ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
1УДК 372.8 ББК 74.200.50
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК МЕТАПРЕДМЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
М. В. Аргунова, Д. В. Моргун
Аннотация. В статье представлен опыт разработки аксиологических и методологических оснований экологического образования для устойчивого развития, рассматриваемого как мета-предметная, конвергентная образовательная система. Определена основная аксиологическая семантика, ценностно-смысловые ориентиры и технологии организации экологического образования для устойчивого развития в сфере общего образования. Рассмотрен опыт применения коэволюционной эпистемологической модели в учебно-методических комплексах, разработанных на основе описанных аксиологических и методологических принципах. В качестве примера реализации рассматриваемой методологии представлен новый учебный предмет «Экология» для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательной школы.
Ключевые слова: экологическое образование, устойчивое развитие, аксиологические основания, методологические основания, метапредметные образовательные результаты.
AXIOLOGICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A DIRECTION OF METASUBJECT EDUCATION
M. V. Argunova, D. V. Morgun
Abstract. The article presents the experience of the development of axiological and methodological foundations of environmental education for sustainable development considered as a meta-subject, convergent educational system. It defines the basic axiological semantics, value oriented guidelines and technologies of environmental education for sustainable development in the general education system. The experience of the application of co-evolutionary epistemological model in the educational complex, developed on the basis of the described axiological and methodological principles is also presented. A new academic subject „Ecology" for students of 10-11 grades of secondary school as an example of the worked out author's methodology is introduced.
Keywords: Environmental education, sustainable development, axiological foundations, methodological foundations, meta-subject educational results.
Посвящается памяти нашего Учителя академика Геннадия Алексеевича Ягодина (1927-2015)
В 2016 г. авторским коллективом, представляющим научную школу академика Г. А. Ягодина (1927-2015), разработан учебный курс «Экология», построенный на методологических основаниях, аксиологических ориентациях и концептуальных подходах, имеющих многолетний опыт апробации в системе образования. Предлагаемый учебный курс представляется одним из элементов целостной эколого-ориентиро-ванной образовательной среды, являющейся необходимым компонентом деятельности образовательной организации. В данной статье предполагается проанализировать базовые методологические и ценностные установки, характеризующие экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) как современную метапредметную, конвергентную, комплексную образовательную систему, а также рассмотреть их прикладное воплощение в предлагаемом к реализации новом учебном предмете.
Экологическое образование для устойчивого развития: рефлексия аксиологических ориентиров. Отечественный и зарубежный более чем 25-летний опыт формирования концептуальных и методологических основ экологического образования (условно датируя начало его развития с Международной конференции ЮНЕСКО/ЮНЕП по образованию в области окружающей среды в Тбилиси, 1977) свидетельствует о его значительном развивающем потенциале - как в педагогическом, так и в социально-экономическом аспектах. Основополагающие федеральные нормативные документы (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» и др.) предусматривают формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания в качестве одной из основных задач государственной политики. Вместе с тем указанные стратегические документы не раскрывают содержания работы по реализации указанных направлений государственной политики в области экологического
образования, определение которого представляет собой важную социально-педагогическую проблему [1].
