Tiutiusova Elena Vyacheslavovna, Blinov Leonid Viktorovich pedagogical
AXIOLOGICAL ASPECT IN FORMING SOCIALLY-ORIENTED ... sciences
УДК 372.4
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2018
Тютюсова Елена Вячеславовна, аспирант кафедры педагогического и дефектологического образования Блинов Леонид Викторович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического и дефектологического образования, академик МАНПО
Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, e-mail:[email protected])
Аннотация. Развитие социальной компетентности у обучающихся младших классов происходит в социуме, нацеленном на усвоение норм и правил поведения, взаимодействия в семье и обществе, умение решать повседневные проблемы. Для каждого обучающегося процесс формирования ценностей это его внутренний путь личностного самоопределения. Проблемы современного образования направлены на развитие этих компетентностей обучающихся, благодаря которым они будут реализовывать социальные действия и опыт. Для решения данной проблемы в статье рассматривается понятие «ценностные ориентиры», как значение и смысл культурного явления для индивидуума, и его отношение к данному явлению. Определяется позиция Олдемейера по формированию ценностных ориентаций индивидуума, которые вызваны чувством, что стоит над ними, перед ними и рядом с ними. Он выделял четыре направления, в которых происходит формирование ценностных социальных оснований личности. Данные направления, а также требования к метапредметным результатам выпускника начальной школы, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте, были взяты в основу составления схемы ценностных ориентиров по формированию социальной компетентности обучающихся младших классов. В каждом направлении ценностных ориентиров определяется составляющая «я - мы», неотделимая от субъекта и социума, и без которой не может происходить процесс обучения.
Ключевые слова: ценностные ориентации; универсальные учебные действия; социальные компетентности; критерии оценивания; деятельностный подход; аксиологический аспект; декомпозиция метапредметных результатов; ценностные ориентиры; взаимодействие смыслов.
AXIOLOGICAL ASPECT IN FORMING SOCIALLY-ORIENTED COMPETENCIES
OF YOUNG SCHOOLBOYS
© 2018
Tiutiusova Elena Vyacheslavovna, graduate student of the Department of Pedagogical
and Defectology Education, Blinov Leonid Viktorovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogical and Defectology Education, Academician of the IASP Pacific State University (680035, Russia, Khabarovsk, street Pacific, 136, e-mail: [email protected])
Abstract. The development of social competence among the junior students takes place in a society aimed at assimilating the norms and rules of behavior, interaction in the family and society, and the ability to solve everyday problems. For each trainee, the process of forming values is his inner path of personal self-determination. The problems of modern education are aimed at developing these competencies of students, through which they will implement social activities and experience. To solve this problem, the article considers the concept of "value orientations" as the significance and meaning of a cultural phenomenon for an person, and his attitude to this phenomenon. Oldemeyer's position on the formation of value orientations of the individual is determined, and these orientations are caused by the feeling that stands above them, in front of them and next to them. He distinguished out four directions in which the formation of value social bases of the personality occurs. These directions, as well as the requirements for the meta-subject results of the primary school graduate, prescribed in the federal state educational standard, were taken as a basis for drawing up a scheme of values for the formation of the social competence of the junior students. In the each direction of the value orientations, the "I-we" component is determined, inseparable from the subject and the society, and without this component the learning process can not take place.
Keywords: value orientations; universal learning activities; social competence; evaluation criteria; activity approach; axiological aspect; decomposition of meta-subject results; value orientations; interaction of meanings.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В аспекте философии личность представляется нам как действующий в обществе субъект, наделенный индивидуальными социальными ролями, ценностями, образцами поведения, самовоспитанием социального члена общества. Социум, в котором у обучающегося происходит развитие социальной компетентности, способствует усвоению им норм и правил поведения, взаимодействия в обществе, умению решать реальные проблемы в современной повседневной жизни, т.е. тех результатов, которые прописаны в ФГОС НОО [1]. Поэтому у обучающихся должны быть сформированы такие компетентности, благодаря которым они будут реализовывать социальные действия и опыт, необходимые в быстроменяющемся современном мире.
