Научная статья на тему 'Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития'

Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8748
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Марина Юрьевна

Cтатья посвящена исследованию проблем развития учебного предмета «Экономика» в свете реформирования современной системы образования, а также преемственности систем школьного и вузовского экономического образования. Рассмотрены перспективы развития содержания данного предмета в старшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЭКОНОМИКА»: СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ECONOMICS AS A SCHOOL SUBJECT: MODERN CONTENT AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Романова М.Ю.

Старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ФГБНу «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования» (г. Москва), кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем развития учебного предмета «Экономика» в свете реформирования современной системы образования, а также преемственности систем школьного и вузовского экономического образования. Рассмотрены перспективы развития содержания данного предмета в старшей школе.

Ключевые слова: экономическое образование, экономический компонент содержания, экономические знания, академический подход, экономическая модель человека.

Romanova M.Y.

Senior research fellow at the Laboratory of Social Studies Didactics at the Institute for Content and Methods of Education of the RAE, Candidate of science (Education). E-mail: [email protected]

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of Economics as a school subject in light of the modern school system reforms and the continuity of the system of school and college economic education. The author examines the prospects of developing the content of the subject in high school.

Keywords: economic education, economic component of content, economic knowledge, academic approach, economic model of a person.

Мировой опыт показывает, что экономическое образование школьников является предпосылкой успешной работы выпускников во всех сферах и отраслях хозяйства, неотъемлемой составной частью культурного облика современного человека. Изучение экономики направлено на раскрытие учащимися содержания экономических понятий, категорий, законов развития общественного производства, экономической политики государства; развитие у школьников экономического мышления и экономической культуры; формирование простейших экономических умений и навыков.

Для принятия решений в жизненных ситуациях и выполнения типичных ролей семьянина, собственника, работника, налогоплательщика, избирателя всем гражданам необходимы экономические знания и умения в области владения и распоряжения собственностью, выбора способа сбережения, а также в других сферах экономических отношений. Период обучения в общеобразовательной школе является благоприятным для развития умения анализировать и оценивать экономическое поведение с экономических и духовно-нравственных позиций с учётом сформированных у школьников в результате обучения экономических убеждений и этических норм экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта образования 2004 г. экономический компонент содержания изучается в составе экономического модуля курса «Обществознание» или в качестве отдельного предмета «Экономика».

Федеральные компоненты государственного стандарта образования 2004 г. и 2012 г. предусматривают изучение самостоятельного предмета «Экономика» в старшей школе на базовом и профильном уровнях за счет учебных часов вариативной части базисного учебного плана.

Содержание курса «Экономика» на базовом уровне (70 час) направлено на усвоение знаний по основам экономической теории, овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, воспитание ответственности за экономические решения, формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сфере малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии.

На профильном уровне изучения предмета (210 часов) закладывается основа теоретических знаний и формируется готовность использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач, происходит знакомство с прикладными экономическими дисциплинами, включая маркетинг и менеджмент. Профильный уровень готовит будущих выпускников к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального обучения, обеспечивая развитие экономического мышления старшеклассников, их способности принимать рациональные решения с привлечением элементов научного анализа, формируя экономические компетентности, умение самостоятельно решать проблемы и действовать в команде, идти на риск, развивая инициативность, личную ответственность, способствуя повышению эффективности жизнедеятельности будущих выпускников, а также содействуя их профессиональному самоопределению.

Значение изучения самостоятельного предмета «Экономика» подтверждают данные педагогических исследований, проведенных в последнее десятилетие на базе российских школ Н.В. Кузнецовой, В. И. Пачиковым, Н.В. Солодкой и другими учёными. Более половины опрошенных учащихся старших классов отмечают важную роль экономических знаний в профессиональном самоопределении. Каждый четвертый старшеклассник рассматривает экономические знания как необходимое условие и средство достижения поставленных жизненных целей.

В результате проведенного нами анализа широкого круга источников по школьному экономическому образованию, включая научные статьи, авторефераты и диссертационные исследования по теме исследования, сборники научно-практических конференций,

научно-методические рекомендации по преподаванию предмета «Экономика», был выявлен круг актуальных проблем школьного экономического образования и определены перспективы его развития.

Одним из важнейших направлений экономического образования школьников в настоящее время является экономическое воспитание подрастающего поколения, формирование у молодых людей нравственно-ценностных категорий в экономической сфере.