Следуя формирующемуся парадигмально-му подходу к периодизации истории экологического образования, данная образовательная система на современном этапе определяется как экологическое образование для устойчивого развития, тогда как в зарубежной педагогической традиции более широкое распространение получил термин «образование в интересах устойчивого развития» [2; 3]. Ярко выраженная социокультурная детерминация процессов формирования экологического образования также характеризуется комплексом аксиологических ориентиров и норм, определяющих методологические особенности и содержание данного этапа развития экологического образования в целом, как и конструирования экологической проблематики в отдельных образовательных областях. Эволюционный характер смены парадигм экологического образования связан, на наш взгляд, с последовательной сменой применяемых научно-познавательных (эпистемологических) моделей и аксиологических комплексов, определяющих ценностное содержание экологического образования. Так, эволюция содержания экологического образования происходит [4]: от изучения экологии природных систем - к экологии человека и социальной экологии; от охраны окружающей среды и рационального природопользования - к моделированию устойчивого, гармоничного развития общества и природы; от естественнонаучных оснований конструирования экологического образования - к гуманитарно-естественнонаучным; от объектной конструкции («что это?») - к проблемной («почему?», «как?»); от изучения опыта решения экологических проблем в прошлом и настоящем -к его использованию для проектирования элементов будущего. Согласно концепции профессора, доктора биологических наук Е. Н. Дзят-ковской, общее экологическое образование для устойчивого развития - совершенно новый этап формирования экологического образова-
ния, которое основывается на ценностях устойчивого развития общества и окружающей среды; политико-философской стратегии образования для устойчивого развития; теоретических базисах образования постиндустриальной модели общества, отраженных в концепции ФГОС общего образования нового поколения [4; 5]. При этом предметные границы познания в системе образования для устойчивого развития требуют более четкой идентификации [6]. Доктор биологических наук, профессор МГУ Н. Н. Марфенин считает, что образование в интересах устойчивого развития есть обширная и всеохватывающая совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, охватывающих связанные между собой социальные, экономические и экологические проблемы. В настоящее время существует потребность модернизации классического экологического образования в экологическое образование для устойчивого развития, учитывая усовершенствование системы общего образования [7]. Основная задача развития школьного образования, по мнению А. И. Васильченко [8], состоит в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и на этой основе достижение нового качества его результатов. В Федеральном государственном стандарте общего образования определены направления становления социального проектирования и экологического мышления, которые соответствуют системно-деятельностному подходу, и указывают тем самым на переход от классического обучения к эколого-ориентиро-ванной модели, основывающейся на междисциплинарных знаниях, базирующихся на реализации системного подхода к развитию общества, экономики и окружающей среды. Согласно теории экологического развивающего образования, «экосистемная познавательная модель» выступает основным педагогическим инструментом становления у обучающихся экологического образа мышления. Такой подход позволяет изучать предметы, явления и ситуации с позиции их взаимодействия с окружающей средой; находить экологические противоречия, возникающие при этом; предлагать правильные их решения. Предложенная модель является также базой для формирования «модели экологически ориентированной сози-
дательной деятельности» - сначала в общем образовании, на уровне учебных ситуаций и обслуживающего труда, впоследствии - на уровне профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, школьное образование формирует фундамент экоцентрической управляющей модели в последующем профессиональном образовании. Обе модели (познавательная и управляющая) являются инструментом становления ориентированных на экологию рефлексивно-оценочных компетенций [6; 9; 10].
Аксиологические основания экологического образования проходят последовательную трансформацию от таких ведущих ценностей, как любовь к природе, охрана природы, рациональное природопользование, здоровье человека, благополучие окружающей среды, к приоритету ценностей выживания человечества, устойчивого развития общества и природы; баланса экономических, экологических и социальных интересов; жизни во всех ее проявлениях; биоразнообразия; экологической безопасности; предосторожности, качества среды и качества жизни [4].
Применительно к отечественной образовательной системе Президиумом РАО в 2010 г. разработана и утверждена Концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе, цель которого - формирование у обучающихся экологического мышления и его творческое применение, накопление личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности, ориентированной на ценности устойчивого развития как условие становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных норм в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни [9].
В развитии указанных в данной концепции положений под руководством члена-корреспондента РАН, академика РАО Г. А. Ягодина сформировались методологические основы экологического образования в интересах устойчивого развития, постулирующие его приоритетность как метапредметного направления модернизации образования. Одним из ключевых методологических регулятивов, раз-
рабатываемых научной школой Г. А. Ягодина, был подход к экологическому образованию как мета предметному феномену, охватывающему различные предметные области с целью формирования общеучебных способов деятельности и образовательных компетентностей, являющихся ключом для формирования более узких предметных компетентностей. Разработка данной методологии осуществлялась на модели сети общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, которые рассматривались как целостное, неделимое образовательное пространство, включающее сферу единых эколого-ориентированных аксиологических установок к развитию личности обучающегося.
В таком методологическом и ценностном контексте экологическое образование в интересах устойчивого развития понимается как метапредметное направление модернизации общего образования, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в быстро изменяющейся социоприродной среде. Конечным целевым ориентиром выступает формирование определенных компетенций по управлению качеством жизни, осознанию объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним. В данном направлении промежуточными целевыми установками в реализации разрабатываемой методологической схемы является формирование метапредмет-ных образовательных результатов на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития, а также создание условий для осознанной мотивации обучающихся в проектно-исследовательской и социально значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни.
