Научная статья на тему 'Ценностно-целевые основы метапредметного компонента содержания начального общего образования'

Ценностно-целевые основы метапредметного компонента содержания начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕЛИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ / VALUES / PURPOSES OF PRIMARY GENERAL EDUCATION / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / NORMATIVE DOCUMENTS / METASUBJECT COMPONENT OF THE CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмцова Наталья Викторовна

В статье для осмысления метапредметного компонента содержания начального общего образования рассмотрены и проанализированы ценностно-целевые основы развития начальной школы за последние десятилетия. Аксиологический аспект позволил рассмотреть развитие целей современного начального общего образования через призму самого понятия «ценности». В соответствии с заявленными сегодня ценностями современного общества определена стратегическая цель образования развитие личности человека, что нашло отражение в положениях и концепциях и зафиксировано в нормативных документах, которыми являются Федеральный государственный стандарт начального общего образования и Закон «Об образовании в Российской Федерации». Анализ документов, касающихся модернизации образования в целом и начального общего образования в частности, позволил увидеть динамику развития ценностно-целевых ориентиров в начальной школе и сделать вывод, что за последние двадцать лет чётко сформулирована цель начального общего образования, в основе которой заложен переход от усвоения знаний к овладению ключевыми компетенциями, названными в новом стандарте универсальными учебными действиями. Таким образом, рассмотренные в статье аксиологические основы современного образования становятся одними из приоритетных при введении и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Это нашло подтверждение в целевых ориентирах начальной школы, а соответственно, в содержании образования, в выделении метапредметного компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмцова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable and Target Bases of a Metasubject Component of the Maintenance of Primary General Education

In this, article valuable and target basics of development of primary school for the last decades are covered and analyzed for judgment of a metasubject component of the maintenance of primary general education. The axiological aspect allowed us to consider development of the purposes of the modern primary general education through the concept of 'values'. According to the values of modern society declared today, the strategic objective of education is development of person's identity that has found reflection in regulations and concepts and is recorded in normative documents such as the Federal state standard of primary general education and the law "On Education in the Russian Federation". The analysis of the documents concerning modernization of education in general and primary general education in particular allowed us to see the dynamics in development of valuable and target reference points at primary school and to draw a conclusion that the purpose of primary general education has been accurately formulated for the past twenty years, it is based on transition from assimilation of knowledge to mastering the key competences that are called universal educational actions in the new standard. Thus, the axiological basics of modern education covered in the article are becoming the priority ones while introducing and implementing the Federal state educational standard of primary general education. They have found confirmation in target reference points of primary school, and respectively in the content of education, in emphasizing a metasubject component.

Текст научной работы на тему «Ценностно-целевые основы метапредметного компонента содержания начального общего образования»

УДК372.4 ББК 74.202.4

Наталья Викторовна Храмцова,

декан факультета дошкольного и начального общего образования, Институт развития образования Забайкальского края (672007, Россия, г. Чита, ул. Фрунзе, 1), e-mail: natahram14@mail.ru

Ценностно-целевые основы метапредметного компонента содержания начального общего образования

В статье для осмысления метапредметного компонента содержания начального общего образования рассмотрены и проанализированы ценностно-целевые основы развития начальной школы за последние десятилетия. Аксиологический аспект позволил рассмотреть развитие целей современного начального общего образования через призму самого понятия «ценности». В соответствии с заявленными сегодня ценностями современного общества определена стратегическая цель образования - развитие личности человека, что нашло отражение в положениях и концепциях и зафиксировано в нормативных документах, которыми являются Федеральный государственный стандарт начального общего образования и Закон «Об образовании в Российской Федерации». Анализ документов, касающихся модернизации образования в целом и начального общего образования в частности, позволил увидеть динамику развития ценностно-целевых ориентиров в начальной школе и сделать вывод, что за последние двадцать лет чётко сформулирована цель начального общего образования, в основе которой заложен переход от усвоения знаний к овладению ключевыми компетенциями, названными в новом стандарте универсальными учебными действиями. Таким образом, рассмотренные в статье аксиологические основы современного образования становятся одними из приоритетных при введении и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Это нашло подтверждение в целевых ориентирах начальной школы, а соответственно, в содержании образования, в выделении метапредметного компонента.

Ключевые слова: ценности, цели начального общего образования, развитие личности, нормативные документы, метапредметный компонент содержания.

