ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ И ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
SELECTING EDUCATIONAL CONTENT IN CZECH GENERAL SCHOOLS: STATE STANDARD AND SCHOOL PROGRAMS
Французова O.A.
Научный сотрудник ФГБНу ИСМАО РАО, кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Frantsuzova O.A.
Research fellow at the Institute for Content and Methods of Education ofthe RussianAcademy of Education, Candidate of science (History). E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены принципы отбора содержания образования в общеобразовательной школе Чешской Республики. Проведен анализ нормативных документов, законодательных актов, программ и постановлений, регулирующих отбор дидактических единиц по гуманитарным обществоведческим дисциплинам.
Annotation. This article examines the principles of educational content selection for general schools in the Czech Republic. The author analysesthe legal documents, legislative acts, programs and regulations that regulate the selection of didactic materials in humanities and social studies.
Ключевые слова: чешская средняя школа, содержание образования, образование в Чехии, образовательная система.
Keywords: Czech general school, content of education, education in the Czech Republic, educational system.
Чешское образование всегда выделялось особым положением среди западнославянских образовательных систем: с одной стороны, оно занимало передовые позиции, а с другой - сохраняло типичные черты западнославянских и балкано-славянских школ. В настоящее время в Чехии происходит процесс перехода от строго нормативного регулирования и единообразия в отборе содержания образования к либерализации и предоставлению большей свободы школам, при этом стандартизация образования способствует сохранению качества школьного образования в стране в целом.
Согласно Закону о школах № 561/2004 [6, URL] учебные заведения Чехии делятся: на гимназии, средние технические школы, средние технические училища, объединенные средние школы. Среднее школьное образования делится на основную школу и среднюю.
Основная школа (Zakladni skola) - это обязательное неполное среднее образование, состоит из двух ступеней.
I ступень (1-5 классы) - начальное образование. Концепция обучения школьников I ступени - это переход от дошкольного и семейного обучения к регулярному и систематическому школьному образованию, развитие мотивации учебной деятельности, раскрытие потребностей и интересов каждого ученика.
II ступень (6-9 классы). На этом этапе учащиеся получают неполное среднее образование, основа которого - создание благоприятной образовательной среды и мотивации к обучению в течение всей жизни.
Средняя школа (Stfedni skola) - среднее (полное) общее образование. Обучение с 10 по 13 класс происходит в средних общеобразовательных школах, многолетних гимназиях или средних профессиональных образовательных учреждениях.
Успешное завершение 13-летнего курса полного среднего образования позволяет поступать в высшие учебные заведения Чехии.
Документами, регулирующими отбор содержания среднего образования в чешской общеобразовательной школе, являются:
• Национальная программа образования «Белая книга» (Nârodni program vzdelâvâni «Bilâ kniha») [5, URL];
• общие образовательные программы (Râmcové vzdelâvad programy (RVP) [6, URL]);
• общеобразовательные стандарты по чешскому языку и литературе, математике и английскому языку (Standardy pro zâkladnivzdelâvâni);
• постановления и рекомендации Министерства образования Чешской Республики (DoporuceniMinisterstva skolstvi, mlâdeze a telovychovy);
• школьные образовательные программы (Skolni vzdelâvad programy (SVP)) и учебные планы.
В 2001 г. была опубликована Национальная программа образования «Белая книга», разработанная экспертами в области образования и утвержденная правительством Чешской Республики. Этот документ является обязательной основой, определяющей общие положения и принципы начального, среднего и высшего образования. В «Белой книге» обозначены цели и задачи образования, направления развития и образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей; указаны особенности правового статуса учебных учреждений и правовое положение участников образовательного процесса; дан перечень обязательной документации для школ и гимназий; намечены главные направления повышения эффективности и качества образования.
В ходе школьной реформы образования 2004-2012 гг. классический Общий учебный стандарт, регламентировавший содержание образования в образовательных областях и дисциплинах, был заменен системой государственных общеобразовательных программ для различных типов образовательных учреждений.
