педагогические науки
Блинов Леонид Викторович, Тютюсова Елена Вячеславовна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ...
УДК 37.032
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2018
Блинов Леонид Викторович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического и дефектологического образования, академик МАНПО Тютюсова Елена Вячеславовна, аспирант кафедры педагогического и дефектологического образования Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, e-mail:[email protected])
Аннотация. Рассмотрены теоретические аспекты формирования социальных компетенций младших школьников, направленные на развитие личностных универсальных действий: самостоятельности, коммуникабельности, активной жизненной позиции, мотивации к непрерывной образовательной деятельности, в целях проведения модернизации современного образования. Под воздействием социального общества, представленного школой, семьей, друзьями, у обучающихся формируются личностные действия путем присвоения обучающимся активного социального опыта. Дан анализ диссертационных исследований по проблеме развития социальной компетентности в современном обществе. В статье проанализированы требования к личностным качествам выпускника начальной школы, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте. Отмечены и личностные планируемые результаты начального общего образования, которые будут сформированы у выпускника. Для формирования социальных компетенций они систематизированы в соответствии с ценностными ориентациями обучающихся начальных классов. В статье конкретизированы требования к ценностным направлениям и личностным результатам начального общего образования. Дополнены критериями оценивания каждого требования, которые помогут составить мониторинг социальных компетентностей и провести исследование по их формированию у обучающихся начальных классов. Сделаны выводы о формировании компонентов социальной компетентности выпускников младших классов и о социальной компетентности как об аксиологическом аспекте обучения.
Ключевые слова: социальные компетентности, ценностные ориентации, личностные универсальные учебные действия, планируемые результаты, критерии оценивания, аксиологический аспект, требования к выпускникам, метапредметные результаты.
FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE CONTEXT OF AXIOLOGICAL APPROACH
© 2018
Blinov Leonid Viktorovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogical and Defectology Education, Academician of the IASP Tiutiusova Elena Vyacheslavovna, postgraduate student of the Department of Pedagogical and Defectology Education, Pacific State University (680035, Russia, Khabarovsk, street Pacific, 136, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers theoretical aspects of formation of social competence of primary school pupils, aimed at developing the personal universal action: autonomy, sociability, active life position, motivation to continuing educational activities, in order to conduct the modernization of modern education. Under the influence of social society, represented by school, family, friends, pupils form personal actions by assigning an active social experience. The analysis of dissertation research on the problem of the development of social competence in modern society is given. The article analyzes the requirements to the personal qualities of the primary school graduate registered in the federal state educational standard. The personal and planned results of the primary general education, which will be formed at the graduate, are also noted. They are systematized for the formation of personal universal educational activities by the requirements for personal planned results in accordance with the value orientations of the students of primary classes. The article specifies the requirements for value directions and personal results of primary general education, and are supplemented by the criteria for assessing each requirement that will help to monitor social competencies and conduct research on their formation in primary school students. Conclusions are drawn on the formation of components of social competence of graduates of junior classes and on social competence as an axiological aspect of education.
Keywords: social competence, value orientations, personal universal educational actions, expected outcomes, evaluation criteries, axiological aspect, requirements for graduates, meta-subject results.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важный образовательный приоритет, привлекающий внимание ученых, нацелен на развитие социальных компетент-ностей личности. Для современного общества проблема социального воспитания обучающихся, способных динамично интегрироваться в современное общество и решать его проблемы, остается актуальной. Такие запросы государства нацеливают на необходимость проведения модернизации современного образования [1] и ставят ведущей задачей формирование личностных и метапредметных учебных универсальных действий.
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования не рассматриваются социальные компетентности личности обучающегося, как самостоятельно формируемый компонент. Но пропедевтика их формирования проводится еще в дошкольном образовании, приобщая детей к традициям семьи, общества и государства, культурным нормам [2]. Это позволяет нам считать социальные ком-
петентности курсом при подготовке обучающихся к преемственности в среднем звене.