Экономическое поведение может быть как нравственным, так и безнравственным. С проявлениями экономически безнравственного поведения многие из нас сталкиваются в различных ситуациях: покупателям предлагаются недоброкачественные товары; обманывают пользователей различных услуг (в том числе финансовых услуг коммерческих банков); на потребителей воздействует неэтичная или заведомо ложная реклама; руководители и сотрудники коммерческих предприятий игнорируют экологическую безопасность и наносят вред окружающей среде. Этот список может быть продолжен.

Направлено ли существующее школьное экономическое образование на воспитание у будущих выпускников экономически значимых личностных качеств, экономических убеждений о необходимости сочетания собственных экономических интересов и общественного блага, формирование цивилизованного экономического поведения?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать, ожидаемый конечный результат экономического образования и воспитания, отражённый в некотором заранее заданном педагогическом идеале, на достижение которого направлено изучение предмета «Экономика».

Воспитание и образование как организованное направленное действие на человека со стороны общественных институтов нацелено на формирование у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни. По мнению И.П. Подласого назначение воспитания и образования состоит в том, чтобы способствовать приближению подрастающего поколения к некоторому принятому в обществе идеалу воспитанного и образованного человека [9, с. 55].

В классическом понимании идеал - это специфическое отражение действительности в сознании человека или какой-либо социальной группы людей в виде совершенной модели, образца. Содержание идеала обусловлено господствующими общественными отношениями и субъективными духовными и психологическими особенностями личностями.

В зависимости от того, какая конкретная область бытия отражается в идеале, различают:

• общественно-политический идеал, включающий представления о высокоорганизованном обществе (коммунистический, демократический и др.);

• нравственный идеая - образ совершенной личности, воплотившей в себе наиболее высокие качества: сознание общественного долга, гуманизм, правдивость, трудолюбие, скромность и т.д.)

• эстетический идеал - представления о возвышенном, прекрасном, в основе которых лежит идея всестороннего и целостного развития творческих сил каждого человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, нравственное и физическое совершенство [5, с. 57].

В соответствии с современными тенденциями развития образования в нашей стране, являющегося важным фактором сохранения национальной культуры и инструментом культурной и политической интеграции российского общества, активно разрабатывается и такое понятие как «национальный воспитательный идеал».

Достижение нравственного (идеального) представления о человеке в соответствии с Концепцией развития поликультурного образования в Российской Федерации является высшей целью образования, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Изучение феномена «воспитательного идеала», представляющего собой некоторую «духовную проекцию настоящего на будущее» необходимо в связи с тем, что, с одной стороны, именно идеал во многом определяет целевые направления образования как образ «будущего целого, целостного представление о выпускнике».

С другой стороны, представление об идеале «как сформированное личностью понятие совершенного» выступает в качестве критерия (мерки) для оценки ее настоящего и степени достижения поставленных целей, оценке качества обучения школьников.

Изменения, происходящие в обществе, непосредственным образом влияют на представление о воспитательном идеале. Развивается система образования: изменяются приоритетные направления государственной политики в сфере образования, требования к уровню образованности своих граждан. В связи с этим пересматриваются цели общего среднего образования, а также частные цели, стоящие перед отдельными предметами, эволюционируют теоретические подходы к решению проблем образования, обогащаются средства и методы обучения и воспитания, реализующие образовательный идеал.

В экономическом образовании таким идеалом выступает модель экономического человека, задающая ориентир для экономического образования, определяющая его цели и задачи, содержание курса и в определенной степени методические рекомендации по преподаванию курса.

Школьное экономическое образование является ресурсом для формирования базовых устойчивых моделей экономического поведения. Существует взаимосвязь между такими понятиями, как экономическая модель человека, экономическое мышление и экономическое поведение.

С целью выявления основных характеристик модели экономического человека был проведен анализ школьных учебников по экономике, практикумов и разработанных в дополнение к ним сборников заданий.

В учебнике «Экономика» для 10-11 классов (авторы Г.Э. Королёва, Т. В. Бурмистро-ва) [8], входящем в Федеральный перечень учебников по экономике на 2014-2015 учебный год, представлена характеристика модели экономического человека в рыночной экономике (см. §2 «Проблема выбора»). Поведение каждого субъекта в экономике определяется личным интересом. В рыночной экономике для человека экономического характерно такое качество, как рациональность. «Принимая решения в условиях ограниченности ресурсов, люди ведут себя рационально. Это означает, что любой человек руководствуется принципом «наименьшие затраты при данном результате» или, что, в сущности, то же самое,

«максимальный результат при заданных результатах». Например, если вы выиграли в лотерею некоторую сумму денег, то постараетесь потратить эти деньги, чтобы получить максимальное удовлетворение.