В соответствии с принципами образовательной политики Чешской Республики, сформулированными в Национальной программе образования «Белая книга», был создан и опубликован новый Закон о школе № 561/2004, касающийся дошкольного, начального, среднего общего и профессионального образования (Skolsky zäkon) [6, URL]. В этом Законе была введена система построения чешского образования на основе учебных программ двух уровней: государственного и школьного (см. рис. 1).
1. Государственный уровень в системе образовательных документов, представлен в Национальной программе образования «Белая книга» и общих образовательных программах, которые иногда в литературе называют рамочными программами (чешек. Rämcove vzdelävaci programy; далее - рамочные программы). Государственный уровень формулирует обязательную основу для его отдельных этапов: дошкольного, начального и среднего образования.
Национальная образовательная программа
Общие образовательные программы (рамочные программы)
Дошкольное образование
Основное образование
Среднее образование
Прочее образование
Школьный уровень
Государ -ственный RVPPV RVP ZV RVPG RVP ZUV
уровень RVP ZSS RVP GSP RVPSOV
* Щг * *
Школьные программы (SVP), адаптированные под общие образовательные программы (RVP)
Обозначения.
RVP PV (Ramcovy vzdelavaci program pro predskolni vzdelavani) - Общая образовательная программа начального образования;
RVP ZV (Ramcovy vzdelavaci program pro zakladni vzdelavani) - Общая образовательная программа для основного образования;
RVP ZSS (Ramcovy vzdelavaci program pro obor vzdelani zakladni skola specialn) - Общая образовательная программа для специального образования;
RVP G (Ramcovy vzdelavaci program pro gymnasia) - Общая образовательная программа для гимназий;
RVP GSP (Ramcovy vzdelavaci program pro gymnazia se sportovni pripravou) - Общая программа для гимназий
со спортивной подготовкой;
RVP ZUV (Ramcovy vzdelavaci program pro zakladni umelecke vzdelavani) - Общая программа школьного художественного образования;
RVP SOV (Ramcove vzdelavaci programy pro stredni odborne vzdelavani) - Общая программа для среднего профессионального образования.
Рис. 1. Система чешских образовательных стандартов и программ
2. Школьный уровень представлен школьными образовательными программами, самостоятельно разработанными и применяемыми школами на базе государственных программ. Основные документы, регламентирующие отбор содержания образования, -это рамочные программы. Они разработаны для разных типов государственных и частных образовательных учреждений: общеобразовательных школ, гимназий, школ со спортивной, изобразительной или профессиональной подготовкой, школ для обучения детей с ограниченным здоровьем или отклонением в развитии, школ для одаренных детей.
Содержание программ основывается на новой стратегии образования, целью которой является не усвоение учебного материала, навыков и умений, а реализация нового подхода к учащимся, к их мотивации, создание благоприятной и здоровъесберегающей среды для активного включения учеников в обучение, самостоятельное изучение, получение опыта и т.д.
Рамочные программы формулируют ожидаемый уровень образования, предусмотренный для всех выпускников различных этапов образования, поддерживают образовательную автономию школ, профессиональную ответственность учителей за результаты обучения. На них в обязательном порядке основываются школьные программы, учебники и учебные тексты, а также оценки результатов обучения школьников.
Рамочные программы демонстрируют компетентностный подход в предъявлении предметного содержания, так как они определяют умения и навыки школьников в рамках образовательных областей, уровень ключевых компетенций выпускника, ожидаемых результатов в освоении знаниевой составляющей.
Под компетенциями в рамочных программах подразумевается комплекс практико-ориентированных знаний, личностных умений и навыков в конкретной образовательной области, применяемых в условиях реальной жизни, мотивирующих для дальнейшего обучения, непрерывного образования.
В качестве ключевых компетенций рассматриваются:
• образовательные компетенции;
• компетенции критического мышления и самостоятельной практической работы;
• коммуникативные компетенции;
• социальные и персональные компетенции;
• трудовые компетенции;
• гражданские компетенции.
Рамочные программы рекомендуют разрабатывать программы школ и отбирать содержание образовательных областей школьных предметов таким образом, чтобы обеспечить развитие этих компетенций (см. рис. 2).
