Научная статья на тему 'Воспитательные потенциал освоения российского культурного опыта хозяйственной деятельности в школьном экономическом образовании'

Воспитательные потенциал освоения российского культурного опыта хозяйственной деятельности в школьном экономическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Марина Юрьевна

В статье раскрывается роль экономического образования сохранения и передачи культурного опыта осуществления экономических отношений с учётом российской национальной культурной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные потенциал освоения российского культурного опыта хозяйственной деятельности в школьном экономическом образовании»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛ ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN CULTURAL EXPERIENCE OF ECONOMICAL ACTIVITY AS PART OF ECONOMICAL EDUCATION IN SCHOOL

Романова М.Ю.

Старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ФГНУ «ИСМО РАО», кандидат педагогических наук. E-mail: nauka08@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается роль экономического образования сохранения и передачи культурного опыта осуществления экономических отношений с учётом российской национальной культурной парадигмы.

Ключевые слова: воспитание, гуманизация, культура, культуросообразное содержание, национальная экономика, экономическое образование, хозяйственная деятельность, экономический кризис.

Romanova M.Y.

Senior research fellow of the Laboratory of Didactics and Social Studies of the Institute for Content and Methods of Education of the RAE, Candidate of science (Education). E-mail: nauka08@yandex.ru

Annotation. The article examines the role of economical education, conservation and communication of the cultural experience of the realization of economic relations in the context of the Russian national cultural paradigm.

Keywords: education, humanization, culture, culture-oriented content, national economics, economical education, economical activity, economical crisis.

Гуманизация современного общества и развитие экономики России обуславливают внимание к проблеме экономического образования школьников, его ориентации на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру.

Важным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике и основные направлении его развития, является Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 [7, URL] (далее - Программа).

Цель указанной программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Одной из главных задач Программы является модернизация общего и дошкольного образования как институтов социального развития.

Уточним значение термина «культура» (лат. cultura - «возделывание», «обрабатывание», «уход»). При буквальном понимании, «культура» - это обработка земли, разведение животных или растений. Под культурой понимается «обработанная» человеком природа и весь мир окружающих нас вещей, созданных человеческим умом, талантом и трудом. Культура включает не только окружающие нас материальные предметы, но и произведения искусства, направленные на формирование в человеке этических и нравственных идеалов, художественного вкуса.

Термин «культура» имеет и другое значение - «воспитанность», «просвещенность», «образованность» - это свидетельствует о наполнении его общечеловеческим содержанием. Появление второго значения у данного термина свидетельствует о признании значительной роли образования и воспитания в развитии человечества [8, c. 234].

Культура играет особую роль в создании неповторимого национального мира как единства человека и исторически окружающей его природы, формировании национального характера народа и определении направлений его практической деятельности. Такое единство и является основой ценностных установок, жизненных идеалов, направляющих всю человеческую деятельность. Человек наследует это национальное достояние и накопленный его народом культурный опыт.

Культура играет важную роль в передаче социального опыта человечества, то есть норм, обычаев и традиций, принятых среди представителей определённого этноса и различных его социальных слоёв и уровня отношений, которые сложились в обществе. Культура выступает формой трансляции социального опыта человечества, освоения каждым поколением опыта взаимодействия человека с природой и навыков технологического отношения к природе, а также культурных ценностей, образцов поведения [8, c. 238].

Деятельностная сфера человека может сохранять национальный колорит или же приобретать массовый характер. В связи с этим различают сферу субъекта культуры и сферу деятельностную, через которую происходит перенесение культуры в плоскость материального и духовного труда.

Таким образом, культура охватывает следующие сферы:

• результаты материальной и духовной деятельности человека - особенности человеческой деятельности в различных типах культуры и человеческого общества на определённых этапах его исторического развития;

• субъекты, творцы и носители культуры, характеризующиеся определённым национальным менталитетом;

• институциональные связи индивидов (обычаи, нравы, традиции этноса), способы освоения действительности, приёмы получения информации и передачи их от поколения к поколению.

В сохранении присущих народам ценностей и образцов поведения, регулирующих отношения между людьми в обществе, важную роль играют традиции, сбережение которых обеспечивает обществу определённую устойчивость. Традиции являются способом сохранения культуры как совокупности способов деятельности человека и человеческой жизни в целом [8, c. 238].

Традицией называют передачу и сохранение культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций могут выступать ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи [3, c. 53].

