ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ECONOMICAL COMPONENT DEVELOPMENT PERSPECTIVES OF «WORLD STUDY» SCHOOL SUBJECT
Корнеева О.С.
Младший научный сотрудник Сектора начального образования ИСМО РАО E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе представлены результаты исследования современного состояния и перспектив развития экономической составляющей естественнонаучных дисциплин в начальной школе. Проанализирована экономическая составляющая предмета «Окружающий мир» как основного источника естественнонаучных и обществоведческих знаний в начальной школе. Определены перспективы формирования экономической составляющей на основе аксиологического подхода: формирование содержания экономического образования в свете современных тенденций становления инновационной экономики, интеграция экономических и экологических знаний, формирование представлений о взаимообусловленности деятельности человека и изменений в природе, усиление аксиологического аспекта экономического
Korneyeva O.S.
Research fellow of the Elementary Education Sector of the Institute for Content and Methods of Education of the RAE. E-mail: [email protected]
Annotation. The article presents the results of the research of the modern state and perspectives of the development of the economical aspect of natural science subjects in elementary school. The author analyses the economical component of the «World Study» school subject as the main source of natural science and sociological education in elementary schools. The perspectives of forming an economical component based on the axiological approach are defined and include formation of the content of economical education in light of modern trends in innovative economy, integration of economical and ecological knowledge, formation of the notion of interconditionality of human action and changes in nature, strengthening of the axiological aspect of economical education, acquaintance with the Russian cultural and historical experience in management.
образования, ознакомление с российским культурно-историческим опытом хозяйствования.
Ключевые слова: экономическое образование, начальная школа, «Окружающий мир».
Keywords: economical education, elementary school, «World Study».
Влияние гуманитаризации образования на содержание естественнонаучных дисциплин
Содержание интегрированного курса «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, усвоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация информации, полученной из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире [13, URL].
Тенденции гуманитаризации естественнонаучного образования обозначены в современных исследованиях. Отмечается, что природа в естественных науках начала XXI в. обнаруживает черты, близкие человеку, а научная картина мира начинает включать в себя природу, человека, культуру как органически взаимосвязанные части единого целого.
Происходящие в образовании интегративные процессы теоретически обоснованы в работах М.Н. Берулавы, Т.Г. Браже, Н.Ф. Виноградовой, К.Ю. Колесиной, Г. С. Калиновой, В.А. Самковой и др. Это позволило раскрыть образовательный процесс в культуросо-образном измерении. В 2003 г. в Базисный учебный план было введено понятие «образовательная область», что свидетельствовало о влиянии интегративных процессов в школьном образовании на образовательную политику государства. Введение данного понятия открыло потенциальные возможности для сближения предметных областей и построения интегративных курсов. Учебный курс «Окружающий мир» для начальной школы был создан как интегрированный курс, реализующий задачи естественно-научного и обществоведческого образования.
Центральной идеей, на которой базируется интеграция естественно-научной и обществоведческой составляющих в начальной школе, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, истории развития культуры общества. Основным содержательным источником такой интеграции служит формирование единой целостной картины мира, в которой помимо естественно-научной компоненты (фундаментальных основ физики, космологии, химии, биологии
и др.), присутствует другая составляющая - социальная картина мира (фундаментальные основы истории обществ и цивилизаций, экономики, права, этики, искусства, религии и др.) [12, с. 50]. Познав законы природы, можно многое создать, а также многое уничтожить, в том числе и жизнь на Земле. Поэтому естественнонаучное образование должно обязательно включать экологическую и экономическую составляющие, обеспечивающие подготовку учащихся к выполнению ориентировочной1 и конструктивной деятельности в окружающем мире.
Процесс интеграции естественно-научного и обществоведческого образования во многом связан с эволюцией современных философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира в выдвигается человек [1, с. 10]. Важнейшие компоненты образа мира - образы человека и общества (социума). Их формирование начинается в начальной школе в рамках содержательной линии «Человек и общество». Целью обществоведческой составляющей курса «Окружающий мир» является создание таких условий, которые обеспечили бы становление и развитие социально грамотной личности школьника, то есть личности, приобщенной к базовым жизненным ценностям и способной свободно ориентироваться в цивилизационном пространстве.