Как уже было отмечено, в рамочных программах указывается, какими академическими базовыми умениями и знаниями должен обладать ученик выпускного класса:
• свободно ориентироваться в изученных понятиях и явлениях;
• анализировать факты и явления;
• уметь сравнивать понятия, результаты и сопоставлять их;
• делать выводы, в том числе на основе собственного опыта;
• критически мыслить и оценивать, принимать взвешенные решения;
• применять знания в условиях реальной жизни.
Государственный уровень Школьный уровень
Ключевые
компетенции
цели базового образования А й образовательная стратегия школы
цели образовательных областей образовательная стратегия предметов
содержание образования 1 образовательная программа школы
ожидаемые результаты, согласно рамочной программе ожидаемые результаты, согласно школьной программе
рекомендованные школьные программы и учебный план рабочий учебный план школы
Рис. 2. Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся
Все содержание образования разделено на 9 образовательных областей:
1) языки (литература, чешский и иностранные языки);
2) математика;
3) информационно-коммуникационная грамотность;
4) человек и его мир;
5) человек и общество (история, гражданское образование);
6) человек и природа (физика, химия, биология, география);
7) человек и культура (музыка, искусство);
8) человек и здоровье (физкультура);
9) сфера труда (труд и будущая профессия).
Обязательные школьные предметы (их 16): чешский язык и литература, иностранные языки, математика, информатика, человек и его мир (1-5 классы), история, гражда-новедение (УусНоюа к оЬсатШ), человек и здоровье, физика, химия, география, биология, музыка и искусство, труд.
По решению школьного руководства, исходя из образовательных потребностей учеников, могут изучаться: экономические науки, психология, философия, этика, социология, политология, менеджмент, маркетинг, статистика, профессиональные дисциплины и другие предметы, включаемые в программу профильных классов. Наиболее тщательно рамочные программы отбирают содержание образования по таким предметам, как математика, чешский язык и литература.
Содержание образовательных областей представлено как перечень компетенции и ожидаемых результатов в освоении учащимися знаниевой составляющей в рамках основных образовательных областей и квалификационных уровней, а также блока знаниевых
единиц по каждой образовательной области. В отличие от общегосударственных Образовательных стандартов (Standardy pro zakladni vzdelavani, 1995), по которым чешские школы работали в 1990-х гг., в рамочных программах отсутствует детальная регламентация в изучении тем, персоналий, явлений, дат и событий.
Рассмотрим для примера рамочную программу «Общая образовательная программа для основного образования» (Rdmcovy vzdelavaci program pro zakladni vzdelavani, 1-9 классы). Документ состоит из 134 страниц и начинается с описания места рамочной программы в системе государственных нормативных документов об образовании, принципов ее построения (часть А), дается характеристика основного общего образования (часть В), далее идет описание ключевых компетенций и прописано содержание образовательных областей (часть С).
Описание содержания образовательных областей, изложенное в рамочной программе, имеет следующую структуру:
• общая характеристика образовательной области;
• цели образовательной области;
• ожидаемые результаты и компетенции;
• основные компетентностные тематические блоки и их дидактические единицы.
Образовательная область «Человек и общество» состоит из исторического и обществоведческого компонентов. Целями этой образовательной области являются: развитие школьника как личности, руководствуемой общеевропейскими нормами и ценностями; осознание себя гражданином Чехии и Европы; самореализация в чешском обществе и европейском пространстве. Ученик получает знания об обществе, исторических, социальных и культурных аспектах жизни в их разнообразии, изменчивости и взаимосвязи. Изучение истории (Dejepis) и граждановедения (Vychova k obcanstvi) должно содействовать развитию исторического сознания, исторической памяти, способствовать формированию позитивной гражданской позиции, правовой и политической культуры, пониманию ценностей европейской цивилизации и собственной национальной культуры.
Задачами образования в этой области являются предотвращение расистских, ксенофобских и экстремистских настроений; поощрение терпимости и уважения прав человека, его культурной среды, охраны художественных и культурных ценностей; развитие умения оценивать примеры, демонстрирующие преимущества сотрудничества между людьми в решении конкретных задач и достижения целей в семье, в школе, в обществе; развитие личности; формирование жизненных целей и планов; адаптация к изменениям окружающей среды; воспитание силы воли и личной дисциплины в саморазвитии.