Общество и объединяющую его культуру характеризуют не только традиции, но и новации, определяющие способ обновления и накопления культурного опыта. В странах, придерживающихся традиционной культуры, источником знаний являются старые мудрые люди. Для европейской культуры характерен всеобщий (знаковый) способ получения знаний через систему образования и науку.

Культура влияет на весь уклад жизни и деятельности людей и целых народов. Тип культуры проявляется в философии, политике, идеологии, искусстве, экономике, образовании и других областях.

Образование выступает специализированным способом трансляции и усвоения культурного опыта, определённых норм и ценностей, регулирующих коллективную деятельность членов сообщества, формирования их духовного облика. Это способствует социальному воспроизводству сообщества как культурной системной целостности [8, c. 332]. Образование повышает возможности адаптации и социализации молодых людей, являющейся результатом целенаправленного формирования личности посредством специального обучения, воспитания, развития, усвоения норм и технологий исполнения различных социальных ролей [3, c. 326].

Пристальное внимание уделяется разработке современного, отвечающего потребностям общества содержания образования. Последнее обеспечивает участие школьников в социальной непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обуславливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и помогающих определить свое место в нём. Источником содержания образования служит социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим социально-экономическим потребностям и задачам общества [5, c. 349].

По мнению Н.К. Бушковой, чтобы образование исполняло культуросозидательные функции, необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни [1, c. 39].

В связи с тенденцией к глобализации образования и формированием всемирного образовательного пространства на основе информационных технологий и Интернета,

универсализацией национальных систем экономического образования одной из актуальных современных проблем становится выявление воспитательного потенциала освоения национального культурного опыта хозяйственной деятельности в школьном экономическом образовании.

Содержание экономического образования призвано отразить самобытность национальных культур в восприятии к адаптации рыночных механизмов. Существование этих различий уже доказано многими исследователями (М. Вебер, Хоффстед и др.). Например, в культуре таких стран с сильной рыночной экономикой и предпринимательством, как Великобритания и Канада господствует явно выраженный индивидуализм, а культурные ценности ориентированы на успех, жёсткую конкурентную борьбу и конечный результат.

Для Швеции и Японии традиционны коллективистские ценности. Характерной установкой для этих культур является приверженность демократическим формам взаимодействия в ходе трудовой деятельности по принципу «все вместе и все одинаково». В частности, Япония является техногенной страной, а её экономика основана на особенностях национальной культуры. Уникальные отношения человека к природе, взаимоотношения личности и общества, заложенные в ментальных установках японской культуры, оказали стимулирующее воздействие на развитие современной инновационной рыночной экономики. В Японии возникла своеобразная организационная и управленческая культура.

В США культурным идеалом является личность - одиночка, восстанавливающая справедливость или добивающаяся делового успеха. В этой стране преобладают ценности, связанные с индивидуалистической культурой: самостоятельность, стремление к принятию единоличных решений, бойцовские и конкурентные качества.

В настоящее время выделяют несколько типов национальных культур: скандинавский (Швеция, Норвегия), романский (Бельгия, Франция), синтаистский (Япония), азиатский (Гонконг, Таиланд, Сингапур), англосаксонский (Канада, Австралия, Великобритания) [8, с. 320-322].

Ход развития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур в современном мире возрастает. Каждая национальная культура специфическим образом воспринимает существующие в мире формы развития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.

Современная эпоха отличается не замкнутостью, а взаимообогащением национальных культур. Вместе с тем некритическое усвоение культурных форм общения и жизни других стран невозможно. Национальная культура - это единое целое, объединяющее такие элементы культурного опыта, как религия, идеология, философия, экономика, образование. Все составляющие культурного опыта взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга.

Перспектива культурного и социально-экономического развития России связана с вхождением в мировое экономическое сообщество, интеграцией в мировую культуру и развитием национальных культурных традиций.

Мировой опыт свидетельствует о том, что устойчивый экономический рост, прогресс в социальной сфере и культуре любой страны обеспечивается только при опережающем развитии образования, в том числе экономического. Это обуславливает возрастание

значимости экономического образования российских школьников, нацеленного на развитие личности как субъекта экономической деятельности, освоение экономических знаний, умений, развитие экономически значимых качеств личности, повышающих жизнеспособность учащихся.

Экономическое образование играет важную роль в сохранении и передаче культурного опыта осуществления экономических отношений с учётом российской национальной культурной парадигмы. Посредством экономического образования необходимо обогащать экономический опыт россиян, внедряя в нашей стране лучшие международные технологии бизнеса.