Обществоведческая составляющая курса «Окружающий мир» дает возможность рассмотреть человека в сфере его интеллектуальной, нравственной, общественной и экономической деятельности. Необходимо отметить, что младший школьный возраст способствует активной социализации, так как в этот период существенно расширяется сфера взаимодействия ребенка с окружающим миром. В жизнь младшего школьника входят новые представления, обязанности, отношения, в том числе и экономические.
Задача образования - способствовать экономической социализации учащихся, формировать грамотные экономические представления начиная с начальной школы. По суждению Е.Н. Землянской, «экономическая социализация младших школьников характеризуется ценностным освоением детьми экономической реальности, индивидуальным этическим наполнением социально-экономических норм, правил; социальной направленностью экономически значимых качеств личности; развитием социально-обусловленной мотивации экономической деятельности и индивидуального стиля экономической деятельности» [4, с. 25].
Необходимость усиления экономической составляющей диктуется изменениями в социально-экономической жизни современного общества. Индустриальный способ хозяйствования при всех своих позитивных сторонах (технический прогресс, развитие производства и сферы услуг и др.) показал пределы экономического роста. Активное покорение природы натолкнулось на ограниченность ее ресурсов и негативные экологические последствия их эксплуатации. Для постиндустриальной экономики при сохранении рыночных отношений характерно возрастание роли человека, его всестороннего развития и творческих способностей в обществе и воспроизводстве; формирование общества, основанного на знаниях,.
1 Ориентировочная деятельность (англ. orienting activity) - деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач [15, URL].
Тенденциями мирового развития становятся динамичное развитие инновационной экономики, переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия; усиление глобализации и международное разделение труда, возрастание роли человеческого капитала, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования. В настоящее время преимущества в системе мирохозяйственных связей обеспечивают не только производственные ресурсы страны и уровень развития производства, но в большей степени уровень развития людских ресурсов, их знания, творчество и мастерство. Конкурентоспособными в перспективе будут те страны, которые смогут обеспечить более высокий уровень образованности, воспитанности, способности к поиску.
Формирование постиндустриальной экономики предполагает создание на основе фундаментальных и прикладных наук инновационных наукоёмких технологий и их внедрение в производство и другие сферы жизнедеятельности общества. Для реализации этой стратегии необходимо прогнозирование возможного экономического, политического, социального эффекта от использования новых знаний, открытий, изобретений, стратегическая оценка инновационного потенциала научных разработок и государственная поддержка наиболее перспективных из них [8, с. 271]. Так будет функционировать экономика стран, входящих в «золотой миллиард», производящих знания, информацию, наукоёмкие технологии и т.д. Вторая группа стран на основе переданных им знаний и технологий будет обеспечивать материальное производство духовных и материальных ценностей. Остальным странам останется производить и продавать сырьё, сельскохозяйственную продукцию, довольствуясь минимальным уровнем жизни [7, с. 18].
В трудах отечественных экономистов и общественных деятелей отмечается, что восстановление геополитического статуса России как великой державы возможно при выборе стратегии инновационного развития [13]. Необходимым условием формирования инновационной экономики и социального развития общества является образование. В связи с этим при разработке содержания образования необходимо учитывать происходящие во всём мире и в нашей стране перемены, преемственность исторического развития и самобытность исторической культуры России, соответствие достижениям мировой цивилизации, а также государственные, общественные и личные потребности, поскольку образование является системой социального воспроизводства и развития человеческого потенциала.
Начальное образование - это результат целенаправленного процесса овладения учащимися систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности. Результатом начального образования является интеллектуальное, социальное, физическое и духовное развитие личности, на котором базируются дальнейшие процессы обучения, социализации и трудовой деятельности современных школьников.
Именно в начальной школе важно заложить нравственные основы последующей экономической деятельности. Важные условия работы по экономическому образованию младших школьников - преемственность и перспективность. В процессе освоения экономических представлений у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных
отношениях, создаются условия для приобретения элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются базовые экономические понятия и знания.
На этапе основного общего образования обязательное изучение экономики предусмотрено в рамках учебного предмета «Обществознание». Экономические знания включены в минимум содержания образовательных областей и учебных дисциплин «История», «География», «Технология». В старшей школе на базовом уровне (обязательном для всех учащихся) экономические знания также могут быть включены в содержание интегрированного курса «Обществознание» как отдельный раздел (модуль) «Экономика», а также в минимум содержания образовательных областей и учебных предметов «История», «География», «Технология». В качестве профильного предмета «Экономика» изучается в рамках социально-экономического, социально-гуманитарного, технологического и других профилей.