Конвергентный характер экологического образования для устойчивого развития в его целевом аспекте детерминирован широким спектром формируемых образовательных ком-петентностей (учебно-познавательная, коммуникативная, информационная, общекультурная, социально-гражданская, экологическая и другие). При этом экологическая компетент-
ность признается одной из ключевых и вместе с этим их интегральной составляющей: под ней понимается способность системно применять экологические знания и метапредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем в соответствии с идеями устойчивого развития.
Аксиология экологического образования для устойчивого развития разрабатывалась на основе ряда подходов, учитывающих базовые гуманистические ценности и методологические принципы организации образовательного процесса. Так, эколого-гуманистическая аксиология разрабатываемого образовательного направления базируется на интеграции личностно-ори-ентированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов, учитывает требования стандартов второго поколения (воспитание гражданина, обладающего универсальными учебными умениями в различных сферах деятельности или ключевыми компетентностями) и способствует развитию социально-личностных качеств учащихся на основе эколого-ориенти-рованных ценностей в соответствии с потребностями развивающегося общества.
Для реализации на практике разрабатываемой методологии была сформирована структурно-функциональная модель, включающая в себя целевой, содержательный, мотивацион-но-ценностный, деятельностный (технологический), результативно-оценочный компоненты [11]. В целевом компоненте представлены цели обучения (формирование знаний об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды). Целью воспитания является создание условий для принятия обучающимися ценностно-смысловых ориентиров и формирования ключевых образовательных компетентностей. Цель развития заключается в содействии формированию способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, нести ответственность за собственные действия и поступки. Содержательный компонент включает идеи устойчивого развития цивилизации, условия устойчивого существования жизни и развития человече-
ства, основные типы экосистем и их функционирование, природные ресурсы и системы жизнеобеспечения, экономику и политику в области охраны окружающей среды. Мотива-ционно-ценностный компонент опирается на аксиологическую семантику образования для устойчивого развития (познание как ценность, «Я» как ценность, другие люди как ценность, природа как ценность, социально значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность). Технологический компонент модели опирается на так называемую стадиальную технологию реализации образования для устойчивого развития. Первая ее стадия направлена на выявление первоначальной осведомленности обучающихся по обсуждаемой проблематике и предполагает опору на первоначальные экологические знания, имеющиеся в естественнонаучной, гуманитарной и технической областях. На второй стадии происходит соотнесение имеющихся знаний с новым метадпредмет-ным содержанием, осмысление и представление их в индивидуальном для каждого ученика переработанном виде. На третьей стадии осуществляется творческое переосмысление новых знаний, применение их в новой ситуации (исследовательской, природоохранной и социально значимой деятельности, направленной на содействие решению социально-экологических проблем). Результативно-оценочный компонент позволяет оценить личностные и социально значимые результаты учащихся, а также результаты деятельности школ в соответствии с разработанными индикаторами устойчивого развития образовательной организации.
Потенциал данной методологии обеспечивает разворачивание новых предпосылок философии экологического образования - за счет представлений об открытости, нелинейности развития школы (в широком смысле), сочетания глобальных тенденций и местных приоритетов; через обращение к непрагматическим идеалам и ценностям, формирование осмысленного отношения к постижению и преобразованию окружающего мира; методологии экологического образования - за счет реализации процессов самоорганизации, творческого поиска с участием всех субъектов образовательного процесса; сочетания формального (обязательного), неформального (дополнительного) и информаль-
ного образования; развития и укрепления потенциала отдельных лиц, групп, сообществ, позволяющего иметь собственные суждения и делать выбор с учетом глобальных последствий индивидуальных действий; содержания образования - через принципы междисциплинарно-сти, интеграции различных учебных дисциплин; за счет модульности и вариативности, обеспечения возможности выбора индивидуальной образовательной траектории; образовательных технологий, направленных на переориентацию методики обучения с передачи/усвоения знаний на изучение проблем и поиск их решений, анализ ситуаций реальной жизни.