Экономическое образование школьников является предпосылкой их успешной работы во всех сферах и отраслях хозяйства. Оно должно стать неотъемлемой составной частью культурного облика современного человека. Будущим выпускникам необходимо осознание экономических понятий и законов; знание этических основ хозяйствования; умение анализировать экономические события в нашей стране и за рубежом, производить простейшие экономические расчёты.

Проведённое нами исследование содержания экономического образования российских школьников (в большей степени это относится к содержанию самостоятельного предмета «Экономика») выявило тенденцию к преобладанию англо-американской системы экономического образования. Основой этой системы является экономикс (economics), синтезирующий достижение экономических наук, раскрывающий методы хозяйствования, экономическую политику, законы бизнеса.

Концепция учебного курса «Экономикс» включает несколько относительно самостоятельных теорий, появившихся в различные исторические эпохи и характеризующиеся разными типами научного мышления в странах англо-саксонской культурной традиции. Представленный подход получил широкое распространение в школах Великобритании, США и других стран.

Мы не отрицаем ценность этого подхода в целом. Однако анализ показывает, что в нашей стране есть собственный успешный опыт ведения хозяйственной деятельности.

Доктор экономических наук О.А. Платонов установил, что основополагающими принципами функционирования национальной российской экономической модели являлись следующие:

• понимание хозяйства как духовно-нравственной категории;

• ориентация хозяйства в целом и отдельных хозяйственных единиц на замкнутость и самодостаточность (автаркия);

• направленность на ограничение своих потребностей, противоположную потребительской экспансии;

• нацеленность экономических процессов не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности (хозяйства) страны;

• самобытные особенности труда и производства - трудовая и производственная демократия;

• мотивация эффективного труда не только материальными, но и в значительной степени моральными стимулами;

• определение эффективности труда не только количеством произведённых товаров и объёмом оказанных услуг, денежной прибылью, но и их полезностью людям [4].

На таких принципах строилась российская экономика вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Надо сказать, что работала российская экономика весьма эффективно. По мнению О.А. Платонова, на подобных началах, строились хозяйственные механизмы таких стран, как Япония, Китай, Тайвань, сохранивших национальные традиции и обычаи многовековой общинной жизни и рассматривающих общество не как простую сумму отдельных людей, а как целое, имеющее особые потребности, выходящие за пределы экономических потребностей отдельных его членов.

Общинная (коммунитарная) модель экономики характеризуется полной отдачей трудового потенциала каждого отдельного человека в зависимости от его места в общности, от степени участия в социальном процессе. Если какая-либо общность - заводская, территориальная или государственная - хорошо «устроена» в соответствии с национальными традициями, ее члены будут обладать сильным чувством тождественности с ней и смогут полностью реализовать свои возможности. Если общность «устроена» плохо, народ будет испытывать отчуждение, рухнут его надежды, а экономика окажется в кризисном состоянии.

В отличие от экономики западных стран, в которых господствовал эгоистический индивидуализм, в общинной модели предпочтение отдавалось коллективизму, обеспечению органичной естественности взаимоотношений между работниками, поддержанию духа общности и ответственности перед коллективом.

О.А. Платонов, как и Л.И. Абалкин, Ю.М. Осипов и другие ученые-экономисты полагает, что «к общинному типу экономики принадлежала и Россия, имевшая огромное преимущество перед перечисленными выше азиатскими странами. В России община имела христианские основы, придававшие русскому хозяйству духовно-нравственный характер. Христианство уводило от алчности, стяжательства и эгоизма, порождало способность к самоограничению, направленность не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение хозяйственной самодостаточности. Русский общинный тип экономики развивался на традиционных христианских ценностях сельской общины и артели, коллективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении» [4, с. 7-8].

Для русской философской традиции понимания человека характерен акцент на внутреннем мире, духовности, основанной на православной христианской религии. Душа русского человека, с одной стороны, - это уникальный, самостоятельный «микрокосмос», неизмеримый по своей глубине. С другой стороны, душа - нематериальная, «метафизическая сверхреальность», реальность Бога. В человеке она представлена совестью, ответственностью, ощущением долга, пониманием и деланием добра - всем тем, что составляет содержание человеческой нравственности. Для русских людей накопление богатства не являлось самой главной целью в жизни. Первостепенным было духовное и нравственное совершенствование. В России не было достаточно развитых товарно-денежных отношений, укоренённого института частной собственности [2, с. 22].