Курс обществоведческого компонента носит интегративныи характер и включает в свою структуру знания ряда общественных наук: философии, этики, социологии, политологии, правоведения, экономической теории, культурологии, социальной экологии. В профильных классах возможно изучение модулей по этике, культурологии, социологии и политологии.
В рамочной программе государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся прописаны по каждой содержательной линии предметной области и содержат дидактические единицы:
• перечень ожидаемых результатов и компетенций учащегося, которыми он должен овладеть;
• знаниевые единицы, которые даны через компетентностные требования;
• знаниевые единицы, перечисленные в рамках каждой содержательной линии.
В таблице 1 приведены содержательные линии предметной области «Граждановеде-ние» и требования к освоению учебного материала.
Содержание предметной области «История» (1-9 классы) разделено на исторические этапы по проблемно-хронологическому принципу:
1. Человек в истории.
2. Происхождение человеческого общества.
3. Древнейшие цивилизации и корни европейской культуры.
4. Христианство и средневековая Европа.
5. Открытия и завоевания. Начало Нового времени.
6. Модернизация общества.
7. Современный мир.
8. Мир разделения и интеграции.
Содержание образования предметной области «История» в рамочной программе включает такие дидактические единицы, как:
• компетенции (ожидаемые результаты (Осекауапё ууэШру) по каждому историческому этапу;
• знаниевые единицы, которые даны через эти компетентностные требования;
Таблица 1
Обществоведческие компоненты
Содержание образовательной области Образовательные результаты
1. Человек в обществе
- наша школа (школьная жизнь, права и обязанности учащихся, общие правила); - наша страна (понятия Родины и патриотизма, национальные символы и праздники); - культура (формы культурного самовыражения, культурные ценности, традиции, массовая культура и СМИ); - человек в обществе (социальные различия между людьми, равенство и неравенство, социальное неравенство, тендер); - межличностные отношения (отношения между людьми, конфликты, этика, мораль, правила поведения, сотрудничество). - знать, понимать и объяснять национальные символы и знаки Чехии, чешской культуры; - отличать проявление национализма и патриотизма; - понимать неприемлемость вандализма и выступать против него; - сопоставлять источники информации, анализировать их и выражать свое отношение к воздействию СМИ на общественное мнение; - уважительно относиться к культурным особенностям разных народов и меньшинств; - проявлять толерантность в обществе.
Таблица 1
Обществоведческие компоненты
Содержание образовательной области Образовательные результаты
2. Человек как личность
- сходства и различия в поведении, восприятии, мышлении, навыках и способностях, особенностях характера и личном потенциале; - внутренний мир (опыт, личные ценности, самооценка, стереотипы); - развитие личности, жизненные цели, планы, адаптация к окружающей среде, мотивация, деятельность, сила воли. - оценивать собственную личность, развивать волевые качества и преодолевать личные слабости; - выбирать модели собственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, понимать важность силы воли для достижения индивидуальных и общих целей; - оценивать собственные поступки и поступки других людей, корректировать свое поведение; - применять усвоенные понятия и умения при решении жизненных ситуаций и выборе моделей собственного поведения и взаимоотношений с другими людьми.
3. Человек, государство и экономика
- владение собственностью, формы собственности, материальная и интеллектуальная собственность, денежные средства, имущество; - деньги (функции и формы денег, способы оплаты); - банки и услуги (банковские операции, проценты, страхование, финансовый рынок, торговля и услуги); принципы рыночной экономики (предложение, спрос, инфляция, рынок, ценообразование, правовые формы бизнеса). - знать и понимать основные формы собственности, в том числе интеллектуальной, и способы их защиты; - уметь объяснять, анализировать и составлять простой семейный бюджет и бюджет фермерского хозяйства, знать понятия «доходы» и «расходы», «дефицит» и «излишки», «риски управления деньгами» и оперировать ими; - уметь использовать наличные и безналичные деньги, кредитные карты; - объяснять функции банков и банковских услуг, видов страхования; - знать и уметь объяснять понятия «рынок», «государственный бюджет», «налоги» и «льготы», «тарифы», «производство»; - объяснять поведение покупателей и продавцов, понятия «ценообразование» и «прибыль».