Аксиология экологического образования для устойчивого развития в коэволюционной эпистемологической модели. Ценностное содержание экологического образования для устойчивого развития, как представляется, наиболее полно реализуется в применяемой авторами коэволюционной эпистемологической модели. Идея целостности жизни, на которую опирается экологическое образование для устойчивого развития, открывает широкие горизонты для философского осмысления специфики организации и эволюции живого: целостная природа не просто эволюционирует - природа коэволюционирует. С аксиологической точки зрения рассматривается значение идеи коэволюции для представлений об устойчивом развитии в целом. Ее семантическое объяснение кажется предельно понятным: коэволюция - это, в буквальном смысле слова, -«со-развитие» или «согласованное развитие», касающееся прежде всего живой природы. Термин «коэволюция» в научный лексикон впервые был введен Эрихом Янчем для уточнения специфики процесса самоорганизации внутри эволюционно сформировавшейся природной части Универсума [12]. Э. Янч говорит о коэволюции в контексте рассмотрения процесса самоорганизации Вселенной, выделяя при этом макро- и микроструктуры. Однако в настоящее время понимание коэволюции в онтологическом и методологическом (коэволюци-онной модели) смысле гораздо шире.
Наиболее общим определением сущности коэволюционной модели является следующее: коэволюционная модель рассматривает сопряженное, согласованное развитие двух систем
со взаимными селективными требованиями. Обобщая ряд литературных работ [13-16], следует обратить внимание на широкий круг проблем, рассматриваемых средствами коэволю-ционной эпистемологической модели. Однако для экологического образования в интересах устойчивого развития наиболее значимой является идея коэволюции природы и общества (цивилизации) («социоестественная история»). Как отмечает Р. С. Карпинская, «в настоящее время под коэволюцией прежде всего понимается сосущестование и соразвитие мира природы и мира цивилизации на Земле» [14]. Феномен социоестественной истории является предметом исследований Центра социоесте-ственных исследований Института города и Института востоковедения РАН, в результате чего опубликован ряд работ под ред. Э. С. Куль-пина (серия научно-методических работ «Со-циоестественная история», 1993-2003). Основная задача таких исследований - целостное конструктивное осмысление исторических процессов путем изучения взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния процессов, явлений и событий в жизни общества и природы. Особым направлением является изучение социально-экологических кризисов в истории цивилизаций, влияния антропогенных преобразований природы на становление самосознания этноса, иерархию ценностей и др. Поиск природных оснований базовых ценностей общества также оформлен в особое направление методологии социоестественной истории, причем «ограничения на возможный список базовых ценностей связаны с закрепленными допустимыми пределами... на пути развития сознания людей» [15].
Таким образом, в осмыслении процессов со-циоестественной истории существенным практическим результатом является разработка методологии экологического образования для устойчивого развития, направленного на гармонизацию отношений социума и природы. Темы рационального природопользования, ограничения антропогенной экспансии от констатации поднимаются до уровня определения концептуально-методологического базиса, способствующего решения ряда экологических проблем. Поскольку экологическое знание давно уже стало развиваться как междисциплинарное направление, бу-
дучи подкрепленным методологией социоесте-ственной истории, оно сформировало конструктивную основу для дальнейшего развития этих коэволюционных идей, в том числе в области экологической культуры и образования.
Заключая рассмотрение развития коэволю-ционной стратегии в исследовании живой природы, Шульга указывает: «...идея коэволюции охватывает самый широкий круг явлений. Уже такой краткий, сжатый анализ генезиса идеи коэволюции приводит к убеждению в универсальном характере ее воплощения. С гносеологической точки зрения идея коэволюции весьма перспективна. Корни ее лежат в эволюционной теории, вышедшей на уровень познания условий, факторов и механизмов развития - от биологического до гносеологического, что должно составить предмет пристального внимания в развиваемых ныне исследованиях по биофилософии» [16].
Для завершения рассмотрения значимости данной модели в основе аксиологии экологического образования для устойчивого развития отметим следующие положения: в коэволюци-онной модели достаточно явно раскрываются такие неклассические характеристики, как сближение естественнонаучной и гуманитарной проблематики в решении социальных и гуманистических задач, ее ориентация на аксиологическую проблематику, экологизация научной информации; экстернализация получаемого в модели научного знания, напрямую зависящего от социокультурной детерминации; в области методологии - это интеграция системной и эволюционной парадигм, рассматривающих факт сопряженного развития двух системно организованных целостностей; в области мировоззренческих установок - постулирование факта включенности социоестественного развития живого в эволюцию Вселенной, универсализация законов коэволюционного развития.