Реализация данной задачи предполагает внесение изменений в технологии образовательного процесса, позволяя развивать самостоятельность, коммуникабельность, активную жизненную позицию, мотивацию к непрерывной образовательной деятельности, готовить обучающихся самостоятельно решать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях, следовательно, развивать социальные навыки младших школьников. В результате у них формируются ключевые компетенции, являющиеся личностными и метапредметны-ми результатами обучения младших школьников под воздействием школы, семьи, друзей, одноклассников, социального общества, в котором живет и развивается человек. Таким образом, целью образования является развитие личности на основе формирования универсальных способов познания мира [2], а значит, социальной компетентности.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
Blinov Leonid Viktorovich, Tiutiusova Elena Vyacheslavovna FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF YOUNGER ..
pedagogical sciences
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Анализ диссертационных исследований и научной литературы по проблеме развития социальной компетентности в современном обществе позволяет сделать вывод о том, что данная проблема в последние годы представляла интерес для ученых. Она рассматривалась в диссертационных работах Ю.Е. Уфимцевой (2006) [3], О.А. Крузе-Брукс (2008) [4], Л.Н. Гиенко (2009) [5], И.Е. Шишовой (2009) [б], Ю.В. Коротиной (2011) [7], О.В. Галаковой (2013) [8]. Ученые рассматривают формирование социальной компетентности обучающихся начальной школы средствами содержания коммуникативного, мотивационно - ценностного, деятельностного, рефлексивного, поведенческого компонентов. На основе анализа диссертационных исследований мы пришли к выводу о том, что формируемые социальные компетентности носят надпредметный и межпредметный характер, в то же время, основываясь на предметном содержании и говоря о метапредметных компетенциях мы, прежде всего, имеем ввиду те универсальные действия, которые, обладая свойством широкого переноса, делают успешным процесс адаптации личности в различных социальных сферах.
Изучив научную литературу по вопросу формирования социальной компетентности, мы полагаем, что диссертационные исследования имеют идентичное описание содержания компонентов социальной компетентности, имеющие направления коммуникации, мотивации, рефлексии, деятельности, поведения[9]. Поэтому целью нашей работы является систематизация требований и критериев для формирования социальной компетентности младших школьников.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашей статьи является установление взаимосвязи между описанными ценностными ориентациями и требованиями к личностным планируемым результатам, прописанным в ФГОС и в планируемых результатах начального общего образования. В своем исследовании мы устанавливаем, что объектом оценки личностных результатов является сформированность личностных универсальных учебных действий. Предметом оценки становится эффективность деятельности системы образования.
Целое направление исследований явления ценностей личности описано в психологии. Это Л.С. Выготский [10], который рассматривал направление, исследующее природу смысловых образований личности, из понятия смысла, А.Н. Леонтьев [11] - личностного смысла. В современной науке это направление представлено работами А.Г. Асмолова [12], Б.С. Братуся [13], Д.А. Леонтьева [14], В.В. Столина [15] и др.
На наш взгляд, во всех сферах человеческой деятельности важным социальным образованием личности являются ценностные ориентиры, развитие которых происходит под влиянием мотивационных, коммуникативных, деятельностных и оценочных факторов, необходимых для успешной адаптации личности в определенном социальном обществе. Они не только взаимосвязаны, но для формирования социальных компетенций их влияние на развитие ценностных ориентиров личности необходимо рассматривать в системе. В предыдущей статье мы рассматривали требования к метапредметным результатам выпускника начальной школы и их отношение к ценностным ориентирам [16].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для систематизации понимания того, какие личностные качества будут сформированы у обучающихся начальной школы, составим декомпозицию требований к становлению личностных действий, прописанных в ФГОС, к планируемым результатам освоения НОО.
Определим критерии оценивания личностных УУД и личностные качества учащихся [17], которые к ним от-
носятся при формировании социальной компетентности.