Формирование целей статьи. Ценности побуждают личность к деятельности и дают ей больше свободы для приобретения опыта действия, деятельности, общения, в которых заключен смысл для усваивания и построения на его основе собственного опыта. Для качественной характеристики социальной компетентности обучаю-302
щихся начальных классов задачи нашего исследования предполагают наличие структуры формирования социальной компетентности. Каждый педагог задумывается над качественным путем перехода идеального образца ценности в определенный порядок действий, при котором сформированная компетентность будет служить пусковым механизмом его поведения в жизненной ситуации. Наша задача - определить этапы действий, при которых ценности из образца перейдут во внутренний мир обучающегося.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. В системно - деятель-ностном подходе, который основывается на теории Л.С. Выгодского [2], А.Н. Леонтьева [3,4], Д.Б. Эльконина [5,6], П.Я. Гальперина [7], современные ученые (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, С.В. Молчанов и другие) с самого начала выделяли результат деятельности как целенаправленной системы, который нацелен не только на развитие личности и формирование гражданской идентичности, но и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Тютюсова Елена Вячеславовна, Блинов Леонид Викторович АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ...
поколение стандартов российского образования [8].
Под ценностными ориентирами мы понимаем значение и смысл культурного явления для индивидуума, которое может оставить его равнодушным, либо он может придать этому явлению значение своим особым отношением. В таком случае происходит приобретение личностной ценности через со-значение, то есть «через отнесение его к себе самому, через оценку его сквозь призму собственной индивидуальности» [9].
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Человек, приобретая личностную ценность, которая осмысливает, означивает и упорядочивает деятельность индивидуума, его психики, приобретает личностный смысл. «Столкновение и взаимодействие смыслов ведёт к рождению новых смыслов, новых образов, действий, поступков» [9]. Такое соотношение позволяет нам определять ценность как аксиологичность деятельности, рассматривать ее как смысл, где освоение ценностей есть процесс осмысления значений и означивания смыслов. В такой связи человек осознает культурное явление, содержащее опыт действия, деятельности, общения, отношения, в которых укоренен смысл, для усваивания и построения на его основе собственного опыта. Ценности дают личности больше свободы и побуждают ее к деятельности.
В центре педагогической теории и практики многие философы и педагоги (А. Маслоу, М.М. Бахтин [10], В.П. Зинченко [11] и др.) рассматривают ценности образования, которые не только значимы для человека, но и «должны соответствовать общечеловеческим ценностям» [12]. Поэтому, по мнению Владимира Петровича Зинченко, главным субъектом ценностей, целей и путей их достижения становится система образования.
Е. Олдемейер рассматривал формирование ценностных ориентаций индивидуума чувством, вызванным тем, что стоит над ними, перед ними и рядом с ними. Таким образом, он определял четыре направления, в которых происходит формирование ценностных социальных оснований личности: отношения «я-ты», «мы-вы», отношения «я-оно», «мы-оно», отношения «я-я», «ямы», отношения «я-мы-сверх я», «я-сверх мы» [13,с. 62].
В таком аспекте образование определяется как часть социального развития общества, которая воздействует на процесс социального, культурного, интеллектуального совершенствования обучающегося через специально организуемую деятельность. Используя указанные направления ценностных социальных оснований личности Е. Олдемейера, ориентируясь на метапредметные результаты выпускника начальной школы, построим схему ценностных ориентиров формирования социальной компетентности обучающегося.
В каждом направлении ценностных ориентиров присутствует составляющая «я - мы», так как развитие индивида неразрывно связано с действиями в социуме. Ценности инициируют формирование личности, направляют процесс ее социального индивидуального развития, соответствующий потребностям, как общества, так и индивида [14]. Дадим определяющее смысловое содержание каждого направления формирования социальной компетентности, опираясь на аксиологический аспект, который присутствует в знаниях о человеке.
Отношения «я - я», «я - мы»: ценности саморазвития, мотивации, регулирующие область межличностных отошений субъекта, его ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях.
Отношения «я - мы - сущность»: ценности отражают природу человека, которая обнаруживается в деятельности познания целостности мира, постижение глубинных связей и отношений предметов, объектов, которые познаются в явлениях, процессах деятельности.