Аксиология и методология экологического образования для устойчивого развития в управлении образовательными системами. Ряд ценностных и методологических установок представляются эффективными для управления образовательными системами на основе индикаторов устойчивого развития для образовательных организаций, а также подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Методология экологического образования для устойчивого развития проектировалась как целостная многокомпонентная система, включающая:
• на уровне теоретического представления - концептуальные положения, совокупность педагогических принципов и личностно-ориентированных образовательных технологий, основанных на критическом мышлении, проблемном и коллективном обучении, отражающих как современные, так и опережающие требования социального заказа;
• на уровне педагогической практики -определение предметности с позиций не зна-ниевого (передача/усвоение готовых знаний об устойчивом развитии), а компетентностного подхода, где предметом выступают компетентности, необходимые для достижения устойчивого развития при моделировании ситуаций, в которых человек учится действовать, разрешая проблемы.
Так, при разработке методологии были учтены требования ФГОС общего образования (2009-2012), которые подчеркивают важность представлений об экологической культуре; профессиональный стандарт «Педагог» (2013); требования Стратегии ЕЭК ООН, отражающие ключевые характеристики образования для устойчивого развития.
Применительно к моделированию процессов управления образовательными системами была разработана методика, реализуемая на уровне образовательной организации, на основе индикаторов устойчивого развития: формирование развивающей эколого-образова-тельной среды, представленность идей устойчивого развития и экологии в образовательной программе, программе развития организации и т. д.; участие в местном самоуправлении, вовлечение педагогов, обучающихся в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития на уровне местного сообщества; совершенствование системы управления в образовательном учреждении на основе коллегиальных форм управления образовательной организацией (совета по экологическому образованию в школе), повышение квалификации педагогических работников в данной области; рациональное использование ресурсов в школе (экономия, минимизация отходов, их
вторичное использование), экологичность оборудования и материалов, используемых в деятельности школы.
Под руководством академика Г. А. Ягодина осуществлялась апробация указанных индикаторов в ходе работы экспериментальных площадок «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (2005-2008), «Формирование ключевых образовательных компетент-ностей учащихся средствами экологического образования для устойчивого развития» (20092012), «Разработка новых методик и технологий повышения качества общего экологического образования» (2013-2015) в г. Москве. В экспериментальной работе были задействованы более 40 образовательных учреждений, объединяющих около 2,5 тыс. учащихся, 450 педагогов. В настоящее время развитие данной идеи получило в опыте разработки «рейтинга зеленых школ». В 2016 г. экологическое бюро Greens совместно с организацией «Школа новых технологий» реализовали подход для рейтингования эколого-ориентированной деятельности образовательных организаций. В 2017 г. Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма запланировано расширение масштабов данного проекта на основе распространения опыта ведущих школ Москвы, получивших высокие места в рейтинге, а также изучения дополнительных критериев рейтингова-ния, отражающих ценностное содержание экологических ориентаций образовательной системы каждой школы.
Так, среди необходимых критериев представляется необходимым исследование тенденций динамики в формировании образовательных компетентностей, представлений в области окружающей среды и устойчивого развития, опыта практического выявления, решения и предупреждения экологических проблем, в развитии познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер сознания - на уровне обучающихся; в формировании представлений в области окружающей среды и устойчивого развития, экологической компетентности, профессиональной квалификации -на уровне педагогических работников и административно-управленческого персонала, а также в целом - в оптимизации управления на основе индикаторов устойчивого развития.
Развитие аксиологических и методологических оснований в учебном предмете «Экология» для 10-11-х классов. Разработанные положения научной школы академика Г. А. Ягодина нашли дальнейшее развитие в учебно-методическом комплексе нового учебного предмета «Экология» для 10-11-х классов (авторы М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина) [17; 18]. Согласно Приказу Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 г. № 413, предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» включает учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень), «Экология» (базовый уровень), «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень). Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), среди которых в стандартах выделен интегрированный учебный предмет «Экология» наряду с «Естествознанием», «Об-ществознанием», «Россией в мире»; основой для его создания может являться курс «Экология» на базовом уровне.