Исследование, проведённое М.Ю. Романовой, показало, что включение экономических сведений в минимум содержания по обществознанию, истории, географии, технологии и экономике, свидетельствует о важности экономического образования для подрастающего поколения. Происходящие в нашей стране и во всём мире социально-экономические перемены обуславливают смену парадигмы отечественного экономического образования. Необходимо формировать его содержание с акцентом на усиление духовно-нравственного компонента исходя из российского опыта хозяйственной деятельности и на основе практико-ориентированной парадигмы [10, с. 49].
Экономическая составляющая курса «Окружающий мир», позволяя решать основные задачи предмета, способствует формированию у учащихся элементарных экономических представлений о происхождении и роли денег, о ведении домашнего хозяйства, о роли труда в жизни общества и каждого человека; стремления к бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к личному, семейному и школьному имуществу. Необходимость разработки нового содержания экономической составляющей обуславливается изменениями в социально-экономической жизни современного общества, тенденциями к усилению гуманитарной составляющей естественнонаучных дисциплин, обозначившими проблемы ответственности человека за все процессы, происходящие в современном мире.
Экономическая составляющая курса «Окружающий мир»
Проанализируем экономическую составляющую содержания учебного курса «Окружающий мир», представленную в учебной программе Н.Ф. Виноградовой [2]. В соответствии с требованиями ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие личности учащегося на основе способов деятельности. В связи с постоянно изменяющимися социально-экономическими условиями в мире, в котором предстоит жить и трудиться сегодняшним ученикам, изменились и приоритеты образования. Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных
результатов обучения, то есть реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников. Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе сформировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умение применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Начальное экономическое образование выступает одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Экономическая составляющая предмета «Окружающий мир» является основным источником экономических знаний учащихся начальной школы. Задачи данного предмета - формирование у школьников знаний об экономике как особой сфере жизни современного общества, элементарных навыков грамотного потребительского поведения в реальных жизненных ситуациях, воспитание бережного отношения к природе, личному, семейному и школьному имуществу, уважения к труду и результатам труда.
В программе представлено несколько ведущих содержательных линий, отражающих различные сферы взаимодействия человека с окружающим миром. Каждая содержательная линия включает и экономический компонент.
В рамках содержательной линии «Человек как биологическое существо» учащиеся смогут познакомиться с понятием «потребности», получить представление об их разнообразии. Тема «Что такое здоровье» (2 класс) позволит познакомить учащихся с биологическими потребностями человека и поможет им ответить на вопрос, какие потребности человека требуют постоянного удовлетворения для сохранения здоровья. При изучении темы «Мы - школьники» (1 класс) учащиеся постигают смысл потребности в образовании и самоопределении. Тема «Земля - наш общий дом» (3 класс) наполнена экологическим содержанием - в этом контексте важно установить взаимосвязь человека и всего окружающего его мира, процессов, происходящих в природе, и ответственности человека за происходящее, за сохранение чистоты природы для будущих поколений.
В содержательной линии «Я и другие люди» экономическая составляющая представлена наиболее полно, поскольку она посвящена взаимодействию людей между собой, отношению людей к вещам как продуктам труда и к труду как важнейшей жизненной ценности. В процессе изучения материала этой линии учащиеся знакомятся с такими важнейшими экономическими понятиями, как труд, семья, хозяйство, собственность. Сюда относятся темы: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек среди людей» (4 класс).
В 1 классе при изучении темы «Труд людей» рассматриваются следующие вопросы, касающиеся труда людей из ближайшего окружения учащихся: ты и вещи, которые тебя окружают; труд людей, которые делают для нас вещи; профессии; бережное отношение к вещам, уход за ними. Дети ищут ответы на вопросы: «Откуда берутся вещи?», «Кто делает для нас одежду, обувь, книги и другие вещи?», «Как создается вещь?». Затем делаются выводы о том, что каждая вещь - это результат труда многих людей, которые выполняют
свое дело. Учащиеся узнают, что хороший хозяин - это экономный хозяин, который ценит свой и чужой труд, уважает порядок. Чтобы вещи долго служили нам, необходимо бережно относиться к ним и правильно за ними ухаживать.