Таблица 1
Обществоведческие компоненты
Содержание образовательной области Образовательные результаты
4. Человек, государство и право
- правовые основы: типы и формы права, Конституция Чешской Республики, ветви государственной власти, ее органы и учреждения; - государственная власть и местное самоуправление; - принципы демократии, политический плюрализм; - права человека: основные права человека, права детей, нарушение прав человека, дискриминация, выборы; - законы Чехии, судебная система, верховенство закона, правовые институты и защита граждан, публикация законодательства; - противоправное поведение, коррупция, уголовная ответственность, нарушение правил дорожного движения, нарушение прав интеллектуальной собственности; - законы в повседневной жизни: важность правовых отношений и обязательств, права потребителей, связь с властями. - знать типы и формы государства, сравнивать и характеризовать их; - знать государственные органы и приводить их примеры; - уметь иллюстрировать преимущества демократического государства; - уметь характеризовать права потребителей и права, интересы других лиц и приводить их примеры; - знать понятия «собственность», «занятость», «брак» и оперировать ими; - уметь выполнять и понимать значение простых действий, регулирующих гражданские отношения: покупка, наем, ремонт личных средств передвижения; - знать о рисках нарушений, проступков и о сотрудничестве в расследовании преступлений; - понимать и объяснять причины и последствия коррупции.
5. Международные отношения
- европейская интеграция; - международное сотрудничество (крупные международные организации, экономическая безопасность); - глобализация. - объяснять место Чехии в ЕС, оценивать значение международных организаций и сообществ; - знать и приводить примеры проявлений глобализации, сравнивать плюсы и минусы; - уметь характеризовать современные глобальные проблемы, приводить их примеры и предлагать возможные пути их решения; - приводить примеры международного терроризма и способов борьбы с ним.
• перечень содержательных единиц по каждому историческому этапу.
Для исторического этапа «Христианство и средневековая Европа», например, приведены следующие компетенции и знаниевые единицы, указанные через компетенции:
• описывать существенные изменения и условия, в которых происходил переход к христианству;
• сравнивать основные черты западноевропейской, византийской, славянской и исламской культур;
• описывать Великую Моравию и ее положение в европейском контексте;
• знать роль христианства и веры в жизни средневековых людей, конфликты между светским и церковным, отношение христианства к ереси и другим вероисповеданиям;
• приводить примеры романской и готической культур.
Далее выделен блок обязательных к изучению содержательных знаниевых единиц по данному историческому этапу:
• этнический состав Европы;
• формирование государств Западной и Восточной Европы и их развитие;
• Великая Моравия и Чешское государство, внутреннее развитие и отношения в Европе;
• христианство, папство, крестовые походы, средневековая культура, социальная структура средневекового общества, средневековое искусство и образование.
Министерство образования Чешской Республики разработало и опубликовало Постановления и рекомендации Министерства образования Чешской республики по отбору содержания образования. Так, например, в Рекомендации Министерства по преподаванию истории XX века (2013 г.) для старшей школы дан перечень тем, указан список дат, имена участников исторических событий, подлежащих изучению, а также рекомендации по оценочным суждениям: «.. .преподавать историю XX века как «век крайностей»: с одной стороны, невиданное развитие науки и техники, значительное расширение социальной защиты граждан государства, эмансипация женщин, а также большие изменения художественного и культурного самовыражения, с другой стороны, подавление основных прав человека, бессердечное отношение к человеку, террор на классовой, расовой, этнической или религиозной основе... Чешское общество XX века испытало на себе влияние двух сильнейших недемократических режимов - нацизма и коммунизма. Наша жизнь и сегодня еще находится под влиянием опыта коммунистического режима, поэтому необходимо сделать акцент на истории второй половины XX века» [8, URL].
Еще один элемент рамочной программы - рамочный учебный план и сетка часов по обязательным предметам. В учебном плане установлено минимальное количество учебных часов по каждому предмету. В случае необходимости количество часов может быть изменено в сторону увеличения, но с учетом времени, отведенного на другие предметы.