Отношения «я - мы - разум»: ценности, направленные на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания, определяющие отношение к себе как к еди-
нице разумного живого существа ноосферы, обеспечивающие целенаправленное и планомерное управление обучающимися своей деятельностью и поведением.
Отношения «я - мы - общество»: ценности коммуникации и речевых действий, рассматриваемые как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, регулирующие область межличностных отношений.
Рисунок 1 - Схема ценностных ориентиров формирования социальной компетентности
Система образования является главным субъектом ценностей и путей их достижения. Ценности побуждают личность к деятельности и дают ей больше свободы для приобретения опыта действия, деятельности, общения, отношения, в которых укоренен смысл, для усваивания и построения на его основе собственного опыта.
В современном образовании работа с ценностями является неотъемлемой частью образовательного процесса, проходящей через пространство урочной и внеурочной деятельности. Она должна быть представлена как социально значимая деятельность, которая в определенные моменты жизни должна служить для школьника пусковым механизмом его поведения в ценностных ситуациях.
Таким образом, определим совокупность ценностей как многоуровневый подход, который содержит в себе:
- идеальный образ, который представляет обучающийся, для направления дальнейшей деятельности;
- правило, которое принимает и соблюдает обучающийся для приближения к идеальному образу;
- целеполагание, подразумевающее выбор определенного порядка действий человека, который приблизит к идеальному образу;
- оценка, подразумевает определение успеха или неуспеха реализации ценностей в деятельности человека.
Для каждого обучающегося процесс формирования ценностей это его внутренний путь личностного самоопределения [15]. Процесс перехода идеального образца в определенный порядок действий является очень важным в развитии социальной компетентности младшего школьника, направлять который способен грамотный и чуткий педагог.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, анализ научной литературы показал, что развитие социальной компетентности предполагает активную деятельность личности в социуме. Основным направлением формирования социальной компетентности обучающихся мы считаем помощь в выстраивании взаимодействия с другими людьми в окружающем его реальном социуме.
Формирование социальной компетентности личности обучающегося неотделимо от учебных действий
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)
303
Tiutiusova Elena Vyacheslavovna, Blinov Leonid Viktorovich AXIOLOGICAL ASPECT IN FORMING SOCIALLY-ORIENTED .
pedagogical sciences
индивида, поэтому в каждом направлении ценностных ориентиров мы определяем составляющую «я - мы», иначе (без личности) не может происходить процесс обучения. Каждое отношение ценностных ориентаций неотделимо от субъекта и социума, а педагог является проводником, тьютором внутренней работы детской души. Эту роль мы планируем исследовать далее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2014. С. 34.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. / Л.С. Выготский. - М.: 1984. - Т. 4.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М., Смысл, 1999.
5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М., 1989.
6. Эльконин Б.В. Я - экстремист деятельностного подхода! // Школьный психолог. 2001. №14
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.
8. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.— 151с.
9. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания. Журнал «Вопросы философии». — 30.08.2011. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 02.03.2012. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/ expertize/6612
10. Бахтин М. М. Собрание сочинений. В 7 тт. — М., Языки славянской культуры, 1996-2003.
11. Зинченко В. П. Миры и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15-36.
12. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 30.03.1999. URL: http:// www.eidos.ru/journal/1999/0330-04.htm
13. Oldemeyer, E. Zum Problem deer unwitting vors werten. In: Ropohl, g. Und andere. Sass stage der Technikbewertuhg. Vortrage und Discussion. Düsseldorf: VDI, 1978.
14. Блинов Л.В., Недорезова В.Л. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия/Педагогическое образование и наука. 2008. № 1. С. 52-56.
15. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008.
16. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]: под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. С. 120.
17. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вестн. Образования. 2008. № 1. С. 65-85.
18. Белицкая Г. Э. Социальная компетентность личности. М.: ИП РАН, 1995. - С. 245.
19. Степашко Л.А. Образование как социокультурный институт и процесс становления и развития личности // Философия и история образования. - М.:МПСИ: Флинта 1999. С 7 -22.
20. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-108.
Статья поступила в редакцию 26.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018
304
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)