Тема «Семья» (1 класс) позволяет раскрыть экономическую сущность семьи. В каждой семье есть свое хозяйство, от правильного ведения которого зависит самочувствие и благополучие каждого члена семьи. На уроках учащиеся обсуждают, как распределяются обязанности в семье, какой посильный вклад может внести каждый, чтобы хозяйство семьи хорошо и эффективно функционировало. Наряду с трудом каждой семье необходим и отдых, ведь совместный отдых и труд укрепляют семью и делают ее дружной. А в дружных семьях и хозяйство крепче.
Во втором классе продолжается изучение семейных взаимоотношений и домашнего хозяйства в теме «Кто живёт рядом с тобой». При её изучении уместно возвратиться к понятию потребностей и желаний с точки зрения приоритетов для семьи. Потребности людей безграничны, поэтому не все желания могут быть удовлетворены в семье. Большую ценность приобретают желания, направленные на других людей. Учащиеся отвечают на вопрос, как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Изучение темы помогает учащимся осознать потребности своих близких, оценить свои желания и возможности их реализации.
При определении места ребёнка в семейных взаимоотношениях также необходимо коснуться темы собственности с точки зрения «моё - чужое». Собственность - это сложное экономическое понятие, но младший школьник уже может понять, что личной собственностью ученика могут быть не только вещи, но и произведения самого человека: стихи, музыка, научные работы - исследования, проекты. Такие знания способны повысить мотивацию к учению, самооценку и желание достигнуть большего в жизни.
Важным с экономической точки зрения является вопрос распределения обязанностей в семье. Здесь можно рассмотреть вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Особое внимание нужно уделить вопросам экономии и бережливости. Ведь это не только экономическая, но и экологическая проблема. Учащиеся узнают способы экономии: сокращение расходов воды, электричества, тепла, использование приборов и устройств, помогающих экономить ресурсы, изобретение новых источников получения электричества, воды, тепла.
В процессе изучения темы «Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится» (3 класс) школьники узнают, что труд - это полезная деятельность людей. Хорошая работа, интересная профессия - блага, которыми следует дорожить. Учение - это тоже труд, источник знаний и залог будущего мастерства, а безделье, праздность, леность - предмет осуждения. Учащиеся приобретают умение обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей, объяснять смысл пословиц и поговорок о труде, проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. Они также постигают, что в процессе труда человек производит ценности - материальные или идеальные - предметы, обладающие значимостью для человека и общества с позиций удовлетворения их потребностей, интересов и идеалов, что система ценностей общества в целом составляет его культуру.
Содержательная линия «Человек и мир природы» рассматривает вопросы: «Что такое природа?», «Может ли человек жить без природы?», «Почему люди должны беречь природу?». Тема «Природа и человек» (2 класс) знакомит учащихся с понятием ресурсов, которые дает человеку природа для производства материальных благ. Природа выступает как источник пищи, здоровья, различных полезных для людей предметов. В связи с этим необходимо затронуть тему ограниченности природных ресурсов, их ис-сякаемости.
С каждым годом возрастает роль человека в сохранении природных богатств. Хороший хозяин на земле не может допустить бесконтрольного уничтожения природы, он должен искать пути восстановления природных ресурсов и организовывать охранные мероприятия. Взаимосвязь экономики и экологии можно продемонстрировать при рассмотрении вопросов, связанных с проблемой возрастания человеческих потребностей. Если всё общество встанет на путь безудержного потребления, ресурсы Земли будут достаточно быстро исчерпаны. Доказано, что если средний уровень потребления всего мира будет таким, как сейчас в США, то природных ресурсов хватит на 40-50 лет. Земля не способна поддерживать такой цивилизационный проект.
Обществоведческий компонент предмета «Окружающий мир» находит свое отражение в содержательной линии «Человек и общество», которая содержит ответы на вопросы, чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, что такое семья как ячейка общества. В процессе изучения учащиеся получают экономические представления о профессиях, мастерстве, ремёслах, о материальных и духовных ценностях культуры родного края, составляющих богатство нашей страны. Данная содержательная линия включает темы: «Родной край», «Наша страна - Россия» (1 класс); «Россия - твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в старину» (3 класс); «Человек среди людей» (4 класс).