Рациональность подразумевает также постановку цели и наличие критерия выбора. Например, вы хотите купить хороший костюм. Но что значит «хороший»? Одни покупатели могут руководствоваться престижностью модели, другие - соображениями практичности, третьи - ценой. Кто из них поступит рационально? Каждый покупатель поступит рационально, отвечая собственным представлениям о «хорошем» костюме.

Отметим, что рациональное поведение не всегда отвечает нормам морали. Так, производство шуб из натурального меха может быть очень эффективно, но оно вызывает протест у защитников животных» [8, с. 17]. Далее школьников просят привести примеры, когда эффективный бизнес противоречит нормам морали.

В учебнике «Экономика» для 10 класса Р. И. Хасбулатова (члена-корреспондента РАН, доктора экономических наук, профессора) [15], входящем в Федеральный перечень учебников по экономике на 2014-2015 учебный год, модель экономического человека и мотивы его деятельности рассматриваются с позиций английской классической школы, родоначальником которой считают А. Смита (1723-1790).

«Адам Смит показал и объяснил, что главным и определяющим мотивом предпринимательской деятельности является личный, эгоистический интерес человека к улучшению своего материального положения, получению прибыли, дохода. Этот интерес следует стимулировать, создавая необходимые условия. В условиях конкуренции эгоистические интересы большого числа предпринимателей, сталкиваясь там, где происходит реализация их товаров, будут нейтрализовывать попытки устанавливать завышенные цены. В результате такой конкуренции общество будет постоянно обеспечивать свои потребности в нужных товарах по разумным ценам» [15, с. 7].

Модель человека экономического, называемая в экономической литературе кото есопотгсиэ раскрывается в учебнике «Введение в экономику» В.С. Автономова [1], который также ссылается на А. Смита, а именно его работу «Богатство народов». В вопросах и заданиях ко второй главе «Экономическая система и ее функция» школьникам предлагается проанализировать следующий отрывок из произведения А. Смита: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них» [1, с. 25].

Модель человека экономического в учебнике А.П. Киреева «Экономика» для 10-11 классов [3], в §2 «Экономические системы», рассматривается в контексте понятия «экономическая свобода».

Показательно, что в §6 «Из истории экономической науки» этого же учебника приводятся опровержения некоторых теоретических положений А. Смита, сделанные российскими учеными-экономистами. «Труд А. Смита, переведенный в России, нашел как сторонников, так и противников. В их числе были государственный деятель граф Николай Мордвинов (1754-1845) и член Российской академии наук Генрих Шторх (17661835). Принимая тезис Смита об экономической свободе личности, они сразу же указали

на необходимость более широкого, комплексного подхода к экономике, сочетающего материальные и нематериальные ценности. По их мнению, развитие движут не только действия эгоистичного индивида, но и окружающие его нравственные, исторические, политические и иные условия» [4, с. 45].

В учебнике А. П. Киреева отмечается, что российский экономист А. И. Чупров (18421908), бывший заведующим кафедрой экономики и статистики Московского университета, в противовес мнению западных экономистов указывал на то, что не только индивидуализм, но и кооперативное начало является предметом экономики. Он сформулировал идею многоукладности экономики, ввел понятия административной системы, экономических функций государства. Идеи кооперативного, этического начала в экономике развил М.И. Туган-Барановский (1865-1919), который разработал теорию экономических циклов и кризисов.

А.П. Киреев рассматривает также современные тенденции в разработке теории переходного периода и восстановления рыночной экономики (с 1990-х гг. и по настоящее время). «Экономическая наука возвращается к исторической российской духовно-нравственной традиции, подчеркивая приоритет духовного над материальным, к такому экономическому укладу, который поможет гармонично реализовать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества. По мере укрепления российской экономики экономическая наука все больше обращает внимание и на мировые проблемы» [4, с. 45].

