Научная статья на тему 'УРОК ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

УРОК ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактика / историческое мышление / методика / организация / урок истории / этапы урока / didactics / historical thinking / methodology / organization / history lesson / lesson stages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Р. Занозина

Цель данной статьи – представить доказательства, связанные с методологическими изменениями на уроках истории. Исходя из реальной обстановки в классе, для учащихся реализуются различные учебные предложения, чтобы противопоставить их восприятие, в соответствии с принятыми методами, технологиями и теоретическими подходами. Теория и практика объединяются в попытке установить другую форму преподавания истории, основанную на теории исторического мышления, задавая курс для тех учителей, которые хотят совершенствовать свои дидактические особенности. Мы осознаем необходимость оценки современных реалий, заключающимся в том, что учащиеся не могут мыслить, воспроизводя закрытые знания, которые практически не влияют на построение, ревизионизм или интерпретацию истории. Следовательно, важно расширить модель мышления, представленную в этой работе, и стремиться к развитию более открытого и демократического мышления, чтобы учащиеся могли успешно сталкиваться с социальными проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY LESSON IN THE SYSTEM OF HISTORICAL THINKING

The purpose of this article is to present evidence related to methodological changes in history lessons. Based on the real situation in the classroom, various educational proposals are implemented for students in order to contrast their perception, in accordance with accepted methods, technologies and theoretical approaches. Theory and practice combine in an attempt to establish another form of history teaching based on the theory of historical thinking, setting a course for those teachers who want to improve their didactic characteristics. We are aware of the need to assess modern realities, which consists in the fact that students cannot think by reproducing closed knowledge, which practically does not affect the construction, revisionism or interpretation of history. Therefore, it is important to expand the model of thinking presented in this work and strive to develop a more open and democratic mindset so that students can successfully face social problems.

Текст научной работы на тему «УРОК ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

УРОК ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ А.Р. Занозина, студент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-29-32

Аннотация. Цель данной статьи - представить доказательства, связанные с методологическими изменениями на уроках истории. Исходя из реальной обстановки в классе, для учащихся реализуются различные учебные предложения, чтобы противопоставить их восприятие, в соответствии с принятыми методами, технологиями и теоретическими подходами. Теория и практика объединяются в попытке установить другую форму преподавания истории, основанную на теории исторического мышления, задавая курс для тех учителей, которые хотят совершенствовать свои дидактические особенности. Мы осознаем необходимость оценки современных реалий, заключающимся в том, что учащиеся не могут мыслить, воспроизводя закрытые знания, которые практически не влияют на построение, ревизионизм или интерпретацию истории. Следовательно, важно расширить модель мышления, представленную в этой работе, и стремиться к развитию более открытого и демократического мышления, чтобы учащиеся могли успешно сталкиваться с социальными проблемами.

Ключевые слова: дидактика, историческое мышление, методика, организация, урок истории, этапы урока.

Российская система исторического образования - одна из наиболее устоявшихся моделей школьного процесса. Эта модель мышления об истории в ее различных концепциях и формах позволяет школьным учителям перенимать методы профессионального историка и погрузиться в разработку дидактики, основанной на исследованиях и критическом анализе.

Попытки демократизировать дисциплину историю увенчались успехом лишь частично, поскольку учебные программы по-прежнему имеют сильную властную, монотонную и однонаправленную тенденцию, отмеченную на практике стереотипами и образовательными традициями. В задаче продвижения исторических фактов и свидетельств с целью облегчения временной связи между прошлым и настоящим, необходимо обучать процедурам, используемым историком, а также углублять знания, оставленные наукой в этом отношении, которая, кстати, также опирается на источники как эпистемологический субстрат первого порядка. Чтобы внедрить эту практику в школьную среду, современный учитель истории должен быть

обучен ряду компетенций, которые связывают прошлое с его построением, подвергают сомнению, улучшают и понимают его. В последние годы, с появлением технологий, появились новые инициативы в области инноваций, с интересными проектами, осуществляемыми с точки зрения геймификации и других активных методов обучения, также усилившимися благодаря росту социальных сетей и новых онлайн-платформ распространения [4].

Новые методологии предлагают большие преимущества учащимся. Использование активных методов (тематические исследования, обучение на основе проектов, проблемное обучение или обучение на основе задач, сервисное обучение, «перевернутый класс», геймификация, эмпати-ческое моделирование или дидактические маршруты, среди прочего), методов сотрудничества (головоломка Аронсона, запрос колеса, общая доска, круг внутри-снаружи и т.д.) и даже альтернативной динамики, такой как невидимое обучение, расширенное обучение или множественная грамотность, открывают огромные возможности. Но, прежде всего, они способ-

ствуют внедрению новых образовательных тенденций, инновационных связей, практических и эффективных размышлений, а также современных средств коммуникации на службе обучения [3]. Крайне важно усилить преподавание социальных наук и историческое образование, ориентированное на компетенции, которое реализует стратегии и подходы, адаптированные к самым современным инновациям, и применяет активные методологии обучения, понимая, что они предлагают реальную альтернативу динамизации и модернизации образовательных процессов. С другой стороны, сочетание технологий и активных методов является необходимостью первостепенного порядка в поиске более практичной истории, преодолевающей статичную концепцию прошлого. Фактически, многие инструменты, доступные сегодня в классе, являются результатом внедрения технологий, которые стали обычным явлением, потому что они доступны каждому и приняты обществом. Следовательно, необходимо определить новые подходы к обучению как процессу, в котором технологии опосредуют и способствуют созданию синергии, выходящей за рамки имеющихся ресурсов. В этом смысле участие руководителей школ с более тесным присутствием в педагогической деятельности, требующей эффективного использования технологических ресурсов, становится нормой для организации учебного процесса [1].