Программа учебного предмета «Экология» для 10-11-х классов разработана и ориентирована на реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов к экологической подготовке учащихся и рассчитана на 34 часа. Курс направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в области экологического образования для устойчивого развития, развитие умений самостоятельной образовательной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками, формирование установок на здоровый, безопасный, экологически целесообразный образ жизни с учетом значимости экологической подготовки для дальнейшей профессиональной деятельности и социализации.
Методологической основой для разработки программы является системно-деятельностный подход, предполагающий использование современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий, направленных на ре-
ализацию учебного содержания предмета «Экология», адекватную само- и взаимооценку результатов образовательной и социально значимой деятельности в содействии улучшению состояния окружающей среды. В содержательном отношении важным отличием курса является понимание экологии как комплексного, мировоззренческого и конвергентного знания, на протяжении эволюции своего научного образа испытывающего значительную гуманитаризацию предмета. Одной из авторских задач являлся учет ключевых разделов экологии как науки в ее трансформации от биоэкологии к социальной экологии и проблематике устойчивого развития цивилизации. По мнению авторов, полноценное изучение курса невозможно без рассмотрения, обсуждения и анализа всех разделов, исторически формировавших предметное поле экологии, а формирование экологической культуры только на основе вопросов экологической безопасности, качества среды обитания и других было бы ограниченным и недостаточным для выполнения задач экологического образования. В связи с этим цель курса - создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе «человек -общество - природа», развития и самореализации обучающихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. Личностная цель заключается в содействии: формированию способности учащихся самостоятельно принимать решения, нести ответственность за собственные действия и поступки, осознавать влияние жизнедеятельности человека на природную среду; приобретению коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения; развитию адекватной самооценки учебной и социально значимой деятельности, уровня сфор-мированности универсальных учебных действий, образовательных компетентностей. Мета-предметная цель курса - создание условий для формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), ключевых образовательных компетентностей для становления осознания личной ответственности за состояние окружающей среды. Предметная цель курса
- формирование знаний об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, мотивации практических действий по оптимизации своего экологического следа (индикатор влияния человека на окружающую природную среду, учитывающий результат индивидуального воздействия на основе потребления природных ресурсов и образования отходов) и образа жизни, также развитие исследовательских умений для мониторинга окружающей среды и применение полученных навыков в повседневной жизни. В содержании курса последовательно раскрываются вопросы фундаментальной (классической) экологии, социальной экологии, представлены экологические и социально-экономические факторы устойчивого развития, проблемы качества окружающей среды и роль систем жизнеобеспечения человека. В параграфах учебника изложены прикладные вопросы организации экологической безопасности, способы деятельности по защите и охране окружающей среды, изучению и мониторингу состояния окружающей среды.
Ориентация на личность (учет индивидуальных возрастных способностей и возможностей, уровня подготовки, стиля познания, интереса в той или иной области) предполагает выбор адекватных форм, методов и приемов обучения, позволяющих реализовать дифференциацию в обучении применительно к каждому школьнику. При этом профессиональные умения учителя должны быть направлены на организацию самостоятельной индивидуальной или совместной деятельности учащихся, побудить интерес, оказать квалифицированную помощь в познании и применении знаний. В связи с этим предлагаемые учащимся формы, методы и приемы обучения должны способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только для освоения содержания экологического образования для устойчивого развития, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с различными источниками информации, анализировать различные стороны явлений, событий и др.).
Однако разработка и реализация отдельного предмета «Экологии», с нашей точки зрения, не может являться единственным средством
формирования экологической культуры обучающихся. Предмет «Экология» может стать ядром формирования целостной эколого-об-разовательной системы в учреждении, вокруг которого аккумулируются различные формы экологического образования в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, социально-экологического партнерства. Согласно стратегии образования в интересах устойчивого развития Европейской экономической комиссии ООН, школьное экологическое образование в интересах устойчивого развития не может ограничиваться одним или несколькими специальными предметами, а должно по своей сути служить ориентиром для всей системы образования и быть в этом смысле метапредметным. Наш подход включает предметную область и рассматривается как метадпредметное направление, как более широкое понятие, охватывающее все школьное образование, то есть предлагаемая методика может использоваться как для общего, так и для частного (предметного) направления. Данная тенденция коррелирует с идеей разнообразия моделей реализации экологического образования в школе [19]. В проведенном исследовании методологию мы рассматриваем через общие подходы, а практическое решение этой проблемы - через курсы «Экология Москвы и устойчивое развитие» [20; 21] и «Экология» [17].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аргунова М. В., Ермаков Д. С., Плюснина Т. А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития для школьников и учителей. - М.: МИОО, 2015. - 144 с.