Типовые школьные программы и учебные планы предлагаются к использованию, рассмотрению, доработке под собственные нужды и идеи школ. Использование доработанных программ позволяет школам предложить учащимся и родителям широкий спектр образовательных услуг, отвечающих разнообразным потребностям и интересам.
Отсутствие жестких рамок и довольно широкая школьная автономия легализирует современные методы и формы работы, которые используют учителя, а также разрешает свободный отбор содержания.
Другой документ, регулирующий отбор содержания, - стандарты общего образования (Standardy pro základní vzdelávání). Разработаны в форме тестирования и проверки ожидаемых результатов, знаний и навыков. Эти документы введены Министерством образования Чешской Республики в систему образования с 2012 г. В настоящий момент существуют три стандарта в форме тестов: по математике, чешскому языку и литературе, английскому языку. Стандарты созданы для общеобразовательных школ и предусматривают проверку стандартных ожидаемых результатов и образовательного минимума, которым должен обладать ученик в конце 5 (I ступень) и 9 классов (II ступень). Эти документы ориентированы на экзамены и содержат общие требования к ним, их содержанию и форме проведения (устная или письменная) на общем или профильном уровне, включают примеры заданий и ожидаемые ответы к каждому заданию, предложения по оценке.
В качестве примера приведем Стандарт по чешскому языку и литературе (Standardy Cesky jazyk a literatura). Документ содержит 83 страницы, характеризует формы экзамена и перечень индикаторов для проверки заданий (см. рис. 3). В Стандарте представлены примерные задания, поверяющие уровень компетенций и знаний для I ступени (5 класс) и II ступени (9 класс), и ожидаемые ответы.
Образовательная область (Vzdëlavací оЬог) Чешский язык и литература (Cesky jazyk a literatura)
Класс (Яоспгк) 9
Тематический блок (ТетаНску окгиК) Лингвистическое образование (Морфология) (Jazyková vychova (Morfologie))
Ожидаемые результаты, согласно рамочной программе (КУР ZV) Ученик правильно выделяет части речи, образует правильные формы слов и сознательно их использует в соответствующей ситуации общения
Индикатор (1п^каШ) Ученик выбирает из ряда слов то, которое является (не является) требуемым в тексте задания
Примерное задание (РгШаАоюе й1оЬу) Содержит ли предложение все члены предложения: «Да, люблю, когда у моих ног слышу это милое «Мяу»»: а) да; б) нет частицы; в) нет подлежащего?
Правильный ответ (Poznamky к й!оге) Решение: в)
Рис. 3. Фрагмент стандарта по чешскому языку и литературе
Документы, регулирующий отбор содержания образования уже на уровне школы, -образовательные программы школы. Эти документы самостоятельно разрабатываются школами и гимназиями для обеспечения решения собственных локальных задач и направлений.
Основным преимуществом реформы образования является школьная автономия, предоставляющая школам право самостоятельно составлять образовательные программы. Это создает большие возможности для реализации собственных идей, учета интересов и потребностей всех участников образовательного процесса, возможности реагировать на текущие и быстро меняющиеся условия жизни общества, что в наибольшей мере позволяет школам адаптироваться к современным образовательным тенденциям.
Школы могут использовать варианты программ, предлагаемые государством, или самостоятельно разрабатывать их для обеспечения творческой работы педагогического коллектива и учета индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Школьная образовательная программа должна содержать учебный план (минимальное и максимальное количество часов для каждого учебного года), цели и задачи образования, характеристику области образования и указывать формы обучения (очная, дистанционная, комбинированная), его продолжительность и условия приема, выпуска и отчисления учеников, а также условия для обучения детей с ограничениями по здоровью и специальными образовательными потребностями, кадровые условия и условия охраны труда в конкретной школе.
Образовательная программа школы регламентирует обязательный минимум содержания образования, основной отбор знаниевой составляющей реализуется учителем или коллективом учителей. Для отбора содержания и развития межпредметных компетенций привлекаются коллективы учителей с целью поиска совместных решений и связи между предметами в учебном плане.
При составлении школьной программы из одной сферы образования может быть создан один или несколько предметов, интегрирующих темы для нескольких учебных предметов. Учителя и группы учителей отбирают содержание на уровне тем, тематических областей и образовательных сфер, а также интегрируют содержание образования в межпредметных темах, сохраняя логическую структуру образовательных областей.