Для организации исторического обучения ключевой осью является эпистемологическая и методологическая конструкция, формулирующая когнитивные навыки, которые позволяют переосмысливать историю, подвергать сомнению прошлые события и накапливать знания, облегчающие понимание мира посредством сложных процессов процедурного характера. Необходимо честное профессиональное занятие историографией, которое преодолевает дидактический традиционализм и развивает компетенции, обеспечивающие активную роль учащихся, создающие взаимную связь между прошлым и настоящим, чтобы продвигать критические и социально обсуждаемые эпистемологические построе-

ния, знакомя учащихся с многоперспективным и интерпретативным характером истории. В свете этого размышления стоит задать начальный вопрос: является ли трансмиссивное и дисциплинарное обучение непреодолимым разрывом? Ответ очевиден, и ключ лежит в методическом подходе.

Начальное ознакомление учащихся с историческими понятиями, которое школьники получают на организационной стадии проведения урока, включая понятия, основанные на историческом мышлении, технологиях, культурных ресурсах или других навыках воспитания гражданственности, обеспечивают первоначальное восприятие учащимися нейтрального характера с широко распространенными ценностями, как положительными, так и отрицательными. Самое низкое восприятие проявляется в низком использовании хронологии в классе, при изучении исторических документов и источников и, особенно, в низком использовании разнообразного обучения с использованием различных технологий на уроках истории. Время измеряется с помощью исторической хронологии, поэтому малое использование этого в классе может быть связано с тем, что учащиеся еще не приобрели или не усвоили конкретные исторические стратегии, которые развивают структуры, улучшающие понимание истории. С другой стороны, низкое использование исторических источников и документов свидетельствует лишь о стойкости традиционной модели обучения.

Организационный этап урока истории должен гарантировать формирование школьников как активных субъектов учебного процесса, заинтересованных в совместном решении поставленной учителем проблемы [2]. По этой причине необходимо предложить обновленную дидактику истории, адаптированную к текущим потребностям. Предложение, которое учит нас думать о прошлом, ценить настоящее и заботиться о будущем, то есть стремиться оценивать широкий спектр доступной информации и выходить за рамки традиционной рутины, развивать набор интеллектуальных навыков и стратегий, рука об ру-

ку с исследованиями, рефлексией и обучением критическому мышлению. Эти процедуры можно развить, научившись мыслить исторически. Эти предыдущие выводы послужили основой для реализации альтернативного плана обучения с классом в соответствии с этими принципами активного и критического обучения, чтобы провести сравнение с последующими этапами урока, которые следует составлять на основе преемственности и методологической сопряженностью.

В современном мире, где манипулировать так легко, характеристика высокоразвитых глобальных обществ укрепила системы отсчета, которые иногда приводят к следованию ложным ориентирам и порождают сомнения у граждан [5]. Перенося эти обстоятельства в контекст требований к уроку истории, необходимо научить школьников - особенно на этапе мотивации и задания алгоритма вектора продвижения - собственным критериям, которые позволят учащимся укрепить личностный позитив, что позволит им критически

торизма. Для этого дидактика исторического мышления должна стать одной из главных целей на ближайшие годы, укрепляя таким образом собственную культуру, которая модернизирует преподавание истории в нашей стране.

Наглядность и интерпретация исследований, в которых применяются методы и технологии, а также предложение альтернативных навыков, таких как использование источников, причинно-следственная связь для объяснения истории, эмпатия как ресурс для работы с перспективой исторического контекста, владение временностью для принятия изменений и постоянства, обоснование актуальности исторических фактов или этического аспекта знания прошлого, предлагают обзор наиболее успешных способов преподавания истории, обеспечивая тем самым более адекватное образование для школьников, в последующие годы знания о которых будут способствовать росту более образованных, рефлексивных и демократических обществ.

осмысливать происходящее с позиции ис-

Библиографический список

1. Слезин А.А., Щупленков О.В. Общественно-политические течения молодежи Российского зарубежья 1920-1930-х гг. в поисках сохранения национальной идентичности // Право и политика. - 2012. - № 7. - С. 1261-1271.

2. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Формирование новых образовательных технологий как фактор повышения качества и доступности образования // Современные подходы в отечественном и зарубежном образовании: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра. - 2018. - С. 123-133.

3. Щупленков О.В Воспитание патриотизма в новых исторических условиях // КБ: Педагогика и просвещение. - 2013. - № 3. - С. 70-112.

4. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Политическая социализация и идентичность в условиях трансформации российского общества // КБ: Проблемы общества и политики. -2013. - № 6. - С. 1-58.

5. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Факторный анализ развития отечественной образовательной системы // КБ: Педагогика и просвещение. -2014. - № 1. - С. 25-52.

- nedazozunecKue HayKU-

HISTORY LESSON IN THE SYSTEM OF HISTORICAL THINKING A.R. Zanozina, Student

Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. The purpose of this article is to present evidence related to methodological changes in history lessons. Based on the real situation in the classroom, various educational proposals are implemented for students in order to contrast their perception, in accordance with accepted methods, technologies and theoretical approaches. Theory and practice combine in an attempt to establish another form of history teaching based on the theory of historical thinking, setting a course for those teachers who want to improve their didactic characteristics. We are aware of the need to assess modern realities, which consists in the fact that students cannot think by reproducing closed knowledge, which practically does not affect the construction, revisionism or interpretation of history. Therefore, it is important to expand the model of thinking presented in this work and strive to develop a more open and democratic mindset so that students can successfully face social problems.

Keywords: didactics, historical thinking, methodology, organization, history lesson, lesson stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.