2. Huber J. Towards industrial ecology: sustainable development as a concept of ecological modemization // Journal of environmental policy and planning. - 2000. - Vol. 10. - Р. 2-11.
3. Shaping the Education of Tomorrow: 2012 Full-length Report on the UN Decade of Education for Sustainable Development. - Paris, 2012. -102 p.
4. Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование: учеб. пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. - М.: Образование и экология, 2010. - 140 с.
5. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. - М.: Образование и экология, 2011.
6. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.. Есть ли у образования для устойчивого развития свой предмет познания? // Вестн. Бурятского гос. ун-та. - 2016. - Вып. 4. - С. 3-11.
7. Марфенин Н. Н., Попова Л. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. - 2006. - № 2. - С. 16-29.
8. Васильченко А. И. Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО и Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. - 2013. - № 4 (56). - С. 7-9.
9. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. -2012. - № 2. - С. 4-15.
10. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. - 2010. - № 9. -С.38-44.
11. Аргунова М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как над-предметное направление модернизации школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010. - 381 с.
12. Jantsch E. The self-organizing Universe: Scientific and Human Implications of the Emerging Paradigm of Evolution. - Oxford, 1980. - 343 р.
13. Баксанский О. Е. Коэволюционные репрезентации в современной науке // Методология биологии: новые идеи: Синергетика, семиотика, коэволюция / отв. ред. О. Е. Баксан-ский. - М., 2001. - С. 44-64.
14. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995. - 352 с.
15. Смирнов Л. М. Базовые ценности - поиск природных оснований // Природа и менталь-ность. - М., 2003. - С. 104.
16. Шульга Е. Н. Генезис идеи коэволюции // Биофилософия / отв. ред. А. Т. Шаталов. -М., 1997. - C. 71-72.
17. Аргунова М. В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А. Экология 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
18. Аргунова М. В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А. Экология. Методические рекомендации. 1011 классы. - М.: Просвещение, 2017. - 174 с.
19. Чуйкова Л. Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестн. экол. образования. - 2011. - № 1 (17). - С. 20-32.
20. Экология Москвы и устойчивое развитие: учеб. пособие для 10 (11) классов сред. общеобразоват. школ / Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун; под ред. Г. А. Ягодина. - М.: МИОО: Интеллект-Центр, 2008. - 352 с.
21. Экология Москвы и устойчивое развитие: учеб. пособие для 10 (11) классов сред. обще-образоват. школ / Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун. - 2 изд., доп. - М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2013. - 304 с.
REFERENCES
1. Argunova M. V., Ermakov D. S., Plyusnina T. A.
Ekologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoy-chivogo razvitiya dlya shkolnikov i uchiteley. Moscow: MIOO, 2015. 144 p.
2. Huber J. Towards industrial ecology: sustainable development as a concept of ecological modernization. Journal of environmental policy and planning. 2000, Vol. 10, pp. 2-11.
3. Shaping the Education of Tomorrow: 2012 Full-length Report on the UN Decade of Education for Sustainable Development. Paris, 2012. 102 p.
4. Dzyatkovskaya E. N. Ekologicheskoe razvivay-ushchee obrazovanie: ucheb. posobie dlyapost-diplomnogo obrazovaniya i samoobrazovaniya pedagogov. Moscow: Obrazovanie i ekologiya, 2010. 140 p.
5. Dzyatkovskaya E. N., Zakhlebnyy A. N., Li-berov A. Yu. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii ekologicheskogo obrazovaniya v Federalnykh gosudarstvennykh obrazovatel-nykh standartakh vtorogo pokoleniya. Moscow: Obrazovanie i ekologiya, 2011.
6. Dzyatkovskaya E. N., Zakhlebnyy A. N.. Est li u obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya svoy predmet poznaniya? Vestn. Buryatskogo gos. un-ta. 2016, Iss. 4, pp. 3-11.