При изучении темы « Родной край» (1 класс) учащиеся получают знания о труде людей родного города (села), профессиях людей, населяющих их город или село, о машинах и технике. На уроках и экскурсиях учащиеся знакомятся с трудом работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея, актуализируя и углубляя свои знания. Можно обсудить с учащимися тему профессий. Каждая профессия необходима в жизни и имеет свою ценность. Данная тема содержит ответы на вопросы, какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с природой); как люди выбирают профессию; как люди получают профессию. В процессе освоения темы учащиеся учатся уважать труд людей разных профессий, классифицировать профессии по предмету труда, рассказывать о профессиях. При изучении этой темы можно организовать встречу с человеком интересной профессии, рисование на тему профессий. Темы проектов могут быть следующими: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
Тема «Человек - творец культурных ценностей» (4 класс) посвящена ознакомлению младших школьников с культурным наследием нашей страны. С точки зрения экономической составляющей при изучении этой темы нельзя обойти вопросы, касающиеся богатства
и культуры. Что такое богатство? Как создается богатство? Учащиеся узнают, что источники богатства государства - это природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).
Источники богатства человека - результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения, создание новых технологий тоже способствуют улучшению качества и уровня жизни. Учащиеся оценивают важность знаний в создании богатства. В теме раскрываются вопросы, как соотносятся богатство и культура, богатство и милосердие? Меценаты - люди, помогающие деньгами науке и искусству. В процессе изучения темы младшие школьники учатся определять источники формирования богатства, сравнивать возможные пути распоряжения богатством, различать материальные и нематериальные ценности, обосновывать важность меценатства и милосердия.
Отдельная содержательная линия «История родной страны» посвящена тому, как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Данная содержательная линия освещает темы: «Наша Родина: от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Человек - творец культурных ценностей» (4 класс).
Экономическая составляющая темы «Как трудились люди в старину» (3 класс) позволяет учащимся прикоснуться к событиям старины: «побывать» в крестьянской избе и господском доме, городской дворянской усадьбе, познакомиться с бытом бедных и богатых людей - представителей различных сословий, чтобы иметь представление об особенностях ведения разных типов хозяйств. В этой теме можно познакомить учащихся и с памятником средневековой русской литературы «Домострой», который в современной трактовке совершенно незаслуженно позиционируется как памятник «домашней тирании». Само название «Домострой» означает «домоустройство». Не случайно в тексте памятника часто встречаются выражения «как дом свой строити», «дома и себя устроивати во всем», «во всяком устрое держати», «как двор строити», «в доброй дом устроенный, как в рай войти». Домострой (калька с греческого слова «экономия» - домашнее хозяйство) - это не просто хозяйственно-экономическая деятельность. Основной мотив - нравственные характеристики в отношениях между людьми, которые составляют население «дома». Христианская мораль в нём в точных определениях накладывается на бытовые подробности жизни [6, с. 306].
Тема «Как трудились в старину» (4 класс) обогащает знания учащихся о становлении земледелия, о культурных растениях, удовлетворяющих потребности человека (в пище, в одежде и т.п.). Необходимо сделать акцент на том, что хлеб - главное богатство России, познакомить учащихся с процессом выращивания и производства хлеба. В этой теме учащиеся получают знания о ремёслах, исторических и экономических причинах возникновения и развития ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Секрет понятия «мастерство» можно раскрыть на примере знаменитого мастера литейного дела Андрея Чохова. Изучая эту тему, учащиеся получают ответы на многие экономические вопросы. Почему появились фабрики и заводы, и как они работали? Как развитие промышленности связано с возрастающими потребностями общества? Почему на фабриках было выгодно использовать наёмный рабочий труд?
Кто такие капиталисты? Почему в традициях дореволюционного предпринимательства было престижно быть меценатами?
Важные экономические понятия «торговля», «деньги» также можно рассмотреть в процессе становления и развития. Деньги появились в результате упрощения бартерного обмена между частными производителями для расширения и универсализации различных бартерных сделок. Понятие «деньги» необходимо связать со словом «труд». Деньги - это продукт труда. Правильное отношение ребёнка к деньгам формирует личность, учит самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Обычно деньги соотносят с материальными ценностями, поскольку материальные блага проще всего получить за деньги. Уместно рассказать детям об истории возникновения российских денег, значении и происхождение названий «гривна», «рубль», «копейка», «полушка», «алтын». Вопросы развития техники в России с точки зрения экономического и технического прогресса можно рассмотреть на примере авиации, автостроения, освоения космоса в ХХ веке.