Основной предпосылкой функциональной интеграции является квалификация учителей и сотрудничество, их совместная работа по созданию связующих звеньев сквозных тем, общих для отдельных образовательных сфер, и укрепление межпредметного подхода к образованию.
Кроме содержания образования в рамках урока, учителя самостоятельно выбирают методы и формы обучения, которые в наибольшей мере отражают интерес, познавательные и образовательные возможности и способности школьников. Акцент делается не только на усвоении объема знаний, но и на развитии ключевых компетенций учащихся, их самостоятельности в поиске и изучении информации.
Анализ содержания программ школ показал, что учителя формируют материал, ориентируясь также на контрольно-оценочный результат работы и на государственные экзаменационные тесты. Как было отмечено, обязательная проверка уровня достижения
ожидаемых результатов проходит по окончании 5 и 9 классов в форме государственных экзаменов (МаЬигНа). Руководство школы по своему усмотрению может установить промежуточный контроль усвоения содержания образовательного минимума.
Государственные экзамены проходят в форме тестов только по математике, а по объединенному экзамену «Чешский язык и литература» и иностранным языкам сдается комплексный экзамен: дидактический тест, письменная работа и устный компонет экзамена. Экзамены проводятся централизованно в один и тот же день во всех школах.
В 2015 г. школьники сдают два обязательных экзамена (первый - «Чешский язык и литература», второй - «Иностранный язык» или «Математика») и не больше двух экзаменов по выбору дирекции школы. На сайте Министерства образования Чешской республики опубликованы тестовые задания за 2013 и 2014 гг. и примерные тренировочные задания.
При довольно высоком уровне свободы чешских средних школ и гимназий, выборе собственных программ обучения и дифференцированном подходе образование строго контролируется независимыми административными органами Министерством чешской школьной инспекции (Мгш^ет^ш а Севке эко1т тэрексе) и Чешской школьной инспекцией (Сеэкё эко1т тэрексе). Инспекционная деятельность осуществляется на основе предложений, жалоб и заявлений, если их содержание подпадает под действие инспекции. В случае проверки по претензии проверяется соблюдение Закона о школах, обеспечивается контроль и оценка образовательных услуг, выявляется соответствие школьных программ государственным стандартам и программам базового образования.
Таким образом, реализуется подход от разработки конкретной компетенции к разработке содержания дисциплины. Содержание образования регламентируется Министерством образования Чешской Республики посредством рамочных образовательных программ для всех типов учебных учреждений и образовательных уровней средней общеобразовательной школы. Содержание образовательных областей представлено как перечень компетенций и ожидаемых результатов в освоении учащимися знаниевой составляющей, а также блока содержательных единиц по каждой предметной области. Отбор знаниевых единиц осуществляется школьным руководством и учителями исходя из возможности формирования ключевых компетенций и регулируется с помощью показателей ожидаемых результатов и контрольно-оценочной деятельности.
Список литературы:
1. Талустян, О. В. Зарубежный опыт реформирования образования (на примере чешской республики) / О. В. Галустян // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников в образовательном учреждении : сб. науч. ст. - Воронеж, 2009. - Вып. 3. - С. 24-27.
2. Долгая, О. И. Вопросы стандартизации содержания образования: опыт Чешской республики / О. И. Долгая // Повышение качества образования в период школьных реформ: материалы международной научно-практической конференции. -Ярославль, 2011. - С. 107-114.
3. Французова, О. А. Пути модернизации классического школьного учебника / О. А. Французова // Инновационное будущее психологии и педагогики : сб. ст. Международн. науч.-практич. конф. - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 45-47.
4. Французова, О. А. Классический школьный учебник в современной информационно-компьютерной среде: опыт Германии / О. А. Французова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. -№4. - С. 67-72.
5. Bilä kniha : Närodni program vzdeläväni = [Белая книга : нац. программа образования] // STRATEGIE VZnELÄVÄNi 2020 / Ministerstvo skolstvi, mlädeze a telovychovy Ceske republiky = Образование Стратегия 2020 / Министерство образования, молодежи и спорта Чешской Республики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vzdelavani2020.cz.