В первой главе учебника «Экономика», подготовленного авторским коллективом под редакцией H.H. Думной [16], школьникам предлагают познакомиться не только с фрагментом известной работы А. Смита, но и рассказывают о родоначальнике русской экономической мысли И.Т. Посошкове (1652-1726). Русский ученый написал свой знаменитый труд «Книга о скудости и богатстве, сие есть изъявление от чего приключается скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается» за полвека до появления работы А. Смита. «Главный вопрос учения И. Т. Посошкова - государственное хозяйство. Богатство страны он видел в создании таких условий, при которых будет обеспечен непрерывный рост национального дохода путем обогащения всего народа. Глава государства, с его точки зрения, являясь строителем не только материально-вещественного богатства, но и невещественного, под которым он понимал «правду».

Главная и очень русская черта предложений Посошкова - «снискание невещественного богатства», «снискание правды»! Не обогащение господствующих классов, а повышение материального благосостояния всего народа, по его мнению, создаёт прочную экономическую основу страны» [16, с. 6-7].

Анализ содержания школьных учебников по экономике показал, что в наше время сторонников А. Смита, понимающих экономических агентов (то есть основных действующих лиц в экономике) как индивидуалистических, эгоистических, рациональных и действующих преимущественно в целях максимизации собственной полезности, в нашей стране стало гораздо больше, чем противников. В учебной литературе по экономике для школьников рациональное и материальное начало уверенно преобладает над моральным.

Не стал исключением и учебник для школ гуманитарного (!) профиля «Экономика» для 10-11 классов (А. Я. Линьков, С. И. Иванов, М.А. Скляр и др. под общ. ред.

А.Я. Линькова) [17]. В первой главе «Предмет экономической науки. Экономические системы» принцип рациональности раскрывается авторами с сугубо материалистических и прагматических позиций: «Поведение, рациональное с точки зрения экономиста, не обязательно является «правильным», если его оценить с позиции норм морали. Предположим, экономист помогает собственнику табачной фабрики добиться высокой прибыльности путем наиболее эффективного использования ресурсов. Экономист не должен при этом считаться с тем, что курение вредно для здоровья. Моралист осудит собственника табачной фабрики, полагая, что производство сигарет нерационально с точки зрения интересов общества и норм морали. Экономист с ним согласится, но скажет: «Если уж сигареты производятся, то их нужно производить, рационально используя имеющиеся ресурсы»» [17, с. 9].

Видимо, авторы учебника по экономике для школ гуманитарного (!) профиля не разделяют мнения российских экономистов о том, что моральное начало в экономике должно преобладать над материальным.

Таким образом, ключевой фигурой, субъектом рыночной экономики, по мнению авторов школьных учебников по экономике, является человек, ориентированный прежде всего на свои собственные эгоистические экономические интересы, не принимающий при этом в расчет ни моральные принципы, ни общественное благо. Можно вспомнить знаменитую фразу из фильма «Свадьба в Малиновке»: «Я себя не обделил?»

Некоторые скептически настроенные читатели могут возразить на эти доводы тем, что экономическая модель человека - это некоторая абстрактная конструкция, теоретическая модель, не имеющая прямого отношения к практике. Это не так. Российских школьников учат применять полученные знания и на практике. Для подтверждения этого тезиса приведем лишь несколько примеров из методических рекомендаций и сборников заданий для школьников.

В сборнике заданий для всероссийской олимпиады по экономике (автор Д. В. Акимов) [2] школьникам предлагается такая задача: «В королевстве N предприниматель должен приобрести у короля лицензию, дающую право на ведение собственного бизнеса. Лицензию выдает специальный чиновник, назначенный королем. Чиновник, осознав свое исключительное положение, начал в дополнение к официальной плате, которая составляет 20 у.е. за одну лицензию, брать взятки за каждую выданную лицензию, причем величина взятки одинакова для всех предпринимателей (здесь и далее по тексту задачи выделено мною. - М.Р.). Выдача одной лицензии сопряжена для чиновника с издержками, равными 10 у.е. Чиновник получает фиксированное жалованье в 50 у.е., и, кроме того, чиновнику выплачивается компенсация в 10 у.е. за каждую лицензию, плата за которую поступила в королевскую казну. Спрос на лицензии задается функцией С = 100 - р, где С - величина спроса, р - цена одной лицензии.

1. Пусть спрос на лицензии королю неизвестен. Однако король может проверить, сколько лицензий в действительности выдал чиновник, а потому вся официальная плата за выданные лицензии должна поступить в казну, так как любая недостача будет автоматически взыскана с чиновника и, кроме того, чиновник будет лишен жалованья. Какой размер взятки назначит чиновник в этих условиях?

