Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ'

ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / кабинет истории / воспитание / средства обучения / уроки истории / качество образования / educational process / history classroom / education / learning tools / history lessons / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Цырулина, Л.М. Сергиенко

В статье рассматривается значение школьного исторического кабинета в работе учителя на уроке истории. Автор рассказывает о проблемах оснащения исторического кабинета, а также о его влиянии на образовательный процесс. Рассматривается организация кабинета, так чтобы облегчить групповую работу и дискуссии. Поднимается вопрос о способствовании развитию навыков командной работы, критического мышления и общения, которые важны не только для изучения истории, но и для подготовки учеников к будущей профессиональной и социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL HISTORY ROOM AND ITS IMPORTANCE IN EDUCATION AND UPBRINGING

The article examines the importance of the school history room in the work of a teacher in a history lesson. The author talks about the problems of equipping the historical study, as well as its impact on the educational process. The organization of the cabinet is being considered, so as to facilitate group work and discussions. The question is raised about promoting the development of teamwork, critical thinking and communication skills, which are important not only for studying history, but also for preparing students for future professional and social life.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ»

ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ И

ВОСПИТАНИИ

А.А. Цырулина, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в городе Ессентуки

(Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-4-57-59

Аннотация. В статье рассматривается значение школьного исторического кабинета в работе учителя на уроке истории. Автор рассказывает о проблемах оснащения исторического кабинета, а также о его влиянии на образовательный процесс. Рассматривается организация кабинета, так чтобы облегчить групповую работу и дискуссии. Поднимается вопрос о способствовании развитию навыков командной работы, критического мышления и общения, которые важны не только для изучения истории, но и для подготовки учеников к будущей профессиональной и социальной жизни.

Ключевые слова: образовательный процесс, кабинет истории, воспитание, средства обучения, уроки истории, качество образования.

Эффективность проведения уроков истории во многом зависит от эффективного оборудования кабинета истории. Для эффективной и плодотворной работы с учениками необходимо найти такой вариант его оформления и оснащения, который действительно помогал бы в обучении школьников. Занятия в активизации мыслительной деятельности в кабинете должны помогать обучающимся, формировать навыки использования справочных материалов, навыки анализа и систематизации изученного материала; формировать базу знаний по предмету, их практическому применению [4].

Вопрос о важности включения исторического кабинета в образовательный процесс начали рассматривать довольно недавно. С середины 1990-х гг. предлагались новые основы использования исторического кабинета в процессе обучения. В числе новаторов был и Ю.Л. Троицкий, предложивший изучать историю на основе документов, которыми должен располагать учитель на уроке истории, полностью отказавшись от учебника [1].

Интересные идеи высказывали К.Б. Умбрашко и М.В. Короткова, отводившие документам, картам, методическим пособиям в кабинете истории важную роль, как средства развития мышле-

ния в процессе обучения. Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова в методических рекомендациях учителю истории, опубликованных в 2000 г. предложили эффективные приемы работы с использованием исторических документов в кабинете истории [1].

Разработка новых стандартов в Российской Федерации для общеобразовательной школы повлекла за собой и расширение методического арсенала работы со школьным историческим кабинетов. Современный этап изучения проблемы выдвинул необходимость поиска новых теоретических основ в использовании кабинета истории в процессе обучения. Это обусловлено тем, что появились новые носители информации (электронные ресурсы), которые характеризуются широкой доступностью, учащиеся получили возможность самостоятельно знакомиться с информацией.

ИКТ также значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке презентации иллюстративного и информационного характера. Подготовка к уроку, дают такому уроку становится творческим процессом.

Одно из основных назначений оформления кабинета истории - это патриотическое воспитание учащихся. Оформление кабинета истории обязательно должно со-

держать символы российского государства. Но учебная база кабинета все же важнее. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними как способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, так и повышают интерес к истории, ведь любой способ заинтересовать учащихся всегда будет интересен увлеченному учителю [5].

Проблема многих современных школ на данный момент - это низкий уровень оснащенности исторических кабинетов. Отсутствие нужного учебного оборудования приводит к существенному снижению качества преподавания, а также невозможности достижения важных образовательных целей. Каждый кабинет в школе является главной составляющей учебного пространства, которое расширяет информационное поле образовательной среды, являясь центром урочной и внеурочной деятельности по истории [3]. От того, насколько хорошо учитель знает, что ему необходимо иметь в кабинете, зависит эффективность его преподавательской деятельности.

Во время прохождения студенческой педагогической практики на базе МБОУ СОШ №10, мною был проведен анализ имеющихся там кабинетов истории. Большое место в кабинетах было отведено наглядным средствам обучения, которые являются не только источниками информации, но помогают также управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивают новые способы передачи информации, позволяют чередовать различные виды работы. Все средства обучения, сосредоточенные в кабинетах, способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету, являются базой осуществления комплексного подхода к образованию, воспитанию и развитию. Кабинеты были оснащены современной мебелью, компьютером с мультимедийным проектором, раздвижным экраном и электронной библиотекой.

При изучении истории Ставропольского края в кабинете были созданы такие усло-

вия, при которых возможна активная познавательная деятельность обучающихся. В этом помогали следующие установки: отбор личностно значимых для обучающихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для обучающихся уровне; подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или у него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).

Таким образом, можно сделать следующий вывод, кабинеты истории в МБОУ СОШ № 10 полностью соответствуют имеющимся требованиям, и в достаточной мере помогают в учебном процессе как ученикам, так и учителю.

Школьный исторический кабинет играет важную роль в обучении и воспитании учащихся. Он предоставляет оптимальные условия для получения знаний, учитывая специфику образовательного учреждения и требования образовательного стандарта по истории. В историческом кабинете проводятся уроки, внеурочная работа и исследовательская деятельность учащихся.

Оснащение кабинета истории различными средствами обучения способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышает их интерес к предмету и позволяет преподавателю комплексно подходить к образованию, воспитанию и развитию учеников.

Применение информационных технологий на уроках истории также является актуальным направлением изменений в преподавании этого предмета. Использование готовых программных продуктов, дидактических компьютерных сред и программных комплексов облегчает работу учителя и делает обучение более интересным для учащихся.

Таким образом, школьный исторический кабинет является важной составляющей образовательного процесса, способствующей повышению качества обучения и воспитания учащихся.

Библиографический список

1. Алексеева Л.В., Хорошилова А.А., Конышева И.И. О работе с документами на уроках истории: традиции и современность // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. -№2.

2. Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в средней школе. - М., 1982. - 223 с.

3. Полнер Е.Д. Комплексное применение средств обучения в кабинете истории // ПИШ - 1981. - № 3. - С. 242.

4. Потехин Е.В. Из опыта работы кабинета истории // ПИШ. - 1986. - № 6. - С. 127.

5. Степанов В.П. О хранении наглядных пособий // ПИШ. - 1980. - № 2. - С. 156.

THE SCHOOL HISTORY ROOM AND ITS IMPORTANCE IN EDUCATION AND

UPBRINGING

A.A. Tsirulina, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. The article examines the importance of the school history room in the work of a teacher in a history lesson. The author talks about the problems of equipping the historical study, as well as its impact on the educational process. The organization of the cabinet is being considered, so as to facilitate group work and discussions. The question is raised about promoting the development of teamwork, critical thinking and communication skills, which are important not only for studying history, but also for preparing students for future professional and social life.

Keywords: educational process, history classroom, education, learning tools, history lessons, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.