Natalia Viktorovna Khramtsova,

Dean of Pre-School and Pimary General Education Faculty, Institute for Educational Development of Transbaikal Territory (1 Frunze St., Chita, Russia, 672007), e-mail: natahram14 @ mail.ru

Valuable and Target Bases of a Metasubject Component of the Maintenance of Primary General Education

In this, article valuable and target basics of development of primary school for the last decades are covered and analyzed for judgment of a metasubject component of the maintenance of primary general education. The axiological aspect allowed us to consider development of the purposes of the modern primary general education through the concept of 'values'. According to the values of modern society declared today, the strategic objective of education is development of person's identity that has found reflection in regulations and concepts and is recorded in normative documents such as the Federal state standard of primary general education and the law "On Education in the Russian Federation". The analysis of the documents concerning modernization of education in general and primary general education in particular allowed us to see the dynamics in development of valuable and target reference points at primary school and to draw a conclusion that the purpose of primary general education has been accurately formulated for the past twenty years, it is based on transition from assimilation of knowledge to mastering the key competences that are called universal educational actions in the new standard. Thus, the axiological basics of modern education covered in the article are becoming the priority ones while introducing and implementing the Federal state educational standard of primary general education. They have found confirmation in target reference points of primary school, and respectively in the content of education, in emphasizing a metasubject component.

Keywords: values, purposes of primary general education, development of the personality, normative documents, metasubject component of the content.

44 © Н. В. Храмцова, 2015

Государство определяет политику в области образования в соответствии с заявленными ценностями и соответственно определяет современную цель образования - развитие личности человека. Известно, что теоретические педагогические концепции и практика опираются на реальные потребности человека и общества. В основе взаимодействия между ними лежат общечеловеческие ценности. Понятие ценность - одно из часто употребляемых категорий как в современной социальной философии, так и педагогике. В науке существует достаточно публикаций, посвящённых общей теории ценностей, ценностным отношениям в духовной жизни и социальной практике (В. Г. Алексеев, С. Ф. Ани-симов, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. П. Тугаринов и др.). Аксиологический подход впервые был использован в педагогической науке в конце XIX века и положил начало изучению ценностного феномена человека. Весомый вклад в развитие аксиологического подхода в педагогике внесли такие учёные, как К. Д. Ушинский, М. М. Рубинштейн, С. И. Гес-сен, П. Ф. Каптерев, А. П. Нечаев, П. П. Блон-ский, И. А. Сикорский, Ю. В. Артюхович, В. А. Сластёнин и др. Аксиологический подход рассматривается учёными как философ-ско-педагогическая стратегия, позволяющая реализовать профессиональные аксиологические ориентации в системе образования; формировать знания о личностных, общечеловеческих, педагогических и профессиональных ценностях.

Понятие ценности в философском словаре толкуется как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [14]. По мнению Т. П. Гаври-ловой, «ценности - это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл» [3, с. 7].

Д. А. Леонтьев относит понятие «ценности» к междисциплинарным, которые понимаются по-разному в философии, социологии, психологии, педагогике, поэтому в систематизации ценностей учёный закладывает междисциплинарную основу [5]. По Д. А. Леонтьеву в построении понятие «ценности» рассматривается следующим образом:

1. Ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, соответственно, объект может быть ценностью или иметь ценность.

2. Ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью (экономический или утилитаристский взгляд) или объекты особого рода, обладающие особым статусом.

3. Ценности являются индивидуальными или надындивидуальными образованиями (эти две трактовки не обязательно должны исключать друг друга).

4. Признание надындивидуальной природы ценностей ставит вопрос о том, онто-логизируются ли они как трансцендентные сущности или социологизируются как порождение социальных общностей.

5. Признание индивидуальной формы существования ценностей ставит вопрос о том, являются ли они лишь структурами сознания (представлений) или личности и мотивации.

6. Социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм и стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).

Это определение не противоречит предыдущему, но подчёркивает социальный характер ценностей. В. П. Тугаринов даёт такое определение: «Ценности - суть предмета, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и пр.) людям определённого общества или класса и определённой личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [7, с. 11].

С. Ф. Анисимов выделяет следующие группы ценностей:

- высшие ценности бытия - человечество и человек, так как из всех известных образований космической эволюции самым высшим образованием остаются люди, человечество как форма коллективной цивилизации. Все прочие являются таковыми лишь постольку, поскольку обеспечивают существование и прогрессивное развитие человечества;

- ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты, необходимые для существования человечества и его воспроизводства;

- ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство);

- ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы и идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей [1].

Таким образом, можно считать, что ценность - это положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества. При этом известно, что педагогика опирается на существующие в обществе системы ценностей.