2. Предположим, что король не может узнать, сколько в действительности было выдано лицензий. Каков оптимальный размер взятки в новой ситуации?

3. Если бы вы были королем и стремились пополнить казну (ее доходную часть), то какую максимальную плату вы установили бы за одну лицензию в ситуации, когда количество выданных лицензий ненаблюдаемо?» [2, с. 93].

При разработке этой задачи автор, видимо, стремился к тому, чтобы в старшей школе в соответствии с требованиями государственного стандарта развить у учащихся экономическое мышление, способность применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях, а также сформировать готовность использовать полученные знания и умения (в области математики и экономики) для решения типичных экономических задач.

Однако, мы считаем, что такие задачи имеют антивоспитателъный характер. Учитывая, что победители всероссийских олимпиад получают возможность поступления в престижные экономические вузы, становится понятным, какие «специальные знания» и «профессионально значимые личностные качества», по мнению автора, необходимы будущим выпускникам.

Таким образом, в экономике возникают различные ситуации выбора модели экономического поведения. В некоторых случаях люди могут ориентироваться на личные (эгоистические) интересы, например выбирая себе костюм, шубу из натурального меха или пуховик из синтетических тканей и т.д. Существуют такие ситуации, в которых ориентирование только на собственные интересы, может быть, и выгодно с точки зрения получения сиюминутной прибыли, но представляет опасность для общества. Решать, очищать отходы производства от вредных примесей или сбрасывать их в реку неочищенными - это уже дело не личное.

Достаточно спорные моменты мы нашли в книге для учителя А. П. Киреева [4]. В издании приводится множество цитат, при этом не разъясняется, как их необходимо использовать в учебном процессе. Может быть, автор предлагает учителю материал для дискуссий, размышлений? Например: «И грязные дела дают чистую прибыль».

Не очень понятно, что А. П. Киреев имеет в виду, когда в рубрике «Экономические шутки» привел диалог из кинофильма «Как украсть миллион?»:

«- Ну, как вам мое авто?

- Что, ваш бизнес приносит такой доход?

- Не совсем: я ее угнал.

- И вы хотите, чтобы я ее после этого вела?

- Не бойтесь. Я ее давно угнал» [4, с. 184].

Как говорится, «в каждой шутке есть доля правды», но воровство - это уголовное преступление и к экономике не имеет никакого отношения.

К сожалению, в содержании методических материалов раскрывается не только прямой и светлый путь честного труда для повышения личного благосостояния и национального богатства: «Работать - значит творить, а творить, а творчество - это единственная глубокая и реальная радость, которую человек может испытать в этой жизни» (Винченцо Джоберти) [4, с. 139], но и способы нечестного обогащения, например: «Есть два вида воров:

для одних кража - это заработок, для других - образ жизни. Не будь вторым. Вторые упускают самое главное», «Если бы получить кредит в банке было бы так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки».

Назначение учебной литературы заключается в том, чтобы научить подрастающее поколение правильному законопослушному экономическому поведению, сформировать знания об идеальных экономических отношениях, развить практические умения и навыки, сформировать деловые качества личности, нравственные установки, культурные образцы, помочь выбрать профессию. Всему остальному будущие выпускники, к сожалению, могут научиться вне школы: в семье, в компании сверстников и через средства массовой информации.

Есть опасение, что в результате такого экономического образования у будущих выпускников сформируются не только экономические знания и умения, но и околонаучные «заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, - самые опасные» (А. Смит).

Способствует ли сложившееся экономическое образование воспитанию ответственных граждан, заботящихся не только о личном благосостоянии, но и о благосостоянии всего общества, посильно решающих социально-экономические проблемы? Сложно однозначно ответить на этот вопрос.

Задачей школьного экономического образования, на наш взгляд, и является обучение и воспитание таких людей, которые будут убеждены в том, что в своей экономической деятельности необходимо считаться не только с собственными интересами, но и с экономическими интересами других людей, а также с государственными интересами.

В этой мысли утвердило нас проведенное исследование модели человека в экономической теории в учебниках по экономической теории для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям.

Например, в «Курсе экономической теории» под общей редакцией профессора М.Н. Чепурина и профессора Е.А. Киселёвой [18], подготовленном авторским коллективом кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД в 2012 году, раскрываются три модели человека в экономической теории. Различия между ними определяются степенью абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и учетом экономической, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.