Культура в России сложилась преимущественно под влиянием православия, толерантного по отношению к другим религиям и конфессиям, распространённым на территории страны. В результате сформировался уникальный многонациональный культурный сплав, в котором преобладают понятия патриотизма, добра, справедливости, коллективизма, терпимости, великодушия, смирения и прощения.

Таким образом, российский опыт хозяйственных отношений заслуживает самого пристального изучения. Созидание государственности, экономического строя и национального характера невозможно без глубокой связи с историческими корнями народа, с его церковной и светской культурой. В связи с этим становится понятным, почему механический перенос западной модели рыночной экономики без учёта особенностей социокультурного развития России породил рост инфляции и безработицы, спад производства, резкое расслоение общества на богатых и бедных, снижение качества образования, медицинского обслуживания, демографический спад, катастрофическое увеличение количества людей, живущих за чертой бедности и другие социальные и экономические проблемы.

Мировой экономический кризис явственно подтвердил несостоятельность такой рыночной экономики и таких отношений внутри общества, где попираются правила цивилизованного сосуществования, основанные на незыблемых духовных ценностях. Само слово «кризис» в переводе с греческого означает «суд». Любой кризис ставит человека перед некоторым внутренним выбором, в том числе мировоззренческим, в определении приоритетов и ценностей в жизни [6].

Одной из таких важных духовных ценностей, добродетелью является труд людей, связывающий всех людей через потребление произведённых ими духовных и материальных благ. Попытка поставить в основу существования экономики не труд людей, а производство денежной валюты, ценных бумаг, долговых обязательств и финансовые операции с ними потерпела крах. Деньги в современной экономике перестали служить эквивалентом реального труда и реальных ценностей. А если нет ценностей, то и экономика не может существовать [6, с 196].

Важный момент влияния нравственности на экономику связан с ограничением человеческих потребностей. Если всё общество встанет на путь безудержного потребления, которое проповедуют последователи западной рыночной идеологии, ресурсы Земли будут достаточно быстро исчерпаны. Доказано, что если средний уровень потребления всего мира будет таким, как сейчас в Соединенных Штатах, то природных ресурсов хватит на 40-50 лет. Земля не способна поддерживать такой цивилизационный проект [6, с 201].

Современная мировая и национальная экономика не может эффективно функционировать без нравственного измерения. Единственным способом выживания мирового сообщества является восстановление связи экономики и политики с нравственностью.

Анализ официальных документов, раскрывающих направления развития системы российского образования, государственных образовательных стандартов и учебно-методического обеспечения экономического образования выявил несоответствие между общественным запросом в воспитании экономической культуры и духовно-нравственном воспитании будущих выпускников и содержанием школьного экономического образования.

Современное содержание экономического образования школьников недостаточно точно отражает культурные традиции российского народа и особенности национальной модели экономического поведения россиян, способствующие мировоззренческому самоопределению молодёжи, формированию ценностных ориентаций, интеллектуальной и нравственной культуры, патриотическому воспитанию.

В содержание экономического образования школьников не включены понятия, отражающие духовно-нравственные и этические аспекты хозяйственной деятельности (благотворительность, социальная ответственность предпринимательства, общественное благо), недостаточно представлен опыт российских экономистов, не раскрываются нравственно-этические начала хозяйствования.

Чтобы удовлетворить социальные запросы и достигнуть государственных приоритетов в общем среднем образовании, касающихся обеспечения и сохранения социокультурной целостности и общегражданской идентичности российского общества, духовно-нравственного воспитания школьников, необходимо усовершенствовать содержание экономического образования. Крайне важным является формирование у будущих выпускников системы жизненных ценностей, социокультурных образцов и национального самосознания, системный анализ экономических явлений с учётом российских традиций осуществления хозяйственной деятельности.

В связи с этим нами определены следующие стратегические направления совершенствования экономического образования школьников.

1. Сокращение теоретического учебного материала, который должен быть усвоен школьниками, с учётом новых требований, возрастных особенностей школьников и резерва времени, отведенного на изучение курса.

2. Углубление гуманитарных аспектов экономического образования (выявление мировоззренческой ценности и рассмотрение этической значимости научного знания).

3. Расширение элементов учебного материала, обеспечивающих трансляцию экономической культуры российского народа (системы норм и ценностей, потребностей, предпочтений, традиционных эталонов экономического поведения, сознания и деятельности); формирование культурного опыта, соответствующего новым социально-экономическим условиям развития общества.