В содержание курса «Окружающий мир» включены и экскурсии, которые могут значительно обогатить опыт учащихся и расширить их знания о действительности. Задачи экономической составляющей могут быть реализованы в процессе проведения и обсуждения экскурсий в хозяйство по выращиванию растений, на различные предприятия и производства, знакомящие учащихся с различными видами труда и процессами производства.
Формирование содержания экономической составляющей курса «Окружающий мир» в начальной школе необходимо соотносить с требованиями к отбору понятий, сформулированных в программе:
• использование знаний, накопленных ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
• постепенный и последовательный перевод ученика с этапа общей ориентировки в терминах (понятиях) на этап осознания их существенных характеристик;
• преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализация пропедевтического принципа этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий [3, с 109].
Перспективы формирования содержания экономической составляющей
на основе аксиологического подхода
Аксиологический подход предполагает формирование содержания образования на основе ценностных ориентаций. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может. Ценности не возникают сами по себе, их создает человек. С исторической точки зрения любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям
относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценности должны составить ведущий компонент содержания образования. Они служат для обучающихся ориентиром в выборе целей деятельности, определении смысла жизни, норм и правил поведения. Формирование ценностных ориентаций личности как механизм превращения общественных ценностей в мотивы поведения, в органический элемент деятельности личности -комплексный процесс, на котором необходимо акцентировать внимание в школе.
По суждению Н.Ф. Виноградовой, «содержание изучения окружающего мира должно внести лепту в достижение главного результата обучения в начальной школе - формирование готовности школьника данного возраста к взаимодействию со средой обитания, которое не принесет вреда ни ребенку, ни среде» [3, с 103]. Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностей, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с возникновением предпосылок, необходимых для формирования ценностных ориентаций: появлением понятийного мышления и накоплением социального опыта учащихся. Именно в начальной школе необходимо формировать у учащихся чувство ответственности за все, что происходит в окружающем мире.
Как подчеркивает Н.Ф. Виноградова, «одним из главных принципов конструирования содержания учебного предмета является соответствие во всех его элементах и на всех уровнях потребностям общества; единство содержательной и процессуальной сторон обучения» [3, с 92]. Важнейшей задачей естественно-научного и обществоведческого образования выступает ознакомление учащихся с современными проблемами общества, среди которых особое место занимает нарастание эколого-экономического и экономического кризисов, имеющих серьезные негативные последствия как на локальном, так и на глобальном уровнях.
В современных условиях в гораздо большей степени, чем раньше, проявляется зависимость общества от состояния природной среды. Перед человечеством встает задача рационального управления природными ресурсами. Исходя из кардинальных изменений в экономическом развитии общества и эколого-экономических преобразований в мире возникает необходимость в формировании эколого-экономических ценностных ориентаций школьников. Проблема сохранения и воспроизведения природных ресурсов тесно связана с проблемой все возрастающего потребления.
Осваивая экономическую реальность, ребенок приобретает не нейтральные знания и навыки, а этически направленные представления. В современном обществе получает распространение «потребительски-престижная ориентация потребности в достижении, лишенная трудового и творческого компонентов» (А.В. Мудрик), «неоднозначная по отношению к мотиву богатства и накопления» (А.В. Бояринцева), когда «денежные ценности узурпировали роль подлинных ценностей, а рынки стали господствовать в таких сферах общественной жизни, где им не должно быть места» (Дж. Сорос).
Предмет «Окружающий мир» является культурологическим. Он способствует формированию общей культуры и эрудиции младшего школьника. В связи с этим будет
полезно обратиться к российскому историческому опыту хозяйствования. Для русской философской традиции понимания человека характерен акцент на его духовности. Внутренний мир человека представлен его совестью, ответственностью, ощущением долга, пониманием и деланием добра - всем тем, что составляет содержание человеческой нравственности. Для русских людей накопление богатства не являлось самой главной целью в жизни. Первостепенным было духовное и нравственное совершенствование. В России не было достаточно развитых товарно-денежных отношений, укоренённого института частной собственности [5, с. 22].
Культура в России сложилась преимущественно под влиянием православия, с его толерантным отношением к другим религиям и конфессиям, распространённым на территории страны. В результате сформировался уникальный многонациональный культурный сплав, в котором преобладают понятия патриотизма, добра, справедливости, коллективизма, терпимости, великодушия, смирения и прощения.