6. Rämcove vzdelävaci programy = Общие образовательный программы [Электронный ресурс] // Ministerstvo skolstvi, mlädeze а telovychovy Ceske republiky = [сайт Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.msmt.cz.
7. Skolsky zäkon № 561/2004 = Школьный закон // Ministerstvo skolstvi, mlädeze а telovychovy Ceske republiky = [сайт Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.msmt.cz.
8. Рекомендации министерства образования к преподаванию истории XX века = Doporuceni Ministerstva skolstvi, mlädeze a telovychovy k vyuce dejin 20. Stoleti // Сайт Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.msmt.cz.
Spisok Literatur y:
1. Galustian, O. V. Zarubezhnyï opyt reformirovaniia obrazovaniia (na primere cheshskoï respubliki) / O. V. Galustian // Aktual'nye problemy obucheniia i vospita-niia shkol'nikov v obrazovatel'nom uchrezhdenii : sb. nauch. st. - Voronezh, 2009. -Vyp. 3. - S. 24-27.
2. Dolgaia, O. I. Voprosy standartizatsii soderzhaniia obrazovaniia: opyt Cheshskoï respubliki / O. I. Dolgaia // Povyshenie kachestva obrazovaniia v period shkol'nykh reform: materialy mezhdunarodnoï nauchno-prakticheskoï konferentsii. - Iaroslavl', 2011. - S. 107-114.
3. Frantsuzova, O. A. Puti modernizatsii klassicheskogo shkol'nogo uchebnika / O. A. Frantsuzova // Innovatsionnoe budushchee psikhologii i pedagogiki : sb. st. Mezhdunarodn. nauch.-praktich. konf. - Ufa : Aèterna, 2014. - S. 45-47.
4. Frantsuzova, O. A. Klassicheskiï shkol'nyï uchebnik v sovremennoï informatsionno-komp'iuternoï srede: opyt Germanii / O. A. Frantsuzova // Prepodavanie istorii i ob-shchestvoznaniia v shkole. - 2014. -№4. - S. 67-72.
5. Bilä kniha : Närodni program vzdeläväni = [Belaia kniga : nats. programma obrazovaniia] H STRATEGIE VZDËLÂVÂNÎ 2020 / Ministerstvo skolstvi, mlädeze
а 1ё1оуусЬоуу Сеэкё гериЬНку = ОЬгагоуате Strategiia 2020 / М1п1з1ег81уо оЬга-гоуаппа, molodezhi 1 эройа СЬезИзко! КеэриЬНЫ [Ё1ек^оппу1 гезигэ]. - ИегЫт dostupa: http://www.vzdelavani2020.cz.
6. Иатсоуё vzdëlavací programy = ОЬэЬсЫе obrazovatel>nyl programmy [Ё1ек^оппу1 геэигэ] // Ministerstvo эко^у!, т1Меге а tëlovychovy Сеэкё гериЬНку = [эай: Ministerstva оЬгагоуапиа, molodezhi 1 эройа СНезИзко! КеэриЬНЫ] [Ё1ек^оппу1 геэигэ]. - ИегЫт dostupa : http://www.msmt.cz.
7. ёко^ку гакоп № 561/2004 = ЗИкоНпу! гакоп // Ministerstvo эко^у!, т1Меге а tëlovychovy Сеэкё гериЬНку = [эай: Ministerstva оЬгагоуапиа, molodezhi 1 sporta СНезИзко! КеэриЬНЫ] [Ё1ек^оппу1 гезигэ]. - ИегЫт dostupa: http://www.msmt.cz.
8. Rekomendatsii ministerstva оЬгагоуапиа к prepodavaniiu 1з1ог11 XX уека = Борогисет Ministerstva эко^у!, т1Меге а tëlovychovy к ууисе dëjin 20. ЭМеИ // Сай Ministerstva оЬгагоуапИа, molodezhi 1 sporta СНезИзко! КеэриЬНЫ [Ё1ек^оппу1 геэигэ]. - ИегЫт dostupa : http://www.msmt.cz.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 2