4. Изменение стиля изложения материала, усиление образности.

Нами выявлены следующие источники формирования содержания экономического образования как элементы культурного опыта человечества:

• документальные исторические факты и исторические очерки;

• биографии российских экономистов, предпринимателей, благотворителей, банкиров и других людей, живших в дореволюционный период, в советское время, а также наших современников;

• научные труды по экономике русского хозяйства (В.Н. Татищев, Д.И. Менделеев, С.Н. Соловьёв, Н.А. Бердяев и др.);

• фрагменты художественных произведений, раскрывающие особенности русской экономики;

• современные научные исследования по национальной и мировой экономике;

• статистические сведения (научные факты, законы, тенденции), иллюстрирующие современное состояние и перспективы развития российской и мировой экономики.

Указанные сведения представлены в исторической, художественной и научной литературе, средствах массовой информации (журналах «Русский предприниматель», «Свой бизнес», «Экономические стратегии», «Деньги», в газете «Экономика и жизнь» и др.), а также на специальных сайтах в сети «Интернет»», в сборниках статистической информации и т.д.

Полагаем, что историко-научный материал по экономике должен получить личностное значение, не просто раскрывая историю науки, а показывая взаимовлияние общества и науки, воздействие научных открытий на мировосприятие, мироощущение людей, организацию хозяйственной деятельности. Важно дать учащимся представление о российских ученых-экономистах, предпринимателях, талантливых руководителях, которые могут послужить примером для подражания.

Список литературы:

1. Бушкова, Н. К. Формирование экономической культуры учащихся в системе непрерывного экономического образования школы : дис. ... канд. пед. наук / Надежда Константиновна Бушкова. - Рязань, 2001. - 192 с.

2. Историко-культурные традиции хозяйствования («философия хозяйства» и «хозяйственная культура») в России: методологический подход к формированию современной экономической культуры : хрестоматия для учителя / авт.-сост. В. Ф. Любичева. - Новокузнецк : НГИУУ, 1995.

3. Культурология. ХХ век : словарь / ред. А. Я. Левит. - СПб. : Университетская книга, 1997. - 640 с.

4. Платонов, О. А. Экономика русской цивилизации / О. А. Платонов. - М. : Институт русской цивилизации, 2008. - 800 с.

5. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / гл. ред. В. В. Давыдов. -М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. - 672 с.

6. Сила нации - в силе духа. Книга размышлений Святейшего Патриарха Кирилла / сост. А. В. Велько. - Минск : Белорусская Православная Церковь, 2009. - 400 с.

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2010-2015 годы : [утв. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61] // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : Ы^р:// base.garant.ru.

8. Человек и общество. Культурология : словарь-справочник. - Ростов н/Д. : Феникс, 1996. - 544 с.

Spisok literatury:

1. Bushkova, N. К. Formirovanie jekonomicheskoj ки1'Шгу uchashhihsja V sisteme nepreryvnogo jekonomicheskogo obrazovanija shkoly : dis. ... ка^. ped. паик / №-dezhda Konstantinovna Bushkova. - ^^а^ 2001. - 192 s.

2. Istoriko-kul'turnye tradicii hozjajstvovanija («filosofija hozjajstva» i «hozjajstvennaja kul'tura») v Rossii: metodologicheskij podhod k formirovaniju sovremennoj jeko-nomicheskoj kul'tury : hrestomatija dlja uchitelja / avt.-sost. V. F. Ljubicheva. - No-vokuzneck : NGIUU, 1995.

3. Kul'turologija. HH vek : slovar' / red. A. Ja. Levit. - SPb. : Universitetskaja kniga, 1997. - 640 s.

4. Platonov, O. A. Jekonomika russkoj civilizacii / O. A. Platonov. - M. : Institut russkoj civilizacii, 2008. - 800 s.

5. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija. V 2 t. T. 2. / gl. red. V. V. Davydov. - M. : Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 1999. - 672 s.

6. Sila nacii - v sile duha. Kniga razmyshlenij Svjatejshego Patri-arha Kirilla / sost. A. V. Vel'ko. - Minsk : Belorusskaja Pravoslavnaja Cerkov', 2009. - 400 s.

7. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2010-2015 gody : [utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 07.02.2011 № 61] // Garant [Jelektronnyj resurs] : informacionno-pravov. portal. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru.

8. Chelovek i obshhestvo. Kul'turologija : slovar'-spravochnik. - Rostov n/D. : Feniks, 1996. - 544 s.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.