1. Положительное отношение к школьной дисциплине [17]:
- формирование положительной самооценки на основе успешности социальной роли «хорошего ученика»;
- понимание причин успеха в учебной деятельности и понимания причин своей успешности;
- учебно-познавательный интерес к школьной программе и решению ученых задач/проблем.
2. Сформированность этических требований и моральных норм [17]:
- развитие системы стыда, вины, совести, оценивания, которые регулируют поведение и общение;
- осознанное понимание чувств и переживаний человека и сочувствие им, которое выражается в помощи людям;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества в социальных ситуациях, умения находить выходы из конфликтов.
3. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир [17]:
- формирование уважительного отношения к другому мнению, к природе, истории и культуре других народов.
4. Сформированность представлений о своей Родине [17]:
- основы гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культуры.
Анализ научной литературы и первоисточников позволяет сделать вывод об установленной взаимосвязи между ценностными ориентациями и требованиями к личностным планируемым результатам, прописанным в ФГОС и в планируемых результатах начального общего образования. Представленное авторское видение проблемы формирования социальной компетентности, которая характеризуется нами как качества личности обучающегося, отражающие систему знаний, умений, навыков, опыта, действий, необходимых для социально значимого поведения в окружающем мире, умений продуктивно находить решения различных ситуаций, адекватного восприятия окружающего мира.
Выделенные компоненты дают представление о социальной компетентности как об аксиологическом аспекте приобщения обучающихся к деятельности в обществе и пониманию внутреннего мира самого ребенка, которые несут ценностностные обновления в системе образования [18].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Формирование данных компонентов социальной компетентности является важным этапом в развитии личности ребенка [19]. Педагоги, формируя в своих воспитанниках навыки поведения в обществе, вкладывая знания о способах поведения в семье, школе, театре и других социумах, к концу начальных классов не имеют четкого представления об уровне сформированности социальной компетентности у своих учеников. Вкладывая в обучающегося весь набор знаний и умений, к концу начального обучения учитель не может с точностью сказать о компетентности в поведении своих выпускников. Поэтому в дальнейшем перед нами стоит проблема в систематизации мониторинга уровня развития социальных компетентностей обучающихся младших классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2013.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные
288
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 151с.
3. Уфимцева, Ю.Е. Педагогическая технология формирования социальной компетентности детей в процессе преемственности работы ДОУ и школы: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Ю.Е. Уфимцева. - Шадринск, 2006. - 205 с.
4. Крузе-Брукс, О. А. Формирование социальной комптентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: / О.А. Крузе-Брукс - Великий Новгород. - 2008. - 176 с.
5. Гиенко, Л.Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: / Л.Н. Гиенко.- Барнаул, 2009. 24 с.
6. Шишова И.Е. Формирование социальной компетенции в процессе обучения иностранным языкам// Вестник Томского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки (филология). 2006. Выпуск 9. - С. 110-113.
7. Коротина Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов: дис. ... канд. пед. наук: / Коротина Юлия Викторовна - Тамбов, 2011. - 210 с.
8. Галакова О.В. Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности: ... канд. пед. наук: / Галаковой Ольги Владимировны -Москва, 2013. - 203 с.
9. Коблянская Е.В. Социальная компетентность [Текст] / Е.В.Коблянская. - СПб.: СПбГУ, 1995. - 101 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 534 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
12. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. / Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.
13. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. - 64 с.
14. Леонтьев Д.А. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1997. № 1. С. 20-27.
15. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
16. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.
17. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
18. Степашко Л.А. Образование как социокультурный институт и процесс становления и развития личности. // Философия и история образования. - М.:МПСИ: Флинта 1999. С. 7-22
19. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Организационно-педагогические условия формирования метапредметных умений учащихся начальной школы // Герценовские чтения. Начальное образование. 2017. Т. 8. № 1. С. 14-19.
Статья поступила в редакцию 08.05.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Блинов Леонид Викторович, Тютюсова Елена Вячеславовна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ...