И. Я. С думой о народном просвещении: из переписки. Ч. 2. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.-438 с.
16. Яковлев И. Я. Становление системы образования чувашского народа / сост. Л. П. Кураков, Н. Г. Краснов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 453 с.
17. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2018 № 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71833784/.
18. Ученые записки НИИ при Совете Министров Чувашской АССР. - 1969. -Вып. 42. -240 с.
19. Циркуляр по Казанскому учебному округу. - 1909. - № 1 (январь).
Статья поступила в редакцию 27.12.2019
REFERENCES
1. Arkhiv muzeya I. Ya. Yakovleva ChGPU. - Ed. khr. № 1, inv. № 640.
2. Arkhiv muzeya I. Ya. Yakovleva ChGPU. - Ed. khr. № 4, inv. № 697.
3. Arkhiv muzeya I. Ya. Yakovleva ChGPU. - Ed. khr. № 13, inv. № 925.
4. Arkhiv muzeya I. Ya. Yakovleva ChGPU. - Ed. khr. № 12, inv. № 990.
5. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya : v 30 t. T. 25. - M. : Sov. enciklopediya, 1976. - 600 s.
6. Gosudarstvenniy istoricheskiy arkhiv Chuvashskoy Respubliki (GIA ChR). - F. № 207, d. 45.
7. GIA ChR. - F. № 207, d. 1704,1. 12.
8. Krasnov N. G. Ivan Yakovlev i ego potomki. - Cheboksary : Chuv. kn. izd-vo, 1998. - 353 s.
9. Kurs sokol'skoy gimnastiki : posobie dlya rukovoditeley / per. N. V. Manokhina. - SPb. : Gimnasti-cheskoe obshhestvo «Sokol», 1911. -253 s.
10. Nauchniy arkhiv BNU «ChGIGN». - Otd. 11, ed. khr. № 802.526, inv. № 2507.
W.I. Ya. Yakovlev v vospominaniyakh sovremennikov. - Cheboksary : Chuv. kn. izd-vo, 1968. - 150 s.
12. Yakovlev I Ya. Kratkiy ocherk Simbirskoy chuvashskoy uchitel'skoy shkoly (po sluchayu sorokaletiya, 1868-1908 gg.). - Simbirsk : Simbir. gub. tip., 1908. - 13 s.
13. Yakovlev I. Ya. Moyazhizn' : vospominaniya. -M. : Respublika, 1997. -696 s.
14. Yakovlev I. Ya. Pis'ma. - Cheboksary : Chuv. kn. izd-vo, 1985. - 367 s.
15. Yakovlev I. Ya. S dumoy o narodnom prosveshhenii: iz perepiski. Ch. 2. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash, un-ta, 1998.-438 s.
16. Yakovlev I Ya. Stanovlenie sistemy obrazovaniya chuvashskogo naroda / sost. L. P. Kurakov, N. G. Krasnov. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash, un-ta, 2004. - 453 s.
17. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 28.04.2018 № 181 «O provedenii v Rossiyskoy Federacii Goda teatra» [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71833784/.
18. Uchenye zapiski N11 pri Sovete Ministrov Chuvashskoy ASSR. - 1969. - Vyp. 42. - 240 s.
19. Cirkulyar po Kazanskomu uchebnomu okrugu. - 1909. - № 1 (yanvar1).
The article was contributed on December 27, 2019 Сведения об авторе
Гималиев Вагиз Галялдинович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2 Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Gimaliev, Vagiz Galyaldinovich - Doctor of Philosophy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages № 2,1. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]