7. Marfenin N. N., Popova L. V. Ekologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya: novye zadachi i problemy. Ekologicheskoe obrazovanie do shkoly, v shkole, vne shkoly. 2006, No. 2, pp. 16-29.
8. Vasilchenko A. I. Formirovanie ekologicheskoy kultury obuchayushchikhsya v usloviyakh real-izatsii trebovaniy FGOS OOO i Kontseptsii ob-shchego ekologicheskogo obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya. Vestn. Kem-erovskogo gos. un-ta. 2013, No. 4 (56), pp. 7-9.
9. Zakhlebnyy A. N., Dzyatkovskaya E. N., Vag-ner I. V., Liberov A. Yu. Kontseptsiya obsh-chego ekologicheskogo obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya (2010). Ekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly. 2012, No. 2, pp. 4-15.
10. Zakhlebnyy A. N., Dzyatkovskaya E. N. Modeli soderzhaniya ekologicheskogo obrazovaniya v no-voy shkole. Pedagogika. 2010, No. 9, pp. 38-44.
11. Argunova M. V. Ekologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya kak nadpred-metnoe napravlenie modernizatsii shkolnogo obrazovaniya. ScD dissertation (Education). Moscow, 2010. 381 p.
12. Jantsch E. The self-organizing Universe: Scientific and Human Implications of the Emerging Paradigm of Evolution. Oxford, 1980. 343 p.
13. Baksanskiy O. E. Koevolyutsionnye reprezen-tatsii v sovremennoy nauke. In: Baksanskiy O. E.
(ed.) Metodologiya biologii: novye idei: Siner-getika, semiotika, koevolyutsiya. Moscow, 2001. Pp.44-64.
14. Karpinskaya R. S., Liseev I. K., Ogurtsov A. P. Filosofiya prirody: koevolyutsionnaya strategi-ya. Moscow, 1995. 352 p.
15. Smirnov L. M. Bazovye tsennosti - poisk prirodnykh osnovaniy. Priroda i mentalnost. Moscow, 2003. Pp. 104.
16. Shulga E. N. Genezis idei koevolyutsii. In: Shatalov A. T. Biofilosofiya. Moscow, 1997. Pp. 71-72.
17. Argunova M. V., Morgun D. V., Plyusnina T. A.
Ekologiya 10-11 klassy: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizatsiy: bazovyy urov-en. Moscow: Prosveshchenie, 2017. 144 p.
18. Argunova M. V., Morgun D. V., Plyusnina T. A. Ekologiya. Metodicheskie rekomendatsii. 10-11 klassy. Moscow: Prosveshchenie, 2017. 174 p.
19. Chuykova L. Yu. Analiz modeley ekologicheskogo obrazovaniya, ispolzuyushchikhsya v sisteme shkolnogo obrazovaniya. Astrakhanskiy vestn. ekol. obrazovaniya. 2011, No. 1 (17), pp. 20-32.
20. Yagodin G. A., Argunova M. V., Plyusnina T. A., Morgun D. V. Ekologiya Moskvy i ustoychivoe razvitie: ucheb. posobie dlya 10 (11) klassov sred. obshcheobrazovat. shkol. Moscow: MIOO: Intellekt-Tsentr, 2008. 352 p.
21. Yagodin G. A., Argunova M. V., Plyusnina T. A., Morgun D. V. Ekologiya Moskvy i ustoychivoe razvitie: ucheb. posobie dlya 10 (11) klassov sred. obshcheobrazovat. shkol. Moscow: GAOU VPO MIOO, 2013. 304 p.
Аргунова Марина Вячеславовна, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования Центра дошкольного и начального образования ГАОУ ВО МИОО, заслуженный учитель РФ e-mail: [email protected]
Argunova Marina V., PhD in Biology, ScD in Education, Professor, Preschool and Primary Education Department, Center for Preschool and Primary Education, Moscow institute of open education, Honored Teacher of Russian Federation e-mail: [email protected]
Моргун Дмитрий Владимирович, кандидат философских наук, кандидат биологических наук, директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма e-mail: [email protected]
Morgun Dmitry V., PhD in Philosophy, PhD in Biology, Director, Moscow Centre of Environmental Education, Regional Research and Tourism e-mail: [email protected]