Надо отметить, что с конца XX века в обществе России началось формирование новых ценностных ориентиров, которые только сегодня стали реализовываться в образовании. Современные ценностные ориентиры описаны в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Дани-люк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), которая провозглашает наряду с национальными, религиозными, государственно-общественными и духовными ценностями значимость таких качеств современного человека, как высокая степень самостоятельности, ответственности за свои решения и действия [4]. Таким образом, ценностные ориентиры становятся для системы образования целями-идеалами, к которым необходимо стремиться, но при этом, как любой идеал, они довольно абстрактны и обобщены. Поэтому совместно с целями-идеалами существуют и реализовываются конкретные педагогические цели. Н. Ф. Виноградова отмечает, что неразделение идеальных (общественных) целей и педагогических целей создаёт три болевые точки в системе образования: педагогические цели становятся такими же абстрактными, не учитывают конкретного субъекта образовательного процесса, не могут быть представлены в конкретных требованиях, а значит, не проверяемы [2, с. 6].

Так, ещё в 1994 году исследователями в области начального общего образования Л. Е. Журовой и А. М. Пышкало указывалось, что «как не парадоксально, но в сложившейся психолого-педагогической теории начального образования проблема целеполагания в своей сущности является ещё недостаточно разработанной. Цели начального образования, по существу, унаследованы от старой, дореволюционной школы» [6, с. 7]. Обучение в конце XX века

в начальной школе в основном было ориентировано на знаниевую парадигму, несмотря на разработанные теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и др. В этот период возникла необходимость разработки целей начального общего образования для более чёткого определения содержания, выбора технологий, форм и средств обучения младших школьников. Именно тогда впервые приоритетными стали цели развития личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности. Это послужило основой для формирования будущих приоритетных целей начального общего образования, но на данном этапе цель была сформулирована как ориентир, т. е. обобщённо, но она задала предпосылки к дальнейшему описанию конкретных результатов в виде изменений личности младшего школьника, (указание уровней овладения им учебной деятельностью).

Принятие в 1992 году Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» стало важным этапом для системы образования. В статье 2 закона говорилось: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [8].

Таким образом, в Законе «Об образовании» 1992 года были сформулированы цели, выступающие ориентирами: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество; обеспечение самоопределения личности, адаптация человека к жизни в обществе; воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, природе, семье; формирование общей культуры, а также духовно-нравственной личности. При этом в законе цели не детализировались и не описывались в соответствии со ступенями общего образования.

В 1998 году Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации был принят приказ от 19 мая № 1235 «Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования», который со-

здал предпосылки для формулирования целей начального образования в последующих документах. Важным документом стала принятая в 2001 году «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой было прямое указание на цели образования. Так, в пункте 2.2 написано, что «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [11, с. 88]. Итак, впервые в документах было заявлено, что основная цель - формирование системы универсальных знаний, умений, навыков и овладение учащимися ключевыми компетенциями в виде опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Сформулированные в Концепции цели образования стали сигналом для дальнейшего выделения целей начального общего образования, хотя в документе градации их по ступеням общего образования с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся не описывалось.

5 марта 2004 года приказом Министерства образования России был утверждён Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (приказ № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Данный документ стал первым, в котором цели начального общего образования сформулированы более конкретно, направлены на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призваны обеспечить выполнение следующих основных целей;

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка [10, с. 12].

Приоритетом начального общего образования стало формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Впервые в государственном документе были выделены межпредметные связи, ориентированные на интеграцию предметного содержания, а соответственно, отбора тех организационных форм и методов работы с детьми, которые помогут избавиться от предметной разобщённости.

В документе утверждалась стратегия развития личностных качеств и способностей младших школьников с опорой на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отводилось деятель-ностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях [10, с. 12-13].

Анализируя данный документ, можно прийти к выводу, что цели начального общего образования были ориентированы как на педагога, в какой-то мере регламентируя профессиональную деятельность, так и на ученика в виде перечня результатов по каждому предмету («ученик должен знать/понимать», «ученик должен уметь», «ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для...»). Особо хочется отметить последнюю группу результатов, констатирующих, что стандарт нацелен не только на усвоение младшими школьниками знаний, умений и навыков, но и на приобретение ими опыта осуществления разнообразных видов деятельности.

Интересным для нашего исследования также стал раздел Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года

«Общие учебные умения, навыки и способы деятельности». Он в первую очередь ориентирует на реализацию цели в данном документе - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В данном разделе указывается, что ученик, осваивая предметное содержание, получает возможность приобрести общеучебные умения и навыки, называемые сегодня универсальными, а также усвоить определённые способы деятельности. Таким образом, в документе впервые была обозначена цель - развитие интереса к обучению, формирование умения учиться.

В последующие годы вышли ряд документов («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»), которые задали основания для перехода от знани-евой к компетентностной парадигме образования. Важным компонентом школьной системы образования становятся развитие практических навыков, формирования умения применять знания, овладение учащимися умениями коммуникации, анализа, рефлексии, критического мышления. Стратегической целью государственной политики в области образования становится повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Одной из важнейших задач по достижению цели становится «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [9].

В свете произошедших изменений важным для конкретизации целей начального общего образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года (№ 373). В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятель-

ности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт устанавливает три группы требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сфор-мированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сфор-мированность основ гражданской идентичности. Метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФГОС начального общего образования в значительной степени расширяет цели начальной школы, чётко описывая результаты, и в качестве приоритетов определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных способов действий, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и формирования способности к организации своей деятельности.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым «Начальное общее образование направлено на формирование личности об-

учающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» [13]. Итак, видно, что актуальной целью для начального общего образования остаётся развитие личности младшего школьника, при этом одним из важных аспектов в законе является формирование учебной деятельности.

Проанализировав нормативные документы на уровне ценностно-целевых установок начального общего образования за последние годы, можно сделать следующие выводы:

- в основе формулирования целей современного начального общего образования лежит аксиологический подход;

- в последнее двадцатилетие, с учётом ценностных ориентаций общества, приоритетной целью российского образования является развитие личности ребёнка;

- одной из основных целей современного образования, в том числе и начального общего, является переход от освоения знаний к формированию ключевых компетенций;

- в Федеральном законе «Об образовании» цель ориентирует на развитие индивидуальных способностей, на необходимость овладения навыками учебной деятельности, в ФГОС эта цель формулируется как необходимость усвоения универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Всё это предъявляет принципиально новые требования к системе начального общего образования, появлению новых компонентов этой системы, направленных на метапредметное содержание.

Список литературы

1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1998. 253 с.

2. Виноградова Н. Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века». М.: Вентана-Граф, 2003. 48 с.

3. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. 80 с.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2013. 42 с.

5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие - опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1997. № 4. С. 75-82.

6. Перспективы развития общего начального образования в России / ред.-сост. Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова, А. М. Пышкало. М., 1994. 107 с.

7. Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 128 с.

Источники

8. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_ 1.Мт1#р64 (дата обращения: 17.08.2015).

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/ о^/о^006^ (дата обращения: 23.08.2015).

10. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост. Э. Д. Днепров, А. Г Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. 64 с.

11. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. М.: Мир книги, 2001. 104 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 24.08.2015).

14. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. С. 512-513.

References

1. Anisimov S. F. Dukhovnye tsennosti: proizvodstvo i potreblenie. M.: Mysl', 1998. 253 s.

2. Vinogradova N. F. Kontseptual'nye osnovy postroeniya uchebno-metodicheskogo kom-plekta «Nachal'naya shkola 21 veka». M.: Ventana-Graf, 2003. 48 s.

3. Gavrilova T. P. O vospitanii nravstvennykh chuvstv. M.: Znanie, 1984. 80 s.

4. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo raz-vitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshchenie, 2013. 42 s.

5. Leont'ev D. A. Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie - opyt mnogomernoi rekonstruktsii // Vopr. filosofii. 1997. № 4. S. 75-82.

6. Perspektivy razvitiya obshchego nachal'nogo obrazovaniya v Rossii / red.-sost. N. F. Vinogradova, L. E. Zhurova, A. M. Pyshkalo. M., 1994. 107 s.

7. Tugarinov V. P. Priroda, tsivilizatsiya, chelovek. L.: Izd-vo LGU, 1978. 128 s.

Istochniki

8. Zakon RF «Ob obrazovanii» ot 10 iyulya 1992 goda № 3266-1 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_ 1.html#p64 (data obrashcheniya: 17.08.2015).

9. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf (data obrashcheniya: 23.08.2015).

10. Sbornik normativnykh dokumentov. Nachal'naya shkola / sost. E. D. Dneprov, A. G. Arkad'ev. M.: Drofa, 2004. 64 s.

11. Strategiya modernizatsii soderzhaniya obshchego obrazovaniya: materialy dlya razra-botchikov dokumentov po modernizatsii obshchego obrazovaniya. M.: Mir knigi, 2001. 104 s.

12. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya // M-vo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii. M.: Prosveshchenie, 2010. 31 s.

13. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf (data obrashcheniya: 24.08.2015).

14. Filosofskii slovar' / pod red. I. T. Frolova. M., 1991. S. 512-513.

Статья поступила в редакцию 18.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.