В учебнике отмечается, что многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, то есть унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических координат. Модель человека, как и всякая научная модель, построена на некоторых упрощениях. Она включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и прежде всего мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные, или когнитивные (от лат. со^нШо - значение, познание), возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, то есть индивидуальных и общественных

действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Создание модели человека экономической наукой предполагает абстрагирование от многих реально существующих черт и качеств человеческой натуры. Как мы уже отмечали, в данном учебнике раскрываются три модели человека в экономической теории.

Первое направление, доминирующее в настоящее время в школьных учебниках по экономике, представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главу угла ставится эгоистический, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности экономического человека. Модель homo economicus характеризует рациональное поведение индивида с целью максимизации полезности с учетом определенных ограничений, основным из которых является денежный доход индивида.

Идея о рациональном поведении людей очень важна, поскольку определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например государственной экономической политики, возможны только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.

Ряд ученых (А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, Ф. Хайек) описали так называемую органическую рациональность и уделяли внимание соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями. Ф. Хайек подчеркивал, что моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей [18, с. 23].

В классическом варианте модель экономического человека предполагает рационально мыслящего, то есть максимизирующего затраты эгоиста, свободного в выборе поставленных целей и способов их достижения и обладающего всей полнотой информации. Именно в такой интерпретации (более или менее развернутой) модель экономического человека представлена в большинстве учебников по экономике для общеобразовательных школ.

Экономическая система, в которой действует данный тип экономического человека, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов. Ничем не деформированная рыночная структура не испытывает никакого воздействия извне (например, со стороны государства), кроме обеспечения соблюдения правил игры всеми членами общества. Государству в этой структуре отводится роль ночного сторожа, обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и создающего юридическое поле для свободного обмена благами.

Второе направление разрабатывалось представителями кейнсианской школы, ин-ституционализма, исторической школы. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже описанной гипотезе ограниченной рациональности. Один из представителей неоинституционализма американский экономист Дуглас Норт писал, что человеческое поведение гораздо сложнее описываемого экономистами в моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Часто следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида.

Стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера: соблюдение традиций, религиозных установок, привычек, престижность, желание наслаждаться жизнью и др. Цель в данной модели может достигаться различными путями. Для нее характерен не только индивидуальный, но и групповой интерес, стремление хозяйственных агентов преодолеть ограниченность экономического эгоизма путем самоорганизации в группы с общими интересами. Интересы отдельных групп могут не только совпадать, но и противоречить друг другу.

В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.

Третье направление представлено принципиально новой разновидностью модели экономического человека, отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью рационального максимизатора: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и т.д.). Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения: в установлении связей с другими людьми, свободе духовного самоопределения, свободном выборе типа культуры и общественно-политических взглядов.

В учебнике «Экономическая теория» под ред. А.Г. Грязновой, H.H. Думной, А.Ю. Юданова [19] для студентов высших учебных заведений раскрывается теория о человеке в рыночной экономике с позиций представителей немецкой исторической школы, которые выступали против индивидуализма классической школы, а также рационализма и формализма в моделировании субъекта экономической деятельности. Они считали, что объектом анализа экономистов может быть только народ, который представляет собой не совокупность индивидов, а «национально и исторически определенное, объединенное государством целое» [17].

Человека как часть народа интересует не только стремление к богатству, но и увеличение свободного времени, соблюдение традиций; он одновременно и эгоист, и альтруист. Лишенные индивидуализма хозяйственные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интересами. Субъект экономического поведения представлен как разумное существо, наделенное потребностями, как член семьи, социальной группы, класса, общества, человечества. Такое понимание субъекта хозяйственной деятельности характерно и для современного институционализма. Нормы поведения у различных групп различны, способы общения между ними также не являются одинаковыми [17, с. 158].

Такова краткая характеристика основных моделей человека в экономической теории, представленных в вузовских учебниках. В целом эти модели достаточно абстрактны, но в обобщенной форме они отражают основные черты, присущие человеку, вовлеченному в хозяйственный процесс. Знание их позволяет анализировать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, а также формировать наиболее эффективные стратегии социально-экономической политики, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.

В целях дальнейшего совершенствования содержания школьного экономического образования необходимо расширить содержание модели экономического человека с учетом современных научных представлений. Какое это имеет отношение к школьному экономическому образованию? Самое непосредственное. Современная научно обоснованная модель экономического человека должна пройти «красной нитью» через всё содержание школьного курса предмета «Экономика», включая содержание учебных материалов и контрольно-диагностических заданий для школьников, а также методических материалов для учителей. Только в этом случае школьное экономическое образование будет направлено на развитие у будущих выпускников экономического мышления и экономической культуры.