Основополагающими принципами функционирования русской экономической модели являлись следующие положения:
• понимание хозяйства как духовно-нравственного явления;
• ориентация хозяйства в целом и отдельных хозяйственных единиц, в частности на замкнутость и самодостаточность;
• направленность на ограничение своих потребностей, противоположная потребительской экспансии (постоянное наращивание производства и потребления товаров и услуг);
• нацеленность экономических процессов не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности хозяйства страны;
• самобытные особенности труда и производства - трудовая и производственная демократия;
• мотивация эффективного труда не только материальными, но и в значительной степени моральными стимулами;
• определение эффективности труда не только количеством произведённых товаров и объёмом оказанных услуг, денежной прибылью, но и их полезностью людям [9, с. 9].
Как подчеркивала Н.Ф. Виноградова, «содержание образования должно обеспечивать «превращение» общественно значимых идей в личностное образование, то есть «персонифицировать» знания, которые в процессе усвоения становятся достоянием каждого ученика как субъекта учения. Выбор этих идей определяет аксиологическую сущность учебного курса «Окружающий мир» и становится ведущим теоретическим положением при отборе содержания данного предмета» [3, с. 116]. В связи с существующими проблемами необходимо усилить аксиологический компонент экономической составляющей. Важно не только обозначить перед учащимися проблемы, стоящие перед обществом (кризис перепотребления ресурсов, истощение природных богатств), но и помочь учащимися выявить причины этого (бесконтрольное потребление), а затем сделать вывод об экономически грамотном поведении, основанном на культурно-историческом опыте ограничения потребления.
Заключение
1. Проведенное исследование позволило определить возможности усиления экономической составляющей в интегрированном курсе «Окружающий мир», так как в связи с изменениями в мировом сообществе, переходом к постиндустриальному информационному обществу возрастает роль экономических знаний.
2. В процессе освоения экономической составляющей учащиеся получают представление об экономике как науке о хозяйстве, потребностях человека, о труде как главной ценности в жизни человека, о продуктах труда, о материальных и духовных ценностях, о деньгах и их роли в жизни людей, о профессиях, о собственности, а также о том, как надо относиться к вещам, природе, другим людям, что значит экономить.
3. Перспективы развития содержания экономической составляющей определены на основе аксиологического подхода, как наиболее актуального в современный период развития общества.
4. Для формирования ответственного отношения младших школьников к состоянию окружающей среды необходима экологизация экономической составляющей.
5. Повышению духовно-нравственного содержания экономической составляющей будет способствовать обращение к российскому культурно-историческому опыту хозяйствования.
Список литературы:
1. Берулава, М. Н. Гуманизация современного отечественного образования / М. Н. Бе-рулава // Известия Российской Академии образования. - 2009. - № 2. - С. 5-19.
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : программа : 1-4 кл. / Н. Ф. Виноградова. -М.: ВентанаГраф, 2012. - 192 с. - (Начальная школа XXI века).
3. Виноградова, Н. Ф. Содержание курса «Окружающий мир» (аксиологический аспект) / Н. Ф. Виноградова // Содержание образования в начальной школе: система ценностей. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2011. - С. 91-118.
4. Землянская, Е. Н. Социализация младших школьников в процессе экономической подготовки : монография / Е. Н. Землянская. - М. : МПГУ, 2006. - 235 с.
5. Историко-культурные традиции хозяйствования («философия хозяйства» и «хозяйственная культура») в России: методологический подход к формированию современной экономической культуры. Хрестоматия для учителя / авт.-сост. В. Ф. Любичева. - Новокузнецк : Изд-во НГИУУ, 1995.
6. Колесов, В. В. Домострой как памятник средневековой культуры / В. В. Колесов // Домострой. - М. : Наука, 2007. - 398 с.
7. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2008. - 136 с.
8. Перспектива социокультурной динамики и партнерства цивилизаций / Г. В. Осипов, Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. - М. : ИНЕС, 2007. - 416 с.
9. Платонов, О. А. Экономика русской цивилизации. Институт русской цивилизации / О. А. Платонов. - М., 2008. - 800 с.
10. Романова, М. Ю. Состояние и перспективы развития содержания экономического образования в современной российской школе : монография / М. Ю. Романова. - М., 2010. - 73 с.