Список литературы:

1. Автономов, В. С. Введение в экономику : учебник для 10,11 кл. общеобразоват. учреждений. - 7-е изд., дораб. - М. : Вита-Пресс, 2005. - 256 с.

2. Акимов, Д. В. Экономика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 / Д. В. Акимов,

B. П. Бусыгин, А. А. Фридман. - М. : Просвещение, 2012. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Киреев, А. П. Экономика : для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. (базовый уровень) / Алескей Киреев. - М. : Вита-Пресс, 2007. - 256 е.: ил.

4. Киреев, А. П. Экономика. 10-11 кл. (Базовый уровень образования) : книга для учителя : расширенный комментарий к учебнику и методические рекомендации / Алексей Киреев. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2009. - 416 с.

5. Коммунистическое воспитание : словарь / под общ. ред. Л. Н. Пономарёва и Ж. Т. Тощенко. - М. : Политиздат, 184. - 302 с.

6. Городецкая, Н. И. Концепция учебного предмета «Экономика» / Н. И. Городецкая, Г. Э. Королева, М. Ю. Романова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. -№5,-С. 76-79.

7. Городецкая, Н. И. Концепция учебного предмета «Экономика» / Н. И. Городецкая, Г. Э. Королева, М. Ю. Романова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. -№6. - С. 70-79.

8. Королёва, Г. Э. Экономика : учебник для 10-11 кл. / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмист-рова. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.

9. Подласыи, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2010. - 574 с.

10. Романова, М. Ю. Состояние и перспективы развития содержания экономического образования в современной российской школе: монография / М. Ю. Романова. - М„ 2010. - 74 с.

11. Романова, М. Ю. Основные тенденции развития экономического образования школьников / М. Ю. Романова // Инновационное будущее психологии и педагогики» (2 июня 2014 г.) : тр. международн. науч.-практич. конф, - Уфа, 2014. -

C. 36-40.

12. Французова, О. А. Пути модернизации классического школьного учебника / О. А. Французова // Инновационное будущее психологии и педагогики : сб. ст. международн. науч.-практич. конф. - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 45-47.

13. Французова, О. А. Классический школьный учебник в современной информационно-компьютерной среде: опыт Германии / О. А. Французова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. -№4. - С. 67-72.

14. Французова, О. А. Опыт преподавания профессионально ориентированной экономики в чешских школах и возможности его использования в России / О. А. Французова // Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты). - 2014. - № 24. - С. 190-193.

15. Хасбулатов, Р. И. Экономика. 10 класс. Профильный уровень : учебник для об-щеобразоват. учреждений / Р. И. Хасбулатов. - М. : Дрофа, 2012. - 158 с.

16. Экономика : учебник для 10-11 классов / под ред. А. Г. Грязновой и H. Н. Думной. - М. : Интеллект-Центр, 2007. - 496 с.

17. Экономика : учебник для 10-11 к. общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / А. Я. Линьков, С. И. Иванов, М. А. Скляр [и др.] ; под общ. ред. А. Я. Линь-кова. - 4-е изд., дораб. - М. : Вита-Пресс, 2005. - 240 с.

18. Чепурин, M. Н. Курс экономической теории : учебник / M. Н. Чепурин, Е. А. Киселёва. - 7-е изд., дополн. и перераб. - Киров : АСА, 2012. - 880 с.

19. Экономическая теория. Экспресс-курс : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, H. Н. Думной, А. Ю. Юданова. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2012. -608 с.

Spisok literatury:

1. Avtonomov, V. S. Vvedenie v ekonomiku : uchebnik dlia 10,11 kl. obshcheobrazovat. uchrezhdenii. - 7-e izd., dorab. - M.: Vita-Press, 2005. - 256 s.

2. Akimov, D. V. Ekonomika. Vserossiiskie olimpiady. Vyp. 1 / D. V. Akimov, V. P. Busy-gin, A. A. Fridman. - M.: Prosveshchenie, 2012. - 144 s.

3. Kireev, A. P. Ekonomika : dlia 10-11 klassov obshcheobrazovat. uchrezhd. (bazovyi uroven>) / Aleskei Kireev. - M. : Vita-Press, 2007. - 256 s.: il.

4. Kireev, A. P. Ekonomika. 10-11 kl. (Bazovyi uroven> obrazovaniia): kniga dlia uchite-lia : rasshirennyi kommentarii k uchebniku i metodicheskie rekomendatsii / Aleksei Kireev. - M. : VITA-PRESS, 2009. - 416 s.

5. Kommunisticheskoe vospitanie : slovar> / pod obshch. red. L. N. Ponomareva i Zh. T. Toshchenko. - M. : Politizdat, 184. - 302 s.

6. Gorodetskaia, N. I. Kontseptsiia uchebnogo predmeta «Ekonomika» / N. I. Gorodets-kaia, G. E. Koroleva, M. Iu. Romanova I I Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniia v shkole. - 2014. -№5.-S. 76-79.

7. Gorodetskaia, N. I. Kontseptsiia uchebnogo predmeta «Ekonomika» / N. I. Gorodetskaia, G. E. Koroleva, M. Iu. Romanova I I Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniia v shkole. - 2014. -№6. - S. 70-79.

8. Koroleva, G. E. Ekonomika : uchebnik dlia 10-11 kl. / G. E. Koroleva, T. V. Burmis-trova. - 2-e izd., dorab. i dop. - M.: Ventana-Graf, 2013. - 192 s.

9. Podlasyí, I. P. Pedagogika : uchebnik / I. P. Podlasyi. - 2-e izd., dop. - M.: Izd-vo Iurait, 2010. - 574 s.

10. Romanova, M. Iu. Sostoianie i perspektivy razvitiia soderzhaniia ékonomicheskogo obrazovaniia v sovremennoi rossiiskoi shkole: monografiia / M. Iu. Romanova. - M., 2010. - 74 s.

11. Romanova, M. Iu. Osnovnye tendentsii razvitiia ékonomicheskogo obrazovaniia shkol>nikov / M. Iu. Romanova // Innovatsionnoe budushchee psikhologii i peda-gogiki» (2 iiunia 2014 g.) : tr. mezhdunarodn. nauch.-praktich. konf, - Ufa, 2014. -S. 36-40.

12. Frantsuzova, O. A. Puti modernizatsii klassicheskogo shkol'nogo uchebnika / O. A. Frantsuzova // Innovatsionnoe budushchee psikhologii i pedagogiki : sb. st. mezhdunarodn. nauch.-praktich. konf. - Ufa : Aéterna, 2014. - S. 45-47.

13. Frantsuzova, O. A. Klassicheskii shkol'nyi uchebnik v sovremennoi informatsionno-komp'iuternoi srede: opyt Germanii / O. A. Frantsuzova // Prepodavanie istorii i ob-shchestvoznaniia v shkole. - 2014. -№4. - S. 67-72.

14. Frantsuzova, O. A. Opyt prepodavaniia professional'no orientirovannoi ékonomiki v cheshskikh shkolakh i vozmozhnosti ego ispol>zovaniia v Rossii / O. A. Frantsuzova // Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia v XXI veke: professional>noe stanovlenie lichnosti (filosofskie i psikhologo-pedagogicheskie aspekty). - 2014. -№ 24. - S. 190-193.

15. Khasbulatov, R. I. Ékonomika. 10 klass. Profil>nyi uroven>: uchebnik dlia obshcheobra-zovat. uchrezhdenii / R. I. Khasbulatov. - M. : Drofa, 2012. - 158 s.

16. Ékonomika: uchebnik dlia 10-11 klassov / pod red. A. G. Griaznovoi i N. N. Dumnoi. -M. : Intellekt-Tsentr, 2007. - 496 s.

17. Ékonomika: uchebnik dlia 10-11 k. obshcheobrazovat. uchrezhd. gumanitarnogo pro-filia / A. la. Lin>kov, S. I. Ivanov, M. A. Skliar [i dr.]; pod obshch. red. A. la. Lin'kova. -4-e izd., dorab. - M.: Vita-Press, 2005. - 240 s.

18. Chepurin, M. N. Kurs ékonomicheskoi teorii: uchebnik / M. N. Chepurin, E. A. Kise-leva. - 7-e izd., dopoln. i pererab. - Kirov : ASA, 2012. - 880 s.

19. Ékonomicheskaia teoriia. Ékspress-kurs : ucheb. posobie / pod red. A. G. Griaznovoi, N. N. Dumnoi, A. Iu. Iudanova. - 6-e izd., ster. - M.: KNORUS, 2012. - 608 s.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.