11. Содержание образования в начальной школе как средство приобщения младших школьников к культурному опыту человечества / Институт содержания и методов обучения РАО ; под. ред. Н. Ф. Виноградовой. - СПб. : Нестор-История, 2011. - 236 с.
12. Теремов, А. В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников : монография / А. В. Теремов. - М., 2007. - 208 с.
13. Экономическая история СССР : очерки / рук. авт. колл. Л. И. Абалкин - М.: Ин-фра-М, 2007. - 496 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : [утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373] // Гарант [Электронный ресурс] : информационно-правов. портал. - Режим доступа : http://base.garant.ru.
15. Психологическая энциклопедия // Энциклопедии и словари [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://enc-dic.com.
Spisok literatury:
1. Berulava, M. N. Gumanizatsiia sovremennogo otechestvennogo obrazovaniia / M. N. Berulava // Izvestiia Rossiïskoï Akademii obrazovaniia. - 2009. - № 2. -S. 5-19.
2. Vinogradova, N. F. Okruzhaiushchiï mir : programma : 1-4 kl. / N. F. Vinogradova. -M.: VentanaGraf, 2012. - 192 s. - (Nachal'naia shkola XXI veka).
3. Vinogradova, N. F. Soderzhanie kursa «Okruzhaiushchiï mir» (aksiologicheskiï aspekt) / N. F. Vinogradova // Soderzhanie obrazovaniia v nachal'noï shkole: sistema tsennosteï. - M. ; SPb. : Nestor-Istoriia, 2011. - S. 91-118.
4. Zemlianskaia, E. N. Sotsializatsiia mladshikh shkol'nikov v protsesse èkonomicheskoï podgotovki : monografiia / E. N. Zemlianskaia. - M. : MPGU, 2006. - 235 s.
5. Istoriko-kul'turnye traditsii khoziaïstvovaniia («filosofiia khoziaïstva» i «khoziaï-stvennaia kul'tura») v Rossii: metodologicheskiï podkhod k formirovaniiu sovre-mennoï èkonomicheskoï kul'tury. Khrestomatiia dlia uchitelia / avt.-sost. V. F. Liubi-cheva. - Novokuznetsk : Izd-vo NGIUU, 1995.
6. Kolesov, V. V. Domostroï kak pamiatnik srednevekovoï kul'tury / V. V. Kolesov // Do-mostroï. - M. : Nauka, 2007. - 398 s.
7. Novikov, A. M. Postindustrial'noe obrazovanie / A. M. Novikov. - M. : Égves, 2008. -136 s.
8. Perspektiva sotsiokul'turnoï dinamiki i partnerstva tsivilizatsiï / G. V. Osipov, B. N. Kuzyk, Iu. V. Iakovets. - M. : INES, 2007. - 416 s.
9. Platonov, O. A. Ékonomika russkoï tsivilizatsii. Institut russkoï tsivilizatsii / O. A. Pla-tonov. - M., 2008. - 800 s.
10. Romanova, M. Iu. Sostoianie i perspektivy razvitiia soderzhaniia èkonomicheskogo obrazovaniia v sovremennoï rossiïskoï shkole : monografiia / M. Iu. Romanova. - M., 2010. - 73 s.
11. Soderzhanie obrazovaniia v nachal'noï shkole kak sredstvo priobshcheniia mladshi-kh shkol'nikov k kul'turnomu opytu chelovechestva / Institut soderzhaniia i metodov obucheniia RAO ; pod. red. N. F. Vinogradovoï. - SPb. : Nestor-Istoriia, 2011. - 236 s.
12. Teremov, A. V. Integrativnye tendentsii v estestvennonauchnom i gumanitarnom ob-razovanii shkol'nikov : monografiia / A. V. Teremov. - M., 2007. - 208 s.
13. Ékonomicheskaia istoriia SSSR : ocherki / ruk. avt. koll. L. I. Abalkin - M.: Infra-M, 2007. - 496 s.
14. Federal'nyï gosudarstvennyï obrazovatel'nyï standart nachal'nogo obshchego obrazovaniia : [utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 06.10.2009 № 373] // Garant [Élektronnyï resurs] : informatsionno-pravov. portai. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru.
15. Psikhologicheskaia èntsiklopediia // Éntsiklopedii i slovari [Élektronnyï resurs]. -Rezhim dostupa : http://enc-dic.com.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 5